Рабочая программа по информатике и ИКТ, 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ к учебнику Л.Л. Босовой "Информатика и ИКТ" 5 класс. Количество часов - 35 (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprog_inf5kl.docx | 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫСОКИНСКАЯ СОШ» ЛИСКИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании МО | «Согласовано»: | «Утверждаю»: |
Руководитель МО | зам. дир. по УВР | Директор МКОУ «Высокинская СОШ» |
МКОУ «Высокинская СОШ» | ||
___________ /Ходакова Л.М../ | ___________ /Волкова С.А../ | __________________/Гошкова М.И../ |
Протокол №1 от | Приказ № _______________________ | |
«30» августа 2012 г | «30» августа 2012 г. | от «__» ________________ г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для V класса
Составитель:
Волкова Л.В.,
учитель информатики и ИКТ
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы по «Информатике и ИКТ» для 5-7 классов, II ступени обучения средней общеобразовательной школы УМК Л.Л.Босовой, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.
Нормативная база составления рабочей программы:
- Приказ МОН РФ от 5 марта 2004 г. №1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012 ) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 13.04.2012г. №354 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Учебный план МКОУ «Высокинская СОШ» на 2012-2013 учебный год.
Изучение предмета проходит за счет часов регионального компонента. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
В ходе обучения информатике по данной программе решаются следующие задачи:
- развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- формируется умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
- Всё это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Общее число часов – 35 ч.
1. Компьютер для начинающих (8 ч).
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
2. Информация вокруг нас (15 ч).
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
3. Информационные технологии (9 ч).
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.
Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.
Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
4.Обобщение. Итоговый контроль (3 ч).
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ 5 КЛАССА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ.
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учебная литература для учащихся пятого класса
Босова Л.Л., учебник «Информатика 5», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса, 4-е издание, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Методическая литература для учителя
Бачурина Л.А., Ярчикова Н.В. Преподавание информатики в 5-7 классах общеобразовательных учреждений Воронежской области. Учебная программа. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов.- комплект плакатов и методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: комплект плакатов и методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Электронные образовательные ресурсы
http://schol-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://www.ict.edu.ru – портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ - материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой.
http://school-club.ru – «Школьный клуб», электронные уроки, энциклопедии, игры учебники, тренинги для детей и взрослых, видеофильмы, сетевые профессиональные сообщества.
Тематическое планирование по информатике и ИКТ
5 класс
№пп | Тема урока | § учебника | Тип урока | Практическая часть | Требование государственного образовательного стандарта | Использование ИКТ, ЦОР | Форма контроля выполнения ФГОС | Дата По плану Факт | Корректировка | |
Компьютер для начинающих – 8 часов | ||||||||||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места (инструктаж). | 1.1 | Т | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Учащиеся должны Знать: о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. | Презентации: «Техника безопасности», «Зрительные иллюзии». Плакаты «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности» | ||||
2 | Как устроен компьютер. | 2.1, 2.2 | К | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Учащиеся должны: Знать: -программное и аппаратное обеспечение компьютера; Уметь: -запускать программы из меню из меню «Пуск»; -изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; -вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши. | Презентация «Компьютер на службе у человека», Плакат «Компьютер и информация» | Тест по ТБ | |||
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. | 2.3 (1,2) | К | Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой» | Презентация «Клавиатура. Группы клавиш», Плакат «Знакомство с клавиатурой» | Опрос | ||||
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. | 2.3 (3) | К | Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре» | Плакат «Знакомство с клавиатурой» | Опрос | ||||
5 | Программы и файлы | 2.4 | К | Клавиатурный тренажер в режиме игры. | Плакат «Как хранят информацию в компьютере» | Опрос | ||||
6 | Рабочий стол. Управление мышью. | 2.5, 2.6 | К | Практическая работа №2 «Осваиваем мышь» | Логическая игра «Пары» | Опрос | ||||
7 | Главное меню. Запуск программ. | 2.7 | К | Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы» | Опрос | |||||
8 | Контрольная работа №1. | 2.8 | К | Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню» | Интерактивный тест. | |||||
Информация вокруг нас-15 часов | ||||||||||
9 | Действия с информацией. Хранение информации. | 1.2, 1.3 | Т | Учащиеся должны Знать: -представление о способах кодирования информации; Уметь: - правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»; - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; -приводить примеры информационных носителей; | Презентация «Хранение информации», Плакат «Хранение информации» | |||||
10 | Носители информации. | 1.4 | К | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Презентация «Носители информации» | Опрос | ||||
11 | Передача информации. | 1.5 | К | Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений. | Презентация «Средства передачи информации», Плакат «Передача информации» | Опрос | ||||
12 | Кодирование информации. | 1.6 | К | Презентация «В мире кодов» | СР | |||||
13 | Формы представления информации. Метод координат. | 1.7, 1.8 | К | Учащиеся должны Знать: -представление о способах кодирования информации; Уметь: - правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»; - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; -приводить примеры информационных носителей; - кодировать и декодировать простейшие сообщения. | Игра «Морской бой» | Опрос | ||||
14 | Текст как форма представления информации. | 1.9 | Презентация «Текст: история и современность» (часть1) | Опрос | ||||||
15 | Табличная форма представления информации. | 1.10 | Презентация «Табличный способ решения логических задач» | Опрос | ||||||
16 | Наглядные формы представления информации. | 1.11 | Презентация «Наглядные формы представления информации» | Интерактивный тест | ||||||
17 | Обработка информации. | 1.12 | К | Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 1)» | Плакат «Обработка информации» | Опрос | ||||
18 | Обработка текстовой информации. | 2.9(1) | П | Практическая работа №6 «Вводим текст» | Презентация «Текст: история и современность» (часть 2), Плакат «Подготовка текстовых документов» | Опрос | ||||
19 | Обработка текстовой информации. | 2.9(2) | П | Практическая работа №7 «Редактируем текст» | Презентация «Текст: история и современность» (часть 2), Плакат «Подготовка текстовых документов» | Опрос | ||||
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами | 2.9(2) | К | Практическая работа №8 «Работа с фрагментами текста (задания 1-5)» | Учащиеся должны Уметь: - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов. | Презентация «Текст: история и современность» (часть 2), Плакат «Подготовка текстовых документов» | Опрос | |||
21 | Редактирование текста. Поиск информации | 2.9(2), 1.13(2) | К | Практическая работа №8 «Работа с фрагментами текста (задания 6-7)» | Презентация «Текст: история и современность» (часть 2), Плакат «Подготовка текстовых документов» | Опрос | ||||
22 | Изменение формы представления информации. | 1.13(1) | Т | Опрос | ||||||
23 | Форматирование текста. | 1.13(3) | К | Практическая работа №9 «Форматируем текст» | Презентация «Текст: история и современность» (часть 2), Плакат «Подготовка текстовых документов» | |||||
Информационные технологии - 9 часов | ||||||||||
24 | Компьютерная графика. | 2.10(1) | К | Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами графического редактора» | Учащиеся должны Уметь: - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов. | Карточки с образцами выполнения заданий | ||||
25 | Инструменты графического редактора. | 2.10 (2) | П | Практическая работа №11 «Начинаем рисовать» (зад.1,4,5) | Карточки с образцами выполнения заданий | Опрос | ||||
26 | Обработка графической информации. | 2.10 (2) | П | Практическая работа №11 «Начинаем рисовать» (зад.2,3) | Карточки с образцами выполнения заданий | Интерактивный тест | ||||
27 | Обработка текстовой и графической информации. | 2.9, 2.10 | П | Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы» | Карточки с образцами выполнения заданий | Опрос | ||||
28 | Преобразование информации по заданным правилам. | 1.14(1) | К | Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор» (часть 2) | Опрос | |||||
29 | Преобразование информации путем рассуждений. | 1.14 (2) | К | Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами» | Презентация «Задача о напитках», картинки | Опрос | ||||
30 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливания». | 1.14 (3) | К | Виртуальная лаборатория «Черные ящики», «Разъезды» | Опрос | |||||
31 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». | 1.14 | К | Виртуальная лаборатория «Переправа» | Опрос | |||||
32 | Создание движущихся изображений. | П | Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему», №15«Создаем анимацию на свободную тему» | ПР | ||||||
Обобщение. Итоговый контроль. - 3 часа | ||||||||||
33 | Повторение изученного. | К | Опрос | |||||||
34 | Итоговая контрольная работа. | Интерактивный тест. Практикум. | КР | |||||||
35 | Урок-игра «Инфознайка» | Презентация к игре, карточки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...