Рабочая программа по информатике для 2-4 класса (Тур, Бокучава)
рабочая программа по информатике и икт на тему

Герасина Наталья Александровна

Пояснительная записка+тематическое планирование к учебнику Тур, Бокучава "Информатика 2-4 класс".

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_2-4_klass.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрен                        Согласовано                                Утверждаю

на заседании                        зам. директора                        директор МОУГ №1

кафедры (МО)                по УВР __________                        ________________

учителей                                                                А.В. Пономарёв

Протокол №____                «__» ____________ 20__ г.        «__» ____________ 20__ г.

от «__» ______ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _______________________________________________________

составлена на основе примерной программы и

программы _______________________________________________

в соответствии с федеральным компонентом государственного

стандарта общего образования в контексте модернизации

российского образования

Наименование ОУ: ________________________________________________

Предмет: _________________________________________________________

Учебный год: _____________________________________________________

Классы: __________________________________________________________

Учитель: _________________________________________________________

Количество часов: всего за год _____ час.; в неделю ______час.

Практических работ: _______________________________________________

Лабораторных работ: _______________________________________________

Экскурсий: _______________________________________________________

Контрольных работ: _______________________________________________

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании авторской программы по информатике для 2 класса С.Н. Тур, Т.П. Бокучава.

Программа соответствует Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Материал предполагает учебную нагрузку 1 час в неделю, 35 уроков в год, в том числе контрольных работ – 3 часа.

Формы организации образовательного процесса:

1) творческая деятельность;                                                                                  

2) самостоятельная деятельность;                                                                              

3) практическая деятельность (решение задач, выполнение контрольных работ).

Образовательные технологии

  1. Технология личностно-ориентированного обучения
  2. Коллективные и групповые способы обучения
  3. Технология проблемного обучения    
  4. Поисковые модели обучения    
  5. Игровые технологии      
  6. Компьютерные (информационные) технологии

Цели изучения информатики в начальной школе:

освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни

воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

В ходе обучения информатике по данной программе с использованием предлагаемого программно-методического комплекта:

3 учебника-тетради для учащихся (для 2, 3 и 4 классов);

методические рекомендации для учителя на каждый год обучения;

самостоятельные, проверочные и контрольные работы (в 2-х вариантах) в учебниках-тетрадях для учащихся (для 2 и 3 классов), в 4 классе — вынесены в отдельную тетрадь-вкладыш;

электронное пособие, содержащее учебные программы для уроков со 2 по 4 классы (на CD)

решаются следующие задачи общего учебного процесса:

формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.

В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии".

Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;

формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

индивидуально-личностный подход к обучению школьников;

овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру

соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

Содержание курса

Второй класс (35 часов)

Введение в предмет (1 час). Введение в предмет. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа".

Введение в логику (32 часа). Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Выделение существенных признаков предметов. Знакомство с множествами. Вложенность множеств. Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия "симметрия". Симметрия. Паркеты. Контрольная работа. Логические концовки. Решение логических задач. Знакомство с отрицанием. Логика и математика. Контрольная работа. Решение задач на повторение. Понятие "массив". Работа с массивами. Повторение. Годовая контрольная работа.

Резерв (2 часа)

Третий класс (35 часов)

Повторение изученного материала (3 часа). Повторение. Логика и русский язык. Логика и математика.

Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (29 часов). Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Игра «Информация и мы». Кодирование информации. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке. Кодирование информации с помощью трафаретов. Хранение информации. Организация хранения информации. Контрольная работа. Базы данных. Обработка информации. Поиск информации. Игра "Веселая информатика". Контрольная работа. Повторение изученного материала — игра «Учение с увлечением». Логика и информация. Обобщение изученного материала. Годовая контрольная работа.

Резерв (3 часа)

Четвертый класс (35 часов)

Повторение изученного материала (2 часа). Повторение.

Алгоритмы и исполнители (30 часов). Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами". Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Контрольная работа. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Алгоритмический язык стрелок: линейные алгоритмы, игра «Найди клад»; контрольная работа; циклические алгоритмы; пропедевтика вложенных циклов; контрольная работа. Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет". Алгоритмы работы с координатной плоскостью. Повторение изученного материала. Годовая контрольная работа.

Резерв (3 часа)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела, темы

Наименование раздел, тем

Количество часов

Всего

Практические занятия

Лабораторные занятия (опыты)

Экскурсии

Контрольные работы

2 КЛАСС

1

Введение предмет

1

2

Введение в логику

32

2

3

Резерв

2

3 КЛАСС

1

Повторение

3

2

Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация

29

3

3

Резерв

3

4 КЛАСС

1

Повторение

1

2

Алгоритмы и исполнители

31

3

3

Резерв

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

проведения

1. Введение в предмет – 1 час

1

Введение. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров – сказка «Компьютерная школа»

1

2. Введение в логику – 32 часа

2

Развитие внимания. Понятие вверх, вниз, вправо, влево

1

3

Развитие внимания. Понятие вверх, вниз, вправо, влево

1

4

Выделение существенных признаков предметов

1

5

Знакомство с множествами

1

6

Вложенность множеств

1

7

Логика и русский язык

1

8

Логика и русский язык

1

9

Подготовка к введению понятия «симметрия». Игра «Путешествие в страну Зазеркалье»

1

10

Симметрия

1

11

Симметрия

1

12

Симметрия. Паркеты

1

13

Подготовка к контрольной работе

1

14

Контрольная работа №1

1

15

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

16

Урок-резерв. Повторение изученного материала. Игра «Страна симметрии»

1

17

Логические концовки

1

18

Решение логических задач

1

19

Знакомство с отрицанием

1

20

Логика и математика

1

21

Логика и математика

1

22

Логика и математика. Урок-игра

1

23

Логика и математика

1

24

Подготовка к контрольной работе

1

25

Контрольная работа №2

1

26

Анализ контрольной работы. Решение задач на повторение

1

27

Понятие «массив»

1

28

Работа с массивами

1

29

Работа с массивами

1

30

Повторение изученного за год материала

1

31

Подготовка к годовой контрольной работе

1

32

Годовая контрольная работа

1

33

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

3. Резерв – 2 часа

Итого часов

35 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

проведения

1. Повторение изученного материала – 3 часа

1

Техника безопасности. Краткая история развития ВТ. Назначение некоторых устройств компьютера. Компьютеры в жизни  человека

1

2

Логика и русский язык

1

3

Логика и математика

1

2. Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация – 29 часов

4

Что такое информация?

1

5

Виды информации. Способы передачи и получения информации

1

6

Свойства информации

1

7

Повторение изученного материала. Игра «Информация и мы»

1

8

Кодирование информации

1

9

Кодирование информации

1

10

Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку

1

11

Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке

1

12

Кодирование информации с помощью трафарета

1

13

Хранение информации. Организация хранения информации

1

14

Подготовка к контрольной работе

1

15

Контрольная работа №1

1

16

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

17

Базы данных.

1

18

Обработка информации. Базы данных.

1

19

Поиск информации

1

20

Поиск информации

1

21

Поиск информации

1

22

Поиск информации. Самостоятельная работа

1

23

Повторение изученного материала. Игра «Веселая информатика»

1

24

Подготовка к контрольной работе

1

25

Контрольная работа №2

1

26

Анализ контрольной работы. Игра «Учение с увлечением»

1

27

Логика и информация

1

28

Логика и информация

1

29

Обобщение изученного материала

1

30

Подготовка к годовой контрольной работе

1

31

Годовая контрольная работа

1

32

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

3. Резерв – 3 часа

Итого часов

35 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

проведения

1. Повторение изученного материала – 1 час

1

Повторение изученного материала

1

2. Алгоритмы и исполнители -

2

Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов

1

3

Примеры алгоритмов

1

4

Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра «Фокусы с числами»

1

5

Разветвляющиеся и циклические алгоритмы

1

6

Контрольная работа №1

1

7

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

8

Знакомство с алгоритмическим языком стрелок

1

9

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы

1

10

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы

1

11

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы

1

12

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Игра «Найди клад»

1

13

Подготовка к контрольной работе

1

14

Контрольная работа №2

1

15

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

16

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы

1

17

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы

1

18

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы

1

19

Алгоритмический язык стрелок – пропедевтика вложенных циклов

1

20

Подготовка к контрольной работе

1

21

Контрольная работа №3

1

22

Исполнитель Колобок на линейке

1

23

Исполнитель Колобок на линейке

1

24

Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа

1

25

Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет»

1

26

Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет»

1

27

Алгоритмы работы на координатной плоскости

1

28

Повторение изученного материала

1

29

Подготовка к годовой контрольной работе

1

30

Годовая контрольная работа

1

31

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

3. Резерв – 3 часа

Итого часов

35 часов

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

Учащиеся должны знать:

роль информации в деятельности человека;

источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);

виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;

типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);

способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;

понятия алгоритма, исполнителя;

назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);

этические нормы при работе с информацией и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности

выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;

решать логические задачи;

решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;

приводить примеры массивов, работать с одним и несколькими массивами в пределах изученного материала;

упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);

осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;

организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;

шифровать информацию одним из изученных способов;

организовать информацию в виде базы данных и составлять запросы к базе данных в пределах изученного материала;

выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполни- телей;

работать с положительными, отрицательными числами и алгоритмами на координатной плоскости;

создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере (при наличии ПК);

вводить текст, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК).

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:

? готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

? применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

? придерживаться этических норм при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров и в безмашинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии в школе).

Умения и навыки выпускника начальной школы могут быть проверены путем выполнения ими совокупности заданий в письменной форме и на компьютере.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Т.П. Бокучава, С.Н. Тур: Учебник-тетрадь по информатике для 2 класса, издательство BHV, 2011

2. Т.П. Бокучава, С.Н. Тур: Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса, издательство BHV, 2011

3. Т.П. Бокучава, С.Н. Тур: Учебник-тетрадь по информатике для 4 класса, издательство BHV, 2011

4. Т.П. Бокучава, С.Н. Тур: Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ (+ CD), издательство BHV, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...