Методическое пособие по информатике для 9 класса.
методическая разработка по информатике и икт по теме

Пахомов Александр Сергеевич

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры решения задач по информатике

(базовый курс)

Информация.

Теория:

1 Гб = 1024 Мб

1 Мб = 1024 Кб

1 Кб = 1024 байта

1 байт = 8 бит

  1. Переведите 2 Мб в Кб, байты, биты.

Решение:

1 способ:

2 Мб * 1024 Кб = 2048 Кб

2 Мб * 1024 Кб * 1024 байт = 2097152 байт

2 Мб * 1024 Кб * 1024 байт * 8 бит = 16777216 бит

2 способ:

2 Мб * 1024 Кб = 2048 Кб

2048 Кб * 1024 байт = 2097152 байт

2097152 байт * 8 бит = 16777216 бит

  1. Переведите 27262976 бит в Мб, Кб, байты

Решение:

1 способ:

27262976 бит : 8 бит = 3407872 байта

27262976 бит : 8 бит : 1024 байта = 3328 Кб

27262976 бит : 8 бит : 1024 байта : 1024 Кб = 3,25 Мб

2 способ:

27262976 бит :8 бит = 3407872 байта

3407872 байта : 1024 байта = 3328 Кб

3328 Кб : 1024 Кб = 3,25 Мб

Теория:

По умолчанию (если в задаче не указано специально) при решении задачи указывается 256-символьный алфавит – таблица ASCII (мощность алфавита = 256 символов). Значит, на один символ (букву, цифру, знак, знак препинания, пробел) приходится 8 бит информации или 1 байт.

  1. Определить количество информации, которое содержится на печатном листе бумаги (двусторонняя печать), если на одной стороне умещается 40 строк по 67 символов в строке.

Решение:

Определим количество символов на одной стороне листа:

40 строк * 67 символов = 2680 символов

Определим количество символов на 2-х сторонах листа:

2680 символов * 2 = 5360 символов

Количество информации = 5360 символов * 1 байт = 5360 байт

Переводим в Кб: 5360 байт : 1024 байт = 5,23 Кб

Если бы необходимо было получить ответ в бит, то

Количество информации = 5360 символов * 8 бит = 42880 бит

Переводим в байты  42880 бит : 8 бит = 5360 байт

Переводим в Кб   5360 байт : 1024 байт = 5,23 Кб

Теория:

,

 где i – количество информации в бит, N – количество символов, количество событий

Символом является и знак препинания, и цифра, и специальные знаки. И пробел!

  1. Какое количество информации будет содержаться на странице печатного текста при использовании 32-х символьного алфавита (на странице 60 строк по 56 символов).

Решение:

Количество символов на странице = 60 строк * 56 символов = 3360 символов

По условию используется 32-х символьный алфавит (т.е. мощность алфавита = 32 символа).

Тогда , отсюда i =  5 бит. Такое количество информации приходится на 1 символ 32-х символьного алфавита.

Количество информации, содержащееся на странице = 3360 символов * 5 бит = 16800 бит

Переводим в байты: 16800 бит : 8 бит = 2100 байт

Переводим в Кб  2100 байт : 1024 байт = 2,05 Кб

Теория:

общее количество символов на одной странице

количество бит информации, приходящейся на один символ

количество страниц

I
(количество информации)

                                =                                 *                                *

Единицы измерения информации правой и левой части должны быть одинаковыми.

  1. Какое количество символов содержится на странице энциклопедического словаря, если в памяти компьютера эта страница занимает 13 Кб?

Решение:

        По умолчанию количество бит информации, приходящейся на один символ, равно 8 бит.

Переведем 13 Кб в биты:

Количество информации

                13 Кб * 1024 байт * 8 бит = 106496 бит

=

=

Количество символов

Количество бит информации, приходящейся на один символ

  1. Используя данные предыдущей задачи и зная, что в одной строке находится 85 знаков, определить количество строк на странице.

Решение:

        Общее число символов на странице (по предыдущей задаче) = 13312 символов

                                Общее число символов                               13312 символов

Количество строк =        --------------------------------------------------        =        ----------------------------

                                Количество символов в одной строке                        85 знаков

  157 строк

  1. Сколько бит содержится в слове ИНФОРМАЦИЯ?

Решение:

        Т.к. по умолчанию количество бит информации, приходящейся на 1 символ = 8 бит
(256-символьный алфавит, , i=8 бит), а в предлагаемом слове 10 букв, то количество бит, содержащихся в слове =

10 букв * 8 бит = 80 бит = 10 байт

  1. В каком алфавите одна буква несет в себе больше информации, в русском или латинском? Примечание: в русском языке 33 буквы, в латинском – 26 букв.

Решение:

        Русский язык: , i = 6 бит (i не должно быть меньше 6, т.к., а у нас 33 буквы

Латинский язык: , i = 5 бит.

Количество бит информации одного символа русского языка больше на 1, чем в латинском языке.

Теория:

При форматировании дискеты 3.5 (А) ее физический размер составляет 1.44 Мб. Тем не менее, доступно для записи непосредственно самой информации пользователя только 1.37 Мб, т.к. 71,7 Кб отводится на создание каталога диска и нулевую дорожку.

  1. Сколько дискет объемом 1.37 Мб необходимо для сохранения информации с винчестера объемом 40 Гб? А сколько CD-дисков?

Решение:

        Переводим единицы измерения информации к одному виду.

40 Гб * 1024 Мб = 40960 Мб

Количество дискет = 40960 Мб : 1.37 Мб = 29 897 дискет.

Т.е. примерно 30 тыс. дискет 3.5 (А)!

Один CD-диск содержит примерно 700 Mb информации, тогда 40960 Mb / 700Mb = 58,51? Т.е. примерно 59 компакт-дисков CD-R объемом по 700 Мб.

  1. Какое количество вопросов необходимо задать, чтобы наверняка угадать загаданного ученика из вашего класса?

Решение:

        Допустим, в вашем классе 27 человек.

, где N=27, т.е.

Точной степени для этого уравнения нет (и).

В первом случае мы угадаем только из 16 человек, во втором из 32-х.

Значит, чтобы угадать из 27 человек необходимо получить 5 бит информации,
т.е. задать 5 вопросов.

  1. Сколько символов содержится в алфавите, при помощи которого написана книга из 20 страниц, на каждой из которых содержится 15 строк по 20 символов и занимает в памяти компьютера вся книга 5,86 Кб.

Решение:

        Количество символов на одной странице - 15 строк * 20 символов = 300 символов

Всего символов в книге  n = 300 символов * 20 страниц = 6000 символов

Общее количество информации  I = бит в 1 символе * n символов

                                        5,86 Кб = 48005,12 бит

Определим сколько бит в 1 символе:

                x =

, где N – мощность алфавита, значит ,

N=256 символов в алфавите

  1. В алфавите некоторого формального языка всего два знака буквы. Каждое слово этого языка состоит обязательно из 7 букв. Какое максимальное число слов возможно записать в этом языке?

Решение:

Т.к. для записи слов используется только 2 знака-буквы, при N-перемещениях существуетразличных наборов слов.    N=7, значит , тогда N=128 слов.

  1. Решить уравнение

Решение:

        Приведем выражение к общему основанию и общим единицам измерения.

, т.к. 1 Мб =

Решаем уравнение:

5(x+3) = 8x + 20

5x + 15 = 8x + 20

5x – 8x = 20 – 15

-3x = 5

x =

  1. Какое количество информации несет в себе экран SVGA – монитора (16-bit кодирование, размер экрана 800*600)?

Решение:

        Определим, сколько всего пиксел содержится на всем экране:

800*600=480 000 пиксел

480 000 * 16 бит = 7 680 000 бит = 960 000 байт = 937,5 Кб = 0,9 Мб

  1. Сколько цветов содержит рисунок размером 100*150 пиксел и объемом 29,3 Кб

Решение:

        Количество точек по вертикали

Количество точек по горизонтали

Глубина цвета в бит

I
(количество информации)

                                =                                 *                                *

Количество цветов =

Тогда, 29,3 Кб = 30003,2 байт = 240025,6 бит

Общее число точек = 100*150 = 15 000

Глубина цвета =

Тогда количество цветов =

  1. 256-цветный рисунок содержит 120 байт информации. Из скольких точек он состоит?

Решение:

        Т.к. рисунок содержит 256 цветов, то , i = 8 бит – глубина цвета

I = кол-во точек * глубину цвета

Количество точек = , т.к. 120 байт = 960 бит

  1. Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кб для работы монитора в режиме 640*480 точек и палитрой в 16 цветов.

Решение:

        Т.к. используется 16 цветов, значит глубина цвета = 4 бита ()

256 Кб = 2 097 152 бит

640*480 = 307 200 всего точек

Необходимое количество видеопамяти:

2 097 152 бит дано изначально

307 200 * 4 бита = 1 228 800 занимает экран

 - получается, что дано в 1,7 раз больше, значит видеопамяти хватит!

Системы счисления

  1. Переведите целые числа из предложенной системы счисления в десятичную

Решение:

 - неправильная запись числа

  1. Переведите целые числа из десятичной системы счисления в предложенную

Решение:

        перевести в 3-сс = 20103перевести в 16-сс = 16516

перевести в 2-сс = 1001112

перевести в 16-сс = 24С16

  1. Переведите дробные числа из предложенной системы счисления в десятичную

Решение:

  1. Переведите дробные числа из десятичной системы счисления в предложенную

Решение:

        перевести в 5-сс = 0,11(3)5

перевести в 8-сс = 52,23658

Теория:

Таблица сложения в двоичной системе счисления:

0 + 0 = 0

1 + 0 = 1

0 + 1 = 1

1 + 1 = 10

Т.к. в двоичной системе счисления в записи чисел используются только 2 цифры – 0 и 1, значит при сложении 1 + 1 в младшем разряде записывается 0, а 1 переходит в старший разряд.

По аналогии с 10-СС: 9 + 1  (цифры десять нет в записи чисел), записывается 0 и 1 в старшем разряде, получается 10.

  1. Выполните арифметические операции сложения для следующих двоичных чисел:

101101                    101                101

+      11011                +   01            +    11

    1001000                    110              1000

  1. Выполните арифметические операции вычитания для следующих двоичных чисел:

1011           1001          

   -     10       -       10      

      1001             111      

Алгоритм процедуры вычитания в двоичной системе:

11101001 - 1001101

(обязательно числа нужно представить целым количеством байт)

11101001 - 01001101

1. Вычитаемое сначала инвертируется: 01001101 превращается в 10110010

2. К нему прибавляется единица: 10110010 + 1 = 10110011 – получается обратный код

3. Выполняется операция сложения 11101001 + 10110011 = 1'10011100

    единица из восьмого разряда отбрасывается и остается ответ:

    10011100

Теория:

Операция умножения сводится к поочередному сдвигу чисел и нахождению их суммы.

  1. Выполните арифметические операции умножения для следующих двоичных чисел:

101                           101

*     11                        *  101

      101                           101

 +  101                       + 000

   1111                       101

                                   11001

  1. Выполните арифметические операции деления для следующих двоичных чисел:

  1. По виду числа определить СС:
  1. 241 – может быть записано в СС, начиная с 5-ричной, т.к. в ней используются цифры 0 1 2 3 4
  2. 73 - может быть записано в СС, начиная с 8-ричной, т.к. в ней используются цифры 0 1 2 3 4 5 6 7

  1. Какое число ошибочно записано в:

  1. Троичной СС – 79, 212, 531

Решение: в троичной СС для записи чисел используются цифры 0 1 2 , значит цифры 79 и 531 записаны неверно

  1. Девятиричной СС – 419, 832, 4А

Решение: в девятиричной СС для записи чисел используются цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8, значит цифры 419 и 4А записаны неверно

  1. Записать число в виде многочлена:
  1. 143,710
  2. 246,58

Решение:

143,710 = 1*102+4*101+3*100+7*10-1

246,58 = 2*82+4*81+6*80+5*8-1

  1. Когда 5 * 3 = 21 ?

Решение:

        Перефразируем задание: в какой СС число 15 (ведь 5 * 3 = 15), записывается как 21?

Попробуем переводить число 15 в различные СС, можно сразу определить в какую.

Задаем вопрос: на что надо разделить число 15, чтобы частное было равно 2.

Значит, в 7-ричной СС число 15 записывается как 21.

  1. У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?

Решение:

        Такое может быть, если попробовать перевести данные в какую-либо СС. Начнем с двоичной. Представим, что все эти числа записаны в двоичной СС. Переведем их в десятичную.

100 – это число 4

1000 – это число 8

1111 - это число 15

1001 – это число 9

У меня 4 брата. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет. Старший учится в 9 классе.

Такое может быть.

  1. Расставить знаки арифметических операций так, чтобы были верны следующие равенства в двоичной СС:

1100 ? 11 ? 100 = 100000

        Решение:

                Перепишем неравенство в десятичной СС и расставим знаки:

        12 * 3 – 4 = 32

Опрос 4-1.

  1. «Несерьезные» вопросы:
  1. когда 2*2=100?
  2. 2*2=11?
  3. 10-число нечетное?
  4. 2*3=11?
  5. 3*3=13?

  1. Перевести из десятичной СС в двоичную.513
  1. 600
  2. 602
  3. 1000
  4. 2304
  5. 5001
  6. 7000
  7. 8192

  1. Перевести из десятичной СС в двоичную.
  1. 0,4622
  2. 0,5198
  3. 0,5803
  4. 0,6124
  5. 0,7351
  6. 0,7982
  7. 0,8544
  8. 0,9321

  1. Перевести из десятичной СС в двоичную СС.
  1. 40,5
  2. 31,75
  3. 124,245
  1. Перевести из десятичной СС в восьмеричную.
  1. 8700
  2. 8888
  3. 8900
  4. 9300

6. Перевести из десятичной СС в шестнадцатеричную.

  1. 266
  2. 1023
  3. 1280
  4. 2041

 

7. Перевести из шестнадцатеричной СС в десятичную СС.

  1. 8Е5,А8
  2. 0,2
  3. 93

  1. Перевести из восьмеричной СС в десятичную.
  1. 751,25
  2. 0,1
  3. 223

 

  1. Перевести из двоичной СС в десятичную.1110,01
  1. 0,001
  2. 10010011

  1. На одном из приисков старатели были возмущены действиями Джо Макдональда - хозяина салуна, принимавшего от них в уплату золотой песок. У него были гири 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64 гр. Джо утверждал, что с помощью такого набора гирь он может взвесить любую порцию золотого песка, не превышающего 100 грамм.
  1. Прав ли он?
  2. Какой max вес могут «взять» эти гири?
  3. Как набрать вес: 25, 48, 72, 105 гр?

Опрос 4-3.

  1. Выполнить сложение:

11010101+1110

1011101+11101101

11101011+10011101

  1. Выполнить вычитание:

11010101-1110

110101110-10111111

11011011-110101110

  1. Выполнить умножение:

11010101*1110

111110*1000010

111100*100100

  1. Выполнить деление:

10010000/1110

101111001101/110101

100011111111/101111

  1. Восстановить цифры двоичной СС:

**0*0*1**1+10111*10**=100*1*00010

***0**00-11*11*11=1101*1

  1. Было 11 яблок. После того, как каждое из них разрезали пополам, стало 110 половинок. Может ли такое быть?
  2. В нашем классе 100011 учеников. 111100% из них учатся на «4» и «5». Сколько учеников учатся на «4» и «5»?

Логика

  1. Определить, является ли данное предложение высказыванием:
  1. Евразия – это материк
  2. Ты должен выучить урок!
  3. Одна машина стоит на стоянке, вторая около дома

Решение:

  1. Евразия – это материк

Это предложение является высказыванием, т.к. это повествовательное предложение,  в котором утверждается мысль или действие.

  1. Ты должен выучить урок!

Это предложение не является высказыванием, т.к. это не повествовательное предложение, а побудительное, которое призывает к чему-либо.

  1. Одна машина стоит на стоянке, вторая около дома

Это предложение является высказыванием, т.к. это повествовательное предложение. Данное высказывание является сложным, союзом «а» объединены две мысли (2 простых высказывания).

  1. Определить истинность высказывания
  1. сумма углов треугольника равно 180°
  2. во фруктовом саду должны расти ели

Решение:

  1. сумма углов треугольника равно 180°

Это истинное высказывание

  1. во фруктовом саду должны расти ели

Это ложное высказывание

  1. Проверить равносильность следующей функции при помощи таблицы истинности:

(A  B) > (A  C)=A  B > C

Решение:

                                                               1     3       2            5      4

        Это выражение можно переписать в виде: (A + B) * (A + C) = A + B * C

И расставим порядок действий.

Построим таблицу истинности для трех переменных A,B,C и для пяти действий.

Действия 3 и 5 должны совпасть, т.к. равенство верное, тогда можно будет сказать, что правая и левая части равенства равносильны.

A

B

C

(A+B)

(A+C)

*

B*C

A+B*C

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Значения столбцов совпали, значит части выражения равносильны.

  1. По данному сложному высказыванию составить формулу, применив логические операции:

Если я выучу урок, и меня спросят, то я получу хорошую оценку

Решение:

        Разобьем данное сложное высказывание на простые и введем обозначения:

А - я выучу урок

В - меня спросят

С - я получу хорошую оценку

Логическая связка И заменяется при записи знаком умножения или >

        Я выучу урок и меня спросят    А*В

Фраза  Если - то заменяется

Если (я выучу урок, и меня спросят), то я получу хорошую оценку (А*В)С

  1. При помощи таблицы истинности решите следующую задачу:

Определить, кто из подозреваемых участвовал в преступлении, если известно, что:

а) если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал.

б) если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал.

Решение:

        Составим формулы по пунктам а)  б)

а) (не И + П)  С

б) не И  не С

F = а) * б)

Составим таблицу истинности. Определим количество столбцов:

По условию в задаче присутствуют три переменных   И  П  С

В пункте а) содержится 3 действия

В пункте б) содержится 2 действия (действие не И берем из пункта а))

Функция – отдельный столбец таблицы истинности.

Итого 3 + 3 + 2 + 1 = 9 столбцов

Количество строк определяем так: по условию в задаче присутствуют три переменных   И  П  С, т.е. , значит всего 8 строчек.

В первом столбце из 8 строчек первые 4 займут нули, следующие 4 – единицы.

Во втором столбце чередование идет по 2 нуля и 2 единицы.

В третьем столбце нули и единицы чередуются через один.

Заполняем таблицу по формулам:

И

П

С

не И

не И + П

не И + П  С

Не С

Не И  не С

F

0

0

0

1

1

0

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

Анализируем полученные данные:

В столбце функции F истина получилась в трех строках. По условию задачи участвовал в преступлении только один из подозреваемых, этому соответствует 5 строка таблицы. В исходных данных 1 в ней стоит у Иванова – он участвовал в преступлении.

  1. При помощи таблицы истинности решите следующую задачу:

Кто из абитуриентов - А, B, C и D играет, а кто не играет в шахматы, если известно следующее:

а) Если А или В играют, то С не играет

б) если В не играет, то играют С и D

в) С играет

Решение:

        Составим формулы по пунктам а)  б)  в)

а) А + В  не С

б) не В  С и D

в) С

F = а) * б) * в)

Для составления таблицы истинности определяем количество столбцов:

По условию в задаче присутствуют четыре переменных   А  В  С  D

В пункте а) содержится 3 действия

В пункте б) содержится 3 действия

В пункте в) содержится 1 действие

Функция – отдельный столбец таблицы истинности.

Итого 3 + 3 + 1 + 1 = 12 столбцов

Количество строк определяем так: по условию в задаче присутствуют три переменных   А  В  С  D, т.е. , значит всего 16 строчек.

В первом столбце из 16 строчек первые 8 займут нули, следующие 8 – единицы.

Во втором столбце чередование идет по 4 нуля и 4 единицы.

В третьем столбце нули и единицы чередуются попарно.

В четвертом столбце нули и единицы чередуются через один.

При анализе полученных данных в столбце функции F истина получится в одной строке. По исходным данным определяем кто из абитуриентов играет в шахматы.

  1. Пусть A и B обозначает следующие высказывания:

А – у меня живет попугай

В – он боится кошку

Запишите следующие высказывания в словесной форме:

  1. not (A and B)
  2. A and (not B)

Переведите следующее словесное высказывание на язык алгебры логики:

  1. Если у меня не живет попугай, то некому бояться кошек

Решение:

  1. Неверно, что у меня живет попугай и он боится кошку
  2. У меня живет попугай и он не боится кошку
  3. Not(A)  Not(B)

Составляем таблицу истинности

A

B

notA

notB

notAnotB

0

0

1

1

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

1

1

1

0

0

1

Получается, что выражение истинно, если

  1. у меня не живет попугай и он не боится кошку
  2. у меня живет попугай и он не боится кошки
  3. у меня живет попугай и он боится кошки

А боится ваш попугай кошки или нет – проверьте экспериментально на своем попугае.

Выражение ложно, если

        У меня не живет попугай и он боится кошки. Потому, что такого не может быть.

Теория:

  1. Определить структурную формулу по заданной функциональной схеме

        Решение:

  1. Переменные А и В входят в «коробочку» ИЛИ,

полученная формула на выходе – (А  В)

  1. Пройдя «коробочку» ИЛИ сигнал заходит в «коробочку» НЕ,

полученная формула на выходе – не (А  В)

  1. Переменная В тоже проходит через «коробочку» НЕ,

полученная формула на выходе – не В

  1. Далее на пути встречается «коробочка» И,

пройдя через которую переменные приходят к виду F = не (А  В) и (не В)

        

Запишем соответствующие формулы на схеме:

Turbo Pascal

        Теория:

Программы набираются в среде Turbo Pascal 7.0

File – Save as… - сохранение программы под новым именем

File – Save (F2) – сохранение программы с текущим именем

File – Open – открыть файл

File – Exit (Alt-X) – выйти из среды

Alt – F9 = запуск программы на компиляцию (проверка ошибок)

Ctrl – F9 – запуск программы на выполнение

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

        Error 85: expected – ожидается (;)

        Error   3: unknown identifier – переменная не описана в Var

Линейные программы

  1. Найти S прямоугольника по введенным сторонам a и b.

Математическая постановка задачи:

                Известно: сторона a

                                сторона b

                Найти: S прямоугольника

                Решение:  S:=a*b

Program S_pr;

  USES CRT;

  VAR  a,b,s:Integer;

BEGIN

clrscr;

writeln ('Введите стороны a,b');

Readln(a,b);

s:=a*b;

Writeln('Площадь прямоугольника S=',s);

readln;

END.

Заголовок программы, присваивается имя

Подключение графического модуля

Раздел описания переменных, перечисляются все переменные, которые используются в программе с указанием типа

Начало программы

Очистка экрана

Вывод на экран поясняющей строки

Ввод данных с клавиатуры

Формула подсчета площади

Печать результата

Конец программы

  1. Записать по введенному с клавиатуры числу количество сотен, десятков и единиц.

Program S_pr;

USES CRT;

VAR  a,b,c,d,x:Integer;

Begin

clrscr;

writeln ('Введите трехзначное число');

Readln(x);

a:=x mod 10;

b:=x div 10;

c:=b mod 10;

d:=b div 10;

writeln('Число сотен в числе - ',d);

writeln('Число десятков в числе - ',c);

writeln('Число единиц в числе - ',a);

readln;

END.

В переменную A занесли остаток от деления исходного числа X на 10 – т.о. мы выделим единицы – пускай X=324, a:=x mod 10; a=4

В переменную B занесли остаток от деления исходного числа X на 10 – т.о. мы отбросили последнюю цифру – при X=324, b:=x div 10;; b=32

В переменную C занесли остаток от деления числа B на 10 – т.о. мы выделили десятки исходного числа – B=32, c:=b mod 10;; c=2

В переменную D заносим результат деления числа B на 10 – т.о. мы отбросим последнюю цифру и получаем число сотен исходного числа – пускай B=32, d:=b div 10; d=3

Итак, операции         N mod 10 – взять последнюю цифру числа

                        N div 10 – отбросить последнюю цифру числа

  1. Вычислить значение выражения

Program S_pr;

USES CRT;

VAR  a,b:Integer;

     y:real;

Begin

clrscr;

writeln ('Введите 2 числа');

Readln(a,b);

y:=sqrt(sqr(a)-abs(b));

writeln('y=',y:2:3);

readln;

END.

Оператор writeln('y=',y:2:3); записан так потому, что его тип Real. Это называется форматированным выводом. Число будет выведено с фиксированным числом знаков после запятой (сколько указано после второго двоеточия, в данном примере 3 знака).

Иначе вывод на печать числа типа Real будет выглядеть так: 3.52146478E+2. Гораздо понятнее 352.14.

Функция квадратного корня – Sqrt(x)  x

Функция абсолютного значения – abs(x)  x

Неполный условный оператор

  1. Если введенное с клавиатуры число положительно, вычислить его квадратный корень.

program jkh;

  uses CRT;

 var a:Integer;

     b:real;

BEGIN

  clrscr;

     writeln('введите число');

     readln(a);

     if (a>0)

       then  b:=sqrt(a);

     writeln('b=',b:2:2);

     readln;

END.

Полный условный оператор

  1. Решить квадратное уравнение.

program jkh;

  uses CRT;

 var A,B,C,D:Integer;

     x,x1,x2:real;

BEGIN

  clrscr;

     writeln('введите три числа');

     readln(a,b,c);

     d:=sqr(b)-4*a*c;

     if (d<0)

       then  writeln('Нет корней')

       else if (d=0)

               then

                begin

                  x:=-b/(2*a);

                  writeln('x=',x:2:2);

                end

               else

                 begin

                  x1:=(-b-sqrt(d))/(2*a);

                  x2:=(-b+sqrt(d))/(2*a);

                  writeln('x1=',x1:2:2);

                  writeln('x2=',x2:2:2);

                 end;

  readln;

END.

  1. Проверить на четность введенное с клавиатуры число.

program jkh;

  uses CRT;

 var a:Integer;

     b:real;

BEGIN

  clrscr;

     writeln('введите число');

     readln(a);

     if (a mod 2 = 0)

       then  writeln('четное')

       else writeln('нечетное');

     readln;

END.

  1. Выполните трассировку программы нахождения максимума двух введенных с клавиатуры чисел.

program jkh;

  uses CRT;

 var a:Integer;

     b:real;

BEGIN

  clrscr;

     writeln('введите 2 числа');

     readln(a,b);

     if (a > b)

       then  writeln('a>b')

       else writeln('a

     readln;

END.

        Трассировка – это пошаговое выполнение программы. Для того, чтобы это сделать, достаточно вместо CTRL-F9 – запуска программы на выполнение, клавишей F8 выполнять пошагово, т.е. каждую строчку. Еще удобно, открыв окно Debug – Watch через клавишу Insert добавить в окно отладки список переменных, используемых в программе (в нашей a,b). Тогда при нажатии клавиши F8 значения этих переменных будет меняться по мере выполнения программы.

Оператор выбора

  1. По введенному номера месяца написать какому времени года он принадлежит.

program new;

  uses CRT;

 var m:Integer;

BEGIN

  clrscr;

    writeln('введите номер месяца:');

    readln(m);

    case m of

      1,2,12: writeln('Зима');

      3,4,5: writeln('Весна');

      6,7,8: writeln('Лето');

      9,10,11: writeln('Осень');

    end;

    readln;

END.

Логический тип

  1. Определить значение логического выражения Y = (A and B) or C при A=TRUE, B=FALSE, C=TRUE.

program name;

  uses CRT;

 var a,b,c,y:boolean;

BEGIN

  clrscr;

   a:=true; b:=false; c:=true;

   y:=(a and b) or c;

   writeln('y=',y);

  readln;

END.

  1. Определить значение логического выражения Z = (A>3) or (B<9) and (C=FALSE) при A,B заданных с клавиатуры, C=FALSE.

program name;

  uses CRT;

 var a,b:integer;

     c,z:boolean;

BEGIN

  clrscr;

   writeln('Введите 2 числа');

   readln(a,b);

   c:=false;

   z:=(a>3) or (b<9) and (c=false);

   writeln('z=',z);

  readln;

END.

Оператор цикла с параметром

  1. Вывести на экран первые N натуральных чисел. N ввести с клавиатуры.

В порядке возрастания

program name;

  uses CRT;

 var i,n:Integer;

BEGIN

  clrscr;

    writeln('Введите верхнюю границу интервала');

    readln(n);

    for i:=1 to n do

         Write(i,' ');

  readln;

END.

В порядке убывания

program name;

  uses CRT;

 var i,n:Integer;

BEGIN

  clrscr;

    writeln('Введите нижнюю границу интервала');

    readln(n);

    for i:=n downto 1 do

         Write(i,' ');

  readln;

END.

  1. Вывести на экран таблицу квадратов для первых N натуральных чисел. N ввести с клавиатуры.

program jkh;

  uses CRT;

 var i,n,y:Integer;

BEGIN

  clrscr;

    writeln('Введите N');

    readln(n);

    for i:=1 to n do

       begin

         y:=sqr(i);

         Writeln('Квадрат ',i,' = ',y);

       end;

  readln;

END.

  1. Вывести сумму первых N целых положительных чисел. N ввести с клавиатуры.

program jkh;

  uses CRT;

 var i,n,s:Integer;

BEGIN

  clrscr;

    writeln('Введите N');

    readln(n);

    for i:=1 to n do

       begin

         s:=s+i;

       end;

    Writeln('Сумма ',' = ',s);

  readln;

END.

  1. Вывести на экран таблицу значения функции y = 5 x2 – 4 x + 7 в диапазоне от –8 до 8 с шагом 0,5

program tabl;

  uses crt;

  var a,b,i,k:integer;

      y,h:real;

BEGIN

clrscr;

   a:=-8; b:=8;  h:=a; k:=(-a+b)*2+1;

  For i:=1 to k do

    begin

         Y:=5 * Sqr(h) - 4*h + 7;

         writeln('    ',h:2:1,' - ',y:3:2);

         h:=h+0.5;

     end;

{  y:=5 * Sqr(b) - 4*b + 7;

  writeln('    ',b,' - ',y:3:2);}

readln;

END.

Оператор цикла с предусловием

  1. Вывести на экран первые N натуральных чисел в порядке возрастания. N ввести с клавиатуры.

program ss;

  uses crt;

  var i,n:integer;

BEGIN

   clrscr;

   writeln('Введите n');

   readln(n);

   i:=1;

   While (i<=n) do

      begin

         writeln('i=',i);

         i:=i+1;

      end;

   readln;

END.

  1. Вывести на экран таблицу квадратов для первых N натуральных чисел. N ввести с клавиатуры.

program ss;

  uses crt;

  var i,n:integer;

BEGIN

   clrscr;

   writeln('Введите n');

   readln(n);

   i:=1;

   While (i<=n) do

     begin

       writeln('Для i=',i,' квадрат=',sqr(i));

       i:=i+1;

     end;

   readln;

END.

  1. Вывести сумму первых N целых положительных чисел. N ввести с клавиатуры.

program ss;

  uses crt;

  var s,i,n:integer;

BEGIN

   clrscr;

   writeln('Введите n');

   readln(n);

   i:=1;

   While (i<=n) do

     begin

      s:=s+i;

      i:=i+1;

     end;

   writeln('Сумма чисел от 1 до ',i-1,' = ',s);

   readln;

END.

  1. Вывести на экран таблицу значения функции y = 5 x2 – 4 x + 7 в диапазоне от –8 до 8 с шагом 0,5

program tabl;

  uses crt;

  var b,i:integer;

      r,a,y,h:real;

BEGIN

clrscr;

  a:=-8; b:=8;  r:=a;

  While (r<>b) do

     begin

         Y:=5 * Sqr(r) - 4*r + 7;

         writeln('    ',r:2:1,' - ',y:3:2,' ');

         r:=r+0.5;

     end;

  y:=5 * Sqr(b) - 4*b + 7;

  writeln('    ',b,' - ',y:3:2);

readln;

END.

Оператор цикла с постусловием

  1. Вывести на экран первые N натуральных чисел в порядке возрастания. N ввести с клавиатуры.

program ss;

  uses crt;

  var i,n:integer;

BEGIN

   clrscr;

   writeln('Введите n');

   readln(n);

   i:=1;

   writeln('i=',i);

   Repeat

         i:=i+1;

         writeln('i=',i);

   Until (i>=n);

   readln;

END.

  1. Вывести на экран таблицу квадратов для первых N натуральных чисел. N ввести с клавиатуры.

program ss;

  uses crt;

  var i,n:integer;

BEGIN

   clrscr;

   writeln('Введите n');

   readln(n);

   i:=1;

   Repeat

       writeln('Для i=',i,' квадрат=',sqr(i));

       i:=i+1;

   Until (i>n);

   readln;

END.

  1. Вывести сумму первых N целых положительных чисел. N ввести с клавиатуры.

program ss;

  uses crt;

  var s,i,n:integer;

BEGIN

   clrscr;

   writeln('Введите n');

   readln(n);

   i:=1;

   Repeat

      s:=s+i;

      i:=i+1;

   Until (i>n);

   writeln('Сумма чисел от 1 до ',i-1,' = ',s);

   readln;

END.

  1. Вывести на экран таблицу значения функции y = 5 x2 – 4 x + 7 в диапазоне от –8 до 8 с шагом 0,5

program tabl;

  uses crt;

  var b,i:integer;

      r,a,y,h:real;

BEGIN

clrscr;

  a:=-8; b:=8;  r:=a;

  Repeat

         Y:=5 * Sqr(r) - 4*r + 7;

         writeln('    ',r:2:1,' - ',y:3:2,' ');

         r:=r+0.5;

  Until (r=b);

  y:=5 * Sqr(b) - 4*b + 7;

  writeln('    ',b,' - ',y:3:2);

readln;

END.

Процедуры

  1. Вычислить значение функции

program stepen;

 uses crt;

 var x,k,Y:integer;

procedure STEP(x,s:integer; var r:integer);

  var i: integer;

  begin

    r:=1;

    for i:=1 to s do r:=r*x;

  end;

BEGIN

 clrscr;

  writeln('Введите x,k:');

  readln(x,k);

  Step(x,k,y);

  writeln ('y=',y);

 readln;

END.

Функции

  1. Вычислить значение функции

Program Step;

Uses crt;

var x, k: Integer;

    y: Longint;

Function Fact (b: Integer):Longint;

var i: byte;

    r:Longint;

Begin

    r:=1;

    for  i:=1 to k do

    r:=b*r;

    Fact:=r;

End;

BEGIN

ClrScr;

writeln ('введите число:');

readln (x);

writeln ('в какую степень:');

readln (k);

y:=Fact(x);

Writeln ('y=',y);

readln;

END.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические пособия по информатике

Вашему вниманию предлагаются методические пособия по информатике. Темы: 1.Интеграция дисциплин. Интегрированный урок математики и информатики 2.Команды цикла 3.Численные методы решения задач на ЭВМ...

Методическое пособие по информатике ( практические работы для учащихся в текстовом редакторе Word)

Методическое пособие по информатике( практические работы  для учащихся в текстовом редакторе Word)...

Разработка учебно-методического пособия по информатике «Виртуальная экскурсия»

Проведение виртуальной экскурсии по информатике будет очень похоже на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение учащимся цели экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха эк...

Методическое пособие для учителя 5 класса по балкарской литературе (к учебнику Гуртуевой М.Б. «Малкъар адабияты, 5 класс») Жанатаева А.М.//на балкарском языке// Нальчик, «Книга»,

Методическое пособие для учителя 5 класса по балкарской литературе (к учебнику Гуртуевой М.Б. «Малкъар адабияты, 5 класс») Жанатаева А.М.//на балкарском языке// Нальчик, «Книга», ...

Методическое пособие по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ "Система счисления"

Системы счисления в курсе информатики играют основополагающую роль. Именно на знании двоичной системы счисления основано понимание того, в каком виде хранится информация в компьютере и каким образом о...

Учебно-методическое пособие по информатике Подготовка к ОГЭ (9 класс)

Настоящее учебное пособие предназначено для учеников 9 классов средних школ, призвано помочь систематизировать материал, изученный при подготовке к экзамену, а также выявить и устранить пробелы в знан...

Учебно - методическое пособие по информатике для учащихся 8 класса «Создание базы данных, запросов, форм, отчетов в Access».

Методическое пособие направленно на формирование общих представлений о  возможностях системы  по созданию таблиц в базе данных, запросов, разработке форм, созданию отчётов для учащ...