Функции в языке программирования QBasic
план-конспект урока информатики и икт (9 класс) по теме
Презентация расcчитана на 4 урока по изучению программирования на языке QBasic
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokno19funkciivyazykebeysik.ppt | 2.46 МБ |
konspekt_urokno20_vvedenie_v_beysik.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
9 КЛАСС
Тема: «Введение в язык программирования Basic».
Цели урока:
- помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, программы, научить создавать простые программы на языке программирования Basic.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.
Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация.
План урока:
- Орг. момент. (1 мин)
- Актуализация и проверка знаний. (5 мин)
- Теоретическая часть. (10 мин)
- Практическая часть. (15 мин)
- Д/з (2 мин)
- Вопросы учеников. (5 мин)
- Итог урока. (2 мин)
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация и проверка знаний.
На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования. Напомните, что же такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается алгоритм, что такое программа?
(Можно использовать текст)
III. Теоретическая часть.
Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.
Транслятор — средство для преобразования текстов из одного языка, понятного человеку, в другой язык, понятный компьютеру. Трансляторы бывают двух типов — интерпретаторы и компиляторы. Отличие между ними заключается в том, что интерпретатор последовательно анализирует и исполняет каждую строку программы, а компилятор проводит полный анализ написанной программы и формирует уже готовый к исполнению машинный код.
Языки программирования - искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом "слов", значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов).
Для написания текста программы можно использовать обычный текстовый редактор (например, Блокнот), а затем с помощью компилятора перевести её в машинный код, т.е. получить исполняемую программу. Но проще и удобнее пользоваться специальными интегрированными средами программирования.
На заре компьютерной эры, в 50-е годы XX века, программы писались на машинном языке и представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц. Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.
В 60—70-е годы для облегчения труда программистов начали создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).
Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (линейную, ветвление, цикл).
Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Бейсик (Basic), созданный в 1964 году. В течение последующего времени Бейсик развивался, появлялись его различные версии (MSX-Basic, Бейсик-Агат, QBasic и др.). Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является Pascal.
Basic (Бейсик) создавался в 60-х годах в качестве учебного языка и очень прост в изучении. По популярности занимает первое место в мире.
Благодаря языкам программирования высокого уровня, программы которые мы будем составлять, будут больше напоминать инструкции, обращенные к человеку, нежели к машине.
Однако следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные (с точки зрения человека) нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку.
В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий. Исполнение этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами.
Рассмотрим некоторые операторы языка QBasic.
REM – оператор комментария. Все что следует после этого оператора до конца строки игнорируется компилятором и предназначено исключительно для человека. Т.е. здесь можно писать что угодно. Удобно использовать комментарий в начале программы для указания её названия и назначения.
пример :
REM Это комментарий
можно и так:
' Это тоже комментарий
CLS - очистить экран. Вся информация, которая была на экране, стирается.
PRINT (вывод, печать) – оператор вывода.
пример:
PRINT "Привет! Меня зовут Саша."
На экран будет выведено сообщение: Привет! Меня зовут Саша.
INPUT (ввод) – оператор ввода. Используется для передачи в программу каких-либо значений.
пример:
INPUT а
На экране появится приглашение ввести данные (появится знак "?") и компьютер будет ждать их ввода. Для ввода необходимо ввести данные с клавиатуры и нажать [ввод] ([Enter]).
INPUT "Введите число а: ", а
Компьютер выведет на экран: 'Введите число а:' и будет ждать ввода данных.
Для того чтобы программа обладала универсальностью, действия в ней должны совершаться не над постоянными, а над переменными величинами. Поэтому важным понятием программирования является понятие переменной.
Под переменной в языках программирования понимают программный объект (число, слово, часть слова, несколько слов, символы), имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой.
Если "заглянуть" в компьютер, то переменную можно определить так:
Переменная - это имя физического участка в памяти, в котором в каждый момент времени может быть только одно значение.
Переменная - это ячейка в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации.
Само название "переменная" подразумевает, что содержимое этого участка может изменяться.
У каждой переменной есть имя, тип и текущее значение.
В качестве имен переменных могут быть латинские буквы с цифрами. Причем может быть не одна буква, а несколько.
Наглядно переменную можно представить как коробочку, в которую можно положить на хранение что-либо. Имя переменной – это надпись на коробочке, значение – это то, что хранится в ней в данный момент, а тип переменной говорит о том, что допустимо класть в эту коробочку.
DIM – оператор описания типа переменной.
Пример:
DIM a, b, chislo1 AS INTEGER
Integer – целые числа от -32768 до 32768. В зависимости от решаемой задачи применяются переменные различного типа. Есть числовые (integer, long, single, double), символьные и строковые (string) и пользовательские типы данных.
Если в программе используются переменные, не описанные с помощью оператора DIM, то компьютер будет рассматривать их как универсальные переменные. Это может привести к неэффективному использованию оперативной памяти. К тому же, такие программы не всегда легки для восприятия - плохо читаемы.
Для задания значения переменной служит оператор присваивания. Он записывается так:
LET переменная = значение (или просто: переменная = значение)
Пример:
LET a = 3
chislo1 = 15
END – оператор конца программы.
Арифметические операции на языке Basic.
Операция | Обозначение | Пример | Результат |
Сложение | + | 2+5 | 7 |
Вычитание | - | 10-8 | 2 |
Умножение | * | 3*4 | 12 |
Деление | / | 15/3 | 5 |
|
| 15/4 | 3.75 |
Целочисленное деление | \ | 15\4 | 3 |
Возведение в степень | ^ | 2^3 | 8 |
Остаток от деления | MOD | 13 MOD 5 | 3 |
Математические функции на языке Basic.
Корень | SQR(X) |
Модуль числа | ABS(X) |
Синус | SIN(X) |
Косинус | COS(X) |
Тангенс | TAN(X) |
Целая часть числа | INT(X) |
Натуральный логарифм | LOG(X) |
Вопросы:
- Что такое транслятор?
- Какие языки программирования вы знаете?
- Что такое оператор?
- Какие операторы языка программирования Basic вы знаете?
- Что такое переменная?
- Какие имена можно давать переменным?
- Что такое тип переменной?
- Что такое значение переменной?
III. Практическая часть.
Рассмотрим, как на языке QBasic записать математические выражения:
I=U/R | |
T=2*3.14*SQR(L/G) | |
s=v0*t+(a*t^2)/2 |
Программа для вычисления перемещения, если известно начальная скорость, ускорение и время движения, может иметь такой вид:
REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
CLS
INPUT "ВВЕДИТЕ НАЧ. СКОРОСТЬ ", v0
INPUT "ВВЕДИТЕ УСКОРЕНИЕ ", а
INPUT "ВВЕДИТЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ", t
s=v0*t+(a*t^2)/2
PRINT "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАВНО: ",s
END
Та же программа, но с описанием переменных:
REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
CLS
DIM v0, a, t, s AS SINGLE
INPUT "ВВЕДИТЕ НАЧ. СКОРОСТЬ ", v0
INPUT "ВВЕДИТЕ УСКОРЕНИЕ ", а
INPUT "ВВЕДИТЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ", t
s=v0*t+(a*t^2)/2
PRINT "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАВНО: ",s
END
Запустим программу и проверим ее работу.
Теперь составьте программу для вычисления математического выражения (см. свой вариант задания).
Учащиеся выполняют задание.
IV. Д/з
Знать, что такое алгоритм, программа, транслятор, рассмотренные операторы QBasic, уметь записывать математические выражения на QBasic. Составить программу для вычисления площади треугольника по высоте и основанию. Дополнительное задание: написать программу, описав в ней все используемые переменные.
V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.
VI. Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы с тем, что такое программа, зачем нужен транслятор, что такое оператор. Научились записывать математические выражения на языке QBasic. Продолжили знакомиться с программирование на языке QBasic и написали свою небольшую программу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок. Алгебра и информатика.(8 класс) Тема: «Решение квадратных уравнений в среде программирования QBasic».
Данный урок презназначен для классов с углубленным изучением математики...
презентация бинарного урока. Алгебра и информатика.(8 класс) Тема: «Решение квадратных уравнений в среде программирования QBasic».
Призентация к уроку, остальной материал...
Графические операторы среды программирования QBasic
Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Создание простейших рисунков с использованием графических операторов....
Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"
Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знан...
Процедуры и функции в языке программирования Pascal
АннотацияПрезентация «Процедуры и функции в языке программирования Pascal» предназначена для использования на уроках изучения нового материала. Содержит теоретический материал и примеры решения задач ...
Интегрированный урок информатики и алгебры "Нахождение n-ого члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии по формулам в среде программирования QBASIC"
по алгебре: повторение формул n-го члена арифметической прогрессии, суммы n первых членов арифметической прогрессии;по информатике: закрепление навыков программирования в среде языка QBasic;общеучебны...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"...