Методическая копилка
методическая разработка по информатике и икт по теме

Спицына Елена Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Документы и делопроизводство Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»

Слайд 2

Цели урока: Узнать, что такое делопроизводство и документ Каковы функции документов и их классификация. Каковы основные задачи делопроизводства.

Слайд 3

Из истории История создания документа тесно связана с эволюцией рисунка и письменности. Материальные носители документа – клинописные таблички и папирус, берестяные грамоты и пергамент, бумага. Столетия документы писали от руки, и лишь в конце 19 века в дело создания документа пришла механизация. Но, не смотря на появление пишущих машинок, процесс создания документа оставался трудоемким. При малейших опечатках или внесениях изменений в документ его приходилось перепечатывать. Термин «документ» появился в русском языке благодаря Петру I , он же и ввел соответствующую регламентацию работы с документами, которая теперь получила название «делопроизводство»

Слайд 4

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО : ведение канцелярских дел; деятельность, охватывающая документирование и организа­цию работы с документами.

Слайд 5

ДОКУМЕНТ: латинское слово documentum (от doceo — «учу» или «изве­щаю») означает «доказательство», «свидетельство»; деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь; письменное свидетельство о чем-нибудь; материальный объект, являющийся носителем определенной информации и предназначенный для ее передачи во времени и пространстве.

Слайд 6

Документ — это носитель информации. Делопроизводство — процесс создания, обработки и хранения документа.

Слайд 7

Документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке, называется официальным документом. Официальный документ, используемый в текущей деятельности организации, называют служебным документом.

Слайд 8

Если документ создан лицом вне сферы его служебной или общественной деятельности, то он считается документом личного происхождения.

Слайд 9

Функции документа:

Слайд 10

К лассификация документов

Слайд 11

ЗАДАЧИ ДЕЛОПРОЗВОДСТВА:

Слайд 12

Практическая работа Знакомство с различными типами документов

Слайд 13

Подведение итогов Что такое документ? Что такое делопроизводство? Кто ввел в русский язык термин «делопроизводство»? Какова основная функция документа? Как можно классифицировать документы?

Слайд 14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Записи в тетради Составить объяснительную записку



Предварительный просмотр:

Зачетная работа «Кодирование и обработка текстовой информации»

Теоритическая часть.

  1. При составлении сообщения использовали 128-символьный алфавит. Каким будет информационный объем (в килобайтах) такого сообщения, если оно содержит 2048 символов?
  2. Информационное сообщение 3 Кбайта  содержит 3072 символа. Каков размер алфавита, с помощью которого оно  было составлено?
  3. * Найдите х: 8х бит= 32 Кбайта.

Практическая часть.

  1. Наберите формулы для вычисления корней квадратного уравнения.

  1. Создать текст по образцу.

СЕВЕРНОЕ

ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МОСКОВСКОГО

ДЕПАРТАМЕНТА

ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 1234

ул. Алексеевская, д.12

от_______________№_____________

№_______________от_____________

СПРАВКА

Выдана Евсеевой Марии в том, что она учится в 10 классе учебно-воспитательного комплекса № 1234 Северного округа г.Москвы.

Директор УВК № 1234                                                 /В.И.Прохоров/

  1. Создайте одно из приглашений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) База данных (БД) — организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения различного рода программными системами.

Слайд 2

Структура БД И ерархическая ( древовидная) С етевая Р еляционная ( табличная).

Слайд 3

Табличная база данных Сч Наименование Описание Поставщик Адрес Цена (руб) 1 Системный блок Pentium Фирма 1 Адрес 1 10000 2 Системный блок Pentium Фирма 2 Адрес 2 9000 3 Монитор 15” Фирма 1 Адрес 1 5000 4 Монитор 15” Фирма 2 Адрес 2 6 000 5 Клавиатура 104 кл Фирма 1 Адрес 1 250 6 Клавиатура 104 кл Фирма 2 Адрес 2 300 7 Мышь 3 кн. Фирма 1 Адрес 1 100 8 Мышь 3 кн. Фирма 2 Адрес 2 150 Поле - столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства Запись – строка, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях БД Ключевое поле – это поле, значения которого однозначно определяют запись в таблице.

Слайд 4

Тип поля Счетчик . Содержит последовательность целых чисел, которые задаются автоматически при вводе записей. Эти числа не могут быть изменены пользователем. Текстовый. Содержит символы различный типов. Числовой. Содержит числа различных типов. Дата/Время . Содержит даты или время. Картинка . Содержит изображения. Логический. Содержит значения Истина (Да) или Ложь (Нет) Гиперссылка. Содержит гиперссылку. Набор свойств: Размер поля. Определяет максимальную длину текстового или числового поля. Формат поля. Устанавливает формат данных. Обязательное поле . Указывает на то, что данное поле обязательно надо заполнить.

Слайд 6

Система управления базами данных (СУБД) – это программа, позволяющая создавать базы данных, а также обеспечивающая обработку (сортировку) и поиск данных. Объекты базы данных: Таблицы – содержат информацию об объектах. Запросы - отбор данных на основании заданных условий Формы – позволяют отображать данные, содержащиеся только в одной записи. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты. Отчеты – предназначены для печати данных в красиво оформленном виде.

Слайд 7

Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных «Процессоры»



Предварительный просмотр:

Циклы. Произведение

Дана последовательность вещественных чисел , в которой первый член неотрицателен, а также присутствует хотя бы один член, меньший нуля. Необходимо найти произведение всех элементов последовательности, предшествующих первому отрицательному члену. Пусть - номер первого отрицательного члена последовательности. Тогда вы должны вычислить:

Формат входных данных

Во входном файле записана последовательность вещественных чисел, по модулю не превосходящих 10.
Длина последовательности не превосходит 20. Числа разделяются пробелами и заданы с 6 знаками после десятичной точки.

Формат выходных данных

В выходной файл выведите ответ на поставленную задачу не менее чем с 6 знаками после десятичной точки.

Примеры:

Вход

1.000000 2.500000 -3.000000 14.000000

Выход

2.500000

var

inp,outp :         text;

a, p:         real;

begin

p:=1;

assign(inp, 'input.txt');

reset(inp);

read(inp, a);

while a>=0 do begin

            p:=p*a;

            read(inp, a);

            end;

assign(outp, 'output.txt');

rewrite(outp);

write(outp,p:0:6);

close(inp);

close(outp);

end.

Циклы. Сумма квадратов

Дана последовательность вещественных чисел , в которой первый член неотрицателен, а также присутствует хотя бы один член, меньший нуля. Необходимо найти сумму квадратов всех
элементов последовательности, предшествующих первому отрицательному члену. Пусть
- номер первого отрицательного члена последовательности. Тогда вы должны вычислить:

Формат входных данных

Во входном файле записана последовательность вещественных чисел, по модулю не превосходящих 10.
Длина последовательности не превосходит 20. Числа разделяются пробелами и заданы с 6 знаками после десятичной точки.

Формат выходных данных

В выходной файл выведите ответ на поставленную задачу не менее чем с 6 знаками после десятичной точки.

Примеры:

Вход

1.000000 2.500000 -3.000000 14.000000

Выход

7.250000

var

inp,outp :         text;

a, s:         real;

begin

assign(inp, 'input.txt');

reset(inp);

read(inp, a);

s:=0;

while a>=0 do begin

            s:=s+a*a;            ;

            read(inp, a);

            end;

assign(outp, 'output.txt');

rewrite(outp);

write(outp,s:0:6);

close(inp);

close(outp);

end.

Циклы. Знакопеременная сумма

Дана последовательность вещественных чисел , в которой первый член неотрицателен,
а также присутствует хотя бы один член, меньший нуля. Пусть
- номер первого отрицательного
члена последовательности. Тогда вы должны вычислить следующую величину:

Формат входных данных

Во входном файле записана последовательность вещественных чисел, по модулю не превосходящих 10.
Длина последовательности не превосходит 20. Числа разделяются пробелами и заданы с 6 знаками
после десятичной точки.

Формат выходных данных

В выходной файл выведите ответ на поставленную задачу не менее чем с 6 знаками после десятичной точки.

Примеры:

Вход

1.000000 2.500000 1.500000 -3.000000 14.000000

Выход

0.000000

var

inp,outp :         text;

a, s:         real; n:shortint;

begin

assign(inp, 'input.txt');

reset(inp);

read(inp, a);

s:=0;

n:=-1;

while a>=0 do begin

            n:=-n;

            s:=s+n*a;            ;

            read(inp, a);

            end;

assign(outp, 'output.txt');

rewrite(outp);

write(outp,s:0:6);

close(inp);

close(outp);

end.

Циклы. Корень из произведения

Дана последовательность вещественных чисел , в которой первый член неотрицателен, а также присутствует хотя бы один член, меньший нуля. Необходимо найти квадратный корень из произведения всех элементов последовательности, предшествующих первому отрицательному члену.
Пусть
- номер первого отрицательного члена последовательности. Тогда вы должны вычислить:

Формат входных данных

Во входном файле записана последовательность вещественных чисел, по модулю не превосходящих 10.
Длина последовательности не превосходит 20. Числа разделяются пробелами и заданы с 6 знаками после десятичной точки.

Формат выходных данных

В выходной файл выведите ответ на поставленную задачу не менее чем с 6 знаками после десятичной точки.

Примеры:

Вход

1.000000 2.500000 -3.000000 14.000000

Выход

1.581139

var

inp,outp :         text;

a, p:         real;

begin

p:=1;

assign(inp, 'input.txt');

reset(inp);

read(inp, a);

while a>=0 do begin

            p:=p*a;

            read(inp, a);

            end;

assign(outp, 'output.txt');

rewrite(outp);

p:=sqrt(p);

write(outp,p:0:6);

close(inp);

close(outp);

end.

Циклы. Сумма

Дана последовательность вещественных чисел , в которой первый член неотрицателен, а также присутствует хотя бы один член, меньший нуля. Пусть - номер первого отрицательного члена последовательности. Тогда вы должны вычислить следующую величину:

Формат входных данных

Во входном файле записана последовательность вещественных чисел, по модулю не превосходящих 10.
Длина последовательности не превосходит 20. Числа разделяются пробелами и заданы с 6 знаками после десятичной точки.

Формат выходных данных

В выходной файл выведите ответ на поставленную задачу не менее чем с 6 знаками после десятичной точки.

Примеры:

Вход

1.000000 2.500000 -3.000000 14.000000

Выход

6.000000

var

inp,outp :         text;

a, s:         real; n:shortint;

begin

assign(inp, 'input.txt');

reset(inp);

read(inp, a);

s:=0;

n:=0;

while a>=0 do begin

            n:=n+1;

            s:=s+n*a;            ;

            read(inp, a);

            end;

assign(outp, 'output.txt');

rewrite(outp);

write(outp,s:0:6);

close(inp);

close(outp);

end.

Циклы с параметром. Задача 1

Задано целых чисел. Необходимо найти среди них максимальное.

Формат входных данных

В первой строке входного файла записано число . В следующий строке через пробел записаны целых чисел, по модулю не превосходящих .

Формат выходных данных

Вывести в выходной файл единственное число - искомое максимальное.

Примеры:

Вход

5

1 4 -5 2 0

Выход

4

    var n,x,max,i:longint;

    begin

    assign(input,'input.txt');

    assign(output,'output.txt');

    reset(input);

    rewrite(output);

    readln(n);read(x); max:=x;

    for i:=2 to n do begin

    read(x);

    if x>max then max:=x; end;

    writeln (max);

    close (input);

    close(output);

    end.

Циклы. Задача 1.1

Дано натуральное число . Найти количество делителей этого числа.

Формат входных данных

Во входном файле записано число .

Формат выходных данных

Вывести в выходной файл количество делителей числа (включая и само число ).

Примеры:

Вход

12

Выход

6

    var

 n,k,i:longint;

    begin

    assign(input,'input.txt');

    assign(output,'output.txt');

    reset(input);

    rewrite(output);

    readln(n);k:=0;

    for i:=1 to n do

    if n mod i=0 then k:=k+1;writeln(k);

    close (input);

    close(output);

    end.

Циклы. Задача 1.2

Дано натуральное число . Необходимо разложить его на простые множители.

Формат входных данных

Во входном файле записано число .

Формат выходных данных

В выходной файл выведите искомые простые множители в порядке возрастания.

Примеры:

Вход

12

Выход

2 2 3

Вход

1030

Выход

2 5 103

var i,n,k:longint;

begin

assign (input, 'input.txt');

assign (output, 'output.txt');

reset(input);

rewrite(output);

read(input, n);

k:=2;

while n>1 do

if n mod k=0 then begin write(output,k,' '); n:=n div k end

             else  k:=k+1;

end.

Циклы. Задача 1.3

Дано натуральное число . Определить, является ли оно простым.

Формат входных данных

Во входном файле записано .

Формат выходных данных

Вывести в выходной файл , если простое и в обратном случае.

Примеры:

Вход

13

Выход

Yes

Вход

117

Выход

No

var

  i,k,n:longint;

begin

assign(input,'input.txt');

assign(output,'output.txt');

reset(input);rewrite(output);

readln (n); k:=0;

for i:=1 to n do

if n mod i=0 then k:=k+1;

if k=2 then writeln ('Yes')

else writeln ('No');

close(input);close(output);

end

Циклы. Задача 1.4

Дано натуральное число . Определить, является ли оно квадратом простого числа.

Формат входных данных

Во входном файле записано .

Формат выходных данных

Вывести в выходной файл , если - квадрат простого и в обратном случае.

Примеры:

Вход

2

Выход

No

Вход

9

Выход

Yes

var

x:real;

n,y,k,i:longint;

begin

assign(input,'input.txt');

assign(output,'output.txt');

reset(input); rewrite(output);

readln (n);

x:=sqrt(n);

y:=trunc(x);

if y*y=n   then

begin

k:=0;

for i:=1 to  n do

if y mod i=0   then  k:=k+1;

if k=2 then write ('YES')

else writeln  ('NO')

end

else writeln ('NO');

close(input);

close(output);

end.

Вложенные циклы. Задача 1.1

Даны два натуральных числа и . Вывести все простые числа из отрезка .

Формат входных данных

В первой строке входного файла записаны два натуральных числа и .

Формат выходных данных

В выходной файл выведите все простые числа из заданного отрезка в порядке возрастания.

Примеры:

Вход

2 15

Выход

2 3 5 7 11 13


Вложенные циклы. Задача 1.4

Дано простое число . Найти ближайшее к нему простое число, большее .

Формат входных данных

Во входном файле записано <.

Формат выходных данных

Вывести в выходной файл искомое простое число.

Примеры:

Вход

2

Выход

3

Вход

13

Выход

17

var

  n,p,j,k:longint;

begin

assign(input,'input.txt');

assign(output,'output.txt');

reset(input);rewrite(output);

readln (n); p:=0; n:=n+1;

while (n>0) and (p<1) do

begin k:=2;

for j:=2 to n div 2 do

if n mod j=0 then k:=k+1;

if k=2 then begin  write (n,' ');

p:=p+1

end;

n:=n+1;

end;

close(input);close(output);

end.


Вложенные циклы. Задача 1.6

Дано натуральное число . Найти ближайших простых чисел, меньших .

Формат входных данных

Во входном файле записано .

Формат выходных данных

Вывести в выходной файл, разделяя пробелами, три искомых простых чисел в порядке убывания значений.

Примеры:

Вход

6

Выход

5 3 2

var n:longint;

    j:longint;p,k:byte;

begin

assign(input,'input.txt');

         assign(output,'output.txt');

         reset(input);rewrite(output);

         readln(n);p:=0;n:=n-1;

         while (n>0) and (p<3) do begin

               k:=2;

               for j:=2 to n div 2 do

               if n mod j=0 then k:=k+1;

               if k=2 then begin

               write (n,' ');

               p:=p+1;

               end;

          n:=n-1;

         end;

close(input);close(output);

end.


Вложенные циклы. Задача 8.2

Вычислите сумму ряда для каждого значения с шагом . Вычисление производить до тех пор, пока очередной член больше .

Формат входных данных

Во входном файле задано два действительных числа: и .
(
, )

Формат выходных данных

В выходной файл выведите таблицу, состоящую из двух колонок. Первая колонка содержит значения , а вторая содержит приближенную сумму ряда при соответствующем значении . Действительные числа выводите ровно с 8 знаками после запятой. Если через операций слагаемое так и не стало меньше , то считайте, что ряд расходится, а в качестве суммы выведите "0.00000000".

Примеры:

Вход

0.40000000 0.00001000

Выход

0.10000000 0.05025000

0.50000000 0.28570557


Вложенные циклы. Задача 8.5

Вычислите сумму ряда для каждого значения с шагом . Вычисление производить до тех пор, пока очередной член больше .

Формат входных данных

Во входном файле задано два действительных числа: и .
(
, )

Формат выходных данных

В выходной файл выведите таблицу, состоящую из двух колонок. Первая колонка содержит значения , а вторая содержит приближенную сумму ряда при соответствующем значении . Действительные числа выводите ровно с 8 знаками после запятой. Если через операций слагаемое так и не стало меньше , то считайте, что ряд расходится, а в качестве суммы выведите "0.00000000".

Примеры:

Вход

0.90000000 0.01000000

Выход

0.05000000 0.98333333

0.95000000 0.74350000


Амебы

Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Определите, сколько амеб будет через часов.

Формат входных данных

На вход программе подается единственное целое число (). Гарантируется, что делится на 3.

Формат выходных данных

Выведите единственное число - ответ на задачу.

Примеры:

Вход

9

Выход

8

var n,x,i:integer;

 begin

 assign(input,'input.txt');

 assign(output,'output.txt');

 reset(input);

 rewrite(output);

 readln(n);

 x:=1;

 for i:=1 to n div 3 do x:=x*2;

 writeln(x);

 close(input);

 close(output);

 end.


Винни Пух

На каждом следующем дне рождения Винни Пух съедает столько же меда, что и на двух предыдущих. На двух первых днях рождения у Пяточка и у Кролика он съел по 100 г меда. Написать программу, определяющую, сколько килограммов меда съест Винни Пух на -ом дне рождения.

Формат входных данных

Во входном файле задано единственное число ().

Формат выходных данных

Выведите, сколько килограммов меда съест Винни Пух на этот день рождения с точностью до одного знака после десятичной точки.

Примеры:

Вход

1

Выход

0.1

Вход

4

Выход

0.3

var

  n,i:byte;

  a,c,b:real;

begin

assign(input,'input.txt');

assign(output,'output.txt');

reset(input);rewrite(output);

readln (n); a:=0.1; b:=0.1;

if n<3 then c:=a;

for i:=3 to n  do

begin c:=a+b;

a:=b;

b:=c;

end;

writeln (c:0:1);

close(input);close(output);

end.


Богатый дядюшка

Мой богатый дядюшка подарил мне один доллар на мой первый день рождения. В каждый следующий день рождения он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов, сколько лет мне исполнялось. Напишите программу, подсчитывающую общую сумму денег, подаренных к -му дню рождения.

Формат входных данных

На вход программе подается единственное число .

Формат выходных данных

Выведите единственное число - ответ на задачу.

Примеры:

Вход

1

Выход

1

Вход

5

Выход

99

Татьяна Ларина

Татьяна Ларина, читая очередной французский роман, подсчитала сумму номеров прочитанных страниц. Обозначим сумму . Напишите программу, определяющую номер последней прочитанной страницы.

Формат входных данных

На вход программе подается единственное число , подсчитанное Татьяной.

Формат выходных данных

Выведите единственное число - ответ на задачу.

Примеры:

Вход

6

Выход

3



Предварительный просмотр:

Обработка числовой информации.

  1. Среди указанных адресов ячеек выбрать абсолютный

А). В12     В). $В12           С). $В$12              D).+B12.

      2.   В ячейке А1 находится число 1, в ячейке В1 – число 2, в ячейке А2 – число3, в ячейке В2 – число 4, в ячейке D1 записана формула =СРЗНАЧ (А1:В1). В результате в ячейке будет…

               1. 1,5;

               2. 2,5;

               3. 10;

               4 . Сообщение об ошибке.

     3.   Дан фрагмент электронной таблицы

       

    Каким будет содержимое ячейки D2, если в нее скопировать содержимое ячейки D1

  1). 3;        2). 7;    3). = 1+ В1;        4). = 1+$В$1.

     4. При копировании содержимого ячейки D1 в ячейку D2 появилось сообщение #ДЕЛ/0!:

Это сообщение свидетельствует о том, что…

  1. Произошел сбой в программе, нужно перезагрузиться;
  2. Результат деления не поместился в ячейку D2;
  3. В операции деления участвуют данные разных типов;
  4. В ячейке D2 появилась формула А2/В2, а так как в ячейке В2 находится число 0, то появляется сообщение  об ошибке.

  1. В ячейке А1 находится число 1 в ячейке В1 – число 2. В ячейке D1 записана формула = ЕСЛИ (А1> В1; «Хорошо»; «Плохо»). В результате в этой ячейке будет…

         1). Хорошо;        2). Плохо;                 3). Сообщение об ошибке;       4). -1

Ведомость на выдачу заработной платы

Месяц_________________                     Год______________

№ п/п

Фамилия, имя отчество

Оклад

Налоги

Сумма к выдаче

Число детей

Профс.

Пенс.

Подоход.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ИТОГО

Главный бухгалтер:                     /Иванова Т.И./              Кассир:                 /Петрова М.К/

Ключ к заданию:

  1. Профсоюзный и пенсионный налоги составляют по 1% от оклада.
  2. Подоходный налог рассчитать по формуле: 13 % от оклада за вычетом  минимальной заработной платы (1400 руб) и пенсионного налога.
  3. Построить диаграмму, отражающую начисления сотрудников

Ведомость на выдачу заработной платы

Месяц_________________                     Год______________

№ п/п

Фамилия, имя отчество

Оклад

Налоги

Сумма к выдаче

Число детей

Профс.

Пенс.

Подоход.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ИТОГО

Главный бухгалтер:                     /Иванова Т.И./              Кассир:                 /Петрова М.К/

Ключ к заданию:

  1. Профсоюзный и пенсионный налоги составляют по 1% от оклада.
  2. Подоходный налог рассчитать по формуле: 13 % от оклада за вычетом  минимальной заработной платы (1400 руб) и пенсионного налога.
  3. Построить диаграмму, отражающую начисления сотрудников



Предварительный просмотр:

Ребята, прежде чем приступить к решению следующей задачи, я хочу процитировать следующие строки, которые принадлежат Анне Ахматовой:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг. Ученые установили, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость. Периодичность ритма составляет 23 дня. Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням. Интеллектуальный цикл определяет мыслительные способности, способность обрабатывать информацию. Цикличность его – 33 дня.
Вот так выглядят биоритмы графически.

В каждом из трех циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая – неблагоприятной, пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что должно произойти несчастье, просто в этот день нужно быть начеку, так как ваши физические, интеллектуальные или эмоциональные возможности снижены.
Если мы внимательно посмотрим на графики, то можно сделать вывод, что

биологические ритмы могут быть описаны функциями вида

y = sin(2П( t – t0 )/Tk)

где t - время, Tk - периоды, t0 - дата рождения.

Началом всех трех кривых является день рождения t = t0, sin(0)=0.
Всегда интересно соответствие теории и практики.
День смерти человека можно воспринимать по-разному. Но то, что это критический день, я думаю, вы со мной согласитесь. Рассмотрим несколько примеров биоритмов известных людей в день их смерти:

Слайд 11,12, 13

Как мы знаем, С.Есенин покончил жизнь самоубийством. На графиках 27 и 28 декабря мы видим упадок эмоционального цикла.

Графики показывают, что в день смерти или накануне у данных людей биоритмы находятся в критической точке.
Я приготовила для нашего маленького исследования стихотворение Есенина, написанное 27 октября 1925 года.
Цветы мне говорят – прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край.
Любимая, ну что ж! Ну что ж!
Я видел их и видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю…
И потому, что я постиг
Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,-
Я говорю на каждый миг,
Что все на свете повторимо.
Не все ль равно – придет другой,
Печаль ушедшего не сгложет,
Оставленной и дорогой
Пришедший лучше песнь сложит.
И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом.
Итак, наша цель – построить биоритмы конкретного человека, Сергея Есенина, и проанализировать состояние его биоритмов в момент написания стихотворения.
Формулы для построения графиков функций нам уже известны. Заготовкадля работы уже есть.
Слайд 15
В качестве дня рождения – день рождения С.Есенина 3 октября 1895 года
Дата начала прогноза – 20 октября 1925 г .
Ячейка А7= Е3 А8=А7+1, маркером автозаполнения растягиваем до 30 дней.
Вычисляем количество прожитых дней.
В7=А7-$2.  Но даты принимаются только с 1900 года,
Для того, чтобы избежать ошибки пишем  дату рождения 3.10.1900 и В7=А7-$2+ 1826, растягиваем формулу.
Заполняем физический биоритм =SIN(2*ПИ()*B7/23),
Аналогично рассчитываем эмоциональный и интеллектуальный биоритмы.
Строим график:
Слайд 16
Стихотворение, которое мы анализируем, написано 27 октября.
Эмоциональный биоритм – спад, прослеживается апатия, пессимистическое отношение к окружающему, грусть
Интеллектуальный биоритм – пик, ощущение, что стихотворение написано на едином дыхании, будто автор просто рассуждал в стихах, может быть, поэтому есть точная дата.
Физический биоритм – спад физической активности, выносливость и тонус организма снижаются, энергичность уступает лености.
Как мы видим, стихотворение не опровергает теории биоритмов.
А теперь попробуйте рассчитать свои биоритмы на месяц и ответьте на
вопросы:
-У  кого сегодня физический, эмоциональный, интеллектуальный подъем/спад.
-Как вы чувствуете, соответствует это полученным данным?
- Выберите дни, когда ваши ответы на уроках будут наиболее удачными,
а когда –наименее.
-Выберите подходящие дни для сдачи зачета по физкультуре.
-Какая неделя месяца самая благоприятная?
-Какую еще информацию вы увидели на диаграмме?
В качестве дополнительного задания:
проверить людей на совместимость (Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей

V. Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке мы в очередной раз убедились в многофункциональности возможностей компьютерной техники. А именно, в возможностях электронных таблиц Excel. Мы увидели, что с помощью этой программы можно решить и математические, и биологические, и оптимизационные задачи, вспомнили, как выбирается оптимальная структура таблицы, как используются различные виды ссылок. Т.е. цель нашего урока полностью достигнута.
В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать любую дисциплину и составить задачу с использованием программы MS Excel.
Окончание урока.
Выставление оценок.
Спасибо всем за работу. До свидания.



Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме: «Решение задач по моделированию в Microsoft Excel»

Предметная область «Экология»

Задача 1.

Представьте себе, что на Земле останется только один источник пресной воды – озеро Байкал. На сколько лет Байкал обеспечит население всего мира водой?

Решение:

Постановка задачи:

Цель моделирования – определить количество лет. В течение которых Байкал обеспечит население всего мира водой, исследовать построенную модель.

Объектом моделирования является система, состоящая из двух компонентов: озера Байкал и населения Земли.

Зная количество воды в Байкале, численность населения Земли и потребляемость воды на 1 человека, можно найти, на сколько лет ее хватит. При составлении этой модели мы не учитываем возможные изменения климатических условий. Мы также считаем постоянным численность населения Земли и потребляемость воды на 1 человека в день. (Человечество потребляет на свои нужды огромное количество пресной воды. Основными ее потребителями являются промышленность, сельское и коммунально-бытовое хозяйство. Объем потребляемой воды зависит от уровня жизни, составляя от 3 до 700 л на 1 человека в день).

Разработка модели.

Для построения математической модели определим исходные данные. Обозначим:

V – объем озера Байкал – 23000 км3;

N – население Земли – 6 млд. человек;

p – потребление воды в день на 1 человека (в среднем) 300л.

Так как 1 литр = 1 дм3 воды, необходимо выполнить перевод V воды озера из км3 в дм3, V (км3)=V*109 (м3)=V*1012(дм3).

Результат – количество лет, за которое население Земли использует воды Байкала, - обозначим g.

Итак, g=(V*1000000000000)/(N*p*365).

Так выглядит электронная таблица в режиме отображения формул:

А

В

1

Задача об использовании вод Байкала

2

Исходные данные:

3

V (км3)

4

N (чел.)

5

p (л)

6

g (год)

=(В3*1000000000000)/(В4*В5*365)

Компьютерный эксперимент.

  1. Самостоятельно введите в компьютерную модель исходные данные.

А

В

1

Задача об использовании вод Байкала

2

Исходные данные:

3

V (км3)

4

N (чел.)

5

p (л)

6

g (год)

  1. Сколько лет можно будет пользоваться водами Байкала, если потребляемость воды увеличится до 400л на человека?
  2. Сколько лет можно будет пользоваться водами Байкала, если население Земли уменьшится до 5,7 млд. человек?

Анализ результатов.

Построенная модель позволяет прогнозировать время использования вод Байкала с учетом потребляемости воды на 1 человека.

Задача 2.

Самостоятельно построить таблицу, в которой представлены результаты контрольной работы 10 учащихся. Вычислить в таблице средний балл за контрольную работу. (Таблица должна отображать предмет, класс, дату проведения контрольной работы, тему контрольной работы, 10 фамилий учащихся и их оценки).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объектно-ориентированное программирование. Интегрированная среда разработки Visual Basic .

Слайд 2

В объектно-ориентированных языках программа выполняется в зависимости от того, какие наступают события . Эти события могут быть вызваны, например, действиями самого пользователя (нажал на клавишу, щелкнул указателем мыши по экранной кнопке и др.) или сообщениями от системы (компонентов компьютера). Это программирование, направленное на объекты. Объект ( object ) - это все, что нас окружает и с чем мы можем взаимодействовать (потрогать, увидеть, услышать, измерить, провести эксперимент и т.д.) Окна, рисунки, надписи, меню, кнопки. В каждый момент времени объект характеризуется присущим именно ему набором свойств ( properties ) и методов ( methods , операциями совершаемыми над объектами или самим объектом), а также реагирует на события ( event ).

Слайд 3

Запуск программы Запуск программы с рабочего стола осуществляется щелчком по значку В появившемся окне выбрать Create: Project… Щелкнуть по значку

Слайд 4

Графический интерфейс и событийные процедуры Форма – это объект, представляющий собой окно на экране, в котором размещаются управляющие элементы. Управляющие элементы – это объекты, являющиеся элементами графического интерфейса приложения и реагирующие на события, производимые пользователем или программными объектами. TextBox – текстовое поле Label - метка Button – командная кнопка PictureBox - графическое окно Событийная процедура представляет собой программу, которая начинает выполняться после реализации определенного события

Слайд 5

Интегрированная среда разработки языка Visual Basic Окно Конструктор форм Панель инструментов Свойства объекта

Слайд 6

Типы переменных Название типа Размер в байтах Описание и диапазон значения Byte 1 Целые числа от 0 до 255 Boolean 2 Логическое значение True и False Date 8 Дата от 1 января 100 года до 31 декабря 9999 года. Диапазон времени 00:00:00 до 23:59:59. Integer 2 Все целые числа от -32 768 до 32 767 Long 4 Все целые числа от – 2 147 483 648 до 2 147 483 647 Single 4 Отрицательные числа от -3.4х1038 до -1.4х10-45; Положительные числа от 1.4х10-45 до 3.4х1038 String 1 Используется для хранения текста. Может содержать от 0 символов до приблизительно 2 миллиардов символов Variant 16 байт + 1 байт/символ Тип Variant может хранить любой другой тип данных. Диапазон для данных типа Variant зависит от фактически сохраняемых данных. В случае текста диапазон соответствует строковому типу; в случае чисел диапазон такой, как у типа Double Double 8 Отрицательные числа от –1.8х10308 до -4.9х10-324; Положительные числа от 4.9х10-324 до 1.8х10308 Currency 4 Тип Currency используется для хранения чисел, когда точность крайне важна, что бывает при вычислениях с денежными единицами



Предварительный просмотр:

Алгоритмы и исполнители.

1.Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма:

Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.

1)

1

2)

45

3)

55

4)

66

ЕГЭ- 2006 (демонстрационный вариант)

2. Составить блок-схему для вычисления значения функции

                          -1 при х<0,

                у =    0 при х=0,

                          1  при  x>0.

Решение.

             3. У исполнителя Вычислитель имеется 2 команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 1

2. умножь на 3

       По команде 1, Вычислитель прибавляет к числу 2, а по команде 2 – утраивает его. Записать порядок команд для получения  из числа 1 числа 99. Программа должна содержать не более 5 команд.

      Например, программа 21212 делает так:

          Умножь на 3

          Прибавь 2

Умножь на 3

Прибавь 2

Умножь на 3

Таким образом, из исходного числа 1 программа-пример получит 51

Ответ. 22122

            4. Фрагмент алгоритма изображен в виде блок-схемы. Определите, какое значение переменной S будет напечатано в результате выполнения алгоритма.

1) 5     2) 6     3) 8     4)10

               

               5. Какое из перечисленных свойств не является свойством алгоритма

               1)  дискретность

               2) массовость

               3) автоматизация

               4) детерминированность

               



Предварительный просмотр:

2 вариант.

1. При выключении компьютера вся информация теряется …

А) На гибком магнитном диске.                Б) На жестком магнитном диске.

В) На CD-ROM диске.                        Г) В оперативной памяти.

2. Вершиной иерархической системы папок графического интерфейса Windows является папка...

А) Рабочий стол.                        Б) Корневого каталога диска.

В) Мой компьютер.                        Г) Сетевое окружение.

3. Драйвер это - …

А) устройство компьютера.  Б) программа, обеспечивающая работу устройств компьютера.

В) Вирус.                          Г) Антивирусная программа.

4. Может ли произойти заражение компьютерными вирусами в процессе работы с электронной почтой?

А) Да, при чтении текста почтового сообщения.  Б) Да, при открытии вложенных в сообщение файлов.

В) Да, в процессе работы с адресной книгой.        Г) Не может произойти.

5.Каково основное преимущество жидкокристаллического монитора перед монитором с электронно-лучевой трубкой?

А) Меньшая цена                           Б) Компактные размеры

В) Более долгий срок службы        Г) Нет преимуществ

 

6. Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.TXT. Каково имя каталога, в котором находится файл PROBA.TXT?

а) DOC

в)C:\ DOC\PROBA.TXT

б) PROBA.TXT

г) TXT

7.Ячейка памяти, хранящая один двоичный знак называется:

        а) байт    б) бит    в) Кбайт  г) адрес

8. Какое количество информации может обработать за одну операцию 32 разрядный процессор.

А) 32 байт     Б) 32 бит       В) 32 Кбайт  Г)  1/32 байт

9. Тактовая частота современных процессоров находится в диапазоне

        а) 66 МГц – 266 Мгц

        б) 1700Мгц – 3000 Мгц

        в) 300 Мгц – 700 МГЦ

        г)  5000 Мгц – 10000 МГц

10. К системному ПО не относятся:

        а) Операционная система   б) Программы обслуживания диска

        в) Текстовые редакторы       г) Антивирусные программы

11.К системам программирования относятся:

        а) Операционная система                б) Языки программирования

        в) Графические редакторы                в) Сетевое ПО

12. На какие диски нельзя многократно записывать  информацию?

А) Жесткий диск                б) Дискета             в) CD-RW       г) CD

13. Какое техническое устройство непосредственно выполняет обработку информации.

         А) Жесткий диск                                   б) Процессор  

 в) Оперативная память                            г) Монитор

14. К какому типу файлов относится файл   alfa.doc

а) Программы                Б) Текстовый файл

В) Графический файл        Г) Звуковой файл.

15. Наименьшей информационной емкостью обладает:

        А) Дискета     б) Лазерный диск    в)DVD диск   г) Жесткий диск.

16. Какое из устройств не является устройством вывода информации:

  1. Принтер;
  2. Акустические колонки;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Плоттер.

17. Операционная система – это ...

  1. программа, обеспечивающая управление базами данных;
  2. антивирусная программа;
  3. программа, управляющая работой компьютера;
  4. система программирования.



Предварительный просмотр:

1. Сообщение, записанное буквами 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?

Решение:

Один символ алфавита несет в себе 6 бит информации (2^6=64),
Соответственно сообщение из 20 символов несет 6 х 20 = 120 бит.
Ответ: 120 бит.

2. Жители планеты Принтер используют алфавит из 256 знаков, а жители планеты Плоттер — из 128 знаков. Для жителей какой планеты сообщение из 10 знаков несет больше информации и на сколько?

Решение:

Один символ алфавита жителей планеты Принтер несет в себе 8 бит информации (2^8=256), а жителей планеты Плоттер — 7 бит информации (2^7=128). Соответственно сообщение из 10 знаков для жителей Принтер несет 10 х 8 = 80 бит, а для жителей Плоттер — 10 х 7 = 70 бит
80 — 70 = 10 бит.
Ответ: Больше для жителей Принтер на 10 бит.

3. Для кодирования нотной записи используется 7 значков-нот. Каждая нота кодируется одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем сообщения, состоящего из 180 нот?

Решение:

Каждая нота кодируется 3 битами (2^2=4<7<2^3=8).
Информационный объем сообщения равен 180 х 3 = 540 бит.
Ответ: 540 бит.

4. Цветное растровое графическое изображение, палитра которого включает в себя 65 536 цветов, имеет размер 100Х100 точек (пикселей). Какой объем видеопамяти компьютера (в Кбайтах) занимает это изображение в формате BMP?

Решение:

65536 = 2^16, I = 16 бит на кодирование 1 цвета. Все изображение состоит из 10х10=10 000 точек. Следовательно, количество информации, необходимое для хранения изображения целиком 16*10 000=160 000 бит = 20 000 байт = 19,5 Кб.
Ответ: 19,5 килобайт.

5. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?

Решение:

N=119 (2^6=64<7<2^7=128), I ≈7 бит необходимо для кодирования одного спортсмена, поскольку была записана информация о 70 спортсменах, объем сообщения составил: 7 х 70 = 490 бит.
Ответ: 490 бит.

Сложная задача

6. Словарный запас некоторого языка составляет 256 слов, каждое из которых состоит точно из 4 букв. Сколько букв в алфавите языка?

Решение:

При алфавитном подходе к измерению количества информации известно, что если мощность алфавита N (количество букв в алфавите), а максимальное количество букв в слове, записанном с помощью этого алфавита – m, то максимально возможное количество слов определяется по формуле L=Nm. Из условия задачи известно количество слов (L=256) и количество букв в каждом слове (m=4). Надо найти N из получившегося уравнения 256=N4. Следовательно, N=4.
Ответ: 4 буквы.

7. Сколько информации несет сообщение о том, что было угадано число в диапазоне целых чисел от 684 до 811?

Решение: 

811-684=128 (включая число 684), N=128, i=7 бит (2^7=128).
Ответ: 7 бит информации.

8. В некоторой стране автомобильный номер длиной 7 символов составляется из заглавных букв (всего используется 26 букв) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а каждый номер – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите объем памяти, необходимый для хранения 20 автомобильных номеров.

Решение: 

всего используется 26 букв + 10 цифр = 36 символов для кодирования 36 вариантов необходимо использовать 6 бит, так как 2^5=32<36<2^6=64, т.е. пяти бит не хватит (они позволяют кодировать только 32 варианта), а шести уже достаточно таким образом, на каждый символ нужно 6 бит (минимально возможное количество бит).
полный номер содержит 7 символов, каждый по 6 бит, поэтому на номер требуется 6 x 7 = 42 бита.
По условию каждый номер кодируется целым числом байт (в каждом байте – 8 бит), поэтому требуется 6 байт на номер (5x8=40<42<6x8=48), пяти байтов не хватает, а шесть – минимально возможное количество на 20 номеров нужно выделить 20x6=120 байт.
Ответ: 120 байт.

9. Каждая клетка поля 8×8 кодируется минимально возможным и одинаковым количеством бит. Решение задачи о прохождении 'конем' поля записывается последовательностью кодов посещенных клеток . Каков объем информации после 11 сделанных ходов? (Запись решения начинается с начальной позиции коня).

Решение:

Всего клеток 8х8 = 64. Для кодирования 1 клетки необходимо 6 бит (2^6=64). В записи решения будет описано 12 клеток (11 ходов+начальная позиция). Объем информации записи 12х6 = 72 бита = 72:8 = 9 байт.
Ответ: 9 байт.

10. Информационное сообщение объемом 1,5 килобайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого было записано это сообщение?

Решение:

1,5 Кбайта = 1,5*1024*8 = 12288 бит. 12288/3072 = 4 бита — информационный вес одного символа. Мощность алфавита равна 2^4=16 символов. Ответ: 16 символов.

11. Мощность алфавита равна 64. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?

Решение:

Всего требуется сохранить 128 х 256 = 32768 символов.
Информационный вес 1 символа 6 бит (2^6=64). Чтобы сохранить весь текст, потребуется 32768 х 6 = 196608 бит = 196608 : 8 =24576 байт = 24576 : 1024 = 24 Кб.
Ответ: 24 Кб.



Предварительный просмотр:

Поиск информации в Интернете.

1.  Какая погода будет сегодня в с.Горяйновка?
2. В каком году было подавлено восстание Спартака?
3. Что такое Юкка?
4. Когда будет ближайшее солнечное затмение на территории России?
5. Какая выставка проходит в Эрмитаже в этом месяце?

  1. Сколько стран,  и какие входят в Евросоюз?
  2. Сколько куполов на соборе Василия Блаженного на красной площади?
  3. В каком году изобрели компьютерную мышь?
  4. На каком этаже в Эрмитаже висит коллекция гобеленов?
  5. Сколько этажей в Главном здании Московского университета?
  6. Что означает термин «энтропия» с точки зрения теории информации?
  7. Какова максимальная глубина Черного моря?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....