рабочая программа по информатике 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 9 классе составлена на основе:
- стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089);
- примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ.
- авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса «Информатика и ИКТ для основной школы (8-9 класс)»» изданной в сборнике Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass1.doc | 328 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вязовская средняя общеобразовательная школа» |
«Согласовано» на заседании методического совета МОУ « Вязовская СОШ» Протокол №____ от «__» _________ 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ «Вязовская СОШ » ______________ Пащенко Н.П. от «__» _________ 2012г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Вязовская СОШ» _____________ Таранова В.А. Приказ № __ «___» ________ 2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Информатика и ИКТ»
9 класс
учитель Покроева Е.Н.
(высшая квалификационная категория)
2012-2013 учебный год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 9 классе составлена на основе:
- стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089);
- примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ.
- авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса «Информатика и ИКТ для основной школы (8-9 класс)»» изданной в сборнике Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»;
Преподавание курса ориентировано на использование авторского учебного и программно-методического комплекса Угриновича Н.Д., в который входят:
- учебник Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, 2011 г.г.;
- методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, всего за год – 68 часов.
В авторском тематическом планировании отводиться на изучение предмета в 9 классе 70 часов, а в рабочей программе – 68 часов, согласно продолжительности учебного времени в образовательных учреждениях Белгородской области в 9, 11 классах. В рабочей программе сокращено на 2 часа изучение темы «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации». Добавлен 1 час «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Программой предусмотрено проведение:
количество практических работ – 35,
количество контрольных работ - 6.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок.
Формы работы, используемые на уроке:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
2. Календарно -тематическое планирование
Примерное распределение часов по темам в базовом курсе «Информатика и ИКТ»
№ | Тема | Количество часов |
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 13 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | 9 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | 10 |
4 | Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 21 |
5 | Моделирование и формализация | 10 |
6 | Информационное общество | 3 |
7 | Повторение, резерв времени | 2 |
| ВСЕГО: | 68 |
№ урока п/п | Наименование раздела и тем | Плановые сроки | фактические сроки | Содержание учебного материала | Примечание (подготовка к ЕГЭ, ГИА, инд.зад., практическая часть, оборудование, эксперимент, демонстрация...) | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Домашнее задание |
Глава 1 Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации-13 ч. | |||||||
Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. | §1.1.1 Стр. 10 | |||||
Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». Инструктаж по ТБ | Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). | Практическая работа №1. «Кодирование графической информации». | Иметь представление о кодировании графической информации. | §1.1.2, 1.1.3 Стр. 14-15 Стр. 175-177 | |||
Растровая и векторная графика. | Растровая и векторная графика. | Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр). Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; возможности графических редакторов; основные режимы работы графических редакторов. Иметь представление об интерфейсах графических редакторов. Знать форматы графических файлов, их достоинства и недостатки; области применения разных графических форматов. | §1.2 Стр. 21-24 | ||||
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. | Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. | §1.3.1,1.3.2 Стр.28-31 | |||||
Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» Инструктаж по ТБ | Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе | Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора Уметь устанавливать цвет в палитре RGB в графическом редакторе. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения. | §1.3.3 Стр. 32-35 Стр. 179-183 | |||
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Инструктаж по ТБ | Создание изображений с помощью инструментов векторного графического. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования | . Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | Иметь представление о стандартных векторных и растровых форматах графического файла, о собственных форматах графических приложений. Уметь создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора; использовать готовые примитивы и шаблоны; конструировать объекты; производить геометрические преобразования изображения. Знать возможности, режимы работы и среду графического векторного редактора. | §1.3.4 Стр. 35-37 Стр.177-179 | |||
Растровая и векторная анимация. Практическая работа № 4. «Создание GIF - анимации». Инструктаж по ТБ | Растровая и векторная анимация. Создание GIF - анимации | Практическая работа № 4. «Создание GIF - анимации». | Иметь представление о растровой и векторной анимации. Уметь создавать GIF - анимации | §1.4 стр. 37-40 стр. 183-188 | |||
Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4. «Создание flash-анимации». Инструктаж по ТБ | Растровая и векторная анимация. Создание flash – анимации | Практическая работа № 4. «Создание flash-анимации». | Иметь представление о растровой и векторной анимации. Уметь создавать flash - анимации | §1.4 стр. 37-40 стр. 183-188 | |||
Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа № 5. «Кодирование и обработка звуковой информации» Инструктаж по ТБ | Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видео информации. | Практическая работа № 5. «Кодирование и обработка звуковой информации» | Знать технические приемы записи звуковой и видео информации. | §1.5 Стр. 40-45 Стр. 188-191 | |||
Цифровое фото и видео. Практическая работа № 6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу». Инструктаж по ТБ | Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов) | Цифровое фото и видео. Практическая работа № 6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу». | Уметь записывать изображение и звук с помощью цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов. | §1.6 Стр. 45-49 Стр. 191-196 | |||
Практическая работа № 7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». Инструктаж по ТБ | Звуки и видеоизображения. Обработка материала, монтаж информационного объекта | Практическая работа № 7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | Уметь записывать изображение и звук с помощью цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов. | ||||
Решение задач по теме «Кодирование графической информации» | Задачи по теме «Кодирование графической информации» | Уметь решать задачи по теме «Кодирование графической информации» | |||||
Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации». | Контрольная работа № 1. «Кодирование графической информации». | ||||||
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч. | |||||||
Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации». Инструктаж по ТБ | Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе | Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации». | Уметь кодировать и декодировать информацию. Знать способы перекодировки текста. | §2.1 Стр. 49-52 Стр.196-199 | |||
Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Знакомство с приемами квалифицированного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его усвоения | Знать назначение и основные режимы работы текстового процессора. Уметь запускать текстовый процессор, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы). | §2.2, 2.4 Стр. 52-54, 59-61 | ||||
Ввод и редактирование документа. Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул». Инструктаж по ТБ | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Включение в текстовый документ формул и графических объектов. | Практическая работа № 9. «Вставка в документ формул». | Знать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов. Уметь: - набирать и редактировать текст (вставлять, удалять и заменять символы); работать с фрагментами текста (выделять перемещать, удалять фрагменты); - набирать формулы, содержащие арифметические действия, дробные выражения, используя встроенный в текстовый процессор редактор формул. | §2.3 Стр.54-59 Стр. 199-201 | |||
Форматирование документа, символов, абзацев. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев». | Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц) | Практическая работа № 10. «Форматирование символов и абзацев». | Уметь задавать размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию страницы (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) и ориентацию страницы (книжная, альбомная). Уметь структурировать текст, используя параметры абзаца. | §2.5.1, 2.5.2 Стр. 61-66 Стр. 201-203 | |||
Нумерованные и маркированные списки. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков». | Включение в текстовый документ списков. Создание и форматирование списков. | Практическая работа № 11. «Создание и форматирование списков». | Иметь представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о многоуровневых списках (вложенные списки).Знать виды списков (нумерованные, маркированные, многоуровневые). Уметь создавать и редактировать маркированные и нумерованные списки. | §2.5.3 Стр. 66-67 Стр. 204-207 | |||
Таблицы. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | Включение в текстовый документ таблиц. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными | Практическая работа № 12. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | Уметь включать таблицу в текстовый документ; размещать в ячейках таблицы данные различных типов (текст, числа, изображения); модернизировать параметры таблицы (вставлять и удалять строки, столбцы и ячейки; изменять ширину столбцов и высоту строк с помощью мыши; изменять размеры отдельных ячеек, разделять их на несколько ячеек), использовать границы и заливку для оформления внешнего вида таблицы. | § 2.6 стр. 67-70 стр. 207-211 | |||
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | Компьютерные словари и системы перевода текстов. Перевод текста с использование системы машинного перевода | Практическая работа № 13. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Знать приемы создания текстовых документов с использованием вспомогательных программ-словарей и подготовку документа к печати с использованием периферийного оборудования (принтер). Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста). | §2.7 Стр. 70-71 Стр. 211-212 | |||
Системы оптического распознавания документа. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | Распознавание текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа | Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | Знать приемы создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканер) и программных средств для распознавания полученного изображения. Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате. Уметь сохранить документ, вывести на печать на принтере. | §2.8 Стр. 71-74 Стр. 212-213 | |||
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование обработки текстовой информации» | Контрольная работа № 2 «Кодирование обработки текстовой информации» | ||||||
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч. | |||||||
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | Представление числовой информации в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программного калькулятора | Практическая работа № 15. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | Знать способы представления числовой информации в различных системах счисления. Знать особенности позиционных и непозиционных систем счисления.Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую. | §3.1.1 Стр. 75-80 Стр. 214-215 | |||
Арифметические операции в позиционных системах счисления. | Арифметические вычисления в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. | Уметь; выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления.Иметь представление о компьютерном представлении числовой информации. | §3.1.2 Стр. 80-82 | ||||
Двоичное кодирование чисел в компьютере. | Представление числовой информации в компьютере. | Знать принципы представления числовой информации в компьютере. | §3.1.3 Стр. 82-84 | ||||
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. | Знать-назначение и функции электронных таблиц. Иметь представление об элементах электронных таблиц. Уметь вводить данные (числа, текст, формулы, не содержащие функций) в готовую таблицу; изменять данные в готовой таблице. | §3.2.1 Стр. 84-87 | ||||
Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Инструктаж по ТБ Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Абсолютные и относительные ссылки. | Практическая работа № 16. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | Знать приемы создания документа с использованием различных форм представления информации в виде формул. Уметь, используя адресацию в таблице, задавать абсолютные и относительные ссылки. | §3.2.2, 3.2.3 Стр. 87-91 Стр. 216-218 | |||
Встроенные функции. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 17. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | Встроенные функции. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах | Практическая работа № 17. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | Знать приемы создания документа с использованием различных форм представления информации. Иметь представление о встроенных функциях. Уметь вводить математические формулы, содержащие функции, используя встроенные в табличный процессор функции. | §3.2.4 Стр. 91-93 Стр. 218-220 | |||
Построение диаграмм и графиков. Инструктаж по ТБ Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов». | Построение диаграмм и графиков. | Практическая работа № 18. «Построение диаграмм различных типов». | Уметь строить диаграммы и графики, используя возможности табличного процессора | §3.3 Стр. 93-97 Стр. 220-228 | |||
Базы данных в электронных таблицах. | Базы данных в электронных таблицах. | Знать особенности создания баз данных в электронных таблицах | §3.4.1 Стр. 97-100 | ||||
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. | Практическая работа № 19. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | Уметь осуществлять сортировку и поиск данных в электронных таблицах. | §3.4.2 Стр. 100-105 Стр. 228-232 | |||
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации» | ||||||
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 21 ч. (+1 час к авторскому варианту) | |||||||
Техника безопасности в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. | Алгоритм. Свойства алгоритма. | Знать понятие алгоритма; свойства алгоритмов. Уметь определять свойства конкретных алгоритмов. | §4.1.1 Стр.105-108 | ||||
Блок-схемы алгоритмов Выполнение алгоритмов компьютером. | Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. | Знать способы записи алгоритмов; блок-схемы.Уметь записывать алгоритм разными способами.Иметь представление о возможностях автоматизации деятельности человека. | §4.1.2 Стр. 108§4.1.3 Стр. 109-113 | ||||
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, выбор. Разработка линейного алгоритма, (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления | Знать структуру алгоритмической конструкции следование, ветвление, выбор. Уметь: - разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач; - разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления. | §4.2.1, 4.2.2, Стр. 113-117 | ||||
Алгоритмическая структура «цикл». | Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла | Знать структуру алгоритмической конструкции повторение. Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор цикла. | §4.2.3 Стр. 117-119 | ||||
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. | Типы данных, ввод и вывод данных. Арифметические, строковые и логические выражения. | Уметь создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции ветвления, цикла, вспомогательные алгоритмы. | §4..3, 4.4 Стр. 119-124 | ||||
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Виды, правила оформления. | Знать этапы разработки программы.Уметь разрабатывать алгоритм, требующий для решения поставленной задачи использования функций. | §4.5 Стр. 124-128 | ||||
Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций | Знать этапы разработки программы. Уметь разрабатывать алгоритм, требующий для решения поставленной задачи использования логических операций | §4.6 Стр. 128-133 | ||||
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | Системы объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Практическая работа № 20. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | Знать интерфейс систем объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Стр. 233-239 | |||
Инструктаж по ТБ Практическая работа №21 «Проект «Переменные». | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практическая работа № 21. «Проект «Переменные». | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи. | Стр. 239-242 | |||
Инструктаж по ТБ Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор». | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практическая работа №22 . «Проект «Калькулятор». | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи. | Стр. 242-246 | |||
Инструктаж по ТБ Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор». | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практическая работа №23. Проект «Строковый калькулятор». | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи. | Стр. 246-249 | |||
Инструктаж по ТБ Практическая работа №24 Проект «Даты и время». | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практическая работа № 24. Проект «Даты и время». | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи. | Стр. 249-252 | |||
Инструктаж по ТБ Практическая работа №25 Проект «Сравнение кодов символов». | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практическая работа №25. Проект «Сравнение кодов символов». | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи. | Стр. 252-255 | |||
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 26. Проект «Отметка». | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практическая работа №26. Проект «Отметка». | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи. | Стр. 255-257 | |||
Инструктаж по ТБ Практическая работа №27 Проект «Коды символов». | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практическая работа №27. Проект «Коды символов». | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи. | Стр. 258-260 | |||
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 28 Проект «Слово-перевертыш». | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практическая работа № 28. Проект «Слово-перевертыш». | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи. | Стр. 261-263 | |||
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005. | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования | Знать графические возможности объектно-ориентированного языка программирования. | §4.7 Стр. 133-138 | ||||
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 29 Проект «Графический редактор». | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практическая работа № 29. Проект «Графический редактор». | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи. | Стр. 263-267 | |||
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 30 Проект «Системы координат». | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практическая работа № 30. Проект «Системы координат». | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи. | Стр. 267-269 | |||
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 31 Проект «Анимация». | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практическая работа №31. Проект «Анимация». | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи. | Стр. 270-272 | |||
Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | ||||||
Глава 5. Моделирование и формализация – 10 ч. | |||||||
Окружающий мир как иерархическая система. | Окружающий мир как иерархическая система. | Иметь представление об окружающем мире как иерархической системе | §5.1 Стр. 138-142 | ||||
Моделирование как метод познания. | Моделирование как метод познания. | основные принципы моделирования как метода познания. | §5.2.1 Стр. 142-145 | ||||
Материальные и информационные модели. | Виды моделей. Материальные и информационные модели. | Знать виды информационных моделей. Уметь представлять информационную модель в виде графа, диаграммы. | §5.2.2 Стр. 145-148 | ||||
Формализация и визуализация моделей. | Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. | Иметь представление о процессе формализации. Уметь приводить примеры моделирования объектов и процессов. | § 5.2.3 Стр. 148-152 | ||||
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | Иметь представление о основных этапах разработки и исследования моделей на компьютере | §5.3 Стр. 152-154 | ||||
Построение и исследование физических моделей. Инструктаж по ТБ Практическая работа №32 Проект «Бросание мячика в площадку» | Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования | Практическая работа №32 Проект «Бросание мячика в площадку» | Иметь представление о таблице как средстве моделирования. Уметь строить и исследовать компьютерные модели, реализующие анализ результатов в форме таблиц. | §5.4 Стр. 154-157 Стр. 273-279 | |||
Приближенное решение уравнений. Инструктаж по ТБПрактическая работа № 33 Проект «Графическое решение уравнений» | Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования | Практическая работа № 33 Проект «Графическое решение уравнений» | Иметь представление о таблице как средстве моделирования. Уметь строить и исследовать компьютерные модели, реализующие анализ результатов в форме таблиц. | §5.5 Стр. 157 Стр. 279-283 | |||
Экспертные системы распознавания химических веществ. Инструктаж по ТБ Практическая работа №34 Проект «Распознавание удобрений» | Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории | Практическая работа № 34 Проект «Распознавание удобрений» | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории. | §5.6 Стр. 157-161 Стр. 283-285 | |||
Информационные модели управления объектами. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 35 Проект «Модели систем управления» | Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории | Практическая работа № 35. Проект «Модели систем управления» | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории. | §5.7 Стр. 161-164 Стр. 286-291 | |||
Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация» | Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация» | ||||||
Глава 6. Информатизация общества – 3 ч. | |||||||
Информационное общество. | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. | Знать виды и характеристики информационных ресурсов общества. | §6.1 Стр. 164-169 | ||||
Информационная культура. | Этика и право при создании и использовании информации. | Соблюдать право при создании и использовании информации. | §6.2 Стр. 169-171 | ||||
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | Знать перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | §6.3 Стр. 171-174 | ||||
Контрольная работа №6 Итоговая | Контрольная работа №6 Итоговое тестирование | ||||||
Повторение по теме «Кодирование и обработка информации» | Главы 1-3 |
3.Содержание программы учебного предмета.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 13 часов.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
П/р №1 Кодирование графической информации
П/р №2 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
П/р №3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе
П/р №4 Анимация
П/р №5 Кодирование и обработка звуковой информации
П/р №6 Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
П/р №6 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Контрольная работа №1 Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование и обработка текстовой информации - 9 часов.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа, символов, абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
П/р №7 Кодирование текстовой информации
П/р №8 Вставка в документ формул
П/р №9 Форматирование символов и абзацев
П/р №10 Создание и форматирование списков
П/р №11 Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
П/р №12 Перевод текста с помощью компьютерного словаря
П/р №13 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Контрольная работа №2 Кодирование и обработка текстовой информации
Уметь:
- Создавать текст посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
- Работать с фрагментами текста.(копировать, вырезать вставлять)
- Форматировать страницу, абзац.
- Создавать ссылки, заголовки, оглавления.
- Осуществлять проверку правописания.
- Включать в текст списки, таблицы, изображений, диаграммы, формулы.
- Выводить текст на печать.
- Планировать работу над текстом.
Кодирование и обработка числовой информации – 10 часов.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы.Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
П/р №14 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
П/р №15 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
П/р №16 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
П/р №17 Построение диаграмм различных типов
П/р №18 Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Контрольная работа №3 Кодирование и обработка числовой информации
Уметь:
- Переводить числа из одной системы счисления в другую
- Вводить данные в готовую таблицу.
- Изменять данные.
- Осуществлять переход к графическому представлению данных.
- Вводить математические формулы и производить вычисление по ним.
- Осуществлять поиск данных в готовой базе.
- Создавать записи в базе данных
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования - 20 часов.
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление», «выбор», «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic
П/р №19 Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
П/р №20 Проект «Переменные»
П/р №21 Проект «Калькулятор»
П/р № 22 Проект «Строковый калькулятор»
П/р № 23 Проект «Даты и время»
П/р № 24 Проект «Сравнение кодов символов»
П/р № 25 Проект «Отметка»
П/р № 26 Проект «Коды символов»
П/р № 27 Проект «Слово-перевертыш»
П/р № 28 Проект «Графический редактор
П/р № 29 Проект «Системы координат»
П/р № 30 Проект «Анимация»
Контрольная работа №4 «Алгоритмизация и программирование»
Моделирование и формализация – 10 часов.
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
П/р № 31 Проект «Бросание мячика в площадку
П/р № 32 «Графическое решение уравнения»
П/р № 33 Проект «Распознавание удобрений»
П/р № 34 Проект «Модели систем управления»
Контрольная работа №5 Моделирование и формализация
Информатизация общества 3 часа.
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Повторение 3 часа.
Повторение пройденного материала.
Контрольная работа №6 Итоговая
4.Формы и средства контроля.
Для оценки результатов учебной деятельности учащихся используется текущий и итоговый контроль. В классный журнал всем присутствовавшим на уроке обучающимся выставляются оценки за текущие и итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или его часть.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значительных тем программы;
- в конце учебной четверти, полугодия, года.
В соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
Практическая работа № 4 разделена на 2 урока. На первом уроке предусмотрено выполнение задания 2«Создание GIF - анимации», а на втором уроке «Создание flash-анимации». При невозможности установить редактор для создания flash-анимации это время будет использоваться, для контроля по теме «Создания GIF – анимации» (выполнение проекта на свободную тему).
При выставлении оценок за практические работы учитываются следующие подходы:
- если практическая работа носит обучающий характер, проводится с целью проверки усвоения нового материала и по времени занимает часть урока, учитель имеет право не выставлять оценки обучающимся всего класса;
- если практическая работа контролирующего характера, то оценки за данный вид практической работы выставляются всем без исключения обучающимся.
Текущий и итоговый контроль можно проводить в различных формах: например, контрольная работа, тестирование, практическая работа, зачет, самостоятельная работа и т.д.
учебный цикл | № урока | Формы и средства контроля (в соответствии с инстр.- метод. письмом) | дата проведения |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 13 | Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации». | |
Кодирование и обработка текстовой информации | 22 | Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование обработки текстовой информации» | |
Кодирование и обработка числовой информации | 32 | Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 53 | Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | |
Моделирование и формализация | 63 | Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация» | |
Повторение за год | 67 | Контрольная работа №6 Итоговое тестирование |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Тестирование
Правила оценивания:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
При выставлении оценок используются соотношения:
- 50-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
5. Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература (основная и дополнительная).
ПРОГРАММА
Автор | Название | Издательство | Год |
Угринович Н.Д. | Программа базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010 |
УЧЕБНИКИ
Автор | Название | Издательство | Год |
Н.Д. Угринович | «Информатика и ИКТ -9 класс» | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010, 2011 г.г. |
Дополнительная литература
(пособия для учителя, справочники)
Автор | Название | Издательство | Год |
Н.Д. Угринович | Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2008 |
Демонстрационный вариант по информатике | 2009 и 2010 г.г. | ||
Агеева И.Д. | Занимательные материалы по информатике (методическое пособие) | М.: ТЦ Сфера | 2005 |
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. | Математические основы информатики (методическое пособие) | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2007 |
Андреева Е.В., Фалина И.Н. | Системы счисления и компьютерная арифметика | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2004 |
Гусева И.Ю. | Информатика в схемах и таблицах | СПб.: Тригон | 2005 |
Семакина И., Хеннера Е. | Информатика. Задачник-практикум в 2 т. | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2002 |
Суворова Н. | Информационное моделирование. Величины объекты, алгоритмы. | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2002 |
Мультимедийные пособия
Название | Издательство | Год |
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2008 |
Оборудование и приборы.
Наименование | Количество |
ПК | 10 |
Интерактивная доска | 1 |
Мультимедийный проектор | 1 |
Операционная система Windows XP, Alt Linux. | 10 |
Пакет офисных приложений MS Office 2003, OpenOffice. | 10 |
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией | 1 |
Программные средства
Наименование | Количество |
Операционная система – Windows XP, Linux. | 10 |
Клавиатурный тренажер. | 10 |
Калькулятор | 10 |
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. | 10 |
Простая система управления базами данных. | 10 |
Простая геоинформационная система. | 10 |
Система автоматизированного проектирования. | 10 |
Виртуальные компьютерные лаборатории. | 10 |
Программа-переводчик. | 10 |
Система оптического распознавания текста. | 10 |
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). | 10 |
Система программирования. | 10 |
Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. | 10 |
6.Приложения
Урок 13
Контрольная работа по теме: «Кодирование графической информации»
Вариант 1
Вариант 1
№1
Разрешающая способность экрана 800Х600.Глубина цвета 8 бит. Вычислите объём видеопамяти , необходимой для реализации данной глубины цвета и данной разрешающей способности.
№2
Чёрно- белое ( без градаций) растровое графическое изображение имеет размер 12Х14.. какой информационный объём имеет изображение?
№3
Цветное растровое графическое изображение имеет размер 20Х20 с палитрой из 65536 цветов. Какой информационный объём имеет изображение?
№4
В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 256. Что произошло с информационным сообщением ? ( увеличение или уменьшение и во сколько раз)
№5
Оцените информационный объём оцифрованного звукового файла длительностью 180 мин, при глубине кодирования и частоте дискретизации:
а) режим «моно» , 8 битов , 800 измерений в секунду
б)режим «стерео» , 16 битов 24000 измерений в секунду
Контрольная работа №1
« Кодирование графической информации»
Вариант 2
№1
Разрешающая способность экрана 1024Х800.Глубина цвета 16 бит. Вычислите объём видеопамяти , необходимой для реализации данной глубины цвета и данной разрешающей способности.
№2
Чёрно- белое ( без градаций ) растровое графическое изображение имеет размер 13Х1. какой информационный объём имеет изображение?
№3
Цветное растровое графическое изображение имеет размер 30Х30 с палитрой из 65536 цветов. Какой информационный объём имеет изображение?
№4
В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов увеличилось с 16 до 16777216 . Что произошло с информационным сообщением ? ( увеличение или уменьшение и во сколько раз)
№5
Оцените информационный объём оцифрованного звукового файла длительностью 240 мин, при глубине кодирования и частоте дискретизации:
а) режим «моно» , 8 битов , 800 измерений в секунду
б)режим «стерео» , 16 битов 24000 измерений в секунду
Урок 22
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»
Вариант -1
Часть 1
1.В кодировке Unicode на каждый символ отводится 2 байта. Определите информационный объем слова из двадцати четырёх символов в этой кодировке.
1.384 бита
192 бита
3.256 бит
4.48 бит
2. Сколько гигабайт информации содержит сообщение объёмом 233 бита ?
1.4
2.1
3.9
4.3
Часть2
ТЕСТ
1.WORD – это…
А) текстовый процессор
Б) Текстовый редактор
В) Программа, предназначенная для редактирования текстового документа.
2.Какого способа выравнивания нет в WORDЕ.
А) выравнивание по левому краю
Б) выравнивание по правому краю
В) выравнивание по высоте
3. Как удалить фрагмент текста?
А) установить курсор в нужное место текста и нажать клавишу ENTER
Б) выделить фрагмент текста и нажать клавишу DELETE
В) выделить фрагмент текста и нажать клавишу Insert
4. Форматирование шрифта это…
А) процесс оформления символа
Б) процесс оформления страницы
В) изменение параметров введенных символов
5. Какой из перечисленных ниже параметров не относится к параметрам абзаца:
А) ширина
Б) отступ в первой строке
В) кегль
6. Форматирование текста – это…
А) исправление текста при подготовке к печати
Б) изменение параметров введенных символов
В) процесс оформления страницы, абзаца, строки, символа
7. В текстовом процессоре при задании параметров страницы устанавливаются:
А) гарнитура, размер, начертание
Б) отступ, интервал
В) поля, ориентация
8. Минимальным объектом, используемым в текстовом редакторе, является:
А) слово
Б) пиксель
В) абзац
Г) символ
9. В процессе редактирования текста изменяется:
А) размер шрифта
Б) параметры абзаца
В) последовательность символов, строк, абзацев
10. Что является основным структурным элементом таблицы:
А) столбец
Б) строка
В) ячейка
Вариант-2
Часть1
1.считая , что каждый символ кодируется 16 битами, оцените информационный объём следующей пушкинской фразы в кодировке Unicode.
Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.
1.44 бита
2.704 бита
3.44 байта
4.704 байта
2. Сколько мегабайт информации содержит сообщение объёмом 223 бит?
1.1
2.8
3.3
4.32
Часть 2
Тест
1.В текстовом процессоре основными параметрами при задании параметров абзаца являются:
А) гарнитура, размер, начертание
Б) отступ, интервал
В) поля, ориентация
2. В текстовом процессоре выполнение операции Копирование становится возможным после:
А) сохранения файла
Б) установки курсора в определенное положение
В) выделения фрагмента текста
3. Как активизировать Главное меню
А) щелчком мыши по кнопке Пуск
Б) щелчком мыши по рабочему полю
В) нажатием клавиши ENTER
4. Абзацем в текстовом процессоре является…
А) выделенный фрагмент документа
Б) строка символов
В) фрагмент текста, заканчивающийся нажатием клавиши ENTER
5. Может ли заголовок располагаться в конце страницы?
А) да
Б) нет
В) иногда
6. При печати документа на второй странице печатается несколько строк. Какие параметры документа необходимо изменить, чтобы документ умещался на одной странице?
А) изменить начертание шрифта
Б) уменьшить интервал между строками
В) увеличить размер полей страницы
7. Какие символы используются для печати римских цифр?
А) прописные латинские буквы
Б) прописные русские буквы
В) цифры
8. Основными элементами окна тестового процессора являются:
А) строка заголовка, строка меню, панель инструментов, панель форматирования, рабочее поле, полоса прокрутки
Б) строка заголовка, рабочее поле
В) панель инструментов, палитра, рабочее поле
9. Чтобы сохранить текстовый документ в определенном формате, необходимо задать:
А) размер шрифта
Б) тип файла
В) параметры абзаца
10. Как можно изменить размер рисунка?
А) с помощью мыши или диалогового окна
Б) только с помощью мыши
В) только с помощью диалогового окна
Урок 32
Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации»
Вариант -1
№1
Сколько единиц в двоичной записи числа 195?
1.5
2.2.
3.3
4.4
№2
Вычислите сумму чисел х и у, при х=1D16, у=728.Результат представьте в двоичной системе счисления.
1.100011112
2.11001012
3.1010112
4.10101112
№3
Вычислите сумму чисел 1110101 и 1011011. Результат представьте в виде восьмеричного числа.
№4
В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается в виде 110. Укажите это основание.
Урок 32
Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации»
Вариант-2
№1
Количество значащих нулей в двоичной системе счисления десятичного числа 222 равно
1.5
2.2
3.3
4.4
№2
Вычислите сумму чисел х и у, при х=5А у=508.Результат представьте в двоичной системе счисления.
1.10100112
2.100000102
3.110101112
4.101101112
№3
Вычислите сумму чисел 1010101 и 1010011. Результат представьте в виде восьмеричного числа
№4
В системе счисления с некоторым основанием число 17 записывается в виде101. Укажите это основание.
Урок 53
Контрольная работа №4
«Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Вариант 1.
Часть1.
1. Алгоритм — это:
а) правила выполнения определенных действий;
б) ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд;
в) понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей;
г) набор команд для компьютера;
д) протокол вычислительной сети.
2. Свойство алгоритма детерминированность означает, что:
а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
3. Характерным признаком линейной программы является:
а) присутствие в ней операторов цикла;
б) наличие в программной строке только одного оператора;
в) использование в ней исключительно операторов присваивания;
г) присутствие в ней операторов условного перехода;
д) строго последовательное выполнение операторов в порядке их записи.
4. Графическое задание алгоритма (блок/схемы) это:
а) способ представления алгоритма с помощью геометрических фигур;
б) представление алгоритма в форме таблиц и расчётных формул;
в) система обозначения правил для единообразной и точной записи алгоритмов их исполнения;
г) схематическое изображение в произвольной форме;
5. Какой шаг является последним этапом в решении задач на компьютере?
а) выбор метода решения;
б) постановка задачи;
в) анализ и уточнение результатов;
г) тестирование и отладка.
6. Какой тип алгоритма должен быть выбран при решении квадратного уравнения?:
а) линейный;
б) циклический;
в) разветвляющийся;
г) циклически - разветвляющийся ;
7. Разветвляющийся алгоритм –это:
А) присутствие в алгоритме хотя бы одного условия
Б)набор команд, которые выполняются последовательно друг за другом
В)многократное повторение одних и тех же действий
Г) другое
8. Назовите основное свойство алгоритма , которое говорит о том , что алгоритм должен приводить к решению задачи за определённое число шагов
А)дискретность
Б)определённость
В)результативность
Г)конечность
9. Укажите, какие операции относятся к логическим операциям:
1) AND, OR, NOT 3) OR, MOD, AND
2) NOT, AND, THEN 4) IF, OR, AND
10.Укажите, сколько раз выполнится тело цикла с заданным заголовком:
FOR i: = -1 TO 2 DO; for i = -1 to 2
1) 4; 3) 3;
2) 0; 4) бесконечное число раз.
Часть 2.
1. Исполнитель Робот действует на клетчатой доске , между соседними клетками которой могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам доски и может выполнять команды 1(вверх),2(вниз),3 (вправо),4( влево), переходя на соседнюю клетку в направлении , указанном в скобках. Если в этом направлении между клетками стоит стена, то робот разрушается. Робот успешно выполнил программу вида 323131422. Какую последовательность из трёх команд должен выполнить робот , чтобы вернуться в ту клетку , где он был перед началом выполнения программы, и не разрушиться вне зависимости от того ,какие стены стоят на поле?(414)
2. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера
1.вычти 2
2. умножь на 3
Выполняя первую из них , Калькулятор уменьшает число на экране на 2, а выполняя вторую , утраивает её. Напишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13. (11121)
Контрольная работа №4
«Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Вариант 2
Часть 1
- Выбор метода решения должен стоять перед
- разработкой алгоритма
- построением математической модели
- анализом и упорядочением результатов
- тестированием и отладкой
2.свойство алгоритма массовость обозначает:
1. что алгоритм должен обеспечивать возможность его применения для решения однотипных задач
2.что каждая команда должна быть описана в расчёте на конкретного исполнителя
3.разбиение алгоритма на конечное число простых шагов
4.использование любым исполнителем
3.На кого рассчитан алгоритм , написанный на естественном языке?
1.на ЭВМ
2.на робота
3.на человека
4.на всех одновременно
- Назовите основное свойство алгоритма , характерное для решения задач на ЭВМ:
1.дискретность
2.массовость
3.понятность
4.точсность
- Какое описание подходит к циклическому алгоритму?
1.способ представления алгоритма с помощью геометрических фигур
2.представление алгоритма в форме таблиц и расчётных формул
3. алгоритм, содержащий условия
4.алгоритм, содержащий многократное повторение некоторых операторов
7. какой из документов является алгоритмом?
1.правила техники безопасности
2.инструкция по приготовлению пищи
3.прасписание движения поездов
4.список книг в школьной библиотеке
8.Какой вид алгоритма используется для вычисления площади треугольника по трём сторонам?
1.линейный
2.циклический
3.разветвляющийся
4.другой
9.Какие из перечисленных операторов являются операторами ввода данных:
1) AND, OR; 3) IF, THEN;
2) READ, READLN; 4) WRITE, WRITELN?
10. Укажите, сколько раз выполнится тело цикла с заданным заголовком:
FOR I := 1 TO 6 DO.
1) 1; 2) 6;
3) 5; 4) бесконечное число раз?
Часть 2
1.Исполнитель Робот действует на клетчатой доске , между соседними клетками которой могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам доски и может выполнять команды 1(вверх),2(вниз),3 (вправо),4( влево), переходя на соседнюю клетку в направлении , указанном в скобках. Если в этом направлении между клетками стоит стена, то робот разрушается. Робот успешно выполнил программу вида 3233241. Какую последовательность из трёх команд должен выполнить робот , чтобы вернуться в ту клетку , где он был перед началом выполнения программы, и не разрушиться вне зависимости от того ,какие стены стоят на поле?
(414)
2.У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера
1.прибавь 2
2. умножь на 3
Выполняя первую из них , Калькулятор прибавляет к числу на экране 2, а выполняя вторую , утраивает её. Напишите порядок команд в программе получения из 0 числа 28. (121211)
Урок 63
Контрольная работа №5
«Моделирование и формализация»
Вариант-1
- Моделирование это:
а) Процесс опознания реального объекта компьютером
б) Процесс создания и иссследования моделей
в) Выделение одного существенного признака реального объекта
г) Выделение нескольких (двух, трёх) существенных признаков реального объекта.
- Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний?
а) Нет. Б) Да.
- Построение любой модели начинается …
а) с выделения свойств и признаков объекта – оригинала;
б) с определения цели моделирования;
в) с выбора вида будущей модели. - Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей?
а) Нет без моделей никогда не обойтись.
б) Да, иногда, например, генетическая информация.
в) Да, чаще всего знания передаются без использования каких – либо моделей.
5.Какое из утверждений верно?
а) Информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными.
б) Информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны.
6.Информационной моделью какого типа является файловая система компьютера?
а) Иерархического
б) Сетевого
в) Табличного
г) Логического
7.Какие из приведённых ниже моделей являются статистическими?
а) Карта местности.
б) Дружеский шарж.
в) Программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея.
г) План сочинения.
д) График изменения температуры воздуха в течение дня.
8. Процесс построения модели, как правило, предполагает:
а) описание всех свойств исследуемого объекта;
б) выделение наиболее существенных с точки зрения решаемой задачи свойств объекта;
в) выделение свойств объекта безотносительно к целям решаемой задачи;
г) описание всех пространственно-временных характеристик изучаемого объекта;
д) выделение не более трех существенных признаков объекта.
9.Информационной моделью объекта нельзя считать:
а) описание объекта-оригинала с помощью математических формул;
б) другой объект, не отражающий существенных признаков и свойств объекта-оригинала;
в) совокупность данных в виде таблицы, содержащих информацию о качественных и количественных характеристиках объекта-оригинала;
г) описание объекта-оригинала на естественном или формальном языке;
д) совокупность записанных на языке математики формул, описывающих поведение объекта-оригинала.
11. К числу математических моделей относится:
а) милицейский протокол;
б) правила дорожного движения;
в) формула нахождения корней квадратного уравнения;
г) кулинарный рецепт;
д) инструкция по сборке мебели.
12. Табличная информационная модель представляет собой:
а) набор графиков, рисунков, чертежей, схем, диаграмм;
б) описание иерархической структуры строения моделируемого объекта;
в) описание объектов (или их свойств) в виде совокупности значений, размещаемых в таблице;
г) систему математических формул;
д) последовательность предложений на естественном языке.
13. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой:
а) табличные информационные модели.
б) математические модели;
в) натурные модели;
г) графические информационные модели;
д) иерархические информационные модели.
14. Расписание движение поездов может рассматриваться как пример:
а) натурной модели;
б) табличной модели;
в) графической модели;
г) компьютерной модели;
д) математической модели.
15. Географическую карту следует рассматривать скорее всего как:
а) математическую информационную модель;
б) вербальную информационную модель;
в) табличную информационную модель.
г) графическую информационную модель;
д) натурную модель.
16. Компьютерное имитационное моделирование ядерного взрыва позволяет:
а) экспериментально проверить влияние высокой температуры и облучения на природные объекты;
б) провести натурное исследование процессов, протекающих в природе в процессе взрыва и после взрыва;
в) уменьшить стоимость исследований и обеспечить безопасность людей;
г) получить достоверные данные о влиянии взрыва на здоровье людей;
д) получить достоверную информацию о влиянии ядерного взрыва на растения и животных в зоне облучения.
Контрольная работа №5
«Моделирование и формализация»
Вариант-2
1. Модель – это:
а) совокупность объектов, исследуемых пользователем
б) имитация процесса объектного ориентирования
в) аналог оригинала, отражающий некоторые его характеристики.
г) теоретическое исследование субъекта
2. Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?
а) Нет.
б) Да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов.
в) Да.
3. Какие программные средства помогают создавать табличные модели?
а) MS Word б) Paint в) MS Excel г) MS Access
4. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка.
Если материальная модель объекта – это его физическое подобие, то информационная модель объекта – это его…
а) описание б) точное воспроизведение
в) схематическое представление г) преобразование
5. Какие из приведённых ниже моделей являются динамическими?
а) Карта местности.
б) Дружеский шарж.
в) Программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея.
г) План сочинения.
д) График изменения температуры воздуха в течение дня.
- Построение любой модели начинается …
а) с выделения свойств и признаков объекта – оригинала;
б) с определения цели моделирования;
в) с выбора вида будущей модели. - Задача системного анализа состоит в …
а) выделении существенных частей и свойств объекта, связи между ними;
б) изучении объекта;
в) описании поведения объекта.
8. При изучении объекта реальной действительности можно создать:
а) одну единственную модель.
б) несколько различных видов моделей, каждая из которых отражает те или иные существенные признаки объекта;
в) одну модель, отражающую совокупность признаков объекта;
г) точную копию объекта во всех проявлениях его свойств и поведения;
д) вопрос не имеет смысла.
9. Натурное моделирование это:
а) моделирование, при котором в модели узнается моделируемый объект, то есть натурная модель всегда имеет визуальную схожесть с объектом- оригиналом;
б) создание математических формул, описывающих форму или поведение объекта-оригинала;
в) моделирование, при котором в модели узнается какой-либо отдельный признак объекта-оригинала;
г) совокупность данных, содержащих текстовую информацию об объекте-оригинале;
д) создание таблицы, содержащей информацию об объекте-оригинале.
10. Математическая модель объекта — это:
а) созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта-оригинала;
б) описание в виде схемы внутренней структуры изучаемого объекта;
в) совокупность данных, содержащих информацию о количественных характеристиках объекта и его поведения в виде таблицы;
г) совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные свойства объекта-оригинала или его поведение;
д) последовательность электрических сигналов.
11. К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести:
а) Конституцию РФ;
б) географическую карту России;
в) Российский словарь политических терминов;
г) схему Кремля;
д) список депутатов государственной Думы.
12. К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
а) классный журнал;
б) расписание уроков;
в) список учащихся школы;
г) перечень школьных учебников;
д) перечень наглядных учебных пособий.
13. Описание глобальной компьютерной сети Интернет в виде системы взаимосвязанных следует рассматривать как:
а) натурную модель;
б) табличную модель;
в) графическую модель;
г) математическую модель;
д) сетевую модель.
14. Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана в виде:
а) табличной модели;
б) графической модели;
в) иерархической модели;
г) натурной модели;
д) математической модели.
15. К числу самых первых графических информационных моделей следует отнести:
а) наскальные росписи;
б) карты поверхности Земли;
в) книги с иллюстрациями;
г) строительные чертежи и планы;
д) иконы.
16. В качестве примера модели поведения можно назвать:
а) список учащихся школы;
б) план классных комнат;
в) правила техники безопасности в компьютерном классе;
г) план эвакуации при пожаре;
д) чертежи школьного здания.
Урок 67
Контрольная работа №6
Итоговая контрольная работа.
2 часа
Вариант -1
Часть1
1. Перевести десятичное число 134 в двоичную и восьмеричную системы:
13410 = ?2 = ?8.
- Число страниц в книге 470, число строк на странице, число символов в строке 75. Определите объём информации в Mb.
- Какая формула будет получена при копировании в ячейку D3, формулы из ячейки D2:
А) =А2*С2;
Б) =$A$2*C3;
В) =$A$2*$C$3;
Г) = A2*C3.
- В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем, занимаемый им в памяти?
Часть 2
1.Построить в Excel график функции на интервале -10 … +10, с шагом 0,5 для y = - 3x2 + 5x – 10.
2.Создать web-страничку с текстом, картинкой ..
Итоговая контрольная работа.
2 часа
Вариант -2
Часть-1
1. 1168=?2=?16=?10
- Какой объём в Мб занимает учебное пособие, содержащее 420 страниц текста (70 символов в строке, 80 строк на странице)? Сколько дискет емкостью 1,44 Мб необходимо для размещения этого учебного пособия?
3.Какая формула будет получена при копировании в ячейку D3, формулы из ячейки D2:
А) =А2*$С$2;
Б) =$A$2*C2;
В) =A3*$C$2;
Г) = A2*C3.
4.Звуковая плата производит двоичное кодирование аналогового звукового сигнала. Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из 65536 возможных уровней интенсивности сигнала?
Часть -2
1.Постройте в Excel график функции y=-2x2+9x+5 при x=-10….+10 с шагом 0,5.
2.Создать web-страничку с текстом, картинкой .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...