Рабочая программа по информатике 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса составлена на основе:
- стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089);
- примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ.
- авторскойпрограммы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вязовская средняя общеобразовательная школа» |
«Согласовано» на заседании методического совета МОУ « Вязовская СОШ» Протокол №____ от «__» _________ 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ «Вязовская СОШ » ______________ Пащенко Н.П. от «__» _________ 2012г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Вязовская СОШ» _____________ Таранова В.А. Приказ № __ «___» ________ 2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Информатика и ИКТ»
5 класс
учитель Покроева Е.Н.
(высшая квалификационная категория)
2012-2013 учебный год
1.Пояснительная записка.
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса составлена на основе:
- стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089);
- примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ.
- авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»;
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 классе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Изучение информатики и ИКТ в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
- формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
- овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
- правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.
Преподавание курса ориентировано на использование авторского учебного и программно-методического комплекса Босовой Л.Л., в который входят:
- учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
- методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
- комплект цифровых образовательных ресурсов;
- сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.
Название | Класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса | 5 | Л.Л. Босова | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2006 |
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса | 5 | Л.Л. Босова | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2011 |
Информатика и ИКТ 5-7 классы: методическое пособие для учителей. | 5 | Л.Л. Босова | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2011 |
Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7». | 5 | Л.Л. Босова | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2009 |
Программа курса информатики и ИКТ технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы | 5-7 | Л.Л. Босова | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010 |
Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 15;
- проверочные работы – 3;
- контрольная работа – 1;
- творческая работа – 1.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок.
Формы работы, используемые на уроке:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
3. Календарно - тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Компьютер для начинающих | 8 | 4 | 4 |
2 | Информация вокруг нас | 15 | 8 | 7 |
3 | Информационные технологии | 10 | 4 | 6 |
Итоговой контроль (мини-проект) | 2 | 2 | ||
Итого: | 35 | 16 | 19 |
№ урока п/п | Наименование раздела и тем | План. дата проведен | Факт. дата провед | Содержание учебного материала | Примечание (подготовка к ЕГЭ, ГИА, инд.зад., практическая часть, оборудование, эксперимент, демонстрация...) | Характеристика основных видов деятельности | Цифровые ресурсы на CD | Домашнее задание | ||
Компьютер для начинающих (8) | ||||||||||
1 | Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Иметь представление об информации и информатике. Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Знать требования к организации компьютерного рабочего места. Уметь набирать слова, используя клавиатуру. | Плакат «Как мы воспринимаем информацию» Презентация «Зрительные иллюзии» Плакат «Техника безопасности» Презентация «Техника безопасности» | §1.1, §2.2; Рабочая тетрадь (РТ): №1, №2 (стр.3) | |||||
2 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Основные элементы компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Периферийные устройства компьютера. | Уметь набирать слова, используя клавиатуру. Знать основные элементы компьютера и их назначение. | Плакат «Компьютер и информация» презентация «Компьютер на службе у человека» | §2.1 -2.2; РТ: №1 (стр.54) | |||||
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой». Инструктаж по ТБ. | Информация, ее виды. Способы введения информации в память компьютера. Клавиатура, группы клавиш. | Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой». | Иметь представление о способах введения информации в память компьютера. Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение. | Плакат «Знакомство с клавиатурой» | §2.3 ( стр. 69-72); РТ:[2] №6 (стр. 57), №10 (стр.61), № 11 (стр. 62), № 8* (стр.58-59) | ||||
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8). | Основная позиция пальцев на клавиатуре. | Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8). | Знать принципы десятипальцевого набора текста. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру. | Плакат «Правила работы на клавиатуре» | §2.3 (стр. 72-75); РТ: № 9 (стр. 60), № 12* (стр. 61) | ||||
5 | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. | Программы и файлы. | Иметь представление о программах и файлах; графическом интерфейсе. Уметь определять тип файлов по пиктограмме и расширению. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру. | Плакат «Как хранят информацию в компьютере» | §2.4; РТ: № 5 (стр.57) | |||||
6 | Рабочий стол. Управление мышью Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь» Инструктаж по ТБ. | Рабочий стол. Управление мышью. | Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь» | Знать элементы рабочего стола. Уметь перемещать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить). | §2.5, §2.6; РТ: №13 (стр.64), №15 (стр.65) | |||||
7 | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». Инструктаж по ТБ. | Главное меню. Запуск программ. | Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». | Иметь представление о структуре главного меню. Уметь запускать и закрывать программы и приложения. | §2.7; РТ: № 16, №17 (стр. 65), № 22 б (стр. 67) | |||||
8 | Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню». Инструктаж по ТБ. | Управление компьютером с помощью меню | Проверочная работа Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню». | Иметь представление о способах управления компьютером с помощью меню. Уметь выполнять основные управляющие операции. | Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml; файлы для печати тест1_1.doc, тест1_2.doc. | §2.8; РТ: № 16, №17 (стр. 65), № 22 б (стр. 67) | ||||
Информация вокруг нас (8) | ||||||||||
9 | Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти). | Информация. Действия с информацией. Хранение информации. | Иметь представление об информации, ее видах, приемах обработки информации, информационных процессах. Знать основные действия оперирования с информацией. | Плакат «Хранение информации», презентация «Хранение информации» | §1.2, §1.3; РТ: № 4 (стр.5) | |||||
10 | Носители информации Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Носители информации. | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Знать основные виды носителей информации. Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации. Уметь набирать слова, используя клавиатуру. | Презентация «Носители информации» | §1.4; РТ: № 3 (стр.4) | ||||
11 | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений. | Передача информации. | Знать схему передачи информации. Иметь представление о канале связи между получателем и передающим. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру. | Плакат «Передача информации», презентация «Средства передачи информации» | §1.5; РТ: №6(стр.12 ), № 7*(стр.13-14) | |||||
12 | Кодирование информации. | Кодирование и декодирование информации. | Иметь представление о процессах кодирования и декодирования информации. Уметь кодировать информацию, используя таблицу кодов. | Презентация «В мире кодов» | §1.6; РТ: № 14-19 (стр. 17-23) | |||||
13 | Формы представления информации. Метод координат. | Формы представления информации. Метод координат. | Знать формы представления информации. Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости. | Игра «Морской бой» | §1.7, §1.8; РТ: №31-32 (стр.30 ) , № 34 (стр.32-37) | |||||
14 | Текст как форма представления информации. Логическая игра. | Текст как форма представления информации. | Иметь представление о структуре и элементах текста. Знать основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава). Уметь определять элементы текста. | Презентация «Текст: история и современность» (часть 1) | §1.9; РТ: № 10-12 (стр. 16), №35 (стр. 38) | |||||
15 | Табличная форма представления информации. | Табличная форма представления информации | Иметь представление о табличной форме представления информации. Знать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец). Уметь представлять информацию в табличном виде. | Презентация «Табличный способ решения логических задач» | §1.10; РТ: № 37, 38(стр. 39) | |||||
16 | Наглядные формы представления информации. Проверочная работа по теме: «Информация и информационные процессы» | Наглядные формы представления информации. | Проверочная работа по теме: «Информация и информационные процессы» | Иметь представление о наглядных формах представления информации. Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы. | Презентация «Наглядные формы представления информации», интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml; файлы для печати тест2_1.doc, тест2_2.doc. | §1.11; РТ: № 42(стр.41) | ||||
Информационные технологии (10) | ||||||||||
17 | Обработка информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР».(часть 1) | Обработка информации. Вычисления с помощью приложения Калькулятор. | Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР». | Знать способы обработки текстовой, числовой информации. Уметь выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора. | Плакат «Обработка информации» | §1.12; РТ: №37(стр. 73) | ||||
18 | Обработка текстовой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6. «Вводим текст». | Обработка текстовой информации. Ввод текста | Практическая работа № 6. «Вводим текст». | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Знать основные операции с текстом. Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе. | Плакат «Подготовка текстовых документов», Презентация «Текст: история и современность» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf. | §2.9(стр. 88-90); РТ: № 38, 39(стр. 74), №33 (стр.31 ) | ||||
19 | Обработка текстовой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Редактируем текст». | Обработка текстовой информации. Редактирование текста | Практическая работа № 7 «Редактируем текст». | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Иметь представление о редактировании текста. Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов). | Плакат «Подготовка текстовых документов» Презентация «Текст: история и современность» (часть 2), файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf. | §2.9 (стр.90); РТ: №40-43 (стр.75-77), № 45 (стр.79) | ||||
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста». | Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста | Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 1-5) | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста). | Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текст: история и современность» (часть 2) файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf. | §2.9 (стр. 91-92); РТ: № 46-48 (стр. 79-81) | ||||
21 | Редактирование текста. Поиск информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 8 «Работаем с фрагментами текста». | Редактирование текста. Поиск информации. | Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 6,7) | Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста). Иметь представление о поиске информации, запросах для поиска информации. Уметь составить простой запрос для поиска информации в базе данных. | Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текст: история и современность» (часть 2), файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf. | §2.9(стр. 91-92), §1.13(стр. 49-51); Учебник(У): №7 стр. 52, №8 стр.53; РТ: № 44 (стр. 78) | ||||
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | Знать формы представления информации; способы систематизации информации. Уметь систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы. | §1.13(стр. 48-49); РТ: №43 (вторая часть-стр.45), №44-47 (стр.46-48) | ||||||
23 | Форматирование – изменение формы представления информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 9 «Форматируем текст». | Форматирование текста. | Практическая работа № 9 «Форматируем текст». | Иметь представление о форматировании текста. Уметь форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта. | Плакат «Подготовка текстовых документов», «Текст: история и современность» (часть 2), файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf. | §2.9 (стр. 92-93) РТ: № 49(стр. 82) , № 50 (стр. 83) | ||||
24 | Кодирование как изменение формы представления информации Компьютерная графика. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами графического редактора». | Компьютерная графика. Инструменты рисования в графическом редакторе. | Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами графического редактора». | Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке. Знать виды инструментов рисования. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта. | Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. | §1.13, §2.10(стр. 95-101); РТ: № 51-52 (стр. 84) | ||||
25 | Инструменты графического редактора. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать». | Инструменты рисования в графическом редакторе. | Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 1,4,5) | Знать виды инструментов рисования. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта. | §2.10(стр.95-101); РТ: № 55-56(стр. 86-87) | |||||
26 | Обработка графической информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать». Проверочная работа по теме: «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» | Обработка графической информации. Палитра. Инструменты рисования в графическом редакторе. | Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 2,3) Проверочная работа по теме: «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» | Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру. | Образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml; файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc. | §2.10, §3.14 (стр. 136) | ||||
Информация вокруг нас (7) | ||||||||||
27 | Обработка текстовой и графической информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Создаем комбинированные документы». | Обработка текстовой и графической информации. | Практическая работа № 12 «Создаем комбинированные документы». | Уметь создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию. Иметь представление о структуре комбинированного документа. | Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp) | §2.9, §2.10; РТ: № 53 (стр. 85) | ||||
28 | Преобразование информации по заданным правилам. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР».(часть 2) | Преобразование информации по заданным правилам. | Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР».(часть 2) | Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий. | §1.14(стр.54-56); РТ: № 49(стр. 49) | |||||
29 | Преобразование информации путем рассуждений. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Работа с графическими фрагментами ». | Преобразование информации путем рассуждений. | Практическая работа № 13 «Работа с графическими фрагментами ». | Уметь структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов. | Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp. | §1.14 (стр.56-57), §2.10 (стр. 101-104); РТ: № 39-40(стр. 40) , № 57 (стр. 87) | ||||
30 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки» | Разработка плана действий и его запись. | Иметь представление о плане действий, программе, алгоритме. Уметь выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов. | Виртуальная лаборатория «Переливашки» | §1.14 (3) §3.8; У: №9 стр. (61-62); РТ: № 53 (стр.52), | |||||
31 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» | Разработка плана действий и его запись. | Знать способы записи алгоритмов. Уметь пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем. Уметь определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов. | §1.14, §3.9; У: №10 (стр.62); РТ: № 52* (стр. 51), № 54 (стр. 53) | ||||||
32 | Контрольная работа. По теме: «Информационные процессы и информационные технологии» Создание движущихся изображений. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Создаём анимацию на заданную тему» | Создание движущихся изображений. | Контрольная работа по теме: «Информационные процессы и информационные технологии» Практическая работа № 14 «Создаём анимацию на заданную тему» | Иметь представление о движении изображений. Уметь в презентации задать анимацию объектов. | Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml; файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc. Образец выполнения задания — презентация «Морское дно». | §2.11 | ||||
33 | Создание движущихся изображений. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Создаём анимацию на заданную тему» | Создание движущихся изображений. | Практическая работа № 14 «Создаём анимацию на заданную тему» | Уметь в презентации задать анимацию объектов. | Образцы выполнения заданий — презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди». | §2.11 | ||||
34 | Итоговый мини-проект. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 15 «Создаём анимацию на свободную тему» | Практическая работа № 15 «Создаём анимацию на свободную тему» | ||||||||
35 | Итоговый мини-проект. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 15 «Создаём анимацию на свободную тему» | Практическая работа № 15 «Создаём анимацию на свободную тему» |
4.Содержание программы учебного предмета.
1. Компьютер для начинающих (8 ч)
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
2. Информация вокруг нас (15 ч)
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
3. Информационные технологии ( 10 ч)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
4. Итоговый мини-проект ( 2 ч)
5.Формы и средства контроля.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Тематические и итоговые контрольные работы:
№ | Тематика | Вид | Форма | Место нахождения |
1 | Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса | Тематический контроль | Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу | Диск «Информатика 5–7». 5 класс \ Интерактивные тесты или 5 класс \ Дидактические материалы |
2 | Информация и информационные процессы | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | Диск «Информатика 5–7». 5 класс \ Интерактивные тесты или 5 класс \ Дидактические материалы |
3 | Обработка информации средствами текстового и графического редакторов | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | Диск «Информатика 5–7». 5 класс \ Интерактивные тесты или 5 класс \ Дидактические материалы |
4 | Информационные процессы и информационные технологии | Итоговый контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | Диск «Информатика 5–7». 5 класс \ Интерактивные тесты или 5 класс \ Дидактические материалы |
5 | Планирование последовательности действий. Создание анимации. | Итоговый мини-проект | Творческая работа |
Учебный цикл | № урока | Формы и средства контроля (в соответствии с инстр.- метод. письмом) | План. дата | Факт. дата | |
Компьютер для начинающих | 8 | Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу | |||
Информация и информационные процессы | 16 | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | |||
Обработка информации средствами текстового и графического редакторов | 26 | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | |||
Информационные процессы и информационные технологии | 32 | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | |||
***Дополнительно: | |||||
Итоговый мини-проект | 34-35 | Творческая работа |
Творческая работа учащихся
Данная работа ориентирована на повторении изученного материала за год.
Задание:
Самостоятельно придумать сюжет для анимации. Дайте ему название и подробно опишите планируемую последовательность событий.
Реализуйте свой проект средствами графического редактора и мультимедийной презентации. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу.
Практические работы
В учебнике 5 класса Босовой Л.Л. представлены тексты практических работ под ОС Windows и ее прикладные программы.
На территории Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях лицензия по ОС Windows заканчивается 31 декабря 2010 г. С 1 января 2011 года реализуется переход на операционную систему Linux. В связи с этим необходимо адаптировать содержание теоретических сведений (в сравнении двух операционных систем) и практических работ по изучаемым темам с учетом используемого программного обеспечения[3].
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Тестирование
Правила оценивания:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
При выставлении оценок используются соотношения:
- 50-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
6. Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература (основная и дополнительная).
Программа
Автор | Название | Издательство | Год |
Босова Л.Л. | «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» | Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний» | 2010 |
Учебники
Автор | Название | Издательство | Год |
Л.Л. Босова | Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса – 2-е изд. | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2006 |
Л.Л. Босова | Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2011 |
Дополнительная литература
(пособия для учителя, справочники)
Автор | Название | Издательство | Год |
Л.Л. Босова | Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей. | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2011 |
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. | Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов. | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2007 |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. | Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов// Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. | М.: Образование и Информатика | 2007 |
Мультимедийные пособия
Название | Издательство | Год |
Л.Л. Босова «Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7». | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2009 |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, | 2006 |
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru | |
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ |
Перечень цифровых образовательных ресурсов
на диске «Информатика 5–7».
№ п/п | Название |
Презентации | |
1 | Зрительные иллюзии. |
2 | Техника безопасности. |
3 | Компьютер на службе у человека. |
4 | Хранение информации. |
5 | Носители информации. |
6 | Средства передачи информации. |
7 | В мире кодов. |
8 | Текст: история и современность |
9 | Табличный способ решения логических задач. |
10 | Наглядные формы представления информации. |
11 | Задача о напитках. |
12 | Клавиатурный тренажер. |
Логические игры | |
1 | «Морской бой» |
2 | «Переливашки» |
3 | «Пары». |
Оборудование и приборы.
Наименование | Количество |
ПК | 10 |
Интерактивная доска | 1 |
Мультимедийные проектор | 1 |
Операционная система Windows XP, Alt Linux. | 10 |
Пакет офисных приложений MS Office 2003, OpenOffice. | 10 |
Плакаты Босовой Л.Л. | 1 |
7. Приложения.
Урок 8
Тест 1
по теме «Компьютер для начинающих».
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
7 - 9 баллов — удовлетворительно;
10 - 11 баллов — хорошо;
12 - 13 баллов — отлично.
Всего 8 тестов по 2 варианта.
Вариант 1.
1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.
- Внешняя память;
- Оперативная память;
- Процессор;
- Монитор;
- Клавиатура.
2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.
- Принтер;
- Процессор;
- Монитор;
- Сканер;
- Графопостроитель;
- Джойстик;
- Клавиатура;
- Мышь;
- Микрофон;
- Акустические колонки;
- Дискета.
3. Отметьте специальные клавиши.
- {End};
- {Пробел};
- {Shift};
- {Home};
- {Esc};
- {PageUp};
- {↑};
- {Enter};
- {→}.
4. Отметьте элементы рабочего стола.
- Кнопка Пуск;
- Кнопка Закрыть;
- Кнопка Свернуть;
- Панель задач;
- Корзина;
- Строка заголовка;
- Строка меню;
- Значок Мой компьютер.
Тест 1
по теме «Компьютер для начинающих».
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
7 - 9 баллов — удовлетворительно;
10 - 11 баллов — хорошо;
12 - 13 баллов — отлично.
Всего 8 тестов по 2 варианта.
Вариант 2.
1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.
- Внешняя память;
- Оперативная память;
- Процессор;
- Монитор;
- Клавиатура.
2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.
- Принтер;
- Процессор;
- Монитор;
- Сканер;
- Графопостроитель;
- Джойстик;
- Клавиатура;
- Мышь;
- Микрофон;
- Акустические колонки;
- Дискета.
3. Отметьте клавиши управления курсором.
- {End};
- {Пробел};
- {Shift};
- {Home};
- {Esc};
- {PageUp};
- {↑};
- {Enter};
- {→}.
4. Отметьте элементы окна программы.
- Кнопка Пуск;
- Кнопка Закрыть;
- Кнопка Свернуть;
- Панель задач;
- Корзина;
- Строка заголовка;
- Строка меню;
- Значок Мой компьютер.
Урок 16
Тест 2
по теме «Информация и информационные процессы»
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
7 - 9 баллов — удовлетворительно;
10 - 11 баллов — хорошо;
12 - 13 баллов — отлично.
Вариант 1.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
- Разговор по телефону;
- Посадка дерева;
- Кассета любимой музыкальной группы;
- Письмо приятелю;
- Выполнение контрольной работы;
- Разгадывание кроссворда;
- Просмотр телепередачи;
- Учебник математики.
2. Отметьте современные информационные носители.
- Телевидение;
- Бумага;
- Интернет;
- Телефон;
- Дискета;
- Лазерный диск;
- Телеграф;
- Видеокассета
3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.
- Текстовая;
- Графическая;
- Числовая;
- Звуковая.
4. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является
- Текст;
- Таблица;
- Схема;
- Рисунок.
Тест 2
по теме: «Информация и информационные процессы»
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
7 - 9 баллов — удовлетворительно;
10 - 11 баллов — хорошо;
12 - 13 баллов — отлично.
Вариант 2.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
- Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
- Установка телефона;
- Прослушивание музыкальной кассеты;
- Чтение книги;
- Видеокассета;
- Заучивание правила;
- Толковый словарь;
- Выполнение домашнего задания по истории.
2. Отметьте современные информационные каналы.
- Телевидение;
- Бумага;
- Интернет;
- Телефон;
- Дискета;
- Лазерный диск;
- Телеграф;
- Видеокассета.
3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.
- Текстовая;
- Графическая;
- Числовая;
- Звуковая.
4. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является
- Текст;
- Диаграмма;
- Схема;
- Рисунок.
Урок 26
Тест 3
по теме: «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
8 - 11 баллов — удовлетворительно;
12 - 14 баллов — хорошо;
15 - 16 баллов — отлично.
Вариант 1.
1. Отметьте элементы окна приложения WordPad.
- Название приложения;
- Строка меню;
- Кнопка закрыть;
- Кнопка свернуть;
- Панель инструментов;
- Палитра;
- Панель Стандартная;
- Панель Форматирование;
- Рабочая область;
- Полосы прокрутки.
2. Отметьте операции при редактировании документов.
- Вставка;
- Удаление;
- Замена;
- Изменение шрифта;
- Изменение начертания;
- Изменение цвета;
- Поиск и замена;
- Выравнивание.
3. Отметьте инструменты графического редактора.
- Распылитель;
- Прямоугольник;
- Ножницы;
- Карандаш.
4. Отметьте верное.
При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …
- обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
- обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.
Тест 3
по теме: «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
8 - 11 баллов — удовлетворительно;
12 - 14 баллов — хорошо;
15 - 16 баллов — отлично.
Вариант 2.
1. Отметьте элементы окна приложения Paint.
- Название приложения;
- Строка меню;
- Кнопка закрыть;
- Кнопка свернуть;
- Панель инструментов;
- Палитра;
- Панель Стандартная;
- Панель Форматирование;
- Рабочая область;
- Полосы прокрутки.
2. Отметьте операции при форматировании документов.
- Вставка;
- Удаление;
- Замена;
- Изменение шрифта;
- Изменение начертания;
- Изменение цвета;
- Поиск и замена;
- Выравнивание.
3. Отметьте инструменты графического редактора.
- Ластик;
- Треугольник;
- Кисть;
- Заливка.
4. Отметьте верное.
При форматировании текстового документа происходит …
- обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
- обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.
Урок 32
Тест 4
по теме: «Информационные процессы и информационные технологии».
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
12-18 баллов — удовлетворительно;
19 - 20 баллов — хорошо;
23 и более баллов — отлично.
Вариант 1.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
- Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
- Установка телефона;
- Прослушивание музыкальной кассеты;
- Чтение книги;
- Видеокассета;
- Заучивание правила;
- Толковый словарь;
- Выполнение домашнего задания по истории.
2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.
- Принтер;
- Процессор;
- Монитор;
- Сканер;
- Графопостроитель;
- Джойстик;
- Клавиатура;
- Мышь;
- Микрофон;
- Акустические колонки;
- Дискета.
3. Запишите несколько современных носителей информации: ___________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Отметьте элементы окна приложения Paint.
- Название приложения;
- Строка меню;
- Кнопка закрыть;
- Кнопка свернуть;
- Панель инструментов;
- Палитра;
- Панель Стандартная;
- Панель Форматирование;
- Рабочая область;
- Полосы прокрутки.
5. Отметьте операции при форматировании документов.
- Вставка;
- Удаление;
- Замена;
- Изменение шрифта;
- Изменение начертания;
- Изменение цвета;
- Поиск и замена;
- Выравнивание.
6. Отметьте верное.
1) При форматировании текстового документа происходит …
- обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
- обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
- обработка информации не происходит.
2) При разработке плана действий происходит …
- обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
- обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
- обработка информации не происходит.
Тест 4
по теме: «Информационные процессы и информационные технологии».
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
12-18 баллов — удовлетворительно;
19 - 20 баллов — хорошо;
23 и более баллов — отлично.
Вариант 2.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
- Разговор по телефону;
- Посадка дерева;
- Кассета любимой музыкальной группы;
- Письмо приятелю;
- Выполнение контрольной работы;
- Разгадывание кроссворда;
- Просмотр телепередачи;
- Учебник математики.
2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.
- Принтер;
- Процессор;
- Монитор;
- Сканер;
- Графопостроитель;
- Джойстик;
- Клавиатура;
- Мышь;
- Микрофон;
- Акустические колонки;
- Дискета.
3. Запишите несколько древних носителей информации: _______________________
________________________________________________________________________
4. Отметьте элементы окна приложения WordPad.
- Название приложения;
- Строка меню;
- Кнопка закрыть;
- Кнопка свернуть;
- Панель инструментов;
- Палитра;
- Панель Стандартная;
- Панель Форматирование;
- Рабочая область;
- Полосы прокрутки.
5. Отметьте операции при редактировании документов.
- Вставка;
- Удаление;
- Замена;
- Изменение шрифта;
- Изменение начертания;
- Изменение цвета;
- Поиск и замена;
- Выравнивание.
6. Отметьте верное.
1) При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …
- обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
- обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
- обработка информации не происходит.
2) При вычислениях по известным формулам происходит …
- обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
- обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
обработка информации не происходит.
[1] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.
[2] Задание, отмеченное звёздочкой, не носит обязательного характера. Ученик, выполнивший его, заслуживает поощрения.
[3] Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...