Рабочая программа по информатике
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Согласовано » Руководитель МО ___________/ Протокол № 1 от «29» августа 2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ _________/ «29» августа 2012 г. | «Утверждено» Директор МБОУ « _____________/ Приказ № 79/4 от «29» августа 2012 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
____________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя информатики и ИКТ
первой квалификационной категории
Хадиуллина Рашата Фоатовича
Информатика и ИКТ 8 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от «29» августа 2012г.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса разработана в соответствии с примерными учебными программами, соответствующими содержанию федерального компонента государственного стандарта 2004 года, рекомендованными МО и Н РФ, на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос сии от 09.03.04. № 1312), авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 - 9 классы) И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой.
На изучение информатики и ИКТ в 8 классе по учебному плану МБОУ «Большешурнякская средняя школа» ЕМР РТ отведено 1 час в неделю, 35 часов в год. Используется учебник: «Информатика и ИКТ». Базовый курс для 8 класса. М.: Лаборатория базовых знаний. 2008. И.Семакин, Л.Залогова, С. Русакова, Л. Шестакова.
Цели и задачи:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся 8 класса в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся выпускников основной ступени общего образования
знать/понимать
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.
Традиционное обучение
Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения)
Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)
Уровневая дифференциация;
Проблемное обучение;
Информационно-коммуникационные технологии;
Здоровье сберегающие технологии;
Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Учебно-тематическое планирование
По информатике и ИКТ 8 класс
Учитель Хадиуллин Рашат Фоатович
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 3 , тестов -3.;
Административных контрольных уроков - ч.
Планирование составлено на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос сии от 09.03.04. № 1312), авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 - 9 классы) И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой
Учебник Информатика и ИКТ. Базовый курс для 8 класса. М.: Лаборатория базовых знаний. 2008. И.Семакин, Л.Залогова, С. Русакова, Л. Шестакова.
Дополнительная литература: Информатика._Задачник-практикум в двух томах. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2004. Под редакцией И. Семакина, Е. Хеннера.
Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие/ И. Семакин, Т. Шеина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.
Основные разделы курса
Тема | Количество часов | Количество контрольных тестов |
Введение в предмет | 1 | 1 |
Человек и информация | 4 |
Первое знакомство с компьютером | 7 |
Текстовая информация и компьютер | 9 | 1 |
Графическая информация и компьютер | 5 |
Технология мультимедиа | 6 |
Итоговое повторение и контроль | 3 | 1 |
Всего | 35 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности обучающегося | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения |
Модуль1 Введение в информатику. Устройство компьютера. (12 ч) | План | Факт |
1. | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | теория + практика | вещество, энергия ,информация наука информатика | ДЗ №1 | Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; связь между информацией и знаниями человека; роль информации в жизни человека уметь: работать с клавиатурным тренажером | §1 | Сентябрь 5 |
2. | Информация как знания человека. Восприятие информации человеком. | 1 | беседа | декларативные и процедурные знания, информативность сообщения, Образная и знаковая формы восприятия информации. | ДЗ №2 | Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека; функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; уметь: приводить примеры информации, информативных и неинформативных сообщений; | §2 | 12 |
3. | Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером | 1 | теория + практика | информационные процессы | ДЗ №3 | Учащиеся должны знать: что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; уметь: приводить примеры информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. | §3 | 19 |
4. | Работа с клавиатурным тренажером | 1 | практика | Учащиеся должны уметь: пользоваться клавиатурой компьютера для набора текста с переключением алфавита. | §3 | 26 |
5. | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | 1 | теория | алфавит, мощность алфавита 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный объём текста байт, килобайт, мегабайт, гигабайт | ДЗ №4 | Учащиеся должны знать: как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. уметь: измерять информационный объем текста в байтах; пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); | §4 | октябрь 3 |
6. | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти | 1 | теория | носители и устройства внешней памяти, Внутренняя память, программы и данные | ДЗ №5 | Учащиеся должны знать: состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, | §5,6,7 | 10 |
7. | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | 1 | теория | программное обеспечение, операционная система, Системное программное обеспечение и функции операционной системы. сервисные программы | ДЗ №6 | Учащиеся должны знать: сущность программного управления работой компьютера; назначение программного обеспечения и его состав.
| § 10 | 17 |
8. | Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы | 1 | теория + практика | пользовательский интерфейс, контекстное меню, интерактивный режим работы | ДЗ№7, п/з№1 | Учащиеся должны знать: программного управления работой компьютера; назначение программного обеспечения и его состав. Учащиеся должны уметь: ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; | §12, | 24 |
9 | Состав и назначение основных устройств персонального компьютера. | 1 | теория + практика | магистральный принцип работы ПК. Минимальный комплект устройств. Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность. Характеристики устройств внешней памяти | ДЗ №8, п/з№2 | Учащиеся должны знать: состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; Учащиеся должны уметь: подключать внешние устройства компьютера: монитор, мышь, клавиатуру; | §8,9 | 31 |
10 | Файлы и файловые структуры. | 1 | Лекция с элементами практики | Файл, файловая система, путь к файлу, каталог, логический диск | ДЗ №9 | Учащиеся должны знать: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; путь к файлу, понятие логического диска | §11 |
11 | Работа с файловой структурой операционной системы | 1 | практика | п/з№3 | Учащиеся должны уметь: инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск | Подготовиться к тесту |
12 | Тестирование. Тест №1 «Информация и компьютер» | 1 | УПиКЗиУ | Тест №1 | Повторить |
Модуль2.Текстовая информация и компьютер(9 ч) |
13 | Тексты в компьютерной памяти. | 1 | теория | Кодировочная таблица, международный стандарт, Гипертекст, текстовые файлы | ДЗ №10 | знать: преимущества компьютерного хранения информации, способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); | §13 |
14 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы редактирования текста. | 1 | практика | .Редактирование текста | ПЗ №4 | уметь: набирать и редактировать текст: использовать режимы вставки и замены; вставлять и удалять символы; объединять и разделять строки; загружать и сохранять на диске файлы | §14 |
15 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы | 1 | теория | текстовый редактор и текстовый процессор. | ДЗ №11 | знать: назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); назначение программ-переводчиков, систем распознавания текстов | §15 |
16 | Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа. | 1 | практика | Шрифты. Форматирование текста | ПЗ №5 | уметь: задавать параметры страницы, выполнять орфографический контроль, набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов: выделять фрагмент текста, задавать шрифты, его размер, начертание, устанавливать параметры абзаца и его форматирование, выводить на печать. | Редактировать заданный текст |
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Поиск и замена. | 1 | практика | буфер обмена Многооконный режим работы | ПЗ №6 | уметь: удалять, копировать, перемещать фрагмент текста, использовать многооконный ежим; выполнять поиск заданного фрагмента текста и его замену на другой. | §16 |
18 | Использование таблиц. Вставка графического изображения. | 1 | практика | Таблица, строки, вставка строк, объект WordArt | ПЗ №7 | уметь: создавать таблицы, удалять, вставлять строки и столбцы таблицы, изменять ширину столбцов, сортировать таблицу, вставлять рисунки и объекты WordArt в текст | §16 |
19 | Использование списков. Понятие шаблонов и стилей. | 1 | практика | Списки, шаблоны, стили | ПЗ №8 | уметь: создавать новые шаблоны документа, нового стиля, маркированного и нумерованного списков и их использовать | Редактирование текста с таблицей |
20 | Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. | 1 | практика | ПЗ №9 | уметь: включать в документ формулы; сканировать текст и его распознавать, пользоваться программами-переводчиками | §17, повторить главу 3 |
21 | Тест №2 «Текстовая информация и компьютер». | 1 | УПиКЗиУ | тест №2 | Глава 3 |
Модуль3.Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа (11 ч) |
22 | Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики | 1 | теория | Графика, растровая, векторная графика | ДЗ №12 | Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; два принципа представления графики уметь: распознавать векторную и растровую графики. | §18 |
23 | Графические редакторы. Растровый графический редактор. Построение изображений. Работа с фрагментами изображения. | 1 | теория + практика | Графические редакторы. Растровый графический редактор. | ПЗ №10 | Учащиеся должны знать: назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. уметь: строить несложные изображения с помощью графических редакторов растрового типа; | §19 |
24 | Принципы кодирования изображения | 1 | теория | пиксель, видеопамять, дискретность | ДЗ №13 | Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; формулу определения уметь: подсчитывать объема видеопамяти для хранения изображения данного размера | §20 |
25 | Работа с растровым и векторным графическим редактором. | 1 | практика | ПЗ №11 | уметь: строить несложные изображения с помощью векторных графических редакторов;
| §21 |
26 | Технические средства компьютерной графики | 1 | теория + практика | Сканер, графопостроитель | ДЗ №14 ПЗ №12 | Учащиеся должны знать: принцип работы растровых дисплеев, жидкокристаллических мониторов, уметь: сканировать изображения, изменять размеры изображения, настраивать цветовой баланс, кодировать изображения | §22 |
27 | Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации. | 1 | теория | мультимедиа Компьютерные презентации | ДЗ№15 | Учащиеся должны знать: что такое мультимедиа; презентация, типы и этапы создания презентаций | §23 |
28 | Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука. | 1 | практика | оформления и шаблона презентации. Анимация объектов | ПЗ №13 | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы: выбрать оформление и шаблон, создавать и удалять слайды, добавлять текст, графику, анимацию объектов, переход между слайдами. | Доработка презентаций |
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | 1 | теория | Аналоговое и цифровое представление звука. | ДЗ №16 | Учащиеся должны знать: принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. | §24 |
30 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок. | 1 | практика | Работа с цифровыми камерами | ПЗ №14 | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, содержащей гиперссылки | §25 |
31 | Создание презентации с применением записанного изображения и звука | 1 | практика | Монтаж звука и видео | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст | Повторить весь курс 8 класса |
32 | Итоговый тест. | 1 | УПиКЗиУ | тест №3 | Повторить |
33 | Повторение курса 8 класса «Информация» | 1 | Комбинированный урок | Вычисление объема информации |
34 | Повторение курса 8 класса «Тексты в компьютере» | 1 | Комбинированный урок | Кодирование текстовой информации |
35 | Повторение курса 8 класса «Графическая информация», «Мультимедиа» | 1 | Комбинированный урок |
Использованная литература
1.Гейн А. Г. Земля Информатика: Пособие для учителей.— Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997.
2.ГейнА.Г Шолохович В.Ф. Преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе.— Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997.
3.Угринович Н. Д Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. — М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
4.Основы информатики и вычислительной техники. А.Г.Кушниренко и др. М.,Просвещение, 1988 и последующие годы.
5.Основы информатики и вычислительной техники. В.А.Каймин и др. М.,Просвещение, 1989 и последующие годы.
6.Основы информатики и вычислительной техники. А.Г.Гейн и др. М.,Просвещение, 1990 и последующие годы.
7.Основы компьютерной технологии. О.В.Ефимова и др. М., ABF, 1997.
8.Информатика (теория, методика, задачи). Н.Д.Угринович, М., МИПКРО, 1991.
9.Алгоритмика. Ал.Л.Семенов и др. М., Дрофа, 1996.
10.Информатика в играх и задачах. А.В.Горячев и др. М.,1995.
11.В.В.Мачульский и др.Культура информационной деятельности, 7-8 классы, «Ассоциация XXI век»,2003.
12.Семакин И. и др. Информатика.Базовый курс.9 класс.БИНОМ, 2006.
13.Т.А.Матвеева и др. Информационная культура, чI, Ассоциация XXI век»,2006.
14. Газета «Мой друг компьютер» издательство «Газетный мир»
Электронные ресурсы.
Библиотека учебных курсов Microsoft | http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/ |
Виртуальный компьютерный музей | http://www.computer-museum.ru |
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» | http://inf.1september.ru |
Дидактические материалы по информатике и математике | http://comp-science.narod.ru |
Интернет-школа «Просвещение. ru» | http://www.internet-school.ru |
Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского | http://marklv.narod.ru/inf/ |
Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой | http://infoschool.narod.ru |
Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой | http://www.syrtsovasv.narod.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...