Рабочая программа по информатике 4 класс
рабочая программа по информатике и икт на тему
Программа составлена на основе авторской программы А.В Горячева по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект (серия «Мой инструмент - компьютер» включает базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, предназначен для обучения на практике работе на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики):
1. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 4 класс. - М.: Баласс, 2009.
2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2009.
3. Горячев А. В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Баласс, 2006.
На изучение учебного предмета «Информатика» отводится: - всего - 34 часа в учебный год (1 час в неделю), в том числе: - на написание контрольных работ - 4 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_informatika_4_klass.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ 4 КЛАСС
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе авторской программы А.В Горячева по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект (серия «Мой инструмент - компьютер» включает базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, предназначен для обучения на практике работе на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики):
1. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 4 класс. - М.: Баласс, 2009.
2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2009.
3. Горячев А. В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Баласс, 2006.
На изучение учебного предмета «Информатика» отводится: - всего - 34 часа в учебный год (1 час в неделю), в том числе: - на написание контрольных работ - 4 часа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. Способы описания действий и процессов – 8 часов
Ветвление в построчной записи алгоритма. Цикл в построчной записи алгоритма. Алгоритм с параметрами. Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.
Контрольная работа № 1.
В результате обучения учащиеся должны знать:
Построчную запись алгоритма «ветвление», «цикл»
О параметрах алгоритма
В результате обучения учащиеся должны уметь:
Записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если», «то», «иначе»; условие цикла в команде «Повторяй»
Выполнять алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами
РАЗДЕЛ 2. Способы описания объектов. – 7 часов
Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. Схема состава объекта. Адрес составной части. Массив объектов на схеме состава. Признаки и действия объекта и его составных частей.
Контрольная работа № 2.
В результате обучения учащиеся должны знать:
Общие свойства и отличительные признаки группы объектов
В результате обучения учащиеся должны уметь:
Описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, отличительные признаки объектов группы
Заполнять схему состава объекта
Записывать адрес элемента массива в составе объекта
РАЗДЕЛ 3. Логические рассуждения. – 10 часов
Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Описание отношений между объектами с помощью графов. Пути в графах. Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов. Правило «если – то». Схема рассуждений.
Контрольная работа № 3.
В результате обучения учащиеся должны знать:
Что такое множество, подмножество, пересечение двух множеств
Что такое граф
Правило «если-то»
В результате обучения учащиеся должны уметь:
Определять принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами
Строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами.
Записывать правила «если-то», составлять схемы таких правил
РАЗДЕЛ 4. Логическое мышление и воображение. – 7 часов
Составные части объектов. Объекты с необычным составом. Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. Признаки объектов. Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия.
Контрольная работа № 4.
В результате обучения учащиеся должны знать:
Состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями
Что такое множество, подмножество, пересечение двух множеств
Что такое алгоритм
В результате обучения учащиеся должны уметь:
Определять название предметов по названиям составных частей
Придумывать и описывать предметы с необычным составом
Составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами
Содержание тем
1. Введение в предмет
Что изучает информатика. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Правила поведения в компьютерном классе.
2. Информация и информационные процессы
Понятие информации. Виды и свойства информации. Информация как отражение разнообразия в окружающем мире. Информация в живой природе; ее значение для обеспечения жизнедеятельности животных и человека. Использование информации в практической деятельности людей.
Основные информационные процессы: получение, хранение, передача и обработка информации. Способы представления, передачи и получения информации. Текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Роль органов чувств в процессах получения информации живыми организмами. Способы получения информации техническими устройствами.
Источники и приемники информации. Хранение информации. Устройства хранения информации. Винчестер. Дискета. Компакт-диск.
Хранение информации в компьютере в виде файлов. Понятие размера файла, информационный объем носителя информации.
3. Компьютер как универсальное средство обработки ин
формации
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера. Условия безопасной эксплуатации компьютера.
Компьютер в нашей жизни (примеры использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности).
Подключаемые к компьютеру устройства (принтер, сканер, фотоаппарат, колонки), их включение и выключение.
Программный принцип работы компьютера. Компьютерная программа как средство управления работой компьютера. Примеры компьютерных программ (обучающие, игровые, профессиональные).
Основные приемы работы с манипулятором «мышь».
Основные приемы работы с клавиатурой.
Понятие рабочего стола. Элементы рабочего стола. Главное меню. Запуск программ с помощью пиктограмм и Главного меню. Понятие рабочего окна и интерфейса программ.
3.8. Файловая система: файлы и папки. Понятие имени и типа файла. Создание папок. Имена папок.
4. Обработка текстовой информации
Текст как информационный объект. Понятие алфавита пак набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.
Текстовый редактор как пример прикладной программы. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление символов.
Выделение различных блоков текста. Использование буфера обмена для работы с фрагментами текста.
Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца.
Нумерованные и маркированные списки.
Таблицы: создание и заполнение таблиц.
Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст. Изменение размеров и расположен ия графических объектов.
Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.
5. Обработка графической информации
Графический редактор, его интерфейс. Создание и сохранение графического файла.
Основные инструменты графического редактора. Кисть, карандаш, распылитель, ластик, линия, кривая. Цветовая палитра.
Понятие замкнутого контура. Инструменты прямоугольник, эллипс, многоугольник. Заливка.
Выделение элементов изображения, перемещение, изменение размеров. Работа с буфером обмена.
6. Создание мультимедийных презентаций
Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов.
Редактор презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов.
Создание слайдов с включением текста и графических объектов.
Использование эффектов анимации, и смены слайдов.
7. Приемы поиска информации
7.1. Поиск информации. Библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Понятие оглавления. Ключевые слова для поиска информации. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
8. Резерв
8.1. Резерв может быть использован для закрепления навыков, отработки «трудных» тем, для выполнения итоговых работ, творческих проектов. Всемирная сеть Интернет. Доменная адресация в сети. Информационные ресурсы Интернет: файловые архивы, электронные. Поиск информации в сети Интернет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Время, отведённое на изучение раздела | Время, отведённое на проведение контрольных (практических)мероприятий |
Способы описания действий и процессов | 8 часов | 1 час |
Способы описания объектов | 7 часов | 1 час |
Логические рассуждения | 10 часов | 1 час |
Логическое мышление и воображение | 7 часов | 1 час |
Повторение | 2 часа | - |
итого: | 34 часа | 4 часа |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Дата проведения |
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма. Техника безопасности и правила поведения при работе в компьютерном классе. Информация как отражение разнообразия в окружающем мире (повторение изученного в 3 классе). Основные информационные процессы: получение, хранение, передача и обработка информации. Выполнение учебного задания по одному из предметов курса начальной школы с использованием манипулятора «мышь» и клавиатуры. | 06.09.12 |
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма. Технические средства работы с информацией (телефон, радиоприемник, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, диктофон и т.п.). Хранение информации на различных носителях (кассета, карта памяти и т.п.). Представление о количестве информации, которая может поместиться на различных носителях. Практическая работа «Оценка размеров различных файлов». | 13.09.12 |
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных программ. Запуск программ с помощью пиктограмм рабочего стола и Главного меню. Завершение работы программ. | 20.09.12 |
4 | Алгоритм с параметрами. Файлы и папки. Создание, переименование, удаление, перемещение. | 27.09.12 |
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. Понятие о соответствии типов файлов и программ, с помощью которых можно открыть файл. Сравнение интерфейса различных программ. | 04.10.12 |
6 | Подготовка к контрольной работе Работа с буфером обмена. Практическая работа (обмен информацией между различными программами с помощью буфера обмана). | 11.10.12 |
7 | Контрольная работа № 1 по теме «Способы описания действий и процессов». Некоторые приемы управления работой компьютера ('включение, выключение, перезагрузка, прерывание работы «зависшей программы»). Понятие об установке программ. | 18.10.12 |
8 | Анализ контрольной работы. Итоговый урок по темам «Информация и информационные процессы». «Компьютер как универсальное средство обработки информации». Итоговое практическое задание «Создание личной структурированной системы папок учащегося». | 25.10.12 |
9 | Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. Набор и редактирование текста. Выделение фрагментов текста и форматирование с помощью команд Шрифт и Абзац (повторение). | 01.11.12 |
10 | Схема состава объекта. Адрес составной части. Техника безопасности и правила поведения при работе в компьютерном классе. Работа с таблицами: создание таблицы. Ввод и редактирование информации, размещенной в ячейках таблицы. | 15.11.12 |
11 | Массив объектов на схеме состава. Работа с таблицами: выделение, добавление и удаление элементов таблицы (строка, столбец). | 22.11.12 |
12 | Признаки и действия объекта и его составных частей. Работа с таблицами: Границы и заливки. Авто формат. | 29.11.12 |
13 | Подготовка к контрольной работе. Понятие о разметке страницы (ориентация, поля). Просмотр документа перед печатью. Печать документа. | 06.12.12 |
14 | Контрольная работа № 2 по теме «Способы описания объектов». Вставка графических объектов (повторение). Создание графических объектов средствами текстового редактора MS Word. Практическая работа с применением изученных приемов (например, «Мое расписание», «Поздравительная открытка», «Мини сочинение с иллюстрациями». | 13.12.12 |
15 | Анализ контрольной работы. Продолжение практической работы. | 20.12.12 |
16 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Поиск текста в документе. Поиск файла на диске с использованием опции Поиск Главного меню. | 27.12.12 |
17 | Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Техника безопасности и правила поведения при работе в компьютерном классе. Программа MS Paint. Основные инструменты графического редактора. Создание, открытие, сохранение графических файлов (повторение). | 17.01.13 |
18 | Описание отношений между объектами с помощью графов. Выделение элементов изображения, перемещение, изменение размеров. Собирание мозаики или пазла с использованием MS Paint. | 24.01.13 |
19 | Пути в графах. Практическая работа «Создание изображения путем копирования и изменения размера». | 31.01.13 |
20 | Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов. Отображение и поворот фрагмента рисунка или рисунка целиком. | 07.02.13 |
21 | Правило «если – то». Практическая работа «Создание орнамента с применением операций копирования и отображения, поворота». | 14.02.13 |
22 | Схема рассуждений. Приемы работы с источниками информации. Библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Понятие оглавления. Практическая работа «Поиск информации при работе с электронным учебником». | 21.02.13 |
23 | Подготовка к контрольной работе. Понятие сети Интернет. Понятие сайта. Адрес сайта. Основные элементы окна обозревателя (например, Microsoft Internet Explorer). Практическая работа «Ввод адреса в адресную строку. Просмотр содержимого сайта». | 07.03.13 |
24 | Контрольная работа № 3 по теме «Логические рассуждения». Поиск информации в сети Интернет с помощью поисковых систем и ключевых слов. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию). | 14.03.13 |
25 | Анализ контрольной работы. Поиск информации в сети Интернет. | 21.03.13 |
26 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. Техника безопасности и правила поведения при работе в компьютерном классе. Программа MS PowerPoint. Понятие мультимедийной презентации. Понятие слайда. Добавление слайда в презентацию. Создание и сохранение презентации из одного-трех слайдов. | 28.03.13 |
27 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. Открытие файла презентации. Понятие о разметке слайда. Работа с текстом (набор, редактирование). Показ слайдов. | 04.04.13 |
28 | Признаки объектов. Объекты с необычным составом и действиями. Перемещение и удаление слайдов. Оформление фона слайда разными способами. | 18.04.13 |
29 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. Вставка графических объектов из файлов и из коллекции ClipArt на слайд. | 25.04.13 |
30 | Подготовка к контрольной работе. Создание графических объектов на слайде с помощью автофигур. | 02.05.13 |
31 | Контрольная работа № 4 по теме «Логическое мышление и воображение». Понятие о дизайне презентации. Правила оформления презентации (требования к размеру, количеству и качеству объектов, цветовому решению). | 16.05.13 |
32 | Анализ контрольной работы. Понятие анимации. Приемы по созданию анимации для объектов слайдов. Звуковое сопровождение анимации. | 23.05.13 |
33 | Повторение курса. Творческая практическая работа по созданию презентации по теме одного из изучаемых предметов. Защита презентации. | 30.05.13 |
34 | Повторение курса. |
2. Для учителя:
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 – й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008
Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). – М.: Баласс, 2007
Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика. Учебник, 3 класс («Логика и алгоритмы») – М.: Баласс, 2009
3. Интернет - ресурсы
http://www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
http://www.mon.gow.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...