Урок по теме: "Работа с элементами двумерного массива"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Данный материал рекомендутся использовать для учащихся 9-10 классов в качестве обобщения темы: "Работа с элементами двумерного массива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развернутый план-конспект урока | 105.5 КБ |
презентация | 943 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Обобщение по теме: «Одномерные и двумерные массивы»
ФИО (полностью) | Горюшкина Ирина Владимировна |
Место работы | МОУ – лицей №18 г. Орла |
Должность | Учитель |
Предмет | Информатика |
Класс | 9 |
Тема и номер урока в теме | Обобщение по теме: «Одномерные и двумерные массивы» |
Базовый учебник | Угринович Н.Д. «Информатика. Базовый курс» |
Цель: познакомить с возможностью использования в программе нескольких массивов с разными типами элементов, примените эти знания при составлении программ.
Задачи:
- Развивающие:
- развитие любознательности учащихся;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие умений учебного труда: умения работать в должном темпе;
- развитие воли, самостоятельности.
- Образовательные:
- формировать навыки и умения составлять программы с использованием нескольких массивов.
- Воспитательные:
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- воспитание дисциплинированности;
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, маркер
Структура и ход урока
Таблица 1.
№ п/п | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент |
| Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих в классе. | Учащиеся приветствуют учителя. Дежурные отмечают отсутствующих. | 2 |
2 | Актуализация знаний, проверка домашнего задания. | Тема «Одномерные и двумерные массивы» нами изучена и сегодня на уроке мы с вами должны повторить некоторые теоретические вопросы, расширить свои знания при помощи решения задач повышенной сложности и проверить свои знания при помощи теста. Ну а для начала, проверим домашнее задание. (Проверка домашнего задания осуществляется с места, путем сверки ответов) | Фронтальная беседа:
| 3 |
3 | тест [1] | Проверка усвоения материала при помощи теста. | Дети садятся за компьютеры и выполняют тест с последующим выставлением оценок в журнал. | 5 |
4 | Изучение нового материала | Демонстрации слайдов презентации (слайд 1) [2] [3] | Мы много времени посвятили изучению этой темы. Скажите, а каково практическое применение двумерных массивов? ( Верно) Это таблицы, но помимо этого с массивами мы встречаемся в логических играх: шашках, морской бой, шахматы. Итак, сегодня мы поведем речь о шахматах. Объяснение нового материала с демонстрацией слайдов: Ша́хматы — настольная логическая игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит властитель умер. С давних времен эта игра считалась прерогативой царских особ, но в наше время этой игрой увлечены миллионы любителей логических игр. Для того, чтобы научиться играть не нужны доростоящие вложения.. Достаточно большого желания. | Учащиеся внимательно слушают объяснение. | 10 |
Демонстрации слайдов презентации (слайд 2) [2] | Для обычного любителя шахмат наступило время, когда в его распоряжении за сравнительно небольшую сумму оказывается книги, журналы и конечно, целый ряд обучающих компьютерных программ. Возникает вопрос: кто сильнее – человек или компьютер? |
Демонстрации слайдов презентации (слайд3,4) [2] | Еще в середине прошлого века великий фантаст Станислав Лем сказал, что вопрос шахматной победы компьютера над человеком – это только вопрос времени. Гарри Каспаров — чемпион мира и бесспорно великий игрок в истории шахмат, принял вызов от «Дип Блю», полуторатонного суперкомпьютера, который был создан и управляем группой американских учёных. В интервью перед самой игрой Гарри Каспаров изложил свой взгляд на шахматную игру: "Шахматы – это не математика. Это фантазия и воображение, это человеческая логика, а не игра с предсказуемым результатом. Возможных шахматных комбинаций больше, чем атомов в нашей Вселенной. Я не думаю, что теоретически игру в шахматы можно уместить в набор формул или алгоритмов". |
Демонстрации слайдов презентации (слайд5-7) [2] | Однако уже в 1997 году в Нью-Йорке во время второго матча с Deep Blue от уверенности Каспарова не осталось и следа. По ходу матча стало видно, что «Дип Блю» значительно мощнее, чем в предыдущие годы. Компьютер показал превосходство аппаратно-программного обеспечения над человеческим мозгом в игре в шахматы. После этой игры Гроссмейстер Виктор Корчной с грустью замечал: "...Человеческий мозг взял на себя задачу себя же принизить..." Все эти успехи компьютерных шахмат в конечном итоге привели к единственно возможному результату - увы, человек уже играет в шахматы слабей компьютера. |
Демонстрации слайдов презентации (слайд8-10) [2] | Сегодня другая программа - Deep Fritz – чемпион мира по шахматам среди компьютеров. |
5 | Самая современна шахматная программа X3D Fritz имеет новый графический интерфейс, поддерживающий трехмерные изображения фигур, а также позволяет человеку отдавать команды на перемещение фигур голосом. На глаза человека-шахматиста надевают специальные очки, позволяющие видеть изображение на мониторе в трехмерной проекции. Фигуры и доска, в восприятии гроссмейстера, как бы плавают в воздухе, а ходы он может называть вслух – и виртуальные фигуры будут передвигаться. |
6 | Закрепление изученного материала | Трудно себе представить, как выглядят компьютерные программы, которые был созданы программистами для игры в шахматы. Ведь на каждом ходу надо просчитать миллионы вариантов. Сегодня мы смоделируем шахматную доску, а точнее ее четверти (размер 4*4 клетки), будем воспринимать ее как квадратный массив и решим ряд простейших задач. |
7 | Первичная проверка новых знаний | К доске вызывается сильный ученик. Через интерактивную доску загружается четверть шахматной доски и нужные нам фигуры. Задача №1 На шахматной доске размером 4*4 находятся 2 фигуры: король расположен в клетке с координатами ( 4;4) и ферзь имеет произвольные координаты (m, n). Выяснить, будет ли королю объявлен шах? | Индивидуальная и коллективная работа учащихся (условия задач распечатаны для каждого перед началом урока) | 15 |
8 | Закрепление изученного материала | После разбора задачи №1 предлагается усложненная задача №2 Задача №2 Через датчик случайных чисел задаются координаты ладьи (х ,у). Спасет ли ладья короля от шаха, если король находится на клетке с координатами(4;4)? | Индивидуальная и коллективная работа учащихся |
9 | Информация о домашнем задании | Задачник [3] | Мне хочется надеяться , что вас заинтересовали эти задачи, поэтому на дом вы получается набор шахматных задач. Организует инструктаж по выполнению домашнего задания | Записывают домашнее задания в дневник | 3 |
10 | Подведение итогов урока | Подводятся итоги работы на уроке. Выставляются оценки | Выставляют оценки в дневник | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
«Обобщение по теме: «Одномерные и двумерные массивы»»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | К-тип |
| http://fcior.edu.ru/card/27406/struktury-dannyh-massivy-algoritm-raboty-s-massivami.html |
2 | Презентация | И - тип |
| Слайды презентации |
3 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | И-тип |
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09576eee-2d6b-43fe-b071-cdf52aff3214/09_15.jpg |
4 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 1974_06_0 (О силе шахматных фигур) | П - тип | Иллюстрация | http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%D8%E0%F5%EC%E0%F2%FB&tg |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое массив? Какого типа могут быть элементы массива? Могут ли в массиве быть элементы разного типа? Какие виды массивов нами изучены? Как можно заполнить массив? 04/11/17
Найти ошибку в разделе описания переменных: Var A:[1…100] of integer; 2. Const n:=50; var A: arrai [1..70] of real; 3. Var A: array [1..100]of real, integer;
Какой массив называется квадратным? 1 2 3 4 5 6 7 1 97 5 40 89 3 74 16 2 49 74 45 63 99 61 96 3 37 67 42 65 5 59 7 4 89 49 45 32 57 77 34 5 62 13 93 83 26 10 83 6 83 69 88 30 33 78 21 7 33 12 4 66 98 50 40
1 2 3 4 5 6 7 1 71 56 8 49 27 70 57 2 32 27 34 30 19 76 81 3 93 81 4 46 70 6 10 4 90 99 7 29 35 49 66 5 22 54 63 37 8 8 59 6 33 74 60 25 18 45 98 7 3 13 43 75 88 38 17 1 2 3 4 5 6 7 1 71 56 8 49 27 70 57 2 32 27 34 30 19 76 81 3 93 81 4 46 70 6 10 4 90 99 7 29 35 49 66 5 22 54 63 37 8 8 59 6 33 74 60 25 18 45 98 7 3 13 43 75 88 38 17 Каким свойством обладают элементы главной диагонали? i=j т.е. индексы строки и столбца совпадают Каким свойством обладают элементы побочной или вспомогательной диагонали? i+j=n+1
Каким свойством обладают элементы, лежащие на диагонали, параллельной главной? 1 2 3 4 5 6 7 1 71 56 8 49 27 70 57 2 32 27 34 30 19 76 81 3 93 81 4 46 70 6 10 4 90 99 7 29 35 49 66 5 22 54 63 37 8 8 59 6 33 74 60 25 18 45 98 7 3 13 43 75 88 38 17
Каким свойством обладают элементы, лежащие на диагонали, параллельной побочной? 1 2 3 4 5 6 7 1 71 56 8 49 27 70 57 2 32 27 34 30 19 76 81 3 93 81 4 46 70 6 10 4 90 99 7 29 35 49 66 5 22 54 63 37 8 8 59 6 33 74 60 25 18 45 98 7 3 13 43 75 88 38 17
Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы: for n:=1 to 100 do A[n] := n - 10; for n:=1 to 100 do B[n] := A[n]*n; Сколько элементов массива B будут иметь положительные значения? 1) 10 2) 50 3) 90 4) 100
Значения двумерного массива задаются с помощью вложенного оператора цикла в представленном фрагменте программы: for n:=1 to 5 do for k:=1 to 5 do B [ n , k ] := n + k ; Чему будет равно значение B(2,4)? 1) 9 2) 8 3) 7 4) 6
Дан фрагмент программы : for i:= 1 to n do begin for j:= 1 to m do c[i,j]:=a[i,j]+ b[i,j] end; Какую типовую задачу выполняет алгоритм ?
Шахматы
«Шахматы являются весьма сложной переборной задачей большой размерности…» М.М. Ботвинник
Кто сильнее – человек или компьютер?
Гарри Каспаров, выдающийся российский шахматист
" Шахматы – это не математика. Это фантазия и воображение, это человеческая логика, а не игра с предсказуемым результатом. Возможных шахматных комбинаций больше, чем атомов в нашей Вселенной. Я не думаю, что теоретически игру в шахматы можно уместить в набор формул или алгоритмов". Гарри Каспаров
Первую встречу Каспаров выиграл у компьютера, но потом программисты IВМ вдвое увеличили скорость расчетов компьютера и машина стала способна рассмотреть 200 миллионов шахматных позиций в секунду! Гарри Каспаров, по собственному признанию, способен проанализировать лишь 3 варианта ходов за секунду, но при этом надо понимать, что человек анализирует не все подряд варианты, как машина, а только «лучшие ходы»!
Однако уже в 1997 году в Нью-Йорке во время второго матча с Deep Blue от уверенности Каспарова не осталось и следа. Впервые за всю свою шахматную карьеру Каспаров был разбит, и не человеком, а компьютером!
Сегодня другая программа - Deep Fritz – чемпион мира по шахматам среди компьютеров .
Программа X3D Fritz имеет новый графический интерфейс, поддерживающий трехмерные изображения фигур, а также позволяет человеку отдавать команды на перемещение фигур голосом.
На глаза человека-шахматиста надевают специальные очки, позволяющие видеть изображение на мониторе в трехмерной проекции. Фигуры и доска, в восприятии гроссмейстера, как бы плавают в воздухе, а ходы он может называть вслух – и виртуальные фигуры будут передвигаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс
Применение графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...
Урок по теме "Работа с фрагментами текста"
Работа с фрагментами текста. Разработка урока....
План- конспект урока по теме:Работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком".
Урок развития речи в 7 классе коррекционной школы-интерната I,II Вида,работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком" (подготовка к сочинению)....
Компетентностно-ориентированный урок по теме "Работа сердца"
Конспект урока биологии (8 кл), разработанного и проведенного в рамках участия в региональном телекоммуникационном проекте "Компетентностно-ориентированный урок". По оценкам жюри урок был ...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...
Конспект интегрированного урока по теме: Работа с текстами научного и художественного стилей на тему:"Антропогенное влияние на биосферу"
Урок проводится в течение 2 часов::40+40 минут....
Практическая работа к уроку по теме "работа и мощность"
7 класс физика к учебнику Перышкина...