рабочие программы по информатике
рабочая программа по информатике и икт на тему

Милевская Мария Владимировна

рабочие программы по информатике и ИКТ 8класс (1 час), 9 класс (2 часа), 10 класс (1 час)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 Сонковского района Тверской области»

Рассмотрена на заседании ШМО        Утверждена директором МОУ «СОШ № 9 Сонковского района

Протокол № ________________        Тверской области»

 Щербаковой О.В. ______________

от «_____»  _____________2012г.                                        приказ  № _____________________

                                                                        от «_____» _______________2012 г.

Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

8 класса (базовый уровень)
составлена на основе

авторской программы Угриновича Н.Д.

Составитель: Милевская М.В.,
учитель информатики и ИКТ

пгт. Сонково

2012 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа  Угриновича Н.Д. 

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  1. учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;  
  2. методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  3. комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего за год – 34 часа.

Программой предусмотрено проведение: 15 практических работ, 3 контрольных работ.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Н.Д.Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИНКТ в основной и старшей школе “ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  2. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ»  : учебник для 8 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  3. Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
  4. Информатика 7-9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2005

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем
  5. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  7. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  1. Операционная система – Windows XP, Linux.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Простая система управления базами данных.
  8. Простая геоинформационная система.
  9. Система автоматизированного проектирования.
  10. Виртуальные компьютерные лаборатории.
  11. Программа-переводчик.
  12. Система оптического распознавания текста.
  13. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  14. Система программирования.
  15. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  16. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  17. Программа интерактивного общения.
  18. Простой редактор WеЬ-страниц.


Календарно-тематический план преподавания курса
Информатика и ИКТ

8 класс

Тема

Глава, параграф, страницы

Дата по плану

Дата по факту

Приме-чание

Информация и информационные процессы (9 ч.)

1/1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе

§ 1.1.1 – 1.1.2

Стр8-12

2/2

Информация в обществе и технике.

§ 1.1.3 – 1.1.4

Стр. 12-17

3/3

Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Стр. 126.

4/4

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

§ 1.2.1,

1.2.2,

1.2.3.

Стр. 18-25

5/5

Количество информации.

Практическая работа № 2  «Перевод единиц измерения количества информации»

§ 1.3.1

Стр. 26-28

6/6

Определение количества информации.

§ 1.3.2.

Стр. 28-30

7/7

Алфавитный подход к определению количества информации.

§ 1.3.3.

Стр. 30-32

8/8

Решение задач по теме  «Количество информации».

§ 1.3

Стр. 26-32

9/9

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч.)

1/10

Устройство компьютера.

Практическая работа № 3  «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».

§ 2.1-2.2

Стр.33-49.

Стр. 134

Стр. 133

2/11

Файлы и файловая система.

Практическая работа № 5  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

§ 2.3

Стр. 50-58

Стр. 130

3/12

Программное обеспечение компьютера.

§ 2.4

Стр. 58-62

4/13

Графический интерфейс операционных систем

Практическая работа № 6  «Установка даты и времени».

§ 2.5-2.6

Стр. 63-69

Стр. 137

5/14

Компьютерные вирусы  и антивирусные программы.

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

§ 2.7

Стр. 69-72

Стр. 140

6/15

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

§ 2.8.

Стр. 72-78

7/16

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

Коммуникационные технологии – 16 ч.

1/17

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

§ 3.1.

Стр. 80-81

2/18

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 8  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённом к локальной сети.

§ 3.2

Стр. 81-84

Стр. 143

3/19

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».

§ 3.3

Стр. 84-94

Стр. 144

4/20

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 10  «География Интернета».

§ 3.3

Стр. 84-94

Стр. 149

5/21

Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина.

Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

§ 3.4

Стр. 94-98

Стр. 151

6/22

Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта.

Практическая работа № 12  «Работа с электронной Web-почтой».

§ 3.4

Стр. 98-100

Стр. 155

7/23

Файловые архивы.

Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».

§ 3.4

Стр. 100-102

Стр. 158

8/24

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

§ 3.4

Стр. 102-106

9/25

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».

§ 3.5

Стр. 107–110

Стр. 161

10/26

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

§ 3.7

Стр. 113 -117

11/27

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

§ 3.7

Стр. 117-119

12/28

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

§ 3.7

Стр. 119-123

13/29

Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Стр. 165

14/30

Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Стр. 165

15/31

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Стр. 165

16/32

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».

33

Повторение

34

Повторение

Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

  1. виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  2. единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  3. программный принцип работы компьютера;
  4. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  2. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  3. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  4. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  5. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  2. проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  3. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  4. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  5. передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки выполнения  практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 Сонковского района Тверской области»

Рассмотрена на заседании ШМО        Утверждена директором МОУ «СОШ № 9 Сонковского района

Протокол № ________________        Тверской области»

 Щербаковой О.В. __________________________

от «_____»  _____________2012г.                                        приказ  № _________________

                                                                        от «_____» ___________2012  г.

Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

10 класса (базовый уровень)
составлена на основе

авторской программы Угриновича Н.Д.

Составитель: Милевская М.В.,
учитель информатики и ИКТ

пгт. Сонково

2012 г.

 Пояснительная записка 

Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.   с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:

       освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

       овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

       воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

       приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

       учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»; 

       методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

       комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 34 часа за год.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17, компьютерных практических заданий - 9, количество контрольных работ – 3 + вводный контроль, итоговый контроль.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

 Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

 Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

                     понятия: информация, информатика;

                     виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

                     единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;

                     сущность алфавитного подхода к измерению информации

                     назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

                     представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

                     понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;

                     назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

уметь

                     решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

                     выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

                     представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

                     создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;

                     искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

                     пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                     создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;

                     создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

                     организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

                     передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

                      индивидуальные;

                      групповые;

                      индивидуально-групповые;

                      фронтальные;

                      практикумы. 

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1

Информация и информационные процессы

10 ч

2

Информационные технологии

10 ч

3

Коммуникационные технологии

12 ч

4

Повторение.

2 ч

 

Итого:

34 ч

 

Календарно-тематический план

№ урока

Наименование раздела и тем
Содержание материала

Глава, параграф, страницы

Дата по плану

Дата по факту

Приме-чание

Информация  информационные процессы (10 ч.)

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.

С. 7-11

2

Кодирование текстовой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»

П. 1.1 с. 14-17

3

Создание документов в текстовых редакторах.

П. 1.1 с. 17-21

4

Вводный контроль

5

Форматирование документов в текстовых редакторах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»

П. 1.1 с. 21-28

6

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Перевод текста»

П. 1.1 с. 28-31

7

Кодирование графической информации. Инструктаж по Тб. Практическая работа №4 «Кодирование графической информации»

П. 1. 2 с. 36-39

8

Кодирование звуковой информации. Инструктаж по Тб. Практическая работа №5 «Редактирование звука»

П. 1.3 с. 72-76

9

Системы оптического распознавания текстов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Сканирование и распознавание текста»

П. 1.1 с. 32-36

10

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

Информационные технологии (10 ч)

11

Растровая графика. Инструктаж по Тб. Практическая работа №7 «Растровая графика»

П. 1.2 с. 39-52

12

Векторная графика. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8 «Векторная графика»

П. 1.2 с. 52-59

13

Проверочная работа. Инструктаж по Тб. Практическая работа №9 «Выполнение геометрических построений в среде КОМПАС»

С. 59-69

14

Повторение материала по теме «Кодирование информации». Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10 «Создание флеш-анимации»

Повт п. 1.1, 1.2

15

Компьютерные презентации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №11 «Разработка презентации»

П. 1.4 с. 76-85

16

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №12 «Разработка интерактивной презентации»

С. 85-91

17

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»

П. 1.5 с. 91-96

18

Электронные таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №14 «Ссылки в электронных таблицах»

П. 1.5 с. 96-102

19

Построение диаграмм и графиков. Инструктаж по Тб. Практическая работа №15 «Построение диаграмм»

П. 1.5 с. 102-113

20

Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии»

Коммуникационные технологии (12 ч)

21

Локальные компьютерные сети. Инструктаж по Тб. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру»

П. 2.1 с. 115-122

22

Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете. Инструктаж по Тб. Практическая работа №17 «Поиск информации в Интернете»

П. 2.2, 2. 10 с. 122-126,184-194

23

Подключение к Интернету. Ин6структаж по Тб. Практическая работа №18 «Создание подключения к Интернету»

П. 2.3 с. 126-138

24

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа №19 «Определение IP-адреса»

П. 2.12 с. 199-201

25

Всемирная паутина. Инструктаж по Тб. Практическая работа №20 «Настройка браузера»

П. 2.4 с. 140-146

26

Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №21 «Работа с электронной почтой»

П. 2.5 с. 146-155

27

Общение в Интернете в реальном времени. Инструктаж по Тб. Практическая работа №22 «Общение в реальном времени»

П. 2.6 с. 156-167

28

Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №23 «Работа с файловыми архивами»

П. 2.7 с. 168-176

29

Радио, Web-камеры, телевидение, геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №24 «Геоинформационные системы»

П. 2.8 с. 176-184

30

Электронная коммерция в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №25 «Заказ в Интернет-магазине»

П. 2.11 с. 194-199

31

Основы языка разметки гипертекста. Инструктаж по Тб. Практическая работа №26 «Разработка сайта»

П. 2.13 с. 201-208

32

Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии»

Итоговое повторение (2 ч)

33

Повторение материала по теме «Информационные  и коммуникационные технологии»

34

Итоговая контрольная работа

Содержание учебного курса

Информация и информационные процессы (10 ч)

Информация и информационные процессы. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практические работы.

Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»

Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»

Практическая работа №3 «Перевод текста»

Практическая работа №4 «Кодирование графической информации»

Практическая работа №5 «Редактирование звука»

Практическая работа №6 «Сканирование и распознавание текста»

 Информационные технологии (10 ч)

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматического проектирования КОМПАС – ЗD. Построение основных чертежных объектов.

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Практическая работа №7 «Растровая графика»

Практическая работа №8 «Векторная графика»

Практическая работа №9 «Выполнение геометрических построений в среде КОМПАС»

Практическая работа №10 «Создание флеш-анимации»

Практическая работа №11 «Разработка презентации»

Практическая работа №12 «Разработка интерактивной презентации»

Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»

Практическая работа №14 «Ссылки в электронных таблицах»

Практическая работа №15 «Построение диаграмм»

 Коммуникационные технологии (12 ч)

Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.

Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру»

Практическая работа №17 «Поиск информации в Интернете»

Практическая работа №18 «Создание подключения к Интернету»

Практическая работа №19 «Определение IP-адреса»

Практическая работа №20 «Настройка браузера»

Практическая работа №21 «Работа с электронной почтой»

Практическая работа №22 «Общение в реальном времени»

Практическая работа №23 «Работа с файловыми архивами»

Практическая работа №24 «Геоинформационные системы»

Практическая работа №25 «Заказ в Интернет-магазине»

Практическая работа №26 «Разработка сайта»

Итоговое повторение (2 ч)

Формы и средства контроля.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования,  выполнения зачетной практической работы. 

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.

Количество контрольных работ по курсу:

Раздел программы

Контрольные работы

Информация и информационные процессы

2

Информационные технологии

1

Коммуникационные технологии

1

Итоговое повторение

1

 Перечень учебно-методических средств обучения

Литература 

1.        Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2.        Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3.        Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2010 и 2011 г.г.).

 

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер

Проектор/ интерактивная доска

Принтер

Модем

Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Интернет.

ОС Windows или Linux., пакет СБППО



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 Сонковского района Тверской области»

Рассмотрена на заседании ШМО        Утверждена директором МОУ «СОШ № 9 Сонковского района

Протокол № ________________        Тверской области»

 Щербаковой О.В. ______________

от «_____»  _____________2012г.                                        приказ  № _____________________

                                                                        от «_____» _______________2012 г.

Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

9 класса (базовый уровень)
составлена на основе

авторской программы Угриновича Н.Д.

Составитель: Милевская М.В.,
учитель информатики и ИКТ

пгт. Сонково

2012 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа  Угриновича Н.Д. 

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  1. учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;  
  2. методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  3. комплект цифровых образовательных ресурсов.

  В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов в 9, а не 70 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 часа в отличие от авторской программы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Н.Д.Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИНКТ в основной и старшей школе “ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  2. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ»  : учебник для 9 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

 

  1. Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007
  2. Информатика 7-9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем
  5. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  7. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  1. Операционная система – Windows XP, Linux.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Простая система управления базами данных.
  8. Простая геоинформационная система.
  9. Система автоматизированного проектирования.
  10. Виртуальные компьютерные лаборатории.
  11. Программа-переводчик.
  12. Система оптического распознавания текста.
  13. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  14. Система программирования.
  15. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  16. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  17. Программа интерактивного общения.
  18. Простой редактор WеЬ-страниц.


Календарно-тематический план преподавания курса
Информатика и ИКТ

9 класс

Тема

Глава, параграф, страницы

Дата по плану

Дата по факту

Приме-чание

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 ч.)

1

Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации.

§ 1.1.1 – 1.1.2

Стр.10-15

2

Кодирование графической информации. Палитры цветов в системах цветопередачи

§1.1.3

 стр. 15-21

3

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».

Стр. 175-177

4

Растровая и векторная графика.

§1.2.1-1.2.2

стр. 21-27

5

Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора

§ 1.3.1 -1.3.2. стр. 28-32

6

Практическая работа №2 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

Стр. 177 - 179

7

Работа с объектами в векторных графических редакторах

§ 1.3.3  

стр. 32 -34

8

Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе

§ 1.3.4.

 стр. 35-37

9

Практическая работа №3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Стр. 179-183

10

Растровая и векторная анимация.

§1.4 стр. 37-40

11

Практическая работа №4 Анимация

Стр. 183-188

12

Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа  №5 Кодирование и обработка звуковой информации

§1.5 стр.40-44

Стр. 188-191

13

Цифровое фото и видео.

Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

§1.6 стр. 45-47

Стр. 191-193

14

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Стр. 193-195

15

Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации»

Кодирование и обработка текстовой информации         (9 ч.)

16

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №7

Кодирование текстовой информации.

§2.1. стр. 49-52

Стр. 196-199

17

Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов.

Практическая работа №8 Вставка в документ формул

§2.2-2.4

стр. 52-61

стр. 199-201

18

Форматирование документа.

Практическая работа №9

 Форматирование символов и абзацев

§2.5.1-2.5.2

 стр. 61-65

Стр. 201-203

19

Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов.

§ 2.5.3.

стр. 66-67

20

Практическая работа №10

Создание и форматирование списков.

Стр. 204-207

21

Таблицы.

Практическая работа №11

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

§2.6 стр. 67-69

Стр. 207-211

22

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа №12

Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

§2.7 стр. 70-71

Стр. 211-212

23

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №13

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

§2.8 стр. 71-73

Стр. 212-213

24

Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

Кодирование и обработка числовой информации  (10 ч.)

25

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа №14.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

§3.1.1 стр. 75-80

Стр. 214-215

26

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

§3.1.2.

 стр. 80-84

27

Электронные таблицы. Основные типы данных.

§3.2.1-3.2.2

стр. 84-89

28

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

§3.2.3.

стр.89-91

29

Практическая работа №15

 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

Стр. 216-218

30

Встроенные функции.

Практическая работа №16

Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

§3.2.4. стр. 91-93

Стр. 218-220

31

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Практическая работа №17.
Построение диаграмм различных типов.

§3.3 стр. 93-97

Стр. 220-228

32

Базы данных в электронных таблицах.

Практическая работа №18 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

§3.4. стр. 97-103

Стр. 228-232

33

Повторение по теме: «Кодирование и обработка числовой информации»

34

Контрольная работа №3

Кодирование и обработка числовой информации.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч.)

35

Алгоритм и его формальное исполнение.

§4.1 стр. 105-112

36

Основы объектно-ориентированного визуального программирования  на языке

§4.2 стр. 113-119

37

Практическая работа № 19 Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Стр. 233-239

38

Переменная: тип, имя, значение

Практическая работа №20

Проект «Переменные»

§4.3 стр. 119-122

Стр.239-242

39

Арифметические, строковые и логические  выражения

§4.4 стр. 123-124

40

 Практическая работа №21 Проект «Строковый калькулятор»

Стр. 246-249

41

Функции  в языках объективно-ориентированного и процедурного программирования.

 Практическая работа № 22

«Дата и время»

§4.5 стр. 124-128

Стр. 249-252

42

Линейный алгоритм

§4.2.1стр. 113

43

Практическая работа № 23

Проект « Калькулятор»

Стр. 242-246

44

Алгоритмическая структура «Ветвление»

§4.2.2.

стр. 114-115

45

Практическая работа №  24 Проект «Сравнение кодов символов»

Стр. 252-255

46

Алгоритмическая структура «Выбор»

§4.2.3.

стр.115-117

47

Практическая работа № 25

Проект «Отметка»

Стр. 255-257

48

Алгоритмическая структура «Цикл»

§4.2.4

стр. 117-119

49

Практическая работа № 26

Проект «Коды символов»

Стр. 258-260

50

Практическая работа №27

 Проект «Слово-перевертыш»

Стр. 261-263

51

Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования.

§4.7 стр. 133-137

52

Практическая работа № 28

Проект «Графический редактор»

Стр. 263-267

53

 Основы объектно-ориентированного программирования

§ 4.6

стр. 128-132

54

Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и программирования»

Моделирование и формализация (10 ч.)

55

Моделирование, формализация, визуализация.

§5.1-5.2.1

стр. 138-145

56

Материальные и информационные модели

§5.2.2-5.2.3

стр. 145-152

57

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

§5.3 стр. 152-154

58

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №29 «Бросание мячика в площадку»

§5.4 стр. 154-156

Стр. 273-279

59

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа № 30 Графическое решение уравнения

§5.5 стр. 157

Стр. 279-283

60

Экспертные модели распознавания химических веществ.

Практическая работа №31 Распознавание удобрений

§5.6 стр. 157-161

Стр. 283-285

61

Геоинформационные модели.

Практическая работа № 32

Проект «Модели систем управления»

Стр. 286-291

62

Информационные модели управления объектами

§5.7 стр. 161-163

63

Повторение по теме: «Моделирование и формализация»

64

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

Информатизация общества (3 ч)

65

Информационное общество

§6.1 стр.164-169

66

Информационная культура

§6.2 стр. 169-171

67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

§6.3 стр. 171-173

68

Итоговая контрольная работа.

Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

  1. виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  2. единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  3. основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  4. программный принцип работы компьютера;
  5. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  2. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  3. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  4. создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  1. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  2. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  2. проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  3. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  4. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  5. передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки выполнения  практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...