Программа Оператор ЭВМ
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему

Профессиональная ориентация – составная часть воспитательного процесса. Один из этапов профессиональной ориентации – профессиональное просвещение.

Современный мир – это стремительная информатизация общества, в котором важнейшее место занимают персональные компьютеры и информационные сети.

Можно выделить различные группы людей, работающих  на ЭВМ. Одни используют компьютер только в одной узкой области – писатели, набирающие текст на компьютере, бухгалтер, использующий специализированные программы для составления баланса своего предприятия. И, наконец, многочисленные любители компьютерных игр.Оператор ЭВМ занимает промежуточное положение между этими категориями и круг его обязанностей достаточно широк – он должен знать особенности устройства и эксплуатации ПК и должен уверенно работать во всех основных программных пакетах, в его обязанности входят  организация мер по предотвращению мер потери информации, обслуживание дисков, диагностика сбоев в работе прикладных программ и периферийных устройств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_operator_evm.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 35 открытого акционерного общества

 «Российские железные дороги»

Учитель информатики

Лицея № 35 ОАО «РЖД»

Малахова Елена Николаевна


Квалификационная характеристика

Оператор ЭВМ должен знать:

  1. требования охраны труда и пожарной безопасности, основы охраны труда;
  2. структуру системного блока, основные устройства ПК, правила их эксплуатации, виды и причины отказов в работе устройств;
  3. понятие файла и каталога, понятие компьютерного вируса;
  4. основные возможности Windows;
  5. стандартные и специальные программы Windows, основные приемы форматирование документа, основные методы размещения текста, применения многоколоночного текста, таблиц и стилей;
  6. основы программирования, этапы решения задач на ПЭВМ, методы моделирования процессов, алгоритмы обработки данных;
  7. основные положения и функции операционных систем;
  8. рабочие инструкции по обработке информации, носители данных;
  9. назначение и возможности работы в телекоммуникационных сетях и ЛВС, правила работы с прикладным программным обеспечением;
  10. методы разработки Web-страниц с использованием HTML и Macromedia технологий.

Оператор ЭВМ должен уметь:

  1. соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте оператора ЭВМ, бережно обращаться с оборудованием;
  2. подключать компьютер, практически работать в ОС Windows;
  3. работать с различными типами прикладных программ (текстовые и табличные процессоры, СУБД, графические редакторы);
  4. грамотно форматировать текст, размещать текст и графику на полосе, работать с таблицами, нумеровать страницы, работать с колонтитулами;
  5. выполнять обработку документов на ПЭВМ различного типа с печатанием исходных данных и результатов работы;
  6. программно реализовать и отлаживать текст программы на языке программирования, выполнять ввод информации с различных носителей;
  7. работать в телекоммуникационных сетях и ЛВС, передавать данные по различным каналам связи;
  8. применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте;

Пояснительная записка

Актуальность создания программы.

«Если мы избрали профессию, для которой у нас нет необходимых способностей, то мы никогда не исполним её  достойным образом…».

К.Маркс

Профессиональная ориентация - это система совместных мероприятий школы, внешкольных учреждений и родителей, направленных на оказание помощи учащимся в выборе профессии с учётом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.

Профессиональная ориентация школьника, являющаяся составной частью педагогического процесса, решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремлённого деятеля общественного производства, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб людей. Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений, ни одно не может сравниться по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением – кем стать, по какой дороге пойти, на каком поприще служить людям.

Исследования показывают, что наибольшее количество учеников выбирает профессию на основе только интереса к учебному предмету, наименьшее – на базе всех видов деятельности.

Изучение мотивов выбора профессии среди учеников показало, что первое место занимает материальная заинтересованность, на втором – привлекательность содержания труда, на третьем – общественно-ценностные мотивы. Мотивы как аргументы выбора профессии не возникают спонтанно, а являются результатом воздействия на личность ученика различных факторов.

Профессиональная ориентация – составная часть воспитательного процесса. Один из этапов профессиональной ориентации – профессиональное просвещение.

Современный мир – это стремительная информатизация общества, в котором важнейшее место занимают персональные компьютеры и информационные сети.

Можно выделить различные группы людей, работающих  на ЭВМ. Одни используют компьютер только в одной узкой области – писатели, набирающие текст на компьютере, бухгалтер, использующий специализированные программы для составления баланса своего предприятия. И, наконец, многочисленные любители компьютерных игр. Оператор ЭВМ занимает промежуточное положение между этими категориями и круг его обязанностей достаточно широк – он должен знать особенности устройства и эксплуатации ПК и должен уверенно работать во всех основных программных пакетах, в его обязанности входят  организация мер по предотвращению мер потери информации, обслуживание дисков, диагностика сбоев в работе прикладных программ и периферийных устройств. 

Компьютеры проникают  во все сферы человеческой деятельности, среди которых не последнее место занимают и железнодорожные профессии.

Настоящий учебный план предназначен для подготовки операторов электронно-вычислительных машин. Общий срок обучения составляет 204 ч. (3 года по 68 ч. в год). Программой предусмотрено  получение учащимися знаний, необходимых для полного усвоения специальности.

Программа по предмету «Оператор ЭВМ» составлена с учетом  возрастных особенностей  учащихся старших классов. В целях подготовки учащихся к включению в трудовую деятельность  по избранной  профессии, в процессе  обучения  формируются  профессионально значимые  личностные качества (внимание, долговременная и оперативная память, логическое мышление, наблюдательность). Учет успеваемости по темам учебного плана проводится путем  текущей  и периодической проверки знаний, умений и навыков.

В процессе практических занятий формируются четкие представления о функциональных обязанностях оператора ЭВМ.

Изучение курса предусматривает  практику в  технической конторе МРЦ железнодорожной станции Ржев-Балтийский.

При разработке программы использовались требования стандарта по профессии «Оператор ЭВМ» ОСТ 09 ПО 02.1-91-2002. В связи с тем, что отсутствует государственная сертифицированная программа начального профессионального обучения по специальности «Оператор ЭВ И ВМ» для общеобразовательных учреждений содержание курса соответствует совокупности федеральных программ основного и дополнительного образования. Теоретические сведения и практические занятия помогают выработать  у учащихся  целостный взгляд на работу оператора ЭВМ, его роль в деятельности предприятий железнодорожного транспорта, успешно  решать задачу формирования  у учащихся  знаний, умений и навыков, необходимых для работы на современных компьютерах, умелое применение компьютерной техники для решения прикладных задач.

В целях глубокого изучения и твердого усвоения учебного материала, развития у учащихся технического мышления необходимо практиковать самостоятельную работу со справочной литературой, применять прогрессивные методы обучения, использовать показ учебных фильмов.

Текущий контроль усвоения материала  осуществляется  путем устного/письменного опроса и при выполнении практических заданий. Учебный план построен по модульному принципу. Данный принцип позволяет учащемуся, прошедшему курс обучения, самостоятельно работать на компьютере и продолжить обучение  по специальным курсам, углубляя знания и умения по самостоятельно выбранным направлениям информационных технологий (автоматизированные системы управления, компьютерная графика, базы данных, делопроизводство на компьютере).

Современный мир ПК настолько широк и разнообразен, настолько быстро развивается, что каждый человек без сомнения, найдёт себе место в этом мире и первый сильный шаг в этом направлении – освоение профессии «Оператор ЭВМ».

По окончании обучения проводится квалификационный экзамен, по результатам которого выдается удостоверение «Оператор ЭВМ».  


Цель программы

  1. Обучить учащихся работе на ПК, работе с операционной системой Windows, пользовательскими  программами, с различными типами архиваторов и антивирусными программами;
  2. Ознакомить учащихся с элементами аппаратной конфигурации компьютера (с различными типами материнских плат, видео карт, накопителей на магнитных дисках, средств мультимедиа, различными видами принтеров);
  3. Обучить школьника рационально ставить задачи, читать, писать и отлаживать программы на процедурном и объектно-ориентированном языке программирования Basic;
  4. Формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, система управления базами данных Access, графический редактор Adobe Photoshop программы для подготовки компьютерных презентаций Power Point;
  5. Приобщить обучаемых к современным информационным технологиям;
  6. Обучить практической работе в локальных вычислительных сетях;
  7. Привить навыки работы в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
  8. Научить создавать собственные Web-страницы;
  9. Ориентировать подростков на выбор профессии предприятий железнодорожного транспорта;


Задачи

Образовательные:

  1. научить навыкам работы с компьютером;
  2. преодолеть психологический барьер человека перед компьютером;
  3. развивать логическое мышление, память;
  4. научить чётко излагать свои мысли;
  5. овладеть компьютерной грамотностью на уровне пользователя;
  6. формировать алгоритмический подход к решению задач.

Воспитательные:

  1. формирование культуры поведения;
  2. профессиональная ориентация подростков в выборе будущих профессий на  предприятиях железнодорожного транспорта;
  3. воспитание коммуникационных качеств;
  4. воспитание чувства коллективизма, взаимной помощи, дружбы, сплочённости;
  5. воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи;
  6. воспитание умения довести начатое дело до конца.

Развивающие:

  1. развитие логического мышления;
  2. развитие творческих способностей;
  3. развитие памяти, внимания;
  4. развитие терпения и усидчивости при усвоении новых знаний;


Пути реализации программы:

Образовательный процесс рассчитан на работу с группой не более 15 человек (в зависимости от числа рабочих мест в классе)  и предполагает повышенное внимание к творчески одарённым учащимся с последующим вовлечением их в поисково-исследовательскую деятельность.

Основная форма занятий – работа с группой учащихся с использованием традиционных форм и методов образовательного процесса.

  1. Создание комфортных условий в коллективе; заинтересованность ребёнка в получении новых знаний;
  2. Поиск нетрадиционных форм обучения;
  3. Разбивка учебной программы на модули для успешного её усвоения;
  4. Включение в структуру занятий упражнений для развития логического мышления, памяти, внимания;
  5. Введение в структуру занятий уроков творчества;
  6. Коллективные дела;

Общие сведения об учащихся

Возраст учащихся:

 1 год – 9 класс

                         2  год – 10 класс

                         3  год – 11 класс


Учебный план

к программе «Оператор ЭВМ»

№ п/п

Наименование раздела

9 кл.

10 кл.

11 кл.

Техника безопасности. Введение в специальность.

4

4

2

Информация. Аппаратное и программное обеспечение ЭВМ.

10

4

Компьютерные вирусы и борьба с ними. Архивирование.

8

Технология модернизации ЭВМ.

10

Операционная система Windows.

10

10

6

Арифметические и логические основы компьютера.

4

Алгоритмизация математических вычислений на языке программирования.

10

Текстовый процессор Word

20

6

Электронные таблицы Excel

16

6

Система управления базой данных Access

6

10

Программа автоматизации рабочего места оператора ЭВМ

6

Графический редактор Adobe Photoshop

10

Программа для создания презентаций PowerPoint

8

Internet. HTML и Macromedia технологии.

8

8

10

Итого за год

68

68

68

ВСЕГО

204


Календарно-тематическое планирование курса по программе

«Оператор ЭВМ»

9 класс (1 год / 2 часа)

Содержание

Часы

  1. Техника безопасности. Введение в специальность.

4

  1. Инструктаж по технике безопасности.
  1. Назначение и общественные аспекты применения персональных ЭВМ.
  2. Ознакомление с профессиональной характеристикой оператора ЭВМ и возможностями профессионального роста в системе непрерывного образования.
  3. Рыночная экономика и роль профессиональной компетентности в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры рынка труда.
  4. Структура курса по специальности «Оператор ЭВМ».

2. Информация. Аппаратное и программное обеспечение ЭВМ.

10

  1. Основные определения  информатики. Свойства и единицы измерения информации. Понятие о программном обеспечении.
  2. Основные этапы обработки информации на ЭВМ. Последовательность  действий в процессе записи, хранения, накопления, преобразования, считывания, копирования информации. Основные сведения об ЭВМ. Основные устройства ЭВМ и их характеристики. Принципы работы на ПК.
  3. История развития вычислительной техники.
  4. Электронно-вычислительные машины (ЭВМ): назначение и общественные аспекты применения ЭВМ. Основные сведения об ЭВМ. Значение и место ЭВМ в автоматизированных системах управления (АСУ).
  5. Классификация ЭВМ.
  6. Перспективы развития средств ВТ и технологии обработки информации. Архитектура ЭВМ: определение, основные сведения. Типы архитектур.
  7. Системный блок, его основные узлы, их функции, связь, размещение, технические характеристики, исполнение. Типы корпусов.
  8. Системная плата:  функции, технические характеристики, исполнение, типовые элементы и узлы, взаимосвязь.
  9. Микропроцессоры  и сопроцессоры: основные характеристики, назначение. Микропроцессор и память: способы обмена информацией. Контроллеры, шины и порты: назначение, основные сведения.
  10. Память ЭВМ: типы, структура и организация. Принципы хранения информации. Основные характеристики  и типы внутренней  и внешней памяти ЭВМ. Внутренняя память: функции, структурная схема, особенности построения. Устройства внутренней памяти: виды, свойства, основные параметры и характеристики, взаимосвязь.
  11. Накопители информации: типы, параметры, материалы накопителей, правила использования. Устройства внешней памяти (приводы накопителей на магнитных, оптических и магнитооптических дисках): типы, параметры, принципы действия. Дисководы и диски: взаимодействие. Стриммеры. Флеш-память. ZIP.
  12. Устройства ввода (клавиатура, мышь, трекбол, джойстик): разновидности, типы, функции, устройство, принципы работы, способы управления, правила эксплуатации.  Приёмы ввода информации в ЭВМ  и её последующий вывод.
  13. Клавиатура: внешний вид, размещение на панели алфавитно-цифровых клавиш, управляющих и функциональных и их назначение, основные методы и приемы работы, варианты клавиатурных комбинаций. Программы-тренажеры для отработки приемов работы на клавиатуре. Упражнения на клавиатуре по набору текстовой, алфавитно-цифровой информации.
  14. Устройства вывода (мониторы, принтеры): виды, классы, назначение, устройство, принцип действия, правила использования в работе, эксплуатация.
  15. Устройства внешней памяти: типы, параметры, принципы действия.
  16. Дополнительные устройства (планшет, сканер, факс-модем, стример): назначение, основные функциональные узлы, применение.

3. Операционная система Windows

10

  1. Программное обеспечение ЭВМ: история развития,  термины, определения. Смена         версий программного обеспечения: назначение, периодичность.
  2. Классификация программного обеспечения и их краткая характеристика: системное, системы программирования, прикладное.
  3. ОС семейства MS Windows: Объективные предпосылки появления ОС MS Windows. Требования к аппаратуре. Характеристики ОС MS Windows. Перспективы развития MS Windows.
  4. Интерфейс MS Windows. Объекты MS Windows: рабочий стол, значки и ярлыки, папки и файлы их иерархия.
  5. Навигация по файловой системе. Программа$ Проводник. Приемы управления MS Windows с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь». Элементы управления MS Windows. Панель задач. Виды меню и окон. Структура типового окна приложения.
  6. Запуск приложениҹ и работа с документами. Установка и удаление приложений.  Системный реестр.
  7. Назначение и приемы работы со стандартными приложениями MS Windows (WordPad, Paint, Блокнот, Калькулятор).
  8. Справочная и поисковые системы MS Windows. Получение справочной информации в окнах диалога. Поиск файлов и папок.
  9. Особенности работы с Windows. Стандартные окна Windows. Окна Windows, виды окон. Активные и неактивные окна. Изменение размеров и положения окон. Использование линеек прокрутки. Открытие нескольких окон (многозадачность). Переключение между окнами. Закрытие окна. Основные сведения об операционной системе Windows. Панель задач. Буфер обмена. 
  10. Файл. Папка. Действия с файлами и папками. Файловая организация данных. Указание пути к файлу. Полное имя файла.

4. Текстовый процессор  Microsoft Word.

20

  1. Назначение и разновидности текстовых редакторов, их функциональные возможности. Применение.
  2. Текстовый процессор. Основные возможности Microsoft Word, запуск и назначение элементов окна. Меню.
  3. Панели инструментов и их настройка. Контекстное меню в области панелей инструментов. Справочная система Word.
  4. Приемы ввода текста, отображение документа на экране, редактирование текста, подготовка его к печати.
  5. Базовый набор операций ввода и корректировки текста. Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы. Операции с фрагментами текста. Форматирование текста. Контекстное меню в области текста. Поиск текста. Меню команды Вставка. Проверка правописания. Параметры страницы. Предварительный просмотр перед печатью.  
  6. Режим  Структуры  документа. Слияние  документов. Оглавление  и  указатели  документа. Внедрение и связывание объектов. Создание, сохранение ... (меню файл). Масштаб. 
  7. Работа с таблицей. Способы создания таблиц. Оформление документа с использованием изученных приемов. 
  8. Работа с панелью инструментов Рисование. Рисование простейших элементов. Операции с ними. Объект  WordArt. Работа с WordArt. 
  9. Приемы форматирования текстов. Списки. Поиск и замена. Переносы. Нумерация страниц. Оформление колонтитулов. Сноски. Абзац.
  10. Обрамление. Колонки. Шаблоны. Создание документа с использованием шаблонов

5. Microsoft Excel

16

  1. Назначение, возможности и применение электронных таблиц, принципы их построения и  организация работы с ними. Характеристики и особенности табличного процессора  MS Excel , запуск программы. Окно Excel и его элементы.
  2. Настройка экрана Excel. Понятия рабочая книга, рабочий лист, активная ячейка. Создание, загрузка и сохранение рабочих книг. Адресация ячеек и ввод данных в таблицу.
  3. Типы данных. Общие правила подготовки таблиц (ввод формул, функций, копирование, относительные и абсолютные адреса). Перемещение по таблице, фрагменты в таблице, очистка, вставка и удаление ячеек, копирование фрагментов. Отмена  и повторение команд. Работа с формулами и основными функциями. Мастер диаграмм.
  4. Элементы таблицы Excel. Строки и столбцы. Ввод данных в таблицу Excel. Работа с меню Excel. Панели инструментов Excel. Редактирование  таблицы. Выделение,  добавление, удаление элементов листа, оформление границ. Форматирование таблицы: изменение  ширины столбца, выравнивание, объединение ячеек.
  5. Форматирование таблицы: шрифт, изменение вида и начертания. Автозаполнение. Автозавершение. Автосумма. Форматы данных: числовой, процентный, денежный… Автоматизация расчетов. Математические встроенные функции. Виды диаграмм. Работа с диаграммами.

6. Интернет

8

  1. Интернет - глобальная сеть. WWW. Броузер. Internet Explorer.
  2. Электронная почта. Поисковые сервера.

Итого:

68


Учащиеся должны знать:

  1. правила безопасного труда и гигиены при работе с ПК;
  2. основные свойства и единицы измерения информации;
  3. историю развития вычислительной техники, классификацию ЭВМ;
  4. основные устройства ЭВМ и их характеристики;
  5. терминологию и основные возможности операционной системы Windows;
  1. стандартные и служебные  программы Windows;
  1. назначение и возможности прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel;
  2. основные приемы работы и поиска информации в глобальной телекоммуникационной сети Internet;

Учащиеся должны уметь:

  1. работать на ПЭВМ в операционной системе Windows;
  2. применять в работе текстовый редактор Word, создавать и форматировать документы;
  3. использовать в работе электронные таблицы Excel;
  1. работать с графическими редакторами;
  2. работать в глобальной телекоммуникационной сети Internet;

Учебно-тематический план 10 класс

Содержание

1. Техника безопасности. Введение в специальность 

 4

  1. Инструктаж по технике безопасности.
  2. Основные понятия о гигиене труда. Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах. Понятие об утомляемости. Значение рационального режима труда и отдыха. Режим рабочего дня учащихся.
  3. Влияние электромагнитного излучения дисплеев ЭВМ.
  4. Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров, меры пожарной профилактики. Меры и средства пожаротушения.
  5. Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от поражения электрическим током.
  6. Первые  признаки  профессиональных  заболеваний. Предупреждение развития заболевания.
  7. Исторический обзор развития средств вычислительной техники, принцип действия и структурная схема, представление чисел и текстовой информации в ЭВМ.

2. Информация. Аппаратное и программное обеспечение.

4

  1. Информация: понятия, виды, способы представления. Информатизация: перспективы, определение. Понятие об информационном процессе и информационной системе.
  2. Информационные технологии: определение, инструментарий. Программное обеспечение ЭВМ.        
  3. Классификация программного обеспечения и их краткая характеристика: системное, системы программирования, прикладное.

  4. Мультимедийные  возможности  компьютера. Мультимедиа: понятия, определения. Аппаратные средства мультимедиа (звуковые карты, видеокарты, микрофоны, акустические системы): виды, способы подключения, функции.  Адаптеры  и конверторы, аппаратные методы компрессии, графические ускорители, графические процессоры: назначение, использование, функциональные возможности.
  5. Стандартные  средства  мультимедиа.
  6. Мультимедиа-программы: виды, свойства, настройка, применение. Звуковые и видеофайлы.

3.Операционная система Windows.

10

  1. Назначение и краткие характеристики операционной системы MS DOS,  Windows. 
  2. ОС семейства MS Windows: Объективные предпосылки появления ОС MS Windows. Требования к аппаратуре. Характеристики ОС MS Windows. Перспективы развития MS Windows .
  3. Интерфейс MS Windows. Объекты MS Windows: рабочий стол, значки и ярлыки, папки и файлы их иерархия.
  4. Навигация по файловой системе. Программа  Проводник. Приемы управления MS Windows с помощью клавиатуры и манипулятора мышь.
  5. Элементы управления MS Windows. Панель задач. Виды меню и окон. Структура типового окна приложения. Запуск приложений и работа с документами. Установка и удаление приложений.  Системный реестр.
  6.  Создание ярлыков.

4. Компьютерные вирусы и борьба с ними. Архивация данных.

8

  1. Компьютерные вирусы и борьба с ними. Многообразие, среда обитания и категории вирусов.
  2. Пути и механизмы распространения и действия вирусных программ, формы проявления; профилактические меры.
  3. Разновидности антивирусных программ, принципы их действия, способы настройки и  порядок работы в них.
  4. Архивы и архивирование: назначение, термины, определения. Программы-архиваторы: разновидности, свойства, основные режимы работы, диалоговые окна, команды. Архивации и разархивации файлов: основные правила, этапы, последовательность. Виды архивов. Защита архивов.
  5. Необходимость архивации файлов. Знакомство с программами архивации. Архивы и архивирование – термины и определения. Разновидности программ-архиваторов, их назначение, свойства, основные режимы работы  программ,  диалоговые  окна  и команды.  Правила  архивации  и  разархивации файлов.

5. Арифметические и логические основы компьютера.

4

  1. Позиционные и непозиционные системы счисления.
  2. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная системы счисления. Способы перевода чисел из одной системы в другую. Правила выполнения арифметических операций в различных  системах счисления.
  3. Позиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Базовые логические элементы компьютера. Элементы ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ. Реализация логических элементов.
  4. Представление информации физическими величинами. Способы передачи. Понятие о логической функции. Логические функции: конъюнкция ("И"), дизъюнкция ("ИЛИ"), отрицание ("НЕ"). Представление произвольной логической функции через элементарные функции "И", "ИЛИ", "НЕ". Таблицы истинности.
  5. Основные соотношения алгебры логики. Упрощение логических  функций.
  6. Логические функции и логические схемы.

6. Алгоритмизация математических вычислений на языке программирования

10

  1. Языки программирования. Классификация.
  2. Объектно-ориентированные языки программирования. Трансляторы языков программирования. Интерпретаторы и компиляторы. Язык. Синтаксис языка. Стандартные типы данных. Структура программы. Оператор присваивания.
  3. Оператор ввода-вывода. Составной оператор. Редактирование, отладка.
  4. Виды алгоритмов. Разработка линейных программ.
  5. Условный оператор. Разработка программ с использованием условного оператора.
  6. Основные принципы структурного программирования. Процедуры и функции. Этапы решения задач. Методы отладки программ.
  7. Организация циклических программ, операторы цикла с предварительным и последующим условиями. Разработка программ с использованием операторов цикла.
  8. Создание программ с использованием процедур и функций.
  9. Массивы. Одномерные и многомерные массивы. Типы индекса. Работа с массивами.
  10. Поиск элементов в массиве. Перестановка элементов.
  11. Сортировка массивов. Методы сортировки. Создание программ с движущимися объектами.
  12. Моделирование процессов. Применение ЭВМ для управления экспериментов.

7. Microsoft Access

6

  1. Панели инструментов Access. Разработка новой базы данных. Таблицы. Запись. Добавление, копирование и удаление записей.
  2. Поля. Описание, назначение свойств, редактирование полей. Вычисляемые поля. Синтаксис выражений.
  3. Запрос. Создание запроса на добавление, на обновление, на удаление, на отбор. Сортировка результата запроса.
  4. Индексация. Индекс на основе одиночного поля. Создание сложной индексации.
  5. Отчет. Создание с помощью Мастера.
  6. Сортировка и группировка данных в отчете. Формы. Создание, использование Мастера форм. Разработка базы данных.

8. Знакомство с Автоматизированной Системой Управления Станциями  

6

  1. Назначение программы. Описание функций и интерфейса;
  2. Функции меню;
  3. Технологические операции;
  4. Посещение технической конторы МРЦ ст. Ржев-Балтийский.

9. Microsoft PowerPoint.

8

  1. Создание  презентации.  Режимы  просмотра  и  работы  со  слайдами. Вставка, удаление, перемещение  и  копирование  слайдов. Ввод  и  форматирование  текста.
  2. Выбор  внешнего  вида  презентации. Создание  эффекта  анимации. Включение  в  слайды  диаграмм, графиков, таблиц  и  столбцов  текста.
  3. Использование  звука  и  видеоклипов. Репетиция  презентации. Проведение  презентации. Печать  презентации.

10. Internet

8

  1. Вычислительные сети: понятие, разновидности, назначение, масштаб, перспективы, использование.
  2. Локальные компьютерные сети: понятия, характеристики, возможности, модели, схемы. Основные элементы локальной сети: виды, способы соединения друг с другом (топология). Сети с централизованным управлением: модели. Основные методы доступа. Системы передачи данных: основные сведения. Аппаратные средства локальных сетей: состав, конфигурация, функции.
  3. Сетевое программное обеспечение: термины, определения, состав, структура. Сетевые операционные системы: разновидности, функции. Сетевые приложения: виды, применение. Ответственность пользователей за функционирование сети.
  4. Работа в локальных компьютерных сетях: правила, основные этапы, последовательность. Общие сведения о сетевых технологиях, основные термины и определения. Разновидности вычислительных сетей, принципы их работы.
  5. Понятия и определения локальных вычислительных сетей, их характеристики, Аппаратные средства локальных сетей, их состав, конфигурация, функции. Общие сведения оĠсетевом программном обеспечении.

Термины и определения глобальной компьютерной сети Internet. Возможности сети, основные виды услуг. Структура и информационные ресурсы сети Интернет. Функции провайдеров. Сведения о системе World Wide Web (WWW). Принципы адресации в Интернете. Функции, организация и структура WEB-сайтов и интернет-страниц, правила работы с ними. Требования к аппаратному обеспечению, назначение и конфигурация компонентов сетевого оборудования. Требования к программному  обеспечению   Интернет, его функции, приемы использования.

Итого:

68

Учащиеся должны знать:

  1. правила техники безопасности при работе на ПК;
  2. структуру системного блока, аппаратные средства профессиональных ПК (типы принтеров, сканеры и др.);
  3. основные характеристики процессоров, системных и видео карт, оперативной памяти;
  4. системное программное обеспечение ПК;
  5. понятие файла и каталога;
  6. назначение и возможности программы Norton Commander;
  7. понятие компьютерного вируса и средства антивирусной профилактики;
  8. классификацию языков программирования, основные типы алгоритмов;
  9. устройство триггера, базовые логические элементы ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ;
  10. иметь понятие о компьютерных телекоммуникациях;

Учащиеся должны уметь:

  1. технически грамотно работать с аппаратными средствами на автоматизированном рабочем месте оператора (подключать компьютер, форматировать и разбивать магнитные диски, конфигурировать систему);
  2. работать на ПК в операционной системеWindows;
  3. использовать утилиты для восстановления файлов, ликвидации логических ошибок на магнитных дисках, разграничивать доступ пользователей к файлам;
  4. использовать различные типы архиваторов;
  5. использовать в работе антивирусные средства;
  6. составлять математическую модель и блок-схему решения поставленной задачи;
  7. программно реализовывать и отлаживать текст поставленной задачи на языке программирования;
  8. производить различные арифметические операции с числами в позиционных системах счисления, осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Учебно-тематический план

11 класс

№ п/п

Содержание

Часы

1. Техника безопасности. Введение в специальность.

2

  1. Инструктаж по технике безопасности.
  1. Ознакомление с профессиональной характеристикой оператора ЭВМ и возможностями профессионального роста в системе непрерывного образования.
  2. Рыночная экономика и роль профессиональной компетентности в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры рынка труда.
  3. Структура курса по специальности «Оператор ЭВМ».

2. Операционная система Windows.

6

  1. Служебные программы. Обмен данными между приложениями. Связь и внедрение объектов (OLE). Анализ экономической информации, необходимой для ориентации в своей профессиональной деятельности.
  2. Осуществление поддержки, своевременной модернизации и смены  версий  программного  обеспечения. Периодичность и способы обновления программного обеспечения.  Требования к аппаратным ресурсам. Перспективы программного обеспечения. Виды и сроки мероприятий по техническому обслуживанию оборудования и аппарату
  3. Установка программных продуктов: правила, последовательность действий, рекомендации.
  4. Обновление программных продуктов: способы, основные этапы, последовательность, условия.
  5. Выполнение установки и обновления программного обеспечения.

3. Текстовый редактор Microsoft  Word.

6

  1. Новые методы работы в текстовом редакторе Word. Основы ввода и форматирования документов. Проверка и печать документов Создание, форматирование, редактирование и сохранение текстовых документов.
  2. Работа с таблицами и границами. Создание составных документов. Использование инструментов рисования
  3. Автоматизация работы в офисе
  4. Средства  создания  электронного  документооборота. Автоматизация  ввода  информации  в  компьютер. Связь  сканера  с  операционной  системой. Автоматическое  распознавание  текстов.
  5. Программы распознавания текстов: FineReader
  6. Распознавание  документов  в  программе  FineReader: окно  программы, порядок  распознавания  текстовых  документов, сканирование  документа, сегментация  документа, распознавание  документа, особенности  настройки  программы  FineReader, распознавание  бланков.
  7. Автоматический  перевод  документов: средства  автоматического  перевода  документа, программа  Сократ, PROMT, автоматический  перевод, работа  со  словарями.
  8. Основы стилей. Сборка документов с помощью шаблона. Работа с полями. Запись и воспроизведение макросов.
  9. Управление внешним видом документа с помощью разделов. Работа с макетом страниц. Создание главного документа. Совместное редактирование документа.
  10. Настольные  издательские  системы. Этапы  подготовки материала к публикации. Программы для вёрстки текста: Microsoft Publisher, Adobe PageMaker: элементы  управления, приемы  работы  с  текстом, вставка  графических  изображений, взаимодействие  текста  и  графики, приемы  автоматизации, приемы  работы  с  цветом, предварительный  просмотр  и  печать  документа.

4. Электронные таблицы Microsoft  Excel

6

  1. Элементы окна программы. Строка формул. Использование помощника. Ввод чисел и формул в ячейки. Редактирование ячеек. Поиск и замена содержимого. Адресация ячеек. Форматирование ячеек. 8. Работа  с  электронными  таблицами
  2. Табличные процессоры. Назначение, возможности и применение электронных таблиц, принципы их построения и  организация работы с ними. Характеристики и особенности табличного процессора  MS Excel , запуск программы. Окно Excel и его элементы
  3. Настройка экрана Excel. Понятия рабочая книга, рабочий лист, активная ячейка. Создание, загрузка и сохранение рабочих книг. Адресация ячеек и ввод данных в таблицу. Типы данных. Общие правила подготовки таблиц (ввод формул, функций, копирование, относительные и абсолютные адреса).
  4. Перемещение по таблице, фрагменты в таблице, очистка, вставка и удаление ячеек, копирование фрагментов. Отмена  и повторение команд. Работа с формулами и основными функциями.
  5. Мастер диаграмм. Таблицы. Правила подготовки таблиц. Основные методы оптимизации работы. Оформление таблиц. Перемещение по таблице. Выделение фрагментов таблицы. Очистка ячеек. Вставка, удаление, перемещение, копирование и вставка фрагментов.
  6. Поиск и замена. Расчетные операции в Excel. Работа с формулами и функциями. Математические модели в Excel. Решение задач моделирования и оптимизации с использованием Excel.

5. Технология модернизации ЭВМ.

10

  1. Служебные программы и мультимедиа. Обмен данными между приложениями. Связь и внедрение объектов (OLE). Анализ экономической информации, необходимой для ориентации в своей профессиональной деятельности.
  2. Осуществление поддержки, своевременной модернизации и смены  версий  программного  обеспечения. Периодичность и способы обновления программного обеспечения.  Требования к аппаратным ресурсам. Перспективы программного обеспечения. Виды и сроки мероприятий по техническому обслуживанию оборудования и аппарату
  3. Установление причин сбоев в процессе обработки информации и их анализ. Устранение программных сбоев, возникающих при работе с ЭВМ и периферийными устройствами.
  4. Факторы, влияющие на устойчивость работы вычислительных систем. Сбои, встречающиеся в работе пользователя ЭВМ, их классификация, характер, формы предупреждений, содержание компьютерных сообщений. Основные причины отказов в работе и сбоев, возможная профилактика. Понятия о настройке и оптимизации работы ЭВМ.
  5. Некоторые приемы выхода из проблемных ситуаций. Способы разрешения конфликтов устройств.
  6. Правила поиска и устранения сбоев в работе программ.
  7. Виды диагностических программ,  их свойства,  правила запуска, оценка результатов диагностики.
  8. Технология модернизации ЭВМ
  9. Модернизация ЭВМ: назначение. Upgrade: понятиеĬ определение. Виды и сроки мероприятий по техническому обслуживанию оборудования и аппаратуры.
  10. Установка программных продуктов: правиᐻа, последовательность действий, рекомендации.
  11. Обновление программных продуктов: способы, основные этапы, последовательность, условия.
  12. Выполнение установки и обновления программного обеспечения.
  13. Настройка и оптимизация работы ЭВМ: основные алгоритмы, способы проведения, результаты.
  14. Диагностика и устранение  сбоев вычислительных систем.
  15. Устойчивость   работы   вычислительных   систем:   понятия.
  16. Факторы, влияющие на сбои: классификация, характер, формы предупреждений, содержание компьютерных сообщений. Наиболее распространенные сбои и отказы в работе: причины, возможная профилактика.
  17. Поиск и устранение простых неполадок в работе аппаратуры и оборудования: основные правила, приемы выхода из проблемных ситуаций. Способы разрешения конфликтов устройств.
  18. Диагностические программы: виды, свойства, правила запуска, оценка результатов диагностики.
  19. Выполнение диагностических мероприятий.

6. Microsoft Access.

10

  1. Панели инструментов Access. Разработка новой базы данных. Таблицы. Запись. Добавление, копирование и удаление записей.
  2. Поля. Описание, назначение свойств, редактирование полей. Вычисляемые поля. Синтаксис выражений.
  3. Запрос. Создание запроса на добавление, на обновление, на удаление, на отбор. Сортировка результата запроса.
  4. Индексация. Индекс на основе одиночного поля. Создание сложной индексации.
  5. Отчет. Создание с помощью Мастера.
  6. Сортировка и группировка данных в отчете. Формы. Создание, использование Мастера форм. Разработка базы данных.

7. Графический редактор Adobe Photoshop

10

Назначение и область применения графического редактора. Форматы графических файлов. Инструменты рисования и раскрашивания.

Выполнение работы с помощью наиболее распространенных пакетов графических программ. Основные термины и определения компьютерной графики. Возможности и область использования графических программ.

Требования к оборудованию и комплектующим для работы с изображениями.

Разновидности, назначение, применение и принципы работы программ векторной графики. Основные команды и функции. Правила работы с объектами и группами объектов, способы и средства их построения, размещения, редактирования, форматирования, трансформации и комбинирования. Способы оформления текстов.

Виды, назначение, применение и принципы работы программ растровой графики. Основные команды и функции.  Методы и правила рисования и комбинирования изображений, способы   их   цветового  оформления, форматирования, трансформации.

Требования к созданию нового рисунка, загрузке и сохранению графических файлов в различных форматах.

Программы трехмерного моделирования, назначение, область  использования, основные принципы работы.

Функции и средства базовой программы системы автоматизированного проектирования: понятие, назначение, область применения, возможности.

Программный пакет AvtoCAD: функции. Создание чертежей: общие сведения, основные средства. Выделение областей для редактирования и преобразования изображений. Цветовые режимы и модели. Коррекция цвета. Слои. Создание анимации.

8. Глобальная компьютерная сеть  Internet.

8

  1. Глобальная компьютерная сеть Интернет (Internet): термины, определения, масштаб, возможности, предоставляемые услуги, структура, информационные ресурсы, условия подключения.
  2. World Wide Web (WWW): основные сведения о системе. Web-браузер: виды, функции. WAP-браузеры. Системы JPRS и WAP в сотовой мобильной связи.
  3. Принципы адресации в Интернете.
  4. Аппаратное обеспечение: основные требования. Компоненты сетевого оборудования: разновидности, назначение, конфигурация.
  5. Программное обеспечение Интернет: термины, определения, состав, структура, функции, требования и приемы использования.
  6. Работа в Интернете: основные этапы, последовательность, правила, приемы, особенности. WEB-сайты, страницы: общие сведения, правила работы, использование.
  7. Электронная почта: понятия, основные функции. Программа Outlook Express: назначение, принципы работы программы, основные  элементы окна, особенности  настройки  интерфейса и основных параметров. Почтовые сообщения: правила работы. Способы применения адресной книги. Выполнение основных операций с текстовыми файлами. Обработка электронной почты.
  8. Телеконференции, чаты, «мгновенные сообщения». Безопасность в Internet.
  9. WEB-дизайн
  10. Особенности национального WEB-дизайна. Виды WEB-страничек. Инструменты WEB-дизайнера. Редактор WEB-узлов FrontPage. Создание WEB-узла: мастер  WEB-узла, список задач, просмотр папок узла, навигация, проверка гиперссылок, отчёты, цветовая схема узла, общие поля страницы. Оформление WEB-узла. Редактор WEB-страниц: форматирование текста, внедрение таблиц и списков, гиперссылки и закладки, рисунки, просмотр HTML-кода, проверка страницы в браузере. Усовершенствование WEB-страниц.
  11. Публикация готовых WWW-страничек в Интернете. Регистрация на поисковых серверах.
  12. Основы безопасности при работе в Интернет. Вирусы. Программы для обеспечения безопасности в Интернет.  
  13. Назначение и возможности сети Internet. Протоколы передачи файлов. Адресация в WWW. Структура World Wide Web. Понятие, назначение и типы броузеров. Интеграция броузеров в среду Windows. HTML. Подготовка и разработка WWW-страниц. Структура HTML- документа. Форматирование абзацев. Работа с заголовками. Списки в HTML-документах. Работа с таблицами. Гиперссылки и рисунки. Работа с Macromedia Dreamweaver

9. Основы защиты компьютерной информации

10

  1. Основы информационной безопасности
  2. Концепция национальной безопасности. Концепция государственной информационной политики. Правовое регулирование отношений в сфере информатизации общества и деятельности органов внутренних дел. Основные принципы многорубежной защиты информационных ресурсов.
  1. Методы и средства  защиты компьютерной информации
  2. Понятие компьютерного преступления. Понятие несанкционированного доступа. Уязвимые места компьютерных систем. Методы защиты информации.
  3. Антивирусные программы: разновидности, принципы действия, способы настройки, порядок работы в них. Мероприятия для улучшения защищенности вычислительных систем (организационные, технические, программные). Аппаратные средства резервного копирования.
  4. Понятие компьютерного преступления. Компьютер как средство и объект преступления. Уголовное законодательство и компьютерная преступность. (Ст. 272-274 УК РФ).
  5. Владение правовыми аспектами информационной деятельности.
  6. Понятие о лицензионном и нелицензионном программном обеспечении. Виды и особенности нормативно-законодательной литературы.

Итого:

68


Учащиеся должны знать:

  1. правила безопасного труда и гигиены при работе с ПК;
  1. терминологию и основные возможности операционной системы Windows;
  2. стандартные и специальные программы Windows;
  1. назначение и возможности прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, система управления базами данных Access, программы для подготовки компьютерных презентаций Power Point, графический редактор Adobe Photoshop;
  2. основные приемы работы и поиска информации в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
  3. правила работы с электронной почтой и телекоммуникациями;
  4. требования к разработке Web-страниц при использовании HTML и Macromedia технологий.

Учащиеся должны уметь:

  1. работать на ПЭВМ в операционной системе Windows;
  2. работать в ЛВС;
  3. применять в работе текстовый редактор Word, создавать и форматировать документы;
  4. использовать в работе электронные таблицы Excel;
  5. уметь создавать и вести базы данных, осуществлять поиск данных в СУБД Access;
  1. работать с графическими редакторами;
  2. подготавливать компьютерные презентации с использованием графической анимации;
  3. работать в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
  1. подготавливать и создавать гипертекстовые Web-страницы с использованием HTML и Macromedia технологий.

Примечание: Практические работы должны составлять  не менее 60% отводимого времени по учебному плану. Производственная практика организуется под руководством учителя. Учащиеся по окончании практики должны предоставить Дневник прохождения практики, на основании которого выставляется оценка за производственную практику. Экзамен может проходить в виде защиты реферата, проекта или в виде устного ответа по билетам.


Программное обеспечение:

  1. ОС Windows XP Professional
  2. MS Office
  3. Программы архивации данных WinZip, WinRar
  4. Антивирусная программа Symantic Antivirus
  5. Adobe Photoshop

Аппаратное обеспечение:

  1. Компьютеры
  2. Принтер
  3. Сканер
  4. Мультимедиапроектор


Литература

  1. С. Симонович, Г. Евсеев «Практическая информатика», Москва, 2000, АСТ-пресс.
  2. С. Симонович, Г. Евсеев «Специальная  информатика», Москва, 2000, АСТ-пресс.
  3. С. Симонович, Г. Евсеев «Общая информатика», Москва, 2000, АСТ-пресс.
  4. Г. Евсеев «Windows 98», Полный справочник, АСТ-пресс, 1998
  5. Л.З. Шауцукова Информатика, М., Просвещение, 2000
  6. С.В. Киселёв и др. Оператор ЭВМ. ПрофОбрИздат, 2002.
  7. Информатика: Учебник. Под редакцией проф. Н.В. Макаровой. М.,  Финансы и статистика, 1999.
  8. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. Под ред. Н.В. Макаровой.- 3-е изд., перераб.-М.: Финансы и статистика, 2000.
  9. Информатика: Базовый курс. Под ред. С.В.Симоновича. - СПБ.: Питер, 2002..
  10. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. – М.,  ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  11. Гаевский А.Ю. Самоучитель работы на компьютере., Практ. пособ. -  М., ТЕХНОЛОДЖИ , 2001.
  12. Левин А., Самоучитель работы на компьютере, 5-е изд., М., 1998 г..
  13. Леонтьев В.П. Персональный компьютер, Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2004.
  14. Ю.А. Шафрин Информационные технологии: в 2 частях ч. 1: Основы информатики и информационных технологий, Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 1999
  15. В.Э. Фигурнов IBM PC для пользователя. Краткий курс, Москва, ИНФРА-М, 2001
  16. Н.В. – Стоцкий Ю. Самоучитель Office XP / Ю. Стоцкий.- СПб.: Питер, 2002
  17. Леонтьев Ю. Самоучитель Word2000 / Ю. Леонтьев.- СПб.: Питер, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Оператор ЭВМ

Профессиональная ориентация – составная часть воспитательного процесса. Один из этапов профессиональной ориентации – профессиональное просвещение. Современный мир – это стремительная информатизация о...

Профессиональная подготовка: оператор электронно-вычислительных машин (оператор-пользователь ПК). Рабочая программа курса.

Курс рассчитан на изучение в 8 - 9 классах общим объемом 100 учебных часов. Учебная программа нацелена на освоение учащимися современных информационных технологий....

Тест в формате exe по программе "Оператор ЭВМ"

Тест в формате exe по программе "Оператор ЭВМ"...

С/Р по теме "Оператор выбора и условный оператор на языке Pascal"

С/Р по теме "Оператор выбора и условный оператор на языке Pascal"...

Тема открытого урока по информатике 8 класс по теме: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания.

План и презентация открытого урока по информатике 8 класс по теме: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания....

Урок информатики в 9 классе по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»

Урок информатики по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»...