Организация работы творческойгруппы учителей
материал (информатика и икт) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Морозовская средняя общеобразовательная школа»
Проект по теме:
Организация работы творческой группы учителей естественно-математического цикла
МОУ «Морозовская средняя общеобразовательная школа»
«Использование свободного программного обеспечения в деятельности учителя»
Работу выполнила учитель физики, математики МОУ «Морозовская общеобразовательная школа» Великоустюгского райна
Сверкунова Валентина Николаевна
2012 г.
Организация работы творческой группы учителей естественно-математического цикла
МОУ «Морозовская средняя общеобразовательная школа»
«Использование свободного программного обеспечения в деятельности учителя»
Актуальность
На совещании учителей, входящих в методическое объединение школы, были рассмотрены проблемы перехода на свободное программное обеспечение. Мне было поручено организовать работу творческой группы для учителей естественнонаучных дисциплин «Использование свободного программного обеспечения в деятельности учителя». Это связано с тем, что в конце декабря 2010 года Председателем Правительства Российской Федерации было подписано распоряжение о переходе государственных бюджетных организаций, а также органов федеральной исполнительной власти на свободное программное обеспечение. В прилагающемся к распоряжению приложении описаны подробности такого перехода и сроки его выполнения. Переход планируется завершить к 2015 году. Как известно, система образования пущена на амбразуру внедрения свободного программного обеспечения первой. Во многих регионах России уже в течение нескольких лет идет эксперимент по внедрению свободного программного обеспечения, подготовлен пакет рекомендованного школам программного обеспечения, включающего версии операционной системы Linux, а также сопутствующего программного обеспечения. Как известно, операционная система Linux – бесплатна, пакеты программ, которые входят в комплект, так же бесплатны. Для проведения уроков, создания наглядных пособий учителя школ используют Microsoft Office, Photoshop. Для подготовки к урокам я предлагаю использовать Орen Office, который является аналогом Microsoft Office, Gimp - аналог Photoshop.
Цель проекта: содействие становлению профессиональной компетентности учителя в области реализации свободного программного обеспечения на основе овладения ОрenOffice.org, Gimp.
Задачи проекта:
- овладение учителями необходимой информацией по начальной работе со свободным программным обеспечением;
- поддержание творческого потенциала учителя и учащихся;
- выявление инновационных процессов и готовности учителей совместно с учащимися к использованию свободного программного обеспечения в учебной и познавательной деятельности;
- эффективное применение свободного программного обеспечения на уроках естественно-математического цикла Gimp;
Программное обеспечение проекта: ALTLinux Unior, OpenOffice.org, Gimp.
Для выполнения проекта необходимо провести два анкетирования, два семинара, пять практикумов. Для определения качества работы со свободным программным обеспечением необходимо провести: круглый стол, неделю математики, семинар, оказать консультацию педагогам.
Данный проект является долгосрочным и рассчитан на год.
Ожидаемые результаты проекта:
- создание педагогами с помощью свободного программного обеспечения наглядных пособий к урокам;
- эффективное использование свободного программного обеспечения;
- активная работа педагогов и учащихся в Open Office, Gimp;
- повышение интереса обучающихся к изучаемому предмету;
- повышение мотивации к учебе, развитие познавательного интереса, активизация творческого мышления учащихся, формирование у них определенного опыта творческой технической деятельности;
- выявление одаренных детей и подростков, обеспечение соответствующих условий для их творческого развития и включения в систему непрерывного профессионального образования.
Механизм выполнения
№ | Мероприятие | Форма | Цели и задачи | Количество часов | Ответственные |
I. Подготовительный этап | |||||
1 | Установка операционной системы Линукс; | Предварительный | Подготовить рабочее место учителя | - | Учитель информатики |
2 | Наглядные пособия в деятельности учителя предметника | Семинар | Раскрыть значение наглядных пособий для учителя предметника | 1 | Учитель математики Сверкунова В.Н. |
3 | Практическое занятие: «Наглядные пособия в деятельности учителя-предметника» | Практикум | Умение встроить электронные ресурсы в урок, подготовить собственные наглядные материалы или скомпоновать из отобранных. | 1 | Учитель математики Сверкунова В.Н. |
II. Этап реализации | |||||
4 | Линукс за или против Анкетирование педагогов [№2] | Семинар | Обсуждение вопросов, связанных с переходом на ОС Линукс. | 1 | Учитель математики Сверкунова В.Н. |
5 | Практическое занятие «Знакомство с OpenOffice org» | Практикум | Познакомить с интерфейсом OpenOffice org | 1 | Учитель математики Сверкунова В.Н. |
6 | Практическое занятие: «Первые шаги: от Windows к Linux». | Практикум | Знакомство с интерфейсом. | 1 | Учитель математики Сверкунова В.Н. |
7 | Практическое занятие: «Знакомство с Gimp» | Практикум | Интерфейс Gimp. | 1 | Учитель математики Сверкунова В.Н. |
8 | Практическое занятие: «Построение простейших объектов в Gimp» | Практикум | Знакомство с основными объектами Gimp. Построение элементарных объектов: точки, линии. | 1 | Учитель математики Сверкунова В.Н. |
9 | Творческий проект: «Иду на урок!» | Практикум | Разработка чертежа. Перенос чертежа в презентацию. Создание фрагмента урока. | 1 | Учитель математики Сверкунова В.Н. |
III. Завершающий этап
№ | мероприятие | Сроки выполнения | ответственные |
10 | Проведение открытых уроков | ||
11 | Совещание: итоги недели естественно-научных дисциплин, проведение открытых уроков. | Руководитель МО | |
12 | Методическая копилка | В течение года | Учитель математики Сверкунова В.Н. |
13 | Консультации по работе с ОС Линукс. | В течение года | Электроник |
Анкетирование №1: входная анкета.
Цель: определить уровень информационно-коммуникационной компетентности педагогов учреждения (оформить результат анкетирования в виде диаграммы); выяснить, какое количество педагогов (в процентах) активно используют свободное программное обеспечение на уроках.
Данные анкетирования оказались следующими. Школа является сельской, в ней обучается 170 детей. Стаж работы учителей естественнонаучных дисциплин колеблется от 5 месяцев до 35 лет. Все педагоги работают в школе на 5-11 классах. Учителя нашего методического объединения работают по учебникам Н.Я. Виленкина, Ю.Н. Макарычева, Л.С. Атанасян; УМК Н.Кузнецовой, УМК В. Пасечника, А.А. Данилова, В.Н. Загладина, Перышкина А.В. и другие. Обеспеченность данными учебниками около 90%. Учителя считают, что в них недостаточное количество методического материала, не учитываются возрастные особенности детей, оформление не соответствует стандартам, допущены ошибки в репродукциях, в учебниках химии и геометрии недостаточно заданий для первичного закрепления пройденного, в учебниках биологии 8-9 класс наукообразное изложение материала. Основная проблема при работе – нежелание детей учиться. В 90% случаях используются словесные и наглядные методы изложения материала. Самым эффективным считается проблемно-поисковый метод, но его используют всего лишь 10%.
В школе имеется компьютерный класс, в учебных кабинетах есть компьютеры, но не всегда есть возможность вывести данные на экран. Что обуславливает трудности в работе. Все преподаватели используют в своей деятельности Интернет. Работа с компьютером обусловлена возможностью быстрого поиска информации, меньшими затратами на подготовку к уроку. 65% учителей хотели бы узнать как использовать более грамотно возможности персонального компьютера. 20% преподавателей хотели бы узнать о работе виртуальных лабораторий. 10% - предпенсионного возраста и не хотят узнавать ничего нового.
Данная анкета показала, что у преподавателей школы есть стремление к самосовершенствованию, назрела проблема перехода на новое программное обеспечение.
Анкетирование №2: операционная система Linux.
Цель: выяснить, имеют ли педагоги учреждения какое-либо представление об Linux; выявить отношение педагогов к внедрению новой операционной системы Linux. «За» , «Против», «Не знаю»; подготовить педагогов к внедрению новой ОС.
Все преподаватели школы пользуются персональным компьютером. Преподают естественнонаучные дисциплины: математика, биология, физика, история, химия. В 80% случаев используется готовая печатная наглядность. 35% учителей создают наглядность на компьютере – презентации. У всех педагогов установлен стандартный пакет Microsoft Office. Прежде все учителя не работали со свободным программным обеспечением, а именно OpenOffice.org и Gimp. Никто из учителей не пользовался прежде Adobe Photoshop, наиболее популярны программы из пакета Microsoft Office. Большинство учителей против внедрения операционной системы Linux, так как необходимо учиться. А это связано с затратами времени, не у всех есть возможность использовать высокоскоростной Internet.
Все преподаватели школы в основном люди предпенсионного возраста, а нововведение означает перестройку и «перекройку» урока. Новый переход встречен негативно.
Анкетирование №3: выходная анкета.
Цель: выяснить, повысилось ли количество педагогов, активно использующих свободное программное обеспечение по окончании проекта; узнать, какое количество наглядных пособий было сделано самостоятельно (педагогами ОУ) за год; выявить более активных, в области использования информационно-коммуникационных технологий, педагогов; определить отношение педагогов к введению в образовательное учреждение новой операционной системы Linux.
Семинар «Наглядные пособия в деятельности учителя предметника».
Цель: Раскрыть значение наглядных пособий для учителя предметника.
Задачи:
- расширить представление о роли наглядных пособий;
- систематизировать знания о наглядных пособиях;
- дать классификацию наглядным пособиям;
- способствовать развитию навыков работы с персональным компьютером;
- способствовать развитию навыка самостоятельного, качественного поиска информации;
- способствовать развитию логического мышления;
- воспитание компьютерной грамотности учителя предметника;
- воспитание чувства толерантного отношения к другим.
Краткое содержание: в данном семинаре пойдет речь значении наглядных пособий, их видах, способах использования, способах создания. В ходе семинара учителя должны усвоить предлагаемую для них информацию, подготовиться к практическому занятию.
Семинар «Линукс за или против»
Цель: рассмотрение вопросов связанных с переходом на свободное программное обеспечение.
Задачи:
- дать понятие определению свободное программное обеспечение;
- сформировать знания о GNU General Public License (универсальная общественная лицензия) GNU;
- дать понятие лицензионного программного обеспечения;
- способствовать развитию навыков работы с персональным компьютером;
- способствовать развитию навыка самостоятельного, качественного поиска информации;
- способствовать развитию логического мышления;
- воспитание компьютерной грамотности учителя предметника;
- воспитание чувства толерантного отношения к другим.
Практическое занятие: «Наглядные пособия в деятельности учителя-предметника»
Цель: Умение встроить электронные ресурсы в урок, подготовить собственные наглядные материалы или скомпоновать из отобранных.
Задачи:
- сформировать знание об электронных ресурсах и способах их компоновки;
- дать классификацию электронных ресурсов;
- подготовить электронные ресурсы согласно теме урока;
- развитие компьютерной грамотности среди учителей школы.
Практическое занятие «Знакомство с OpenOffice org»
Цель: Познакомить с интерфейсом OpenOffice org.
Задачи:
- сформировать знание об интерфейсе OpenOffice org;
- сформировать знания об основных элементах окна;
- подготовить педагога к самостоятельной работе в данной среде;
- развитие компьютерной грамотности среди учителей школы;
Практическое занятие: «Первые шаги: от Windows к Linux».
Цель: Знакомство с интерфейсом.
Задачи:
- сформировать знание об интерфейсе OpenOffice org;
- сформировать знания об основных элементах окна;
- подготовить педагога к самостоятельной работе в данной среде;
- развитие компьютерной грамотности среди учителей школы;
Практическое занятие: «Знакомство с Gimp»
Цель: познакомить с интерфейсом программы Gimp
Задачи:
- сформировать знание об интерфейсе Gimp;
- сформировать знания об основных элементах окна;
- подготовить педагога к самостоятельной работе в данной среде;
- развитие компьютерной грамотности среди учителей школы.
Практическое занятие: «Построение простейших объектов в Gimp»
Цель: познакомить с основными объектами Gimp. Научить строить элементарные объекты: точка, линия.
Задачи:
- показать возможности работы в программе Gimp;
- выделить основные объекты построения;
- показать возможности новой программной среды;
- научить построению простейших объектов;
- развитие навыка работы в новой программной среде.
Творческий проект: «Иду на урок!»
Цель: Создание фрагмента урока
Задачи:
- разработать чертеж.
- научить переносу чертежа в презентацию;
- разработать фрагмент урока с использованием полученных знаний.
На завершающем этапе работы проекта я предлагаю провести неделю математики, в рамках которой пройдут открытые уроки, на которых будет показан продукт работы в свободном программном обеспечении. Также в рамках недели математики есть возможность использования продуктов свободного программного обеспечения: чертежей, кроссвордов, презентаций и так далее.
Во время хода проекта учителями методического объединения будет собран большой теоретический и практический материал, который можно обработать и обобщить в методическую копилку учителей данного объединения. В методическую копилку могут быть включены презентации к различным этапам урока; чертежи, схемы, стимулирующий материал; разработки тестов.
Во время реализации проекта электроник школы будет оказывать помощь педагогам в решении следующих вопросов: установка свободного программного обеспечения, устранение проблем несовместимости.
Таким образом, результатом работы данного проекта является безболезненный переход на свободное программное обеспечение. Данный переход вызван веяниями нового времени. По материальным затратам он потребует небольших финансовых вложений.
№ | Наименование товара | Количество | Примерная стоимость |
1 | Диски DVD-R (записанный дистрибутив ALTLinux Юниор, в комплект которого входит OpenOffice.org и Gimp) | 1шт | 20=00 руб. |
2 | Бумага «Снегурочка» | 1 шт | 125=00 руб |
Итого: | 145=00 |
Приложение 1
Анкетирование №1: входная анкета.
1. Стаж вашей работы в школе _______________________________________________
2. В каких классах Вы преподаете? _________________________________________________
3. Учебниками, каких авторов Вы пользуетесь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Имеются ли эти учебники в достаточном количестве? ___________________________
5. Какую оценку существующим учебникам Вы можете дать, исходя из своего опыта работы с ними? (почему?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сталкиваетесь ли Вы, с какими либо проблемами в преподавании вашего предмета? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие методы обучения Вы используете? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Перечислите методы обучения, которые Вы считаете наиболее эффективными _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Используете ли Вы компьютер в своей работе, если да, то как?
1) при подготовке к уроку;
- на уроке;
- не использую;
- другое.
10. Используете ли Вы компьютер вне вашей работы? ____________________________
11. Что Вам мешает использовать компьютер (ПК) в своей работе?
- отсутствие ПК или свободного доступа к нему;
- отсутствие необходимое программного обеспечения;
- не знаком с методикой применения ПК в обучении;
- отсутствие необходимых для этого знаний и навыков;
- это дополнительная нагрузка для учителя;
- это не вписывается в наши учебные планы;
- не вижу необходимости в их применении.
12. Используете ли Вы в своей работе Интернет?
- да;
- нет;
- хотел бы использовать;
- мне не известны педагогические возможности Интернета.
13. Как Вы получаете информацию о возможностях использования компьютеров в обучении?
- специальные курсы;
- средства массовой информации;
- педагогическая литература;
- из бесед с коллегами;
- посещение уроков;
- другое.
14. Для чего, на Ваш взгляд, нужны информационные технологии в школьном образовании?
- это требование времени;
- этого требует наше руководство;
- не вижу необходимости;
- это облегчает работу учителя;
- это делает процесс обучения более эффективным;
- другое.
15. Существуют ли на Ваш взгляд, какие-либо преимущества в использовании информационных технологий в образовании по сравнению с традиционными методами обучения? Если да, то, какие?
16. Как бы Вы оценили свое отношение к использованию информационных технологий в своей работе?
- боязнь;
- неуверенность;
- убежден в необходимости, но не использую;
- использую в административной работе;
- использую в преподавании;
- другое.
17. Знаете ли Вы, как использовать компьютеры на уроке?
- нет;
- знаю, как использовать 1 компьютер;
- знаю, как использовать 2-4 компьютера;
- знаю, как использовать локальную компьютерную сеть;
- знаю, как использовать компьютерный класс;
- другое.
18. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний в этой области? ________________________________________________________________________
19. О чем Вы хотели бы узнать?
- как самому работать на компьютере;
- о методах использования компьютера на уроке;
- другое.
20. Что вам необходимо для успешного и активного использования информационных технологий в вашей работе?
Приложение 2
Приложение 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы РМО учителей информатики
План работы на год учителей информатики района...
Педсовет по воспитательной работе "Организация работы школы по формированию ЗОЖ: от здорового учителя к здоровому ученику"
В разработке собрания приводится план подготовки и проведения, сценарий, выступления участников педсовета и др....
Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.
Подхлды к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем....
Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.
Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...
Никитина Н.Н, учитель химии , МОУ "Лицей № 47" г. Саратов "Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности".-из опыта работы
В опубликованной презентации я делюсь некоторыми наработками из своего опыта работы со способными и одаренными детьми на уроках химии и во в...
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...
Организация работы учителя-логопеда специальной (коррекционной) общеобразовательной организации образования VIII вида
Организация работы учителя-логопедаспециальной (коррекционной)общеобразовательной организации образованияVIII вида...