Рабочие программы по информатике
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочие программы по информатике к УМК Угриновича Н.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_10_i_11_klassov.doc | 505 КБ |
rabochaya_programma_dlya_8_klassov.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №10 имени Д.И.Менделеева
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель кафедры зам. директора по УВР Директор Лицея №10
_______________ __________________ _________________
(ФИО) (ФИО) (ФИО)
«___»________2011г. «___»_________2011г. «___»__________2011г.
Приказ №_____________
от_____________
Рабочая программа,
составленная на основе авторской программы
Н.Д. Угриновича
“Информатика и ИКТ” в старшей школе на профильном уровне”
по информатике и ИКТ
для 10 А класса и 11 А класса
(4 часа в неделю)
Составила: Чеснокова Т.С.
учитель информатики и ИКТ
Лицея №10
г. Клин
Московская область
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне» Н.Д. Угриновича (Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008. – 180 с. – с. 68-81).
Программа составлена для класса информационно-математического профиля, изучение данного курса началось в 10 классе. На изучение полного курса выделено 272 часа (136 часов в год, 4 часа в неделю – 10 класс и 136 часов в год, 4 часа в неделю – 11 класс). Из них программой предусмотрено проведение:
в 10 классе
- контрольных работ – 7,
- практических работ – 22;
в 11 классе
- контрольных работ – 7,
- практических работ – 13.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
- овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
- развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 кл. – М.: БИНОМ, 2005.
- Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ, 2006.
- Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2006.
- Угринович Н.Д. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM –М.: БИНОМ, 2006.
А также дополнительная литература:
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ, 2008.
- Окулов С.М. Основы программирования. – М.:БИНОМ, 2005.
- Фаронов В.В. Турбо паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. – М.: «Нолидж», 2000 г.
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащегося. Предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществлена в течение нескольких уроков.
Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование.
1. В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 136 часов в год, а не 140 часов (авторская программа), в рабочей программе уменьшено количество часов в 10 классе на 2 часа на тему «Аппаратные и программные средства ИКТ» и на 2 часа на тему «Информация и информационные процессы».
2. В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 136 часов в год, а не 140 часов (авторская программа), в рабочей программе уменьшено количество часов в 11 классе на 4 часа на тему «Информационная деятельность человека».
3. Название темы «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» изменено на название «Алгоритмизация и программирование». Изучается в данной теме язык Паскаль.
4. В связи с тем, что для получения высокого балла на ЕГЭ необходимы прочные и полные знания одного из языков программирования, тема «Алгоритмизация и программирование» расширена до 42 часов за счет сокращения часов на тему «Моделирование и формализация».
5. В связи со спецификой образовательного учреждения и высоким интересом учащихся к предмету в программу включена темы по решению олимпиадных задач (общее количество часов на изучение не изменено).
5. В 11 классе резерв учебного времени в размере 14 часов по выбору учащихся затратить на подготовку к ЕГЭ или на выполнение итоговой проектной работы.
Соотношение теоретической и практической части программы в общем объеме часов по курсу:
Теоретическая часть | 104 часов |
Практическая часть | 168 часов |
Тематическое планирование
курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе
(по учебному плану 4 часа в неделю, 136 часов в год)
10 класс (136 часов) | |||||
№ урока | Тема | Всего часов | Из них | ||
т | пр | ||||
Аппаратные и программные средства ИКТ | |||||
По рабочей программе – 22 часа | По авторской программе – 24 часа | ||||
1-2 | Инструктаж по ТБ, ОТ ИОТ-012-08, 011.1-09, 011.2-09, 011.3-09. Архитектура компьютера. Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств. | 2 | 2 | - | |
3 | Процессор: частота, разрядность и адресное пространство. | 1 | 1 | - | |
4 | Оперативная память: тип, частота и информационная емкость. | 1 | 1 | - | |
5 | Практическая работа № 1. Тестирование параметров компьютера и сравнение его быстродействия с эталонными компьютерами. | 1 | - | 1 | |
6 | Долговременная память. Магнитный и оптический принципы записи, хранения и считывания информации. Flash-память. | 1 | 1 | - | |
7 | Подключение периферийных устройств. Последовательные порты и параллельный порт. Графический порт AGP. | 1 | 1 | - | |
8-9 | Данные и программы. Программное обеспечение компьютера. Операционные системы: назначение, состав. Прикладное программное обеспечение. Системы программирования. | 2 | 2 | - | |
10 | Этапы загрузки операционной системы. BIOS Setup. | 1 | 1 | - | |
11 | Конфигурационные файлы и системный реестр операционной системы. | 1 | 1 | - | |
12-13 | Файлы и файловые системы. Физическое и логическое форматирование жестких дисков. Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации. | 2 | 2 | - | |
14 | Форматирование и дефрагментация гибкого диска. | 1 | 1 | - | |
15 | Разбиение жесткого диска на логические разделы и его форматирование. | 1 | 1 | - | |
16 | Работа с файлами и каталогами с помощью файлового менеджера. | 1 | - | 1 | |
17 | Практическая работа № 2. Архивации и разархивация файлов с помощью архиватора. | 1 | - | 1 | |
18 | Графический интерфейс операционной системы и приложений. | 1 | 1 | - | |
19 | Практическая работа № 3. Настройка графического интерфейса операционной системы. | 1 | - | 1 | |
20 | Защита информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. | 1 | 1 | - | |
21 | Защита от вирусов: обнаружение и лечение. | 1 | - | 1 | |
22 | Контрольная работа №1. Аппаратные и программные средства ИКТ (тестирование или зачетная практическая работа) | 1 | - | 1 | |
Итого | 22 | 16 | 6 | ||
Информация и информационные процессы | |||||
По рабочей программе – 38 часов | По авторской программе – 40 часов | ||||
23 | Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. | 1 | 1 | - | |
24 | Информация как мера упорядоченности в неживой природе. Информация и энтропия. | 1 | 1 | - | |
25 | Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью. | 1 | 1 | - | |
26-27 | Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации. | 2 | 1 | 1 | |
28 | Практическая работа № 4. Определение количества информации с использованием вероятностного подхода. | 1 | - | 1 | |
29 | Практическая работа № 5. Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. | 1 | - | 1 | |
30-31 | Единицы измерения количества информации. | 2 | 1 | 1 | |
32-33 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Кодировки русского алфавита. | 2 | 2 | - | |
34 | Представление текста в различных кодировках. | 1 | 1 | - | |
35 | Практическая работа № 6. Кодирование и декодирование текста. | 1 | - | 1 | |
36 | Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовых редакторах. | 1 | - | 1 | |
37 | Кодирование генетической информации. Генетический алфавит. Расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий. | 1 | 1 | - | |
38-39 | Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации. Кодирование графической информации (разрешающая способность и глубина цвета). Кодирование звуковой информации (частота дискретизации и глубина кодирования). | 2 | 2 | - | |
40 | Установка графического режима экрана монитора. | 1 | - | 1 | |
41 | Параметры растрового изображения (разрешение и глубина цвета). | 1 | - | 1 | |
42 | Запись звукового файла с заданными частотой дискретизации и глубиной кодирования. | 1 | - | 1 | |
43 | Информационный объем звуковых файлов и качество звучания. | 1 | 1 | - | |
44 | Контрольная работа №2 Информация и информационные процессы (тестирование или зачетная практическая работа) | 1 | - | 1 | |
45-50 | Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Формат с фиксированной и плавающей запятой. Прямой, обратный и дополнительный код. | 6 | 2 | 4 | |
51 | Запись чисел в различных системах счисления. | 1 | - | 1 | |
52 | Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. | 1 | - | 1 | |
53 | Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую. | 1 | - | 1 | |
54 | Перевод произвольных чисел из одной системы счисления в другую. | 1 | - | 1 | |
55 | Перевод чисел из системы счисления с основанием 2 в систему счисления с основанием 2n (где n = 3 и n = 4). | 1 | - | 1 | |
56 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | 1 | - | |
57 | Представление чисел в компьютере в формате с фиксированной запятой. | 1 | 1 | - | |
58 | Представление чисел в компьютере в формате с плавающей запятой. | 1 | 1 | - | |
59 | Запись чисел в прямом, обратном и дополнительном кодах. | 1 | 1 | - | |
60 | Контрольная работа №3 Системы счисления (тестирование или зачетная практическая работа) | 1 | - | 1 | |
Итого | 38 | 18 | 20 | ||
Основы логики | |||||
По рабочей программе – 18 часов | По авторской программе – 18 часов | ||||
61 | Формы мышления. | 1 | 1 | - | |
62-64 | Алгебра высказываний. | 3 | 1 | 2 | |
65-67 | Логические выражения и таблицы истинности. | 3 | 1 | 2 | |
68 | Практическая работа № 7. Построение таблиц истинности логических функций и выражений. | 1 | - | 1 | |
69-70 | Логические функции. | 2 | 1 | 1 | |
71-73 | Логические законы и правила преобразования логических выражений. | 3 | 1 | 2 | |
74 | Практическая работа № 8. Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразования (в том числе с использованием инженерных калькуляторов). | 1 | - | 1 | |
75-76 | Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер. | 2 | 1 | 1 | |
77 | Практическая работа № 9. Построение логических схем основных устройств компьютера (сумматор, триггер). | 1 | - | 1 | |
78 | Контрольная работа №4. Основы логики (тестирование, зачетная практическая работа, защита проекта). | 1 | - | 1 | |
Итого | 18 | 6 | 12 | ||
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации | |||||
По рабочей программе – 18 часов | По авторской программе – 18 часов | ||||
79 | Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. | 1 | 1 | - | |
80 | Растровые и векторные редакторы. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint. | 1 | 1 | - | |
81-82 | Практическая работа № 10. Создание и редактирование растровых графических изображений. | 2 | - | 2 | |
83 | Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Microsoft Word. | 1 | 1 | - | |
84-85 | Практическая работа № 11. Создание и редактирование векторных рисунков. | 2 | - | 2 | |
86 | Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Построение основных чертежных объектов. | 1 | 1 | - | |
87-89 | Практическая работа № 12. Геометрические построения с использованием САПР. | 3 | - | 3 | |
90 | Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. | 1 | 1 | - | |
91-93 | Практическая работа № 13. Создание мультимедийных презентаций. | 3 | - | 3 | |
94-95 | Создание анимаций. Управляющие кнопки и гиперссылки. | 2 | 1 | 1 | |
96 | Контрольная работа №5. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации (тестирование, зачетная практическая работа, защита проекта). | 1 | - | 1 | |
Итого | 18 | 5 | 13 | ||
Технологии создания и обработки текстовой информации | |||||
По рабочей программе – 18 часов | По авторской программе – 18 часов | ||||
97 | Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов (документов). | 1 | 1 | - | |
98 | Создание документа с помощью мастера. | 1 | - | 1 | |
99 | Создание документа на основе шаблона. | 1 | - | 1 | |
100-101 | Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. | 2 | 1 | 1 | |
102 | Практическая работа № 14. Создание и форматирование документа. | 1 | - | 1 | |
103 | Вставка диаграмм. | 1 | - | 1 | |
104 | Практическая работа № 15. Вставка в документ формул. | 1 | - | 1 | |
105 | Нумерованные и маркированные списки. | 1 | - | 1 | |
106 | Практическая работа № 16. Вставка и форматирование таблиц. | 1 | - | 1 | |
107 | Гипертекст. | 1 | 1 | - | |
108 | Практическая работа № 17. Создание гипертекста. | 1 | - | 1 | |
109 | Сохранение документов в файлах в различных текстовых форматах. | 1 | - | 1 | |
110 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. | 1 | 1 | - | |
111 | Работа с компьютерными словарями и переводчиками. | 1 | - | 1 | |
112 | Практическая работа № 18. Создание комплексного текстового документа. | 1 | - | 1 | |
113 | Сканирование и распознавание текстовых документов. Системы оптического распознавания документов. | 1 | - | 1 | |
114 | Контрольная работа №6. Технологии создания и обработки текстовой информации (тестирование, зачетная практическая работа, защита проекта). | 1 | - | 1 | |
Итого | 18 | 4 | 14 | ||
Обработка числовой информации | |||||
По рабочей программе – 22 часа | По авторской программе – 22 часа | ||||
115 | Электронные калькуляторы. | 1 | 1 | - | |
116 | Практическая работа № 19. Вычисления в электронных калькуляторах. | 1 | - | 1 | |
117 | Структура электронных таблиц. Окно программы Excel. Типы и формат данных. | 1 | 1 | - | |
118-119 | Создание и форматирование таблиц. | 2 | - | 2 | |
120-122 | Относительные и абсолютные ссылки. | 3 | 1 | 2 | |
123 | Формулы в Excel. | 1 | - | 1 | |
124 | Практическая работа № 20. Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок. | 1 | - | 1 | |
125-127 | Математические и логические функции. | 3 | 1 | 2 | |
128-129 | Приближенное графическое решение уравнений. | 2 | - | 2 | |
130-131 | Практическая работа № 21. Приближенное решение графическое решение уравнений и методом подбора параметра. | 2 | - | 2 | |
132 | Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков. | 1 | 1 | - | |
133-135 | Практическая работа № 22. Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и графиков). | 3 | - | 3 | |
136 | Контрольная работа №7. Обработка числовой информации (тестирование, зачетная практическая работа, защита проекта). | 1 | - | 1 | |
Итого | 22 | 5 | 17 | ||
Всего за 10 класс | 136 | 54 | 82 |
Тематическое планирование
курса «Информатика и ИКТ» в 11 классе
(по учебному плану 4 часа в неделю, 136 часов в год)
Содержание тем учебного курса
10 класс.
Аппаратные и программные средства ИКТ – 22 часа
Архитектура компьютера. Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств. Процессор: частота, разрядность и адресное пространство. Оперативная память: тип, частота и информационная емкость. Долговременная память. Магнитный и оптический принципы записи, хранения и считывания информации. Flash-память. Подключение периферийных устройств. Последовательные порты и параллельный порт. Графический порт AGP.
Данные и программы. Программное обеспечение компьютера. Операционные системы: назначение, состав. Прикладное программное обеспечение. Системы программирования. Этапы загрузки операционной системы. BIOS Setup. Конфигурационные файлы и системный реестр операционной системы. Файлы и файловые системы. Физическое и логическое форматирование жестких дисков. Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации. Форматирование и дефрагментация гибкого диска. Разбиение жесткого диска на логические разделы и его форматирование. Работа с файлами и каталогами с помощью файлового менеджера. Графический интерфейс операционной системы и приложений.
Защита информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
Информация и информационные процессы – 38 часов
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Информация как мера упорядоченности в неживой природе. Информация и энтропия. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью. Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации. Единицы измерения количества информации.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Кодировки русского алфавита. Представление текста в различных кодировках. Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовых редакторах. Кодирование генетической информации. Генетический алфавит. Расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий. Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации. Кодирование графической информации (разрешающая способность и глубина цвета). Кодирование звуковой информации (частота дискретизации и глубина кодирования). Установка графического режима экрана монитора. Параметры растрового изображения (разрешение и глубина цвета). Запись звукового файла с заданными частотой дискретизации и глубиной кодирования. Информационный объем звуковых файлов и качество звучания.
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Формат с фиксированной и плавающей запятой. Прямой, обратный и дополнительный код. Запись чисел в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Запись чисел в прямом, обратном и дополнительном кодах.
Основы логики - 18 часов
Формы мышления. Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.
Технология создания и обработки графической и
мультимедийной информации – 18 часов
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Растровые и векторные редакторы. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint. Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Microsoft Word. Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Построение основных чертежных объектов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Создание анимаций. Управляющие кнопки и гиперссылки.
Технологии создания и обработки текстовой информации – 18 часов
Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов (документов). Создание документа с помощью мастера. Создание документа на основе шаблона. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Вставка диаграмм. Нумерованные и маркированные списки. Гипертекст. Сохранение документов в файлах в различных текстовых форматах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Работа с компьютерными словарями и переводчиками. Сканирование и распознавание текстовых документов. Системы оптического распознавания документов.
Обработка числовой информации – 22 часов
Электронные калькуляторы. Структура электронных таблиц. Окно программы Excel. Типы и формат данных. Создание и форматирование таблиц. Относительные и абсолютные ссылки. Формулы в Excel. Математические и логические функции. Приближенное графическое решение уравнений. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
11 класс.
Алгоритмизация и программирование – 42 часа
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Основные типы алгоритмических конструкций. Язык программирования Turbo Pascal 7.0. Структура программы на языке Turbo Pascal 7.0. Арифметика языка Turbo Pascal 7.0. Переменные в Turbo Pascal 7.0. Оператор присваивания. Преобразование типов. Условный оператор. Логический тип переменных. Составной оператор. Оператор выбора. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Цикл со счетчиком. Массивы. Сортировка массива. Двумерные массивы. Текстовый и графический режимы. Инициализация графического режима. Команды графического режима. Вывод текста.
Моделирование и формализация – 22 часа
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических, геометрических моделей. Приближенное решение уравнений. Геометрические модели. Вероятностные модели. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических веществ. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами.
Технологии хранения, поиска и сортировки информации – 20 часов
Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Информационная система. Виды баз данных. Основные типы данных. Системы управления базами данных (СУБД). СУБД Access. Создание базы данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Ввод и редактирование данных. Редактирование структуры базы данных. Запросы в базе данных. Поиск и сортировка данных. Реляционные базы данных. Установление связей между таблицами. Запросы с параметром. Отчеты в базе данных. Подготовка проекта.
Телекоммуникационные технологии – 32 часа
Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Организация и структура компьютерных сетей. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа. Способы подключения к Интернету. Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен). Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации в компьютерных сетях. Построение поисковых запросов. Работа с файловыми архивами. Работа с поисковыми системами. Общение в Интернете в реальном времени. Мультимедиа проигрыватели.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики. Web-сайты и Web-страницы. Списки. Таблицы. Гиперссылки на Web-страницах. Формы на Web-страницах. Инструментальные средства создания Web-страниц. Тестирование и публикация Web-сайта.
Информационная деятельность человека - 6 часов
Информационное общество. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Информационная культура. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен
знать:
- логическую символику;
- основные конструкции языка программирования;
- свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
- виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
- общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
- назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
- примеры виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
- базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
- нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности ;
- способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь:
- выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
- строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
- вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
- проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
- интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
- устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
- информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
- проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
- выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией;
- представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети);
- создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
- подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов; с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
- соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
Литература.
- Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 кл. – М.: БИНОМ, 2005.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. 6-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-387 с.
- Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ, 2006.
- Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2006.
- Угринович Н.Д. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM –М.: БИНОМ, 2006.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ, 2008.
- Окулов С.М. Основы программирования. – М.:БИНОМ, 2005.
- Фаронов В.В. Турбо паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. – М.: «Нолидж», 2000 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №10 имени Д.И.Менделеева
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель кафедры зам. директора по УВР Директор Лицея №10
_______________ __________________ _________________
(ФИО) (ФИО) (ФИО)
«___»________2011г. «___»_________2011г. «___»__________2011г.
Приказ №_____________
от_____________
Рабочая программа,
составленная на основе авторской программы
по информатике и ИКТ для 8 классов
Автор: Н.Д. Угринович
(1 час в неделю)
Составила: Чеснокова Т.С.
учитель информатики и ИКТ
Лицея №10
г. Клин
Московская область
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы преподавания базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе Н.Д. Угриновича (Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2006. – 182 с. – с. 22-33).
Программа составлена для 8 классов, изучение данного курса началось в 8 классе. На изучение полного курса выделено 102 часа (34 часа , 1 час в неделю – 8 класс, 68 часов, 2 часа в неделю – 9 класс). Из них программой предусмотрено проведение:
в 8 классе
- контрольных работ – 3,
- практических работ – 4.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации, ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика 7. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2009;
Угринович Н.Д. Информатика 8. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2009;
Угринович Н.Д. Информатика 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2009;
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2006;
Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2006.
А также дополнительная литература:
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ, 2008.
- Окулов С.М. Основы программирования. – М.:БИНОМ, 2005.
- Фаронов В.В. Турбо паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. – М.: «Нолидж», 2000 г.
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Промежуточная аттестация проводится в ходе оценивания практических работ, контрольных работ по теоретическому материалу разделов курса.
Изменения, внесенные в авторскую программу.
Курс предмета “Информатика и ИКТ” в 8А и 8Б классах расширен изучением тем “Создание и редактирование текстовых документов” (1 час), “Основы редактирования и форматирования текстовых документов” (1 час) и “Создание диаграмм” (1 час), так как знание основ работы в текстовом редакторе необходимо для написания рефератов, докладов и проектов. Вследствие этого уменьшено количество часов на изучение разделов: “Информация и информационные процессы” (по авторской программе – 10 часов, по рабочей программе – 8 часов) и “ Аппаратные и программные средства ” (по авторской программе – 11 часов, по рабочей программе – 10 часов).
Соотношение теоретической и практической части программы в общем объеме часов по курсу в 8 классе:
Теоретическая часть | 8 класс |
21 | |
Практическая часть | 13 |
Тематическое планирование
курса «Информатика и ИКТ» в 8 А, 8 Б классах
(по учебному плану 1 час в неделю, 34 часа в год)
№ | Тема урока. | Теория/ практика | ||
1. Информация и информационные процессы. | ||||
По рабочей программе – 8 часов | По авторской программе – 10 часов | |||
1 | Инструктаж по ТБ, ОТ ИОТ-012-08, 011.1-09, 011.2-09, 011.3-09. Информация в неживой и живой природе. | 1 | ||
2 | Человек и информация. Информационные процессы в технике. | 1 | ||
3 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. | 1 | ||
4 | Практическая работа №1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. | 1 | ||
5 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. | 1 | ||
6 | Алфавитный подход к определению количества информации. | 1 | ||
7 | Практическая работа №2. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора. Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||
8 | Контрольная работа по теме “Информация и информационные процессы”. | 1 | ||
2. Обработка информации в текстовом редакторе. | ||||
По рабочей программе – 3 часа | По авторской программе в 8 классе– темы нет | |||
9 | Создание и редактирование текстовых документов. | 1 | ||
10 | Основы редактирования и форматирования текстовых документов. | 1 | ||
11 | Создание диаграмм. | 1 | ||
3. Аппаратные и программные средства. | ||||
По рабочей программе – 10 часов | По авторской программе – 11 часов | |||
12 | Программная обработка данных на компьютере. Процессор и системная плата. | 1 | ||
13 | Устройства ввода и вывода информации. | 1 | ||
14 | Оперативная и долговременная память. | 1 | ||
15 | Файлы и файловая система. | 1 | ||
16 | Практическая работа №3. Работа с файлами и дисками. | 1 | ||
17 | Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. | 1 | ||
18 | Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши. Установка даты и времени. | 1 | ||
19 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. | 1 | ||
20 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | 1 | ||
21 | Контрольная работа по теме “Аппаратные и программные средства”. | 1 | ||
4. Коммуникационные технологии. | ||||
По рабочей программе – 13 часов | По авторской программе – 13 часов | |||
22 | Передача информации | 1 | ||
23 | Локальные компьютерные сети. | 1 | ||
24 | Глобальные компьютерные сети. | 1 | ||
25 | Информационные ресурсы Интернета. | 1 | ||
26 | Практическая работа №4. Работа с Web-почтой. Поиск информации в Интернете. | 1 | ||
27 28 | Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language). Структура Web-страницы. Форматирование текста. | 1 | 1 | |
29 | Вставка графики и звука. Гиперссылки. | 1 | ||
30 | Списки на Web-страницах. | 1 | ||
31 | Интерактивные формы на Web-страницах. | 1 | ||
32 33 | Выполнение итоговой практической работы. | 2 | ||
34 | Подведение итогов изучения курса в 8 классе. | 1 | ||
Итого | 21 | 13 |
Содержание тем учебного курса
8 класс.
- Информация и информационные процессы.
Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.
- Обработка информации в текстовом редакторе
Создание и редактирование текстовых документов. Основы редактирования и форматирования текстовых документов. Создание диаграмм.
- Аппаратные и программные средства
Программная обработка данных на компьютере. Процессор и системная плата. Устройства ввода и вывода информации. Оперативная и долговременная память. Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши. Установка даты и времени. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
- Коммуникационные технологии.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы Интернета. Работа с Web-почтой. Поиск информации в Интернете.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language). Структура Web-страницы. Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Литература.
- Угринович Н.Д. Информатика 7. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2009;
2. Угринович Н.Д. Информатика 8. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2009;
4. Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2006;
5. Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2006.
6. Окулов С.М. Основы программирования. – М.:БИНОМ, 2005.
7. Фаронов В.В. Турбо паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. – М.: «Нолидж», 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...
Комментарии
УМК: Угринович Н.Д.