Использование ЭОР для организации самостоятельной работы
статья по информатике и икт по теме

В статье представлен материал о формах и способах организации самостоятельной работы учащихся с помощью электронных образовательных ресурсов: презентаций, электронных учебников, сайта преподавателя. Рассмотрены достоинства электронных пособий, главные из которых наглядность, индивидуальность и неограниченность во времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_alekseevoy-srs.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЭОР для организации самостоятельной работы

Преподаватель колледжа информационных технологий Алексеева Н.Н.

Новые Федеральные образовательные стандарты 3-го поколения требуют перестройки профессионального образования в различных сферах, в том числе и в организации самостоятельной работы учащихся, на которую отводится до 50% учебного времени. Одним из возможных вариантов решения этой задачи является использование современных информационно-коммуникационных технологий, и, в особенности, возможностей Интернет.

Самостоятельная работа – это совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

В контакте с преподавателем вне рамок расписания – консультации по учебным вопросам и при выполнении творческих и индивидуальных заданий.

В виде внеаудиторной самостоятельной работы.

Актуальность данного вида деятельности студентов очевидна, т.к. именно самостоятельная работа поможет сформировать общие компетенции будущих специалистов и выработать способность:

организовывать собственную деятельность;

осуществлять поиск информации;

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

самостоятельно определять задачи профессионального развития.

Организация самостоятельной работы студентов (СРС) требует разработки методического обеспечения данной работы для ее проведения и контроля. Можно выделить следующие обязательные блоки электронного учебно-методического комплекса:

Организационно- методический блок – изложение целей и задач данного раздела, учебная программа, формы контроля.

Информационно-обучающий блок – отдельные модули (учебные темы). Содержательная часть может быть выполнена в виде презентации и должна быть визуально привлекательной и наглядной.

Блок практической части с заданиями и упражнениями.

Контролирующий блок – вопросы для самоконтроля и тесты.

Электронные образовательные ресурсы  (ЭОР)– компьютерные обучающие системы, электронные учебники и словари, виртуальные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи, т.е. образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.

Можно выделить следующие виды электронных ресурсов, которые позволят организовать и проконтролировать результаты самостоятельной работы студентов:

электронный учебник;

web-сайт преподавателя;

группы в социальных сетях;

курсы дистанционной поддержки.

Достоинства ЭОР:

Индивидуальность. При традиционных формах обучения, представляющих собой, как правило, аудиторные занятия, преподаватель работает не с конкретным студентом, а с группой, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Интеллектуальные и психологические особенности учащихся делают традиционные унифицированные приемы обучения крайне неэффективными. Преподавателю приходится ориентироваться либо на "сильных" студентов (при этом они становятся еще сильнее, а "слабые" безнадежно отстают), либо на отстающих (при этом удается сделать разрыв между сильнейшими и отстающими минимальным, однако средний уровень группы неизбежно снижается). Дифференцированный подход в рамках традиционных аудиторных занятий также не всегда эффективен, так как требует значительных усилий преподавателя и может, к тому же, породить психологические проблемы в коллективе.

Использование возможностей электронного учебника позволит организовать индивидуальный маршрут обучения студента.

Неограниченность по времени. Временные рамки аудиторных занятий зачастую не позволяют преподавателю глубоко и всесторонне раскрыть содержание изучаемой темы. Психолого-когнитивные особенности учащихся также требуют различного по протяженности временного ресурса для освоения одного и того же объема учебного материала.

Работа с сетевыми электронными ресурсами не ограничена жесткими временными рамками, что способствует их более глубокому и прочному усвоению.

Преподаватели колледжа информационных технологий имеют значительный опыт по использованию различных форм электронных образовательных ресурсов: электронные учебники, сайт преподавателя или сайт дисциплины, блоки курса дистанционной поддержки обучения, который размещен на сайте колледжа. На своих сайтах преподаватели размещают информацию, необходимую для самостоятельной работы студентов: темы рефератов, вопросы к зачету, информационный материал с различными формами представления (текст, графика, видео), творческие задания, тесты и кроссворды. Интересен опыт проведения первого тура олимпиады по дисциплине в виде интернет-олимпиады.

На рисунке представлен фрагмент моего сайта с поддержкой дисциплины «Основы программирования», а также лучшими творческими работами студентов.

Использования ЭОР для организации самостоятельной работы позволит:

Изложить теоретический материал в наглядной форме.

Обеспечить индивидуальный подход в обучении.

Обеспечить мотивацию к самостоятельной работе.

Организовать творческий подход в самообучении студентов.

Сформировать самостоятельность мышления, более осознанные, а, следовательно, прочные знания.

Литература:

Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2008.

Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. М.: ПЕРСЭ, 2006.

Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационно-коммуникационные технологии в образовании. М.: ИТК «Дашков и К», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфокоммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы образовательного процесса. Именно поэтому все усилия, поиски, ...

Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике

В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения математике с использованием современных информационных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет пов...

Использование интернет - ресурса Learning Apps и программы MS Power Point для организации самостоятельной работы на уроках английского языка

В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь...

Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов

В статье представлен опыт организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов...