Метод проектов как средство работы со способностями учащихся.
методическая разработка по информатике и икт по теме
В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языков программирования но и основ компьютерной технологии, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность как средство развития творческих
способностей учащихся».
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
(Китайская пословица)
Каждый учитель имеет свое видение проблем в успешном обучении предмету. И только повседневный труд учителя, поиск новых педагогических технологий, их апробация, переосмысливание, соотнесение со своим опытом и возможностями учащихся может привести к успешности.
Из всего многообразия современных педагогических технологий я считаю, что наиболее продуктивным является метод проектов. Проекты создают условия для многоаспектной взаимообусловленной деятельности учащихся.
Проектная технология способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде, а так же обогащению учителя новыми способами организации современного учебного процесса, способствует наиболее эффективному взаимодействию учителя и ученика.
Целью данной темы является создание условий для активизация творческого потенциала обучающихся через применение современных педагогических и информационных технологий, воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.
Работа идет в двух направлениях: на уроках и внеурочной деятельности.
Исходя из цели, ставлю перед собой следующие основные задачи:
- Повышение практической направленности содержания урока
а) через решения творческих задач;
б) через использование проектной технологии в индивидуальной и групповой деятельности школьников.
- Осуществление мониторинга результативности обучения с целью ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся и планирования дальнейшей деятельности.
- Конечный итог: подготовка выпускников, владеющих современными технологиями, и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим учеником, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Обучение проектной деятельности, начиная постепенно с 5 класса, например, создание собственного способа кодирования информации (представление и защита данного проекта). Эта творческая работа мотивирует учащихся на изучение информатики. Тематика проектов определяется необходимостью углубить знания отдельных учеников по какому-либо разделу рабочей программы, выполняемые во время занятия, краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Такие проекты выполняются при изучении тем: “Аппаратные и программные средства ИНТЕРНЕТ”, “Состав современного компьютера”, “Логические функции MS Excel”, “Использование текстового процессора MS Word как издательской системы”, “Создание презентаций с помощью PowerPoint”, “Системы управления базами данных MS Access” и т.д. Проекты выполняются в соответствующих средах, которые используются в качестве компьютерных инструментальных средств информационного моделирования. Знания и умения, полученные при изучении курса, станут арсеналом искусства моделирования в широком смысле этого слова.
Как пример проектной деятельности, можно рассмотреть урок «Комплексное использование возможностей MS Access при решении задач».
Критерии оценки каждого проекта различные, но общим является эстетика оформления результатов выполнения, умение отвечать на вопросы, давать аргументированный ответ на вопросы.
В качестве примера приведем критерии оценки проекта.
1) Выбор темы (актуальность, новизна, представляет интерес для широкого круга зрителей, известные и неизвестные факты) | Самооценка | Оценка жюри |
a) Логичность изложения материала |
|
|
b) Раскрытие темы |
|
|
c) Наличие вывода (если необходимо) |
|
|
d) Информативность (количество известной и неизвестной информации) |
|
|
e) объем переработанного материала |
|
|
2) Оформление |
|
|
a) читаемость текста, |
|
|
b) выбор подходящей цветовой гаммы |
|
|
c) соответствие дизайна содержанию презентации. |
|
|
3) Подбор иллюстраций |
|
|
a) свои рисунки (стандартные рисунки) |
|
|
b) сканированные фотографии |
|
|
4) используемые эффекты: |
|
|
a) анимация |
|
|
b) звуки (свои, стандартные) |
|
|
c) видео |
|
|
5) оправданность (нужность) используемых эффектов |
|
|
6) навигация по слайдам: (наличие кнопок, гиперссылок, эффективность их использования) |
|
|
7) объем работы |
|
|
При работе над проектом перед каждым учеником стоит проблема достижения баланса между временем разработки и качеством проекта. Не все проекты будут высокого качества. При оценке нужно дифференцированно подходить к каждой работе, так как для некоторых работа в какой-либо программной среде – не проблема, а у других могут возникнуть значительные трудности. Разработка самого проекта, а так же оформление и разработка дизайна у большинства учащихся вызывает огромные трудности.
Работа над индивидуальным проектом способствует развитию творческих способностей учащихся. Создание, например, презентации, открывает перед ними возможность работы не только с текстом, но и с музыкальным оформлением к нему, подбором рисунков и графики и т.д. Работа над проектом способна сформировать у учащихся понимание компьютера не только как вычислительной, а универсальной информационной машины. Изучая, например, раздел “Компьютерная графика”, средства создания и редактирования компьютерного рисунка, важно показать, что это не только набор типовых элементов графической информации, но и выразительное средство, имеющее содержательное наполнение. Так же как аудио- и видеофрагменты могут и помогать, и мешать восприятию материала из любой предметной области. Все эти задачи требуют интегрированного знания, исследовательского поиска для своего решения, привлечения знаний учеников не по одному предмету, а из разных областей.
Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях различного уровня, готовить тезисы выступления, учиться отходить от “бумажной” технологии. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. В ходе работы над проектами учащиеся учатся приобретать знания самостоятельно, пользоваться приобретенными навыками для решения практических задач. Развивают свои коммуникативные навыки (с одной стороны, проект индивидуальный, с другой – автор вынужден постоянно контактировать с другими участниками, преподавателями, обращаться за помощью, советом и конструктивной критикой). Ученику потребуется умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, анализировать их, делать выводы.
Если наши учащиеся приобретут, хотя бы некоторые их указанных выше навыков и умений, они будут более приспособленными к постоянно меняющимся условиям нашей жизни, смогут лучше ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.
Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной ...
«Исследовательская деятельность и метод проектов как средство развития креативных способностей учащихся.»
Статья для выступления на семинаре...
Метод проектов как средство развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения
Творческая проектная деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....
Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Доклад о возможностях развития творческих способностей обучающихся путем применения на уроках русского языка и литературы метода проектов...
Материал выступления на МО "Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся при подготовке к сочинению"
Основные этапы работы над проектом. Выбор основной цели и идеи проекта.Организация работы учащихся.Подбор материалов для проекта .Оформление презентации....
Выступление на МО воспитателей "Метод проектов как средство развития творческих способностей воспитанников" 2018-19 уч.год
Выступление на Мо воспитателей " 2018 -19 уч. год...
Применение интерактивных методов обучения, как средство повышения познавательных способностей учащихся.
Применение интерактивных методов обучения, как средство повышения познавательных способностей учащихся....