Множество и его элементы
материал по информатике и икт по теме

Марчук Татьяна Анатольевна

 

Данный конспект представляет урок информатики в 3-м классе по теме «Множество. Элементы множества  » По учебнику-тетради Горячева А.В., Гориной К.И., Суворовой Н.И. Информатика в играх и задачах. Часть 2. 

На уроке дети знакомятся с понятиями «множество», «элементы множества», «подмножество» и закрепляют полученные знания, играя на компьютере в игру « Парашют ».

В электронном приложении показано как при помощи программы Роботландия в оборудованном кабинете учитель может использовать материал учебника и диски с развивающими играми для активизации внимания детей, закрепления изученного и получения обратной связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mnozhestvo3.doc86.5 КБ
Файл mnozhestvo.rar2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Множество и его элементы», 3 класс.  

Методическая разработка урока

по информатике:

“Множество и его элементы”

(3 класс)

Учителя информатики

МБОУ

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»:

Собчук

Татьяны

Анатольевны

Югорск , 2011 г.

Тема урока: «Множество и его элементы».

Тип  урока: изучение нового материала (данный урок является первым вводным уроком в разделе «Множества», на котором учащиеся знакомятся с понятием множества и связанными с ним терминами).

Цели урока:

  1. формирование представление о понятии «Множество» и сопутствующих понятиях.
  2. Формирование практических навыков применения информационных процессов при изучении темы «Множество и его элементы»

Задачи урока:

Образовательная: Ознакомление с новым материалом, введение новых понятий.

Развивающая: развитие приемов умственно деятельности, памяти, внимания, умение сопоставить, делать выводы.

Воспитательная: развитие познавательного интереса учащихся, самостоятельности, ответственности, умение работать в коллективе.

Оборудование урока:

- презентация;

- компьютеры для индивидуальной работы детей;

- карточки с заданиями и наглядными пособиями;

- опорный конспект.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2.  Актуализация знаний (2 мин).
  3. Объяснение нового материала (10 15 мин).
  4. Закрепление изученного материала(1015 минут).
  5. Физкультминутка. (2 мин).
  6. Итог урока. (3 мин.)
  7. Домашнее задание. (2 мин).


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный  момент

Добрый день дорогие ребята!  Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней представлены буквы, попробуйте составить из них слово.

Что у вас получилось? Слайд №1

Работа в  группах (составить слово множество)

Карточка №1.

  1. Актуализация знаний

Тема нашего урока «Множество и его элементы».

Сегодня мы узнаем, что является элементами множеств, сколько элементов может быть во множестве и какие элементы входят в пересечение множеств.        Слайд №2

Записывают тему урока.

  1. Изучение нового материала.

— Ребята, в математике для группы одинаковых объектов существует понятие множество. Как вы думаете, от какого слова произошло название «множество»?

— Сколько это – много? То есть точно мы сказать не можем.

1. Введение понятий «множество», «элемент множества».

— У меня здесь изображено несколько объектов. Разделим их на две группы. На какие группы мы их разделим. (Слайд 3)

— Сколько групп у нас получилось?

— В математике говорят, что у нас есть 2 множества. Как мы их назовем? (Слайд 3)

— Рассмотрим внимательно множество Посуда. (Слайд 4). Какие объекты входят в это множество?

— Сколько всего объектов?

— Отметим на доске эти объекты, обозначив каждый из них точками. (Слайд 4). Поставить 4 точки, называя объект, который отмечают.

— Как можно показать, что они вместе составляют одно множество?

— Итак, ребята у нас есть множество посуды, которое мы нарисовали, в это множество входят 4 объекта, которые называют элементами множества.

— Сколько элементов в нашем множестве?

— Назовите их.

— Можно сказать, что во множестве Посуда 4 элемента. Множества могут быть самыми разными: множество листьев на дереве, множество облаков, множество страниц в книге и т.д. Количество элементов тоже может быть самым разным.

— На доске представлена модель множества, сколько элементов в нём?

— Придумайте, какие элементы может включать это множество.

— Какие еще множества вы можете придумать?

—Посмотрим  на следующий рисунок. Здесь изображено множество яблок в корзине. Сколько их? (Слайд 5)

— А на следующем рисунке тоже изображено множество яблок в корзине. А в корзине есть яблоки? (Слайд 5)

— Значит, в нём нет ни одного элемента. Про такое множество говорят, что это пустое множество, т. е пустое множество это множество в котором нет ни одного элемента. 

— Я для вас на листочках приготовила интересное задание. Карточка №2.

Прочитайте названия элементов множеств. Слайд №6

— Прочитайте названия множеств.

— Какой фигурой обозначено множество плодовых деревьев?

— Какие элементы войдут в это множество? Запишем название элемента в круге. Слайд №7

— Назовите элементы множества деревьев.

— Как получилось, что яблоня входит в оба множества? Все плодовые деревья входят и во множество деревьев?

— Какое множество больше: плодовых деревьев или всех деревьев?

— Входят ли сосна и дуб во множество плодовых деревьев? Отметим это на рисунке, впишем сосну и дуб в квадрат.

— Какие элементы находятся в квадрате? Слайд №8

Таким образом, мы можем сказать, что во множество деревьев входят неплодовые деревья и множество плодовых деревьев.

— Ребята, множество, которое входит в другое множество называют подмножеством.

— Какое подмножество множества Деревья мы выделили?

— Однако мы выделили не все множества. Ещё необходимо выделить множество растений. Назовите его элементы.

— Ребята, получается, что это множество еще больше: в него входят все элементы, которые мы перечисляли и ещё ландыш и морковь. Впишите эти элементы в прямоугольник. Рассмотрите, что у нас получилось. Есть большое множество Растений, в которое входят ландыш, морковь и подмножество Деревья. А в подмножество Деревья входит подмножество плодовые деревья. Слайд №9

2. Выделение общего элемента.

—   Ребята,  посмотрите на слайд здесь представлены фигуры  Их необходимо  разделить на два множества. Посмотрите, чем они отличаются? (Слайд 10)

— Как можно назвать множества?

— Покажите, какие элементы входят в первое множество? Какие во второе?

— Что интересного заметили? Обведём элементы множеств. Выделим общий элемент. (Слайд 11 )

— Сколько элементов в каждом множестве? Итак, множества могут иметь общий элемент. (Слайд 11)

Отвечают на вопросы:

— Много.

— 3, 4, 5 ...

— Посуда, учебные принадлежности.

— Две

— Посуда, учебные принадлежности.

— Ложка, вилка, стакан, тарелка

— Четыре

— Обвести их

— Четыре

— Ложка, вилка, стакан, тарелка

— Пять

— множество пальцев на руке, учебных дней, уроков.

— Мальчиков класса, парт и т. д.

— Много

— Нет

— Ландыш, сосна, яблоня, морковь,·дуб

— Растений, деревьев, плодовых деревьев

— Круг

— Яблоня

— Сосна, дуб, яблоня

— Яблоня – плодовое дерево

— Все, так как они – деревья

— Множество деревьев больше, так как все плодовые деревья входят в него и остальные деревья тоже

— Нет

— Сосна, дуб и множество плодовых деревьев

— Подмножество плодовых деревьев

— Ландыш, сосна, яблоня, морковь,·дуб

—  съедобные, несъедобные

Хлеб, апельсин, яблоко в съедобные, монета, мяч в несъедобные (круглые).

 Имеют общий элемент круглый и съедобный  

2 и 3 элемента.

  1. Закрепление изученного материала

1. Работа за компьютером. (10–15 мин)

Сейчас вы должны будете выполнить практическую работу. Сейчас я вам покажу, как выполнять задания. (Показываю пример выполнения задания).

Открываем на рабочем столе: Роботландию — классификаторы — свои и чужие — программа   Парашют.  

Ребята выполняют задания за компьютером.

  1. Физминутка.

2. Ребята вы, наверное, устали, поэтому давайте, немного разомнёмся.

Физминутка.  Слайд №12 13

  1. Подведение итогов

— Ребята, сегодня вы узнали, что такое множество, подмножество. (Слайд 14)

— Так скажите, сколько же элементов может быть во множестве?

— Как называется множество, которое входит в другое множество?

— Ребята, какие же элементы входят в пересечение двух множеств?

Выставление оценок

Отвечают на вопросы:

— Сколько угодно

— Подмножество

— Которые входят и в одно, и в другое множество

Учащиеся делают итоговую самооценку.

  1. Домашнее задание

Дома выполнить   задание, в котором нужно правильно  вписать множество и подмножества,  входящие в него. Слайд № 15

Записывают в домашнее задание в дневник


Карточка №1.

 

Карточка №2.

Карточка №2. «Множество»      

Элементы множеств

Названия  множеств

Ландыш, сосна, яблоня, морковь,·дуб

Растения, деревья, плодовые деревья


Домашнее задание

Ученика 3_  класса _____________________

  1. Обведи множество всех птиц красным карандашом, а множество всех животных, которые умеют летать, синим карандашом. Сколько названий оказалось на пересечении двух множеств?

 

Шмель

Летучая мышь

Стрекоза

                            Сорока

                            Ястреб

                            Сокол

                                                 Пингвин

                                                 Страус  

  1. Впиши правильно название  множеств.

   (дети, школьники, второклассники, отличники)

 

  1. Правильно обведи название матрешек

Звери

Волки

Хищные звери

Хищные птицы

Ястребы

Птицы

Акулы

Морские рыбы

Рыбы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множество. Элементы множества. 2 класс.

Конспект урока для 2 класса. Горячев А.В....

Множество. Элементы множества. Число элементов множества.

Задания для интерактивной доски SmartBoard, которые познакомят учащихся с понятиями "множество", "элемент множества"; научат определять число элементов множества и принадлежность элементов заданному м...

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

Задания, которые  формируют начальное представление об отрицании, о пересечении двух множеств; учат находить на "карте множеств" область элементов, не принадлежащих заданному множеству; область м...

Урок по информатике для 2 класса "Множества. Элементы множества"

Конспект урока и презентация по информатики для 2 класса по учебнику Горячего "Информатика в играх и задачах" . Тема урока : "Множества. Элементы множества" Урок ФГОС...

План-конспект урока для 3 класса "Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств"

Учебный материал предназначен для классов, изучающих информатику по учебнику "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячева. Представлены план-конспект урока, карточка 1 для повторения, карточка 2 ...

Множества и его элементы 8 класс

Множества и его элементы 8 класс...

Множество и его элементы

Презентация к уроку алгебры 8 класс п.13. Мерзляк...