Математическая логика. Построение логических схем.
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Кисельман Надежда Юрьевна

Данный материал рассчитан на спаренный урок информатики в 10 физико-математическом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_logika_postroenie_logicheskih_shem.docx667.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизации знаний

Тема урока: Математическая логика. Построение логических схем.

Цели урока: 1) повторение и обобщение знаний об основных логических функциях, о правилах

                            построения таблиц истинности, решении логических задач;

                      2) развитие познавательного интереса школьников, творческой активности учащихся;

                      3) подготовка к контрольной работе;

                      4) развитие у школьников умения излагать мысли, творчески подходить к решению задач;

                      5) воспитание уважения к одноклассникам, настойчивости, умения работать в команде.

Оборудование — доска, ПК, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке:

1. Основные понятия алгебры логики.

2. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

З. Тестовый контроль знаний учащихся.

4. Повторение пройденного материала в игре.

  1. Устный опрос

А) дать определения основным понятиям:

1) логика;

2) понятие;

3) высказывание;

4) умозаключение;

5) конъюнкция;

б) дизъюнкция;

7) инверсия;

8) импликация;

9) эквивалентность.

Б) Заполнить таблицу;

В) Указать функцию по таблицам истинности:

  1. Групповая работа
  1. Каждой группе предлагается по 3 логических выражения. Необходимо упростить их и по полученным значениям получить сначала слово, а затем общую фразу. («Поделись улыбкою своей»)

 

                             

1 а) Физкультминутка

  1. Каждая группа выдвигает по одному человеку для работы на ПК. Им предлагается тест.
  2. Каждая группа получает по 1 текстовой задаче:

А) В симфонический оркестр приняли на работу трех музыкантов — Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое, трубе. Известно, что:

1) Смит самый высокий;

2) Играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

3) Играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

4) Когда между альтистом и трубачем возникает ссора, Смит мирит их;

5) Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Б) Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом. другой — физиком, а третий— юристом. Один увлекся туризмом, другой — бегом, страсть третьего — регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия?

В) Три дочери писательницы Дорис Кей — джуди, Айрис и Линда тоже очень талантливьи. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

1) Джуди живет не в Париже, а Линла — не в Риме;

2) Парижанка не снимается в кино:

3) Та, кто живет в Риме, певица;

4) Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова ее профессия.

Следует комментарий у доски.

  1. Каждая группа готовит по 5 предложений другой группе. Ребята другой группы определяют: являются ли предложения высказываниями. Третья группа оценивает работу второй группы.

  1. Определить с помощью таблиц истинности, какие из следующих формул являются тождественно-истинными или тождественно-ложными:

                                                       

Дополнительные задания:

1. Связанные списки

Каждой группе будут предложены 10 карточек. Каждая из них состоит из трех частей (полей):

1) поле содержит номер карточки, записанный в 10сс;

2) во втором поле приведено определение термина, связанного с компьютерами или информатикой;

3) третье поле содержит номер карточки, следующей за данной карточкой, записанный в другой системе счисления.

Необходимо расположить карточки так, чтобы значения 1 и 3 полей соответствовали друг другу, назвав одновременно термины, определения которых приведены во втором поле.

Ответы 1 группы: 25, 75, 21, 51, 273, 87, 60, 109, 104, 77.

Термины: Ехсеl, меню, робот, сервер, цифра, каталог, разряд, абзац, диалог, байт.

Ответы 2 группы: 31, 204, 72, 42, 52, 131, 442, 144, 93, 104.

Термины: Морзе, Word, процессор, информатика, память, вирус, автомат, сеть, алгоритм, модем.

Ответы 3 группы: 30, 224, 53, 24, 115, 37, 82, 113, 269, 41.

Термины: компьютер, дискета, дисковод. Ассеss, программа, абак, документ, код, курсор, Евклид.

2. Учебное домино.

Перед ребятами 28 костей домино, на каждой из которых записаны половины слов, связанных с информатикой и компьютерами. Необходимо расположить кости согласно правилам домино.

Ответ: 6-9-15-1 8-2-20-8-3-23-1-26-24-5-13-1 7-22-28-7-10-21-4-14-12-16-19-1 1-25-27

(последовательность кольцевая)

3. Устная работа

А) Используя связку «Если..., то ...», измените высказывания.

Например: Человек, любящий животных, - добрый.

  Если человек любит животных, то он — добрый.

1. Кончил дело — гуляй смело.

2. Знакомая дорожка — самая короткая.

3. Тише едешь - дальше будешь.

4. Переходи улицу только на зеленый свет.

5. При встрече люди приветствуют друг друга.

6. В високосном году 366 дней.

7. Когда стемнеет, зажигают фонари.

8. По стройке необходимо ходить в каске.

Б) Могут ли быть истинными следующие высказывания?

1. Если солнце ярко светит, то на речку ты пойдешь.

2. Если утром тучи в небе, то к обеду будет дождь.

3. Если Костя — брат некто, то некто — брат Кости.

4. Если конь находится на поле С3, то поле Е2 находится под боем.

5. Если х — сын или дочь у, то у — мать или отец х.

6. Если он — ученый, то его сын — хороший ученик.

7. Если асфальт мокрый, то идет дождь.

8. Людоед голоден тогда и только тогда, когда он давно не ел.

  1. Итог урока: 1) оценить итоги своей работы ученикам;

                       2) оценить значимость проведенного урока;

                             3) проставить оценки за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы математической логики. Логические операции. Конструирование логических выражений с использованием отношений и логических операций

При обучении в школе важное значение имеет предмет "Информатика и ИКТ».  Один из разделов теоретического курса – логика – рассматривает законы и правила логического мышления, которые являют...

Презентация на тему: основы логики, построение логических схем

Материал для знакомства с логическими элементами и объяснения принципов построения логических схем на основе вентилей....

Конспект урока с применением ДОТ по информатике и ИКТ в 10 классе на тему «Построение таблиц истинности. Логические схемы»

Краткая аннотация:  Данный урок рассматривается как углубленное и самостоятельное изучение материала, с которым учащийся уже познакомился на уроке.  Таблицы истинности изучались в теме «Осно...

Основы булевой алгебры-построение логических схем

Конспект урока в 9 классе(повторение, изучение нового материала, домашнее задание)...

Фразеологизмы. Работа с информацией. Построение логической схемы.

Работая с детьми на уроках русского языка и литературы, мы сталкиваемся с проблемой: они не видят взаимосвязи между основными понятиями учебного курса, не понимают, что всё ими изученное выстраивается...

Построение логических схем с помощью VB

Построение логических схем с помощью Vusial Basic...

Тренировочные задания по теме «Логика. Построение таблиц истинности и логических схем»

Два варианта для тренировки навыков по построению таблиц истинности и логических схем для учащихся 8 классов....