Использование программно-прикладных средств обучения в образовательном учреждении.
статья (информатика и икт) по теме
Новые программно-прикладные средства помогают существенно увеличить наглядность обучения, расширить возможности обратной связи и индивидуальной работы, дать доступ к разнообразной информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование программно-прикладных средств обучения в образовательном учреждении.
Информатизация образования – активно развивающийся процесс. Под этим термином сегодня понимают использование технологий обучения, основанных на применении вычислительной и информационно-коммуникационной техники, а также специального программного, информационного и методического обеспечения в учебном процессе с целью повышения его эффективности.
Развитие современных мультимедиа средств позволяет реализовывать образовательные технологии на принципиально новом уровне, используя для этих целей самые прогрессивные технические инновации. Мультимедийные возможности современных программно-прикладных систем в отображении информации значительно отличается от привычных. Это отличие заключается не только в возрастании количества средств представления, таких как текст, графика, анимация, видео, звук, но и в иной форме организации данных, обусловленной возможностями компьютерных программ.
Грамотное использование средств медиа при обучении школьным дисциплинам позволяет одновременно достигать и повышения эффективности обучения конкретному предмету, и целей медиаобразования. Новые медиа могут, например, существенно увеличить наглядность обучения (видео, компьютерная графика и моделирование), расширить возможности обратной связи и индивидуальной работы (технологии виртуальной реальности), дать доступ к разнообразной информации (телекоммуникации). Учитель при этом должен исследовать и использовать возможности конкретных медиа для своего предмета. В любом случае современная молодежь проводит много времени в общении с медиа: цель медиаобразования - трансформировать это общение в позитивный опыт для развития личности и познания.
Использование медиа в учебном процессе
- способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
- позволяет улучшить отбор заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными;
- концентрировать внимание на усвоение наиболее сложных тем и понятий;
- формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы.
Этот образовательный и воспитательный потенциал медиа реализуется уже сегодня в многообразных продуктах учебного назначения: учебные, научные, научно-популярные, справочные и художественные электронные издания и ресурсы.
Обучающие мультимедийные программы используются для фронтального, группового и индивидуального обучения в классе, а также для самостоятельной работы дома. Они предлагают для пользователя очень много вариантов индивидуальной настройки: учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.
Перспективы повышения эффективности обучения связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов уроков и их модулей. Мультимедиа-технологии, как ничто другое, позволяют интегрировать эти два направления дидактических поисков. Учителя активно создают собственные мультимедийные презентации уроков, что дает возможность, учитывая специфику разных классов, максимально индивидуализировать процесс обучения. Осваивая информационно-компьютерные технологии учащиеся так же разрабатывают презентации исследовательских проектов, наиболее заинтересовавших их тем уроков. Наряду с собственными мультимедийными разработками уроков учителями нашей школы используются цифровые образовательные ресурсы, с помощью которых, например, на уроках химии, физики можно предложить учащимся проследить за проведением каких-либо видеоопытов, экспериментов, лабораторных работ, которые невозможно осуществить в стенах школы из-за техники безопасности или сложности процесса. Огромную помощь учителю при подготовке и проведении урока оказывают прикладные образовательные программы по отдельным учебным предметам. Школьная медиатека регулярно пополняется новыми электронными образовательными ресурсами («Кирилл и Мефодий», «Электронные уроки и тесты» и др.).
По функциональному назначению компьютерные программы условно можно разделить на четыре основных вида:
- информационно-иллюстративные (заменяют обычные наглядные пособия и традиционные аудио-визуальные средства обучения);
- развивающие программы (ориентированы на развитие памяти, внимания, логики, пространственного мышления учащихся);
- обучающие программы (предполагают исследовательскую работу учащихся за компьютером или программы-тренажеры для получения определенных навыков);
- контролирующие программы (чаще всего программы тестирования уровня обученности учащихся. Такие программы предполагают индивидуальный опрос каждого учащегося).
Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету. У учителя есть возможность как выборочного использования учебных материалов, представленных на диске, так и построение урока, целиком основанного на информации с этого электронного носителя. Материалы медиатеки можно предлагать учащимся, по тем или иным причинам пропустившим или не усвоившим очередную тему, в качестве ознакомления с новым учебным материалом, повторения или закрепления его дома.
Используя современные компьютерные технологии учитель, сохраняя почти весь арсенал имеющихся у него методических приемов, может многократно его преумножить возможностями мультимедиа. С появлением интерактивных досок учителя получили новые технические возможности, идеи, способы привлечения внимания учащихся для раскрытия их интеллектуального, эмоционального и творческого потенциала. Интерактивные доски активно задействованы на уроках математики, физики, химии, русского и английского языка. В игровой, соревновательной форме учебная программа, благодаря безграничным возможностям медиатехнологий, усваивается наиболее эффективно и продуктивно. Присутствие интерактивной доски на уроке позволяет также проводить занятия в нетрадиционной форме, использовать большее количество учебного материала за счёт сэкономленного на уроке времени, развивать межпредметные связи, повышать интерес учащихся к предмету. Интерактивные доски позволяют уйти от исключительно презентационной формы подачи материала. Такая форма оправдана для введения в тему, для первичного знакомства с материалом. Более глубокое освоение потребует интерактивного взаимодействия с компьютером, желательно с включением моторики. В этом случае незаменимы компьютерные виртуальные модели, наглядно изображающие изучаемые объекты и процессы. Это делает занятия интересными и развивает мотивацию. Целесообразностью использования интерактивной доски является целый ряд принципиально новых возможностей: расширяется педагогический инструментарий – любая схема или рисунок специально предназначены для того, чтобы по ним можно было чертить и писать комментарии.
Интерактивная доска, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, может быть использована как эффективное средство создания учебно-дидактических материалов: примеры решения задач, схемы, чертежи, графики и т.д., причем как статические, так и динамические. Все эти материалы могут быть созданы непосредственно на уроке, и в дальнейшем использованы при объяснении нового материала, при повторении, в качестве тренажеров при индивидуальной работе.
Освоиться в мире ИКТ учителю помогают различные образовательные сайты и Интернет-сообщества учителей. Например: Сеть творческих учителей проводит Экспресс-Мастер-Класс для педагогического Сообщества Творческих учителей «Использование возможностей международных учительских интернет-сообществ (PIL) в работе творческого учителя».
Подводя итог можно сказать, что применение медиасредств в образовательном процессе способствует практической реализации личностно-ориентированной модели обучения ввиду того, что создает условия для большей, чем при традиционном подходе, индивидуализации и дифференциации деятельности, предполагает личностную активность, открывает простор для самореализации, самосовершенствования, самообучения, самообразования, развития творческого мышления.
Список литературы:
1. Батенькина О. В., Матвеюк О. В. Виртуальные лабораторные работы: методы и технологии управления информацией в образовательном процессе [Электронный ресурс].- http://info-alt.ru/
2. Кашин И. А. Мультимедиа в электронной поддержке обучения / И. А. Кашин // Открытая всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в России-2007» [Электронный ресурс]. – www.it-education.ru/2007/reports/Stend/Kashin.htm.
3. Мантуленко, В.В. Образовательные возможности новых медиа / В.В.Мантуленко. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. - С.86-93.
4. Федоров, А.В. Электронная научная библиотека «Медиаобразование»: начало пути / А.В.Федоров, А.А.Новикова // Медиаобразование. - 2008. - № 4. - С.14-22.
5. Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Управление качеством образования в условиях введения профильного обучения в образовательном учреждении"
Исследовательская работа посвящена актуальной проблеме управления образовательным учреждением. Исследование выполнено на базе образовательного учреждения...
Управление гимназией на основе информатизации и компьютеризации, использование ИКТ как условие повышения конкурентоспособности образовательного учреждения
Управление гимназией на основе информатизации и компьютеризации, использование ИКТ как условие повышения конкурентоспособности образовательного учреждения ...
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Л. Р. Аркатова ОРГАНИЗАЦИЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В письме Министерства образования РФ от 28.02.2003г. №27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений» написано о том, что для обеспечения достижения больны...
Проект "ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ" (электронные образовательные средства и ресурсы образовательного учреждения)
Проект «Электронный портфель»(электронные образовательные средства и ресурсы учреждения) Кирнос Ирина Владимировнапедагог дополнительного образования, методистЦТРиГО «На Васильевском», Санкт-Пете...
Использование современных средств обучения в образовательном процессе.
В статье описвыаются возможности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам. Современные компьютерные технологии представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования...
Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных средств среди обучающихся образовательных учреждений и родительской общественностью
Работа школы по данному направлению осуществляется через «Комплексный план по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурению, токсикомании и наркоман...