рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 8 класса IIступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 8 класса Босовой Л.Л., - 20011г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_8_klassbosova1.doc | 62.5 КБ |
rabochaya_programma_8_klass_bosova_1_chas.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 8 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 8 класса Босовой Л.Л., - 2011г. Учебник «Информатика и ИКТ» (авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю.) создан в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (федеральным компонентом) (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательные стандарты по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.) и примерные программы изучения дисциплины, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ.
При отборе содержания учебника авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Материал учебника структурирован по пяти главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум и итоговые тесты после изучения каждой темы.
Данная программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Место курса в базовом учебном плане.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения.
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Изучение информатики и ИКТ в V-VIII классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VIII классов положены следующие идеи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII-IX (основной курс) и X-XI классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает в 8 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, а именно последовательная модель. Данная программа включает в себя следующий подход к изложению учебного материала: компьютер и информация – человек и информация – алгоритмы и исполнители.
На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике с учетом возрастных особенностей 6 классов реализуются базовый уровень. Спроектированы ожидаемые результаты обучения.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми рование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать:
раз витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельную выборку критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
При выполнении творчес ких работ формируется умение опреде лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель ности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны научиться представлять результаты ин дивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.
Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. Знакомство с основными конструкциями алгоритмов дает возможность учащимся применять универсальные способы обработки информации.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:
№ | Тема | Компетенции |
1. | Информация и информационные процессы | Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно – смысловая |
2. | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
3. | Обработка графической информации. | Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно - смысловая |
4 | Обработка текстовой информации | Учебно – познавательная, социально – трудовая, коммуникативная, ценностно – смысловая |
5 | Мультимедиа | Учебно – познавательная, социально – трудовая, коммуникативная, ценностно – смысловая |
Предварительный просмотр:
№ | Наименование раздела программа | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители. | Элементы дополнительного содержания | Д/з | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
1.1 | Информация и информационные процессы (9 часов) | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности.. | 1 | Повторение | Техника безопасности. | Знать технику безопасности; что изучает наука информатика; виды и свойства информации, способы и инструменты ее основных процессов; Уметь работать в кабинете информатики с соблюдением техники безопасности | опрос | Введение | 1 нед | ||
1.2 | Информация и ее свойства. Представление информации. | 1 | Повторение | Информация и сигнал Виды информации. Свойства информации Знаки и знаковые системы язык как знаковая система. Естественные и формальные языки. Формы представления информации. | Знать; виды и свойства информации, способы и инструменты ее основных процессов; знаки и знаковые системы язык как знаковая система; естественные и формальные языки; формы представления информации. | опрос | §1.1-1.2 | 2 нед | |||
1.3 | Дискрет6ная форма представления информации | 1 | Комбинированный | Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды. | Знать способы преобразования информации из непрерывной формы в дискретную; понятие двоичного кода Уметь отличать равномерные и неравномерные коды | с/р №1 | §1.3 | 3 нед | |||
1.4 | Измерение информации | 3 | Сообщение новых знаний. Комбинированный | Алфавитный подход к измерению информации. Информационный вес символа произвольного алфавита. Информационный объем сообщения. Единицы измерения информации. | Знать различные подходы к измерению информации Уметь определять информационный объем информации, сообщения, работать с различными единицами измерения информации. | с/р №2 | §1.4 | 4-6 нед | |||
1.5 | Информационные процессы | 1 | повторение | Информационный процесс. Действия над информацией. | Знать понятие информационные процессы. Уметь определять совершаемы действия над информацией | опрос | §1.5 | 7 нед | |||
1.6 | Всемирная паутина как информационное хранилище. | 1 | Комбинированный | WWW. Поисковые системы и запросы. | Знать понятия «поисковые системы» и «поисковые запросы». Уметь осуществлять поиск информации в различных поисковых системах | П/р№1 | §1.6 | 8 нед | |||
1.7 | Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы» | 1 | Контрольный | К/р №1 | 9 нед | ||||||
2.1 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. ( 5 часов) | Основные компоненты компьютера. | 1 | Комбинированный | Компьютер. Устройства компьютера и их функции. Персональный компьютер. Компьютерные сети. | Знать общие сведения об устройстве и функциях компьютера, о компьютерных сетях Уметь приводить примеры различного вида компьютерных сетей . Особое внимание уделено программному обеспечению компьютера и вопросам пользовательского интерфейса | Тест №1 | §2.1-2.2 | 10 нед | ||
2.2 | Программное обеспечение компьютера. | 2 | Комбинированный | Программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Прикладное программное обеспечение. Правовые нормы использования программного обеспечения. | Знать понятия программное обеспечение; системное программное обеспечение; системы программирования; прикладное программное обеспечение; правовые нормы использования программного обеспечения. Уметь определять вид программного обеспечения, приводить примеры определенного вида программного обеспечения. | тест№1 | §2.3 | 11-12 нед | |||
2.3 | Файлы. Файловые структуры. | 1 | Комбинированный | Логические имена устройств внешней памяти. Файл. Каталоги Файловая структура диска. Полное имя файла. Работа с файлами. | Знать понятие программы, файла и папки, каталоги, правила написания имени файла; файловая структура диска Уметь совершать различные операции над файлами | тест№1 | §2.4 | 13 нед | |||
2.4 | Пользовательский интерфейс. | 1 | Комбинированный | Пользовательский интерфейс и его разновидности. Основные элементы графического интерфейса. Организация индивидуального информационного пространства. | Знать понятие пользовательского интерфейса, элементы графического интерфейса Уметь организовывать индивидуальное информационное пространство | тест№1 | §2.5 | 14 нед | |||
3.1 | Обработка графической информации. (5 часа) | Формирование изображения на экране компьютера. | 1 | Сообщение новых знаний | Пространственное разрешение монитора. Компьютерное представление цвета. Видеосистема персонального компьютера. | Знать понятие разрешение монитора, видеосистема персонального компьютера. Уметь изменять и настраивать разрешение монитора. | §3.1 | 15 нед | |||
3.2 | Компьютерная графика | 2 | Комбинированный | Сферы применения компьютерной графики. Способы создания цифровых графических объектов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. | Знать Сферы применения и способы создания компьютерной графики; виды компьютерной графики и её форматы. Уметь определять и изменять форматы графических объектов. | п/р №2 | §3.2 | 16-17 нед | |||
3.3 | Создание графических изображений | 2 | Комбинированный | Интерфейс графических редакторов. Приемы работы в растровом графическом редакторе. Особенности создания изображения в векторном графическом редакторе. | Знать интерфейс графических редакторов; приемы создания растровых изображений; особенности создания изображения в векторном графическом редакторе. Уметь создавать изображения в различных редакторах. | п/р№3 | §3.3 | 18-19 нед | |||
4.1 | Обработка текстовой информации ( 8 часов) | Текстовые документы и технологии их создания. | 1 | Комбинированный | Текстовый документ и его структура. Технологии подготовки текстового документа. Компьютерные инструменты создания текстовых документов. | Знать структуру текстового документа. Технологии его подготовки; инструменты создания текстового документа Уметь создавать простейшие текстовые документы. | п/р№4 | §4.1 | 20 нед | ||
4.2 | Создание текстовых документов на компьютере | 1 | Комбинированный | Набор (ввод) текста. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. | Знать правила ввода текста. Способы и виды работы с фрагментами текста. Уметь редактировать и форматировать фрагменты текста. | п/р№4 | §4.2 | 21 нед | |||
4.3 | Прямое форматирование | 1 | Комбинированный | Форматирование символов, абзацев. Прямое форматирование документа. | Знать правила форматирования символов, абзацев. Уметь выполнять форматирование символов, абзацев. | п/р№5 | §4.3 | 22 нед | |||
4.4 | Стилевое форматирование | 1 | Комбинированный | Стилевое форматирование. Форматирование страниц. Сохранение документа в различных текстовых форматах. | Знать понятие стилевого форматирования. Уметь форматировать страницы, сохранять документы в различных текстовых форматах. | п/ р№5 к/р №2 | §4.3 | 23 нед | |||
4.5 | Визуализация информации в текстовых документах | 1 | Комбинированный | Создание и редактирование списков, таблиц и графических изображений | Знать правила создания. Редактирования и форматирования списков, таблиц и графических изображений. Уметь создавать, редактировать и форматировать списки, таблицы и графические изображения. | п/р№6 к/р №2 | §4.4 | 24 нед | |||
4.6 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 1 | Комбинированный | Программы оптического распознавания документов. Компьютерные словари и программы переводчики. | Знать программы распознавания документов, компьютерные словари и программы переводчики Уметь пользоваться программами распознавания документа. | к/р №2 | §4.5 | 25 нед | |||
4.7 | Оценка количественных параметров текстовых документов. | 1 | Комбинированный | Представление текстовой информации в памяти компьютера. Информационный объем фрагмента текста. | Знать правила представления текстовой информации в памяти компьютера. Уметь определять информационный объем фрагмента текста. | к/р №2 | §4.6 | 26 нед | |||
4.8 | Контрольная работа «Обработка текстовой информации». | 1 | Контрольный | 27 нед | |||||||
5.1 | Мультимедиа (4 часа) | Технология мультимедиа | 1 | Комбинированный | Понятие технологии мультимедиа. Области использования мультимедиа. Звук и видео как составляющие мультимедиа | Знать области использования мультимедиа; понятия звука и видео как составляющие мультимедиа | п/р №7 | §5.1 | 28 нед | ||
5.2 | Компьютерные презентации | 1 | Комбинированный | Понятие презентации. | Знать понятие презентации | п/р №7 | §5.2 | 29 нед | |||
5.3 | Создание мультимедийной презентации | 1 | Комбинированный | Создание компьютерной презентации. | Знать правила создания, редактирования и форматирования компьютерной презентации. Уметь создавать, редактировать и форматировать компьютерную презентацию. | п/р №7 | §5.3 | 30 нед | |||
5.4 | Проверочная работа по теме «Мультимедиа» | 1 | Контрольный | 31 нед | |||||||
6.1 | Итоговое повторение | Основные понятия курса | 1 | Повторение | 32 нед | ||||||
6.2 | Итоговое тестирование. | 1 | Контрольный | 33 нед | |||||||
6.3 | Резерв учебного времени | 1 | Повторение | 34 нед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...