рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_goryachev_2_chasa.doc | 145 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_5_klassgoryachev.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Наименова-ние раздела программа | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители. | Элементы дополнительного содержания | Д/з | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Информация вокруг нас. | Информация - Компьютер - Информатика. Техника безопасности Действия с информацией | 1 | лекция | Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Действия с информацией. | Иметь представление об информации ее видах, приемах обработки информации, информационных процессах. и информатике, основные действия оперирования с информацией. Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. | Читать лекцию | 1 нед | |||
2 | Хранение информации. Носители Информации Передача информации. | 1 | лекция | Хранение информации Носители информации Передача информации | Знать основные виды носителей информации, схему передачи информации Иметь представление о канале связи между получателем и передающим. Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации. | с/р | 1 нед | ||||
3 | Кодирование информации. | Кодирование информации. | 1 | комбинированный | Кодирование и декодирование информации | Иметь представление о процессах кодирования и декодирования информации. Уметь кодировать информацию, используя таблицу кодов | 2 нед | ||||
4 | Формы представления информации. Метод координат. | 1 | комбинированный | Формы представления информации. Метод координат | Знать формы представления информации. Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости | с/р | Индивид. задания | 2 нед | |||
5-6 | Компьютер и его устройства | Компьютер и его устройства. Как устроен компьютер. | 2 | лекция | Основные элементы компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Периферийные устройства компьютера | Знать основные элементы компьютера и их назначение | 3 нед | ||||
7 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Лабораторная работа №1 «Знакомство с клавиатурой» | 1 | комбинированный | Клавиатура, группы клавиш | Иметь представление о способах введения информации в память компьютера. Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение | л/р №1 | Функциональные клавиши | 4 нед | |||
8 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения 1-8) Лабораторная работа №2 | 1 | Урок-практикум | Основная позиция пальцев на клавиатуре | Знать принципы десятипальцевого набора текста. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру | л/р №2 | 4 нед | ||||
9 | Носители информации. Программы и файлы. | 1 | комбинированный | Носители информации. Программы и файлы. | Знать основные виды носителей информации. Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации | 5 нед | |||||
10 | Рабочий стол. Управление мышью. Лабораторная работа №3. «Освоение мыши» | 1 | комбинированный | Рабочий стол. Управление мышью | Знать элементы рабочего стола. Уметь перемещать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить) | л/р №3 | 5 нед | ||||
11 | Алгоритмы и величины | Алгоритм | 1 | комбинированный | Алгоритм, свойства алгоритма, блок-схемы | Иметь представление об алгоритме. Знать свойства и способы изображения алгоритма | 6 нед | ||||
12 | Величины в алгоритме | 1 | комбинированный | Постоянные и переменные величины | Иметь представление об использовании постоянных и переменных величин в алгоритмах. | 6 нед | |||||
13-15 | Постоянные и переменные величины. Самостоятельная работа по теме «Величины в алгоритме» | 3 | комбинированный | Постоянные и переменные величины | С/р №2 | 7-8 нед | |||||
16-17 | Параметры алгоритма. | 2 | комбинированный | Параметр в алгоритмических структурах | Иметь представление об алгоритме с параметрами | Практическая работа | 8-9 нед | ||||
18 | Ветвление | 1 | комбинированный | Ветвление | Иметь представление об основных конструкциях (ветвление, цикл, процедура). Уметь составлять алгоритмы различных конструкций | Практическая работа | 9 нед | ||||
19 | Цикл. | 1 | комбинированный | Циклическая структура алгоритма | Практическая работа | 10 нед | |||||
20 | Практическая работа по теме «Алгоритм и величины» | 1 | комбинированный | 10 нед | |||||||
21- 22 | Текст как форма представления информации. | Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Правила ввода простого текста. Практическая работа №2 | 2 | комбинированный | Текст как форма представления информации | Иметь представление о структуре и элементах текста. Знать основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава). Уметь определять элементы текста | Практическая работа | 11 нед | |||
23- 24 | Этапы подготовки документа на компьютере. Редактирование текстов. Практическая работа №3 | 2 | комбинированный | Обработка текстовой информации. Ввод текста Редактирование текста | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Знать основные операции с текстом. Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе. Иметь представление о редактировании текста. Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов) | Практическая работа | 12 нед | ||||
25- 27 | Форматирование текста. Работа с фрагментами текста. Практическая работа №4 | 3 | комбинированный | Обработка текстовой информации. Форматирование текста. Работа с фрагментами текста | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста). Уметь форматировать текст | Практическая работа | 13-14 нед | ||||
28 | Контрольная работа по теме «Текст как форма представления информации» | 1 | контрольный | Текст как форма представления информации | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Уметь редактировать и форматировать текст | 14 нед | |||||
29 | Объекты и классы | Объект. Атрибуты объекта | 1 | комбинированный | Объект. Имя объекта, его признаки и состав. Атрибуты объекта | Иметь представление об объекте и его имени. Уметь выделять признаки и определять состав объекта. | с/р №2 | 15 нед | |||
30 | Действия объекта. Состояния объекта | 1 | комбинированный | Действия объекта. Состояния объекта | Уметь описывать действия и состояние объекта. | с/р №2 | 15 нед | ||||
31- 32 | Класс объектов. Самостоятельная работа №2 | 2 | комбинированный | Класс объектов. | Уметь описывать классы объектов, объединять объекты в классы. | с/р №2 | 16 нед | ||||
33- 34 | Метод класса | 2 | комбинированный | Метод класса, имя и параметры метода. | Уметь определять и составлять метод класса. | с/р №3 | 17 нед | ||||
35- 36 | Сообщения для объектов | 2 | комбинированный | Сообщения для объектов | Уметь составлять алгоритм из сообщений для объектов. | с/р №3 | 18 нед | ||||
37- 38 | Массив объектов. Самостоятельная работа №3 | 2 | комбинированный | Массив | Уметь формировать массивы обектов. | с/р №3 | 19 нед | ||||
39- 42 | Наглядные формы представления информации. Графический редактор Paint. | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Инструменты графического редактора. Практическая работа №5 Практическая работа №6 | 4 | комбинированный | Компьютерная графика. Инструменты рисования в графическом редакторе. Обработка графической информации. Палитра | Знать виды графических редакторов. Инструменты рисования. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта. Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру. | Прак/раб №6, №6 | 20-21 нед | |||
43- 45 | Работа с графическими объектами. Практическая работа №7 | 3 | комбинированный | Графические объекты, способы работы с графическими объектами | Знать способы работы с графическими объектами, уметь создавать рисунок используя эти способы. | Прак/раб №7 | 22-23 нед | ||||
46- 47 | Масштаб. Практическая работа №13 | 2 | комбинированный | Масштаб | Уметь исправлять мелкие ошибки, прорисовывать мелкие детали в рисунке | Прак/раб №13 | 23-24 нед | ||||
48- 49 | Создание надписей. Практическая работа №14 | 2 | комбинированный | Надписи | Уметь создавать надписи на готовом рисунке. | Прак/раб №14 | 24-25 нед | ||||
50 | Контрольная работа по теме «Графический редактор Paint» | 1 | контрольный | Графические объекты, способы работы с графическими объектами | 25 нед | ||||||
51- 52 | Логические рассуждения | Высказывание. Логическая величина | 2 | комбинированный | Высказывание. Логическая величина | Уметь составлять и находить высказывания, определять их истинность. | с/р №4 | 26 нед | |||
53- 54 | Сложное высказывание. Логическое выражение | 2 | комбинированный | Сложное высказывание. Логическое выражение | Уметь составлять сложные высказывания, находить в них простые высказывания и соединительные частицы и союзы, определять истинность сложных высказываний. | с/р №4 | 27 нед | ||||
55- 57 | Правило «если-то». Самостоятельная работа №4 | 3 | комбинированный | Правило «если-то». | Иметь представление о правиле «если-то» | с/р №4 | 28-29 нед | ||||
58- 60 | Схема рассуждений. Самостоятельная работа №5 | 3 | комбинированный | Уметь строить цепочки логических выводов на основе исходных фактов по правилу «если-то» | с/р №5 | 29-30 нед | |||||
61- 64 | Создание движущихся изображений | 4 | комбинированный | Создание движущихся изображений | Иметь представление о движении изображений. Уметь в презентации задать анимацию объектов. | 31-32 нед | |||||
65- 66 | Итоговая контрольная работа | 2 | 33 нед | ||||||||
67- 68 | Резерв учебного времени | 2 | 34 нед |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
— Федерального компонента государственного стандарта общего
образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от
09.03.2004 г.;
— Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего
образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от
05.03.2004 r.;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования к использованию в образовательном процессе
в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования на 2010-2011 учебный год
— Письма Минобрнауки России от 01.04.05 г. № 03-417 «О перечне
учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных
учреждений»;
Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.
Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;
- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;
- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.
Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:
1. Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.
2. Информационное моделирование.
3. Алгоритмизация и программирование.
4. Компьютер как средство обработки информации.
5. Новые информационные технологии обработки информации.
Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах курса (со 2 по 11 класс). Материал курса делится на три уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку:
1 уровень: начальный (пропедевтический) – 2-6 класс;
2 уровень: базовый – 7-9 класс;
3 уровень: профильный – 10-11 класс.
Курс рассчитан на преподавание в объеме 34 годовых часа (2-4 классы), 68 годовых часов (5-9 классы).
При составлении программы были использованы программы курса «Информатика в играх и задачах» (Горячев А.В., Школа 2100), базового курса «Информатика» Семакина И., Шеина Т.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- технология опорных конспектов;
- информационные технологии.
Ключевые компетенции обучающихся:
1. Овладение элементарными знаниями, необходи мыми для изучения информатики в средней школе.
2. Формирование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения,
классификации и обобщения.
3. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информати кой.
4.Формирование качества мышления (логического и абстрактного), не обходимых для ориентации в простейших закономерно стях окружающей действительности.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, лабораторная работа, практическая работа, тестирование, работа по карточке.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
ролевые игры; дискуссии; групповая работа; индивидуальная работа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Начальный (пропедевтический) уровень
1. Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.
1) Информация и ее роль в жизни человека. Информационные процессы. Способы представления информации. Кодирование информации. Язык передачи информации. Виды информационных процессов.
Учащиеся должны знать:
- какую роль играет информация в жизни человека;
- понятие «кодирование» информации;
- виды информационных процессов;
уметь:
- приводить примеры различных видов информации;
- кодировать символьную информацию средствами какого-либо алфавита;
- определять вид информационного процесса, происходящего в конкретной ситуации.
2. Информационное моделирование.
1) Объекты: признаки, состав, сравнение, классификация. Информационные модели объектов. Графические информационные модели. Множества. Пересечение, объединение, вложенность множеств.
Учащиеся должны знать:
- понятия «существенный признак», «классификация» и уметь их объяснять;
- некоторые виды графических моделей: графы, деревья, множества;
уметь:
- определять существенные признаки предмета;
- описывать состав предмета (в т.ч. в виде схемы);
- определять признак, по которому проведена классификация;
- выполнять классификацию предметов по заданному существенному признаку;
- определять и описывать простые случаи взаимного расположения множеств.
2) Основные понятия логики. Высказывание. Истинность и ложность высказывания. Логические операции отрицания, конъюнкции, дизъюнкции. Методы решения логических задач (табличный, метод кругов Эйлера).
Учащиеся должны знать:
- понятия «высказывания», «истинное высказывание», «ложное высказывание»;
- действие логических операций «неверно, что», «и», «или»;
- методы решения логических задач (табличный, кругов Эйлера);
уметь:
- определять истинность и ложность высказывания;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- решать задачи методом таблиц и кругов Эйлера;
- строить выигрышную стратегию в играх типа «Цепочка».
3. Алгоритмизация и программирование.
1) Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы (процедуры).
Учащиеся должны знать:
- понятия «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «программа»;
- виды алгоритмов;
- основные команды исполнителя Паркетчик.;
уметь:
- определять вид готового алгоритма;
- находить ошибки в алгоритме решения задачи;
- определять тип алгоритмической структуры, необходимой для решения несложной задачи;
- составлять алгоритм, используя СКИ учебного исполнителя.
2) Координаты клетки. Числовая ось, отрицательные числа. Координатная плоскость. Координаты точки. Алгоритмы с использованием координат.
Учащиеся должны знать:
- понятия «координаты клетки», «координаты точки»;
- правило определения и записи координат клетки на шахматной доске, точки на координатной плоскости;
уметь:
- определять координаты заданных клеток, точек;
- отмечать клетки, точки с заданными координатами;
- использовать команды учебных исполнителей для работы с координатами.
3) Симметричные фигуры. Ось симметрии. Симметричные точки на координатной плоскости. Правила построения симметричных фигур. Лабиринты. Правило выхода из лабиринта.
Учащиеся должны знать:
- понятия «симметричная фигура», «ось симметрии»;
уметь:
- определять, является ли фигура симметричной;
- достраивать фигуру до симметричной, используя данную ось симметрии;
- строить фигуру, симметричную данной относительно данной оси симметрии;
- находить выход из лабиринта.
4. Компьютер как средство обработки информации.
1) Краткая история вычислительной техники. Состав персонального компьютера. Освоение клавиатуры компьютера. Представление информации в компьютере.
Учащиеся должны знать:
- какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;
- название и назначение основных частей персонального компьютера;
- назначение основных клавиш на клавиатуре;
- способ представления информации в компьютере;
уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;
- пользоваться мышью.
2) Хранение информации. Диски и файлы. Имя файла, типы файлов. Файловая система. Дерево диска. Действия с файлами в оболочках операционных систем.
Учащиеся должны знать:
- основные виды носителей для хранения информации;
- понятия «файл», «каталог», «папка», «дерево диска»;
- правила написания имен файлов (в ОС MS-DOS);
- основные типы расширений имен файлов;
уметь:
- определять правильность имени файла, тип файла по его расширению;
- находить нужные файлы или папки на диске, запускать или просматривать их;
- создавать каталоги, копировать, переименовывать и удалять файлы с помощью программ-оболочек (типа Norton Commander).
5. Информационные технологии обработки информации.
1) Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. Набор, редактирование, сохранение и распечатка текста. Десятипальцевый слепой метод письма.
Учащиеся должны знать:
- назначение текстового редактора и сферы его применения;
- возможности простых текстовых редакторов: Блокнот, WordPad;
- понятия «редактирование текста», «фрагмент текста»;
уметь:
- набирать текст в текстовом редакторе, пользуясь десятипальцевым методом письма;
- редактировать набранный текст;
- сохранять текст на диске;
- распечатывать текст из файла на принтере.
2) Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. Построение изображений с помощью инструментов графического редактора. Создание графических моделей в ГР.
Учащиеся должны знать:
- назначение графического редактора и сферы его применения;
- возможности простых графических редакторов: Paint;
- понятия «панель инструментов», «палитра»;
уметь:
- создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;
- редактировать рисунок;
- сохранять рисунок на диске.
3) Передача информации в компьютерных сетях. Электронная почта. Глобальная сеть Интернет. Гипертексты, переход по гиперссылкам. Адресация в Интернет.
Учащиеся должны знать:
- возможности компьютерных сетей;
- понятия «электронное письмо», «электронная почта», «гиперссылка»;
- правила работы с браузером Internet Explorer;
уметь:
- находить нужные странички в Интернете по заданному адресу;
- выполнять переходы по гиперссылкам;
- пользоваться электронным почтовым ящиком в Интернете для передачи текстовых файлов и писем с вложениями (графическими файлами).
программой Outlook Express для отправки и получения писем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...