Конспекты уроков по теме "Информация"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Марина Алексеевна Есакова

 В этом файле представлены все конспекты уроков по теме "Информация", с вопросами и заданиями, с контрольными работами в  виде тестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ku_informaciya_ost_1_urok.doc75.5 КБ
Microsoft Office document icon test_po_informatike8kl.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты уроков по теме: «Информация. Виды и свойства информации».

Конспект урока № 1 по теме: «Информация. Свойства информации».

Цели: - раскрыть смысл понятия «информация».

           - ввести понятие «информационные процессы».

           - познакомить учащихся с различными видами и свойствами информации.

  1. Введение.

      Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что – то новое – получаем информацию.

       Термин «информация» в переводе с латинского означает: разъяснение, изложение, набор сведений. Информация - это очень емкое понятие,  которому трудно дать определение.  

      Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.

      Информация – это совокупность сведений и данных, передаваемых людьми устно, письменно либо другим способом, обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном  и растительном мире.

  1. Виды информации.

                                              Виды информации

 Визуальная                Аудио               Тактильная          Обоняние       Вкусовая

(зрительная)            (звуковая)

                                Произв. звуки Речь   Музыка  

Динамич. Статич.  Текст  

  1. Свойства информации.

     Люди,  обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это поможет лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Информация становится понятной, если она выражена языком, который воспринимает тот, кому она передается. Пример, иностранец спросит у вас как пройти к памятнику. Сможете вы ему помочь, если не знаете языка.

    Актуальная – вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром существуют прогнозы погоды.

     Иногда вы говорите по телефону и вам мешает шум, из – за чего вы не все слышите и неправильно воспринимаете информацию.  Т.е. важно свойство информации – достоверность.

      Если двое договорились о встрече в определенное время, то едва ли они встретятся, не договорившись о месте встрече. Неполнота информации сдерживает принятие решения или влечет ошибки.          Информация полна, если ее достаточно для понимания и  принятия решения.

     В любой ситуации вам нужна: актуальная, понятная, полная, достоверная и полезная информация.

Информационный процесс – это процесс передачи, приема, хранения, обработки информации.

   

  1. Передача информации. Действия с информацией. Знания

     Для передачи любой информации необходим источник информации и потребитель. Например, человек – книга, человек – человек…

   

     Информацию можно:  создавать, хранить, обрабатывать, передавать.

      Знания можно разделить на две группы:  «Я знаю, что…» - декларативные (утверждение, сообщение). «Я знаю, как …» - процедурные.

Вопросы и задания:

  1. Как вы понимаете, что такое информация.
  2. Какую роль играет информация в жизни человека.
  3. Как называется информация, получаемая человеком с помощью органов чувств.
  4.  Перечислите виды информации воспринимаемые человеком.
  5. Какими свойствами обладает информация.

Конспект урока № 2 по теме: «Форма и язык представления           информации».

Цели: - раскрыть роль языков в передачи и получении информации.

1.  Теория.

Информацию можно представить в различной форме:

  1. Знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять: - символьную в виде текста, чисел, специальных символов, - графическую, - табличную.
  2. В виде жестов или сигналов,
  3. Устной словесной.

      Форма представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя, если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе.  В разное время люди передавали информацию в различной форме: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона. Но независимо от формы передачи она всегда передаётся с помощью языка.

      На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого – цифры, знаки арифметических действий и отношений. Это язык математики.

       Язык – это знаковая система передачи информации.

В основе любого языка лежит – алфавит.

        Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение.

       Языки делятся на естественные (разговорные) и формальные (научные).

      Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием.

        Кодирование – процесс представления информации в виде кода.

        Код – набор символов (условных обозначений) для представления информации.

Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый.

2. Практические Задания:

  1. Запишите на музыкальном языке (нотами) следующий музыкальный фрагмент: до – фа - ре - ми - до - фа.
  2. Мальчик закодировал свое имя по порядку буквы в алфавите. Разгадайте имя: 46151.
  3.  Угадай правило, по которому произошла шифровка слов и разгадай слова: лбко, амшр.

 

Контрольные вопросы: 1. Какие формы представления информации вы знаете.

2. Представьте информацию о погоде в различной форме.

3. С помощью чего передается информация.

4. Что такое алфавит. Что такое код, кодирование.

5. Что такое язык. На какие виды делится.

6. Где применяются естественные языки. Формальные.

Конспект урока № 3 по теме: «Измерение информации. Содержательный подход к измерению информации».

Цели: - познакомить учащихся с единицей измерения информации.

- раскрыть понятие информативности  сообщения с содержат. т.зр. инф-ии.

  1. Информация и знания. Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует её, хранит в памяти. Процесс систематического научного познания окружающего мира приводит к накоплению  информации в форме знаний (фактов, научных теорий и т.д.). Процесс познания можно изобразить в виде расширяющегося круга.
  2. Уменьшение неопределенности знаний. Подход к информации как мере уменьшения неопределенности знаний позволяет количественно измерять информацию, что чрезвычайно важно для информатики.

Сообщение – это информационный поток, который в процессе передачи информации поступает к приемнику.

Информативным назовем сообщение, которое пополняет знания человека, т.е. несет для него информацию.

Для разных людей одно и то же сообщение с точки зрения его информативности может быть разным.

Если сообщение неинформативно, то количество информации в нем = 0.

Задание на информативность сообщений:

Вопрос учителя

Ответ ученика

Сообщение учителя

Информативность

Сообщения

Причины

Не информат.

1. Какой город является столицей Франции?

Париж

Париж

-

Не новое

2. Что изучает коллоидная химия?

-

Коллоидная химия изучает дисперсионное состояние систем обладающих высокой степенью раздробленностью.

-

Не понятное

3. Какую высоту и вес имеет Эйфелева башня?

-

Высота – 300 м,

Вес – 9000 тонн

+

Новое

 За единицу количества  информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза. Такая единица называется «бит».

Бит – минимальная единица измерения информации.

Пример: Сегодня вторник или среда. (да\нет)

Более крупной единицей измерения объема информации принято считать 1 байт, который состоит из 8 бит. Число 1024 (210)  является множителем при переходе к более высокой единице измерения.

Название

Условное обозначение

Соотношение с другими единицами

Бит

Бит

0\1

Байт

Байт

1 байт = 8 бит

Килобайт

 Кбайт

1 Кбайт=1024 байт

Мегабайт

Мбайт

1 Мбайт=1024 Кбайт

Гигабайт

Гбайт

1Гбайт=1024 Мбайт

Терабайт

Тбайт

1 Тбайт=1024 байт

  1. Количество возможных событий и количество информации.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий  N и количество информации I:

N=2i

Задание № 1.

Сколько бит информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали даму пик?

2i = 32 , т.е. I =  5.

Задание № 2.

Проводятся две лотереи: 5 из 64 и 4 из 32. Сообщение о результатах какой лотереи несет больше информации.

  1. 2i = 32, т.е. I =  5.
  2. 5*4 = 20 бит.
  3. 2i  = 64, т.е. I = 6.
  4. 6*5 = 30.                                   Ответ: 5 из 64 несет больше информации.

Конспект урока №  4 по теме: «Алфавитный подход к измерению информации. Информационная деятельность человека».

Цель: - познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении, ввести понятие алфавита, мощности алфавита.

  1. Здесь речь идет об измерении количества информации в тексте, составленного из символов некоторого алфавита. К содержанию текста такая мера информации отношения не имеет.

Алфавит – конечный набор символов, используемых для представления информации. Мощность алфавита – число символов в алфавите.

2i = N , где N – мощность алфавита.

- Какой минимальный набор символов в алфавите должен быть?

Два символа. Один не подходит. Информация будет равна 0.

  1. Задачи: Два текста содержат одинаковое число символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 32 символа, второй – мощностью 64 символа. Во сколько раз отличается количество информации в этих текстах?

  1. Самостоятельная работа:

  1. Что такое информация для каждого из нас?
  2. Посредством чего может передаваться информация?
  3. В каких случаях принято считать, что сообщение несет информацию для человека?
  4. Какой из следующих источников несет для вас «нулевую» информацию: - книга на китайском языке,

                              - сборник стихов, который вы выучили наизусть,

                               - свежая газета,

                               - вчерашняя газета.

  1. Назовите известные вам единицы измерения информации.
  2. Виды информации?
  3. Что такое алфавит? Мощность алфавита?

Конспект урока № 5 по теме: «История информатики».

Цели: - познакомить уч-ся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием инф – ки как в период до появления ком – Ра, так и в комп – ую эпоху.

1. История развития средств передачи информации.

   От почтовых контактов (природные знаки, гонцы, голуби) до спутниковой связи. 19 в. изобретение средств электросвязи (телеграф, телефон), радиосвязи и телевидения.

2. Хранение информации.

  От камня до дисков. Изобретение бумаги  - Китай 2 в. н.э., книгопечатанье - Иоанн Гуттенберг – германия 15 век.

3.Обработка информации.

 От счетов до компьютера. Машина Паскаля, арифмометр, калькулятор. Аналитическая машина Бэббиджа. Первый компьютер 1946 г.



Предварительный просмотр:

Тест по информатике

 для 8 класса

1 вариант

1.  Информацию  в бытовом смысле чаще всего понимают как:

   а) всевозможные сведения, сообщения, знания.

   б) сведения, передаваемые в форме знаков, сигналов.

   в) сведения, уменьшающие неопределенность знаний.

   г) сведения, хранящиеся на материальных носителях.

   д) знания, получаемые об окружающем нас мире.

  1. Для восприятия информации человек использует:

  а) каналы осязания.

  б) каналы слуха.

  в) все каналы.

  г)  каналы зрения.

  д) каналы мышечных рецепторов.

  1. Примером числовой информации может служить:

  а) текст учебника.

  б) цены на товарах.

  в) математические формулы.

  г) таблица умножения.

  д) детская считалочка.

  1. Лектор читает лекцию о вреде курения. Он излагает вам:

а) сведения.

Б) информации.

В) знания.

Г) сообщения.

Д) сведения и знания.

  1. Информацию по форме представления подразделяют на:

а) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную.

Б) обыденную, общественно-политическую, эстетическую.

В)  социальную, производственную, техническую, управленческую.

Г) научную, производственную, биологическую, управленческую.

Д) зрительную, тактильную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную.

  1. Читая книгу, мы извлекаем из неё …

    А) сведения.

Б) информации.

В) знания.

Г) сообщения.

Д) сведения и знания.

  1. Для знакового представления информации используется:

  1. Язык.
  2. Речь.
  3. Письменность.
  4. Символы.
  5. Примитивы.

  1. Информационными процессами называют действия, связанные:

 

  1. с работой во всевозможных информационных системах.
  2. С работой   средств массовой информации.
  3. С хранением, обменом и обработкой информации.
  4. С поиском информации в системах.
  5. С разработкой программ.

Тест по информатике

для 8класса

2 вариант

1.   Самую высокую информационную нагрузку несет канал:

   а)   осязание.

   б) слуха.

   в) обоняние.

   г) зрения.

   д) мышечные рецепторы.

  1. Носителем текстовой информации является …

    а)  книга, написанная на любом языке.

    б) любая книга, написанная на языке приемника информации.

    в) фотография.

    г) нотная грамота.

   д) светофор.

  1. Информация по способу её восприятия человеком подразделяется на:

а) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную.

Б) обыденную, общественно-политическую, эстетическую.

В)  социальную, производственную, техническую, управленческую.

Г) научную, производственную, биологическую, управленческую.

Д) зрительную, тактильную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную.

  1. В книге содержится .  . .

     а) сведения.

Б) информации.

В) знания.

Г) сообщения.

Д) сведения и знания.

  1. Основные действия  выполняемые над информацией:

  1. Обмен, передача, хранение, обработка.
  2. Прием, передача, обработка.
  3. Обмен, хранение, обработка.
  4. Накопление, прием, передача, хранение.
  5. Поиск, обмен, хранение, обработка.

  1. Под носителем информации понимают:
  1. Линии связи для передачи информации.
  1. Параметры физического процесса природы.
  2. Устройства хранения данных в компьютере.
  3. Телекоммуникации.
  4. Среду для записи и хранения информации.

  1. Перевод текста с одного языка на другой является процессом:

А) Хранение.

Б) Передачи.

В) Поиска.

Г) Обработки.

Д) Обмена.

8.Учебник по математике содержит информацию следующих видов:

  1. Графическую, текстовую, числовую.
  2. Графическую, звуковую, числовую

     в) Графическую, текстовую, звуковую.

     г) Только текст.

    д) Исключительно числовую.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...