Конспекты уроков по теме "Информация"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
В этом файле представлены все конспекты уроков по теме "Информация", с вопросами и заданиями, с контрольными работами в виде тестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ku_informaciya_ost_1_urok.doc | 75.5 КБ |
test_po_informatike8kl.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты уроков по теме: «Информация. Виды и свойства информации».
Конспект урока № 1 по теме: «Информация. Свойства информации».
Цели: - раскрыть смысл понятия «информация».
- ввести понятие «информационные процессы».
- познакомить учащихся с различными видами и свойствами информации.
- Введение.
Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что – то новое – получаем информацию.
Термин «информация» в переводе с латинского означает: разъяснение, изложение, набор сведений. Информация - это очень емкое понятие, которому трудно дать определение.
Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.
Информация – это совокупность сведений и данных, передаваемых людьми устно, письменно либо другим способом, обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.
- Виды информации.
Виды информации
Визуальная Аудио Тактильная Обоняние Вкусовая
(зрительная) (звуковая)
Произв. звуки Речь Музыка
Динамич. Статич. Текст
- Свойства информации.
Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это поможет лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Информация становится понятной, если она выражена языком, который воспринимает тот, кому она передается. Пример, иностранец спросит у вас как пройти к памятнику. Сможете вы ему помочь, если не знаете языка.
Актуальная – вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром существуют прогнозы погоды.
Иногда вы говорите по телефону и вам мешает шум, из – за чего вы не все слышите и неправильно воспринимаете информацию. Т.е. важно свойство информации – достоверность.
Если двое договорились о встрече в определенное время, то едва ли они встретятся, не договорившись о месте встрече. Неполнота информации сдерживает принятие решения или влечет ошибки. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
В любой ситуации вам нужна: актуальная, понятная, полная, достоверная и полезная информация.
Информационный процесс – это процесс передачи, приема, хранения, обработки информации.
- Передача информации. Действия с информацией. Знания
Для передачи любой информации необходим источник информации и потребитель. Например, человек – книга, человек – человек…
Информацию можно: создавать, хранить, обрабатывать, передавать.
Знания можно разделить на две группы: «Я знаю, что…» - декларативные (утверждение, сообщение). «Я знаю, как …» - процедурные.
Вопросы и задания:
- Как вы понимаете, что такое информация.
- Какую роль играет информация в жизни человека.
- Как называется информация, получаемая человеком с помощью органов чувств.
- Перечислите виды информации воспринимаемые человеком.
- Какими свойствами обладает информация.
Конспект урока № 2 по теме: «Форма и язык представления информации».
Цели: - раскрыть роль языков в передачи и получении информации.
1. Теория.
Информацию можно представить в различной форме:
- Знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять: - символьную в виде текста, чисел, специальных символов, - графическую, - табличную.
- В виде жестов или сигналов,
- Устной словесной.
Форма представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя, если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе. В разное время люди передавали информацию в различной форме: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона. Но независимо от формы передачи она всегда передаётся с помощью языка.
На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого – цифры, знаки арифметических действий и отношений. Это язык математики.
Язык – это знаковая система передачи информации.
В основе любого языка лежит – алфавит.
Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение.
Языки делятся на естественные (разговорные) и формальные (научные).
Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием.
Кодирование – процесс представления информации в виде кода.
Код – набор символов (условных обозначений) для представления информации.
Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый.
2. Практические Задания:
- Запишите на музыкальном языке (нотами) следующий музыкальный фрагмент: до – фа - ре - ми - до - фа.
- Мальчик закодировал свое имя по порядку буквы в алфавите. Разгадайте имя: 46151.
- Угадай правило, по которому произошла шифровка слов и разгадай слова: лбко, амшр.
Контрольные вопросы: 1. Какие формы представления информации вы знаете.
2. Представьте информацию о погоде в различной форме.
3. С помощью чего передается информация.
4. Что такое алфавит. Что такое код, кодирование.
5. Что такое язык. На какие виды делится.
6. Где применяются естественные языки. Формальные.
Конспект урока № 3 по теме: «Измерение информации. Содержательный подход к измерению информации».
Цели: - познакомить учащихся с единицей измерения информации.
- раскрыть понятие информативности сообщения с содержат. т.зр. инф-ии.
- Информация и знания. Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует её, хранит в памяти. Процесс систематического научного познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний (фактов, научных теорий и т.д.). Процесс познания можно изобразить в виде расширяющегося круга.
- Уменьшение неопределенности знаний. Подход к информации как мере уменьшения неопределенности знаний позволяет количественно измерять информацию, что чрезвычайно важно для информатики.
Сообщение – это информационный поток, который в процессе передачи информации поступает к приемнику.
Информативным назовем сообщение, которое пополняет знания человека, т.е. несет для него информацию.
Для разных людей одно и то же сообщение с точки зрения его информативности может быть разным.
Если сообщение неинформативно, то количество информации в нем = 0.
Задание на информативность сообщений:
Вопрос учителя | Ответ ученика | Сообщение учителя | Информативность Сообщения | Причины Не информат. |
1. Какой город является столицей Франции? | Париж | Париж | - | Не новое |
2. Что изучает коллоидная химия? | - | Коллоидная химия изучает дисперсионное состояние систем обладающих высокой степенью раздробленностью. | - | Не понятное |
3. Какую высоту и вес имеет Эйфелева башня? | - | Высота – 300 м, Вес – 9000 тонн | + | Новое |
За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза. Такая единица называется «бит».
Бит – минимальная единица измерения информации.
Пример: Сегодня вторник или среда. (да\нет)
Более крупной единицей измерения объема информации принято считать 1 байт, который состоит из 8 бит. Число 1024 (210) является множителем при переходе к более высокой единице измерения.
Название | Условное обозначение | Соотношение с другими единицами |
Бит | Бит | 0\1 |
Байт | Байт | 1 байт = 8 бит |
Килобайт | Кбайт | 1 Кбайт=1024 байт |
Мегабайт | Мбайт | 1 Мбайт=1024 Кбайт |
Гигабайт | Гбайт | 1Гбайт=1024 Мбайт |
Терабайт | Тбайт | 1 Тбайт=1024 байт |
- Количество возможных событий и количество информации.
Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий N и количество информации I:
N=2i
Задание № 1.
Сколько бит информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали даму пик?
2i = 32 , т.е. I = 5.
Задание № 2.
Проводятся две лотереи: 5 из 64 и 4 из 32. Сообщение о результатах какой лотереи несет больше информации.
- 2i = 32, т.е. I = 5.
- 5*4 = 20 бит.
- 2i = 64, т.е. I = 6.
- 6*5 = 30. Ответ: 5 из 64 несет больше информации.
Конспект урока № 4 по теме: «Алфавитный подход к измерению информации. Информационная деятельность человека».
Цель: - познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении, ввести понятие алфавита, мощности алфавита.
- Здесь речь идет об измерении количества информации в тексте, составленного из символов некоторого алфавита. К содержанию текста такая мера информации отношения не имеет.
Алфавит – конечный набор символов, используемых для представления информации. Мощность алфавита – число символов в алфавите.
2i = N , где N – мощность алфавита.
- Какой минимальный набор символов в алфавите должен быть?
Два символа. Один не подходит. Информация будет равна 0.
- Задачи: Два текста содержат одинаковое число символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 32 символа, второй – мощностью 64 символа. Во сколько раз отличается количество информации в этих текстах?
- Самостоятельная работа:
- Что такое информация для каждого из нас?
- Посредством чего может передаваться информация?
- В каких случаях принято считать, что сообщение несет информацию для человека?
- Какой из следующих источников несет для вас «нулевую» информацию: - книга на китайском языке,
- сборник стихов, который вы выучили наизусть,
- свежая газета,
- вчерашняя газета.
- Назовите известные вам единицы измерения информации.
- Виды информации?
- Что такое алфавит? Мощность алфавита?
Конспект урока № 5 по теме: «История информатики».
Цели: - познакомить уч-ся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием инф – ки как в период до появления ком – Ра, так и в комп – ую эпоху.
1. История развития средств передачи информации.
От почтовых контактов (природные знаки, гонцы, голуби) до спутниковой связи. 19 в. изобретение средств электросвязи (телеграф, телефон), радиосвязи и телевидения.
2. Хранение информации.
От камня до дисков. Изобретение бумаги - Китай 2 в. н.э., книгопечатанье - Иоанн Гуттенберг – германия 15 век.
3.Обработка информации.
От счетов до компьютера. Машина Паскаля, арифмометр, калькулятор. Аналитическая машина Бэббиджа. Первый компьютер 1946 г.
Предварительный просмотр:
Тест по информатике
для 8 класса
1 вариант
1. Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как:
а) всевозможные сведения, сообщения, знания.
б) сведения, передаваемые в форме знаков, сигналов.
в) сведения, уменьшающие неопределенность знаний.
г) сведения, хранящиеся на материальных носителях.
д) знания, получаемые об окружающем нас мире.
- Для восприятия информации человек использует:
а) каналы осязания.
б) каналы слуха.
в) все каналы.
г) каналы зрения.
д) каналы мышечных рецепторов.
- Примером числовой информации может служить:
а) текст учебника.
б) цены на товарах.
в) математические формулы.
г) таблица умножения.
д) детская считалочка.
- Лектор читает лекцию о вреде курения. Он излагает вам:
а) сведения.
Б) информации.
В) знания.
Г) сообщения.
Д) сведения и знания.
- Информацию по форме представления подразделяют на:
а) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную.
Б) обыденную, общественно-политическую, эстетическую.
В) социальную, производственную, техническую, управленческую.
Г) научную, производственную, биологическую, управленческую.
Д) зрительную, тактильную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную.
- Читая книгу, мы извлекаем из неё …
А) сведения.
Б) информации.
В) знания.
Г) сообщения.
Д) сведения и знания.
- Для знакового представления информации используется:
- Язык.
- Речь.
- Письменность.
- Символы.
- Примитивы.
- Информационными процессами называют действия, связанные:
- с работой во всевозможных информационных системах.
- С работой средств массовой информации.
- С хранением, обменом и обработкой информации.
- С поиском информации в системах.
- С разработкой программ.
Тест по информатике
для 8класса
2 вариант
1. Самую высокую информационную нагрузку несет канал:
а) осязание.
б) слуха.
в) обоняние.
г) зрения.
д) мышечные рецепторы.
- Носителем текстовой информации является …
а) книга, написанная на любом языке.
б) любая книга, написанная на языке приемника информации.
в) фотография.
г) нотная грамота.
д) светофор.
- Информация по способу её восприятия человеком подразделяется на:
а) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную.
Б) обыденную, общественно-политическую, эстетическую.
В) социальную, производственную, техническую, управленческую.
Г) научную, производственную, биологическую, управленческую.
Д) зрительную, тактильную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную.
- В книге содержится . . .
а) сведения.
Б) информации.
В) знания.
Г) сообщения.
Д) сведения и знания.
- Основные действия выполняемые над информацией:
- Обмен, передача, хранение, обработка.
- Прием, передача, обработка.
- Обмен, хранение, обработка.
- Накопление, прием, передача, хранение.
- Поиск, обмен, хранение, обработка.
- Под носителем информации понимают:
- Линии связи для передачи информации.
- Параметры физического процесса природы.
- Устройства хранения данных в компьютере.
- Телекоммуникации.
- Среду для записи и хранения информации.
- Перевод текста с одного языка на другой является процессом:
А) Хранение.
Б) Передачи.
В) Поиска.
Г) Обработки.
Д) Обмена.
8.Учебник по математике содержит информацию следующих видов:
- Графическую, текстовую, числовую.
- Графическую, звуковую, числовую
в) Графическую, текстовую, звуковую.
г) Только текст.
д) Исключительно числовую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....