Урок по теме: "Работа с элементами двумерного массива"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Горюшкина Ирина Владимировна

Данный материал рекомендутся использовать для учащихся 9-10 классов в качестве обобщения темы:  "Работа с элементами двумерного массива".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока
Обобщение по теме: «Одномерные и  двумерные массивы»

ФИО (полностью)

Горюшкина Ирина Владимировна

Место работы

МОУ – лицей №18 г. Орла

Должность

Учитель

Предмет

Информатика

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Обобщение по теме: «Одномерные и  двумерные массивы»

Базовый учебник

Угринович Н.Д. «Информатика. Базовый курс»

Цель: познакомить с возможностью использования в программе нескольких массивов с разными типами элементов, примените эти знания при составлении программ.

Задачи:

  1. Развивающие:
  1. развитие любознательности учащихся;
  2. развитие познавательного интереса учащихся;
  3. развитие умений учебного труда: умения работать в должном темпе;
  4. развитие воли, самостоятельности.
  1. Образовательные:
  1. формировать навыки и умения составлять программы с использованием нескольких массивов.
  1. Воспитательные:
  1. воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
  2. воспитание дисциплинированности;  

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, маркер

Структура и ход  урока

      Таблица 1.

                    №  п/п

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1


Организационный момент

 

Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих в классе.

Учащиеся приветствуют учителя. Дежурные отмечают отсутствующих.


2

2

Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Тема «Одномерные и двумерные массивы» нами изучена и сегодня  на уроке мы с вами должны повторить некоторые теоретические вопросы, расширить свои знания при помощи решения задач повышенной сложности  и проверить свои знания при помощи теста. Ну а для начала, проверим домашнее задание. (Проверка домашнего задания осуществляется с места, путем сверки ответов)

Фронтальная беседа:

  1. анализируют  решения домашних задач
  2. устраняют недочеты



3




3





тест


[1]

Проверка усвоения материала при помощи теста.


Дети садятся за компьютеры и выполняют тест с последующим выставлением оценок в журнал.




5



4


Изучение нового материала


Демонстрации слайдов презентации (слайд 1)

[2]


[3]

Мы много времени посвятили изучению этой темы. Скажите, а каково практическое применение двумерных массивов? ( Верно) Это таблицы, но помимо этого с массивами мы встречаемся в логических играх: шашках, морской бой, шахматы. Итак, сегодня мы поведем речь о шахматах.

Объяснение нового материала с демонстрацией  слайдов:

 Ша́хматы — настольная логическая игра  специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит властитель умер. С давних времен эта игра считалась прерогативой царских особ, но в наше время этой игрой увлечены миллионы любителей логических игр. Для того, чтобы научиться играть не нужны доростоящие вложения.. Достаточно большого желания.


Учащиеся внимательно слушают объяснение.



10


Демонстрации слайдов презентации (слайд 2)

[2]


Для обычного любителя шахмат наступило время, когда в его распоряжении за сравнительно небольшую сумму оказывается книги, журналы и конечно, целый ряд  обучающих компьютерных программ.  Возникает вопрос:

 кто сильнее – человек или компьютер?

Демонстрации слайдов презентации (слайд3,4)


[2]

Еще в середине прошлого века великий фантаст Станислав Лем сказал, что вопрос шахматной победы компьютера над человеком – это только вопрос времени. Гарри Каспаров — чемпион мира и бесспорно великий игрок в истории шахмат, принял вызов от «Дип Блю», полуторатонного суперкомпьютера, который был создан и управляем группой американских учёных. В интервью  перед самой игрой Гарри Каспаров изложил свой взгляд на шахматную игру: "Шахматы – это не математика. Это фантазия и воображение, это человеческая логика, а не игра с предсказуемым результатом. Возможных шахматных комбинаций больше, чем атомов в нашей Вселенной. Я не думаю, что теоретически игру в шахматы можно уместить в набор формул или алгоритмов".

Демонстрации слайдов презентации (слайд5-7)


[2]

Однако уже в 1997 году в Нью-Йорке во время второго матча с Deep Blue от уверенности Каспарова не осталось и следа. По ходу матча стало видно, что «Дип Блю» значительно мощнее, чем в предыдущие годы. Компьютер показал превосходство аппаратно-программного обеспечения над человеческим мозгом в игре в шахматы.
Впервые за всю свою шахматную карьеру Каспаров был разбит, и не человеком, а компьютером!

После этой игры Гроссмейстер Виктор Корчной  с грустью замечал: "...Человеческий мозг взял на себя задачу себя же принизить..." Все эти успехи компьютерных шахмат в конечном итоге привели к единственно возможному результату - увы, человек уже играет в шахматы слабей компьютера.

Демонстрации слайдов презентации (слайд8-10)

[2]

Сегодня другая программа - Deep Fritz – чемпион мира по шахматам среди компьютеров.
В списке гроссмейстеров, проигравших программе Deep Fritz, можно найти имена великих игроков - Каспарова, Ананда, Широва.
      
Со времен первой игры  возросла не только вычислительная мощь компьютера, но и, если можно так выразиться, его опыт.



5

Самая современна шахматная программа X3D Fritz  имеет новый графический интерфейс, поддерживающий трехмерные изображения фигур, а также позволяет человеку отдавать команды на перемещение фигур голосом. На глаза человека-шахматиста надевают специальные очки, позволяющие видеть изображение на мониторе в трехмерной проекции. Фигуры и доска, в восприятии гроссмейстера, как бы плавают в воздухе, а ходы он может называть вслух – и виртуальные фигуры будут передвигаться.




6

Закрепление изученного материала

Трудно себе представить, как выглядят компьютерные программы, которые был созданы программистами для игры в шахматы. Ведь на каждом ходу надо просчитать миллионы вариантов. Сегодня мы смоделируем шахматную доску, а точнее ее четверти (размер 4*4 клетки), будем воспринимать ее как квадратный массив и решим ряд  простейших задач.


7

Первичная проверка новых знаний

К доске вызывается сильный ученик. Через интерактивную доску загружается четверть шахматной доски и нужные нам фигуры.

Задача №1      На шахматной доске размером 4*4 находятся 2 фигуры: король расположен в клетке с координатами ( 4;4) и ферзь  имеет произвольные координаты (m, n). Выяснить, будет ли королю объявлен шах?

Индивидуальная и коллективная работа учащихся (условия задач распечатаны  для каждого  перед началом урока)


15

8


Закрепление изученного материала

После разбора задачи №1 предлагается усложненная задача №2

Задача №2

Через датчик случайных чисел задаются координаты ладьи (х ,у). Спасет ли ладья короля от шаха, если король находится на клетке с координатами(4;4)?

Индивидуальная и коллективная работа учащихся

9

Информация о домашнем задании

Задачник

[3]

Мне хочется надеяться , что вас заинтересовали эти задачи, поэтому на дом вы получается набор шахматных задач.

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задания в дневник

3

10

Подведение итогов урока


Подводятся итоги работы на уроке. Выставляются оценки

Выставляют оценки в дневник


2

Приложение к плану-конспекту урока

«Обобщение по теме: «Одномерные и  двумерные массивы»»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

К-тип

  1. Тест

http://fcior.edu.ru/card/27406/struktury-dannyh-massivy-algoritm-raboty-s-massivami.html

2

Презентация

И - тип

  1. Иллюстрации
  2. Текст

Слайды презентации

3

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

И-тип

  1. Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09576eee-2d6b-43fe-b071-cdf52aff3214/09_15.jpg



4


 


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

1974_06_0

(О силе шахматных фигур)


П - тип


Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%D8%E0%F5%EC%E0%F2%FB&tg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двумерные массивы

Слайд 2

Что такое массив? Какого типа могут быть элементы массива? Могут ли в массиве быть элементы разного типа? Какие виды массивов нами изучены? Как можно заполнить массив? 04/11/17

Слайд 3

Найти ошибку в разделе описания переменных: Var A:[1…100] of integer; 2. Const n:=50; var A: arrai [1..70] of real; 3. Var A: array [1..100]of real, integer;

Слайд 4

Какой массив называется квадратным? 1 2 3 4 5 6 7 1 97 5 40 89 3 74 16 2 49 74 45 63 99 61 96 3 37 67 42 65 5 59 7 4 89 49 45 32 57 77 34 5 62 13 93 83 26 10 83 6 83 69 88 30 33 78 21 7 33 12 4 66 98 50 40

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 1 71 56 8 49 27 70 57 2 32 27 34 30 19 76 81 3 93 81 4 46 70 6 10 4 90 99 7 29 35 49 66 5 22 54 63 37 8 8 59 6 33 74 60 25 18 45 98 7 3 13 43 75 88 38 17 1 2 3 4 5 6 7 1 71 56 8 49 27 70 57 2 32 27 34 30 19 76 81 3 93 81 4 46 70 6 10 4 90 99 7 29 35 49 66 5 22 54 63 37 8 8 59 6 33 74 60 25 18 45 98 7 3 13 43 75 88 38 17 Каким свойством обладают элементы главной диагонали? i=j т.е. индексы строки и столбца совпадают Каким свойством обладают элементы побочной или вспомогательной диагонали? i+j=n+1

Слайд 6

Каким свойством обладают элементы, лежащие на диагонали, параллельной главной? 1 2 3 4 5 6 7 1 71 56 8 49 27 70 57 2 32 27 34 30 19 76 81 3 93 81 4 46 70 6 10 4 90 99 7 29 35 49 66 5 22 54 63 37 8 8 59 6 33 74 60 25 18 45 98 7 3 13 43 75 88 38 17

Слайд 7

Каким свойством обладают элементы, лежащие на диагонали, параллельной побочной? 1 2 3 4 5 6 7 1 71 56 8 49 27 70 57 2 32 27 34 30 19 76 81 3 93 81 4 46 70 6 10 4 90 99 7 29 35 49 66 5 22 54 63 37 8 8 59 6 33 74 60 25 18 45 98 7 3 13 43 75 88 38 17

Слайд 8

Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы: for n:=1 to 100 do A[n] := n - 10; for n:=1 to 100 do B[n] := A[n]*n; Сколько элементов массива B будут иметь положительные значения? 1) 10 2) 50 3) 90 4) 100

Слайд 9

Значения двумерного массива задаются с помощью вложенного оператора цикла в представленном фрагменте программы: for n:=1 to 5 do for k:=1 to 5 do B [ n , k ] := n + k ; Чему будет равно значение B(2,4)? 1) 9 2) 8 3) 7 4) 6

Слайд 10

Дан фрагмент программы : for i:= 1 to n do begin for j:= 1 to m do c[i,j]:=a[i,j]+ b[i,j] end; Какую типовую задачу выполняет алгоритм ?

Слайд 11

Шахматы

Слайд 12

«Шахматы являются весьма сложной переборной задачей большой размерности…» М.М. Ботвинник

Слайд 13

Кто сильнее – человек или компьютер?

Слайд 14

Гарри Каспаров, выдающийся российский шахматист

Слайд 15

" Шахматы – это не математика. Это фантазия и воображение, это человеческая логика, а не игра с предсказуемым результатом. Возможных шахматных комбинаций больше, чем атомов в нашей Вселенной. Я не думаю, что теоретически игру в шахматы можно уместить в набор формул или алгоритмов". Гарри Каспаров

Слайд 16

Первую встречу Каспаров выиграл у компьютера, но потом программисты IВМ вдвое увеличили скорость расчетов компьютера и машина стала способна рассмотреть 200 миллионов шахматных позиций в секунду! Гарри Каспаров, по собственному признанию, способен проанализировать лишь 3 варианта ходов за секунду, но при этом надо понимать, что человек анализирует не все подряд варианты, как машина, а только «лучшие ходы»!

Слайд 17

Однако уже в 1997 году в Нью-Йорке во время второго матча с Deep Blue от уверенности Каспарова не осталось и следа. Впервые за всю свою шахматную карьеру Каспаров был разбит, и не человеком, а компьютером!

Слайд 18

Сегодня другая программа - Deep Fritz – чемпион мира по шахматам среди компьютеров .

Слайд 19

Программа X3D Fritz имеет новый графический интерфейс, поддерживающий трехмерные изображения фигур, а также позволяет человеку отдавать команды на перемещение фигур голосом.

Слайд 20

На глаза человека-шахматиста надевают специальные очки, позволяющие видеть изображение на мониторе в трехмерной проекции. Фигуры и доска, в восприятии гроссмейстера, как бы плавают в воздухе, а ходы он может называть вслух – и виртуальные фигуры будут передвигаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс

Применение  графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...

Урок по теме "Работа с фрагментами текста"

Работа с фрагментами текста. Разработка урока....

План- конспект урока по теме:Работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком".

Урок развития речи в 7 классе коррекционной школы-интерната I,II Вида,работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком" (подготовка к сочинению)....

Компетентностно-ориентированный урок по теме "Работа сердца"

Конспект урока биологии (8 кл), разработанного и проведенного в рамках участия в региональном  телекоммуникационном проекте "Компетентностно-ориентированный урок". По оценкам жюри урок был  ...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

Практическая работа к уроку по теме "работа и мощность"

7 класс физика к учебнику Перышкина...