Рабочие программы по информатике
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа составленна для учебника Горячева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2_klass_goryachev_1.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Митякинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ О.М.Волювач Протокол № ___ от «____»___________2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________ Е.А.Конопада «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор __________ И.А.Петраченкова Приказ № ___ от «___»______________2011 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 2 класса
Составитель: учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Митякинская средняя общеобразовательная школа»
Диденко Виктория Владимировна
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № __ от «___» _______2011 г
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 2 класса в течение 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Про грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
УМК «Информатика» состоит из следующих компонентов:
- Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 2-й класс в 2-х частях: Учебник-тетрадь в 2 ч. – М.: Баласс, 2005.
- Методическое обеспечение: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю., Лобачева Л.Л. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2005.
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основные цели программы: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Содержание курса
предмета «Информатика и ИКТ»
2 класс
- Отличительные признаки и составные части предметов (8 ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. - План действий и его описание (8 ч)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. - Логические рассуждения (18 ч)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
Учащиеся должны уметь:
- называть признаки, состав и действия предметов;
- ориентироваться в пространстве;
- находить предмет на координатной сетке;
- определять действие, его результат и обратное действие;
- составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением;
- называть множество, элементы множества, сравнивать множества;
- уметь решать задачи путем отображения множеств;
- кодировать слова разными способами;
- находить пересечение, объединение, включение множеств;
- определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»;
- чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина идр.- М.: Баласс, 2011г.
2. Информатика в играх и задачах для 2 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2007г..
Тематическое планирование
I четверть | ||||||||||
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Коли-чество часов | Тип уро-ка | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид конт- роля | Д/з | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | Отличительные признаки и составные части предметов (8 часов) | Признаки предметов. | Изучение признаков предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.). Обобщение и классификация предметов по какому-либо общему признаку. | Уметь находить признаки предмета, классифицировать предметы по какому-либо признаку. | Ф | С.5 №8 | 07.09 | |||
2 | Описание предметов. | 1 | ИН | Описывание и определение предметов через из признаки. Сравнение предметов по их признакам. | Уметь описывать предмет, сравнивать предметы по их признакам. | Ф, ГР | С.9 №18 | 14.09 | ||
3 | Состав предметов. | 1 | ИН | Знакомство с понятием составных частей предметов. Описывание предметов через их составные части. | Уметь описывать предмет, называя его составные части. | Ф, СР | С.13 №28 | 21.09 | ||
4 | Действия предметов. | 1 | ИН | Определение и называние действия предметов. Обобщение и классификация предметов по их действиям. | Уметь определять и называть действия предметов. | Ф, ГР | С.17 №38 | 28.09 | ||
5 | Отличительные признаки и составные части предметов (8 часов) | Симметрия. | 1 | КУ | Закрепление пространственных представлений («вверх», «вправо», «влево»). Введение понятия симметричности фигур, оси симметрии. | Уметь ориентироваться в пространстве. Знать расположение оси симметрии. Уметь отличать симметричные фигуры. | Ф, СР | Нарис. домик, симметр. относит. вертик. оси | 05.10 | |
6 | Координатная сетка. | 1 | ИН | Формирование представлений о координатной сетке. Знакомство с локализацией предметов на координатной сетке. | Уметь определять координаты предметов. | Ф, ГР | С.26 №59 | 12.10 | ||
7 | Контрольная работа №1 по теме: «Отличительные признаки и составные части предметов». | 1 | КР | Проверка знаний учащихся по пройденным темам. | Уметь классифицировать предметы по общему признаку, находить предмет по его координатам, ориентироваться в пространстве, описывать предмет. | Ф, СР | Вырез. любые 3 фигуры, имеющие ось симметрии | 19.10 | ||
8 | Знакомство с компьютером. | 1 | КУ | Дать первое представление о компьютере и о его устройстве. | Уметь включать и выключать компьютер. | ПР | С.28 №67 | 26.10 | ||
II четверть | ||||||||||
9 | Действия предметов. | 1 | ИН | Знакомство с действиями предметов и их результатами. Определение результата действия. | Уметь определять действия предметов и их результаты. | Ф, СР | С.38 №9 | 09.11 | ||
10 | План действий и его описание ( 8 часов) | Обратные действия. | 1 | ИН | Знакомство с понятием «обратное действие». Определение обратного действия. | Уметь определять обратное действие. | Ф, ГР | С.42 №18 | 16.11 | |
11 | Последовательность событий. | 1 | ИН | Подготовка к введению понятия «алгоритм». Определение последовательности событий. | Уметь определять последовательность событий. | Ф, СР, ГР | С.46 №28 | 23.11 | ||
12 | Алгоритм. | 1 | ИН | Введение понятия «алгоритм». Составление и выполнение алгоритма. Поиск ошибок и исправление алгоритма. | Уметь составлять и выполнять алгоритм. | Ф, СР | С.50 №38 | 30.11 | ||
13 | Ветвление. | 1 | ИН | Знакомство с понятием «ветвление» в алгоритме. Составление алгоритма с ветвлением (условием). | Уметь составлять алгоритм с ветвлением. | Ф, ГР | С. 54 №48 (б) | 07.12 | ||
14 | Контрольная работа №2 по теме: «План действий и его описание». | 1 | КР | Проверка знаний по пройденным темам. | Уметь определять действия предметов и обратные им, последовательность событий. Уметь составлять алгоритм и алгоритм с ветвлением. | КР | Нарис. картинку «Чего не бывает на свете» | 14.12 | ||
15 | Работа с мышью | 1 | КУ | Познакомить с устройством ввода – мышь. Назначением мыши. Курсор мыши. | Уметь управлять «мышью». | ПР | С.60 №65 | 21.12 | ||
16 | Работа с мышью | 1 | КУ | Познакомить с устройством ввода – мышь. | Уметь управлять «мышью». | ПР | С.60 №66 | 28.12 | ||
III четверть | ||||||||||
17 | Логические рассуждения ( 18 ч) | Множество. Элементы множеств. | 1 | ИН | Знакомство с понятием «множество», «элементы множества». Нахождение множества предметов. | Уметь находить пересечение, объединение, включение множеств; называть множество, элементы множества, сравнивать множества. | Ф, СР | С.5 №10 | 11.01 | |
18 | Способы задания множеств. | 1 | ИН | Упражнение в задавании множества путем перечисления элементов. Выделение и называние общего свойства элементов множества. Составление множества. | Уметь решать задачи путем отображения множеств. | Ф, ГР | С.9 №20 | 18.01 | ||
19 | Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество. | 1 | ИН | Сравнение множеств. Знакомство с понятиями «равенство множеств», «пустое множество». | Уметь сравнивать множества, определять «равные» множества, «пустое множество» | Ф, СР | С.13 №30 | 25.01 | ||
20 | Отображение множеств. | 1 | ИН | Сопоставление элементов двух множеств. Решение задач путем отображения множеств. | Уметь решать задачи путем отображения множества. | Ф | С.17 №40 | 01.02 | ||
21 | Кодирование. | 1 | ИН | Знакомство с понятием «кодирование». Упражнение в кодировании слов разными способами. | Уметь кодировать слова, уметь декодировать слова. | Ф, ПР | С.21 №49 | 08.02 | ||
22 | Вложенность (включение) множеств. | 1 | ИН | Знакомство с понятием «включение множеств». Упражнение в составлении множества. | Уметь составлять множества с «включением» | Ф | С.25 №60 | 15.02 | ||
23 | Логические рассуждения ( 18 ч) | Пересечение множеств. | 1 | ИН | Понятие «пересечение множеств». Упражнение в нахождении пересечения множеств. | Уметь находить пересечение множеств, уметь показывать пересечение на кругах. | Ф, ИА | С.29 №70 | 22.02 | |
24 | Объединение множеств. | 1 | ИН | Понятие «объединение множеств». Упражнение в нахождении и обозначении объединения множеств. | Уметь находить объединение множеств, уметь показывать объединение на кругах. | Ф, ГР | С.33 №79 | 29.02 | ||
25 | Контрольная работа №3 по теме: «Множества. Операции над множествами». | 1 | КР | Повторение пройденного материала. Проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам. | КР | С.34 №81, 82 | 07.03 | |||
26 | Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажер | 1 | Ком. | Познакомить с клавиатурой, основными клавишами. | Уметь работать с клавиатурным тренажером. | Пр | С.40 №99 | 14.03 | ||
27 | Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажер | 1 | Ком. | Познакомить с клавиатурой, основными клавишами. | Уметь работать с клавиатурным тренажером. | Пр | С.40 №100 | 21.03 | ||
IV четверть | ||||||||||
28 | Понятия «истина», «ложь». | 1 | ИН | Понятия «ложь» и «истина». Упражнение в определении истинных и ложных высказываний. | Уметь определять истинность и ложность высказываний. | Ф | С.46 №10, 12 | 04.04 | ||
29 | Отрицание. | 1 | ИН | Понятие «отрицание». Получение отрицания из исходных высказываний путем прибавления частицы «не» и подбора антонимов. | Уметь определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий с частицей «не». | Ф, СР | С.50 №23, 24 | 11.04 | ||
30 | Логические рассуждения ( 18 ч) | Логические операции «и», «или». | 1 | ИН | Понятия «и», «или». Упражнение в нахождении ответа по данным характеристикам. | Уметь определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или». | Ф, ГР | С.55 №36 | 18.04 | |
31 | Графы, деревья. | 1 | ИН | Уточнение представлений о графе. Обучение черчению деревьев. Смысл графов и деревьев. | Уметь чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. | Ф, СР | С.59 №46, 47 | 25.04 | ||
32 | Комбинаторика. | 1 | ИН | Упражнение в решении задач с помощью приемов комбинаторики. | Уметь решать задачи с помощью приемов комбинаторики. | Ф | С.62 №55, 56 | 02.05 | ||
33 | Контрольная работа №4 по теме: «Высказывания. Комбинаторика». | 1 | КР | Повторение пройденного материала. Проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам. | Уметь чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. Уметь определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или». | КР | С.62 №58 | 16.05 | ||
34 | Работа с клавиатурой | 1 | Комб. | Закрепление навыка работы с клавиатурой. | Уметь работать с клавиатурным тренажером. | ПР | С.64 №66 | 23.05 | ||
35 | Работа с клавиатурой | 1 | Комб. | Закрепление навыка работы с клавиатурой. | Уметь работать с клавиатурным тренажером. | ПР | С.64 №68 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...