Диагностики результатов развивающего обучения.
методическая разработка по мхк на тему

Нечаева Светлана Николаевна
Диагностика - процесс установления степени достижения целей обучения. Личностно-ориентированное обучение требует диагностики личностных качеств ученика, его индивидуальных достижений, выявления его трудностей в обучении и причин, их порождающих для того, чтобы вносить коррективы в образовательный процесс. В последнее время в образовательном процессе все чаще используется мониторинг, включающий диагностику, прогнозирование, коррекцию индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностики результатов развивающего обучения.

Диагностика  - процесс установления степени достижения целей обучения.

Личностно-ориентированное обучение требует диагностики личностных качеств ученика, его индивидуальных достижений, выявления его трудностей в обучении и причин, их порождающих для того, чтобы вносить коррективы в образовательный процесс. В последнее время в образовательном процессе все чаще используется мониторинг, включающий диагностику, прогнозирование, коррекцию индивидуальной образовательной траектории учащегося.

         Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Уровень обученности можно вычислить количественно:  где О – оценка успеваемости Ф – фактический объем усвоенных знаний, умений П – полный объем знаний, умений, предложенный для усвоения. Диагностика включает: контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т. е. та информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь для учащихся, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Ученики могут и должны сами получать информацию о своих успехах или неуспехах, что именуется внутренней обратной связью.

На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения. Дадим им краткое пояснение.

Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет - фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка - суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки - определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Изучение результативности в системе Л.В. Занкова осуществляется на двух уровнях:

 1) уровень непосредственных наблюдений за участниками педагогического процесса без применения каких-либо специальных методик;

2) уровень более глубокого, детального изучения результативности с применением специальных методик, приемов, заданий.

Hаблюдения необходимы для того, чтобы иметь самое общее представление о поведении, самочувствии детей в школе. Они позволяют увидеть характер взаимоотношений в классе, почувствовать эмоционально-нравственную атмосферу, прежде чем обращаться к более детальному их изучению, - в этом смысл первого непосредственного уровня их изучения. Процессы учения и развития дадут хорошую динамику, если в классе будет комфортная, радостная атмосфера. Учитель наблюдает за детьми на уроке, перемене, собирает факты, которые говорят об их поведении во внешкольных ситуациях. В поле внимания учителя при непосредственных наблюдениях за школьниками могут оказаться такие их качества, как познавательные интересы, кругозор, ценностные ориентации. Это может происходить благодаря использованию учащимися дополнительных источников  информации в частности, и представлений, знаний в целом, которые они находят по собственному желанию и делятся ими  в школе. Поощрение учителем такой  инициативной деятельности учащихся способствует развитию их универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных (например, стимулирование общения, обмен мнениями, умение высказать свою точку зрения, услышать и высказать свое отношение к позиции другого и т.п.), регулятивных (планирование своего действия, доведение до логического конца и т.п.) и личностных (т.к. эта деятельность  выступает   в качестве одного из источников переживания чувства успеха, причастности к происходящему на уроке). В то же время, как уже отмечалось, здесь создаются условия для видения учителем ученика - меры его активности, избирательности интересов.

В исследовании, проведенном под руководством Л.В. Занкова, особое значение придается изучению становления у учащихся таких мыслительных операций, как:

- рассмотрение ряда объектов под одним и тем же углом зрения (например, по таким признакам, как форма, цвет, величина, структура, функциональное назначение и др.);

- переключение с одного аспекта рассмотрения на другой, если того требует задача;

- совмещение аспектов рассмотрения, то есть одновременное видение, осмысление предметов с различных точек зрения.

Mетодика - oдно из условий выявления динамики относительной успешности обучения - знание стартовых возможностей ребенка.

Успешность обучения ребенка непосредственно зависит от уровня зрелости его предпосылок к учебной деятельности. К таким наиболее важным предпосылкам относятся:

- состояние здоровья ребенка;

- его готовность к социальной роли ученика;

-  интеллектуальная готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, обобщением), способность к абстрагированию, способность к использованию знаний и умений в новых условиях, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;

- владение основными компонентами деятельности (восприятие цели, планирование деятельности, выбор средств для ее достижения, выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтроль и, в случае необходимости, коррекция сделанного); уровень ее произвольности;

- кругозор;

- владение устной связной речью;

- фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями (мало, много, столько же, больше, меньше на…), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.

Приведем пример фронтального диагностического задания, которое входит в систему изучения стартового уровня ребенка.

Задание «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной).

Назначение задания:

- установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист;

- выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Работа состоит из двух частей:

1) срисовывание и продолжение трех узоров;

2) самоконтроль и, в случае необходимости, перерисовывание узора (узоров), в котором (которых) допущены ошибки.

Инструкция к 1-й части задания состоит из трех этапов:

а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор такой же, как на доске, и продолжите его до конца строки».

б) После выполнения детьми первого узора дается следующая инструкция: «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки».

в) Последний этап первой части: «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».

Инструкция ко 2-й части задания: «Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (Учитель показывает на доске, где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».

Оценка выполнения задания (оценивается лучший вариант):

4-й уровень - все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов;

3-й уровень - срисованы правильно 2-й и 3-й варианты;

2-й уровень - срисован правильно 3-й вариант;

1-й уровень - все узоры срисованы неправильно.

Оценка самоконтроля:

4-й уровень - а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении допущенные ошибки исправляет правильно и полно;

3-й уровень - при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2-й уровень - а) при повторном выполнении ни одна из допущенных ошибок не устраняется; б) при повторном выполнении вносится одна или несколько ошибок;

1-й уровень - при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Оценка развития графических навыков:

4-3-й уровни - линии достаточно ровные, в целом выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;

2-1-й уровни - линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.

Данные, полученные на старте, сравниваются с результатами продвижения детей в обучении и развитии в течение всей начальной школы.

Mетодика - упрощенный вариант детской игры "Пятнашки". Форма предъявления бланковая. На листе бумаги учащимся предлагались две композиции: исходная (та, с которой нужно начинать) и целевая (та, которую нужно получить в результате решения задач). Из одной последовательности цифр необходимо было получить другую, причем за минимальное число ходов.

Mетодика  - диагностика умения детей анализировать условия предъявленной задачи, в данном случае практического характера, планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат.

Организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры (4 квадрата – 2х2 см, 4 прямоугольных равнобедренных треугольника с катетом в 2 см, все одного цвета).

Работа состоит из двух частей. 1-я часть - выполнение задания, 2-я часть – оценка учеником выполненного задания и - в случае необходимости - переделка работы (изготовление новой аппликации).

Инструкция к 1-й части работы: «Перед тобой контур какого-то предмета. Как ты думаешь, что это такое?» Ребенок: «Лодочка». «Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а с помощью этих (учитель показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения».

Инструкция ко 2-й части работы: «Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравится она тебе? Красивая получилась? Все ли сделано правильно?» Если ученик сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за пределы контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли ребенок сделать новую лодочку, лучше. В случае отрицательного ответа педагог не настаивает на этом.

Оценка выполнения задания

При оценке учитываются:

а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняется на основе первоначального обдумывания, планирования, размещения геометрических фигур или без планирования, методом проб и ошибок);

б) рациональность размещения фигур;

в) критичность в оценке выполненного задания;

г) желание, готовность исправить допущенные ошибки самостоятельно;

д) темп деятельности при выполнении задания.

4-й уровень – фигуры выложены правильно и быстро (ученик мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение);

3-й уровень – контур заполнен правильно, но ученик работал путем проб и ошибок, поэтому затратил много времени; в процессе работы сам себя корректировал;

2-й уровень – только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внимание, готов их исправить;

1-й уровень – контур заполнен хаотично, большинство геометрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются, желания сделать лучше при указании на них нет.

В рамках системы Л.В. Занкова по отношению к каждому учебному предмету и каждому этапу обучения определены требования, раскрывающие уровень знаний и умений учащихся по данному предмету.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ (ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ)

В данной методической разработке нашли свое отражение основы и принципы диагностики, с последующим анализом результатов апробации авторского подхода к решению вопроса обобщения и оценки результатов об...

Тестовый контроль на уроках информатики как метод диагностики результатов обучения

Предлагаю обобщенный опыт работы по теме "Тестовый контроль на уроках информатики  как метод диагностики результатов обучения". Данная работа была представлена на муниципально...

Диагностика результатов обучения и воспитания

Доклад на методическое совещание "диагностика результатов обучения и воспитания"...

Перспективный план формирования и диагностики результатов обучения по рус.яз.7 Б кл(2016-2017)

             Перспективный план формирования и диагностики результатов обучения по рус.яз.7 Б кл(2016-2017)...

Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.

В статье  представлен теоретический и практический  материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....

Диагностика результатов обучения с использованием дополнительных ресурсов

Представлена презентация  моего выступления на Школе начинающего преподавателя с темой "Диагностика результатов обучения с использованием дополнительных ресурсов"...

Итоговая диагностика результатов обучения по дополнительной программе по рисованию "Палитра" за 2018-2019

Для  дошкольного возраста (6-7 лет ) объединения «Палитра» (бюджет)групп  №1 ,2...