Множество и его элементы
материал по информатике и икт по теме
Данный конспект представляет урок информатики в 3-м классе по теме «Множество. Элементы множества » По учебнику-тетради Горячева А.В., Гориной К.И., Суворовой Н.И. Информатика в играх и задачах. Часть 2.
На уроке дети знакомятся с понятиями «множество», «элементы множества», «подмножество» и закрепляют полученные знания, играя на компьютере в игру « Парашют ».
В электронном приложении показано как при помощи программы Роботландия в оборудованном кабинете учитель может использовать материал учебника и диски с развивающими играми для активизации внимания детей, закрепления изученного и получения обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mnozhestvo3.doc | 86.5 КБ |
mnozhestvo.rar | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Множество и его элементы», 3 класс.
Методическая разработка урока
по информатике:
“Множество и его элементы”
(3 класс)
Учителя информатики МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»: | |
Собчук Татьяны Анатольевны |
Югорск , 2011 г.
Тема урока: «Множество и его элементы».
Тип урока: изучение нового материала (данный урок является первым вводным уроком в разделе «Множества», на котором учащиеся знакомятся с понятием множества и связанными с ним терминами).
Цели урока:
- формирование представление о понятии «Множество» и сопутствующих понятиях.
- Формирование практических навыков применения информационных процессов при изучении темы «Множество и его элементы»
Задачи урока:
Образовательная: Ознакомление с новым материалом, введение новых понятий.
Развивающая: развитие приемов умственно деятельности, памяти, внимания, умение сопоставить, делать выводы.
Воспитательная: развитие познавательного интереса учащихся, самостоятельности, ответственности, умение работать в коллективе.
Оборудование урока:
- презентация;
- компьютеры для индивидуальной работы детей;
- карточки с заданиями и наглядными пособиями;
- опорный конспект.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Актуализация знаний (2 мин).
- Объяснение нового материала (10– 15 мин).
- Закрепление изученного материала(10– 15 минут).
- Физкультминутка. (2 мин).
- Итог урока. (3 мин.)
- Домашнее задание. (2 мин).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Добрый день дорогие ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней представлены буквы, попробуйте составить из них слово. Что у вас получилось? Слайд №1 | Работа в группах (составить слово множество) Карточка №1. |
| Тема нашего урока «Множество и его элементы». Сегодня мы узнаем, что является элементами множеств, сколько элементов может быть во множестве и какие элементы входят в пересечение множеств. Слайд №2 | Записывают тему урока. |
| — Ребята, в математике для группы одинаковых объектов существует понятие множество. Как вы думаете, от какого слова произошло название «множество»? — Сколько это – много? То есть точно мы сказать не можем. 1. Введение понятий «множество», «элемент множества». — У меня здесь изображено несколько объектов. Разделим их на две группы. На какие группы мы их разделим. (Слайд 3) — Сколько групп у нас получилось? — В математике говорят, что у нас есть 2 множества. Как мы их назовем? (Слайд 3) — Рассмотрим внимательно множество Посуда. (Слайд 4). Какие объекты входят в это множество? — Сколько всего объектов? — Отметим на доске эти объекты, обозначив каждый из них точками. (Слайд 4). Поставить 4 точки, называя объект, который отмечают. — Как можно показать, что они вместе составляют одно множество? — Итак, ребята у нас есть множество посуды, которое мы нарисовали, в это множество входят 4 объекта, которые называют элементами множества. — Сколько элементов в нашем множестве? — Назовите их. — Можно сказать, что во множестве Посуда 4 элемента. Множества могут быть самыми разными: множество листьев на дереве, множество облаков, множество страниц в книге и т.д. Количество элементов тоже может быть самым разным. — На доске представлена модель множества, сколько элементов в нём? — Придумайте, какие элементы может включать это множество. — Какие еще множества вы можете придумать? —Посмотрим на следующий рисунок. Здесь изображено множество яблок в корзине. Сколько их? (Слайд 5) — А на следующем рисунке тоже изображено множество яблок в корзине. А в корзине есть яблоки? (Слайд 5) — Значит, в нём нет ни одного элемента. Про такое множество говорят, что это пустое множество, т. е пустое множество это множество в котором нет ни одного элемента. — Я для вас на листочках приготовила интересное задание. Карточка №2. Прочитайте названия элементов множеств. Слайд №6 — Прочитайте названия множеств. — Какой фигурой обозначено множество плодовых деревьев? — Какие элементы войдут в это множество? Запишем название элемента в круге. Слайд №7 — Назовите элементы множества деревьев. — Как получилось, что яблоня входит в оба множества? Все плодовые деревья входят и во множество деревьев? — Какое множество больше: плодовых деревьев или всех деревьев? — Входят ли сосна и дуб во множество плодовых деревьев? Отметим это на рисунке, впишем сосну и дуб в квадрат. — Какие элементы находятся в квадрате? Слайд №8 Таким образом, мы можем сказать, что во множество деревьев входят неплодовые деревья и множество плодовых деревьев. — Ребята, множество, которое входит в другое множество называют подмножеством. — Какое подмножество множества Деревья мы выделили? — Однако мы выделили не все множества. Ещё необходимо выделить множество растений. Назовите его элементы. — Ребята, получается, что это множество еще больше: в него входят все элементы, которые мы перечисляли и ещё ландыш и морковь. Впишите эти элементы в прямоугольник. Рассмотрите, что у нас получилось. Есть большое множество Растений, в которое входят ландыш, морковь и подмножество Деревья. А в подмножество Деревья входит подмножество плодовые деревья. Слайд №9 2. Выделение общего элемента. — Ребята, посмотрите на слайд здесь представлены фигуры Их необходимо разделить на два множества. Посмотрите, чем они отличаются? (Слайд 10) — Как можно назвать множества? — Покажите, какие элементы входят в первое множество? Какие во второе? — Что интересного заметили? Обведём элементы множеств. Выделим общий элемент. (Слайд 11 ) — Сколько элементов в каждом множестве? Итак, множества могут иметь общий элемент. (Слайд 11) | Отвечают на вопросы: — Много. — 3, 4, 5 ... — Посуда, учебные принадлежности. — Две — Посуда, учебные принадлежности. — Ложка, вилка, стакан, тарелка — Четыре — Обвести их — Четыре — Ложка, вилка, стакан, тарелка — Пять — множество пальцев на руке, учебных дней, уроков. — Мальчиков класса, парт и т. д. — Много — Нет — Ландыш, сосна, яблоня, морковь,·дуб — Растений, деревьев, плодовых деревьев — Круг — Яблоня — Сосна, дуб, яблоня — Яблоня – плодовое дерево — Все, так как они – деревья — Множество деревьев больше, так как все плодовые деревья входят в него и остальные деревья тоже — Нет — Сосна, дуб и множество плодовых деревьев — Подмножество плодовых деревьев — Ландыш, сосна, яблоня, морковь,·дуб — съедобные, несъедобные Хлеб, апельсин, яблоко в съедобные, монета, мяч в несъедобные (круглые). Имеют общий элемент круглый и съедобный 2 и 3 элемента. |
| 1. Работа за компьютером. (10–15 мин) Сейчас вы должны будете выполнить практическую работу. Сейчас я вам покажу, как выполнять задания. (Показываю пример выполнения задания). Открываем на рабочем столе: Роботландию — классификаторы — свои и чужие — программа Парашют. | Ребята выполняют задания за компьютером. |
| 2. Ребята вы, наверное, устали, поэтому давайте, немного разомнёмся. Физминутка. Слайд №12 13 | |
| — Ребята, сегодня вы узнали, что такое множество, подмножество. (Слайд 14) — Так скажите, сколько же элементов может быть во множестве? — Как называется множество, которое входит в другое множество? — Ребята, какие же элементы входят в пересечение двух множеств? Выставление оценок | Отвечают на вопросы: — Сколько угодно — Подмножество — Которые входят и в одно, и в другое множество Учащиеся делают итоговую самооценку. |
| Дома выполнить задание, в котором нужно правильно вписать множество и подмножества, входящие в него. Слайд № 15 | Записывают в домашнее задание в дневник |
Карточка №1.
Карточка №2.
Карточка №2. «Множество»
Элементы множеств | Названия множеств |
Ландыш, сосна, яблоня, морковь,·дуб | Растения, деревья, плодовые деревья |
Домашнее задание | Ученика 3_ класса _____________________ |
| Шмель Летучая мышь Стрекоза Сорока Ястреб Сокол Пингвин Страус |
(дети, школьники, второклассники, отличники)
| |
| Звери Волки Хищные звери Хищные птицы Ястребы Птицы Акулы Морские рыбы Рыбы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Множество. Элементы множества. 2 класс.
Конспект урока для 2 класса. Горячев А.В....
Множество. Элементы множества. Число элементов множества.
Задания для интерактивной доски SmartBoard, которые познакомят учащихся с понятиями "множество", "элемент множества"; научат определять число элементов множества и принадлежность элементов заданному м...
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.
Задания, которые формируют начальное представление об отрицании, о пересечении двух множеств; учат находить на "карте множеств" область элементов, не принадлежащих заданному множеству; область м...
Урок по информатике для 2 класса "Множества. Элементы множества"
Конспект урока и презентация по информатики для 2 класса по учебнику Горячего "Информатика в играх и задачах" . Тема урока : "Множества. Элементы множества" Урок ФГОС...
План-конспект урока для 3 класса "Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств"
Учебный материал предназначен для классов, изучающих информатику по учебнику "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячева. Представлены план-конспект урока, карточка 1 для повторения, карточка 2 ...
Множества и его элементы 8 класс
Множества и его элементы 8 класс...
Множество и его элементы
Презентация к уроку алгебры 8 класс п.13. Мерзляк...