Разработка урока для 6 класса "Растровое кодирование графической информации"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме
Урок по информатике для 6 класса по теме "Растровое кодирование графической информации" разработан по УМК Босовой Л.Л. Архив содержит подробный конспект урока, презентацию и файл для практической работы. Данный урок помогает познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде: знакомит учащихся с видами графических изображений, рассматривается понятие растровой графики и кодирования графических изображений. По итогам урока учащиеся должны знать виды двоичного кодирования графической информации; принципы кодирования цветных и черно-белых растровых изображений; уметь кодировать и раскодировать черно-белое растровое изображение и применять полученные знания, умения и навыки на практике. С этой целью на уроке проводятся два эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastrovoe_kodirovanie_gr_inf.zip | 932.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Кустова Елена Васильевна
МБОУ СОШ №3 г. Усмани Липецкой области
Класс: 6А
Дата: 14.11.2012г.
Урок 10
Тема: «Растровое кодирование графической информации»
Цель урока: познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде.
Задачи урока:
- Образовательная – актуализировать основной материал по двоичному кодированию числовой и текстовой информации; познакомить учащихся с видами графических изображений, ввести понятие растровой графики и рассмотреть кодирование растровых изображений;
- Развивающая - развивать логическое мышление, память, творческие способности, умения излагать мысли, делать выводы; закрепить теоретические знания, полученные на прошлых уроках; развивать воображение, умение анализировать, сравнивать, строить по аналогии;
- Воспитательная - воспитывать товарищеские отношения с одноклассниками, умения преодолевать трудности при выполнении упражнений; воспитывать чувства ответственности, прилежания и самостоятельности, доброжелательности, умения работать в коллективе; повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.
Планируемые результаты:
- по итогам проведенного урока учащиеся должны
знать:
- виды двоичного кодирования графической информации;
- принципы кодирования цветных и черно-белых растровых изображений;
уметь:
- кодировать и раскодировать черно-белое растровое изображение;
- применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Основные понятия:
- графический объект;
- пиксель;
- растровое кодирование.
Оборудование:
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация «Растровое кодирование графической информации»;
- файл Образец.gif;
- карточки.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа, практическая работа.
Ход урока:
I Организационный момент (1 мин):
(слайд 1)
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
III Актуализация и проверка усвоения изученного материала (5 мин):
- Визуальная проверка домашнего задания.
- Ответить на вопросы:
- Перечислите основные устройства компьютера (слайд 2)
- Где в компьютере хранится информация? (в памяти) (слайд 3).
- Назовите виды памяти (оперативная и долговременная)
- В каком виде в памяти компьютера хранятся данные и программы? (в двоичном)
- Назовите виды данных (числовые, текстовые, звуковые, видео, графические)
- Как получить двоичный код целого десятичного числа? Приведите пример.
- Как по двоичному коду восстановить соответствующее десятичное число? Приведите пример.
- Каким образом осуществляется двоичное кодирование текстовой информации? Приведите пример.
II Сообщение темы и целей урока (1 мин):
- На прошлых уроках мы познакомились с кодированием числовой и текстовой информации в компьютере. Сегодня мы поговорим о кодировании графической информации. Мы узнаем, какие бывают виды графической информации, познакомимся с принципами кодирования цветных и черно-белых растровых изображений; научимся кодировать и раскодировать черно-белое растровое изображение, а также применять полученные знания, умения и навыки на практике.
- Запишите тему урока: «Растровое кодирование графической информации» (слайд 4-5).
III Объяснение нового материала (10 мин):
- Что такое графическая информация? (Изображения, рисунки и т.д.)
- Верно, под графической информацией можно понимать рисунок, фотографию, изображения на экране телевизора или монитора и т. д. (слайд 6). Для того чтобы понять, как кодируется графическая информация, рассмотрим, как формируется изображение на экране монитора.
Графическое изображение можно разбить на (слайд 7):
- крошечные фрагменты;
- простейшие геометрические объекты.
- В зависимости от способа формирования изображений на экране монитора графическую информацию принято подразделять на растровую и векторную (слайд 8). Для создания и работы с растровыми или векторными изображениями существуют специальные программы — графические редакторы.
- Остановимся более подробно на растровом изображении (растровой графике) (слайд 9).
- Скажите, из чего состоит растровое изображение? (из точек)
- Растровое изображение формируется из определенного количества строк. Каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек. Точки изображения принято называть пикселями. Точки (пиксели) формируют рисунок (слайд 10).
- Запишите определение:
Пиксель — наименьший элемент изображения на экране монитора.
Размер экранного пикселя около 0,0018 дюйма, а дюйм равен 2,54см.
- Таким образом, мы выяснили, что растровое изображение формируется из определенного количества строк, а каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек, которые называются пикселями. Графический объект, подлежащий представлению в цифровом виде, делится вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты — пиксели. Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом. Такой способ называется растровым кодированием.
- С растровой графикой вы встречаетесь очень часто, достаточно привести в примеры цифровой фотоаппарат, сотовый телефон и т.п.
- Скажите, увеличивая фотографию на фотоаппарате или телефоне, что с ней происходит? (она становится нечеткой, размытой, появляются квадратики)
- Степень четкости изображения зависит от количества строк на весь экран и количества точек в строке, которые представляют разрешающую способность экрана, или просто разрешение. Чем больше строк и точек, тем четче и лучше изображение.
- На что похож растровый рисунок? (на мозаику, полотно, вышитое крестиком и т.д.)
- Растровый рисунок похож на мозаику, в которой каждый элемент (пиксель) закрашен определенным цветом.
- Рассмотрим простую черно-белую картинку (слайд 11). Подумайте, как закодировать этот двухцветный рисунок?
- Каждую пустую (белую) клеточку рисунка, заключенного в рамку, мы закодировали нулем, а закрашенную (черную) — единицей. Изображение просматриваем по строкам сверху вниз. После полного просмотра первой строки просматривается вторая, за ней третья, потом четвертая и так до последней строки экрана.
− Тогда наш рисунок в двоичном коде будет выглядеть следующим образом (слайд 11):
0000000000011100
1000000100000110
1100001100000011
1111111100000011
1101101100000011
1111111100000011
1111111111111110
0111111011111110
0001100011000110
0000000011000110
0000000111001110
0000000111001110
- Попробуем решить обратную задачу — восстановить рисунок по его коду, причем код будет десятичным (слайд 12).
195 | 11000011 |
198 | 11000110 |
220 | 11011100 |
240 | 11110000 |
248 | 11111000 |
206 | 11001110 |
195 | 11000011 |
195 | 11000011 |
− С помощью приложения Калькулятор (в ОС Windows выбираем Пуск – Все программы – Стандартные – Калькулятор; в ОС Linux выбираем KDE – Прочие - Калькулятор KCalc) переведите в двоичную систему счисления числа: 195, 198, 220, 240, 248, 206, 195, 195. (слайд 12). Запишите их друг под другом, разряд под разрядом. У вас получился двоичный код некоторого изображения. Нарисуем его, начиная с левого верхнего угла, если есть 1, то закрашиваем клеточку, если есть 0, то не закрашиваем.
− Что получилось? (буква К).
− Сколько бит используется для кодирования одного пикселя? (Один бит.) (слайд 13)
IV Закрепление изученного (8 мин):
- Самостоятельно поработаем в рабочих тетрадях: №37 (1,2) стр. 29-30 (первую таблицу делает первый вариант, а вторую – второй вариант). Проверяем, меняясь тетрадями (слайды 14-15).
№ 37. Нарисуйте черно-белые изображения, которым будут соответствовать двоичные коды (закрасьте клетки с единицами).
- Выполним № 39(1) стр. 31 (слайд 16).
№ 39. От десятичных кодов перейдите к двоичным и нарисуйте соответствующие им черно-белые изображения (закрасьте клетки).
V Физкультминутка (1 мин) (слайд 17)
Руку к верху подними
И вторую подними
А теперь на них взгляни
И на парту положи.
За спиной замок скрепи,
А затем наоборот,
И опять замок скрепи,
И на парту положи.
А теперь давай, дружок,
Повторим еще разок
VI Объяснение нового материала (5 мин):
− Мы рассматривали черно-белые картинки, где каждая точка рисунка могла быть закрашена или нет. В этом случае для одного пикселя нужно всего лишь один бит памяти.
− А как же быть с цветными изображениями? (слайд 18)
- Необычайно богатая цветовая палитра современных компьютеров получается смешением взятых в определенной пропорции трех основных цветов: красного, синего и зеленого. Так называемый метод RGB (от слов Red — красный, Green — зелёный, Blue — синий), который основан на том, что глаз человека воспринимает все цвета как сумму трех основных – красного, зеленого, синего (слайд 19). Каждый пиксель на цветном экране - это совокупность трех точек разного цвета: красного, зеленого и синего. Эти точки расположены так близко друг к другу, что нам они кажутся слившимися в одну точку (слайд 20).
- Для получения цветного пикселя в одно и то же место экрана направляется не один, а сразу три цветовых луча. Каждый цвет кодируется цепочкой из 8 единичек и нулей, т.е. 8 битами (слайд 21). А так как в одном пикселе присутствуют сразу три цвета, то при цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц, что позволяет использовать 256 оттенков каждого цвета. Точное число оттенков можно получить при умножении всех оттенков красного цвета на все оттенки зеленого и синего цветов.
VII Практическая работа (10 мин):
Проведем небольшой эксперимент. (Учебник стр. 25) (слайд 22).
- Запустите графический редактор (в ОС Windows выбираем Пуск – Все программы – Стандартные – Paint; в ОС Linux выбираем KDE – Прочие – Графика – KolourPaint) и выполните команду [Палитра - Изменить палитру].
- В открывшемся диалоговом окне Изменение палитры щелкните на кнопке Определить цвет; обратите внимание на информацию в правой нижней части экрана.
- Задайте несколько раз по своему усмотрению значения в полях ввода для основных цветов и проследите за изменениями в окне Цвет/3аливка.
- Установите, какие цвета получатся при следующих значениях основных цветов: (слайд 23)
Красный | Зеленый | Синий | Цвет |
0 | 0 | 0 | |
0 | 0 | 255 | |
0 | 255 | 0 | |
190 | 190 | 190 | |
255 | 0 | 0 | |
0 | 255 | 255 | |
255 | 0 | 255 | |
255 | 255 | 0 | |
255 | 255 | 255 |
Точное число различных оттенков вы можете получить, если с помощью приложения Калькулятор вычислите значение произведения 256 • 256 • 256.
- Ответ: 256 • 256 • 256 = 16 777 216 различных цветовых оттенков.
Красный | Зеленый | Синий | Цвет |
0 | 0 | 0 | Черный |
0 | 0 | 255 | Синий |
0 | 255 | 0 | Зеленый |
190 | 190 | 190 | Серый |
255 | 0 | 0 | Красный |
0 | 255 | 255 | Голубой |
255 | 0 | 255 | Розовый |
255 | 255 | 0 | Желтый |
255 | 255 | 255 | Белый |
Выводы по эксперименту (слайд 24).
– Какие выводы мы можем сделать по проведенному эксперименту?
- Отсутствие основных цветов дает черный цвет.
- Значение 255 на месте одного из основных цветов дает этот цвет
- Смешение двух цветов дает другие основные цвета спектра.
- Смешение всех основных цветов дает белый цвет.
Проведем еще один эксперимент. (Учебник стр. 26) (слайд 25-26)
- Запустите графический редактор Paint (или KolourPaint).
- Откройте рисунок Образец.gif (Мои документы\6класс\Заготовки).
- Выполните команду [Вид-Масштаб-Другой], в группе Варианты установите переключатель 400%, дающий увеличение исходной картинки в 4 раза.
- Самостоятельно увеличьте исходную картинку в 8 раз (переключатель 800%).
- Выполните команду [Вид - Масштаб - Показать сетку]. Обратите внимание на то, что весь исходный рисунок оказался состоящим из маленьких квадратиков.
- Выберите инструмент Заливка и с его помощью попытайтесь внести изменения в рисунок, перекрашивая отдельные области.
- Выполните команду [Вид – Масштаб - Обычный] и проследите за сделанными изменениями.
- Выйдите из программы (команда [Файл-Выход]), не внося изменений в исходный файл (кнопка Нет в окне Внести изменения)
Выводы по эксперименту (слайд 27).
– Какие выводы мы можем сделать по проведенному эксперименту?
- Растровое изображение состоит из маленьких фрагментов – пикселей.
- Растровое изображение формируется из определенного количества строк. Каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек.
- Каждый пиксель имеет свой цвет, который можно изменить.
VIII Подведение итогов урока: (слайд 28)
‒ Вопросы:
- С какими видами графики мы познакомились?
- Как называется наименьший элемент растрового изображения?
- Каким образом кодируется черно-белое изображение?
‒ Пожалуйста, с помощью карточек, оцените вашу деятельность на уроке. (слайд 29)
‒ Оценки за урок.
IX Домашнее задание: (слайд 30)
§1.3 с. 23 – 26 вопросы.
РТ: № 37(2), 38(1,2), 39(2) с. 29-32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по информатике «Растровое кодирование графической информации»
Урок для учащихся 6 класса, занимающихся по учебнику Л.Л.Босовой Цели урока:познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информа...
Растровое кодирование графической информации
Методическая разработка урока "Растровое кодирование графической информации""...
Урок по информатике для учащихся 6 класса по учебнику Л.Л. Босовой. Тема: «Растровое кодирование графической информации»
Тема: «Растровое кодирование графической информации»Цели: актуализировать материал по двоичному кодированию, изученный ранее; познакомить учащихся и сформировать у них представление о растро...
Презентация на тему "Растровое кодирование графической информации"
Презентация к интерактивной доске Sitronic к открытому уроку в 6 классе на тему "Растровое кодирование графической информации"...
Конспект урока Растровое кодирование графической информации
Класс: 6б классЦель: познакомить учащихся с принципами кодирования черно-белых растровых изображений.Задачи: 1. Научить выполнять кодирование графического изображения в двоичный код и обра...
Растровое кодирование графической информации 6 класс
Растровое кодирование графической информации 6 класс...
Урок на тему:" Растровое кодирование графической информации."
План-конспект урока информатики в 6-ом классе с использованием информационных технологий.Тема урока: Растровое кодирование графической информации.Форма урока: эвристическая беседа с опорой на зн...