Рабочая программа по информатике
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме

Хадиуллин Рашат Фоатович

По учебнику Семакина И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_8_deystvuyushchaya.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано  »

Руководитель МО

___________/


Протокол № 1 от

«29» августа 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ
«

_________/


«29» августа 2012 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «

 _____________/


Приказ № 79/4

от «29» августа 2012 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

____________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя информатики и ИКТ

первой квалификационной категории

Хадиуллина Рашата Фоатовича

Информатика и ИКТ 8 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

 Протокол №1 от «29» августа 2012г.                              

2012 – 2013 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса  разработана в соответствии с примерными учебными программами, соответствующими содержанию федерального компонента государственного стандарта 2004 года, рекомендованными МО и Н РФ, на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос сии от 09.03.04. № 1312), авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8  - 9 классы) И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой,  С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой.

На изучение информатики и ИКТ  в 8 классе по учебному плану МБОУ «Большешурнякская средняя школа» ЕМР РТ отведено 1 час в неделю, 35 часов в год. Используется учебник: «Информатика и ИКТ». Базовый курс для 8 класса. М.: Лаборатория базовых знаний. 2008. И.Семакин, Л.Залогова, С. Русакова, Л. Шестакова. 

Цели и задачи:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•        освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

•        овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

•        воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся 8 класса в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся выпускников основной ступени общего образования

знать/понимать

-        связь между информацией и знаниями человека;

-         что такое информационные процессы;

-         какие существуют носители информации;

-         функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

-         как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

-         что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

-        правила техники безопасности и при работе на компьютере;

-         состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

-         основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

-         структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

-         типы и свойства устройств внешней памяти;

-         типы и назначение устройств ввода/вывода;

-         сущность программного управления работой компьютера;

-         принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

-         назначение программного обеспечения и его состав.

-        способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

-         назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

-         основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

-        способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

-         какие существуют области применения компьютерной графики;

-         назначение графических редакторов;

-         назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

-        что такое мультимедиа;

-        принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

-        основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

уметь

-        приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

-         определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

-         приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

-         измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

-         пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

-         пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

-        включать и выключать компьютер;

-         пользоваться клавиатурой;

-         ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

-         инициализировать выполнение программ из программных файлов;

-         просматривать на экране каталог диска;

-         выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

-         использовать антивирусные программы.

-        набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

-         выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

-         сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

-        строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

-         сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

-        создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.

Традиционное обучение

Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения)

Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)

Уровневая дифференциация;

Проблемное обучение;

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровье сберегающие технологии;

Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)


Учебно-тематическое планирование

По       информатике и ИКТ 8 класс

Учитель Хадиуллин Рашат Фоатович

Количество часов  

Всего  35         часов; в неделю  1 час.

Плановых контрольных уроков  3 , тестов -3.;

Административных контрольных уроков -        ч.

Планирование составлено на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос сии от 09.03.04. № 1312), авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8  - 9 классы) И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой,  С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой

Учебник Информатика и ИКТ. Базовый курс для 8 класса. М.: Лаборатория базовых знаний. 2008. И.Семакин, Л.Залогова, С. Русакова, Л. Шестакова.

Дополнительная литература: Информатика._Задачник-практикум в двух томах. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2004. Под редакцией И. Семакина, Е. Хеннера.

Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие/ И. Семакин, Т. Шеина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.

          Основные разделы курса

Тема

Количество часов

Количество контрольных тестов

Введение в предмет

1



1

Человек и информация

4

Первое знакомство с компьютером  

7

Текстовая информация и компьютер  

9

1

Графическая информация и компьютер

5

Технология мультимедиа

6

Итоговое повторение и контроль

3

1

Всего

35

3


Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности обучающегося

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

Модуль1 Введение в информатику. Устройство компьютера. (12 ч)

План

Факт

1.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по технике безопасности.

1

теория + практика

вещество, энергия ,информация наука информатика

ДЗ №1

Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; связь между информацией и знаниями человека; роль информации в жизни человека

 уметь: работать с клавиатурным тренажером

§1

Сентябрь

5

2.

Информация как знания человека. Восприятие информации человеком.  

1

беседа

декларативные и процедурные знания, информативность сообщения, Образная и знаковая формы восприятия информации.

ДЗ №2

Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека; функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

 уметь:

 приводить примеры информации, информативных и неинформативных сообщений;

§2

12

3.

Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером

1

теория + практика

информационные процессы

ДЗ №3

Учащиеся должны знать: что такое информационные процессы; какие существуют носители информации;

 уметь:

 приводить примеры информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

 пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

§3

19

4.

Работа с клавиатурным тренажером

1

практика

Учащиеся должны  уметь:

 пользоваться клавиатурой компьютера для набора текста с переключением алфавита.

§3

26

5.

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

1

теория

алфавит, мощность алфавита

1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита.

Информационный объём текста

байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

ДЗ №4

Учащиеся должны знать: как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

уметь:

измерять информационный объем текста в байтах;

 пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

§4

октябрь


3

6.

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти

1

теория

носители и устройства внешней памяти, Внутренняя память, программы и данные

ДЗ №5

Учащиеся должны знать:

 состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты,

§5,6,7

10

7.

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции.

1

теория

программное обеспечение, операционная система, Системное программное обеспечение и функции операционной системы. сервисные программы

ДЗ №6

Учащиеся должны знать:

 сущность программного управления работой компьютера; назначение программного обеспечения и его состав.

 

§ 10

17

8.

Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы

1

теория + практика

пользовательский интерфейс, контекстное меню, интерактивный режим работы

ДЗ№7, п/з№1

Учащиеся должны знать:

программного управления работой компьютера;

 назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска;

§12,

24

9

Состав и назначение основных устройств персонального компьютера.

1

теория + практика

магистральный принцип работы ПК. Минимальный комплект устройств.

Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность.

Характеристики устройств внешней памяти

ДЗ №8, п/з№2

Учащиеся должны знать:

 состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера;

 Учащиеся должны уметь:

 подключать внешние устройства компьютера: монитор, мышь, клавиатуру;

§8,9

31

10

Файлы и файловые структуры.

1

Лекция с элементами практики

Файл, файловая система, путь к файлу, каталог, логический диск

ДЗ №9

Учащиеся должны знать:

что такое файл, каталог (папка), файловая структура; путь к файлу, понятие логического диска

§11

11

Работа с файловой структурой операционной системы

1

практика

п/з№3

Учащиеся должны уметь:

 инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск

Подготовиться к тесту

12

Тестирование. Тест №1 «Информация и компьютер»

1

УПиКЗиУ

Тест №1

Повторить

Модуль2.Текстовая информация и компьютер(9 ч)

13

Тексты в компьютерной памяти.

1

теория

Кодировочная таблица, международный стандарт, Гипертекст, текстовые файлы

ДЗ №10

знать:

преимущества компьютерного хранения информации, способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

§13

14

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы редактирования текста.

1

практика

.Редактирование текста

ПЗ №4

уметь:

 набирать и редактировать текст: использовать режимы вставки и замены; вставлять и удалять символы; объединять и разделять строки; загружать и сохранять на диске файлы

§14

15

Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы

1

теория

текстовый редактор и текстовый процессор.

ДЗ №11

знать:

назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); назначение программ-переводчиков, систем распознавания текстов

§15

16

Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа.

1

практика

Шрифты. Форматирование текста

ПЗ №5

уметь:

 задавать параметры страницы, выполнять орфографический контроль, набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов: выделять фрагмент текста, задавать шрифты, его размер, начертание, устанавливать параметры абзаца и его форматирование, выводить на печать.

Редактировать заданный текст

17

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Поиск и замена.

1

практика

буфер обмена Многооконный режим работы

ПЗ №6

уметь:

 удалять, копировать, перемещать фрагмент текста, использовать многооконный ежим; выполнять поиск заданного фрагмента текста и его замену на другой.

§16

18

Использование таблиц. Вставка графического изображения.

1

практика

Таблица, строки, вставка строк, объект WordArt

ПЗ №7

уметь:

 создавать таблицы, удалять, вставлять строки и столбцы таблицы, изменять ширину столбцов, сортировать таблицу, вставлять рисунки и объекты WordArt в текст

§16

19

Использование списков. Понятие шаблонов и стилей.

1

практика

Списки, шаблоны, стили

ПЗ №8

уметь:

 создавать новые шаблоны документа, нового стиля, маркированного и нумерованного списков и их использовать

Редактирование текста с таблицей

20

Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста.

1

практика

ПЗ №9

уметь:

 включать в документ формулы; сканировать текст и его распознавать, пользоваться программами-переводчиками

§17, повторить главу 3

21

Тест №2 «Текстовая информация и компьютер».

1

УПиКЗиУ

тест №2

Глава 3

Модуль3.Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа (11 ч)

22

Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики

1

теория

Графика, растровая, векторная графика

ДЗ №12

Учащиеся должны знать:

 способы представления изображений в памяти компьютера;  какие существуют области применения компьютерной графики;

 назначение графических редакторов; два принципа представления графики

 уметь:

 распознавать векторную и растровую графики.

§18

23

Графические редакторы. Растровый графический редактор. Построение изображений. Работа с фрагментами изображения.

1

теория + практика

Графические редакторы. Растровый графический редактор.

ПЗ №10

Учащиеся должны знать:

 назначение графических редакторов;

 назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

 уметь:

 строить несложные изображения с помощью графических редакторов растрового типа;

§19

24

Принципы кодирования изображения

1

теория

пиксель, видеопамять, дискретность

ДЗ №13

Учащиеся должны знать:

 способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; формулу определения

 уметь:

подсчитывать  объема видеопамяти для хранения изображения данного размера

§20

25

Работа с растровым и векторным графическим редактором.

1

практика

ПЗ №11

уметь:

 строить несложные изображения с помощью векторных графических редакторов;

 

§21

26

Технические средства компьютерной графики

1

теория + практика

Сканер, графопостроитель

ДЗ №14

ПЗ №12

Учащиеся должны знать:

 принцип работы растровых дисплеев, жидкокристаллических мониторов,

 уметь:

 сканировать изображения, изменять размеры изображения, настраивать цветовой баланс, кодировать изображения

§22

27

Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации.

1

теория

мультимедиа Компьютерные презентации

ДЗ№15

Учащиеся должны знать:

что такое мультимедиа; презентация, типы и этапы создания презентаций

§23

28

Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука.

1

практика

оформления и шаблона презентации. Анимация объектов

ПЗ №13

Учащиеся должны уметь:

создавать несложную презентацию в среде типовой программы: выбрать оформление и шаблон, создавать и удалять слайды, добавлять текст, графику, анимацию объектов, переход между слайдами.

Доработка презентаций

29

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа

1

теория

Аналоговое и цифровое представление звука.

ДЗ №16

Учащиеся должны знать:

принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

§24

30

Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок.

1

практика

Работа с цифровыми камерами

ПЗ №14

Учащиеся должны уметь:

создавать несложную презентацию в среде типовой программы, содержащей гиперссылки

§25

31

Создание презентации с применением записанного изображения и звука

1

практика

Монтаж звука и видео

Учащиеся должны уметь:

создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст

Повторить весь курс 8 класса

32

Итоговый тест.

1

УПиКЗиУ

тест №3

Повторить

33

Повторение курса 8 класса «Информация»

1

Комбинированный урок

Вычисление объема информации

34

Повторение курса 8 класса «Тексты в компьютере»

1

Комбинированный урок

Кодирование текстовой информации

35

Повторение курса 8 класса «Графическая информация», «Мультимедиа»

1

Комбинированный урок


Использованная литература

1.Гейн А. Г. Земля Информатика: Пособие для учителей.— Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997.

2.ГейнА.Г Шолохович В.Ф. Преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе.— Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997.

3.Угринович Н. Д Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. — М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

4.Основы информатики и вычислительной техники. А.Г.Кушниренко и др. М.,Просвещение, 1988 и последующие годы.

5.Основы информатики и вычислительной техники. В.А.Каймин и др. М.,Просвещение, 1989 и последующие годы.

6.Основы информатики и вычислительной техники. А.Г.Гейн и др. М.,Просвещение, 1990 и последующие годы.

7.Основы компьютерной технологии. О.В.Ефимова и др. М., ABF, 1997.

8.Информатика (теория, методика, задачи). Н.Д.Угринович, М., МИПКРО, 1991.

9.Алгоритмика. Ал.Л.Семенов и др. М., Дрофа, 1996.

10.Информатика в играх и задачах. А.В.Горячев и др. М.,1995.

11.В.В.Мачульский и др.Культура информационной деятельности, 7-8 классы, «Ассоциация XXI век»,2003.

12.Семакин И. и др. Информатика.Базовый курс.9 класс.БИНОМ, 2006.

13.Т.А.Матвеева и др. Информационная культура, чI, Ассоциация XXI век»,2006.

14. Газета  «Мой друг компьютер» издательство «Газетный мир»

Электронные ресурсы.

Библиотека учебных курсов Microsoft

http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...