Рабочие программы по информатике 4 класс
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 20011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass_goryachev_1_chas.doc | 130.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_4_klassgoryachev.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Наименование раздела программа | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители. | Элементы дополнительного содержания | Д/з | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
1 | 1. Алгоритмы. | Ветвление в построчной записи алгоритма. | 1 | комбинированный | Алгоритм. Ветвление. Построчная запись алгоритмов. | Знать алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; вложенные алгоритмы; Понимать построчную запись алгоритмов; Уметь выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; составлять и записывать вложенные алгоритмы; | к/р №1 | с.5 №5 | 1 нед | ||
2 | Ветвление | 1 | комбинированный | Ветвление, условия, сложные условия | Знать запись ветвления в построчной форме; Уметь выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами; | к/р №1 | с. 7 №7 | 2 нед | |||
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. | 1 | комбинированный | Цикл. Построчная запись циклического алгоритма. | Знать циклы; Уметь выполнять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществлять поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений; | к/р №1 | с.11 №11 | 3 нед | |||
4 | Алгоритм с параметрами. | 1 | комбинированный | Параметры. Цикл со счетчиком. | Знать алгоритмы с параметрами; повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров; Уметь выполнять и составлять алгоритмы с параметрами; | к/р №1 | с.15 №15 | 4 нед | |||
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | 1 | комбинированный | Пошаговая запись результатов. | Знать линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; Уметь выполнять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществлять поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений; | к/р №1 | 5 нед | ||||
6 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | закреп-ление | 6 нед | |||||||
7 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | 1 | контрольный | 7 нед | |||||||
8 | Работа над ошибками. Составление нелинейных алгоритмов. | 1 | закреп-ление | 8 нед | |||||||
9 | 2. Группы (классы) объектов. | Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. | 1 | комбини-рованный | Объект. Группа объектов. Имя объекта и группы, их отличительные признаки. | Знать состав и действия объектов с одним общим названием; отличительные признаки группы объектов; Уметь описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; | к/р №2 | 9 нед | |||
10 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | 1 | комбини-рованный | Схема состава объекта. Адрес составной части. | Знать состав и действия объектов с одним общим названием; составные объекты, отношение «состоит из»; понятие адреса объекта; Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); | к/р №2 | 10 нед | ||||
11 | Массив объектов на схеме состава. | 1 | комбини-рованный | Массив объектов | Знать схема (дерево) состава; относительные адреса в составных объектах; Уметь именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; | к/р №2 | 11 нед | ||||
12 | Признаки и действия составных частей объекта. | 1 | комбини-рованный | Признаки и действия составных частей объекта. | Знать признаки и действия составных частей объекта. Уметь записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | к/р №2 | 12 нед | ||||
13 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Закрепле-ние | к/р №2 | 13 нед | ||||||
14 | Контрольная работа №2 «Состав объекта». | 1 | контроль-ный | 14 нед | |||||||
15 | Работа над ошибками. Решение трудных задач. | 1 | Закрепле-ние | 15 нед | |||||||
16 | 3.Логические рассуждения. | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | 1 | комбинированный | Множество. Элементы множества. Подмножество. Пересечение множеств | Знать отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); понятия множество, подмножество; Уметь изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение; |
к/р №3 | 16 нед | |||
17 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | 1 | комбинированный | Отношения между множествами, истинность высказываний. | Знать отношения между множествами объединение, пересечение, вложенность); истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; Уметь определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; | к/р №3 | 17 нед | ||||
18 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | 1 | комбинированный | Операции над множествами, логические операции. | Знать связь операций над множествами и логических операций Уметь строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами; | к/р №3 | 18 нед | ||||
19 | Пути в графах. | 1 | комбинированный | Пути в графах. | Знать пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям; Уметь строить и описывать пути в графах; | к/р №3 | 19 нед | ||||
20 | Высказывания и подграфы. | 1 | комбинированный | Высказывания и подграфы. | Уметь выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; | к/р №3 | 20 нед | ||||
21 | Правило «Если – то». | 1 | комбинированный | Правило «Если – то». | Знать правила вывода «если …, то …»; цепочки правил вывода; Уметь записывать выводы в виде правил «если …, то …»; | к/р №3 | 21 нед | ||||
22 | Схема рассуждений. | 1 | комбинированный | Схемы рассуждений из правил «если …, то …» | Знать простейшие графы «и – или»; Уметь составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы; | к/р №3 | 22 нед | ||||
23 | Построение графов. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Закрепле-ние | Графы и подграфы. | Уметь строить графы различной сложности | к/р №3 | 23 нед | ||||
24 | Контрольная работа №3 «Графы». | 1 | Контрольный | 24 нед | |||||||
25 | Работа над ошибками. Решение задач с помощью графов. | 1 | Закрепле-ние | 25 нед | |||||||
26 | 4. Применение моделей (схем) для решения задач. | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | 1 | комбинированный | Объекты с необычным составом. | Знать приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»); Уметь придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями; | к/р №4 | 26 нед | |||
27 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | 1 | комбинированный | Действия объектов. | Знать связь изменения объектов и их функционального назначения; Уметь находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов; | к/р №4 | 27 нед | ||||
28 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | 1 | комбинированный | Признаки объектов. | Знать связь изменения объектов и их функционального назначения; Уметь придумывать и описывать объекты с необычными признаками; | к/р №4 | 28 нед | ||||
29 | Объекты, выполняющие обратные действия. | 1 | комбинированный | Объекты, выполняющие обратные действия. | Уметь описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному; | к/р №4 | 29 нед | ||||
30 | Алгоритм обратного действия. | 1 | комбинированный | Алгоритм обратного действия. | Знать применение изучаемых приёмов фантазирования к построению алгоритмов и графов. Уметь соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. | к/р №4 | 30 нед | ||||
31 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Закрепле-ние | к/р №4 | 31 нед | ||||||
32 | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | 1 | Контрольный | 32 нед | |||||||
33 | Работа над ошибками. | 1 | Закрепле-ние | 33 нед | |||||||
34 | Резервный урок | 1 | Закрепле-ние | 34 нед |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 2-4 классов в течение 102 часов (в том числе в II классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Про грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Содержание курса
предмета «Информатика и ИКТ»
4 класс
1. Алгоритмы (8 часов).
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
2. Объекты (7 часов).
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
3. Логические рассуждения (10 часов).
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
4. Применение моделей (схем) для решения задач (9 часов).
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если – то»;
- по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...