Информация и виды информации
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Информатика и ИКТ 5 класс
Урок 2
Тема: Информация. Виды информации.
Цель:
сформировать общее представление о предмете изучения информатики;
Оборудование: компьютерная презентация, плакаты, мешочки с песком, самолетики.
План урока
Орг.момент.
Актуализация знаний
Изучение новой темы
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Подведение итогов урока.
Практическая работа
Домашнее задание.
Ход урока
Слайд 1
Организационный момент
(Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку)
Проверка домашнего задания (§2.2. с 67-68)
На прошлом уроке мы с вами познакомились правилами поведения в кабинете информатики. Вашим домашним заданием было прочитать параграф в учебнике. А теперь я хочу проверить, как вы запомнили эти правила. Перед вами лежит листок с текстом. Внимательно прочитайте его.
Звонок на урок информатики застал Буратино и Незнайку в столовой.
Дожёвывая пирожное, они побежали в класс. Буратино и Незнайка открыли двери и, толкаясь, с шумом ворвались на урок. Незнайка в поисках тетрадки и учебника открыл портфель и вывалил его содержимое на парту. Буратино, облизывая измазанные в креме пальцы, сел за компьютер и включил его.
Незнайка решил присоединиться к другу. Вдруг экран монитора погас. Друзья начали стучать по клавиатуре, нажимая на разные клавиши. Ничего не помогало. Тогда Буратино схватил мышку и стал нажимать на её кнопки. Незнайка решил, что всё дело в проводах, которые соединяли системный блок с монитором, клавиатурой и мышкой, и начал дергать их.
Какие правила техники безопасности в кабинете информатики нарушили Буратино и Незнайка? (Опоздали на урок; толкались в дверях; грязные руки; дёргали провода; нажимали на кнопки и клавиши без команды учителя). Как бы вы поступили на их месте?
Актуализация знаний
Сегодня, ребята, для того, чтобы вы определили тему и цель нашего урока, я расскажу (а может, напомню) вам историю о том, как лечите удава.
Из произведения Г.Остера «Как лечить удава»
Мартышка советует удаву:
- Думай про кукаляку.
- Как же я буду про неё думать, - спросил удав, - если я даже не знаю, что это такое – кукаляка?
- Кукаляка – это такой ящичек, в котором лежит мукука, - объяснила мартышка.
- Что лежит? – не понял удав.
- Мукука.
- А мумука – это что?
- Мукука – это такая коробочка, в которой лежит бисяка.
- А что такое бисяка?
- Бисяка – это такой пакетик, в котором лежит хрюря.
- Какая еще хрюря?
- Пампукская хрю-ря! А пампукская хрюря – это такой сундучок, в котором лежит камурик …
И тут удав взрывается:
- Говори сию минуту, что там внутри всех этих ящиков, коробок, пакетов, чемоданов, кульков и сундуков?
- Не знаю! – сказала мартышка.
- А кто знает? – спросил удав.
- На свете есть много такого, про что никто ничего совсем-совсем не знает.
Тема нашего урока – это какое-то очень простое понятие, но в тоже время оно и очень сложное. И вы его узнаете, если отгадаете этот ребус: (Это слово информатика)
Слайд 2
Слайд 3
Итак, тема нашего урока «Информация. Виды информации».
Слайд 4
Запишите тему урока в тетради (мешочки на голове)
Ребята, а что же такое информация? Как вы думаете? Приведите свои примеры.
Информация характеризуется: данными, новизной, смыслом.
Дело в том, что нельзя дать определение информации, т.е. закончить предложение, начатое словами «Информацией называется …». Чтобы это понять, попробуйте объяснить мне, например, что здесь нарисовано? (Это дом!)
Слайд 5
Из каких фигур составлен этот рисунок? (Из прямоугольника и треугольника)
А из чего состоят треугольник и прямоугольник? (Из линий)
А из чего состоят линии? (Из точек)
А что такое точка? Трудный вопрос, правда? Такой же трудный, как вопрос об информации.
А вот ещё пример. Объясните, что такое предложение (Это несколько слов, объединенных общим смыслом).
Не совсем точное, но для нашей задачи подходящее определение. А что такое слово? (Это несколько букв, написанных в правильном порядке)
А что такое буква? Вы заметили, что при объяснении сложного понятия используют более простые понятия? Так, объяснение сложной фигуры сделано с помощью более простых фигур: прямоугольников и треугольников. Те, в свою очередь, определяются через линии, а линии – через точки. Объяснение предложения сведено к словам, а слов – к буквам. В конце цепочки объяснений оказываются такие понятия, которые объяснить через более простые уже нельзя. Такими основными, самыми простыми вещами, которые невозможно свести к чему-нибудь более простому, являются точка, буква и … информация! Из точек строятся линии, из букв – слова, а из информации – сообщения, которые наполняют мир вокруг нас. Так все же, что такое информация? Как правильно ответить на этот вопрос? Можно сказать, что информация – это сведения, если слово «сведения» вам понятно лучше. Это, пожалуй, самое короткое пояснение, хотя, как говорилось, оно не является определением. Информация – оно и есть информация!
Слайд 6
- С помощью чего человек воспринимает информацию? (глазами мы видим, ушами – слышим, носом – ощущаем запах, язык – ощущаем вкус, кожей – ощущаем холод, тепло, мягкое, твердое).
Наибольшее количество информации, около 90%, человек получает с помощью зрения, около 9 % - с помощью слуха, примерно 1% - с помощью обоняния, осязания и вкуса.
Слайд 7 Заполняем таблицу на доске
Пример представления информации | Способ восприятия информации | Форма представления информации |
Таблица умножения | Зрительная | Числовая |
Схема, рисунок | Зрительная | Графическая |
Бой часов, пение птиц | Звуковая | Звуковая |
Стихотворение в учебнике | Зрительная | Текстовая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
План урока на тему: Информация.Виды информации.
Занимательный и интересный урок на тему: "информация"...
"Информация. Виды информации"
Данная методическая разработка является работой по естественно - научному направлению. Программа основного общего образования под ред. Босовой Л.Л. «Информатика: учебник для 5 класса», М.: ...
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Викторина по теме "Информация: виды информации, действия с информацией"
Онлайн викторина для 5 класса «Миллионер», flash играhttp://vneuroka.ru/design/victorina.php?ct=6&sb=16&id=179971201184211...
Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."
Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...
Информация и виды информации
Тема занятия: Информация и виды информации.Цель занятия: знакомство учащихся с понятием информация и видами информации.Задачи занятия:Развивающие – способствовать общему формированию целос...