Ветвящиеся алгоритмы. Безусловный переход
план-конспект урока по информатике и икт (9,10,11 класс) по теме
Представляю Вашему вниманию конспект урока по теме "Ветвящиеся алгоритмы. Безусловный переход". Материал занятия способствует формированию первоначальных представлений о ветвящихся алгоритмах, реализованных в среде QBasic, предназначен для учащихся 9 - 11 классов (в зависимости от программы) или студентов 1 курса НПО и СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_inf.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бауэр Н.И.
Тема:
«Ветвящиеся алгоритмы. Безусловный переход»
Цели урока:
- организовать деятельность студентов по восприятию, осмыслению и первичному закреплению материала темы «Ветвящиеся алгоритмы. Безусловный переход»; содействовать организации деятельности по написанию и отладке программы в среде QBasic;
- способствовать развитию памяти, внимания, умения работать в соответствии с представленным алгоритмом;
- формировать потребность в получении новых знаний.
Оборудование:
- компьютеры;
- программы-тестировщики «Тест1. Линейный алгоритм», «Тест2. Линейный алгоритм» для проведения текущего контроля знаний;
- проектор;
- презентация «Оператор безусловного перехода»;
- задания к практической работе.
Тип урока:
комбинированный
Структура урока:
- Организационный этап (1 – 2 мин.)
- Проверка домашнего задания (12 – 17 мин.)
- Актуализация опорных знаний (2 – 3 мин.)
- Изучение нового материала (15 – 20 мин.)
- Первичная проверка усвоения нового материала (2 – 3 мин.)
- Закрепление нового материала (30 – 35 мин.)
- Информация о домашнем задании (2 – 3 мин.)
- Подведение итогов и результатов урока (2 – 3 мин.)
Ход работы
Этапы урока | Содержание | Техника организа-ции |
1. Организа-ционный этап | Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы продолжаем разговор о среде и возможностях языка программирования QBasic. И прежде чем мы перейдём к изучению нового материала давайте немного уточним и закрепим знания по прошлой теме «Линейный алгоритм». | |
2.Проверка домашнего задания | В связи с этим наше занятие начинаем с проверки домашнего задания. Дома вы должны были повторить теоретический материал и выполнить несколько практических заданий. Начнём проверку с устного счёта. Вычислите, что получится в результате выполнения фрагментов программ и что, в конечном счете, появится на экране монитора: 1) … a=7 2) … x=1: y=x*x 3) … z=15: d=9 b=a+23 ? x, y z=z+d ? a, b... x=x+1: y=x*x ? d, z... ? x, y... 4) … f=12: e=f/4 5) … x=7: p=x*x 6) … r=16 e=e*e ? x, p ? r ? “e=”,e… x=x+1: p=x*x r=r/8: ? r… ? x, p… Итак, немножко вспомнили назначение операторов языка программирования. Проверим домашнюю задачу. Её условие звучало таким образом: Запросите у пользователя курс доллара на сегодняшний день, затем имеющуюся у него рублёвую сумму и рассчитайте, сколько долларов он может купить. Какие вопросы возникли при решении этой задачи? Поднимите руку, кто не справился с решением задачи. Давайте, прежде всего, уточним: что будет в этой задаче исходными данными (курс доллара и имеющаяся рублёвая сумма) и что будет результатом (количество долларов, которое человек может купить). Это данные числовые или символьные? Проверим блок-схему. Начало вв. Введете курс доллара, k вв. Введете количество имеющихся денег, r d = int(r/k) выв. «Можно купить», d, «долларов» Конец Для чего мы используем функцию INT(x)? С блок-схемой разобрались, а программу и выражения проверим и отладим немного позже, уже непосредственно за компьютерами. Теперь нас ожидает компьютерное тестирование. Вам будет предложено максимально 10 вопросов разного уровня сложности: первые 4 вопроса первого уровня соответствуют оценке в три балла, если вы правильно ответите еще и на 5 вопросов второго уровня, то получите «4». Задание последнего, третьего, уровня позволит получить «пятёрку». В любой момент вы можете остановиться на том уровне, который, по-вашему мнению, соответствует уровню ваших знаний. Будьте внимательны, прежде чем что-либо делать прочитайте инструкцию, в начале тестирования обязательно введите свою фамилию и имя в окно запроса. После прохождения теста поднимите руку, чтобы я могла записать ваш результат. Всего вам даётся на это задание 10 минут. Итак, пересаживаемся за компьютеры, тесты на ваших экранах. Тестирование Вариант I Первый уровень
Второй уровень
K=10 S=K+K+5 K=S S=K-10?
M=20/10+10*(2^4/2)?
Print “5+5=”;5+5
INT(SQR(39))+ABS( - 2 – (30 mod 3))?
Третий уровень Даны операторы, необходимые для решения следующей задачи: Программа запрашивает высоту дома h (в метрах) и учитывая, что ускорение свободного падения g=9,8, вычисляет время падения кирпича с крыши этого дома по формуле: . Пронумеруйте строки программы, учитывая, что первая строка имеет № 10, а нумерация идёт через десяток t=sqr(2*h/g) PRINT «Время падения кирпича =»; t CLS g=9.8 END INPUT «Введите высоту дома»; h Вариант II Первый уровень
Второй уровень
S=5 K=S+10 K=S+K S=2*K?
M=25/5^2-1/(9 – 2^3)+7?
Print “Произведение=5*5”
INT(SQR(17))+ABS( - 6 – (10 mod 2))?
Третий уровень Даны операторы, необходимые для решения следующей задачи: Программа запрашивает значение средней скорости и времени движения автомобиля и вычисляет путь, пройденный автомобилем по формуле: Пронумеруйте строки программы, учитывая, что первая строка имеет № 10, а нумерация идёт через десяток PRINT«Путь автомобиля =»; s END s=v*t INPUT «Введите значение времени движения»; t CLS INPUT «Введите значение средней скорости»; v | Устный счёт Беседа со студентами Инструк-таж Компью-терное тести-рование |
3.Актуализация | А теперь я попрошу вас вернуться за столы. Давайте вспомним, что такое алгоритм. Где в своей жизни вы встречаетесь с алгоритмами? А какие типы алгоритмических конструкций знаете? Как вы думаете, о какой алгоритмической конструкции пойдёт речь сегодня? Да, разговор пойдёт именно о ветвлении. И тема нашего с вами урока звучит следующим образом: «Ветвящиеся алгоритмы. Безусловный переход». Итак, открываем тетради, записываем число и тему. Прежде чем мы пойдём дальше, скажите, а где в своей жизни мы сталкивается с ветвящимися алгоритмами? | Беседа со студентами |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | Ветвление – это тип алгоритма, в процессе выполнения которого данные влияют на ход выполнения алгоритма; в алгоритме заложены различные пути следования, по ходу действия выбирается один из возможных вариантов. Ветвление в алгоритме и программе осуществляется двумя способами:
Сегодня наша речь пойдёт только об операторе безусловного перехода. Безусловный переход организуется оператором Здесь n – номер строки, содержащей оператор перехода; GOTO (перейти на) – имя оператора; n1 – номер строки, на которую передаётся управление. Например, после выполнения оператора 20 GOTO 50 выполнение программы будет продолжено последовательно начиная с первого оператора строки с номером 50. В строке из нескольких операторов оператор перехода обязательно должен быть последним. Давайте разберёмся почему. Рассмотрим пример: 30 A=3: GOTO 80: X=A + B Всегда ли будет выполняться действие X=A+B? А почему оно не будет выполняться? Мы уже с вами говорили о том, что строки в программе могут и не нумероваться, разберемся, как в этом случае работает оператор GOTO. В случае если строки в программе не нумеруются, безусловный оператор GOTO предписывает программе свернуть с линейного пути, и, беспрекословно повинуясь, перейти к метке, расположенной в любом месте программы. В качестве метки используются натуральные числа с двоеточием после них. Метка указывается только в начале строки. Рассмотрим фрагменты программ с использованием оператора перехода: 1) CLS ? “*” ? ” *” ? “ *” Что получится в результате выполнения этой программы? Давайте проверим (запускаем программу на исполнение). 2) CLS 1: ? “*” ? ” *” ? “ *” GOTO 1 Как вы думаете, а что получится в результате выполнения этого фрагмента программы? Почему вы так считаете? Проверим (запускаем программу на исполнение) 3) 1: CLS ? “*” ? ” *” ? “ *” GOTO 1 Что получится здесь? Почему? Давайте проверим (запускаем программу на исполнение) | Студенты слушают объясне-ние, отвечают на поставлен-ные вопросы, смотрят по ходу объяснения презента-цию. Основные определе-ния записыва-ют в тетрадь. |
5. Первичная проверка усвоения нового материала | Каков формат оператора безусловного перехода? Что он позволяет сделать? Где указывается метка в случае, если строки программы не пронумерованы, и что она из себя представляет? А теперь внимание на экран. Рассмотрим две программы с использованием оператора GOTO. Наша задача – «добыть золото», выяснить, что выведется на экран в результате выполнения программы и тем самым найти изречение известного мыслителя. 10 goto 90 20 print «его» 30 goto 130 40 print «ядро ореха» 50 print «,» 60 goto 110 70 goto 130 80 print «(Плавт)»: end 90 print «Кто хочет съесть» 100 goto 40 110 print «должен расколоть» 120 goto 20 130 print «скорлупу» 140 goto 80 Ответ: Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу (Плавт) 10 goto 90 20 print «всякий страх» 30 goto 80 40 print «только,» 50 print «чего не знает,» 60 goto 110 70 goto 130 80 print «(В.Г. Белинский)»: end 90 print «Человек страшится» 100 goto 40 110 print «знанием» 120 goto 70 130 print «побеждается» 140 goto 20 Ответ: Человек страшится только, чего не знает, знанием побеждается всякий страх (В.Г. Белинский) | Студенты отвечают на вопросы, пользуясь материала-ми тетради |
6. Закрепление нового материала | Переходим к практической работе. Она состоит из нескольких заданий. И первое из них – на повторение. Сейчас на экране я буду демонстрировать блоки алгоритма. Ваша задача – заменить блок соответствующим оператором языка программирования QBasic. В результате должна получиться программа. Начало Вв. Введите значения сторон трапеции, a, b, c, d p=a+b+c+d р=, р Конец Обменяйтесь тетрадями и сравните получившиеся программы с образцом: 10 CLS 20 INPUT «Введите значения сторон трапеции», a, b, c, d 30 p=a+b+c+d 40 PRINT «р=», p 50 END Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Кто допустил одну ошибку. Какие операторы вы использовали при написании этой программы? А что, по сути, мы нашли в результате выполнения этой программы? Переходим к следующему заданию. Сейчас я каждому из вас дам карточку с программой, в которой используется оператор безусловного перехода. Ваша задача: прямо на карточке, подписав её, написать ответ – то, что получится в результате её выполнения. Как только справитесь, поднимите руку, вам будет дана ещё одна карточка со своеобразной программой, которую вы уже будете реализовывать на компьютере. Но прежде уточню: мы входим под профилем Ученик (или Студент), пароля нет, Вход в: К22…Ярлык Бейсика вынесен на Рабочий стол. Пример карточки № 1 10 goto 90 20 print «о юноша! » 30 goto 130 40 print «поприще,» 50 print «не » 60 goto 110 70 goto 130 80 print «(К. Прутков)»: end 90 print «Начиная свое » 100 goto 40 110 print «теряй,» 120 goto 20 130 print «драгоценного времени. » 140 goto 80 Пример карточки № 2 10 goto 90 20 Посчитай в режиме калькулятора значения следующих примеров, ответ запиши в соответствующие поля и свою тетрадь (вместе с самим примером):
30 goto 80 40 Отладь на компьютере следующую программу и запиши ответ в соответствующее поле: 10 goto 90 20 print «о юноша! » 30 goto 130 40 print «поприще,» 50 print «не » 60 goto 110 70 goto 130 80 print «(К. Прутков)»: end 90 print «Начиная свое » 100 goto 40 110 print «теряй,» 120 goto 20 130 print «драгоценного времени. » 140 goto 80 Ответ: _________________________________ 50 Отладь на компьютере задачу по нахождению периметра трапеции и запиши ответ в соответствующее поле, взяв в качестве исходных данных следующие значения:a=5; b=2,5; c=2,3; d=2,5. Ответ: _________________________________ 60 goto 110 70 goto 130 80 END Заверши работу. Покажи результаты преподавателю. 90 Запусти Бейсик 100 goto 40 110 Отладь на компьютере домашнюю задачу и запиши ответ в соответствующее поле, взяв в качестве исходных данных следующие значения: курс доллара=28,50; имеющаяся рублёвая сумма=123 рублям. Ответ: _________________________________ 120 goto 70 130 Открой домашнее задание и посчитай в режиме калькулятора Бейсика значения примеров. Ответы запиши в соответствующие поля. Ответ: _________________________________ Ответ: _________________________________ 140 goto 20 А теперь пересядьте за столы. | Выполне-ние практичес-кого задания за компьюте-рами. |
7. Информация о домашнем задании | Запишите домашнее задание. Дома вам нужно выучить теоретический материал и зашифровать поговорку, пословицу или изречение известного человека, используя оператор GOTO. | Студенты записыва-ют домашнее задание |
8.Подведение итогов и результаты урока | Подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали? Какой вид деятельности вам наиболее понравился? Почему? Что вызвало затруднения в процессе работы? Оценки за урок таковы: …. Спасибо за внимание. Занятие окончено. До свидания! |
Литература:
- Анеликова, Л.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 классы [Текст] / Л.А. Анеликова. – М.: Дрофа, 2004. – 251, [5] с.: ил.
- Верлань, А.Ф. и др. Языки персональных компьютеров [Текст] / А.Ф. Верлань, Н.В. Апатова, В.И. Донской; Отв. Ред. А.Ф. Верлань; АН УССР. Ин-т проблем моделирования в энергетике. – Киев: Наукова думка, 1989. – 240 с. Библиогр.: с. 236
- Голицина, О.Л., Попов, И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учеб. пособие [Текст] / О.Л. Голицина, И.И. Попов. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2004. – 432 с. – (серия «Профессиональное образование»)
- Карасев, П.Н. Задачи по информатике. Учебное пособие для учащихся и учителей средних учебных заведений [Текст] / Составитель П.Н. Карасев. – Издание 2-е. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.
- Карасев, П.Н. Информатика (программирование). 10 класс. Поурочные планы. Часть I [Текст] / Составитель П.Н. Карасев. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.
- Молодцов, В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы [Текст] / В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. – Издание 2-е, дополненное и переработанное – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. – 352 с.
- Прутков, К. Сочинения Козьмы Пруткова [Текст] / К. Прутков. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1985. – 319 с.
- Сафронов, И.К. Задачник-практикум по информатике [Текст] / И.К. Сафронов. – СПб.: БЧВ-Петербург, 2002. – 432 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей по теме «Безусловная любовь к ребенку»
Формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»; расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний....
Программирование ветвящихся алгоритмов. Самостоятельная работа по информатике в 9 классе.
TurboPascal7.0...
Проект "Ветвящийся алгоритм"
Проект направлен на изучение базовой алгоритмической структуры «ветвления», в полной и неполной формах, а также для отработки навыков самостоятельной практической работы описания разветвляю...
Самостоятельная работа по информатике в 9 классе по теме «Программирование ветвящихся алгоритмов»
Самостоятельная работапо информатике в 9 классепо теме «Программирование ветвящихся алгоритмов»...
Презентация к уроку Алгоритмы с ветвящейся структурой.
Презентация к уроку по теме Алгоритмы с ветвящейся структурой в 9 классе по учебнику И.Г. Семакин и др....
Программирование ветвящихся алгоритмов
Цели урока: · Повторить и закрепить материал по теме “Алгоритм”·...
Алгоритмы в ветвящейся структурой
Цели:Обучающая ввести понятия разветвленного алгоритма, ветвления полной и неполной формы;научиться изображать разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схемы.Развивающая способствовать развит...