Математическая логика. Построение логических схем.
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Данный материал рассчитан на спаренный урок информатики в 10 физико-математическом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_logika_postroenie_logicheskih_shem.docx | 667.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и систематизации знаний
Тема урока: Математическая логика. Построение логических схем.
Цели урока: 1) повторение и обобщение знаний об основных логических функциях, о правилах
построения таблиц истинности, решении логических задач;
2) развитие познавательного интереса школьников, творческой активности учащихся;
3) подготовка к контрольной работе;
4) развитие у школьников умения излагать мысли, творчески подходить к решению задач;
5) воспитание уважения к одноклассникам, настойчивости, умения работать в команде.
Оборудование — доска, ПК, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня на уроке:
1. Основные понятия алгебры логики.
2. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.
З. Тестовый контроль знаний учащихся.
4. Повторение пройденного материала в игре.
- Устный опрос
А) дать определения основным понятиям:
1) логика;
2) понятие;
3) высказывание;
4) умозаключение;
5) конъюнкция;
б) дизъюнкция;
7) инверсия;
8) импликация;
9) эквивалентность.
Б) Заполнить таблицу;
В) Указать функцию по таблицам истинности:
- Групповая работа
- Каждой группе предлагается по 3 логических выражения. Необходимо упростить их и по полученным значениям получить сначала слово, а затем общую фразу. («Поделись улыбкою своей»)
1 а) Физкультминутка
- Каждая группа выдвигает по одному человеку для работы на ПК. Им предлагается тест.
- Каждая группа получает по 1 текстовой задаче:
А) В симфонический оркестр приняли на работу трех музыкантов — Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое, трубе. Известно, что:
1) Смит самый высокий;
2) Играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
3) Играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
4) Когда между альтистом и трубачем возникает ссора, Смит мирит их;
5) Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
Б) Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом. другой — физиком, а третий— юристом. Один увлекся туризмом, другой — бегом, страсть третьего — регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия?
В) Три дочери писательницы Дорис Кей — джуди, Айрис и Линда тоже очень талантливьи. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:
1) Джуди живет не в Париже, а Линла — не в Риме;
2) Парижанка не снимается в кино:
3) Та, кто живет в Риме, певица;
4) Линда равнодушна к балету.
Где живет Айрис и какова ее профессия.
Следует комментарий у доски.
- Каждая группа готовит по 5 предложений другой группе. Ребята другой группы определяют: являются ли предложения высказываниями. Третья группа оценивает работу второй группы.
- Определить с помощью таблиц истинности, какие из следующих формул являются тождественно-истинными или тождественно-ложными:
Дополнительные задания:
1. Связанные списки
Каждой группе будут предложены 10 карточек. Каждая из них состоит из трех частей (полей):
1) поле содержит номер карточки, записанный в 10сс;
2) во втором поле приведено определение термина, связанного с компьютерами или информатикой;
3) третье поле содержит номер карточки, следующей за данной карточкой, записанный в другой системе счисления.
Необходимо расположить карточки так, чтобы значения 1 и 3 полей соответствовали друг другу, назвав одновременно термины, определения которых приведены во втором поле.
Ответы 1 группы: 25, 75, 21, 51, 273, 87, 60, 109, 104, 77.
Термины: Ехсеl, меню, робот, сервер, цифра, каталог, разряд, абзац, диалог, байт.
Ответы 2 группы: 31, 204, 72, 42, 52, 131, 442, 144, 93, 104.
Термины: Морзе, Word, процессор, информатика, память, вирус, автомат, сеть, алгоритм, модем.
Ответы 3 группы: 30, 224, 53, 24, 115, 37, 82, 113, 269, 41.
Термины: компьютер, дискета, дисковод. Ассеss, программа, абак, документ, код, курсор, Евклид.
2. Учебное домино.
Перед ребятами 28 костей домино, на каждой из которых записаны половины слов, связанных с информатикой и компьютерами. Необходимо расположить кости согласно правилам домино.
Ответ: 6-9-15-1 8-2-20-8-3-23-1-26-24-5-13-1 7-22-28-7-10-21-4-14-12-16-19-1 1-25-27
(последовательность кольцевая)
3. Устная работа
А) Используя связку «Если..., то ...», измените высказывания.
Например: Человек, любящий животных, - добрый.
Если человек любит животных, то он — добрый.
1. Кончил дело — гуляй смело.
2. Знакомая дорожка — самая короткая.
3. Тише едешь - дальше будешь.
4. Переходи улицу только на зеленый свет.
5. При встрече люди приветствуют друг друга.
6. В високосном году 366 дней.
7. Когда стемнеет, зажигают фонари.
8. По стройке необходимо ходить в каске.
Б) Могут ли быть истинными следующие высказывания?
1. Если солнце ярко светит, то на речку ты пойдешь.
2. Если утром тучи в небе, то к обеду будет дождь.
3. Если Костя — брат некто, то некто — брат Кости.
4. Если конь находится на поле С3, то поле Е2 находится под боем.
5. Если х — сын или дочь у, то у — мать или отец х.
6. Если он — ученый, то его сын — хороший ученик.
7. Если асфальт мокрый, то идет дождь.
8. Людоед голоден тогда и только тогда, когда он давно не ел.
- Итог урока: 1) оценить итоги своей работы ученикам;
2) оценить значимость проведенного урока;
3) проставить оценки за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы математической логики. Логические операции. Конструирование логических выражений с использованием отношений и логических операций
При обучении в школе важное значение имеет предмет "Информатика и ИКТ». Один из разделов теоретического курса – логика – рассматривает законы и правила логического мышления, которые являют...
Презентация на тему: основы логики, построение логических схем
Материал для знакомства с логическими элементами и объяснения принципов построения логических схем на основе вентилей....
Конспект урока с применением ДОТ по информатике и ИКТ в 10 классе на тему «Построение таблиц истинности. Логические схемы»
Краткая аннотация: Данный урок рассматривается как углубленное и самостоятельное изучение материала, с которым учащийся уже познакомился на уроке. Таблицы истинности изучались в теме «Осно...
Основы булевой алгебры-построение логических схем
Конспект урока в 9 классе(повторение, изучение нового материала, домашнее задание)...
Фразеологизмы. Работа с информацией. Построение логической схемы.
Работая с детьми на уроках русского языка и литературы, мы сталкиваемся с проблемой: они не видят взаимосвязи между основными понятиями учебного курса, не понимают, что всё ими изученное выстраивается...
Построение логических схем с помощью VB
Построение логических схем с помощью Vusial Basic...
Тренировочные задания по теме «Логика. Построение таблиц истинности и логических схем»
Два варианта для тренировки навыков по построению таблиц истинности и логических схем для учащихся 8 классов....