Рабочая программа по информатике для 2-4 класса (Тур, Бокучава)
рабочая программа по информатике и икт на тему
Пояснительная записка+тематическое планирование к учебнику Тур, Бокучава "Информатика 2-4 класс".
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_2-4_klass.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрен Согласовано Утверждаю
на заседании зам. директора директор МОУГ №1
кафедры (МО) по УВР __________ ________________
учителей А.В. Пономарёв
Протокол №____ «__» ____________ 20__ г. «__» ____________ 20__ г.
от «__» ______ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _______________________________________________________
составлена на основе примерной программы и
программы _______________________________________________
в соответствии с федеральным компонентом государственного
стандарта общего образования в контексте модернизации
российского образования
Наименование ОУ: ________________________________________________
Предмет: _________________________________________________________
Учебный год: _____________________________________________________
Классы: __________________________________________________________
Учитель: _________________________________________________________
Количество часов: всего за год _____ час.; в неделю ______час.
Практических работ: _______________________________________________
Лабораторных работ: _______________________________________________
Экскурсий: _______________________________________________________
Контрольных работ: _______________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по информатике для 2 класса С.Н. Тур, Т.П. Бокучава.
Программа соответствует Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Материал предполагает учебную нагрузку 1 час в неделю, 35 уроков в год, в том числе контрольных работ – 3 часа.
Формы организации образовательного процесса:
1) творческая деятельность;
2) самостоятельная деятельность;
3) практическая деятельность (решение задач, выполнение контрольных работ).
Образовательные технологии
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Коллективные и групповые способы обучения
- Технология проблемного обучения
- Поисковые модели обучения
- Игровые технологии
- Компьютерные (информационные) технологии
Цели изучения информатики в начальной школе:
освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни
воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
В ходе обучения информатике по данной программе с использованием предлагаемого программно-методического комплекта:
3 учебника-тетради для учащихся (для 2, 3 и 4 классов);
методические рекомендации для учителя на каждый год обучения;
самостоятельные, проверочные и контрольные работы (в 2-х вариантах) в учебниках-тетрадях для учащихся (для 2 и 3 классов), в 4 классе — вынесены в отдельную тетрадь-вкладыш;
электронное пособие, содержащее учебные программы для уроков со 2 по 4 классы (на CD)
решаются следующие задачи общего учебного процесса:
формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.
В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии".
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Содержание курса
Второй класс (35 часов)
Введение в предмет (1 час). Введение в предмет. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа".
Введение в логику (32 часа). Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Выделение существенных признаков предметов. Знакомство с множествами. Вложенность множеств. Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия "симметрия". Симметрия. Паркеты. Контрольная работа. Логические концовки. Решение логических задач. Знакомство с отрицанием. Логика и математика. Контрольная работа. Решение задач на повторение. Понятие "массив". Работа с массивами. Повторение. Годовая контрольная работа.
Резерв (2 часа)
Третий класс (35 часов)
Повторение изученного материала (3 часа). Повторение. Логика и русский язык. Логика и математика.
Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (29 часов). Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Игра «Информация и мы». Кодирование информации. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке. Кодирование информации с помощью трафаретов. Хранение информации. Организация хранения информации. Контрольная работа. Базы данных. Обработка информации. Поиск информации. Игра "Веселая информатика". Контрольная работа. Повторение изученного материала — игра «Учение с увлечением». Логика и информация. Обобщение изученного материала. Годовая контрольная работа.
Резерв (3 часа)
Четвертый класс (35 часов)
Повторение изученного материала (2 часа). Повторение.
Алгоритмы и исполнители (30 часов). Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами". Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Контрольная работа. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Алгоритмический язык стрелок: линейные алгоритмы, игра «Найди клад»; контрольная работа; циклические алгоритмы; пропедевтика вложенных циклов; контрольная работа. Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет". Алгоритмы работы с координатной плоскостью. Повторение изученного материала. Годовая контрольная работа.
Резерв (3 часа)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела, темы | Наименование раздел, тем | Количество часов | ||||
Всего | Практические занятия | Лабораторные занятия (опыты) | Экскурсии | Контрольные работы | ||
2 КЛАСС | ||||||
1 | Введение предмет | 1 | ||||
2 | Введение в логику | 32 | 2 | |||
3 | Резерв | 2 | ||||
3 КЛАСС | ||||||
1 | Повторение | 3 | ||||
2 | Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация | 29 | 3 | |||
3 | Резерв | 3 | ||||
4 КЛАСС | ||||||
1 | Повторение | 1 | ||||
2 | Алгоритмы и исполнители | 31 | 3 | |||
3 | Резерв | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения |
1. Введение в предмет – 1 час | ||||
1 | Введение. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров – сказка «Компьютерная школа» | 1 | ||
2. Введение в логику – 32 часа | ||||
2 | Развитие внимания. Понятие вверх, вниз, вправо, влево | 1 | ||
3 | Развитие внимания. Понятие вверх, вниз, вправо, влево | 1 | ||
4 | Выделение существенных признаков предметов | 1 | ||
5 | Знакомство с множествами | 1 | ||
6 | Вложенность множеств | 1 | ||
7 | Логика и русский язык | 1 | ||
8 | Логика и русский язык | 1 | ||
9 | Подготовка к введению понятия «симметрия». Игра «Путешествие в страну Зазеркалье» | 1 | ||
10 | Симметрия | 1 | ||
11 | Симметрия | 1 | ||
12 | Симметрия. Паркеты | 1 | ||
13 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
14 | Контрольная работа №1 | 1 | ||
15 | Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти | 1 | ||
16 | Урок-резерв. Повторение изученного материала. Игра «Страна симметрии» | 1 | ||
17 | Логические концовки | 1 | ||
18 | Решение логических задач | 1 | ||
19 | Знакомство с отрицанием | 1 | ||
20 | Логика и математика | 1 | ||
21 | Логика и математика | 1 | ||
22 | Логика и математика. Урок-игра | 1 | ||
23 | Логика и математика | 1 | ||
24 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
25 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
26 | Анализ контрольной работы. Решение задач на повторение | 1 | ||
27 | Понятие «массив» | 1 | ||
28 | Работа с массивами | 1 | ||
29 | Работа с массивами | 1 | ||
30 | Повторение изученного за год материала | 1 | ||
31 | Подготовка к годовой контрольной работе | 1 | ||
32 | Годовая контрольная работа | 1 | ||
33 | Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти | 1 | ||
3. Резерв – 2 часа | ||||
Итого часов | 35 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения |
1. Повторение изученного материала – 3 часа | ||||
1 | Техника безопасности. Краткая история развития ВТ. Назначение некоторых устройств компьютера. Компьютеры в жизни человека | 1 | ||
2 | Логика и русский язык | 1 | ||
3 | Логика и математика | 1 | ||
2. Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация – 29 часов | ||||
4 | Что такое информация? | 1 | ||
5 | Виды информации. Способы передачи и получения информации | 1 | ||
6 | Свойства информации | 1 | ||
7 | Повторение изученного материала. Игра «Информация и мы» | 1 | ||
8 | Кодирование информации | 1 | ||
9 | Кодирование информации | 1 | ||
10 | Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку | 1 | ||
11 | Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке | 1 | ||
12 | Кодирование информации с помощью трафарета | 1 | ||
13 | Хранение информации. Организация хранения информации | 1 | ||
14 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
15 | Контрольная работа №1 | 1 | ||
16 | Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти | 1 | ||
17 | Базы данных. | 1 | ||
18 | Обработка информации. Базы данных. | 1 | ||
19 | Поиск информации | 1 | ||
20 | Поиск информации | 1 | ||
21 | Поиск информации | 1 | ||
22 | Поиск информации. Самостоятельная работа | 1 | ||
23 | Повторение изученного материала. Игра «Веселая информатика» | 1 | ||
24 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
25 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
26 | Анализ контрольной работы. Игра «Учение с увлечением» | 1 | ||
27 | Логика и информация | 1 | ||
28 | Логика и информация | 1 | ||
29 | Обобщение изученного материала | 1 | ||
30 | Подготовка к годовой контрольной работе | 1 | ||
31 | Годовая контрольная работа | 1 | ||
32 | Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти | 1 | ||
3. Резерв – 3 часа | ||||
Итого часов | 35 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения |
1. Повторение изученного материала – 1 час | ||||
1 | Повторение изученного материала | 1 | ||
2. Алгоритмы и исполнители - | ||||
2 | Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов | 1 | ||
3 | Примеры алгоритмов | 1 | ||
4 | Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра «Фокусы с числами» | 1 | ||
5 | Разветвляющиеся и циклические алгоритмы | 1 | ||
6 | Контрольная работа №1 | 1 | ||
7 | Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти | 1 | ||
8 | Знакомство с алгоритмическим языком стрелок | 1 | ||
9 | Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы | 1 | ||
10 | Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы | 1 | ||
11 | Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы | 1 | ||
12 | Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Игра «Найди клад» | 1 | ||
13 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
14 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
15 | Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти | |||
16 | Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы | 1 | ||
17 | Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы | 1 | ||
18 | Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы | 1 | ||
19 | Алгоритмический язык стрелок – пропедевтика вложенных циклов | 1 | ||
20 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
21 | Контрольная работа №3 | 1 | ||
22 | Исполнитель Колобок на линейке | 1 | ||
23 | Исполнитель Колобок на линейке | 1 | ||
24 | Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа | 1 | ||
25 | Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет» | 1 | ||
26 | Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет» | 1 | ||
27 | Алгоритмы работы на координатной плоскости | 1 | ||
28 | Повторение изученного материала | 1 | ||
29 | Подготовка к годовой контрольной работе | 1 | ||
30 | Годовая контрольная работа | 1 | ||
31 | Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти | 1 | ||
3. Резерв – 3 часа | ||||
Итого часов | 35 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу
Учащиеся должны знать:
роль информации в деятельности человека;
источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
понятия алгоритма, исполнителя;
назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
этические нормы при работе с информацией и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности
выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;
решать логические задачи;
решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
приводить примеры массивов, работать с одним и несколькими массивами в пределах изученного материала;
упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
шифровать информацию одним из изученных способов;
организовать информацию в виде базы данных и составлять запросы к базе данных в пределах изученного материала;
выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполни- телей;
работать с положительными, отрицательными числами и алгоритмами на координатной плоскости;
создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере (при наличии ПК);
вводить текст, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК).
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:
? готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
? применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
? придерживаться этических норм при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров и в безмашинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии в школе).
Умения и навыки выпускника начальной школы могут быть проверены путем выполнения ими совокупности заданий в письменной форме и на компьютере.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Т.П. Бокучава, С.Н. Тур: Учебник-тетрадь по информатике для 2 класса, издательство BHV, 2011
2. Т.П. Бокучава, С.Н. Тур: Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса, издательство BHV, 2011
3. Т.П. Бокучава, С.Н. Тур: Учебник-тетрадь по информатике для 4 класса, издательство BHV, 2011
4. Т.П. Бокучава, С.Н. Тур: Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ (+ CD), издательство BHV, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...