Элективный курс "Основы предпринимательства"
элективный курс по информатике и икт (11 класс) по теме

Элективный курс, разработанный для учащихся 11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_osnovy_predprinimatelstva.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.

Современная Россия – это принципиально новая по своей  юридической и экономической сущности общность граждан. Это страна, в экономической жизни   которой  произошли  в конце XX - начале XXI века существенные изменения. В первую очередь,  это возможности для формирования  конкурентной  рыночной среды. В  России  получило  юридическое признание  право собственности, что  вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность.  Признаком и существенной отличительной чертой российской  современности являются  благоприятные условия для экономического развития отдельных предприятий и общества в целом.

  Деятельность субъекта рыночных отношений  –  предприятия, протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Конкуренцию сегодня можно рассматривать как движущую силу социального и экономического прогресса  в России.

 В новых экономических условиях инновационные процессы России требуют    изменения   мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования  у каждого   понимания  предпринимательства  как  основной  характеристики  личности, и как вида деятельности.       Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.

 Новый тип мышления  особенно важно  сформировать  у молодежи, которой предстоит  жить и трудиться в обновленной России.

 Именно  в этом важность изучения   курса «Основы предпринимательства».

Элективный курс «Основы предпринимательства» дает возможность обучающимся  проанализировать  основы предпринимательской деятельности, оценить свои профессиональные возможности и потребности на основе изучения юридических источников, анализа деятельности   предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции.

  Значимость элективного  курса «Основы предпринимательства»  - это помощь  учащимся  III ступени  образования в получении   знаний, позволяющих  ориентироваться в вопросах практической экономики, в  формировании у них  ценностно-смысловой,  общекультурной, коммуникативной,  социально-трудовой компетентности   и  компетентности личностного самосовершенствования.  

 Элективный курс «Основы предпринимательства» позволяет  поставить учащихся в такие условия, когда каждый обучающийся сможет разобраться  в том, что такое конкуренция,  механизм функционирования предприятий, осмыслить принципы взаимоотношений с хозяйствующими партнерами, научиться характеризовать юридические аспекты предпринимательской деятельности.

Новизна  данного курса заключается в том, что каждый обучающийся сможет  на основе полученных  экономических знаний      характеризовать  любой вид предпринимательской деятельности в соответствии с  нормативно-правовой  основой, анализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные  возможности для  возможной в будущем предпринимательской деятельности.  

  Цель курса – формирование у обучающихся метапредметных компетенций,  умений применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране, оценивать  свои  предпринимательские способности на основе комплекса знаний о принципах,  организационно-правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской  Федерации.

          Задачи:

  1. изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;
  2. изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;
  3. изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;
  4. ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;
  5.  научить учащихся анализировать  экономические процессы, тенденции развития предпринимательства  в России и за рубежом;
  6. научить учащихся использовать алгоритм анализа  способности к предпринимательству;
  7. сформировать  у  учащихся  представления о способностях к предпринимательской деятельности;
  8. создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача).

Элективный курс  основан на  Гражданском кодексе Российской Федерации, комментариях  части первой и  второй  Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей (редакторы В.Кузнецов, Т.Брагинская, Л. Синюхина – М.: Фонд «Правовая культура», 1995, 1996), основах правового регулирования  производственно-хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений по всем функциям предприятий различных форм собственности,  нормах  хозяйственного права, систематизированных   Н.Ю.Кругловой (Круглова Н.Ю., Хозяйственное право,  2-е издание. М.: Издательство РДЛ, 2003),  Дойникова И.В.  (Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Нолидж, Брандес, 1998.) , «Экономической истории России»  Т.М.Тимошиной  под ред. профессора М.Н.Чепурина (М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1999).

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов реализации:

-   принцип адаптивности;

-   принцип развития;

- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

-   принцип целостности содержания;

-   принцип системности;

-   принцип ориентировочной функции знаний;

- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося;

-   принцип креативности;

-   принцип минимакса.

        Изучение данного элективного курса рассчитано на 34 часа, по  окончании которого обучающиеся  защищают проект  в рамках предусмотренного зачета.

         В основе  механизма реализации данного курса лежит идея  личностно-ориентированного обучения при активной индивидуальной самостоятельной учебной деятельности соразмерно возможности и потребности ученика.

        Для реализации задач курса используются следующие  технологии: личностно-ориентированного обучения, критического  мышления,  деятельностного  и компетентностного подхода, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа.

        Принципы отбора и  определения последовательности изложения  содержания  строятся на логике  правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений, т.е.  структуре хозяйственного права России.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Тема

Количество часов

Формы

 проведения, виды деятельности и формы

Виды и точки контроля

Всего

Теория

Практич. занятия

Семинар

Практикум

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты.

Содержание и современные формы предпринимательства

 4

 2

1

                               

 1

Фронтальная работа.

Школьная лекция

Индивидуальная работа. Практикум  работа с юридическими источниками (дом. работа)

Семинар «Современные формы предпринимательства»

Устный контроль – эвристическая беседа

Оценка  и анализ образовательного продукта  - схемы «Формы предпринимательства»

(защита проекта на семинаре)

2.

Виды предпринимательской деятельности

3

1

1

  1

Парная работа.

Лабораторная работа с  описательными характеристиками предприятий разных видов

Задача: построить алгоритм характеристики видов предпринимательской деятельности

Семинар «Особенности предпринимательской деятельности»

Текущий контроль.

Задание: собери  «Предприним-лото»

Задача: соотнести виды  и  черты предпринимательства на представленных карточках лото.

Оценка и анализ.

3.

Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела

7

2

1

 4

Индивидуальная самостоятельная работа.

Опережающее задание в рамках материалов электронного пособия.

Деловая игра «Бизнес-клуб»

Семинар «Как увеличить продажи?»

Текущий контроль.

Анализ участия обучающихся  в деловой  игре «Бизнес – клуб»:

заключение сделки  по организации собственного дела, переговоры  и действия партнеров

Анализ личностных качеств  

4.

Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм

6

2

2

 2

Фронтальная работа. Школьная лекция.

Парная работа.

(заполнение таблицы)

Семинар:

Анализ механизма функционирования предприятий  по раздаточным материалам

 Текущий контроль.

Анализ и оценка таблицы «Особенности функционирования предприятий различных организационно-правовых форм»

5.

Предпринимательская деятельность малого бизнеса (малого предприятия)

5

1

1

 3

Индивидуальная самостоятельная работа (домашняя) по изучению темы  «Технология и основные принципы создания малого предприятия»

Анализ  (экспертиза) деятельности малого предприятия по  предложенному алгоритму.

Проверка индивидуальной домашней работы – поиск сведений о практической деятельности малых предприятий.

Оценка  собранного материала, анализ сведений  о предприятиях, условий их деятельности.

Оценка заключений  экспертизы в соответствии с  заявленными критериями.

6.

Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна

4

1

0

 3

Индивидуальная работа – практикум.

Создание социального проекта

«Конкуренция и ее виды»

Защита социальных проектов

Текущий контроль.

Оценка образовательного продукта - социального

 проекта «Конкуренция: особенности видов»

7.

Инновационное предпринимательство

3

1

0

 2

Групповая работа.

Урок идей

- поиск направлений инноваций и оценка  инновационного предпринимательства.

Системный анализ инновационного предпринимательства   по критериям, оценка его значения  в современной экономике.

Схема: «Особенности принятия предпринимательских решений»

Текущий контроль.

Анализ  результатов практической работы

8.

Итоговое занятие

2

1

1

Индивидуальная работа – защита проектов

Круглый стол «Предпринимательство  - как основа рыночной экономики»

Представление проектов и защита на основе презентации

Подведение итогов элективного курса

Вручение свидетельства.

Анализ и оценка участия обучающихся в диалоге в рамках    круглого стола  «Предпринимательство – как основа рыночной экономики»

Итоговый анализ результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся

 

 ИТОГО:

34

10

7

17

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты.   Содержание и современные формы предпринимательства

 

Понятие собственности: сущность и  многоаспектность.  Место собственности в системе общественных отношений. Основные трактовки собственности в экономической теории. Отличия экономической собственности и права на нее.

  Понятие права собственности.  Основные компоненты права собственности. Правовые основы видов собственности.

  Предпринимательство – как вид деятельности человека. Понятие предпринимательства. История возникновения  и сущность предпринимательства; объекты  и субъекты предпринимательства. Цели предпринимательства. Права предпринимателя. Черты предпринимательства. Основные формы предпринимательства. Виды предпринимательства. Процесс предпринимательства. Социальные и правовые условия предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.

            Понятие собственности в России.  Собственность граждан РФ: сущность, формы. Производственное, коммерческое, финансовое и консультативное предпринимательство России. Государственные и муниципальные предприятия: современное состояние и тенденции развития.

Учащийся должен знать:

- место собственности в системе общественных отношений;

- понятия собственности в экономической теории;

- сущность  понятия собственность;

- юридические стороны права собственности;

- основные правовые режимы;

- сущность и основные черты предпринимательства;

- формы и виды предпринимательства;

- компоненты предпринимательской деятельности.

Уметь:

 -соотносить теоретические понятия с  конкретными примерами;

- толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности.  

 Тема 2. Виды предпринимательской деятельности

         Виды предпринимательской деятельности

      Товарные биржи: понятие и функции.

Финансовое предпринимательство и его компоненты. Сфера  и поле деятельности финансового предпринимательства. Особенности финансовой деятельности.

 Консультативное предпринимательство, его сущность и методы.

 Консалтинговые проекты, их структура. Этапы выполнения консалтингового проекта. Способы привлечения клиентов.

Учащийся должен  знать:

- виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность;

- понятие товарная биржа и ее функции;

- методы консультирования;

- консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения.

            Уметь:

- определять вид  предпринимательства;

-соотносить теоретические понятия с  конкретными примерами.

Тема 3.  Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела

 

Предприятие: основное понятие. Формы предприятий. Структура капитала предприятия: понятие собственного и заемного капитала

Собственный капитал и его особенности. Структура собственного капитала.

Уставной капитал, его сущность и пути формирования.

Резервный капитал, его функции.

Добавочный капитал и пути его получения.

Нераспределенная прибыль.

Заемный капитал. Структура заемного капитала. Облигация.  Выпуск облигации. Эффективность использования капитала предприятия.

Доходный капитал.

Организация и развитие собственного дела. Порядок создания нового предприятия.   Основные документы для регистрации предприятия.

 Процедура регистрации предприятия. Процедура регистрации индивидуального предпринимателя. Регистрация акционерного общества. Порядок регистрации Производственного кооператива,  финансо-промышленной группы. Документы для регистрации.  Причины отказа в регистрации. Основные вопросы, рассматриваемые на учредительной конференции.

Франчайзинг – как льготная форма предпринимательства. Обязанности  франчайзинга. Области франчайзинга и его преимущества. Недостатки франчайзинга.

 Риск предприятий и его виды: производственный, коммерческий, финансовый, инвестиционный, рыночный.  Распределение  риска между участниками предпринимательской деятельности. Потери от риска: материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Риски при финансировании проекта. Алгоритм анализа риска. Страхование рисков.

Пути и методы снижения риска. Несостоятельность предприятия.

Издержки: бухгалтерские и коммерческие.

Меры,  принимаемые к предприятию должнику.

Учащийся должен знать:

- понятие предприятия и его формы;

- понятие о капитале предприятия: собственном и заемном;

- структуру собственного капитала предприятия;

-  особенности уставного капитала,  его сущность;

-  сущность резервного капитала;

- понятие добавочного капитала и его сущность;

- характеристику нераспределенной прибыли и ее использование;

- структуру заемного капитала предприятия;

- порядок  и этапы создания нового предприятия;

- процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя,  акционерного общества;

- понятие облигации;

- основные подходы к организации  собственного дела;

-  понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки;

- риск предприятия, его виды, издержки предприятия;

-  пути  и методы снижения рисков;

- меры,  принимаемые к предприятию должнику. 

Уметь:

-  характеризовать капитал предприятия;

-  регистрировать предприятия;

- проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела;

- рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.

 

Тема 4.          Механизм функционирования предприятий различных

организационно-правовых форм  

 

 Виды классификаций предприятий:  по характеру потребляемого сырья, по назначению готовой продукции, по технологической общности, по времени работы в течение года, по размеру предприятия, по степени специализации и масштабу производства однотипной продукции, по методам организации производственного процесса, по основной деятельности, по экономической цели.

Правовые основы хозяйствования субъектов рыночной экономики.

Юридическое лицо: понятие и основные характерные признаки.

Классификация юридических лиц в ГК на основе трех правовых форм: на праве учредителей, на праве экономической деятельности юридических лиц, на организационно-правовой форме.

 Государственные и муниципальные унитарные предприятия: основные требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного предприятия. Имущественный статус унитарного предприятия. Назначение руководителя требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного предприятия. Имущественный статус унитарного предприятия. Назначение руководителя унитарного предприятия.

 Особенности прав унитарного предприятия, предоставляемых учредителей. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления – отличительные особенности. Ответственность государства по обязательствам предприятий, основанных на оперативном управлении.

Производственные кооперативы  (артели).

Характеристика артели. Отличия кооператива от товарищества и общества.  Преимущества и недостатки артели.

Хозяйственные товарищества и общества: общие черты и различия товарищества и общества. Виды товарищества: полное товарищество, товарищество на вере. Отличительные характеристики.

Общество с ограниченной ответственностью, его характеристики.

Акционерные общества, его характеристики. Открытое и закрытое акционерное общества. Преимущества акционерного общества.

Объединения юридических лиц: ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании. Основные принципы деятельности объединений.

Ассоциации: основные цели и задачи.

Холдинг: основное понятие. Положительные стороны деятельности холдинга. Цели холдинга.

Финансово-промышленные группы: возможности, отличительные признаки. Типы ФПГ: торговые организации, промышленные организации, кредитно-финансовые организации. Цели участников ФПГ. Преимущества  и недостатки ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ.

Предпринимательские союзы: особенности деятельности.

Учащийся должен знать:

-  виды классификации предприятий и их структура;

- требования  к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ;

-  признаки юридического лица;

- особенности государственных и муниципальных предприятий;

- характерные особенности кооператива, товарищества и общества;

- виды товарищества;

- характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО);

- характерные особенности  акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ;

- характерные особенности юридического лица, типы юридического лица.         

Уметь:

-   в конкретной предпринимательской деятельности;

-  определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом  РФ на основе  3-х юридических форм;

- уметь характеризовать государственные и муниципальные предприятия, определять  организационно-правовую форму предприятия;

- уметь характеризовать кооперативы,

-отличать кооператив, товарищества и общества;

- уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО;

- уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании.

 

Тема 5.          Предпринимательская деятельность малого предприятия    

         

         Малое предпринимательство: понятие и его сущность. Субъекты малого предпринимательства. Средняя численность малого предприятия в различных отраслях хозяйства.

 Виды деятельность малого предприятия. Преимущества  и недостатки малого предприятия. Особенности малого предпринимательства в России. Государственная поддержка малого предпринимательства в России.

 Учащийся должен знать:

- понятие малого предпринимательства;

- понятие субъекта малого предпринимательства;

- преимущества и недостатки малого предпринимательства;

- государственная политика РФ в области малого предпринимательства.

Уметь:

- определять преимущества  и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях.

 Тема 6          Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна    

         

Конкуренция – как ведущая характеристика  рыночной среды. Основные определения понятия конкуренция.  Многофакторный характер конкуренции.  Модели и формы рынка.   Формы конкуренции и их признаки.

Отраслевая и межотраслевая. Классификация видов конкуренции: свободная (совершенная) и несовершенная.

Основные признаки свободной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции: чистая монополия и монополистическая конкуренция; олигополия.

Ценовая и неценовая конкуренция.

Антимонопольное регулирование. Назначение закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов. Задачи антимонопольного комитета. Функции антимонопольного комитета.

Коммерческая тайна: понятие и сущность.

Виды коммерческой тайны: научно-техническая, производственная, финансовая.

Научно-техническая информация: характер исследовательских работ, содержание патентов и лицензий, содержание рационализаторских предложений, планы внедрения новых технологий и новых видов продукции, анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Производственная  информация: способы производства  и технология, система организации труда, объем выпуска и планы реализации продукции, планы рекламной деятельности и инвестиций в новое строительство и производство, сведения о поставщиках, потребителях, посредниках, конкурентах, об условиях заключения контрактов, их характер, уровень складских запасов, предполагаемое  время выхода на рынок, методы и организация управления.

Финансовая информация: структура капитала, уровень платежеспособности, банковские  и торговые операции, состояние расчетов с торговыми клиентами механизм формирования цен на продукцию, сведения об эффективности экспорта и импорта, сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников, конкурентов, размер прибыли и уровень себестоимости продукции, фактическое состояние рынков сбыта, организация и размер оборота средств.

Требования к АО в вопросах  публичности сведений: основные и дополнительные публикации.

             Перечень сведений о предприятии, которые не являются коммерческой тайной.

             Средства и методы защиты коммерческой тайны предпринимателя

Учащийся должен знать:

- формы конкуренции и их признаки;

- перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;

- задачи и деятельность антимонопольного комитета;

- понятие коммерческой тайны и ее виды;

- предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной;

-приемы защиты коммерческой тайны.

 Уметь:

-анализировать положение предприятия на рынке;

- определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;

-     реализовать право на защиту коммерческой тайны.

Тема 7          Инновационное предпринимательство  

 

           Понятие инновационного предпринимательства. Роль предпринимателя  как новатора предпринимательства. Основные требования к предпринимателю новатору.

Определения инноваций. Направления инноваций в предпринимательстве. Типы изменений  в предпринимательской деятельности.

Основные организационно-правовые формы предпринимательства для инновации: венчурные фирмы, фирма-эксклерент, фирма-патиент, фирма-коммутант.

Научно-технические парки, как самостоятельная организационная структура поддержки малого предпринимательства. Основные задачи технопарков.

Классификации инноваций: критерии и виды.

Основные этапы разработки новшества.

Направления деятельности технопарков. Виды парка и направления деятельности.

Инкубатор бизнеса,  как специализированная структура для возникновения

Учащийся должен знать:

понятие, определение и  направления инновационного предпринимательства;

-  виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности;

- инновационной предпринимательской деятельности;

- виды инновационных форм предпринимательства;

- понятие, задачи и направления деятельности технопарков;

- понятие инкубатора бизнеса, его функции.

Уметь:

- изменения предпринимательской деятельности в результате внедрения инновации;

-характеризовать инновационные формы и виды  предпринимательства;

- проектировать разработку новшеств  в предпринимательстве;

- сравнивать  инновационные проекты по основным показателям деятельности;

- анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными  и общепринятыми показателями.

Подведение итогов

круглый стол  «Предпринимательство – как основа рыночной экономики»

(защита проектов будущих предпринимателей)

Учащийся должен уметь:

- аргументировано представлять  социальный проект;

- использовать полученные знания,  как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой;

- делать выводы.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

 (модель выпускника)

 Обучащиеся должны знать:

         - основные виды и формы предпринимательства;

         - особенности функционирования фирм и предприятий различных организационно-правовых форм;

         - особенности регистрации предприятий и фирм различных форм хозяйствования.

Обучающиеся должны уметь:

        - характеризовать типы и виды предприятий;

          - создать свое дело.

- давать оценку   перспектив   рисков;

-  анализировать черты предпринимателей;

- анализировать   законопроекты хозяйственного права.

Уровни освоения программы:

Репродуктивный уровень

Обучающий дает определения понятий, перечисляет характеристики видов, называет основные компоненты механизмов; черты предпринимательства.

Продуктивный уровень

Обучающийся характеризует  понятия, виды, умеет отличать по заявленным признакам явления, процессы, виды, формы  предпринимательской деятельности; характеризует практическую деятельность предприятий  с различной нормативно-правовой основой.

Творческий уровень

Обучающийся анализирует предпринимательскую  деятельность,  конкуренцию, деятельность предприятий, оценивает   и прогнозирует  варианты ее  эффективности.  

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМАМ

пп

Темы

Учащийся должен знать:

Учащийся должен уметь

1.

Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты.   Содержание и современные формы предпринимательства.

- место собственности в системе общественных отношений;

- понятия собственности в экономической теории;

- сущность  понятия собственность;

- юридические стороны права собственности;

- основные правовые режимы;

- сущность и основные черты предпринимательства;

- формы и виды предпринимательства;

-компоненты предпринимательской деятельности.

- объяснять основные теоретические понятия;

 -соотносить теоретические понятия с  конкретными примерами;

- толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности.  

2

Виды предпринимательской деятельности

-виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность;

- понятие товарная биржа и ее функции;

-методы консультирования;

- консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения.        

- определять вид  предпринимательства;

-соотносить теоретические понятия с  конкретными примерами.

3

Предприятие в рыночных условиях. Организация и развитие собственного дела

- понятие предприятия и его формы;

- понятие о капитале предприятия: собственном и заемном;

- структуру собственного капитала предприятия;

-  особенности уставного капитала,  его сущность;

-  сущность резервного капитала;

- понятие добавочного капитала и его сущность;

-характеристику нераспределенной прибыли и ее использование;

- структуру заемного капитала предприятия;

- порядок  и этапы создания нового предприятия;

- процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя,  акционерного общества;

- понятие облигации;

- основные подходы к организации  собственного дела;

-  понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки;

- риск предприятия, его виды, издержки предприятия;

-  пути  и методы снижения рисков;

- меры,  принимаемые к предприятию должнику 

-  характеризовать капитал предприятия;

-  регистрировать предприятия;

- проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела;

- рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.

4

Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм

 -  виды классификации предприятий и их структура;

- требования  к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ;

-  признаки юридического лица;

- особенности государственных и муниципальных предприятий;

- характерные особенности кооператива, товарищества и общества;

- виды товарищества;

- характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО);

- характерные особенности  акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ;

- характерные особенности юридического лица, типы юридического лица.         

-  определять вид  предпринимательства  в конкретной предпринимательской деятельности;

-  определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом  РФ на основе 3-х юридических форм;

- уметь характеризовать государственные и муниципальные предприятия, определять  организационно-правовую форму предприятия;

- уметь характеризовать кооперативы,

-отличать кооператив, товарищества и общества;

- уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО;

- уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании.

5

Предпринимательская деятельность малого предприятия

- понятие малого предпринимательства;

- понятие субъекта малого предпринимательства;

- преимущества и недостатки малого предпринимательства;

- государственная политика РФ в области малого предпринимательства.   

- определять преимущества  и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях.

6

Конкуренция предпринимателей  и коммерческая тайна

- -понятие конкуренции;

- формы конкуренции и их признаки;

- перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;

- задачи и деятельность антимонопольного комитета;

- понятие коммерческой тайны и ее виды;

- предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной;

-приемы защиты коммерческой тайны.

-анализировать положение предприятия на рынке;

- определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;

-     реализовать право на защиту коммерческой тайны.

7

Инновационное предпринимательство

- понятие, определение и  направления инновационного предпринимательства;

-  виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности;

- виды инновационных форм предпринимательства;

- понятие, задачи и направления деятельности технопарков;

- понятие инкубатора бизнеса, его функции.

 

         

-  определять возможные изменения предпринимательской деятельности в результате внедрения инновации;

-характеризовать инновационные формы и виды  предпринимательства;

- проектировать разработку новшеств  в предпринимательстве;

- сравнивать  инновационные проекты по основным показателям деятельности;

- анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными  и общепринятыми показателями.

Итоговое занятие

- аргументировано представлять  социальный проект,  

- использовать полученные знания,  как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой

- умение делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности

  1. Фронтальная;
  2. Групповая;
  3. Парная;
  4. Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

  1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
  2. Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
  3. Поисковый метод;
  4. Метод проблемного обучения;
  5. Метод эвристической беседы;
  6. Анализ;
  7. Дискуссия;
  8. Диалогический метод;
  9. Практическая деятельность;
  10. Проектирование.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ

Содержание контроля:

-   понятия, термины;

-   законы и  нормы хозяйственного  (предпринимательского) права;

- юридические основы деятельности предприятий разных организационно-правовых  типов;

-   умение характеризовать виды предпринимательства;

-   умение характеризовать виды конкуренции;

-   умение  характеризовать инновационное предпринимательство;

-   деятельность малого предприятия;

- умение самостоятельно отбирать   материал,  анализировать деятельность  предприятий, высказывать свои суждения, строить умозаключения.

Формы контроля уровня достижений и образовательный продукт:

-  тестирование;

-  самоконтроль (тестирование в электронном учебном пособии);

-   результаты практическая работа – таблица, схема, заключение экспертизы, анализ;

-   участие  в круглом столе;

-   защита проектов;

-   устный контроль;

-   презентации результатов анализа и исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 1988.
  2. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.
  3. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.   М.: Изд-во «Экзамен», М., 2007.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и  Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма, 1996.
  5. Закон РСФСР от 07.12.1991 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации (с изменениями).
  6. Закон РСФСР от 25.12.1990 “О предприятиях и предпринимательской деятельности (с изменениями)».
  7. Законодательное обеспечение бизнеса в России. М.: Конэско, 1997.
  8. Основы предпринимательской деятельности, под ред. В.М.Власовой. М., Экономика,  2003.
  9. Предпринимательство: Учебник для эконом. спец. вузов, под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А.Швандера. М.: ЮНИТИ, 2000.
  10. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. Учебн. пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  11. Савченко В.Е. Современное предпринимательство. М.: Экономика, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Программа элективного курса "Основы предпринимательства"

Элективный курс «Основы предпринимательства» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся  9-х классов, которые собираются обучаться по социально-экономическому, гуманитарному, технологиче...

программа элективного курса "Основы домашней экономики и предпринимательства"

Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса....

Программа и презентация элективного курса "Основы предпринимательства"

Презентацию можно использовать для представления элективного курса или курса по выбору "Основы предпринимательства" для учащихся или родителей....

Программа элективного курса по Основам предпринимательства и потребительских знаний

Удобная программа при использовании в работе учителя обществознания, экономики....

Элективный курс "История Российского предпринимательства".

Элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов при изучении истории России XIX века. Прилагается программа и открытый урок....