рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

 

Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименова-ние раздела программа

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители.

Элементы дополнительного содержания

Д/з

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Информация вокруг нас.

Информация - Компьютер - Информатика. Техника безопасности Действия с информацией

1

лекция

Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Действия с информацией.

Иметь представление об информации ее видах, приемах обработки информации, информационных процессах. и информатике, основные действия оперирования с информацией. Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Читать лекцию

1 нед

2

Хранение информации.

Носители Информации Передача информации.

1

лекция

Хранение информации

Носители информации Передача информации

Знать основные виды носителей информации, схему передачи информации 

Иметь представление о канале связи между получателем и передающим.

Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации.

с/р

1 нед

3

Кодирование информации.

Кодирование информации.

1

комбинированный

Кодирование и декодирование информации

Иметь представление о процессах кодирования и декодирования информации. Уметь кодировать информацию, используя таблицу кодов

2 нед

4

Формы представления информации. Метод координат.

1

комбинированный

Формы представления информации. Метод координат

Знать формы представления информации.

Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости

с/р

Индивид. задания

2 нед

5-6

Компьютер и его устройства

Компьютер и его устройства.  Как устроен компьютер.

2

лекция

Основные элементы компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Периферийные устройства компьютера

Знать основные элементы компьютера и их назначение

3 нед

7

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Лабораторная работа №1 «Знакомство с клавиатурой»

1

комбинированный

Клавиатура, группы клавиш

Иметь представление о способах введения информации в память компьютера. Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение

л/р №1

Функциональные клавиши

4 нед

8

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения 1-8) Лабораторная работа №2

1

Урок-практикум

Основная позиция пальцев на клавиатуре

Знать принципы десятипальцевого набора текста. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру

л/р №2

4 нед

9

Носители информации.  Программы и файлы.

1

комбинированный

Носители информации. Программы и файлы.

Знать основные виды носителей информации.

Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации

5 нед

10

Рабочий стол. Управление мышью. Лабораторная работа №3. «Освоение мыши»

1

комбинированный

Рабочий стол.

Управление мышью

Знать элементы рабочего стола. Уметь перемещать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить)

л/р №3

5 нед

11

Алгоритмы и величины

Алгоритм

1

комбинированный

Алгоритм, свойства алгоритма, блок-схемы

Иметь представление об алгоритме. Знать свойства и способы изображения алгоритма

6 нед

12

Величины в алгоритме

1

комбинированный

Постоянные и переменные величины

Иметь представление об использовании постоянных и переменных величин в алгоритмах.

6 нед

13-15

Постоянные и переменные величины. Самостоятельная работа по теме «Величины в алгоритме»

3

комбинированный

Постоянные и переменные величины

С/р №2

7-8 нед

16-17

Параметры алгоритма.

2

комбинированный

Параметр в алгоритмических структурах

Иметь представление об алгоритме с параметрами

Практическая работа

8-9 нед

18

Ветвление

1

комбинированный

Ветвление

Иметь представление об основных конструкциях (ветвление, цикл, процедура). Уметь составлять алгоритмы различных конструкций

Практическая работа

9 нед

19

Цикл.

1

комбинированный

Циклическая структура алгоритма

Практическая работа

10 нед

20

Практическая работа по теме «Алгоритм и величины»

1

комбинированный

10 нед

21-

22

Текст как форма представления информации.

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Правила ввода простого текста.

Практическая работа №2

2

комбинированный

Текст как форма представления информации

Иметь представление о структуре и элементах текста. Знать основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава). Уметь определять элементы текста

Практическая работа

11 нед

23-

24

Этапы подготовки документа на компьютере. Редактирование текстов.

Практическая работа №3

2

комбинированный

Обработка текстовой информации.

Ввод текста Редактирование текста

Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Знать основные операции с текстом. Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе. Иметь представление о редактировании текста. Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов)

Практическая работа

12 нед

25-

27

Форматирование текста. Работа с фрагментами текста. Практическая работа №4

3

комбинированный

Обработка текстовой информации. Форматирование текста.

Работа с фрагментами текста

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста). Уметь форматировать текст

Практическая работа

13-14 нед

28

Контрольная работа по теме «Текст как форма представления информации»

1

контрольный

Текст как форма представления информации

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Уметь редактировать и форматировать текст

14 нед

29

Объекты и классы

Объект. Атрибуты объекта

1

комбинированный

Объект. Имя объекта, его признаки и состав. Атрибуты объекта

Иметь представление об объекте и его имени. Уметь выделять признаки  и определять состав объекта.

с/р №2

15 нед

30

Действия объекта. Состояния объекта

1

комбинированный

Действия объекта. Состояния объекта

Уметь описывать действия и состояние объекта.

с/р №2

15 нед

31-

32

Класс объектов. Самостоятельная работа №2

2

комбинированный

Класс объектов.

Уметь описывать классы объектов, объединять объекты в классы.

с/р №2

16 нед

33-

34

Метод класса

2

комбинированный

Метод класса, имя и параметры метода.

Уметь определять и составлять метод класса.

с/р №3

17 нед

35-

36

Сообщения для объектов

2

комбинированный

Сообщения для объектов

Уметь составлять алгоритм из сообщений для объектов.

с/р №3

18 нед

37-

38

Массив объектов. Самостоятельная работа №3

2

комбинированный

Массив

Уметь формировать массивы обектов.

с/р №3

19 нед

39-

42

Наглядные формы представления информации. Графический редактор Paint.

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Инструменты графического редактора. Практическая работа №5 Практическая работа №6

4

комбинированный

Компьютерная графика. Инструменты рисования в графическом редакторе. Обработка графической информации. Палитра

Знать виды графических редакторов. Инструменты рисования. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта. Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру.

Прак/раб №6, №6

20-21 нед

43-

45

Работа с графическими объектами. Практическая работа №7

3

комбинированный

Графические объекты, способы работы с графическими объектами

Знать способы работы с графическими объектами, уметь создавать рисунок используя эти способы.

Прак/раб №7

22-23 нед

46-

47

Масштаб. Практическая работа №13

2

комбинированный

Масштаб

Уметь исправлять мелкие ошибки, прорисовывать мелкие детали в рисунке

Прак/раб №13

23-24 нед

48-

49

Создание надписей. Практическая работа №14

2

комбинированный

Надписи

Уметь создавать надписи на готовом рисунке.

Прак/раб №14

24-25 нед

50

Контрольная работа по теме «Графический редактор Paint»

1

контрольный

Графические объекты, способы работы с графическими объектами

25 нед

51-

52

Логические рассуждения

Высказывание. Логическая величина

2

комбинированный

Высказывание. Логическая величина

Уметь составлять и находить высказывания, определять их истинность.

с/р №4

26 нед

53-

54

Сложное высказывание. Логическое выражение

2

комбинированный

Сложное высказывание. Логическое выражение

Уметь составлять сложные высказывания, находить в них простые высказывания и соединительные частицы и союзы, определять истинность сложных высказываний.

с/р №4

27 нед

55-

57

Правило «если-то». Самостоятельная работа №4

3

комбинированный

Правило «если-то».

Иметь представление о правиле «если-то»

с/р №4

28-29 нед

58-

60

Схема рассуждений. Самостоятельная работа №5

3

комбинированный

Уметь строить цепочки логических выводов на основе исходных фактов по правилу «если-то»

с/р №5

29-30 нед

61-

64

Создание движущихся изображений

4

комбинированный

Создание движущихся изображений

Иметь представление о движении изображений. Уметь в презентации задать анимацию объектов.

31-32 нед

 65-

  66

Итоговая контрольная работа

2

33 нед

67-

68

Резерв учебного времени

2

34 нед



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа   разработана на основе:

— Федерального компонента государственного стандарта общего
образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от
09.03.2004 г.;

— Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего
образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от
05.03.2004 r.;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования к использованию в образовательном процессе
в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования на 2010-2011 учебный год

— Письма Минобрнауки России от 01.04.05 г. № 03-417 «О перечне
учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных
учреждений»;

Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.

Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:

- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;

- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;

- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.

Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:

1. Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.

2. Информационное моделирование.

3. Алгоритмизация и программирование.

4. Компьютер как средство обработки информации.

5. Новые информационные технологии обработки информации.

Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах курса (со 2 по 11 класс). Материал курса делится на три уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку:

1 уровень: начальный (пропедевтический) – 2-6 класс;

2 уровень: базовый – 7-9 класс;

3 уровень: профильный – 10-11 класс.

Курс рассчитан на преподавание в объеме 34 годовых часа (2-4 классы), 68 годовых часов (5-9 классы).

При составлении программы были использованы программы курса «Информатика в играх и задачах» (Горячев А.В., Школа 2100), базового курса «Информатика» Семакина И., Шеина Т.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Технологии обучения:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие  технологии;

- проектная технология;

- технология  разноуровнего обучения;

- технология опорных конспектов;

- информационные технологии.

Ключевые компетенции обучающихся:

1.        Овладение элементарными знаниями, необходи мыми для изучения информатики в средней школе.

2.        Формирование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения,

классификации и обобщения.

3.        Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информати кой.

4.Формирование качества мышления (логического и абстрактного), не обходимых для ориентации в простейших закономерно стях окружающей действительности.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, лабораторная работа, практическая работа, тестирование, работа по карточке.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

ролевые игры; дискуссии; групповая работа; индивидуальная работа.

                                  СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Начальный (пропедевтический) уровень

1. Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.

1) Информация и ее роль в жизни человека. Информационные процессы. Способы представления информации. Кодирование информации. Язык передачи информации. Виды информационных процессов.

Учащиеся должны знать: 

- какую роль играет информация в жизни человека;

- понятие «кодирование» информации;

- виды информационных процессов;

уметь:

- приводить примеры различных видов информации;

- кодировать символьную информацию средствами какого-либо алфавита;

- определять вид информационного процесса, происходящего в конкретной ситуации.

2. Информационное моделирование.

1) Объекты: признаки, состав, сравнение, классификация. Информационные модели объектов. Графические информационные модели. Множества. Пересечение, объединение, вложенность множеств.

Учащиеся должны знать:

- понятия «существенный признак», «классификация» и уметь их объяснять;

- некоторые виды графических моделей: графы, деревья, множества;

уметь:

- определять существенные признаки предмета;

- описывать состав предмета (в т.ч. в виде схемы);

- определять признак, по которому проведена классификация;

- выполнять классификацию предметов по заданному существенному признаку;

- определять и описывать простые случаи взаимного расположения множеств.

2) Основные понятия логики. Высказывание. Истинность и ложность высказывания. Логические операции отрицания, конъюнкции, дизъюнкции. Методы решения логических задач (табличный, метод кругов Эйлера).

Учащиеся должны знать:

- понятия «высказывания», «истинное высказывание», «ложное высказывание»;

- действие логических операций «неверно, что», «и», «или»;

- методы решения логических задач (табличный, кругов Эйлера);

уметь:

- определять истинность и ложность высказывания;

- приводить примеры истинных и ложных высказываний;

- решать задачи методом таблиц и кругов Эйлера;

- строить выигрышную стратегию в играх типа «Цепочка».

3. Алгоритмизация и программирование.

1) Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы (процедуры).

Учащиеся должны знать:

- понятия «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «программа»;

- виды алгоритмов;

- основные команды исполнителя Паркетчик.;

уметь:

- определять вид готового алгоритма;

- находить ошибки в алгоритме решения задачи;

- определять тип алгоритмической структуры, необходимой для решения несложной задачи;

- составлять алгоритм, используя СКИ учебного исполнителя.

2) Координаты клетки. Числовая ось, отрицательные числа. Координатная плоскость. Координаты точки. Алгоритмы с использованием координат.

Учащиеся должны знать:

- понятия «координаты клетки», «координаты точки»;

- правило определения и записи координат клетки на шахматной доске, точки на координатной плоскости;

уметь:

- определять координаты заданных клеток, точек;

- отмечать клетки, точки с заданными координатами;

- использовать команды учебных исполнителей для работы с координатами.

3) Симметричные фигуры. Ось симметрии. Симметричные точки на координатной плоскости. Правила построения симметричных фигур. Лабиринты. Правило выхода из лабиринта.

Учащиеся должны знать:

- понятия «симметричная фигура», «ось симметрии»;

уметь:

- определять, является ли фигура симметричной;

- достраивать фигуру до симметричной, используя данную ось симметрии;

- строить фигуру, симметричную данной относительно данной оси симметрии;

- находить выход из лабиринта.

4. Компьютер как средство обработки информации.

1) Краткая история вычислительной техники. Состав персонального компьютера. Освоение клавиатуры компьютера. Представление информации в компьютере.

Учащиеся должны знать:

- какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;

- название и назначение основных частей персонального компьютера;

- назначение основных клавиш на клавиатуре;

- способ представления информации в компьютере;

уметь:

- включать и выключать компьютер;

- пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;

- пользоваться мышью.

2) Хранение информации. Диски и файлы. Имя файла, типы файлов. Файловая система. Дерево диска. Действия с файлами в оболочках операционных систем.

Учащиеся должны знать:

- основные виды носителей для хранения информации;

- понятия «файл», «каталог», «папка», «дерево диска»;

- правила написания имен файлов (в ОС MS-DOS);

- основные типы расширений имен файлов;

уметь:

- определять правильность имени файла, тип файла по его расширению;

- находить нужные файлы или папки на диске, запускать или просматривать их;

- создавать каталоги, копировать, переименовывать и удалять файлы с помощью программ-оболочек (типа Norton Commander).

5. Информационные технологии обработки информации.

1) Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. Набор, редактирование, сохранение и распечатка текста. Десятипальцевый слепой метод письма.

Учащиеся должны знать:

- назначение текстового редактора и сферы его применения;

- возможности простых текстовых редакторов: Блокнот, WordPad;

- понятия «редактирование текста», «фрагмент текста»;

уметь:

- набирать текст в текстовом редакторе, пользуясь десятипальцевым методом письма;

- редактировать набранный текст;

- сохранять текст на диске;

- распечатывать текст из файла на принтере.

2) Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. Построение изображений с помощью инструментов графического редактора. Создание графических моделей в ГР.

Учащиеся должны знать:

- назначение графического редактора и сферы его применения;

- возможности простых графических редакторов: Paint;

- понятия «панель инструментов», «палитра»;

уметь:

- создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;

- редактировать рисунок;

- сохранять рисунок на диске.

3) Передача информации в компьютерных сетях. Электронная почта. Глобальная сеть Интернет. Гипертексты, переход по гиперссылкам. Адресация в Интернет.

Учащиеся должны знать:

- возможности компьютерных сетей;

- понятия «электронное письмо», «электронная почта», «гиперссылка»;

- правила работы с браузером Internet Explorer;

уметь:

- находить нужные странички в Интернете по заданному адресу;

- выполнять переходы по гиперссылкам;

- пользоваться электронным почтовым ящиком в Интернете для передачи текстовых файлов и писем с вложениями (графическими файлами).

программой Outlook Express для отправки и получения писем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...