«Исследовательская деятельность и метод проектов как средство развития креативных способностей учащихся.»
статья на тему
Статья для выступления на семинаре
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Исследовательская деятельность и метод проектов как средство развития креативных способностей учащихся.»
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.
Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, работа предполагает следующие результаты:
- Умение работать с информацией.
- Опыт целеполагания.
- Ребёнок приобрёл опыт планирования.
- Расширение кругозора.
- Развитие мышления.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Опыт публичного выступления.
Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Я начинаю заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 1-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования провожу на уроках окружающего мира, математики и др. А протяжённые во времени – на внеурочных занятиях “Я познаю мир ”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития креативных способностей учащихся на уроках математики
(из опыта работы)...

Метод проектов как средство развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения
Творческая проектная деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

«Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся»
Педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса....

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Доклад о возможностях развития творческих способностей обучающихся путем применения на уроках русского языка и литературы метода проектов...
Материал выступления на МО "Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся при подготовке к сочинению"
Основные этапы работы над проектом. Выбор основной цели и идеи проекта.Организация работы учащихся.Подбор материалов для проекта .Оформление презентации....