«Детский япончик» как средство обучения растровому кодированию.
статья по информатике и икт (5 класс) по теме
Увлекательный игровой метод, используемый в «детском япончике» (упрощенном варианте японского сканворда), позволяет учащимся 5-6 классов разобраться в теме «Растровое кодирование», овладеть мышью и научиться создавать таблицы в редакторе Word.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 316 КБ |
prilozhenie1.doc | 244 КБ |
prilozhenie2.doc | 194.5 КБ |
prilozhenie3.doc | 200.5 КБ |
prilozhenie4.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский япончик» как средство обучения растровому кодированию.
Главной задачей обучения является активизация самостоятельной и творческой деятельности учащихся на уроках информатики через индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.
Известно, что игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов учащихся, активизации их умственных способностей, обобщения и закрепления изученного материала. Мы хотим обратить внимание именно на дидактическую игру, которая не имеет никакого отношения к компьютерным развлекательным играм, уводящим учащихся в виртуальный мир и разрушающим детскую психику.
Давно доказано превосходство игр и игровых моментов над другими средствами обучения, т.к. они способствуют лучшему усвоению материала, обеспечивают не только индивидуальную, но парную и коллективную формы работы, что позволяет каждому ученику максимально эффективно использовать учебное время. Кроме того, игра снимает психологический стресс, который вызывают стандартные формы контроля (такие, как экзамен или контрольная работа) и способствует не только оптимальности, но и качеству контроля знаний учащихся. Игра также повышает мотивацию и развивает интерес к предмету.
Если игры на уроках предметов гуманитарного и естественно-научного циклов рассмотрены достаточно подробно и довольно широко применяются, то учебные игры на уроках информатики – это еще terra incognita и для учителей, и для учеников.
Для того чтобы сформировать у младших школьников навыки владения мышью и развить умение создавать таблицы в редакторе Word, я использую игру «Детский япончик», которая представляет собой цветное растровое закодированное изображение.
Всем известен японский сканворд, в котором с помощью цифр зашифровано изображение. «Детский япончик» отличается не только тем, что в нем обычно кодируется цветная картинка, но и тем, что закрашиваются все ячейки таблицы и только по горизонтали.
В 6 классе в учебнике информатики Л.Л. Босовой [1] рассматривается тема «Изображения в памяти компьютера», где рассказано, что картинка на экране монитора состоит из отдельных пикселей (окрашенных квадратиков) – растровое кодирование.
Так как ученики уже знакомы с двоичным кодированием, им предлагается закодировать черно-белую картинку с помощью 0 (белый цвет) и 1(черный цвет). Например, так:
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | ||||||||||||||||
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | ||||||||||||||||
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | ||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | ||||||||||||||||
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | ||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | ||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | ||||||||||||||||
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | ||||||||||||||||
0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | ||||||||||||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | ||||||||||||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | ||||||||||||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
После этого можно предложить ученикам посчитать количество нулей и единиц в каждой строке так, чтоб рисунок принял следующий вид:
11 | 3 | 2 | ||||||||||||||||||||
1 | 6 | 1 | 5 | 2 | 1 | |||||||||||||||||
2 | 4 | 2 | 6 | 2 | ||||||||||||||||||
8 | 6 | 2 | ||||||||||||||||||||
2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 | 2 | ||||||||||||||||
8 | 6 | 2 | ||||||||||||||||||||
15 | 1 | |||||||||||||||||||||
1 | 6 | 1 | 7 | 1 | ||||||||||||||||||
3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||||||
8 | 2 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||
7 | 3 | 2 | 3 | 1 | ||||||||||||||||||
7 | 3 | 2 | 3 | 1 |
Для раскрашивания данного «детского япончика» необходимо закрасить все клетки в каждой строке слева направо, при этом цифра, указанная на цветной ячейке, соответствует количеству ячеек, которые необходимо окрасить в данный цвет.
Например, так: (См. Приложение1)
Для того чтобы научиться самостоятельно кодировать любые цветные изображения, не прибегая сначала к двоичному кодированию, необходимо выполнить инструкцию:
1. Создать в редакторе Word таблицу, в которой количество столбцов в два раза больше, чем число столбцов в рисунке, а количество строк равно количеству строк в рисунке.
2. С помощью инструмента «Цвет заливки» необходимо раскрасить рисунок в правой половине таблицы.
3. Теперь будем считать цветные ячейки справа налево, записывая их в левую часть таблицы. Например, три самые правые голубые ячейки мы запишем в ближайшую пустую клетку таблицы, а последующие будем записывать левее. Не следует забывать, что сумма цифр в цветных ячейках должна быть равна ширине рисунка (в клетках).
3 | 2 | 2 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||
1 | 10 | 1 | |||||||||||||||||||||
4 | 1 | 7 | |||||||||||||||||||||
4 | 1 | 7 | |||||||||||||||||||||
4 | 1 | 7 | |||||||||||||||||||||
1 | 3 | 3 | 4 | 1 | |||||||||||||||||||
2 | 8 | 2 | |||||||||||||||||||||
3 | 6 | 3 | |||||||||||||||||||||
4 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
5 | 2 | 5 |
4. Теперь необходимо выделить и удалить пустые столбцы в левой части таблицы (Таблица -> Удалить -> Столбцы ).
3 | 2 | 2 | 2 | 3 | ||||||||||||
1 | 10 | 1 | ||||||||||||||
4 | 1 | 7 | ||||||||||||||
4 | 1 | 7 | ||||||||||||||
4 | 1 | 7 | ||||||||||||||
1 | 3 | 3 | 4 | 1 | ||||||||||||
2 | 8 | 2 | ||||||||||||||
3 | 6 | 3 | ||||||||||||||
4 | 4 | 4 | ||||||||||||||
5 | 2 | 5 |
5. А теперь надо выделить сам рисунок (правую часть таблицы) и с помощью инструмента «Цвет заливки» отменить всю заливку.
3 | 2 | 2 | 2 | 3 | ||||||||||||
1 | 10 | 1 | ||||||||||||||
4 | 1 | 7 | ||||||||||||||
4 | 1 | 7 | ||||||||||||||
4 | 1 | 7 | ||||||||||||||
1 | 3 | 3 | 4 | 1 | ||||||||||||
2 | 8 | 2 | ||||||||||||||
3 | 6 | 3 | ||||||||||||||
4 | 4 | 4 | ||||||||||||||
5 | 2 | 5 |
6. Далее детский япончик можно сохранить и разгадывать, заливая ячейки с помощью все того же инструмента «Цвет заливки». Разгадывать необходимо слева направо.
Учащимся пятого класса интересен процесс закрашивания, так как они только-только учатся работать в редакторе Word, а шестиклассникам интересен уже процесс кодирования изображения.
Как найти интересный рисунок? Существует несколько способов. Во-первых, есть специальные журналы японских сканвордов, в которых публикуют и «детские япончики». Во-вторых, можно использовать картины для вышивки. Только в этом случае следует учесть, что нельзя закрасить половинку квадрата, как бывает нарисовано для вышивки. И, в-третьих, можно расчертить любую картинку так, чтоб она стала состоять из квадратов. В-четвертых, можно нарисовать рисунок в любом растровом редакторе (например, Paint), а потом его очень сильно увеличить, чтоб стали видны цветные квадраты.
Любая необычная форма изучения предмета всегда привлекает детей, повышает их мотивацию, а «детский япончик» как вариант игрового метода особенно актуален для современных учеников, которые страдают от неусидчивости и хотят быстро получить результат. Кроме того, эта тема позволяет проводить интегрированные уроки (например, информатика + ИЗО), что тоже отвечает современным требованиям к организации учебного процесса. Так же возможно проведение тематического конкурса подобных работ во время недели информатики с последующей выставкой. Такой рисунок может стать украшением портфолио учащегося, придаст ему уверенности в своих творческих способностях.
Список использованной литературы:
- Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Предварительный просмотр:
33 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 5 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | 3 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 5 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
33 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 5 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | 3 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 5 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Предварительный просмотр:
11 | 4 | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 3 | 4 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | 2 | 6 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 1 | 2 | 1 | 8 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||
5 | 5 | 8 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||
3 | 6 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | 2 | 2 | 7 | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 5 | |||||||||||||||||||||||||
5 | 5 | 2 | 4 | 1 | 1 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | 7 | 1 | 3 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
6 | 1 | 4 | 6 | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | 3 | 5 | 1 | 5 | 4 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 7 | 5 | 2 | 1 | 2 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | 1 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | 1 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
4 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||
3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||
3 | 2 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||
2 | 3 | 2 | 5 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
2 | 2 | 3 | 5 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
6 | 1 | 6 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
6 | 6 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | 4 | 4 | 3 | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | 5 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | 5 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
4 | 10 | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | 2 | 9 | 1 | 3 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | 8 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | 8 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 5 | 6 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 7 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | 9 | 1 | 1 | 3 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | 19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 16 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по информатике «Растровое кодирование графической информации»
Урок для учащихся 6 класса, занимающихся по учебнику Л.Л.Босовой Цели урока:познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информа...
Растровое кодирование графической информации
Методическая разработка урока "Растровое кодирование графической информации""...
Разработка урока для 6 класса "Растровое кодирование графической информации"
Урок по информатике для 6 класса по теме "Растровое кодирование графической информации" разработан по УМК Босовой Л.Л. Архив содержит подробный конспект урока, презентацию и файл для практической рабо...
Урок по информатике для учащихся 6 класса по учебнику Л.Л. Босовой. Тема: «Растровое кодирование графической информации»
Тема: «Растровое кодирование графической информации»Цели: актуализировать материал по двоичному кодированию, изученный ранее; познакомить учащихся и сформировать у них представление о растро...
Презентация на тему "Растровое кодирование графической информации"
Презентация к интерактивной доске Sitronic к открытому уроку в 6 классе на тему "Растровое кодирование графической информации"...
Растровое кодирование графической информации
Тема урока. Растровое кодирование графической информации. (6 класс).Цель:Обучающая:познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информации, как с...
Конспект урока Растровое кодирование графической информации
Класс: 6б классЦель: познакомить учащихся с принципами кодирования черно-белых растровых изображений.Задачи: 1. Научить выполнять кодирование графического изображения в двоичный код и обра...