Использование ЭОР для организации самостоятельной работы
статья по информатике и икт по теме
В статье представлен материал о формах и способах организации самостоятельной работы учащихся с помощью электронных образовательных ресурсов: презентаций, электронных учебников, сайта преподавателя. Рассмотрены достоинства электронных пособий, главные из которых наглядность, индивидуальность и неограниченность во времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_alekseevoy-srs.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЭОР для организации самостоятельной работы
Преподаватель колледжа информационных технологий Алексеева Н.Н.
Новые Федеральные образовательные стандарты 3-го поколения требуют перестройки профессионального образования в различных сферах, в том числе и в организации самостоятельной работы учащихся, на которую отводится до 50% учебного времени. Одним из возможных вариантов решения этой задачи является использование современных информационно-коммуникационных технологий, и, в особенности, возможностей Интернет.
Самостоятельная работа – это совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа реализуется:
Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.
В контакте с преподавателем вне рамок расписания – консультации по учебным вопросам и при выполнении творческих и индивидуальных заданий.
В виде внеаудиторной самостоятельной работы.
Актуальность данного вида деятельности студентов очевидна, т.к. именно самостоятельная работа поможет сформировать общие компетенции будущих специалистов и выработать способность:
организовывать собственную деятельность;
осуществлять поиск информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
самостоятельно определять задачи профессионального развития.
Организация самостоятельной работы студентов (СРС) требует разработки методического обеспечения данной работы для ее проведения и контроля. Можно выделить следующие обязательные блоки электронного учебно-методического комплекса:
Организационно- методический блок – изложение целей и задач данного раздела, учебная программа, формы контроля.
Информационно-обучающий блок – отдельные модули (учебные темы). Содержательная часть может быть выполнена в виде презентации и должна быть визуально привлекательной и наглядной.
Блок практической части с заданиями и упражнениями.
Контролирующий блок – вопросы для самоконтроля и тесты.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)– компьютерные обучающие системы, электронные учебники и словари, виртуальные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи, т.е. образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.
Можно выделить следующие виды электронных ресурсов, которые позволят организовать и проконтролировать результаты самостоятельной работы студентов:
электронный учебник;
web-сайт преподавателя;
группы в социальных сетях;
курсы дистанционной поддержки.
Достоинства ЭОР:
Индивидуальность. При традиционных формах обучения, представляющих собой, как правило, аудиторные занятия, преподаватель работает не с конкретным студентом, а с группой, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Интеллектуальные и психологические особенности учащихся делают традиционные унифицированные приемы обучения крайне неэффективными. Преподавателю приходится ориентироваться либо на "сильных" студентов (при этом они становятся еще сильнее, а "слабые" безнадежно отстают), либо на отстающих (при этом удается сделать разрыв между сильнейшими и отстающими минимальным, однако средний уровень группы неизбежно снижается). Дифференцированный подход в рамках традиционных аудиторных занятий также не всегда эффективен, так как требует значительных усилий преподавателя и может, к тому же, породить психологические проблемы в коллективе.
Использование возможностей электронного учебника позволит организовать индивидуальный маршрут обучения студента.
Неограниченность по времени. Временные рамки аудиторных занятий зачастую не позволяют преподавателю глубоко и всесторонне раскрыть содержание изучаемой темы. Психолого-когнитивные особенности учащихся также требуют различного по протяженности временного ресурса для освоения одного и того же объема учебного материала.
Работа с сетевыми электронными ресурсами не ограничена жесткими временными рамками, что способствует их более глубокому и прочному усвоению.
Преподаватели колледжа информационных технологий имеют значительный опыт по использованию различных форм электронных образовательных ресурсов: электронные учебники, сайт преподавателя или сайт дисциплины, блоки курса дистанционной поддержки обучения, который размещен на сайте колледжа. На своих сайтах преподаватели размещают информацию, необходимую для самостоятельной работы студентов: темы рефератов, вопросы к зачету, информационный материал с различными формами представления (текст, графика, видео), творческие задания, тесты и кроссворды. Интересен опыт проведения первого тура олимпиады по дисциплине в виде интернет-олимпиады.
На рисунке представлен фрагмент моего сайта с поддержкой дисциплины «Основы программирования», а также лучшими творческими работами студентов.
Использования ЭОР для организации самостоятельной работы позволит:
Изложить теоретический материал в наглядной форме.
Обеспечить индивидуальный подход в обучении.
Обеспечить мотивацию к самостоятельной работе.
Организовать творческий подход в самообучении студентов.
Сформировать самостоятельность мышления, более осознанные, а, следовательно, прочные знания.
Литература:
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2008.
Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. М.: ПЕРСЭ, 2006.
Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационно-коммуникационные технологии в образовании. М.: ИТК «Дашков и К», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфокоммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы образовательного процесса. Именно поэтому все усилия, поиски, ...
Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике
В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения математике с использованием современных информационных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет пов...
Вариант использования ЭОР учителем в процессе организации самостоятельной работы учащихся на уроке.
Задания для самостоятельной работы...
Кейс – технологии как способ организация самостоятельной работы детей – инвалидов на уроке английского языка с использованием дистанционных образовательных технологий
Дистанционное обучение открыло новые возможности для детей с особыми потребностями....
Использование интернет - ресурса Learning Apps и программы MS Power Point для организации самостоятельной работы на уроках английского языка
В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА МОДУЛЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Использование метода проектов...
Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов
В статье представлен опыт организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов...