Диагностика результатов работы кружка
статья по информатике и икт по теме
Диагностика в работе кружка (психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся или всей группы в целом) является частью сравнительно нового направления— педагогической диагностики. С помощью диагностических методик педагог получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания учащихся, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и личности каждого ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_rezultatov_raboty_kruzhka.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика результатов работы кружка
Сегодня на первый план выходят задачи развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, создание условий, обеспечивающих развитие их творческих способностей.
Рассматривая работу кружка с позиций технологии, можно выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:
- Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
- Планирование работы
- Реализация плана (выполнение работы)
- Анализ и оценка результатов работы. Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.
Диагностика в работе кружка (психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся или всей группы в целом) является частью сравнительно нового направления— педагогической диагностики. С помощью диагностических методик педагог получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания учащихся, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и личности каждого ученика.
Педагогическая диагностика важна тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса.
Наука выделяет следующие функции диагностики: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую.
Первая, состоит в получении данных и корректировки процесса воспитания, вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем, третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним, руководитель кружка имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.
Учитель изучает самого ребенка, его окружение, коллектив в целом.
Содержание диагностики обучающегося можно свести к следующему:
- данные о здоровье и физическом развитии ребенка,
- познавательные способности ,
- эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы, направленность личности,
- наконец, поведение, поступки учащегося.
Кроме того, учитель изучает детский коллектив в целом: межличностные отношения, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.
Как изучить личность каждого ученика и состояние педагогического процесса в детском формировании? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики, однако лучше использовать методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.
- Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Метод наблюдения требует опыта и умения отделять существенное от второстепенных моментов. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе занятий, общения с друзьями по кружку. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
Этот метод имеет несколько различных вариантов:
-внешнее наблюдение-- это способ сбора данных о ребенке путем наблюдения за ним со стороны,
-внутреннее (самонаблюдение)— может использоваться самим учеником по заданию педагога,
-свободное наблюдение не имеет заранее определенной программы и может менять свой объект в зависимости от желание педагога,
-стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с ребенком,
-включенное – педагог сам участвует в процессе, за которым ведется наблюдение, одновременно не прекращая за ним наблюдать,
-стороннее наблюдение не предполагает личного участия педагога.
Каждый из видов имеет свои особенности и применяется там, где может дать наиболее полезные результаты.
- Опрос-- это метод, при котором учащийся отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Имеет несколько вариантов:
-устный опрос применяется тогда, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями учащегося, отвечающего на вопросы. Позволяет педагогу вести себя достаточно гибко. Он позволяет глубже проникнуть в психологию учащегося, но требует специального обучения и больших затрат времени. Разновидностью устного опроса являются интервью (диагностическое) и беседа.
Интервью— с помощью специальных вопросов и заданий раскрываются актуальные и потенциальные возможности личности опрашиваемого, собирается информация о теме взаимодействия. Вопросы заранее определены. Применение интервьюирования дает ожидаемые результаты, если проводится по определенным правилам, осуществляется поэтапно. На первом этапе педагог должен меньше говорить сам и больше слушать собеседника, демонстрируя доброжелательное, внимательное и заинтересованное отношение ко всему, что он говорит, и к нему самому как к личности. Основная задача этого этапа—психологически расположить к себе ученика. На втором этапе должно быть получено развернутое представление об особенностях тех проблем, которые ему свойственны. На третьем этапе интервью обычно сосредоточено на углубленном исследовании отдельных, специфических проблем, если они присуще этому ученику.
Во время интервью можно использовать другие известные методы, содействующие активности и демонстрирующие ребенку безусловное принятие его личности, безоценочное отношение.
Беседа, более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы.
Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты можно в краткой форме записать.
Этот метод (беседа) требует умения хорошо ориентироваться в ситуации и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств. Основной элемент беседы-- вопросы. Делятся на три группы:
-прямые—отвечая на них, учащийся сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие или степень выраженности у себя того или иного качества,
-косвенные, помогающие получить информацию опосредованно,
-прожективные, учитывающие идентификацию ученика с каким-либо лицом или группой и провоцирующие на спонтанные высказывания.
Этот метод требует от педагога определенной предварительной подготовки. Беседа должна иметь определенную цель и учителю надо четко для себя сформулировать, что он хочет выяснить, необходимо удачно выбрать время и место беседы. Для успешного проведения беседы для ученика важно ощущение безопасности и гарантия анонимности.
-письменный опрос позволяет охватить большее количество учащихся. Недостатком является невозможность учесть заранее реакции отвечающего и изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого. Наиболее распространенной формой этого вида опроса является анкета.
Анкета—метод, при котором учащийся не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает некоторые социально-демографические данные о себе.
Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты – непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить. Вопросы должны быть понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
-свободный опрос—разновидность устного и письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Он позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы,
-стандартный опрос—вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее. Он более экономичен.
- Тесты. Тестом (от английского слова test—проба, испытание, опыт) называют небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование.
Существует много разновидностей тестов.
Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека (ученика) на базе того, что он делает. В тестах этого типа ученику дается серия заданий, по итогам выполнения которых судят об изучаемом качестве.
методик является кажущаяся легкость постановки диагноза. Нельзя надеяться, что стандартизованная процедура сможет широко осветить индивидуальную личность как уникальную индивидуальность. Она также не сможет способствовать проникновению в динамические процессы личности. Поэтому даже прекрасное знание тестовых методик не дает права на категорическое экспертное решение.
Анкеты для учеников, посещающих кружок
Дорогой друг!
Учебный год занятий в кружке заканчивается. И нам не безразлично, как ты его провел. Твое мнение поможет в дальнейшем занятия в кружке сделать более интересными, плодотворными для тебя и твоих друзей. Заполни, пожалуйста, данную анкету. Для этого внимательно прочти предложения, а потом закончи их. Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствуют тебе.
Надеемся на твои искренние ответы
- Название кружка
2. Сколько времени ты в нем занимаешься?
А) первый год Б) второй год
Чем ты руководствовался при выборе кружка?
А) советом родителей Б) советом друзей В) собственными интересами
Г) это был случайный выбор
- В кружке ты занимался, чтобы
А) весело провести время Б) найти себе друзей В) развивать свои способности
Г) заниматься любимым делом Д) научиться чему-нибудь полезному
- Будешь ли ты на следующий год посещать кружок этого учителя?
- Твоя отметка кружку (по десятибальной системе)____________________
Спасибо!
Дорогие друзья!
- Нравится ли вам общение в вашем кружке?
- Удовлетворяют ли вас отношения с учителем?
- Какие знания и умения вы приобрели в кружке?
- Как вы считаете, пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?
- Как вы оцениваете уровень воспитанности, сплоченности членов вашего кружка?
Ученикам, посещающим кружок были даны анкеты для ответов.
В результате обработки анкет были получены следующие результаты.
Всего учеников, посещающих кружок – 15 человек | ||||
Вопрос | ||||
| советом родителей | советом друзей | собственными интересами | это был случайный выбор |
1 | 4 | 10 | 0 | |
| весело провести время | найти себе друзей | развивать свои способности | научиться чему-нибудь полезному |
0 | 2 | 6 | 7 | |
| буду | не буду | не знаю | |
14 | 1 | |||
| 0-4 | 5-7 | 8-9 | 10 |
0 | 0 | 2 | 13 |
Диаграмма «Мотивация занятия в кружке»
Диаграмма «Твоя отметка кружку (по десятибальной системе»
По результатам проведения анкетирования можно сделать выводя, что учащиеся высоко оценивают работу кружка «В мире информатики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ (ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ)
В данной методической разработке нашли свое отражение основы и принципы диагностики, с последующим анализом результатов апробации авторского подхода к решению вопроса обобщения и оценки результатов об...
Тестовый контроль на уроках информатики как метод диагностики результатов обучения
Предлагаю обобщенный опыт работы по теме "Тестовый контроль на уроках информатики как метод диагностики результатов обучения". Данная работа была представлена на муниципально...
Формы диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
В данной статье представлены различные диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы...
Диагностики результатов развивающего обучения.
Диагностика - процесс установления степени достижения целей обучения. Личностно-ориентированное обучение требует диагностики личностных качеств ученика, его индивидуальных достижений, выявления его ...
Диагностика результатов обучения и воспитания
Доклад на методическое совещание "диагностика результатов обучения и воспитания"...
Педагогическая диагностика результатов ЗУН учащихся на уроках истории.
Полноценно организовать обучение учитель может только тогда, когда хорошо представляет себе уровень знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету.Действующая система оценивания, принятая в отеч...
Педагогическая диагностика результатов воспитания
В работе рассматриваются диагностические методики определения результатов воспитательной деятельности...