Рабочая программа по информатике и ИКТ. 11 класс.
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_11_makarova.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Уйская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании методической кафедры учителей информатики и информационных технологий № протокола ____________ от «___» сентября 2009___г. Руководитель кафедры _______________ /______________ / | Согласовано зам.директора по УВР ______________ / ____________ / «___» сентября 2009__г. | Утверждаю Директор МОУ УСОШ _______________ «___» сентября 2009__г. |
Рабочая программа учебного курса по информатике и ИКТ
для 11х классов
Составитель: учитель информатики
МОУ «Уйская СОШ» Уйского района
Челябинской области
Малкова Любовь Ильинична
2009-2010 уч.год
Пояснительная записка
При отборе содержания учебного материала авторы ориентировались на Государственный стандарт Министерства образования и науки РФ основного общего и среднего (полного) образования по дисциплине «Информатика и ИКТ» для базового уровня. Поставленные цели в авторской концепции обучения полностью соответствуют целям Государственного стандарта по информатике и ИКТ, а по некоторым позициям являются более широкой их интерпретацией, ориентирована на учебник «Информатика и ИКТ» 11 класс под ред. проф. Н.В.Макаровой (базовый уровень).
Цели, обозначенные в федеральном компоненте Государственного стандарта по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
Старшая школа, базовый уровень |
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, в биологических и технических системах. |
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других школьных дисциплин |
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов |
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности |
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности |
Цели обучения в 11-м классе:
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
Программное и методическое обеспечение базового уровня Программное обеспечение всех тем непрерывного курса информатики для трех уровней обучения (начального, базового в основной школе и базового в старшей школе) является стандартным для большинства образовательных учреждений и ориентировано на программные продукты компании Microsoft: | ||
| для базового уровня в старшей школе — операционная система Windows XP, текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, система управления базой данных Access, программа презентаций Power Point, браузер Internet Ex plo rer, среда программирования Visual Basic. |
С учетом уровня знаний учащихся и выделенного объема часов по выбору преподавателя изучаются современные программные продукты обработки графических изображений, звука, видеофрагментов.
Учебно-методический комплект:
- Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). — СПб.: Питер, 2007.
- Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.
- Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой — СПб.: Питер, 2007.
- Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10–11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Основы алгоритмизации и программирования. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Техническое и программное обеспечение информационных процессов. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.
- Подготовка к ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ» / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.
- Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. Компьютерное делопроизводство. — СПб.: Питер, 2007. (элективный курс)
Основными принципами предъявления учебного материала в учебно-методическом комплекте являются:
| концентрический метод изучения тем, объединенных содержательными линиями; | |
| модульность представления учебного материала для реализации собственного маршрута обучения; | |
| индивидуализация обучения на компьютерной практике при групповой форме организации учебной деятельности |
Форма промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация проводится в ходе оценивания практических работ, практикумов, в виде контрольных работ по теоретическому материалу в конце каждого раздела курса.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учеников | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Д / З | Дата проведения | |||||||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||||||
Часть 1. Информационная картина мира. Раздел 1. Основы социальной информатики | ||||||||||||||||||||||||||
| От индустриального общества – к информационному | 1 | Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией. Характеристика индустриального общества. Характеристика информационного общества. Понятие информатизации. Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в информационное. Понятие информационной культуры: информологический и культурологический подходы. Проявление информационной культуры человека. Основные факторы развития информационной культуры. | Учащиеся должны знать:
| ||||||||||||||||||||||
| Информационные ресурсы | Основные виды ресурсов. Понятие информационного ресурса. Информационный ресурс как главный стратегический ресурс страны. Как отражается правильное использование информационных ресурсов на развитии общества. Понятия информационного продукта, услуги, информационной услуги. Основные виды информационных услуг в библиотечной сфере. Роль баз данных в предоставлении информационных услуг. Понятие информационного потенциала общества. | Учащиеся должны знать:
| Фронтальный опрос | конспект | |||||||||||||||||||||
| Этические и правовые нормы информационной деятельности человека | 1 | Право собственности на информационный продукт: права распоряжения, права владения, права пользования. Роль государства в правовом регулировании. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» как юридическая основа гарантий прав граждан на информацию. Проблемы, стоящие перед законодательными органами в части правового обеспечения информационной деятельности человека. Понятие этики. Этические нормы информационной деятельности. Формы внедрения этических норм. | Учащиеся должны знать:
| Письменный опрос | 1,1 1,2 | ||||||||||||||||||||
| Информационная безопасность | 1 | Понятие информационной безопасности. Понятие информационной среды. Основные цели информационной безопасности. Объекты, которым необходимо обеспечить информационную безопасность. Понятие информационных угроз. Источники информационных угроз. Основные виды информационных угроз и их характеристики. Информационная безопасность различных пользователей компьютерных систем. Методы защиты информации: ограничение доступа, шифрование информации, контроль доступа к аппаратуре, политика безопасности, защита от хищения информации, защита от компьютерных вирусов, физическая защита, защита от случайных угроз и пр. | Учащиеся должны знать:
| 1,3 | |||||||||||||||||||||
| Моделирование в электронных таблицах | 1 | Этапы моделирования в электронных таблицах. Моделирование биологических процессов на примере ре шения задачи исследования биоритмов и прогнозирования не благоприятных дней для человека. Индивидуальные задания. Моделирование движения тела под действием силы тяжести на примере решения следующих задач: исследование дви жения тела, брошенного под углом к горизонту; исследование движения парашютиста. Индивидуальные задания. Моделирование экологических систем на примере задачи ис следования изменения численности биологического вида (попу ляции) при разных коэффициентах рождаемости и смертности с учетом природных факторов и биологического взаимодействия видов. Индивидуальные задания. Моделирование случайных процессов на примере решения следующих задач: бросание монеты; игра в рулетку. Индивиду альные задания. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 1,4 | |||||||||||||||||||||
| 1 | 1,5 | ||||||||||||||||||||||||
| 1 | Конспект | ||||||||||||||||||||||||
| 1 | Конспект | ||||||||||||||||||||||||
| 1 | Конспект | ||||||||||||||||||||||||
1 | Конспект | |||||||||||||||||||||||||
1 | Конспект | |||||||||||||||||||||||||
1 | Конспект | |||||||||||||||||||||||||
1 | Конспект | |||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа |
Раздел 2. Информационные системы и технологии | |||||||||||||||
Информационные системы | 1 | Понятие системы. Представление об информационной системе. Процессы в информационной системе. Разомкнутая информационная система. Замкнутая информационная система. Понятие обратной связи. Классификация информационных систем: по характеру использования информации; по сфере применения. Типовые обеспечивающие подсистемы: техническая, информационная, математическая, программная, организационная, правовая. | Учащиеся должны знать:
| Конспект | |||||||||||
Информационные системы | 1 | Конспект | |||||||||||||
| Информационные технологии | 1 | Сопоставление понятий и целей технологии материального производства и информационной технологии. Особенности компьютерной технологии. Инструментарий информационной технологии. Как соотносятся между собой информационные технологии и системы. История развития информационной технологии. | Учащиеся должны знать:
| 2,1 2,2 |
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий. Раздел 3. Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов | ||||||||||||||||||||
| Автоматизация редактирований | 1 | Редактирование и форматирование документа. Проверка орфо графии. Автозамена. Автотекст. Поиск и замена символов. Об работка сканированного текста. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 2,3 | |||||||||||||||
| Автоматизация редактирований | 1 | 2,4 | |||||||||||||||||
| Автоматизация редактирований | 1 | 2,5 | |||||||||||||||||
Автоматизация редактирований | ||||||||||||||||||||
| Автоматизация форматирования | 1 | Автоперенос. Нумерация страниц. Стилевое форматирование. Функции панели задач Стили и форматирование. Технология сти левого форматирования. Правила применения стилей в много страничных документах. Применение и изменение стандарт ных стилей. Создание нового стиля. Создание стиля на основе выделенного фрагмента. Определение стилей в документах. Стили заголовков с нумерацией. Создание оглавления. Автоматическая нумерация таблиц и рисунков. Перекрестные ссылки в документе, в колонтитулах, список литературы. Обновление автоматически созданных полей. Сортировка. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 3,1 | |||||||||||||||
| Автоматизация форматирования | 1 | 3,2 | |||||||||||||||||
Автоматизация форматирования | 1 | 3,3 | ||||||||||||||||||
| Автоматизация форматирования | |||||||||||||||||||
| Тестирование | 1 | ||||||||||||||||||
| Выполнение зачетной практической работы | 1 |
Раздел 4. Информационная технология хранения данных | ||||||||||||||||||
| Представление о базах данных | 1 | Роль информационной системы в жизни людей. Понятие предметной области. Примеры представления информации в разных предметных областях. Пример организации алфавитного и предметного каталогов. Понятие структурирования данных. База данных как основа информационной системы. Основные понятия базы данных — поле и запись. Понятие структуры записи. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 4,1 |
Виды моделей данных | Примеры информационных моделей предметной области. Понятие модели данных. Иерархическая модель данных и ее основные свойства. Сетевая модель данных и ее основные свойства. Реляционная модель данных и ее основные свойства. Типы связей между таблицами реляционной модели данных: «один к одному», «один ко многим», «многие ко многим». Графическое обозначение реляционной модели данных. Понятие ключа. Причина, по которой одна таблица разделяется на две. Преобразование иерархической и сетевой моделей данных к реляционной. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 4,2 | |||||||||||||||||||
Виды моделей данных | ||||||||||||||||||||||
Система управления базами данных Ассеss | Понятие системы управления базой данных (СУБД). Этапы работы в СУБД. Интерфейс среды СУБД Access. Основные группы инструментов СУБД: для создания таблиц; для управления видом представления данных; для обработки данных; для вывода данных. Технология описания структуры таблицы. Понятие формы для ввода и просмотра данных. Понятие фильтра. Виды фильтров: «по выделенному», «исключить выделенное», расширенный фильтр. Понятие запроса. Понятие отчета. | Учащиеся должны знать:
| 4,3 | |||||||||||||||||||
| Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Географические объекты» | 1 | Этап 1 — постановка задачи. Этап 2 — проектирование базы данных. Этап 3 — создание базы данных в СУБД. Этап 4 — управление базой данных в СУБД. | Учащиеся должны знать:
| 4,1 | |||||||||||||||||
| Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Географические объекты» | 1 | Практикум. Постановка задачи — разработка базы данных «Географические объекты». Цель — создание базы данных. Проектирование базы данных «Географические объекты»: разработка структуры таблиц «Континенты», «Страны», «Населенные пункты»; выделение в таблицах ключей. | Учащиеся должны уметь:
| 4,4 4,5 | |||||||||||||||||
| Создание базы данных в СУБД Ассеss. Технология создания таблицы «Континенты». | 1 | Практикум. Технология создания таблицы «Континенты». Создание струк туры таблицы. Изменение свойств таблицы. Вставка рисунков в таблицу. Редактирование структуры таблицы. Технология создания таблицы «Страны». Технология создания таблицы «Населенные пункты». Установление связей между таблицами: создание связей, удаление и восстановление связей. Понятие целостности дан ных. Использование Мастера подстановок. Ввод данных в связанные таблицы. | Учащиеся должны знать:
| Задание 4.1. | |||||||||||||||||
| Технология создания таблицы «Страны». | 1 | Задание 4.2. | |||||||||||||||||||
Технология создания таблицы «Населенные пункты». | ||||||||||||||||||||||
| Установление связей между таблицами. | 1 | Задание 4.6. | |||||||||||||||||||
| Тестирование. Выполнение зачетной практической работы. | 1 | ||||||||||||||||||||
Управление базой данных в СУБД Ассеss. Формы. | Практикум. Технология создания и редактирования форм для таблиц «Кон тиненты», «Страны», «Населенные пункты». Создание и редак тирование составной формы. Ввод данных с помощью форм. Изменение вида подчиненной формы. Составная форма на ос нове трех таблиц. Сортировка данных в таблице. Разработка фильтра «по вы деленному». Бланк расширенного фильтра и фильтрация «по маске». Технология работы с запросами. Создание запроса на вы борку и условия отбора в нем. Создание запроса с параметром и условия отбора в нем. Групповые операции в запросах. Технология создания и редактирования отчета. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||||||||||||||||
Работа с формами. | ||||||||||||||||||||||
Сортировка и отбор данных. | ||||||||||||||||||||||
Создание запросов. | ||||||||||||||||||||||
Создание отчетов. | ||||||||||||||||||||||
Тестирование. Выполнение зачетной практической работы. | ||||||||||||||||||||||
Тестирование. Выполнение зачетной практической работы. | ||||||||||||||||||||||
Раздел 5. Основы программирования в среде Visual Basic – 12 час. | ||||||||||||||||||||||
Цикл с параметром | Назначение оператора цикла. Понятие параметра и тела цикла. Синтаксис оператора цикла. Примеры программ, использую щих циклы. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||||||||||||||||
Цикл с параметром | ||||||||||||||||||||||
Цикл с параметром | ||||||||||||||||||||||
Цикл с параметром | ||||||||||||||||||||||
Условный оператор | Назначение условного оператора. Синтаксис условного опера тора в короткой форме. Синтаксис условного оператора в пол ной форме. Примеры написания программ с условными опера торами: определения знака числа; проверки навыков устного счета; диалоговой программы; вывода текста по условию; отгадывания числа. Управляющий элемент Переключатель. Оператор множест венного выбора. Управляющий элемент флажок. Массивы управляющих элементов. Примеры написания программ: выбо ра из меню; рисования фигур; вывода по условию; тестирую щей программы; расчета стоимости заказа и др. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||||||||||||||||
Условный оператор | ||||||||||||||||||||||
Условный оператор | ||||||||||||||||||||||
Условный оператор | ||||||||||||||||||||||
Циклы с предусловием и постусловием | Понятие цикла с предусловием. Синтаксис оператора цикла Do...While. Примеры написания программ: использования при знака делимости; поиска наибольшего делителя двух чисел; на хождения суммы двух дробей. Понятие цикла с постусловием. Синтаксис оператора цикла Do...Lоор Until. Примеры написания программ: проверки пра вильности телефонного набора; разложения на простые мно жители; заполнения адресной книги; обработки пин-кода. | Учащиеся должны знать: синтаксис циклов с предусловием и постусловием. Учащиеся должны уметь:
| ||||||||||||||||||||
Циклы с предусловием и постусловием | ||||||||||||||||||||||
Циклы с предусловием и постусловием | ||||||||||||||||||||||
Циклы с предусловием и постусловием | ||||||||||||||||||||||
Тестирование. Выполнение зачетной практической работы. | ||||||||||||||||||||||
Тестирование. Выполнение зачетной практической работы. | ||||||||||||||||||||||
Подготовка к экзаменам. «Информация и информационные процессы» | 1. Понятие информации 1.1 Свойства информации 1.2 Понятие информационного процесса 2. Единицы измерения информации 2.1 Содержательный подход к измерению информации. 2.2 Алфавитный подход к измерению информации 3. Естественные и формальные языки. Язык как знаковая система. 3.1 Кодирование информации 3.2 Двоичное кодирование информации. | Повторение материала по теме. Подготовка к ЕГЭ. | ||||||||||||||||||||
Подготовка к экзаменам «Системы счисления» | 4. Системы счисления 4.1 Непозиционная система счисления 4.2 Позиционные системы счисления 5. Арифметические операции в двоичной и кратных ей системах счисления. | Повторение материала по теме. Подготовка к ЕГЭ. | ||||||||||||||||||||
Подготовка к экзаменам «Двоичное кодирование текстовой информации. Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука. Двоичное кодирование графической информации. Двоичное кодирование звуковой информации» | Повторение материала по теме. Подготовка к ЕГЭ. | |||||||||||||||||||||
Подготовка к экзаменам «Моделирование и формализация» | 1. Понятие модели 2. Материальные и информационные модели 3. Этапы моделирования 3.1. Постановка задачи. 3.2. Разработка модели. 3.3. Компьютерный эксперимент. 3.4. Анализ результатов моделирования 4. Понятие формализации | Повторение материала по теме. Подготовка к ЕГЭ. | ||||||||||||||||||||
Подготовка к экзаменам «Моделирование и формализация» | ||||||||||||||||||||||
Подготовка к экзаменам «Математические и логические основы информатики» | 1. Основные понятия математической логики 2. Основные законы алгебры логики | Повторение материала по теме. Подготовка к ЕГЭ. | ||||||||||||||||||||
Подготовка к экзаменам «Математические и логические основы информатики» | ||||||||||||||||||||||
Резерв | ||||||||||||||||||||||
Резерв |
Типы уроков
НМ – урок ознакомления с новым материалом
ЗИ – урок закрепления изученного
ПЗУ – урок применения знаний и умений
ОС – урок обобщения и систематизации знаний
ПК – урок проверки и коррекции знаний и умений
КУ – комбинированный урок
Рабочая программа учебного курса по информатике и ИКТ для 11х классов. Учитель: Малкова Л.И.
Страница из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...