Программа Оператор ЭВМ
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему
Профессиональная ориентация – составная часть воспитательного процесса. Один из этапов профессиональной ориентации – профессиональное просвещение.
Современный мир – это стремительная информатизация общества, в котором важнейшее место занимают персональные компьютеры и информационные сети.
Можно выделить различные группы людей, работающих на ЭВМ. Одни используют компьютер только в одной узкой области – писатели, набирающие текст на компьютере, бухгалтер, использующий специализированные программы для составления баланса своего предприятия. И, наконец, многочисленные любители компьютерных игр.Оператор ЭВМ занимает промежуточное положение между этими категориями и круг его обязанностей достаточно широк – он должен знать особенности устройства и эксплуатации ПК и должен уверенно работать во всех основных программных пакетах, в его обязанности входят организация мер по предотвращению мер потери информации, обслуживание дисков, диагностика сбоев в работе прикладных программ и периферийных устройств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_operator_evm.doc | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 35 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Учитель информатики
Лицея № 35 ОАО «РЖД»
Малахова Елена Николаевна
Квалификационная характеристика
Оператор ЭВМ должен знать:
- требования охраны труда и пожарной безопасности, основы охраны труда;
- структуру системного блока, основные устройства ПК, правила их эксплуатации, виды и причины отказов в работе устройств;
- понятие файла и каталога, понятие компьютерного вируса;
- основные возможности Windows;
- стандартные и специальные программы Windows, основные приемы форматирование документа, основные методы размещения текста, применения многоколоночного текста, таблиц и стилей;
- основы программирования, этапы решения задач на ПЭВМ, методы моделирования процессов, алгоритмы обработки данных;
- основные положения и функции операционных систем;
- рабочие инструкции по обработке информации, носители данных;
- назначение и возможности работы в телекоммуникационных сетях и ЛВС, правила работы с прикладным программным обеспечением;
- методы разработки Web-страниц с использованием HTML и Macromedia технологий.
Оператор ЭВМ должен уметь:
- соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте оператора ЭВМ, бережно обращаться с оборудованием;
- подключать компьютер, практически работать в ОС Windows;
- работать с различными типами прикладных программ (текстовые и табличные процессоры, СУБД, графические редакторы);
- грамотно форматировать текст, размещать текст и графику на полосе, работать с таблицами, нумеровать страницы, работать с колонтитулами;
- выполнять обработку документов на ПЭВМ различного типа с печатанием исходных данных и результатов работы;
- программно реализовать и отлаживать текст программы на языке программирования, выполнять ввод информации с различных носителей;
- работать в телекоммуникационных сетях и ЛВС, передавать данные по различным каналам связи;
- применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте;
Пояснительная записка
Актуальность создания программы.
«Если мы избрали профессию, для которой у нас нет необходимых способностей, то мы никогда не исполним её достойным образом…».
К.Маркс
Профессиональная ориентация - это система совместных мероприятий школы, внешкольных учреждений и родителей, направленных на оказание помощи учащимся в выборе профессии с учётом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.
Профессиональная ориентация школьника, являющаяся составной частью педагогического процесса, решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремлённого деятеля общественного производства, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб людей. Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений, ни одно не может сравниться по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением – кем стать, по какой дороге пойти, на каком поприще служить людям.
Исследования показывают, что наибольшее количество учеников выбирает профессию на основе только интереса к учебному предмету, наименьшее – на базе всех видов деятельности.
Изучение мотивов выбора профессии среди учеников показало, что первое место занимает материальная заинтересованность, на втором – привлекательность содержания труда, на третьем – общественно-ценностные мотивы. Мотивы как аргументы выбора профессии не возникают спонтанно, а являются результатом воздействия на личность ученика различных факторов.
Профессиональная ориентация – составная часть воспитательного процесса. Один из этапов профессиональной ориентации – профессиональное просвещение.
Современный мир – это стремительная информатизация общества, в котором важнейшее место занимают персональные компьютеры и информационные сети.
Можно выделить различные группы людей, работающих на ЭВМ. Одни используют компьютер только в одной узкой области – писатели, набирающие текст на компьютере, бухгалтер, использующий специализированные программы для составления баланса своего предприятия. И, наконец, многочисленные любители компьютерных игр. Оператор ЭВМ занимает промежуточное положение между этими категориями и круг его обязанностей достаточно широк – он должен знать особенности устройства и эксплуатации ПК и должен уверенно работать во всех основных программных пакетах, в его обязанности входят организация мер по предотвращению мер потери информации, обслуживание дисков, диагностика сбоев в работе прикладных программ и периферийных устройств.
Компьютеры проникают во все сферы человеческой деятельности, среди которых не последнее место занимают и железнодорожные профессии.
Настоящий учебный план предназначен для подготовки операторов электронно-вычислительных машин. Общий срок обучения составляет 204 ч. (3 года по 68 ч. в год). Программой предусмотрено получение учащимися знаний, необходимых для полного усвоения специальности.
Программа по предмету «Оператор ЭВМ» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся старших классов. В целях подготовки учащихся к включению в трудовую деятельность по избранной профессии, в процессе обучения формируются профессионально значимые личностные качества (внимание, долговременная и оперативная память, логическое мышление, наблюдательность). Учет успеваемости по темам учебного плана проводится путем текущей и периодической проверки знаний, умений и навыков.
В процессе практических занятий формируются четкие представления о функциональных обязанностях оператора ЭВМ.
Изучение курса предусматривает практику в технической конторе МРЦ железнодорожной станции Ржев-Балтийский.
При разработке программы использовались требования стандарта по профессии «Оператор ЭВМ» ОСТ 09 ПО 02.1-91-2002. В связи с тем, что отсутствует государственная сертифицированная программа начального профессионального обучения по специальности «Оператор ЭВ И ВМ» для общеобразовательных учреждений содержание курса соответствует совокупности федеральных программ основного и дополнительного образования. Теоретические сведения и практические занятия помогают выработать у учащихся целостный взгляд на работу оператора ЭВМ, его роль в деятельности предприятий железнодорожного транспорта, успешно решать задачу формирования у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для работы на современных компьютерах, умелое применение компьютерной техники для решения прикладных задач.
В целях глубокого изучения и твердого усвоения учебного материала, развития у учащихся технического мышления необходимо практиковать самостоятельную работу со справочной литературой, применять прогрессивные методы обучения, использовать показ учебных фильмов.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса и при выполнении практических заданий. Учебный план построен по модульному принципу. Данный принцип позволяет учащемуся, прошедшему курс обучения, самостоятельно работать на компьютере и продолжить обучение по специальным курсам, углубляя знания и умения по самостоятельно выбранным направлениям информационных технологий (автоматизированные системы управления, компьютерная графика, базы данных, делопроизводство на компьютере).
Современный мир ПК настолько широк и разнообразен, настолько быстро развивается, что каждый человек без сомнения, найдёт себе место в этом мире и первый сильный шаг в этом направлении – освоение профессии «Оператор ЭВМ».
По окончании обучения проводится квалификационный экзамен, по результатам которого выдается удостоверение «Оператор ЭВМ».
Цель программы
- Обучить учащихся работе на ПК, работе с операционной системой Windows, пользовательскими программами, с различными типами архиваторов и антивирусными программами;
- Ознакомить учащихся с элементами аппаратной конфигурации компьютера (с различными типами материнских плат, видео карт, накопителей на магнитных дисках, средств мультимедиа, различными видами принтеров);
- Обучить школьника рационально ставить задачи, читать, писать и отлаживать программы на процедурном и объектно-ориентированном языке программирования Basic;
- Формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, система управления базами данных Access, графический редактор Adobe Photoshop программы для подготовки компьютерных презентаций Power Point;
- Приобщить обучаемых к современным информационным технологиям;
- Обучить практической работе в локальных вычислительных сетях;
- Привить навыки работы в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
- Научить создавать собственные Web-страницы;
- Ориентировать подростков на выбор профессии предприятий железнодорожного транспорта;
Задачи
Образовательные:
- научить навыкам работы с компьютером;
- преодолеть психологический барьер человека перед компьютером;
- развивать логическое мышление, память;
- научить чётко излагать свои мысли;
- овладеть компьютерной грамотностью на уровне пользователя;
- формировать алгоритмический подход к решению задач.
Воспитательные:
- формирование культуры поведения;
- профессиональная ориентация подростков в выборе будущих профессий на предприятиях железнодорожного транспорта;
- воспитание коммуникационных качеств;
- воспитание чувства коллективизма, взаимной помощи, дружбы, сплочённости;
- воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи;
- воспитание умения довести начатое дело до конца.
Развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие творческих способностей;
- развитие памяти, внимания;
- развитие терпения и усидчивости при усвоении новых знаний;
Пути реализации программы:
Образовательный процесс рассчитан на работу с группой не более 15 человек (в зависимости от числа рабочих мест в классе) и предполагает повышенное внимание к творчески одарённым учащимся с последующим вовлечением их в поисково-исследовательскую деятельность.
Основная форма занятий – работа с группой учащихся с использованием традиционных форм и методов образовательного процесса.
- Создание комфортных условий в коллективе; заинтересованность ребёнка в получении новых знаний;
- Поиск нетрадиционных форм обучения;
- Разбивка учебной программы на модули для успешного её усвоения;
- Включение в структуру занятий упражнений для развития логического мышления, памяти, внимания;
- Введение в структуру занятий уроков творчества;
- Коллективные дела;
Общие сведения об учащихся
Возраст учащихся:
1 год – 9 класс
2 год – 10 класс
3 год – 11 класс
Учебный план
к программе «Оператор ЭВМ»
№ п/п | Наименование раздела | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
Техника безопасности. Введение в специальность. | 4 | 4 | 2 | |
Информация. Аппаратное и программное обеспечение ЭВМ. | 10 | 4 | ||
Компьютерные вирусы и борьба с ними. Архивирование. | 8 | |||
Технология модернизации ЭВМ. | 10 | |||
Операционная система Windows. | 10 | 10 | 6 | |
Арифметические и логические основы компьютера. | 4 | |||
Алгоритмизация математических вычислений на языке программирования. | 10 | |||
Текстовый процессор Word | 20 | 6 | ||
Электронные таблицы Excel | 16 | 6 | ||
Система управления базой данных Access | 6 | 10 | ||
Программа автоматизации рабочего места оператора ЭВМ | 6 | |||
Графический редактор Adobe Photoshop | 10 | |||
Программа для создания презентаций PowerPoint | 8 | |||
Internet. HTML и Macromedia технологии. | 8 | 8 | 10 | |
Итого за год | 68 | 68 | 68 | |
ВСЕГО | 204 |
Календарно-тематическое планирование курса по программе
«Оператор ЭВМ»
9 класс (1 год / 2 часа)
№ | Содержание | Часы |
| 4 | |
| ||
2. Информация. Аппаратное и программное обеспечение ЭВМ. | 10 | |
| ||
3. Операционная система Windows | 10 | |
| ||
4. Текстовый процессор Microsoft Word. | 20 | |
| ||
5. Microsoft Excel | 16 | |
| ||
6. Интернет | 8 | |
| ||
Итого: | 68 |
Учащиеся должны знать:
- правила безопасного труда и гигиены при работе с ПК;
- основные свойства и единицы измерения информации;
- историю развития вычислительной техники, классификацию ЭВМ;
- основные устройства ЭВМ и их характеристики;
- терминологию и основные возможности операционной системы Windows;
- стандартные и служебные программы Windows;
- назначение и возможности прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel;
- основные приемы работы и поиска информации в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
Учащиеся должны уметь:
- работать на ПЭВМ в операционной системе Windows;
- применять в работе текстовый редактор Word, создавать и форматировать документы;
- использовать в работе электронные таблицы Excel;
- работать с графическими редакторами;
- работать в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
Учебно-тематический план 10 класс
№ | Содержание | |
1. Техника безопасности. Введение в специальность | 4 | |
| ||
2. Информация. Аппаратное и программное обеспечение. | 4 | |
| ||
3.Операционная система Windows. | 10 | |
| ||
4. Компьютерные вирусы и борьба с ними. Архивация данных. | 8 | |
| ||
5. Арифметические и логические основы компьютера. | 4 | |
| ||
6. Алгоритмизация математических вычислений на языке программирования | 10 | |
| ||
7. Microsoft Access | 6 | |
| ||
8. Знакомство с Автоматизированной Системой Управления Станциями | 6 | |
| ||
9. Microsoft PowerPoint. | 8 | |
| ||
10. Internet | 8 | |
Термины и определения глобальной компьютерной сети Internet. Возможности сети, основные виды услуг. Структура и информационные ресурсы сети Интернет. Функции провайдеров. Сведения о системе World Wide Web (WWW). Принципы адресации в Интернете. Функции, организация и структура WEB-сайтов и интернет-страниц, правила работы с ними. Требования к аппаратному обеспечению, назначение и конфигурация компонентов сетевого оборудования. Требования к программному обеспечению Интернет, его функции, приемы использования. | ||
Итого: | 68 |
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе на ПК;
- структуру системного блока, аппаратные средства профессиональных ПК (типы принтеров, сканеры и др.);
- основные характеристики процессоров, системных и видео карт, оперативной памяти;
- системное программное обеспечение ПК;
- понятие файла и каталога;
- назначение и возможности программы Norton Commander;
- понятие компьютерного вируса и средства антивирусной профилактики;
- классификацию языков программирования, основные типы алгоритмов;
- устройство триггера, базовые логические элементы ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ;
- иметь понятие о компьютерных телекоммуникациях;
Учащиеся должны уметь:
- технически грамотно работать с аппаратными средствами на автоматизированном рабочем месте оператора (подключать компьютер, форматировать и разбивать магнитные диски, конфигурировать систему);
- работать на ПК в операционной системеWindows;
- использовать утилиты для восстановления файлов, ликвидации логических ошибок на магнитных дисках, разграничивать доступ пользователей к файлам;
- использовать различные типы архиваторов;
- использовать в работе антивирусные средства;
- составлять математическую модель и блок-схему решения поставленной задачи;
- программно реализовывать и отлаживать текст поставленной задачи на языке программирования;
- производить различные арифметические операции с числами в позиционных системах счисления, осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Учебно-тематический план
11 класс
№ п/п | Содержание | Часы |
1. Техника безопасности. Введение в специальность. | 2 | |
| ||
2. Операционная система Windows. | 6 | |
| ||
3. Текстовый редактор Microsoft Word. | 6 | |
| ||
4. Электронные таблицы Microsoft Excel | 6 | |
| ||
5. Технология модернизации ЭВМ. | 10 | |
| ||
6. Microsoft Access. | 10 | |
| ||
7. Графический редактор Adobe Photoshop | 10 | |
Назначение и область применения графического редактора. Форматы графических файлов. Инструменты рисования и раскрашивания. Выполнение работы с помощью наиболее распространенных пакетов графических программ. Основные термины и определения компьютерной графики. Возможности и область использования графических программ. Требования к оборудованию и комплектующим для работы с изображениями. Разновидности, назначение, применение и принципы работы программ векторной графики. Основные команды и функции. Правила работы с объектами и группами объектов, способы и средства их построения, размещения, редактирования, форматирования, трансформации и комбинирования. Способы оформления текстов. Виды, назначение, применение и принципы работы программ растровой графики. Основные команды и функции. Методы и правила рисования и комбинирования изображений, способы их цветового оформления, форматирования, трансформации. Требования к созданию нового рисунка, загрузке и сохранению графических файлов в различных форматах. Программы трехмерного моделирования, назначение, область использования, основные принципы работы. Функции и средства базовой программы системы автоматизированного проектирования: понятие, назначение, область применения, возможности. Программный пакет AvtoCAD: функции. Создание чертежей: общие сведения, основные средства. Выделение областей для редактирования и преобразования изображений. Цветовые режимы и модели. Коррекция цвета. Слои. Создание анимации. | ||
8. Глобальная компьютерная сеть Internet. | 8 | |
| ||
9. Основы защиты компьютерной информации | 10 | |
| ||
Итого: | 68 |
Учащиеся должны знать:
- правила безопасного труда и гигиены при работе с ПК;
- терминологию и основные возможности операционной системы Windows;
- стандартные и специальные программы Windows;
- назначение и возможности прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, система управления базами данных Access, программы для подготовки компьютерных презентаций Power Point, графический редактор Adobe Photoshop;
- основные приемы работы и поиска информации в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
- правила работы с электронной почтой и телекоммуникациями;
- требования к разработке Web-страниц при использовании HTML и Macromedia технологий.
Учащиеся должны уметь:
- работать на ПЭВМ в операционной системе Windows;
- работать в ЛВС;
- применять в работе текстовый редактор Word, создавать и форматировать документы;
- использовать в работе электронные таблицы Excel;
- уметь создавать и вести базы данных, осуществлять поиск данных в СУБД Access;
- работать с графическими редакторами;
- подготавливать компьютерные презентации с использованием графической анимации;
- работать в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
- подготавливать и создавать гипертекстовые Web-страницы с использованием HTML и Macromedia технологий.
Примечание: Практические работы должны составлять не менее 60% отводимого времени по учебному плану. Производственная практика организуется под руководством учителя. Учащиеся по окончании практики должны предоставить Дневник прохождения практики, на основании которого выставляется оценка за производственную практику. Экзамен может проходить в виде защиты реферата, проекта или в виде устного ответа по билетам.
Программное обеспечение:
- ОС Windows XP Professional
- MS Office
- Программы архивации данных WinZip, WinRar
- Антивирусная программа Symantic Antivirus
- Adobe Photoshop
Аппаратное обеспечение:
- Компьютеры
- Принтер
- Сканер
- Мультимедиапроектор
Литература
- С. Симонович, Г. Евсеев «Практическая информатика», Москва, 2000, АСТ-пресс.
- С. Симонович, Г. Евсеев «Специальная информатика», Москва, 2000, АСТ-пресс.
- С. Симонович, Г. Евсеев «Общая информатика», Москва, 2000, АСТ-пресс.
- Г. Евсеев «Windows 98», Полный справочник, АСТ-пресс, 1998
- Л.З. Шауцукова Информатика, М., Просвещение, 2000
- С.В. Киселёв и др. Оператор ЭВМ. ПрофОбрИздат, 2002.
- Информатика: Учебник. Под редакцией проф. Н.В. Макаровой. М., Финансы и статистика, 1999.
- Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. Под ред. Н.В. Макаровой.- 3-е изд., перераб.-М.: Финансы и статистика, 2000.
- Информатика: Базовый курс. Под ред. С.В.Симоновича. - СПБ.: Питер, 2002..
- Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. – М., ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Гаевский А.Ю. Самоучитель работы на компьютере., Практ. пособ. - М., ТЕХНОЛОДЖИ , 2001.
- Левин А., Самоучитель работы на компьютере, 5-е изд., М., 1998 г..
- Леонтьев В.П. Персональный компьютер, Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2004.
- Ю.А. Шафрин Информационные технологии: в 2 частях ч. 1: Основы информатики и информационных технологий, Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 1999
- В.Э. Фигурнов IBM PC для пользователя. Краткий курс, Москва, ИНФРА-М, 2001
- Н.В. – Стоцкий Ю. Самоучитель Office XP / Ю. Стоцкий.- СПб.: Питер, 2002
- Леонтьев Ю. Самоучитель Word2000 / Ю. Леонтьев.- СПб.: Питер, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Операторы ввода-вывода, оператор присваивания
План-конспект урока...
Программа Оператор ЭВМ
Профессиональная ориентация – составная часть воспитательного процесса. Один из этапов профессиональной ориентации – профессиональное просвещение. Современный мир – это стремительная информатизация о...
Профессиональная подготовка: оператор электронно-вычислительных машин (оператор-пользователь ПК). Рабочая программа курса.
Курс рассчитан на изучение в 8 - 9 классах общим объемом 100 учебных часов. Учебная программа нацелена на освоение учащимися современных информационных технологий....
Тест в формате exe по программе "Оператор ЭВМ"
Тест в формате exe по программе "Оператор ЭВМ"...
С/Р по теме "Оператор выбора и условный оператор на языке Pascal"
С/Р по теме "Оператор выбора и условный оператор на языке Pascal"...
Тема открытого урока по информатике 8 класс по теме: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания.
План и презентация открытого урока по информатике 8 класс по теме: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания....
Урок информатики в 9 классе по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»
Урок информатики по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»...