Рабочая программа по информатике, 7 класс, УМК Босовой Л.Л.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для V-VII классов средней общеобразовательной школы. Босова Л.Л. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_7_klass_bosova_1_chas.doc | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Шахунского района
Муниципальное образовательное учреждение
«Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина»
Рассмотрено на заседании РМО учителей информатики Протокол № ___ от __________ 2012г., Руководитель: __________ | Согласовано заместитель директора по УВР _________________________ __________________ 2012 г. | Утверждено директор МОУ «Гимназия» ________________________ _________________ 2012 г.
|
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
7 класс
Программа: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы/составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Учебник: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Информатика и ИКТ. 7 класс
2012-2013 учебный год
Учитель информатики:
Лебедева Оксана Александровна
г. Шахунья
2012г
Пояснительная записка.
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
Цели программы:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-симво-лическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
комплект цифровых образовательных ресурсов;
сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей.
Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю).
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5-6 классах, должно быть продолжено в 7 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6-7 классе все более характеризуется как индивидуально-направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит Небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения задания. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение дополнительной оценкой.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
уроки | практические работы |
1 | Объекты и их имена | 6 | 3 | 3 | 1 | 3 |
2 | Информационное моделирование | 20 | 10 | 10 | 2 | 10 |
3 | Алгоритмика | 7 | 3 | 4 | 1 | 3 |
4 | Повторение | 2 | 0 | 2 | - | 2 |
Итого (часы суммируются): | 35 | 16 | 19 | 4 | 18 |
Содержание учебного курса
1. Объекты и их имена (6ч)
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами
операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой
системы».
Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование (20ч)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»,
Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»,
Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»,
Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»
Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами»
Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики»,
Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»,
Практическая работа № 11 «Графические модели».
Практическая работа № 12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика (7ч)
Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл «повторить n раз».
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде «Алгоритмика».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или основные понятия урока | Виды деятельности | Формы контроля | Практические работы | Оборудование | Дата проведения |
план | факт |
Объекты и их имена - 6 часов |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows» | Урок ознакомления с новым материалом | объект, общее имя объекта, единичное имя объекта | Фронтальная, групповая | Экспресс-опрос, практическая работа | Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows» | Плакат «Техника безопасности», презентации «Техника безопасности», «Признаки объектов» | 7.09 |
2 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | Комбинированный урок | объект, отношение, имя отношения, отношение «является разновидностью» | Фронтальная, парная, индивидуальная | Рефлексия, практическая работа | Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | Презентация «Отношения объектов»; файл Описание.odt | 14.09 |
3 | Состав объектов. Практическая работа №3»Создаем текстовые объекты» (задания 1-3) | Комбинированный урок | объект, отношение, имя отношения, отношение «входит в состав» | Индивидуальная, парная | Практическая работа | Практическая работа №3»Создаем текстовые объекты» (задания 1-3) | Файлы: Синонимы.odt, Дом.odt, Мир.odt | 21.09 |
4 | Системы объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6) | Комбинированный урок | система, структура, системный подход, системный эффект | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Экспресс-опрос, практическая работа | Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6) | Презентация «Системы объектов»; файлы: Воды1.odt, Воды2.odt, Воды3.odt | 28.09 |
5 | Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9) | Урок применения знаний и умений | система, структура, среда, входы/выходы системы | Фронтальная, парная, индивидуальная | Практическая работа | Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9) | Презентация «Системы объектов»; файлы: Ал-Хрезми.bmp, Знаки.odt, Шутка.odt | 5.10 |
6 | Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы». | Урок проверки знаний и умений | аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационные ресурсы, интерфейс | Индивидуальная | Рефлексия, интерактивный тест за компьютером | Интерактивные тесты: test7-1.xml, test7-2.xml; файлы для печати тест7_1.odt, тест7_2.odt | 12.10 |
Информационное моделирование – 20ч. |
7 | Анализ контрольной работы. Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3) | Комбинированный урок | модель, моделирование, натурная модель, информационная модель | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Экспресс-опрос, практическая работа | Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3) | Презентация «Модели объектов»; файлы: Портрет(заготовка).odt, История.odt | 19.10 |
8 | Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели». | Урок применения знаний и умений | модель, информационная модель | Фронтальная, парная, индивидуальная | Практическая работа | Практическая работа №11 «Графические модели». | Презентация «Информационные модели» | 26.10 |
9 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5) | Комбинированный урок | модель, информационная модель, словесная информационная модель | Индивидуальная | Практическая работа | Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5) | Файлы: Авгиевы конюшни.odt, Аннибалова клятва.odt, Аркадская идиллия.odt, Ахиллесова пята.odt, Дамоклов меч.odt, Драконовы законы.odt, Кануть в Лету.odt, Нить Ариадны.odt, Панический страх.odt, Танталовы муки.odt, Яблоко раздора.odt, Ящик Пандоры.odt, Цицерон.odt, Сиквейн.odt, Вулкан.odt | 9.11 |
10 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7) | Урок применения знаний и умений | модель, информационная модель, словесная информационная модель, аннотация, конспект | Групповая, индивидуальная | Опрос, практическая работа | Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7) | 16.11 |
11 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9) | Урок применения знаний и умений | модель, информационная модель, словесная информационная модель, стиль форматирования | Парная | Практическая работа | Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9) | Файлы: Слова.odt, Текст.odt | 23.11 |
12 | Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки». | Комбинированный урок | модель, информационная модель, словесная информационная модель, многоуровневый список | Индивидуальная | Практическая работа | Практическая работа №5 «Многоуровневые списки». | Файлы: Устройства.odt, Природа России.odt, Водные системы.odt | 30.11 |
13 | Математические модели. Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование» | Урок проверки знаний и умений | модель, информационная модель, знаковая информационная модель, математическая модель | Групповая, индивидуальная | Опрос, интерактивный тест | Интерактивные тесты: test8-1.xml, test8-2.xml; файлы для печати тест8_1.odt, тест8_2.odt | 7.12 |
14 | Анализ контрольной работы. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1-2) | Урок ознакомления с новым материалом | информационная модель, табличная информационная модель | Парная | Опрос в парах, практическая работа | Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1-2) | Презентация «Табличные информационные модели»; файл Природа России.odt | 14.12 |
15 | Простые таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3-4) | Комбинированный урок | информационная модель, табличная информационная модель, простая таблица | Индивидуальная | Практическая работа | Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3-4) | Файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов, великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp | 21.12 |
16 | Сложные таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5-6) | Комбинированный урок | информационная модель, табличная информационная модель, сложная таблица | Индивидуальная | Опрос, практическая работа, рефлексия | Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5-6) | 28.12 |
17 | Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7) | Комбинированный урок | информационная модель, табличная информационная модель, класс, объект, взаимно однозначное соответствие | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Практическая работа | Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7) | 11.01 |
18 | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы». | Комбинированный урок | информационная модель, табличная информационная модель, вычислительная таблица | Фронтальная, парная, индивидуальная | Опрос, практическая работа, рефлексия | Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы». | 18.01 |
19 | Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1-3) | Урок ознакомления с новым материалом | электронная таблица, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Практическая работа | Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1-3) | Файл Температура.odf | 25.01 |
20 | Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 4-6) | комбинированный | электронная таблица, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула | Фронтальная, парная, индивидуальная | Опрос, практическая работа, рефлексия | Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 4-6) | 1.02 |
21 | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7) | комбинированный | таблица, график, мастер диаграмм | Фронтальная, парная, индивидуальная | Опрос, практическая работа, рефлексия | Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7) | Презентация «Графики и диаграммы»; файл Температура.odf | 8.02 |
22 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3) | комбинированный | таблица, диаграмма, мастер диаграмм | Парная, индивидуальная | Практическая работа, рефлексия | Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3) | Презентация «Графики и диаграммы» | 15.02 |
23 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4) | Урок закрепления изученного | таблица, диаграмма, мастер диаграмм | Фронтальная, парная, индивидуальная | Опрос, практическая работа, рефлексия | Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4) | Презентация «Графики и диаграммы» | 22.02 |
24 | Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2) | Урок ознакомления с новым материалом. | схема, географическая карта, чертеж, блок-схема | Фронтальная, парная, индивидуальная | Опрос, практическая работа, рефлексия | Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2) | Презентация «Схемы»; файл Солнечная система.odt | 1.03 |
25 | Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5) | Комбинированный урок | схема, граф, вершина, дуга, ребро, путь, сеть | Парная, индивидуальная | Практическая работа, рефлексия | Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5) | Презентация «Графы»; файл Поездка.odt | 8.03 |
26 | Деревья. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6-7) Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование». | Урок проверки знаний и умений | иерархия, иерархическая система, граф, дерево | Фронтальная, парная, индивидуальная | Опрос, практическая работа, рефлексия | Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6-7) | Презентация «Графы»; файлы для печати ПР1_.odt, ПР1_2.odt | 15.03 |
Алгоритмика – 7ч. |
27 | Анализ контрольной работы. Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика». | Урок ознакомления с новым материалом. | исполнитель, формальный и неформальный исполнитель, круг решаемых исполнителем задач, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы исполнителя, управление, алгоритм | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Опрос, самостоятельная работа, рефлексия | Работа в среде «Алгоритмика» | Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя» | 5.04 |
28 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика» | Комбинированный урок | исполнитель, формальный исполнитель, абсолютное и относительное смещение, вспомогательный алгоритм, процедура | Фронтальная, парная | Опрос, практическая работа | Работа в среде «Алгоритмика» | Виртуальная лаборатория ««Алгоритмика»» | 12.04 |
29 | Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде «Алгоритмика» | Комбинированный урок | исполнитель, формальный исполнитель, абсолютное и относительное смещение, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз» | Фронтальная, парная, индивидуальная | Опрос, практическая работа, рефлексия | Работа в среде «Алгоритмика» | Виртуальная лаборатория ««Алгоритмика»» | 19.04 |
30 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика» | Комбинированный урок | исполнитель, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз» | Групповая, индивидуальная | Опрос, самостоятельная работа, рефлексия | Работа в среде «Алгоритмика» | Виртуальная лаборатория ««Алгоритмика»» | 26.04 |
31 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика» | Комбинированный урок | исполнитель, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз», цикл «пока», простые и составные условия | Групповая, индивидуальная | Опрос, самостоятельная работа, рефлексия | Работа в среде «Алгоритмика» | Виртуальная лаборатория ««Алгоритмика»» | 3.05 |
32 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика» | Комбинированный урок | исполнитель, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз», цикл «пока», простые и составные условия | Парная, индивидуальная | Самостоятельная и практические работы, рефлексия | Работа в среде «Алгоритмика» | Виртуальная лаборатория ««Алгоритмика»» | 10.05 |
33 | Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмика». | Урок проверки знаний и умений | исполнитель, управление, алгоритм | Индивидуальная | Контрольная работа | Файлы для печати ПР2_1.odt, ПР2_2.odt | 17.05 |
Повторение – 2ч. |
34 | Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа». | Урок - практикум | индивидуальная, парная | Практическая работа | Практическая работа №12. | 24.05 |
35 | Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа». | Урок - практикум | индивидуальная, парная | Практическая работа | Практическая работа №12. | 31.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны:
• для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
• называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
• осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
• понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
• приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
• понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
• иметь представление о назначении и области применения моделей;
• различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
• приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
• уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
• знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
• осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
• приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
• давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
• осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
• выполнять операции с основными объектами операционной системы;
• выполнять основные операции с объектами файловой системы;
• уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
• выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
• создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
• для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Контроль уровня обучения (пакет контрольно- измерительных материалов)
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа на опросном листе, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 7 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Перечень контрольных работ (время проведения 20 минут).
Класс | Количество работ за учебный год | Контрольная работа по теме | № урока по КТП |
7 | 4 | Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена» | 6 |
Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов» | 13 |
Проверочная работа по теме «Алгоритмизация» | 33 |
Итоговый проект. | 34 |
Тематические и итоговые контрольные работы
Объекты и системы | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
Информационное моделирование | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
Информационное моделирование | Тематический контроль | Контрольная работа на опросном листе |
Алгоритмика | Тематический контроль | Контрольная работа на опросном листе |
Презентация | Итоговый мини-проект | Творческая работа |
Контрольная работа №1 «Объекты и системы»
Вариант 1.
1. Закончите предложение: «Любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое, называется …»
понятием
объектом
предметом
системой
2. Отметьте единичные имена объектов:
машина
береза
Москва
Байкал
Пушкин А.С.
операционная система
клавиатурный тренажер
Windows XP
3. Отметьте объекты операционной системы:
рабочий стол
окно
папка
файл
компьютер
4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:
свойства
размеры
поведение
состояние
действия
5. Укажите отношение для пары «процессор и системный блок»:
является элементом множества
входит в состав
является разновидностью
является причиной
6. Отметьте природные системы:
Солнечная система
футбольная команда
растение
компьютер
автомобиль
математический язык
7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Аппаратное обеспечение персонального компьютера»:
устройства ввода информации
устройства хранения информации
операционная система
прикладные программы
Вариант 2.
Закончите предложение: «Целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой, называется …»
понятием
объектом
предметом
системой
2. Отметьте общие имена объектов:
машина
береза
Москва
Байкал
Пушкин А.С.
операционная система
клавиатурный тренажер
Windows XP
3. Отметьте объекты классной комнаты:
рабочий стол
окно
папка
файл
компьютер
4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:
свойства
поведение
состояние
возможности
действия
5. Укажите отношение для пары «графический редактор и MS Paint»:
является элементом множества
входит в состав
является разновидностью
является причиной
6. Отметьте технические системы:
Солнечная система
футбольная команда
растение
компьютер
автомобиль
математический язык
7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Программное обеспечение персонального компьютера»:
устройства ввода информации
устройства хранения информации
операционная система
прикладные программы
Контрольная работа №2 «Информационное моделирование»
Вариант 1.
1. Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …»
моделью
копией
предметом
оригиналом
2. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …»
меньше информации
столько же информации
больше информации
3. Укажите примеры натурных моделей:
физическая карта
глобус
график зависимости расстояния от времени
макет здания
схема узора для вязания крючком
муляж яблока
манекен
схема метро
4. Укажите примеры образных информационных моделей:
рисунок
фотография
словесное описание
формула
5. Отметьте пропущенное слово: «Словесное описание горного ландшафта является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
6. Отметьте пропущенное слово: «Географическая карта является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:
компьютер – процессор
Новосибирск – город
слякоть – насморк
автомобиль – техническое описание автомобиля
город – путеводитель по городу
Вариант 2.
1. Закончите предложение: «Моделью называют объект, имеющий…»
внешнее сходство с объектом
все признаки объекта-оригинала
существенные признаки объекта-оригинала
особенности поведения объекта-оригинала
2. Закончите предложение: «Можно создавать и использовать …»
разные модели объекта
единственную модель объекта
только натурные модели объекта
3. Укажите примеры информационных моделей:
физическая карта
глобус
график зависимости расстояния от времени
макет здания
схема узора для вязания крючком
муляж яблока
манекен
схема метро
4. Укажите примеры знаковых информационных моделей:
рисунок
фотография
словесное описание
формула
5. Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади прямоугольника является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
6. Отметьте пропущенное слово: «Атлас автомобильных дорог является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:
клавиатура – микрофон
река – Днепр
болт – чертеж болта
мелодия – нотная запись мелодии
весна – лето
Контрольная работа №3 «Информационное моделирование»
Вариант 1.
1. Решите задачу табличным способом.
В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какого цвета волосы у художника.
2. Пользуясь диаграммой работоспособности в течение рабочей недели, отметьте только истинные высказывания:
самая высокая работоспособность в понедельник;
работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг;
работоспособность во вторник и четверг одинакова;
самый непродуктивный день — суббота;
работоспособность заметно снижается в пятницу;
самая высокая работоспособность в среду;
пик работоспособности – в пятницу;
всю неделю работоспособность одинаковая.
3. Для выполнения задания постройте дерево.
Запишите все возможные двузначные числа, при записи которых используются цифры 2, 8 и 5.
Вариант 2.
1. Решите задачу табличным способом.
Три ученицы – Тополева, Берёзкина и Клёнова – посадили около школы три дерева: березку, тополь и клее. Причем не одна из них не посадила то дерево, от которого произошла ее фамилия. Узнайте, какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что Клёнова посадила не березку.
2. Пользуясь диаграммой работоспособности в течение рабочей недели, отметьте только ложные высказывания:
самая высокая работоспособность в понедельник;
работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг;
работоспособность во вторник и четверг одинакова;
самый непродуктивный день — суббота;
работоспособность заметно снижается в пятницу;
самая высокая работоспособность в среду;
пик работоспособности – в пятницу;
всю неделю работоспособность одинаковая.
3. Для выполнения задания постройте дерево.
Запишите все возможные двузначные числа, при записи которых используются цифры 1, 7 и 4.
Контрольная работа №4 «Алгоритмика»
Вариант 1
1. Закончите определения.
Исполнитель – это ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Управление – это _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Алгоритм – это _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2. Укажите примеры формальных исполнителей в предложенных ситуациях:
симфонический оркестр исполняет музыкальное произведение;
ученик 7 класса решает задачи по алгебре;
фармацевт готовит лекарство по рецепту;
врач устанавливает причину плохого самочувствия у больного;
автомат на конвейере наполняет бутылки лимонадом;
компьютер выполняет программу проверки правописания.
3. Опишите любого известного вам формального исполнителя по плану:
1) Имя ________________________________________________________________
2) Круг решаемых задач _________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3) Среда ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4) СКИ ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
5) Система отказов ____________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
6) Режимы работы _____________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4. Что получится в результате действий исполнителя Чертежник по следующему алгоритму:
Переведи в точку (1, 1) Опусти перо Повторить 5 раз Сдвинь на вектор (1, 3) Сдвинь на вектор (1, -3) Сдвинь на вектор (-2, 0) Подними перо Сдвинь на вектор (3, 0) Конец |
Вариант 2.
1. Закончите определения.
Исполнитель – это ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Управление – это _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Алгоритм – это _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2. Укажите примеры неформальных исполнителей в предложенных ситуациях:
симфонический оркестр исполняет музыкальное произведение;
ученик 7 класса решает задачи по алгебре;
фармацевт готовит лекарство по рецепту;
врач устанавливает причину плохого самочувствия у больного;
автомат на конвейере наполняет бутылки лимонадом;
компьютер выполняет программу проверки правописания.
3. Опишите любого известного вам формального исполнителя по плану:
1) Имя ________________________________________________________________
2) Круг решаемых задач _________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3) Среда ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4) СКИ ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
5) Система отказов ____________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
6) Режимы работы _____________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4. Известно, что где-то правее исполнителя Робота есть стена. Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит ряд клеток до стены.
|
|
Ресурсное обеспечение программы
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Оборудование и приборы
Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Плакаты Босовой Л.Л.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Перечень цифровых образовательных ресурсов
1. Объекты и их имена.
2. Признаки объектов
3. Отношения объектов.
4. Системы объектов.
5. Модели объектов.
6. Информационные модели.
7. Табличные информационные модели.
8. Графики и диаграммы.
9. Схемы.
10. Графы.
11. Алгоритм — модель деятельности исполнителя
[1] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике к учебнику Босовой Л.Л. 9 класс, с домашними заданиями
программа составлена на основе программы Босовой Л.Л., но болле подробно расписано поурочное планирование материала...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс
рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс...
рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) Босова Л.Л.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...
Рабочая программа по информатике. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 7 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:...
Рабочая программа по информатике 7-9 (Босова Л.Л.)
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федера...