Рабочая программа по информатике 3 класс
рабочая программа по информатике и икт на тему
Программа составлена на основе авторской программы А.В Горячева по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект (серия «Мой инструмент - компьютер» включает базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, предназначен для обучения на практике работе на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики):
1. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс. - М.: Баласс, 2009.
2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2009.
3. Горячев А. В. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2006.
На изучение учебного предмета «Информатика» отводится:
- всего - 34 часа в учебный год (1 час в неделю), в том числе:
- на написание контрольных работ - 4 часа.
В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_informatika_3_klass.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» 3 класс
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе авторской программы А.В Горячева по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект (серия «Мой инструмент - компьютер» включает базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, предназначен для обучения на практике работе на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики):
1. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс. - М.: Баласс, 2009.
2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2009.
3. Горячев А. В. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2006.
На изучение учебного предмета «Информатика» отводится:
- всего - 34 часа в учебный год (1 час в неделю), в том числе:
- на написание контрольных работ - 4 часа.
В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному.
Данный предмет направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой. В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:
начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Содержание рабочей программы
1. Алгоритмы. Начальные навыки работы с компьютером. (9 часов)
Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Правила безопасного поведения и гигиены при работе на компьютере. Назначение основных устройств компьютера. Начальные навыки работы с клавиатурой.
Учащиеся должны знать:
понятие алгоритма;
виды алгоритмов: линейные, ветвящиеся, циклические;
формы записи алгоритмов;
правила безопасного поведения и гигиены при работе на компьютере;
назначение основных устройств компьютера;
назначение клавиатуры, мыши.
Учащиеся должны уметь:
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии
понимать построчную запись алгоритма;
понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
пользоваться клавиатурой, мышью;
соблюдать правила безопасного поведения и гигиены при работе на компьютере.
Контрольное мероприятие: контрольная работа
2. Группы (классы) объектов. Графический редактор Paint.
(7 часов)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. Графический редактор Paint. Инструменты редактора Paint: карандаш, кисть, ластик, эллипс, линия, прямоугольник. Копирование в Paint.
Учащиеся должны знать:
состав и действия объектов с одним общим названием;
отличительные признаки и значения у разных объектов в группе;
основные приемы работы в графическом редакторе Paint;
приемы использования основных инструментов Paint.
Учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех пред
называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса
работать в графическом редакторе Paint;
правильно использовать основные инструменты Paint.
как копировать в Paint;
Контрольное мероприятие: контрольная работа
3. Группы (классы) объектов. Текстовой редактор Word.
(10 часов)
Высказывания со словами “все”, “не все”, “никакие”. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. Текстовой редактор Word. Набор текста. Операции «копировать, вырезать, вставить». Начертание, размер в Word.
Учащиеся должны знать:
понятия множества, подмножество, элемент множества;
основные приемы работы в текстовом редакторе Word;
отношения между множествами;
основные приемы работы в текстовом редакторе Word;
Учащиеся должны уметь:
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не»);
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
использовать в текстовом редакторе Word операции «копировать, вырезать, вставить»;
выбирать правильный размер текста и букв в Word.
Контрольное мероприятие: контрольная работа
4.Аналогия. Применение моделей (схем) для решения задач. Проектная деятельность. (8 часов)
Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Проектная деятельность.
Учащиеся должны знать:
понятия аналогии, закономерности;
понятие проектная деятельность.
Учащиеся должны уметь:
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
анализировать игры с выигрышной стратегией;
решать задачи на закономерность;
делать проекты по заданным темам.
Контрольное мероприятие: контрольная работа
Учебно-тематический план-34 ч.
№ | Тема | Количество часов | Контрольные мероприятия |
1 | Алгоритмы. Начальные навыки работы с компьютером. | 9 ч | Контрольная работа 1 ч |
2 | Группы (классы) объектов. Графический редактор Paint. | 7 ч | Контрольная работа 1 ч |
3 | Группы (классы) объектов. Текстовой редактор Word. | 10 ч | Контрольная работа 1 ч |
4 | Аналогия. Применение моделей (схем) для решения задач. Проектная деятельность. | 8 ч | Контрольная работа 1ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата проведения |
1 | Алгоритм (Делай – раз, делай - два). Техника безопасности и правила поведения при работе в компьютерном классе. Предмет изучения информатики. Понятие технологии и информационной технологии. Понятие информации. Роль информации в жизни и деятельности людей. | 05-06.09.12 |
2 | Схема алгоритма (Стрелки вместо номеров). Свойства информации. Способы восприятия человеком информации. Знакомство с основными приемами работы с манипулятором «мышь». | 12-13.09.12 |
3 | Ветвление в алгоритме (стрелка «Да» или стрелка «Нет»). Способы представления, передачи и получения информации. Виды информации: текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Источники и приемники информации. Основные операции по работе с манипулятором «мышь». | 19-20.09.12 |
4 | Цикл в алгоритме (Повтори ещё раз). Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера для ввода, вывода, обработки и хранения информации. Включение и выключение компьютера. Освоение приемов работы с манипулятором «мышь». | 26-27.09.12 |
5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Компьютер в нашей жизни (примеры использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности). Освоение приемов работы с манипулятором «мышь». | 03-04.10.12 |
6 | Подготовка к контрольной работе. Компьютерная программа как средство управления работой компьютера. Первое знакомство с клавиатурой, алфавитно-цифровые клавиши. Клавиатурный тренажер. | 10-11.10.12 |
7 | Повторение и закрепление пройденного. Примеры компьютерных программ (обучающие, игровые, профессиональные). Практическая работа с управляющими элементами программы или клавиатурным тренажером. | 17-18.10.12 |
8 | Контрольная работа № 1. Понятие рабочего стола. Элементы рабочего стола. Пиктограмма как условное обозначение объектов. Запуск программ с помощью пиктограммы. Практическая работа с управляющими элементами программы или клавиатурным тренажером. | 24-25.10.12 |
9 | Повторение и закрепление пройденного. Элементы рабочего стола. Главное меню. Запуск программ с помощью Главного меню. Использование правой кнопки мыши. Практическая работа с обучающей программой с использованием правой кнопки мыши. | 31.10.-01.11.12 |
10 | Состав и действия объекта. Понятие рабочего окна и интерфейса программ на примере программы «Мой компьютер» или папки «Мои документы». Практическая работа с мышью, окнами программ, элементами управления (перетаскивание, изменение размеров окна, использование полосы прокрутки, колеса мыши). | 14-15.11.12 |
11 | Группа объектов. Общее название. Хранение информации в компьютере в виде файлов. Понятие файла, его основные характеристики: имя, тип, размер. Пиктограмма текстового файла. Примеры текстовых редакторов. | 21-22.11.12 |
12 | Общие свойства объектов группы. Понятие текста и текстового редактора. Запуск программы текстового редактора, например MS Word. Понятие курсора. Символ, слово, предложение, абзац, страница как элементы текстового документа. Набор текста. | 28-29.11.12 |
13 | Особенные свойства объектов подгруппы. Набор и редактирование текста. Клавиши управления курсором, перемещение по текстовому документу. Удаление и вставка символов. | 05-06.12.12 |
14 | Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Отработка навыков выделения фрагментов текста. Форматирование текста с помощью команды Шрифт (изменение размера, цвета, начертания). | 12-13.12.12 |
15 | Подготовка к контрольной работе. Понятие папки. Папка «Мои документы». | 19-20.12.12 |
16 | Контрольная работа № 2. Операции с папками. Первичные представления о файловой структуре. | 26-27.12.12 |
17 | Множество. Число элементов множества. Запуск программ я документов с рабочего стола, через Главное меню. Практическая работа с папками. Создание личной рабочей папки. | 16-17.01.13 |
18 | Подмножество. Текстовый редактор MS Word. Форматирование абзацев текста (выравнивание, отступ красной строки, межстрочный интервал). Сохранение информации в виде файла. | 23-24.01.13 |
19 | Элементы, не принадлежащие к множеству. Пересечение множеств. Закрепление навыков набора, редактирования и форматирования текста. Сохранение файла. Поиск текста в документе. | 30-31.01.13 |
20 | Пересечение и объединение множеств. Обработка текстовой информации. Создание нумерованных и маркированных списков. Сохранение файла. | 06-07.02.13 |
21 | Истинность высказывания. Отрицания. Истинность высказывания со словом «не». Хранение информации. Устройства хранения информации. Винчестер. Дискета. Компакт-диск. | 13-14.02.13 |
22 | Истинность высказывания со словами «и», «или». Понятие графического объекта. Обработка графической информации. Рабочее окно программы MS Paint. Пиктограмма мафического файла. Цветовая палитра. Карандаш, ластик. | 20-21.02.13 |
23 | Граф. Вершины и рёбра графа. Основные инструменты графического редактора. Инструмент кисть, Выполнение творческой практической работы. Сохранение графического файла в рабочую папку. | 06-07.03.13 |
24 | Граф с направленными рёбрами. Основные инструменты графического редактора. Распылитель. Пипетка. Очистка рабочего поля. | 13-14.03.13 |
25 | Подготовка к контрольной работе. Основные инструменты графического редактора MS Paint. | 20-21.03.13 |
26 | Контрольная работа № 3. Основные инструменты графического редактора MS Paint. Линия. Кривая. Выполнение творческой практической работы на закрепление изученного материала. | 27-28.03.13 |
27 | Повторение изученного. Программа MS Paint. Понятие замкнутого контура. Инструменты прямоугольник, эллипс, многоугольник. Заливка. Использование заготовок для заливки рисунков. | 03-04.04.13 |
28 | Аналогия. Программа MS Paint. Открытие графических файлов. Практическая работа на заливку с использованием готовых рисунков. | 17-18.04.13 |
29 | Закономерность. Обобщающая работа в виде выполнения проекта с использованием графического редактора. | 24-25.04.13 |
30 | Аналогичная закономерность. Работа с текстовым редактором MS Word. Вставка графического объекта из файла. Изменение размеров и перемещение рисунка. | 01-02.05.13 |
31 | Подготовка к контрольной работе. Вставка в текстовый документ графических объектов из коллекции ClipArt. Поиск изображений по ключевым словам. | 08-09.05.13 |
32 | Контрольная работа № 4. Устройства, подключаемые к компьютеру (принтер, сканер, фотоаппарат, колонки), их включение и выключение. Вывод документов на печать. | 15-16.05.13 |
33 | Выигрышная стратегия. Итоговая творческая работа по закреплению навыков создания текстовых документов, вставки рисунков. Печать документа на принтере. | 22-23.05.13 |
34 | Повторение курса | 29-30.05.13 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и ИКТ в 3 классе ученик должен
Знать
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
для чего нужны основные устройства компьютера;
что такое полное имя файла;
создавать папки (каталоги);
удалять файлы и папки (каталоги);
копировать файлы и папки (каталоги);
перемещать файлы и папки (каталоги).
уметь
пользоваться мышью и клавиатурой;
запускать и завершать компьютерные программы;
создавать тексты и редактировать их в программе Word;
выполнять основные операции при рисовании с помощью Paint;
сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения;
создавать проекты;
набирать текст на клавиатуре;
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их;
копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв;
подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление;
Литература и средства обучения
1.Для обучающихся:
1. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 – й класс: Учебник в 2 – х частях. – Изд. 2 – е. испр. – М.: Баласс, 2009
2. Горячев А. В. Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2006.
2. Для учителя:
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 – й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008
Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). – М.: Баласс, 2007
Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика. Учебник, 3 класс («Логика и алгоритмы») – М.: Баласс, 2009
3. Интернет - ресурсы
http://www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
http://www.mon.gow.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...