Рабочая программа по информатике 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
рабочая программа по информатике для 6 классов, изучающих информатику по учебникам Л.Босовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rabochey_programmy_po_inf_6_2012.rar | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по информатике.
6 класс. 2011 – 2012 г.
Составитель: Забродина И.В.
Характеристика классов
Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике, 6 класс разработана на основе авторской программы пропедевтического курса по информатике и информационным технологиям, утвержденной приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312. Автор: Зам. директора Института информатизации РАО, к.п.н. Л.Л. Босова. УМК Л.Л.Босовой и ЦОР к данному УМК.
Программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 6 класса Босовой Л.Л., - 2011г. Материал учебника структурирован по четырем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум, а также дополнительных пособий: «Рабочая тетрадь для 6 класса» Л.Л.Босовой, 2011г.
Составленный календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Цели программы (курса)
Изучение информатики и информационных технологий в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы (курса)
Задачи первого уровня
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
- Иметь представление о видах информационных процессов: передаче, хранении, кодировании, обработке информации, источниках и приемниках информации;
- единицы измерения количества информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
- Иметь представление об устройстве компьютера и программном принципе работы компьютера;
- Иметь представление о назначении и функции используемых информационных технологий.
Задачи второго уровня
- Знать виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
- Знать программный принцип работы компьютера;
- Знать назначение и функции используемых информационных технологий;
Задачи третьего уровня
- Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами;
- Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
- Создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя списки, оглавления; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Задачи четвертого уровня
- Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, презентаций, диаграмм;
- Создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- Организовывать индивидуальное информационное пространство, создавать личные коллекции информационных объектов.
Особенности построения учебного курса.
Информатика в 6 классе нашей школы изучается за счет часов, выделенных из школьного компонента. Всего выделяется 34 часа (1 час в неделю).
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, а именно последовательная модель. Она включает в себя следующий подход к изложению учебного материала: компьютер и информация – человек и информация – алгоритмы и исполнители.
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике с учетом возрастных особенностей 6 классов реализуются уровни: базисный и продвинутый.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми рование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нес тандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому.
Для шестых классов важным можно считать и раз витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
При выполнении творчес ких работ формируется умение опреде лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель ности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны научиться представлять результаты ин дивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:
№ | Тема | Компетенции |
1. | Компьютер и информация | Учебно-познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно-смысловая |
2. | Человек и информация | Учебно-познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно-смысловая |
3. | Элементы алгоритмизации | Учебно-познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая |
Содержание курса.
1. Компьютер и информация (17 ч)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.
История вычислительной техники.
История счета и систем счисления.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1. Работа с файлами и папками. Часть 1.
Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.
Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.
Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.
Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.
Практическая работа №6. Создание таблиц.
Практическая работа №7. Таблицы. Размещение текста и графики.
Практическая работа №8. Таблицы. Построение диаграмм.
Практическая работа №9. Графический редактор Paint.
Практическая работа №10. Графические возможности текстового процессора Word.
Практическая работа №11. Рисунок на свободную тему.
2. Человек и информация (8 ч)
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
3. Элементы алгоритмизации (9 ч)
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа №12. Линейная презентация «Часы».
Практическая работа №13. Гиперссылки. Презентация «Времена года».
Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка».
Практическая работа №15. Работа с файлами и папками. Часть 2.
Практическая работа №17. Знакомство со средой программирования Qbasic.
Практическая работа №18. Исполнитель DRAW.
Практическая работа №19. Исполнитель LINE.
Практическая работа №20. Исполнитель CIRCLE.
Практическая работа №16. Создание слайд-шоу.
Основным шрифтом выделены элементы знаний, введённые в соответствии с базисным уровнем, курсивом отмечены элементы знаний, изучающиеся на продвинутом уровне.
Обоснование выбора форм организации учебного процесса и методики изучения предмета.
При организации учебного процесса используются различные формы организации работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная формы. Преимущество остается за индивидуальной формой обучения и коллективной, также при выполнении практических работ ребята часто работают в парах.
Основными методами обучения на данном этапе изучения предмета выступают объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, проблемный, а также применяются элементы эвристической и проектной технологии обучения учащихся.
Уроки предполагают различные виды деятельности, согласно традиционной классификации это уроки ознакомления с новым материалом, уроки закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированные уроки, а также проводятся раз в четверть нетрадиционные уроки.
.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов образовательных учреждений основного общего образования по информатике и информационным технологиям
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Тематическое и поурочное планирование пропедевтического курса информатики
для 6 класса общеобразовательной средней школы.
Автор: Зам. директора Института информатизации РАО,
к.п.н. Л.Л. Босова, редактировано Забродиной И.В.
Номер урока | Тематика урока | Параграф учебника |
I четверть | ||
1. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
| Ваш учебник, §1.1. §1.2 |
2. | Файлы и папки.
| |
3. | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления). Перевод целых десятичных чисел в двоичный код.
| §1.3 (введение) §1.3 (1.1) |
4. | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. | §1.3 (1.2) |
5. | Единицы измерения информации | §1.4 |
6. | Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word.
| §1.3 (2) |
7. |
| |
8. |
| |
9. |
| §1.3 (3) |
II четверть | ||
10. |
| |
11. |
| |
12. |
| |
13. |
| |
14. | Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. | §1.3 (4) |
15. |
| |
16. |
| |
III четверть | ||
17 | Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. | §2.1§2.2 |
18. | Понятие как форма мышления. | §2.3 (введение) |
Как образуются понятия. | §2.3 (1) | |
19. | Структурирование и визуализация информации.
| Практические работы №№4-8 |
20. | Содержание и объем понятия.
| §2.3 (2) |
Отношения тождества, пересечения и подчинения.
| §2.3 (3) | |
21. | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.
| §2.3 (3) |
Определение понятия.
| §2.3 (4) | |
Классификация.
| §2.3 (5) | |
22. | Суждение как форма мышления.
| §2.4 |
23. | Умозаключение как форма мышления.
| §2.5 |
24 | Контрольная работа | |
25. | Что такое алгоритм.
| §3.1 |
26. | Исполнители вокруг нас. Логическая игра. | §3.2, §3.3 |
27. | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. | Практические работы №№8-9. |
IV четверть | ||
28-29. | Линейные алгоритмы.
| §3.4 (1) |
30-31. | Алгоритмы с ветвлениями.
| §3.4 (2) |
32-33. | Циклические алгоритмы.
| §3.4 (3) |
34. | Контрольная работа. Систематизация информации.
| §1.2 |
Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Календарно-тематический план (6 класс)
№ урока | Тематика урока | Содержание обучения. Основные понятия | Планируемый результат и уровень освоения Учебно-познавательная компетенция | Информационно-методическое обеспечение | Тип урока и вид деятельности учащихся | Педагогические средства | Д/З | |
Базисный уровень | Продвинутый уровень | |||||||
1 | Тема раздела: Компьютер и информация (17ч) Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, социально – трудовой, информационно – технологической, ценностно-смысловой компетенциям Компьютер как универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности Цель: Дать возможность учащимся сформировать представление о сущности информации и информационных процессов, соответствующее их возрастным особенностям
| Информатика, информация, виды информации, техника безопасности и организация рабочего места (повторение). Компьютер, его назначение и устройство. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Учащиеся должны знать: требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях назначение компьютера и его применение для обработки. (продуктивный), основные и дополнительные устройства, виды памяти (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека (продуктивный) | Учащиеся должны уметь: приводить примеры применения компьютера для обработки любого видов информации, сферы деятельности в которых используется компьютер (творческий) | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Комбинированный Практическая работа №1 Работа с учебником | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации | § 1.1 |
2 | Файлы и папки Цель: Дать возможность учащимся повторить знания о файлах и папках, а также умения оперировать данными объектами в среде операционной системы. | Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами. Знакомство с текстовым процессором | Учащиеся должны знать: основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, знать объекты текстовой информации (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению, запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, выполнять базовые операции в процессоре, сохранять документы (продуктивный) | Учащиеся должны уметь: запускать и копировать файлы с внешних носителей, (продуктивный), создавать конкретные документы в текстовом процессоре (творческий) | Практическая работа № 2 Рабочая тетрадь | Комбинированный Практическая работа
| Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации | § 1..2 |
3 | Информации в памяти Компьютера. Двоичная система счисления Цель: Организовать дискуссию о формах представления информации Дать возможность учащимся познакомиться с двоичной системой счисления, показать ее значимость для кодирования информации | Представление информации в памяти компьютера Понятие системы счисления, знакомство с двоичной системой счисления | Учащиеся должны знать: форму представления информации в компьютере, виды систем счисления (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры различных систем счисления, приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, | Учащиеся должны уметь: приводить примеры возможных систем счисления, определяя назначение их, кодировать информацию, используя таблицу (творческий) | Рабочая тетрадь | Комбинированный Практикум Работа с учебником | Эвристическая беседа | § 1.3 введение § 1.3.(1) |
4 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления Цель: Организовать процесс получения навыков перевода из одной системы в другую с использованием программы КАЛЬКУЛЯТОР | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью калькулятора | Учащиеся должны знать: алгоритм перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора (продуктивный) Учащиеся должны уметь: переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, копировать и форматировать текст и его фрагменты (продуктивный) | Учащиеся должны знать: математический алгоритм перевода числа из одной системы счисления в другую (продуктивный) | Практическая работа с приложением Калькулятор Рабочая тетрадь | Практикум | Эвристическая беседа тренинг практикум | § 1.3.(1) |
5 | Единицы измерения информации Цель: Дать возможность учащимся повторить единицы измерения информации и получить навыки определения объема информации | Носители информации, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт современные носители информации | Учащиеся должны знать: способы кодирования информации (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: Переводить из одних единиц измерения в другие (продуктивный) Кодировать и декодировать простейшее сообщение (творческий) | Учащиеся должны уметь: рассчитывать объем информации приближенно (творческий) | Работа с учебником | Практикум | Беседа демонстрация тренинг | § 1.4 |
6-14 | Тексты в памяти компьютера Кодирование текстовой информации Цель: Создать условия для знакомства с текстовой формой представления информации, способами её кодировании и получения навыков создания и форматирования текстового документа | Кодирование текстовой информации. Таблицы кодирования. Байт, объем текстового документа, таблица, Наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, диаграммы и т.д. Диаграммы: линейная, столбчатая | Учащиеся должны знать: основные операции в текстовом процессоре (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: редактировать и форматировать текст, создавать надписи, маркированные и нумерованные списки, таблицы, диаграммы, комбинированные документы, выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текста (продуктивный) | Учащиеся должны знать: различные формы представления текста, изменения в процесс создания текста, которые внес компьютер (продуктивный)
Учащиеся должны уметь: приводить примеры информации отличающихся по размеру, оформлению, назначению (творческий) | Практическая работа №3, 4, 5, 6, 7, 8 Рабочая тетрадь | Комбинированный Практическая работа | Эвристическая беседа | § 1.3.(2) |
15 | Растровое кодирование графической информации Векторное кодирование графической информации Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с растровым кодированием изображения. Познакомить с векторным кодированием изображения.
| Растровое кодирование графической информации Векторное кодирование графической информации. Сравнение различных способов кодирования изображений (проблемная ситуация) | Учащиеся должны иметь представление о способах кодирования изображения Учащиеся должны уметь: объяснять принципы двоичного кодирования графической информации (продуктивный) | Учащиеся должны уметь: работать в графическом редакторе и уметь показать различные кодировки одного и того же изображения (творческий) | Рабочая тетрадь
| Практическая работа | Исследование проблемные задачи | § 1.3 (3) |
16-17 | Кодирование графической информации Цель: Создать условия для знакомства с графической формой представления информации, способами её кодировании и получения навыков создания и форматирования изображений | Растровое кодирование графической информации Векторное кодирование графической информации. | Учащиеся должны знать: основные операции в графическом редакторе (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: изменять изображение, создавать рисунки по образцу (продуктивный) | Создавать рисунки на собственную тему (творческий) | Работа с учебником Практическая работа № 9, 10, 11, 12 | Комбинированный Практическая работа | Эвристическая беседа | § 1.3 (3) |
18 | Тема раздела: Человек и информация (8ч) Формировать ценностно-рефлексивную, информационно-технологическую, коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную компетенции Информация и знания Чувственное познание мира Цель: Дать возможность учащимся сформировать понятие информации как знаний для человека. Создать условия для знакомства учащихся с процессом восприятия мира через органы чувств. | Понятие информации как знания, правила, факты. Формы получения знаний Чувственная форма получения знаний - ощущения, восприятия и представления. | Учащиеся должны знать: как человек познает мир через органы чувств (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры чувственного познания мира, (творческий) | Учащиеся должны уметь: строить цепочку познания: ощущение-восприятие-представление (творческий) | Рабочая тетрадь Работа с учебником
| Урок-путешествие | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации | § 2.1, 2.2 |
19 | Понятие как форма мышления Как образуются понятия Цель: Создать условия для знакомства с основными логическими приёмами формирования понятий (анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием и обобщением) Организовать процесс формирования учащимися понятие объекта, знакомства со способами описания объектов, их существенных признаков. | Логика, объект, существенные признаки объекта, понятие. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. | Учащиеся должны иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии (продуктивный) Учащиеся должны уметь: читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации (творческий), приводить примеры логических приёмов (продуктивный) Учащиеся должны знать: как образуются понятия (репродуктивный)
| Учащиеся должны уметь: формировать понятие, используя логические приемы (творческий) |
Рабочая тетрадь | Комбинированный
| Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации | § 2.3 (введение), 2.3(1) |
20 | Структурирование и визуализация информации Содержание и объем понятия Цель: Дать возможность учащимся сформировать представления об объеме и содержании понятия
| Объем и содержание понятия. Единичные и общие понятия | Учащиеся должны уметь различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи (продуктивный) | Учащиеся должны уметь: раскрывать содержание и объем понятия на конкретных примерах(творческий) | Рабочая тетрадь Работа с учебником | комбинированный Практикум | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации Проблемные задачи | § 2.3.(2) |
21 | Отношение тождества, пересечения и подчинения, соподчинения, противоречия и противоположности Цель: Дать возможность учащимся сформировать представления об отношениях между понятиями. | Отношение тождества, пересечения и подчинения, соподчинения, противоречия и противоположности Диаграммы Венна | Учащиеся должны знать: возможности сравнения понятий (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры сравнения понятий по содержанию и объему, приводить примеры данных логических отношений (продуктивный) | Учащиеся должны сравнивать понятия по содержанию и объему (творческий) | Рабочая тетрадь Работа с учебником | Комбинированный
| Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации
Проблемные задачи | § 2.3 (3) |
22 | Определение понятия Классификация Цель: Создать условия для формирования представления о том, как определить понятие, его структуру Организовать процесс знакомства с понятием классификации и её применением | Определение понятия через ближайший род и видовое отличие Понятие о классификации. Минипроект «Зачем нужна классификация?» | Учащиеся должны иметь представление как определяется понятие знать: способы (продуктивный) Учащиеся должны знать: понятие классификации, признака классификации(репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры классификаций по определенному признаку (продуктивный) Учащиеся должны уметь: составлять план преобразования информации различными способами (творческий) | Учащиеся должны уметь: решать задачи используя наиболее рациональные формы представления плана действий (творческий) классифицировать объекты по разным признакам (продуктивный) | Рабочая тетрадь Работа с учебником | Урок -дидактическая игра | Эвристическая беседа с игровой ситуацией Проблемные задачи | § 2.3 (4, 5) |
23 | Суждения как форма мышления Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с формами мышления (суждениями и их разновидностями)
| Суждения. Простые и сложные. Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Логические связки | Учащиеся должны знать: понятие суждений и их виды (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры различные виды суждений (продуктивный) | Учащиеся должны уметь: отличить один вид суждения от другого (продуктивный) | Практическая работа №10 Задание 1,2 Рабочая тетрадь | Упражнения Практическая работа | Эвристическая беседа Демонстрация | § 2.4. |
24 | Умозаключения как форма мышления Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с формами мышления (умозаключениями и правилами их получения) | Умозаключения - форма мышления | Учащиеся должны знать: понятие умозаключения и правила их получения(репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры умозаключений | Учащиеся должны уметь: самостоятельно из нескольких посылок получать суждение-умозаключение (творческий) | Практическая работа №10 Задание 3,4 | Упражнения Практическая работа | Беседа | § 2.5. |
25 | Контрольный урок Цель: Проверка знаний и навыков учащихся по теме «Человек и информация» | См. уроки 18 - 25 | См. уроки 18 - 25 | См. уроки 18 - 25 |
| Тестовая контрольная работа |
| |
26 | Тема раздела: Что такое алгоритм (9ч) Формировать ценностно-рефлексивную, информационно-технологическую, коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную компетенции Понятие алгоритма Исполнители вокруг нас Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с понятием алгоритма и его свойствами и получить навыки в составлении алгоритмов Организовать процесс формирования понятий исполнителя, его среды. | Понятие алгоритма, его свойства, примеры алгоритмов Понятия сочинителя и исполнителя и их взаимосвязь. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя | Учащиеся должны знать: определение алгоритма, его свойства (репродуктивный) Учащиеся должны знать: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма; уметь исполнять алгоритм (репродуктивный) Учащиеся должны иметь: представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя (репродуктивный) Учащиеся должны умет: приводить примеры алгоритмов (продуктивный) | Учащиеся должны уметь: сравнивать эффективность различных алгоритмов (продуктивный) |
Рабочая тетрадь Работа с учебником | Практикум Упражнения | Эвристическая беседа Логическая игра | § 3.1, 3.2 |
27 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов Цель: Создать условия для знакомства с формами записи алгоритма Ознакомить с основными командами для построения графических изображений в QBASIC | Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма Понятие блок-схемы, примеры | Учащиеся должны знать: способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков, (репродуктивный уметь составлять алгоритм известными способами (продуктивный) | Учащиеся должны уметь: составлять программы для построения изображений в QBASIC (продуктивный и творческий) | Практическая работа | Упражнения | Рассказ Практическая работа | § 3.3 |
28-29 | Линейный алгоритм Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с понятием линейного алгоритм и получить навыки алгоритмизации.
| Понятие линейного алгоритма. Примеры | Учащиеся должны знать: правила записи линейного алгоритма. Обозначения блоков; (репродуктивный уметь составлять алгоритмы и записывать их различными способами (продуктивный). | Учащиеся должны уметь: составлять программы для построения изображений в QBASIC (продуктивный и творческий) | Практическая работа Рабочая тетрадь | Упражнения Практическая работа | Эвристическая беседа Практикум | § 3.4 (1) |
30-31 | Алгоритмы с ветвлением Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с понятием разветвляющегося алгоритм и получит навыки алгоритмизации..
| Условие. Графическое изображение разветвленного алгоритма | Учащиеся должны знать: правила записи разветвленного алгоритма. Обозначения блоков; уметь составлять алгоритмы и записывать их различными способами (продуктивный) | Учащиеся должны уметь: составлять программы для построения изображений в QBASIC (продуктивный и творческий) | Практическая работа | Упражнения Практическая работа | Эвристическая беседа Практикум | § 3.4 (2) |
32-33 | Циклические алгоритмы Цель: Создать условия для знакомства с понятием циклического алгоритма и его свойствам и получения навыков алгоритмизации процесса данного вида.
| Цикл. Способы записи цикла. Условие и виды цикла. | Учащиеся должны знать: понятие цикла, его разновидности (продуктивный) Учащиеся должны уметь: составлять циклические алгоритмы (продуктивный). | Учащиеся должны уметь: составлять комбинированные алгоритмы и описывать их графически (творческий) | Практическая работа Рабочая тетрадь | Упражнения Практическая работа | Эвристическая беседа Практикум | § 3.4 (3) |
34 | Систематизация информации Цель: Контроль знаний. | Презентация знаний, полученных в 6 классе | Учащиеся должны уметь: работать в программе PowerPoint (творческий) | Практическая работа | Урок -обобщения и презентации знаний | Создание и презентация продукта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...