Рабочая программа по информатике3 класс Горячев
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Митякинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ О.М.Волювач Протокол № ___ от «____»___________2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________ Е.А.Конопада «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор __________ И.А.Петраченкова Приказ № ___ от «___»______________2011 г. |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 3 класса
Составитель: учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Митякинская средняя общеобразовательная школа»
Диденко Виктория Владимировна
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № __ от «___» _______2011 г
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися
3-го класса в течение 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Про грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Содержание учебного предмета
3 класс
1. Алгоритмы (8 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Учащиеся должны:
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
2. Группы (классы) объектов (8 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Учащиеся должны:
- описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
- записывать значения признаков в виде таблицы;
- описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
3. Логические рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Учащиеся должны:
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4. Применение моделей (схем) для решения задач (8 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учащиеся должны:
- находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;
- находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
- располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
- находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Лабораторные, практические, контрольные работы, экскурсии.
3 класс
№ | Наименование изучаемой темы, раздела | Тема лабораторной, практической работы, контрольной работы, экскурсии | Дата проведения |
3 класс | |||
1 | Алгоритмы | Контрольная работа № 1 «Алгоритмы» | |
2 | Группы объектов | Контрольная работа № 2 «Группы объектов» | |
3 | Логические рассуждения | Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения» | |
4 | Применение моделей для решения задач | Контрольная работа № 4 «Применение моделей для решения задач » |
Литература
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;
- Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.
Календарно-тематическое планирование по информатике для 3 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Тип урока | Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности | Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||||
по плану | фактически | ||||||||||
| Раздел 1 | ||||||||||
1 | ТБ. Введение. Алгоритм. | УОНМ | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений | Знать: алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; правила поведения в компьютерном классе; что такое компьютерные программы; рабочий стол. Понимать: построчную запись алгоритмов и с помощью блок-схем; Уметь: выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; включать и выключать компьютер, открывать некоторые компьютерные программы. | №3-4 | 07.09 | 07.09 | ||||
2 | Схема алгоритма. | УОНМ | ФО | №9(3,4), 10(3) | 14.09 | 14.09 | |||||
3 | Ветвление в алгоритме. | УОНМ | СР, ФО | №13, 15(раск) | 21.09 | 21.09 | |||||
4 | Цикл в алгоритме. | УОНМ | ФО | №18 | 28.09 | 28.09 | |||||
5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | УЗИ | СР | №22 | 05.10 | 05.10 | |||||
6 | Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | ФО | №22 | 12.10 | 12.10 | |||||
7 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | УПЗ | КР | №26, 28 | 19.10 | 19.10 | |||||
8 | Компьютер вокруг нас. Правила поведения в компьютерном классе. | УКЗ | самоконтроль | 26.10 | 26.10 | ||||||
9 | Компьютерные программы. Рабочий стол | УЗН | ПР | С.1-2 | 09.11 | 09.11 | |||||
10 | Включение и выключение компьютера | УЗИ | ПР | С. 3-4 | 16.11 | 16.11 | |||||
2. Группы (классы) объектов 5 ч. | К главе 2 | ||||||||||
11 | Состав и действия объектов. | УОНМ | – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; – участие в коллективном обсуждении; | Знать: общие названия и отдельные объекты; разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; состав и действия объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов; Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | ФО | №9 | 23.11 | 23.11 | |||
12 | Группа объектов. Общее название. | УОНМ | СР, ФО | №12, 14, 17 | 30.11 | 30.11 | |||||
13 | Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы. | УОНМ | ФО, СР | № 18, 20, 21, 23 №27, 31 | 07.12 | 07.12 | |||||
14 | Единичное имя объекта. Отличительные признаки. | УОНМ | ФО, СР | №39, 40 № 37 | 14.12 | 14.12 | |||||
15 | Контрольная «Группы объектов». | УОПЗ | КР | № 42, 44 № 45 | 21.12 | 21.12 | |||||
3. Логические рассуждения 10ч | К главе 3 | ||||||||||
16 | Множество. Число элементов множества. | УОНМ | – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | Знать: понятия множество, подмножество; высказывания со словами «все», «не все», «никакие»; отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; графы и их табличное описание; пути в графах; деревья; Уметь: определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств); отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определять истинность составных высказываний; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений. | ФО | №2, 8, 7 (закрасить) | 28.12 | 28.12 | |||
17 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | УОНМ | ФО, СР | №12 | 11.01 | ||||||
18 | Пересечение и объединение множеств. | УОНМ | ФО, СР | №16, 17 | 18.01 | ||||||
19 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не». | УОНМ | ФО, СР | №22 | 25.01 | ||||||
20 | Истинность высказываний со словами «И», «Или». | УОНМ | ФО, СР | №26 | 01.02 | ||||||
21 | Граф. Вершины и ребра. | УОНМ | ФО, СР | №29 | 08.02 | ||||||
22 | Граф с направленными ребрами. | УОНМ | ФО, СР | №34, 35 | 15.02 | ||||||
23 | Контрольная работа №3 «Логические рассуждения». | УПЗУ | КР | №40, 42 | 22.02 | ||||||
24 | Компьютерная графика | УОНМ | ПР | С.5-6 | 29.02 | ||||||
25 | Основные операции при рисовании | УОНМ | ПР | С. 6-7 | 07.03 | ||||||
26 | Рисование и стирание точек, линий фигур. | УОНМ | ПР | С. 7 | 14.03 | ||||||
27 | Заливка цветом | УОНМ | ПР | С.8 | 21.03 | ||||||
4. Применение моделей (схем) для решения задач 8ч. | К главе 4. | ||||||||||
28 | Аналогия. | УОНМ | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения | Знать: понятие аналогии; понятие закономерности; аналогичные закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной стратегией. Уметь: находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию | ФО, СР | №1, 2 | 04.04 | ||||
29 | Закономерность. | УОНМ | ФО, СР | №7, 8, 13, 15 | 11.04 | ||||||
30 | Аналогичная закономерность. | УПЗУ | ФО, СР | №20, 21 (22), 23 | 18.04 | ||||||
31 | Решение задач на тему «Такое же или похожее правило». | УПЗУ | ФО, СР | №26, 28 | 25.04 | ||||||
32 | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | УКЗ | КР | №30, 33 | 02.05 | ||||||
33 | Работа над ошибками. Выигрышная стратегия. | КУ | самоконтроль | №36, 45 | 16.05 | ||||||
34 | Нахождение выигрышной стратегии. | УПЗУ | ИЗ | 23.05 | |||||||
35 | Обобщающий урок за курс 3 класса. | УОСЗ | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочие программы 1-4 классы. Г.С. Ригина, Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Рабочие программы 5-8 классы. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.
Рабочие программы 1-8 классы...

Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).
Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....