рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Информатика» для 8 класса IIступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005).
Программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 8 класса Босовой Л.Л., - 20011г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Информатика» для 8 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005).
Программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 8 класса Босовой Л.Л., - 2011г. Учебник «Информатика и ИКТ» (авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю.) создан в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (федеральным компонентом) (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательные стандарты по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.) и примерные программы изучения дисциплины, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ.

При отборе содержания учебника авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Материал учебника структурирован по пяти главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум и итоговые тесты после изучения каждой темы.

Данная программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Место курса в базовом учебном плане.

 Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения.

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения   базового  уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов,  рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Изучение информатики и ИКТ в  V-VIII классах направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  2. формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  3. усиление культурологической составляющей школьного образования;
  4. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  5. развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  V-VIII классов положены следующие идеи:

  1. целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII-IX (основной курс) и X-XI классах;
  2. научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  3. практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  4. дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  5. развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает  в 8 классе  обучение в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, а именно последовательная модель. Данная программа включает в себя следующий подход к изложению учебного материала:  компьютер и информация  – человек и информация – алгоритмы и исполнители.
На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике с учетом возрастных особенностей 6 классов реализуются базовый уровень. Спроектированы ожидаемые результаты обучения.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми рование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать:
раз витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельную выборку критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
При выполнении творчес ких работ формируется умение опреде лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель ности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны научиться представлять результаты ин дивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.
Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках
информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. Знакомство с основными конструкциями алгоритмов дает возможность учащимся применять универсальные способы обработки информации.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

Тема

Компетенции

1.

Информация и информационные процессы

Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно – смысловая

 2.

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

 3.

Обработка графической информации.

Учебно – познавательная, коммуникативная,  ценностно - смысловая

4

Обработка текстовой информации

Учебно – познавательная, социально – трудовая, коммуникативная, ценностно – смысловая

5

Мультимедиа

Учебно – познавательная, социально – трудовая, коммуникативная, ценностно – смысловая



Предварительный просмотр:

Наименование раздела программа

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители.

Элементы дополнительного содержания

Д/з

Дата проведения

план

факт

1.1

Информация и информационные процессы

(9 часов)

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности..

1

Повторение

Техника безопасности.

Знать технику безопасности; что изучает наука информатика; виды и свойства информации, способы и инструменты ее основных процессов;

Уметь работать в кабинете информатики с соблюдением техники безопасности

опрос

Введение

1 нед

1.2

Информация и ее свойства. Представление информации.

1

Повторение

Информация и сигнал Виды информации. Свойства информации Знаки и знаковые системы язык  как знаковая система. Естественные и формальные языки. Формы представления информации.

Знать; виды и свойства информации, способы и инструменты ее основных процессов; знаки и знаковые системы язык  как знаковая система; естественные и формальные языки; формы представления информации.

опрос

§1.1-1.2

2 нед

1.3

Дискрет6ная форма представления информации

1

Комбинированный

Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.

Знать способы преобразования информации из непрерывной формы в дискретную; понятие двоичного кода

Уметь отличать равномерные и неравномерные коды

с/р №1

§1.3

3 нед

1.4

Измерение информации

3

Сообщение новых знаний. Комбинированный

Алфавитный подход к измерению информации. Информационный вес символа произвольного алфавита. Информационный объем сообщения. Единицы измерения информации.

Знать различные подходы к измерению информации

Уметь определять информационный объем информации, сообщения, работать с различными единицами измерения информации.

с/р №2

§1.4

4-6 нед

1.5

Информационные процессы

1

повторение

Информационный процесс. Действия над информацией.

Знать понятие информационные процессы.

Уметь определять совершаемы действия над информацией

опрос

§1.5

7 нед

1.6

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1

Комбинированный

WWW. Поисковые системы и запросы.

Знать понятия «поисковые системы» и «поисковые запросы».

Уметь осуществлять поиск информации в различных поисковых системах

П/р№1

§1.6

8 нед

1.7

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы»

1

Контрольный

К/р №1

9 нед

2.1

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

( 5 часов)

Основные компоненты компьютера.

1

Комбинированный

Компьютер. Устройства компьютера и их функции. Персональный компьютер. Компьютерные сети.

Знать общие сведения об устройстве и функциях компьютера, о компьютерных сетях

Уметь приводить примеры различного вида компьютерных сетей

. Особое внимание уделено программному обеспечению компьютера и вопросам пользовательского интерфейса

Тест №1

§2.1-2.2

10 нед

2.2

Программное обеспечение компьютера.

2

Комбинированный

Программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Прикладное программное обеспечение. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Знать понятия программное обеспечение; системное программное обеспечение; системы программирования; прикладное программное обеспечение; правовые нормы использования программного обеспечения.

Уметь определять вид программного обеспечения, приводить примеры определенного вида программного обеспечения.

тест№1

§2.3

11-12 нед

2.3

Файлы. Файловые структуры.

1

Комбинированный

Логические имена устройств внешней памяти. Файл. Каталоги Файловая структура диска. Полное имя файла. Работа с файлами.

Знать понятие программы, файла и папки, каталоги, правила написания имени файла; файловая структура диска

Уметь совершать различные операции над файлами

тест№1

§2.4

13 нед

2.4

Пользовательский интерфейс.

1

Комбинированный

 Пользовательский интерфейс и его разновидности. Основные элементы графического интерфейса. Организация индивидуального информационного пространства.

Знать понятие пользовательского интерфейса, элементы графического интерфейса

Уметь  организовывать индивидуальное информационное пространство

тест№1

§2.5

14 нед

3.1

Обработка графической информации.

(5 часа)

Формирование изображения на экране компьютера.

1

Сообщение новых знаний

Пространственное разрешение монитора. Компьютерное представление цвета. Видеосистема персонального компьютера.

Знать понятие разрешение монитора, видеосистема персонального компьютера.

Уметь изменять и настраивать разрешение монитора.

§3.1

15 нед

3.2

Компьютерная

 графика

2

Комбинированный

Сферы применения компьютерной графики. Способы создания цифровых графических объектов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

Знать Сферы применения и способы создания компьютерной графики; виды компьютерной графики и её форматы.

Уметь определять и изменять форматы графических объектов.

п/р №2

§3.2

16-17 нед

3.3

Создание графических изображений

2

Комбинированный

Интерфейс графических редакторов. Приемы работы в растровом графическом редакторе. Особенности создания изображения в векторном графическом редакторе.

Знать интерфейс графических редакторов; приемы создания растровых изображений; особенности создания изображения в векторном графическом редакторе.

Уметь  создавать изображения в различных редакторах.

п/р№3

§3.3

18-19 нед

4.1

Обработка текстовой информации

( 8 часов)

Текстовые документы и технологии их создания.

1

Комбинированный

Текстовый документ и его структура. Технологии подготовки текстового документа. Компьютерные инструменты создания текстовых документов.

Знать структуру текстового документа. Технологии его подготовки; инструменты создания текстового документа

Уметь создавать простейшие текстовые документы.

п/р№4

§4.1

20 нед

4.2

Создание текстовых документов на компьютере

1

Комбинированный

Набор (ввод) текста. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.

Знать правила ввода текста. Способы и виды работы с фрагментами текста.

Уметь редактировать и форматировать фрагменты текста.

п/р№4

§4.2

21 нед

4.3

Прямое форматирование

1

Комбинированный

Форматирование символов, абзацев. Прямое форматирование документа.

Знать правила форматирования символов, абзацев.

Уметь выполнять форматирование символов, абзацев.

п/р№5

§4.3

22 нед

4.4

Стилевое форматирование

1

Комбинированный

Стилевое форматирование. Форматирование страниц. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Знать понятие стилевого форматирования.

Уметь форматировать страницы, сохранять документы в различных текстовых форматах.

п/ р№5

к/р №2

§4.3

23 нед

4.5

Визуализация информации в текстовых документах

1

Комбинированный

Создание и редактирование списков, таблиц и графических изображений

Знать правила создания. Редактирования и форматирования списков, таблиц и графических изображений.

Уметь создавать, редактировать и форматировать списки, таблицы и графические изображения.

п/р№6

к/р №2

§4.4

24 нед

4.6

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1

Комбинированный

Программы оптического распознавания документов. Компьютерные словари и программы переводчики.

Знать программы распознавания документов, компьютерные словари и программы переводчики

Уметь  пользоваться программами распознавания документа.

к/р №2

§4.5

25 нед

4.7

Оценка количественных параметров текстовых документов.

1

Комбинированный

Представление текстовой информации в памяти компьютера. Информационный объем фрагмента текста.

Знать  правила представления текстовой информации в памяти компьютера.

Уметь определять информационный объем фрагмента текста.

к/р №2

§4.6

26 нед

4.8

Контрольная работа «Обработка текстовой информации».

1

Контрольный

27 нед

5.1

Мультимедиа

(4 часа)

Технология мультимедиа

1

Комбинированный

Понятие технологии мультимедиа. Области использования мультимедиа. Звук и видео как составляющие мультимедиа

Знать области использования мультимедиа; понятия звука и видео как составляющие мультимедиа

п/р №7

§5.1

28 нед

5.2

Компьютерные презентации

1

Комбинированный

Понятие презентации.

Знать понятие презентации

п/р №7

§5.2

29 нед

5.3

Создание мультимедийной презентации

1

Комбинированный

Создание компьютерной презентации.

Знать правила создания, редактирования и форматирования компьютерной презентации.

Уметь создавать, редактировать и форматировать компьютерную презентацию.

п/р №7

§5.3

30 нед

5.4

Проверочная работа по теме «Мультимедиа»

1

Контрольный

31 нед

6.1

Итоговое повторение

Основные понятия курса

1

Повторение

32 нед

6.2

Итоговое тестирование.

1

Контрольный

33 нед

6.3

Резерв учебного времени

1

Повторение

34 нед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...