Словесные модели по УМК Н.В.Макаровой
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Воронкова Татьяна Николаевна

 

Одним из видов знаковых моделей являются словесные модели – это описание мысленной модели на естественном языке.

            Словесные модели мы составляем в жизни постоянно. Используя естественный язык, мы описываем различные объекты, процессы, ситуации, происходящие в жизни, свои размышления. Важно понять следующее: то, что описано словами, уже является моделью, потому что словесное описание – это более или менее точное отражение оригинала.

            Наиболее знакомый вам пример словесных моделей – это информация в учебнике. В учебнике по истории вы найдете примеры моделей исторических событий. В учебнике по географии описаны природные процессы, происходящие на земле, а также основные географические объекты. Именно из учебников вы впервые получили объяснение многих явлений, которые наблюдали до этого в жизни, но не понимали, почему так происходит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_slovesnye_modeli.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Воронкова Татьяна Николаевна

учитель физики и информатики МБОУ Маршальская СОШ

Гурьевский городской округ Калининградская область

9 класс.

Словесные модели.

        Цели: сформировать представление о технологии моделирования; научить создавать и исследовать модели в среде текстового процессора.

Ход урока.

        Одним из видов знаковых моделей являются словесные модели – это описание мысленной модели на естественном языке.

        Словесные модели мы составляем в жизни постоянно. Используя естественный язык, мы описываем различные объекты, процессы, ситуации, происходящие в жизни, свои размышления. Важно понять следующее: то, что описано словами, уже является моделью, потому что словесное описание – это более или менее точное отражение оригинала.

        Наиболее знакомый вам пример словесных моделей – это информация в учебнике. В учебнике по истории вы найдете примеры моделей исторических событий. В учебнике по географии описаны природные процессы, происходящие на земле, а также основные географические объекты. Именно из учебников вы впервые получили объяснение многих явлений, которые наблюдали до этого в жизни, но не понимали, почему так происходит.

        Произведения художественной литературы – это тоже словесные модели, как правило, придуманные автором. Человек, читая рассказ, создает по описанной модели мысленный образ. У разных людей могут возникнуть разные образы. На уроках литературы, обсуждая то или иное произведение, вы корректируете образы, созданные каждым, и пытаетесь понять, что хотел выразить автор.

        Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы, происходящие в жизни. Очень часто словесная модель какого-либо процесса представляется в виде алгоритма с пронумерованными шагами. В нем четко выделены действия и объекты, над которыми они совершаются. Вспомните, как вы описывали алгоритмы построений в графическом редакторе.

        Рассмотрим поэтапно суть использования словесных моделей.

        

        Постановка задачи.

        С момента появления письменности человечество использовало словесные модели для хранения информации. До сих пор словесное описание объекта является одним из первоначальных шагов при его исследовании. Основой словесной модели является мысленная или вербальная модель, составленная человеком. Никто и ничто не сможет за человека выразить его мысли и логику рассуждений.

        Цели моделирования.

- Четко выразить мысли.

- Оформить текст.

- Сохранить информацию.

        Разработка модели.

        При составлении словесной модели важно ясно и понятно составлять фразы, выделять ключевые моменты, правильно пользоваться терминологией, ссылаться на известные факты.

        В древности инструментами для создания словесной модели служили папирусы и перья. Потом появились типографические машины, печатные машинки, компьютеры.

        Для создания словесных моделей на компьютере используется среда текстового процессора, в котором эти модели представляют собой текстовые документы. Текстовый документ, с одной стороны, является выражением мысленной модели в знаковой форме, а с другой стороны – это объект среды текстового процессора.

        Компьютерный эксперимент со знаковой моделью включает следующие стадии работы:

- тестирование модели как компьютерного документа, что подразумевает выбор наилучшего варианта ее оформления;

- проверку смыслового содержания модели.

        

        Задача: словесный портрет.

        I этап. Постановка задачи.

        Описание задачи.

        На конкурс «Угадай звезду» каждый участник представляет словесный портрет литературного героя, знаменитого человека, учителя своей школы или одного из своих одноклассников. Это описание должно быть правдоподобным, и узнаваемом, и даже юмористическим.

        Цель моделирования.

        Набрать и расположить на странице текст. Сохранить текст.

        Формализация задачи.

        Смысловое содержание словесного описания формализовать трудно. Поэтому формализуем только задачу набора и сохранения текста в виде ответов на вопросы.

Уточняющий вопрос

Ответ

Что моделируется?

Объект «текст»

Где взять содержание текста?

Мысленный образ или черновик

Какая предполагается печать?

Черно-белая

Каковы параметры текста?

Абзацный отступ, правая и левая границы, тип, размер и начертание шрифта, цвет (черный)

Что надо получить?

Набранный отредактированный текст

        

        II этап. Разработка модели.

        Информационная модель.

        Информационная модель компьютерного текста описывает объекты, их параметры, а также исходные значения, которые исследователь определяет в соответствии со своим опытом и представлениями, а затем уточняет в ходе компьютерного эксперимента. Если целью задачи является подготовка текста к публикации в газете, то значения параметров могут быть заданы редактором, и тогда надо строго их придерживаться.

Объект

Параметры

Среда

название

значения (исходные)

Текст

Тип шрифта

Размер

Начертание

Абзацный отступ

Выравнивание

Times New Roman

12

обычный

0,5 см

по ширине

MS Works Word

        

        Компьютерная модель.

        Для моделирования текстовых документов традиционно используется среда текстового процессора.

        Алгоритм построения компьютерной модели в данной задачи будет состоять из последовательности технологических приемов набора и оформления текста.

  1. Создать документ в прикладной среде текстового процессора.
  2. Установить абзацный отступ, правую и левую границы текста, тип, размер и начертание шрифта, тип выравнивания.
  3. Набрать текст, используя основные правила набора текста:
  1. предложение начинается с прописной буквы и заканчивается точкой;
  2. между словами ставится только один пробел;
  3. знаки препинания, кроме «тире», присоединяются к словам без пробела.
  1. Проверить орфографию.
  2. Расставить переносы при помощи команды Расстановка переносов.
  3. Сохранить текст под некоторым именем.

        

        III этап. Компьютерный эксперимент.

        План эксперимента.

  1. Провести тестирование модели как компьютерного документа.
  2. Провести тестирование смыслового содержания модели.

        Проведение исследования.

  1. Убедиться, что оформление компьютерного документа соответствует замыслу, в противном случае изменить параметры текста.
  2. Для проверки смыслового содержания текста зачитайте его своим одноклассникам. Спросите их мнение.

        

        IV этап. Анализ результатов.

        Если компьютерная модель соответствует замыслу, показать учителю. Иначе вернуться к предыдущим этапам.

        Задания для самостоятельной работы.

        Прочитайте литературные портреты. Как называется произведение и кто автор? Какой герой описан? Составьте и оформите компьютерную словесную модель.

«…Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет –

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил».

« Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук».

Словесные модели.

Задача: словесный портрет.

        I этап. Постановка задачи.

        Описание задачи.

        На конкурс «Угадай звезду» каждый участник представляет словесный портрет литературного героя, знаменитого человека, учителя своей школы или одного из своих одноклассников. Это описание должно быть правдоподобным, и узнаваемом, и даже юмористическим.

        Цель моделирования.

        Набрать и расположить на странице текст. Сохранить текст.

        Формализация задачи.

        Смысловое содержание словесного описания формализовать трудно. Поэтому формализуем только задачу набора и сохранения текста в виде ответов на вопросы.

Уточняющий вопрос

Ответ

Что моделируется?

Объект «текст»

Где взять содержание текста?

Мысленный образ или черновик

Какая предполагается печать?

Черно-белая

Каковы параметры текста?

Абзацный отступ, правая и левая границы, тип, размер и начертание шрифта, цвет (черный)

Что надо получить?

Набранный отредактированный текст

        

        II этап. Разработка модели.

        Информационная модель.

        Информационная модель компьютерного текста описывает объекты, их параметры, а также исходные значения, которые исследователь определяет в соответствии со своим опытом и представлениями, а затем уточняет в ходе компьютерного эксперимента. Если целью задачи является подготовка текста к публикации в газете, то значения параметров могут быть заданы редактором, и тогда надо строго их придерживаться.

Объект

Параметры

Среда

название

значения (исходные)

Текст

Тип шрифта

Размер

Начертание

Абзацный отступ

Выравнивание

Times New Roman

12

обычный

0,5 см

по ширине

MS Works Word

        

        Компьютерная модель.

        Для моделирования текстовых документов традиционно используется среда текстового процессора.

        Алгоритм построения компьютерной модели в данной задачи будет состоять из последовательности технологических приемов набора и оформления текста.

  1. Создать документ в прикладной среде текстового процессора.
  2. Установить абзацный отступ, правую и левую границы текста, тип, размер и начертание шрифта, тип выравнивания.
  3. Набрать текст, используя основные правила набора текста:
  1. предложение начинается с прописной буквы и заканчивается точкой;
  2. между словами ставится только один пробел;
  3. знаки препинания, кроме «тире», присоединяются к словам без пробела.
  1. Проверить орфографию.
  2. Расставить переносы при помощи команды Расстановка переносов.
  3. Сохранить текст под некоторым именем.

        

        III этап. Компьютерный эксперимент.

        План эксперимента.

  1. Провести тестирование модели как компьютерного документа.
  2. Провести тестирование смыслового содержания модели.

        Проведение исследования.

  1. Убедиться, что оформление компьютерного документа соответствует замыслу, в противном случае изменить параметры текста.
  2. Для проверки смыслового содержания текста зачитайте его своим одноклассникам. Спросите их мнение.

        

        IV этап. Анализ результатов.

        Если компьютерная модель соответствует замыслу, показать учителю. Иначе вернуться к предыдущим этапам.

        Задания для самостоятельной работы.

        Прочитайте литературные портреты. Как называется произведение и кто автор? Какой герой описан? Составьте и оформите компьютерную словесную модель.

«…Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет –

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил».

« Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели

Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...

Презентация по русской словесности "Поэтический язык Ю.И. Макарова"

Презентация составлена к уроку русской словесности по программе Р.И.Альбетковой по теме "Изобразительно-выразительные средства". Тема рассматривается на основе стихотворений белгородского поэта Юрия И...

Методическая разработка урока "Составление словесной модели на примере басни", 7 класс

На уроке используется элементы технологии проектной деятельности, интеграции, работа в группах и элементы поисковой работы. Урок проблемно-ориентирован, имеет практическую направленность, в результате...

интегрированный урок "Словесные модели", 6 класс

Целью данного урока является создание условий для формирования представления обучающихся о словесных информационных моделях и подходах к их созданию....

15.04.2020 Задание для 6-х классов: Работа №9. Создаем словесные модели

Практическая работа 9 в текстовом редакторе по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика, 6 класс". Дистанционный режим обучения....

Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные).

Тема презентации: Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Презентация составлена на основе учебного материала по информатике 6 класса авторов Л.Л. Босовой и А.Ю....