«Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм»
план-конспект занятия по информатике и икт (9 класс)

Чернецова Елена Валерьевна

Конспект урока информатики в 9 классе

Учитель  Чернецова Е.В.

«Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм»

 

«Мышление начинается там,

где создана проблемная ситуация».

Цели урока:

образовательные – научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм;

воспитательные – развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно и в группе;

развивающие – развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_informatiki_v_9_klasse.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики в 9 классе

Учитель  Чернецова Е.В.

«Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм»

«Мышление начинается там,

где создана проблемная ситуация».

Цели урока:

образовательные – научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм;

воспитательные – развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно и в группе;

развивающие – развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Возраст учащихся: 9 класс.

Оборудование: компьютерный класс с мультимедийным проектором.

Программное обеспечение: MS Excel 2003.

Раздаточный материал: опорные конспекты для учащихся.

План урока

  • Организация класса.
  • Актуализация изученного материала.
  • Объяснение нового материала.
  • Самостоятельная работа.
  • Творческое задание.
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организация класса.

На прошлых занятиях мы познакомились с основными принципами решения задач, представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод и копирование данных, выполнять расчеты по формулам, использовать встроенные функции, форматировать содержимое таблицы.

Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста.

  1. Актуализация изученного материала

Ребята, давайте вспомним основные понятия:

Электронные таблицы - это

Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах:

Формула – это

Относительные ссылки –

Абсолютные ссылки –

  1.  Объяснение нового материала.

Диаграмма - это  способ  представления  данных  таблицы  в  графическом  виде,  который используется для наглядности анализа и сравнения данных.

Типы  диаграмм.   Для представления данных в различной форме существует много типов диаграмм. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

Для наглядного сравнения различных величин  используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.

Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.

Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.

Создание  диаграмм  с помощью Мастера диаграмм. Для создания диаграмм  в программе Excel  существует  Мастер  диаграмм.  Это  средство  состоит  из  набора интерактивных  диалоговых  окон,  которые  проведут  через  весь  процесс  построения необходимой  диаграммы.  Технологию  построения  диаграммы  проследим  на  примере следующей задачи:

Учащимся предлагается для построения диаграмм следующая таблица:

Автомобили

Сколько зарегистрировано  легковых автомобилей, млн.

Страна

10 лет назад

Сегодня

Россия

6,7

14,3

Белоруссия

0,4

0,8

Бразилия

9,5

12,1

Великобритания

17,7

21,9

США

132

168

Украина

2,4

4,3

Франция

21,1

24,4

Швейцария

2,6

3,0

Швеция

3,2

3,6

Формулировка проблемной ситуации: учащиеся должны представить числовые данные, приведенные в таблице, в графическом виде. Что для этого следует сделать? Как правильно выбрать тот или иной путь решении для построения?

Для этого учащиеся выбирают различные типы диаграмм, представляют в готовом виде, сравнивают, какой путь решения самый подходимый.

Списки заданий можно варьировать, добавляя другие типы диаграмм. Главное, чтобы дети научились выбирать данные из таблицы для диаграмм различных видов (гистограмма, круговая диаграмма, график и так далее).

Для создания диаграммы выполняют следующие действия:

  1. Выделите область данных для построения диаграммы и нажмите кнопку Мастера диаграмм Описание: Кнопка: Мастер Диаграмм
  2. Выберите нужный вам тип диаграммы и нажмите кнопку Далее 
  3. Перейдите на вкладку Ряд и в поле Подписи категорий укажите столбец, содержащий категории оценок. Нажмите кнопку Далее.
  4. На вкладке Заголовки укажите название диаграммы, на вкладке Подписи данных выберите пункт Категория и доля и нажмите кнопку Далее.
  5. Укажите лист на котором вы размещаете диаграмму и нажмите кнопку Готово. 

Редактирование  диаграммы.  Если  построенная  Мастером  диаграмма  нуждается  в доработке  или  исправлениях,  их  можно  внести,  вызвав  Контекстное  меню  для форматируемого элемента и выбрав соответствующую команду.

  1. Самостоятельная работа. Проводится  одновременно  с  работой  учеников  на  компьютере  синхронно  с учителем. 

Задание.

  • Запустите табличный процессор.
  • Откройте файл prom.xls
  • Создайте столбчатую диаграмму распределения времени стоянки по станциям. Для этого выполните следующие действия:
  • Выделите диапазон ячеек А3:В11
  • Мастер Диаграмм. 
  • В появившемся окне выберите тип диаграммы Гистограмма. Выберите первую гистограмму из списка и нажмите кнопку Далее>> 
  • Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее>> 
  • Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по станциям»
  • В строку «Ось Х категорий» введите «Станции»; в строку «Ось Y категорий» введите «Время стоянки»
  • Нажмите кнопку Готово 
  • Измените положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.
  • Измените шрифт заголовка. Для этого:
  • Выберите мышью заголовок;
  • Вызовите контекстное меню;
  • Выполните в нем команду Шрифт ;
  • В появившемся диалоговом окне Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:
  • Шрифт Courier New Cyr ;
  • Размер 14 ;
  • Цвет Синий ;
  • Начертание: Полужирный 
  • Подтвердите исполнение, нажав ОК.
  • Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув по ней мышкой и выполните необходимые преобразования.
  • Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали.

  1. Творческое задание (работа в группах). 

Построить по данным таблицу и диаграмму, объяснить, что показывает ваша диаграмма, и почему вы выбрали именно этот тип диаграммы для данных показателей.

1) В Южной Америки самый высокий водопад - Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м.  (Цилиндрическую диаграмму)

2) Площадь мировых океанов такова: Тихий океан - 178 684 тыс. кв. м., Атлантический - 91 655 тыс. кв. м., Индийский - 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый - 14 756 тыс. кв. м.(чтобы лучше представить себе соотношение площадей четырех океанов Земли,  данные  таблицы  удобно  отобразить  в  виде  круговой  диаграммы).

3) Месячная прибыль фирмы BEC (Barnaul Electric Company) производящей персональные компьютеры за 6 месяцев 2003 года следующая март – 11051$, апрель 11800$, май – 14000$, июнь -  14918$, июль – 16487$, август – 18600$ (Построить график роста прибыли).

4) Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил  13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (гистограмму).

5) Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %,  Кислорода – 22 %,  Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.

6) Представить с помощью диаграммы динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров на базе процессоров Pentium I и Pentium II:

 

1999

2000

2001

Цена компьютера на базе процессоров Pentium I

800$

550$

450$

Цена компьютера на базе процессоров Pentium II

1200$

800$

550$

  1. Подведение итогов.

Итак, мы сегодня отработали построение и чтение диаграмм. Давайте сформулируем алгоритм построения диаграмм.Сегодня на уроке оценки получили следующие ученики: … (Назвать учеников, успешно справившихся с заданиями). Молодцы!

  1. Домашнее задание.  Подготовит таблицу калорийности самых популярных продуктов.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме «Формулы» в 5 классе с использованием табличного процессора MS-Excel («Формулы в MS-Excel»)

Уроки рассчитаны на учащихся 5 классов, изучивших темы «Формулы», «Площади квадрата и прямоугольника», «Объёма параллелепипеда», имеющих начальные навыки работы на компьютере. Использование комп...

Технологии работы в табличном процессоре MS Excel 2003.

Практические работы могут быть использованы как на уроке, так и для индивидуального обучения....

Метод проектов при изучении табличного процессора MS Excel.

Самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.Активные методыобучения построены на создании интелле...

Урок информатики в 7 классе "Ценности в моей жизни" по теме "Построение диаграмм средствами табличного процессора MS EXCEL"

Тип урока: Комбинированный – 40 мин (урок формирования новых знаний и умений учащихся, а также актуализации и закрепления ранее приобретенных) Цели:ØОбразовательная:·...

Методическая разработка урока информатики на тему Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel

Представлена разработка урока по информатике в 8 классе на тему " Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS E[cel...

Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...

Построение графика функции в табличном процессоре MS Excel

Данная презентация может использоваться на урках  математики и информатики...