Элективный курс "Основы предпринимательства"
элективный курс по информатике и икт (11 класс) по теме
Элективный курс, разработанный для учащихся 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_osnovy_predprinimatelstva.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Современная Россия – это принципиально новая по своей юридической и экономической сущности общность граждан. Это страна, в экономической жизни которой произошли в конце XX - начале XXI века существенные изменения. В первую очередь, это возможности для формирования конкурентной рыночной среды. В России получило юридическое признание право собственности, что вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Признаком и существенной отличительной чертой российской современности являются благоприятные условия для экономического развития отдельных предприятий и общества в целом.
Деятельность субъекта рыночных отношений – предприятия, протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Конкуренцию сегодня можно рассматривать как движущую силу социального и экономического прогресса в России.
В новых экономических условиях инновационные процессы России требуют изменения мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования у каждого понимания предпринимательства как основной характеристики личности, и как вида деятельности. Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.
Новый тип мышления особенно важно сформировать у молодежи, которой предстоит жить и трудиться в обновленной России.
Именно в этом важность изучения курса «Основы предпринимательства».
Элективный курс «Основы предпринимательства» дает возможность обучающимся проанализировать основы предпринимательской деятельности, оценить свои профессиональные возможности и потребности на основе изучения юридических источников, анализа деятельности предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции.
Значимость элективного курса «Основы предпринимательства» - это помощь учащимся III ступени образования в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, социально-трудовой компетентности и компетентности личностного самосовершенствования.
Элективный курс «Основы предпринимательства» позволяет поставить учащихся в такие условия, когда каждый обучающийся сможет разобраться в том, что такое конкуренция, механизм функционирования предприятий, осмыслить принципы взаимоотношений с хозяйствующими партнерами, научиться характеризовать юридические аспекты предпринимательской деятельности.
Новизна данного курса заключается в том, что каждый обучающийся сможет на основе полученных экономических знаний характеризовать любой вид предпринимательской деятельности в соответствии с нормативно-правовой основой, анализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные возможности для возможной в будущем предпринимательской деятельности.
Цель курса – формирование у обучающихся метапредметных компетенций, умений применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране, оценивать свои предпринимательские способности на основе комплекса знаний о принципах, организационно-правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской Федерации.
Задачи:
- изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;
- изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;
- изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;
- ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;
- научить учащихся анализировать экономические процессы, тенденции развития предпринимательства в России и за рубежом;
- научить учащихся использовать алгоритм анализа способности к предпринимательству;
- сформировать у учащихся представления о способностях к предпринимательской деятельности;
- создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача).
Элективный курс основан на Гражданском кодексе Российской Федерации, комментариях части первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей (редакторы В.Кузнецов, Т.Брагинская, Л. Синюхина – М.: Фонд «Правовая культура», 1995, 1996), основах правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений по всем функциям предприятий различных форм собственности, нормах хозяйственного права, систематизированных Н.Ю.Кругловой (Круглова Н.Ю., Хозяйственное право, 2-е издание. М.: Издательство РДЛ, 2003), Дойникова И.В. (Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Нолидж, Брандес, 1998.) , «Экономической истории России» Т.М.Тимошиной под ред. профессора М.Н.Чепурина (М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1999).
Цель определяет систему психолого-педагогических принципов реализации:
- принцип адаптивности;
- принцип развития;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
- принцип целостности содержания;
- принцип системности;
- принцип ориентировочной функции знаний;
- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося;
- принцип креативности;
- принцип минимакса.
Изучение данного элективного курса рассчитано на 34 часа, по окончании которого обучающиеся защищают проект в рамках предусмотренного зачета.
В основе механизма реализации данного курса лежит идея личностно-ориентированного обучения при активной индивидуальной самостоятельной учебной деятельности соразмерно возможности и потребности ученика.
Для реализации задач курса используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, критического мышления, деятельностного и компетентностного подхода, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа.
Принципы отбора и определения последовательности изложения содержания строятся на логике правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений, т.е. структуре хозяйственного права России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы проведения, виды деятельности и формы | Виды и точки контроля | |||
Всего | Теория | Практич. занятия | |||||
Семинар | Практикум | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты. Содержание и современные формы предпринимательства | 4 | 2 | 1 |
1 | Фронтальная работа. Школьная лекция Индивидуальная работа. Практикум работа с юридическими источниками (дом. работа) Семинар «Современные формы предпринимательства» | Устный контроль – эвристическая беседа Оценка и анализ образовательного продукта - схемы «Формы предпринимательства» (защита проекта на семинаре) |
2. | Виды предпринимательской деятельности | 3 | 1 | 1 | 1 | Парная работа. Лабораторная работа с описательными характеристиками предприятий разных видов Задача: построить алгоритм характеристики видов предпринимательской деятельности Семинар «Особенности предпринимательской деятельности» | Текущий контроль. Задание: собери «Предприним-лото» Задача: соотнести виды и черты предпринимательства на представленных карточках лото. Оценка и анализ. |
3. | Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела | 7 | 2 | 1 | 4 | Индивидуальная самостоятельная работа. Опережающее задание в рамках материалов электронного пособия. Деловая игра «Бизнес-клуб» Семинар «Как увеличить продажи?» | Текущий контроль. Анализ участия обучающихся в деловой игре «Бизнес – клуб»: заключение сделки по организации собственного дела, переговоры и действия партнеров Анализ личностных качеств |
4. | Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм | 6 | 2 | 2 | 2 | Фронтальная работа. Школьная лекция. Парная работа. (заполнение таблицы) Семинар: Анализ механизма функционирования предприятий по раздаточным материалам | Текущий контроль. Анализ и оценка таблицы «Особенности функционирования предприятий различных организационно-правовых форм» |
5. | Предпринимательская деятельность малого бизнеса (малого предприятия) | 5 | 1 | 1 | 3 | Индивидуальная самостоятельная работа (домашняя) по изучению темы «Технология и основные принципы создания малого предприятия» Анализ (экспертиза) деятельности малого предприятия по предложенному алгоритму. | Проверка индивидуальной домашней работы – поиск сведений о практической деятельности малых предприятий. Оценка собранного материала, анализ сведений о предприятиях, условий их деятельности. Оценка заключений экспертизы в соответствии с заявленными критериями. |
6. | Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна | 4 | 1 | 0 | 3 | Индивидуальная работа – практикум. Создание социального проекта «Конкуренция и ее виды» Защита социальных проектов | Текущий контроль. Оценка образовательного продукта - социального проекта «Конкуренция: особенности видов» |
7. | Инновационное предпринимательство | 3 | 1 | 0 | 2 | Групповая работа. Урок идей - поиск направлений инноваций и оценка инновационного предпринимательства. Системный анализ инновационного предпринимательства по критериям, оценка его значения в современной экономике. Схема: «Особенности принятия предпринимательских решений» | Текущий контроль. Анализ результатов практической работы |
8. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа – защита проектов Круглый стол «Предпринимательство - как основа рыночной экономики» Представление проектов и защита на основе презентации Подведение итогов элективного курса Вручение свидетельства. | Анализ и оценка участия обучающихся в диалоге в рамках круглого стола «Предпринимательство – как основа рыночной экономики» Итоговый анализ результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся | |
| ИТОГО: | 34 | 10 | 7 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты. Содержание и современные формы предпринимательства
Понятие собственности: сущность и многоаспектность. Место собственности в системе общественных отношений. Основные трактовки собственности в экономической теории. Отличия экономической собственности и права на нее.
Понятие права собственности. Основные компоненты права собственности. Правовые основы видов собственности.
Предпринимательство – как вид деятельности человека. Понятие предпринимательства. История возникновения и сущность предпринимательства; объекты и субъекты предпринимательства. Цели предпринимательства. Права предпринимателя. Черты предпринимательства. Основные формы предпринимательства. Виды предпринимательства. Процесс предпринимательства. Социальные и правовые условия предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.
Понятие собственности в России. Собственность граждан РФ: сущность, формы. Производственное, коммерческое, финансовое и консультативное предпринимательство России. Государственные и муниципальные предприятия: современное состояние и тенденции развития.
Учащийся должен знать:
- место собственности в системе общественных отношений;
- понятия собственности в экономической теории;
- сущность понятия собственность;
- юридические стороны права собственности;
- основные правовые режимы;
- сущность и основные черты предпринимательства;
- формы и виды предпринимательства;
- компоненты предпринимательской деятельности.
Уметь:
-соотносить теоретические понятия с конкретными примерами;
- толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности.
Тема 2. Виды предпринимательской деятельности
Виды предпринимательской деятельности
Товарные биржи: понятие и функции.
Финансовое предпринимательство и его компоненты. Сфера и поле деятельности финансового предпринимательства. Особенности финансовой деятельности.
Консультативное предпринимательство, его сущность и методы.
Консалтинговые проекты, их структура. Этапы выполнения консалтингового проекта. Способы привлечения клиентов.
Учащийся должен знать:
- виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность;
- понятие товарная биржа и ее функции;
- методы консультирования;
- консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения.
Уметь:
- определять вид предпринимательства;
-соотносить теоретические понятия с конкретными примерами.
Тема 3. Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела
Предприятие: основное понятие. Формы предприятий. Структура капитала предприятия: понятие собственного и заемного капитала
Собственный капитал и его особенности. Структура собственного капитала.
Уставной капитал, его сущность и пути формирования.
Резервный капитал, его функции.
Добавочный капитал и пути его получения.
Нераспределенная прибыль.
Заемный капитал. Структура заемного капитала. Облигация. Выпуск облигации. Эффективность использования капитала предприятия.
Доходный капитал.
Организация и развитие собственного дела. Порядок создания нового предприятия. Основные документы для регистрации предприятия.
Процедура регистрации предприятия. Процедура регистрации индивидуального предпринимателя. Регистрация акционерного общества. Порядок регистрации Производственного кооператива, финансо-промышленной группы. Документы для регистрации. Причины отказа в регистрации. Основные вопросы, рассматриваемые на учредительной конференции.
Франчайзинг – как льготная форма предпринимательства. Обязанности франчайзинга. Области франчайзинга и его преимущества. Недостатки франчайзинга.
Риск предприятий и его виды: производственный, коммерческий, финансовый, инвестиционный, рыночный. Распределение риска между участниками предпринимательской деятельности. Потери от риска: материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Риски при финансировании проекта. Алгоритм анализа риска. Страхование рисков.
Пути и методы снижения риска. Несостоятельность предприятия.
Издержки: бухгалтерские и коммерческие.
Меры, принимаемые к предприятию должнику.
Учащийся должен знать:
- понятие предприятия и его формы;
- понятие о капитале предприятия: собственном и заемном;
- структуру собственного капитала предприятия;
- особенности уставного капитала, его сущность;
- сущность резервного капитала;
- понятие добавочного капитала и его сущность;
- характеристику нераспределенной прибыли и ее использование;
- структуру заемного капитала предприятия;
- порядок и этапы создания нового предприятия;
- процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя, акционерного общества;
- понятие облигации;
- основные подходы к организации собственного дела;
- понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки;
- риск предприятия, его виды, издержки предприятия;
- пути и методы снижения рисков;
- меры, принимаемые к предприятию должнику.
Уметь:
- характеризовать капитал предприятия;
- регистрировать предприятия;
- проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела;
- рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.
Тема 4. Механизм функционирования предприятий различных
организационно-правовых форм
Виды классификаций предприятий: по характеру потребляемого сырья, по назначению готовой продукции, по технологической общности, по времени работы в течение года, по размеру предприятия, по степени специализации и масштабу производства однотипной продукции, по методам организации производственного процесса, по основной деятельности, по экономической цели.
Правовые основы хозяйствования субъектов рыночной экономики.
Юридическое лицо: понятие и основные характерные признаки.
Классификация юридических лиц в ГК на основе трех правовых форм: на праве учредителей, на праве экономической деятельности юридических лиц, на организационно-правовой форме.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия: основные требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного предприятия. Имущественный статус унитарного предприятия. Назначение руководителя требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного предприятия. Имущественный статус унитарного предприятия. Назначение руководителя унитарного предприятия.
Особенности прав унитарного предприятия, предоставляемых учредителей. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления – отличительные особенности. Ответственность государства по обязательствам предприятий, основанных на оперативном управлении.
Производственные кооперативы (артели).
Характеристика артели. Отличия кооператива от товарищества и общества. Преимущества и недостатки артели.
Хозяйственные товарищества и общества: общие черты и различия товарищества и общества. Виды товарищества: полное товарищество, товарищество на вере. Отличительные характеристики.
Общество с ограниченной ответственностью, его характеристики.
Акционерные общества, его характеристики. Открытое и закрытое акционерное общества. Преимущества акционерного общества.
Объединения юридических лиц: ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании. Основные принципы деятельности объединений.
Ассоциации: основные цели и задачи.
Холдинг: основное понятие. Положительные стороны деятельности холдинга. Цели холдинга.
Финансово-промышленные группы: возможности, отличительные признаки. Типы ФПГ: торговые организации, промышленные организации, кредитно-финансовые организации. Цели участников ФПГ. Преимущества и недостатки ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ.
Предпринимательские союзы: особенности деятельности.
Учащийся должен знать:
- виды классификации предприятий и их структура;
- требования к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ;
- признаки юридического лица;
- особенности государственных и муниципальных предприятий;
- характерные особенности кооператива, товарищества и общества;
- виды товарищества;
- характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО);
- характерные особенности акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ;
- характерные особенности юридического лица, типы юридического лица.
Уметь:
- в конкретной предпринимательской деятельности;
- определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ на основе 3-х юридических форм;
- уметь характеризовать государственные и муниципальные предприятия, определять организационно-правовую форму предприятия;
- уметь характеризовать кооперативы,
-отличать кооператив, товарищества и общества;
- уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО;
- уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании.
Тема 5. Предпринимательская деятельность малого предприятия
Малое предпринимательство: понятие и его сущность. Субъекты малого предпринимательства. Средняя численность малого предприятия в различных отраслях хозяйства.
Виды деятельность малого предприятия. Преимущества и недостатки малого предприятия. Особенности малого предпринимательства в России. Государственная поддержка малого предпринимательства в России.
Учащийся должен знать:
- понятие малого предпринимательства;
- понятие субъекта малого предпринимательства;
- преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- государственная политика РФ в области малого предпринимательства.
Уметь:
- определять преимущества и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях.
Тема 6 Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна
Конкуренция – как ведущая характеристика рыночной среды. Основные определения понятия конкуренция. Многофакторный характер конкуренции. Модели и формы рынка. Формы конкуренции и их признаки.
Отраслевая и межотраслевая. Классификация видов конкуренции: свободная (совершенная) и несовершенная.
Основные признаки свободной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции: чистая монополия и монополистическая конкуренция; олигополия.
Ценовая и неценовая конкуренция.
Антимонопольное регулирование. Назначение закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов. Задачи антимонопольного комитета. Функции антимонопольного комитета.
Коммерческая тайна: понятие и сущность.
Виды коммерческой тайны: научно-техническая, производственная, финансовая.
Научно-техническая информация: характер исследовательских работ, содержание патентов и лицензий, содержание рационализаторских предложений, планы внедрения новых технологий и новых видов продукции, анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Производственная информация: способы производства и технология, система организации труда, объем выпуска и планы реализации продукции, планы рекламной деятельности и инвестиций в новое строительство и производство, сведения о поставщиках, потребителях, посредниках, конкурентах, об условиях заключения контрактов, их характер, уровень складских запасов, предполагаемое время выхода на рынок, методы и организация управления.
Финансовая информация: структура капитала, уровень платежеспособности, банковские и торговые операции, состояние расчетов с торговыми клиентами механизм формирования цен на продукцию, сведения об эффективности экспорта и импорта, сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников, конкурентов, размер прибыли и уровень себестоимости продукции, фактическое состояние рынков сбыта, организация и размер оборота средств.
Требования к АО в вопросах публичности сведений: основные и дополнительные публикации.
Перечень сведений о предприятии, которые не являются коммерческой тайной.
Средства и методы защиты коммерческой тайны предпринимателя
Учащийся должен знать:
- формы конкуренции и их признаки;
- перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;
- задачи и деятельность антимонопольного комитета;
- понятие коммерческой тайны и ее виды;
- предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной;
-приемы защиты коммерческой тайны.
Уметь:
-анализировать положение предприятия на рынке;
- определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;
- реализовать право на защиту коммерческой тайны.
Тема 7 Инновационное предпринимательство
Понятие инновационного предпринимательства. Роль предпринимателя как новатора предпринимательства. Основные требования к предпринимателю новатору.
Определения инноваций. Направления инноваций в предпринимательстве. Типы изменений в предпринимательской деятельности.
Основные организационно-правовые формы предпринимательства для инновации: венчурные фирмы, фирма-эксклерент, фирма-патиент, фирма-коммутант.
Научно-технические парки, как самостоятельная организационная структура поддержки малого предпринимательства. Основные задачи технопарков.
Классификации инноваций: критерии и виды.
Основные этапы разработки новшества.
Направления деятельности технопарков. Виды парка и направления деятельности.
Инкубатор бизнеса, как специализированная структура для возникновения
Учащийся должен знать:
понятие, определение и направления инновационного предпринимательства;
- виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности;
- инновационной предпринимательской деятельности;
- виды инновационных форм предпринимательства;
- понятие, задачи и направления деятельности технопарков;
- понятие инкубатора бизнеса, его функции.
Уметь:
- изменения предпринимательской деятельности в результате внедрения инновации;
-характеризовать инновационные формы и виды предпринимательства;
- проектировать разработку новшеств в предпринимательстве;
- сравнивать инновационные проекты по основным показателям деятельности;
- анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными и общепринятыми показателями.
Подведение итогов
круглый стол «Предпринимательство – как основа рыночной экономики»
(защита проектов будущих предпринимателей)
Учащийся должен уметь:
- аргументировано представлять социальный проект;
- использовать полученные знания, как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой;
- делать выводы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
(модель выпускника)
Обучащиеся должны знать:
- основные виды и формы предпринимательства;
- особенности функционирования фирм и предприятий различных организационно-правовых форм;
- особенности регистрации предприятий и фирм различных форм хозяйствования.
Обучающиеся должны уметь:
- характеризовать типы и виды предприятий;
- создать свое дело.
- давать оценку перспектив рисков;
- анализировать черты предпринимателей;
- анализировать законопроекты хозяйственного права.
Уровни освоения программы:
Репродуктивный уровень
Обучающий дает определения понятий, перечисляет характеристики видов, называет основные компоненты механизмов; черты предпринимательства.
Продуктивный уровень
Обучающийся характеризует понятия, виды, умеет отличать по заявленным признакам явления, процессы, виды, формы предпринимательской деятельности; характеризует практическую деятельность предприятий с различной нормативно-правовой основой.
Творческий уровень
Обучающийся анализирует предпринимательскую деятельность, конкуренцию, деятельность предприятий, оценивает и прогнозирует варианты ее эффективности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМАМ
№ пп | Темы | Учащийся должен знать: | Учащийся должен уметь |
1. | Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты. Содержание и современные формы предпринимательства. | - место собственности в системе общественных отношений; - понятия собственности в экономической теории; - сущность понятия собственность; - юридические стороны права собственности; - основные правовые режимы; - сущность и основные черты предпринимательства; - формы и виды предпринимательства; -компоненты предпринимательской деятельности. | - объяснять основные теоретические понятия; -соотносить теоретические понятия с конкретными примерами; - толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности. |
2 | Виды предпринимательской деятельности | -виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность; - понятие товарная биржа и ее функции; -методы консультирования; - консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения. | - определять вид предпринимательства; -соотносить теоретические понятия с конкретными примерами. |
3 | Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела | - понятие предприятия и его формы; - понятие о капитале предприятия: собственном и заемном; - структуру собственного капитала предприятия; - особенности уставного капитала, его сущность; - сущность резервного капитала; - понятие добавочного капитала и его сущность; -характеристику нераспределенной прибыли и ее использование; - структуру заемного капитала предприятия; - порядок и этапы создания нового предприятия; - процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя, акционерного общества; - понятие облигации; - основные подходы к организации собственного дела; - понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки; - риск предприятия, его виды, издержки предприятия; - пути и методы снижения рисков; - меры, принимаемые к предприятию должнику | - характеризовать капитал предприятия; - регистрировать предприятия; - проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела; - рассчитывать риски и определять механизм снижения риска. |
4 | Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм | - виды классификации предприятий и их структура; - требования к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ; - признаки юридического лица; - особенности государственных и муниципальных предприятий; - характерные особенности кооператива, товарищества и общества; - виды товарищества; - характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО); - характерные особенности акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ; - характерные особенности юридического лица, типы юридического лица. | - определять вид предпринимательства в конкретной предпринимательской деятельности; - определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ на основе 3-х юридических форм; - уметь характеризовать государственные и муниципальные предприятия, определять организационно-правовую форму предприятия; - уметь характеризовать кооперативы, -отличать кооператив, товарищества и общества; - уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО; - уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании. |
5 | Предпринимательская деятельность малого предприятия | - понятие малого предпринимательства; - понятие субъекта малого предпринимательства; - преимущества и недостатки малого предпринимательства; - государственная политика РФ в области малого предпринимательства. | - определять преимущества и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях. |
6 | Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна | - -понятие конкуренции; - формы конкуренции и их признаки; - перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов; - задачи и деятельность антимонопольного комитета; - понятие коммерческой тайны и ее виды; - предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной; -приемы защиты коммерческой тайны. | -анализировать положение предприятия на рынке; - определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами; - реализовать право на защиту коммерческой тайны. |
7 | Инновационное предпринимательство | - понятие, определение и направления инновационного предпринимательства; - виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности; - виды инновационных форм предпринимательства; - понятие, задачи и направления деятельности технопарков; - понятие инкубатора бизнеса, его функции.
| - определять возможные изменения предпринимательской деятельности в результате внедрения инновации; -характеризовать инновационные формы и виды предпринимательства; - проектировать разработку новшеств в предпринимательстве; - сравнивать инновационные проекты по основным показателям деятельности; - анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными и общепринятыми показателями. |
Итоговое занятие | - аргументировано представлять социальный проект, - использовать полученные знания, как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой - умение делать выводы. |
Формы организации познавательной деятельности
- Фронтальная;
- Групповая;
- Парная;
- Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
- Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
- Поисковый метод;
- Метод проблемного обучения;
- Метод эвристической беседы;
- Анализ;
- Дискуссия;
- Диалогический метод;
- Практическая деятельность;
- Проектирование.
АППАРАТ КОНТРОЛЯ
Содержание контроля:
- понятия, термины;
- законы и нормы хозяйственного (предпринимательского) права;
- юридические основы деятельности предприятий разных организационно-правовых типов;
- умение характеризовать виды предпринимательства;
- умение характеризовать виды конкуренции;
- умение характеризовать инновационное предпринимательство;
- деятельность малого предприятия;
- умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность предприятий, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
Формы контроля уровня достижений и образовательный продукт:
- тестирование;
- самоконтроль (тестирование в электронном учебном пособии);
- результаты практическая работа – таблица, схема, заключение экспертизы, анализ;
- участие в круглом столе;
- защита проектов;
- устный контроль;
- презентации результатов анализа и исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 1988.
- Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.
- Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Изд-во «Экзамен», М., 2007.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма, 1996.
- Закон РСФСР от 07.12.1991 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации (с изменениями).
- Закон РСФСР от 25.12.1990 “О предприятиях и предпринимательской деятельности (с изменениями)».
- Законодательное обеспечение бизнеса в России. М.: Конэско, 1997.
- Основы предпринимательской деятельности, под ред. В.М.Власовой. М., Экономика, 2003.
- Предпринимательство: Учебник для эконом. спец. вузов, под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А.Швандера. М.: ЮНИТИ, 2000.
- Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. Учебн. пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
- Савченко В.Е. Современное предпринимательство. М.: Экономика, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Программа элективного курса "Основы предпринимательства"
Элективный курс «Основы предпринимательства» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, которые собираются обучаться по социально-экономическому, гуманитарному, технологиче...
программа элективного курса "Основы домашней экономики и предпринимательства"
Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса....
Программа и презентация элективного курса "Основы предпринимательства"
Презентацию можно использовать для представления элективного курса или курса по выбору "Основы предпринимательства" для учащихся или родителей....
Программа элективного курса по Основам предпринимательства и потребительских знаний
Удобная программа при использовании в работе учителя обществознания, экономики....
Элективный курс "История Российского предпринимательства".
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов при изучении истории России XIX века. Прилагается программа и открытый урок....