Интегрированный урок по геометрии и информатике "Скалярное произведение векторов"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

 

Сценарий урока с использованием компьютера

Авторы – Бессонова  Ольга Евгеньевна и Маслова Лариса Юрьевна

Образовательное учреждение– ГОУ СОШ №546 Красносельского района

Предмет– Интегрированный урок по геометрии и информатике

Класс– Девятый

Тема– «Скалярное произведение векторов».

Задачи занятия:

Образовательная.

  1. Сформировать у обучающихся следующие знания:
    • определение скалярного произведения векторов;
    • свойства скалярного произведения (случаи нулевого, острого, прямого, тупого, развёрнутого углов между векторами);
    • определение скалярного квадрата вектора;
  2. Сформировать у обучающихся следующие умения:
    • применение свойств скалярного произведения для решения задач;
    • применение формулы для вычисление скалярного произведения векторов через их координаты.
  3. Сформировать представление у учащихся о команде «вектор» и процедурах.

Развивающая.

Развитие памяти и мышления, навыков геометрических построений, владения геометрическим языком, умения использовать его для описания предметов окружающего мира, пространственных представлений и изобразительных умений.

Воспитательная.

Воспитание аккуратности и трудолюбия, владения основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности .

Учебно-методическое обеспечение– Л. С. Атанасян и другие, учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия, 8-9 классы», М.: 2009 год.

Время реализации занятия – 45 минут.

Тип урока – Изучение нового материала.

Метод обучения – Поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Авторский медиапродукт– Презентация, 27 слайдов (среда MicrosoftPowerPoint)

 

МЕДИАПРОДУКТ

I. Среда: программа для создания презентаций MicrosoftPowerPoint, текстовый редактор MicrosoftWord,  программное обеспечение "Исполнители",  

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon itegrirovannyy.ppt1.08 МБ
Microsoft Office document icon scenariy.doc111 КБ
Office presentation icon test.ppt182.5 КБ
Office spreadsheet icon kniga1.xls13.35 КБ
Файл list_refleksii.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скалярное произведение векторов

Слайд 2

a b a b  =  Угол между векторами и равен .  a b О Угол между векторами

Слайд 3

a d b 30 0 a b = c f 30 0 a c = b c = d f = d c = 120 0 90 0 180 0 0 0 Найдите угол между векторами

Слайд 4

Скалярное произведение векторов – число (скаляр). Скаляр ным произведением двух векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними. a b = a b cos ( ) a b Определение

Слайд 5

Работа в парах Вычислите скалярное произведение векторов a и b , если а = 2, а b = 3 . Если угол между ними: 1 вариант – 45 0 2 вариант – 30 0

Слайд 6

a b a b = a b cos 90 0 = 0 a b = 0 a b   Скалярное произведение ненулевых векторов равно нулю тогда и только тогда, когда эти векторы перпендикулярны. a b = 90 0 Частный случай №1 = 0

Слайд 7

Найдите угол между ненулевыми векторами m и n , если их скалярное произведение равно 0.

Слайд 8

a b Скалярное произведение ненулевых векторов положительно тогда и только тогда, когда угол между векторами острый. a b = a b cos   > 0 > 0 a b > 0  a b < 90 0 a b < 90 0 Частный случай №2

Слайд 9

a b Скалярное произведение ненулевых векторов отрицательно тогда и только тогда, когда угол между векторами тупой. a b = a b cos   < 0 < 0 a b < 0  a b > 90 0 a b > 90 0 Частный случай №3

Слайд 10

a b = a b = a b cos 0 0 a b 1 a b = 0 0 a b = a b cos 180 0 a b -1 a b = 180 0 = – a b Частный случай №4

Слайд 11

a a = a a cos a 0 0  1 a a = 0 0 a a = = a Скалярное произведение называется скалярным квадратом вектора и обозначается a a a a Таким образом, скалярный квадрат вектора равен квадрату его длины. a = a Частный случай №5 2 2 2 2

Слайд 12

Скалярное произведение в физике  F M N Скалярное произведение векторов встречается в физике. Например, из курса механики известно, что работа A постоянной силы F при перемещении тела из точки M в точку N равна произведению силы F и перемещения MN на косинус угла между ними . A = F MN cos  A = F MN

Слайд 13

Вычислите угол между векторами, если их скалярное произведение равно 7,5 , а длины 5 и 3? Проверка cos α = α = 60 0

Слайд 14

Дан квадрат АВС D . Найдите угол между векторами и . АС DA 1 ВЕРНО! 2 3 ПОДУМАЙ ! Проверка 135 0 ; 90 0 . 45 0 ; ПОДУМАЙ ! А В С D

Слайд 15

Заверши фразу Во время занятия я научился… На занятии мне особенно понравилось…. Больше всего мне сегодня запомнилось… Самым интересным было…

Слайд 16

Получили ли Вы удовольствие от сегодняшнего урока? Что мне дал этот урок.

Слайд 17

Домашнее задание по геометрии Выполнить упр.1042 по информатике составить алгоритм программирования вектора построения цифр почтового индекса Изучить п.102



Предварительный просмотр:

Сценарий урока с использованием компьютера

Автор –Маслова Лариса Юрьевна Бессонова и Ольга Евгеньевна

Образовательное учреждение – ГОУ СОШ №546 Красносельского района

Предмет – Интегрированный урок по геометрии и информатике

Класс – Девятый

Тема – «Скалярное произведение векторов».

Задачи занятия:

Образовательная.

  1. Сформировать у обучающихся следующие знания:
  1. определение скалярного произведения векторов;
  2. свойства скалярного произведения (случаи нулевого, острого, прямого, тупого, развёрнутого углов между векторами);
  3. определение скалярного квадрата вектора;
  1. Сформировать у обучающихся следующие умения:
  1. применение свойств скалярного произведения для решения задач;
  2. применение формулы для вычисление скалярного произведения векторов через их координаты.
  1. Сформировать представление у учащихся о команде «вектор» и процедурах.

Развивающая.

Развитие памяти и мышления, навыков геометрических построений, владения геометрическим языком, умения использовать его для описания предметов окружающего мира, пространственных представлений и изобразительных умений.

Воспитательная.

Воспитание аккуратности и трудолюбия, владения основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности .

Учебно-методическое обеспечение – Л. С. Атанасян и другие, учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия, 8-9 классы», М.: 2009 год.

Время реализации занятия – 45 минут.

Тип урока – Изучение нового материала.

Метод обучения – Поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Авторский медиапродукт – Презентация, 27 слайдов (среда Microsoft PowerPoint)

МЕДИАПРОДУКТ

I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word,  программное обеспечение "Исполнители",   

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

II. Структура презентации:

п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

№ слайда

1

Стадия вызова.

  5 минут

№1, №2, №3

2

Стадия осмысления.

19 минут

№4 - №12

3

Закрепление изложенного материала.

5 минут

 №13

4

Проверочная работа.

10 минут

№14

5

Стадия рефлексии.

5 минут

№15 - №16

6

Домашнее задание.

1 минута

№17

III. Содержание кадров:

1. Титульный лист.

2. Угол между векторами. Построение и обозначение этого угла.

3. Отработка навыков определения угла между векторами.

4. Определение скалярного произведения.

5. Работа в парах.

6. Скалярное произведение перпендикулярных векторов.

7. Самостоятельная работа.

8. Скалярное произведение векторов с острым углом.

9. Скалярное произведение векторов с тупым углом.

10. Скалярное произведение коллинеарных векторов.

11. Скалярный квадрат вектора.

12. Скалярное произведение в физике.

13. Самостоятельная работа.

14. Проверочная работа для выявления степени усвоения обучающимися навыков нахождения скалярного произведения векторов.

15 - 16. Рефлексия

17. Домашнее задание.

IV. Стиль презентации:

В качестве основной цветовой палитры презентации выбраны холодные цвета синих и голубых тонов. Этот выбор обусловлен тем, что голубой и синий цвета создают атмосферу безопасности и доверия. Данные цвета считается признаком творчества, их рекомендуют для учебных аудиторий и кабинетов. Голубой и синий цвета способствуют гармонии с окружающими людьми и самим собой, к верности, к глубокомысленным рассуждениями.

При этом голубой и синий цвета могут привести учеников к излишней расслабленности и отсутствию концентрации. Чтобы избежать этого, в презентации часть текста выделена красным цветом, благодаря которому поддерживает высокое состояние работоспособности учеников, и отмечаются важные моменты, на которые крайне необходимо обратить особое внимание.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет задействования трёх видов памяти: визуальной (подача материала в наглядной форме в виде слайдов), слуховой (проговаривание учителем всех основных сведений) и моторной (запись учеником в тетрадь информации со слайда).
  2. Проведение проверочной работы с помощью Интернета с последующей проверкой верности выполнения заданий и устранением пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютерный класс, проектор, настенный экран, , программное обеспечение «Microsoft PowerPoint».

План занятия

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, мин.

1

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

1

2

Вхождение в тему и стадия вызова. Угол между векторами.

Определение  темы и   целей работы на уроке.

Повторение построения и обозначения угла между векторами.

Запись в тетрадь материала со слайдов. Устная работа, связанная с нахождением по чертежу углов между различными векторами.

4

3

Составление программы

Познакомить учащихся с командой «вектор» и использованием процедур.

Самостоятельно запрограммировать два вектора отложенных от одной точки

13

4

Стадия осмысления. Определение скалярного произведения, изучение его свойств.

Изложение новой темы. Раскрытие понятия скалярного произведения. Рассмотрение различных частных случаев.

Запись информации  в тетрадь со слайдов.

Устное участие в обсуждении решения задачи, связанной со скалярным произведением векторов.

10

5

Закрепление изложенного материала.

Изложение порядка применения формулы для нахождения скалярного произведения векторов.

Выполнение заданий на основе изученной информации.

5

6

Проверочная работа.

Осуществление контроля и проверки полученных знаний.

Проверка уровня своих знаний по данной теме с помощью теста в Интернете

6

7

Итог урока. Рефлексия.

Выявление пробелов в знаниях и умениях учеников.

Анализ допущенных ошибок.

5

8

Домашнее задания.

Разъяснение задания на дом.

Запись задания в дневниках.

1

Ход урока:

1. Организационный момент. (1 минута).

Учителя создают в классе рабочую атмосферу, настраивает учеников на продуктивный урок. Учитель включает воспроизведение презентации.

2. Вхождение в тему. Стадия вызова (4 минуты).

Учитель- геометрии  обозначает тему урока (слайд №1): «Скалярное произведение векторов». Ученики записывают название темы урока в тетрадь в качестве заголовка к новому материалу.

Учитель- геометрии переключает слайд №1 на слайд №2. На новом слайде появляются 2 вектора. Учитель говорит ученикам, что он сейчас напомнит ученикам, что есть угол между двумя векторами и как он строится. Далее учитель- геометрии делает щелчок мышью, на экране появляется точка и её обозначение «О». Учитель поясняет необходимость отложения начал векторов от одной точки для построения угла между этими векторами. После следующего щелчка мышью от точки «О» откладывается первый вектор, а после следующего щелчка – второй вектор. Учитель поясняет, что вектора путём параллельного переноса были отложены от одной точки «О».

Следующий щелчок мышью влечёт возникновение на рисунке обозначения угла между векторами. Учитель излагает соответствующие пояснения. После следующих двух щелчков на слайде появляются пояснение к рисунку и принятый способ обозначения угла между векторами. Учитель обращает особое внимание учеников на то, как обозначается угол между векторами, а ученики записывают пояснения со слайда.

  1. Составление программы (13 мин). Учитель-информатики говорит открыть программу «Исполнитель» Запрограммировать два вектора отложенных от одной точки. Ученики делают чертёж на компьютере в программе «Исполнитель»

{

подними_перо;                                        

в_точку (10,50);

опусти_перо;

вектор (40,0);

вектор (-10,3);

в_точку (50,50);

вектор (-10,-3);

подними_перо;

в_точку (10,50);

опусти_перо;

вектор (0,40);

вектор (-3,-10);

в_точку (10,90);

вектор (3,-10)

}

Учитель геометрии переключает слайд №2 на слайд №3. На слайде представлен рисунок. Задание к рисунку заключается в устном нахождении угла между различными векторами (всего 5 пар векторов). Учитель обращается к ученикам с предложением высказать свои выводы насчёт той или иной пары векторов и угла между ними. После каждого последующего щелчка (5 раз) появляется правильный ответ к очередной паре векторов.

4. Стадия осмысления. Определение скалярного произведения, изучение его свойств (10 минут).

Учитель переключает слайд №3 на слайд №4. На экране появляется определение скалярного произведения векторов. Учитель проговаривает определение, а ученики его записывают. После щелчка мышью помимо словестного определения скалярного произведения появляется символьное, т.е. формула. Учитель поясняет, что обозначают все символы, входящие в формулу. После следующего щелчка на экране появляется важный момент, касающийся скалярного произведения, а именно то, что результатом скалярного произведения является число. Учитель обращает на это особое внимание учеников.

Затем учитель- геометрии  переключает слайд №4 на слайд №5. На экране появляется самостоятельная работа в парах по вариантам

Затем учитель- геометрии  переключает слайд №5 на слайд №6 частный случай №1 взаимного расположения векторов. Учитель объявляет о рассмотрении скалярного произведения векторов в случае их перпендикулярности. После щелчка мышью учитель предлагает выяснить, чему в этом случае равно скалярное произведение. После следующего щелчка мышью на экране появляется формула скалярного произведения с прямым углом между векторами. Следующий щелчок мышью влечёт возникновение подсказки о равенстве нулю косинуса угла в рассматриваемом случае. После следующего щелчка мышью появляется значение скалярного произведения перпендикулярных векторов. Дальнейшие два щелчка мышью влекут возникновение на экране словестного и символьного выводов из рассматриваемого случая. Учитель подробно подытоживает результаты и выводы, а ученики конспектируют информацию со слайда.

Затем учитель - геометрии  переключает слайд №6 на слайд №7 просит учеников найти найдите угол между ненулевыми векторами самостоятельно.

Учитель - геометрии последовательно переключает слайды с №7 по №11. Аналогичным образом рассматриваются различные частные случаи, касающиеся скалярного произведения векторов с острым и тупым углами, коллинеарных векторов и вектора на самого себя.

Учитель - информатики последовательно переключает слайды с №11 на №12. Учитель подчеркивает, что скалярное произведение векторов встречается и в физике. Например, в курсе  механики.

5. Закрепление изложенного материала (5 минут).

Учитель переключает слайд №12 на слайд №13. На слайде появляется пример №1 для отработки навыков применения формулы для вычисления скалярного произведения векторов.

6. Проверочная работа (6 минут).

Учитель - информатики переключает слайд №13 на слайд №14. На слайде появляется тест на построение векторов. Учитель объявляет о проведении проверочной работы с целью установления степень усвоения учениками навыков применения формулы для нахождения скалярного произведения векторов с помощью компьютера.

После этого просит учащихся зайти на сайт:www.gorkunova.ucoz.ru/publ/geometrija/9_klass/test_guot_koordinaty_vektora_guot_1_variant/32-1-0-66

7. Итоги урока. Рефлексия (5 минут).

Учитель - геометрии переключает слайд №14 на слайд №15. Учитель просить завершить фразы.

Переключая слайды с №15 до №16, учитель так же поясняет решения следующегозадания

Моё настроение:

2. Ценности для вас данной работы:

  1. Самое важное – 1
  2. Важное – 2
  3. Не очень важное – 3
  4. Совсем не важное – 4

Получение для вас новой информации

 

Процесс личной деятельности

 

Полученный результат

 

Деловое общение во время работы

 

Возможность проявить себя и услышать слова одобрения

 

Получение оценки

 

.

8. Домашнее задание (1 минута).

Учитель переключает слайд №16 на слайд №17. На слайде появляется домашнее задание для учеников. Учитель проговаривает, что ученикам дома следует изучить п.102 выполнить упр.1042 из учебника «Геометрия, 8-9 классы». 

Задание по информатике составить алгоритм программирования вектора построения цифр почтового индекса. Ученики записывают задание в дневники, затем учитель объявляет о завершении урока.

Конец урока.

                                 

                                   

                                     

 

Литература:

  1. Л. С. Атанасян и другие, учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия, 8-9 классы», М.: 2009 год;
  2.   Все авторские права на  программное обеспечение "Исполнители",   принадлежат  Константину Полякову          http://kpolyakov.narod.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дан квадрат АВС D . Найдите угол между векторами и . АС DA 1 ВЕРНО! 2 3 ПОДУМАЙ ! Проверка 135 0 ; 90 0 . 45 0 ; ПОДУМАЙ ! А В С D


Предварительный просмотр:

Лист рефлексии:

Фамилия, имя_____________________________________
_______________________

1. Моё настроение:

2. Ценности для вас данной работы:

  1. Самое важное – 1
  2. Важное – 2
  3. Не очень важное – 3
  4. Совсем не важное – 4

Получение для вас новой информации

 

Процесс личной деятельности

 

Полученный результат

 

Деловое общение во время работы

 

Возможность проявить себя и услышать слова одобрения

 

Получение оценки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» "

Конспект урока литературы и истории в 8 классе и презентация к нему....

Интегрированный урок по геометрии и физике : Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.

Тема урока: Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике. Учитель  математики:  Кусей  Любовь Александровна.Учитель физики:  Колесникова Тать...

Интегрированный урок по математике и физике "Сложение векторов"

ОднаждыЛебедь, Рак  и ЩукаВезти  с поклажей              воз взялись,И вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут во...

Конспект урока по геометрии по теме: "Понятие вектора. Действия над векторами"

Конспект урока по геометрии по теме: "Понятие вектора. Действия над векторами"....

Геометрия 11. Скалярное произведение векторов

Домашнее задание по теме "Метод координат" проверяет усвоение правил нахождения скалярного произведения векторов и нахождение угла между прямыми...

Технологическая карта урока по геометрии - 9 класс "Применение векторов к решению задач"

В данной публикации представлена технологическая карта и презентация к уроку геометрии в 9 классе по теме "Применение векторов к решению задач"...

Разработки уроков по геометрии 9 класс "Повторение. Векторы"

Методические разработки уроков по геометрии "Повторение пройденного в 8 классе. Векторы"....