Сознательное и рациональное использование компьютеров в учебной деятельности
статья по информатике и икт (5,6,7 класс) на тему

Лихачева Ирина Олеговна

Формирование информационно-технологических компетентностей обучающихся 5-7 классов, направленных на развитие их познавательного интереса к возможностям применения цифровых образовательных ресурсов.

 

Цель проекта: Создать условия на уроках информатики и во внеурочной деятельности для формирования информационно-технологических компетентностей обучающихся 5-7 классов, направленных на повышение мотивации и развития  познавательного интереса и мотивации  к возможностям применения цифровых образовательных ресурсов, способствовать развитию навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной деятельности.

 

Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информацонных технологий. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний. Обучение и работа сегодня - синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро! Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет, могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и повысить уровень знаний обучающих, и, как следствие – повысить успеваемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_innovacionnogo_proekta.pptx600.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №71» Реализация компетентностного подхода в образовательной практике как условие качественно новых образовательных результатов (инновационный проект, реализуемый в МОУ «СОШ №71») В структуре внутришкольного методического пространства организован информационно-технологический сервис, выполняющий функцию обеспечения условий расширения информационного пространства школы и применение информационных технологий в образовательном процессе.

Слайд 2

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях , дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно . Для изучения мотивации и познавательного интереса обучающихся 5-7 классов к применению цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности с родителями, обучающимися и педагогами школы было проведено анкетирование.

Слайд 3

Диаграмма 1. Результаты анкетирования обучающихся 5а, 5б, 6а, 6б, 7а классов

Слайд 4

Диаграмма 2. Результаты анкетирования педагогов

Слайд 5

Дерево выявленных проблем

Слайд 6

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы проекта: Сознательное и рациональное использование компьютеров в учебной деятельности (формирование информационно-технологических компетентностей обучающихся 5-7 классов, направленных на повышение мотивации и развития их познавательного интереса к возможностям применения цифровых образовательных ресурсов)

Слайд 7

Цель проекта: Создать условия на уроках информатики и во внеурочной деятельности для формирования информационно-технологических компетентностей обучающихся 5-7 классов, направленных на развитие познавательного интереса к возможностям применения цифровых образовательных ресурсов и способствовать развитию навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной деятельности.

Слайд 8

задачи: Провести анализ анкетирования обучающихся 5-7 классов, родителей и педагогов по теме проекта. Разработать системы организационных мероприятий работы с родителями, обучающимися и педагогами школы. Провести отбор и апробацию технологий для уроков информатики и внеурочной деятельности, которые формируют информационно-технологические компетентности, направленные на развитие познавательного интереса к возможностям применения цифровых образовательных ресурсов Внедрить организационные мероприятия работы с родителями, обучающимися и педагогами школы, направленные на развитие информационно-технологических компетентностей, формирующих развитие познавательного интереса к возможностям применения цифровых образовательных ресурсов. Разработать методические рекомендации по формированию информационно-технологических компетентностей, формирующих развитие познавательного интереса к возможностям применения цифровых образовательных ресурсов

Слайд 9

Сроки и этапы реализации проекта 2009 – 2012 гг. Диагностика и организация (август 2009 – февраль 2010) Апробация и внедрение (март 210 – март 2012) Обобщение и распространение (март 2012 – май 2012)

Слайд 10

описание проекта по этапам 1 ЭТАП ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ. На данном этапе будут выявлены проблемы в деятельности учреждения, обоснована необходимость нововведений, определены направления работы для реализации поставленной цели. Составление анкет для родителей, обучающихся и педагогов (август 2009). Разработка методических рекомендаций по проведению анкетирования родителей, педагогов и обучающихся (сентябрь 2009). Проведение анкетирования. (октябрь 2009) Анализ результатов анкетирования (октябрь 2009). Изучение условий проявления познавательного интереса у обучающихся 5-7 классов (ноябрь 2009). Разработка модели формирования информационно-технологической компетентности обучающихся 5-7 классов (ноябрь 2009) Составление календарного плана реализации проекта на 2009-2010 учебный год. Разработка критериев и показателей результативности проекта. Качественные и количественные характеристики проекта образовательных ресурсов ( ноябрь - декабрь 2009). Провести отбор и изучение технологий, направленных на развитие информационно-технологических компетентностей, формирующие познавательный интерес обучающихся к возможностям применения цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики и внеурочной деятельности. (декабрь 2009 – февраль 2010)

Слайд 11

описание проекта по этапам 2 ЭТАП АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ. Данный этап предполагает практическую реализацию нововведений: проведение организационных мероприятий с родителями, обучающимися, педагогами; внедрение технологий, повышающих познавательный интерес обучающихся к цифровым образовательным ресурсам; отслеживание процессов, результатов, корректировку действий. Проведение организационных мероприятий с родителями (март 2010 – март 2012). Проведение организационных мероприятий с педагогами (март 2010 – март 2012). Апробация и внедрение технологий, направленных на развитие информационно-технологических компетентностей, формирующие познавательный интерес обучающихся к возможностям применения цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики и внеурочной деятельности. (март 2010 – март 2012)

Слайд 12

Система организационных мероприятий с родителями: Анкетирование родителей обучающихся 5-6 классов. Проведение лекториев (для родителей обучающихся 5-7 классов) по темам: Многообразие цифровых образовательных ресурсов для обучающихся 5-11 классов. Критерии цифровых образовательных ресурсов, которые можно использовать для развития информационно-технологических компетенций обучающихся 5-7 классов. Правовые нормы использования цифровых образовательных ресурсов . Психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий. Возможности интернет-ресурсов для дистанционного образования, самообразования и поиска информации. Создание радиолекториев. Индивидуальные консультации.

Слайд 13

Система организационных мероприятий с педагогами школы: Проведение практических занятий по темам: Интерактивные средства обучения на уроке. Многообразие цифровых образовательных ресурсов для обучающихся 5-11 классов. Критерии цифровых образовательных ресурсов, используемых на уроках с обучающимися 5-7 классов. Правовые нормы использования цифровых образовательных ресурсов. Возможности интернет-ресурсов для дистанционного образования, самообразования и поиска информации. Проведение обучающих практических занятий по теме «Создание электронного учебного пособия». Психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий . Индивидуальные консультации.

Слайд 14

описание проекта по этапам 3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ. На данном этапе будет осуществлен анализ результатов инновационной деятельности, пройдет соотнесение результатов с поставленной целью и задачами проекта, обобщение опыта инновационной деятельности и предъявление опыта инновационной деятельности на разных уровнях. Оценка результатов внедрения инновационного проекта. Разработка методических рекомендаций по внедрению проекта в образовательное пространство школы.

Слайд 15

В результате выполнения проекта будет достигнуто: повышение мотивации обучающихся к применению цифровых образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности; повышение уровня сформированности информационно-технологических компетенций обучающихся; повышение количества обучающихся, использующих цифровые образовательные ресурсы при выполнении домашних заданий, творческих работ и внеурочной деятельности; повышение успеваемости обучающихся, которые применяют цифровые образовательные ресурсы при выполнении домашних заданий, творческих работ и внеурочной деятельности.

Слайд 16

Критерии результативности проекта I уровень характеризуется тем, что обучающийся: не осознает недостатка и в информации и ее необходимости для решения задачи; для поиска информации использует один информационный источник, предложенный преподавателем; демонстрирует понимание полученной информации; испытывает затруднения в применении средств ИКТ при создании новой информации; II уровень характеризуется тем, что обучающийся: в целом осознает недостаток информации для решения какой-либо задачи; использует несколько информационных источников, предложенных преподавателем; интерпретирует полученную информацию в контексте решаемой задачи; применяет средства ИКТ, демонстрируя стандартные операционные умения; III уровень характеризуется тем, что обучающийся: осознает, какой информацией для решения задачи обладает, а какой – нет; самостоятельно выбирает информационные источники, соответствующие заданной цели; критически относится к полученной информации; самостоятельно применяет средства ИКТ для создания новой информации, может интегрировать несколько программных средств.

Слайд 17

Приложения к проекту Приложение 1. Анкеты для обучающихся, родителей и педагогов. Приложение 2. Методика проведения тестирования обучающихся, родителей и педагогов. Приложение 3. Модель формирования информационно-технологических компетенций обучающихся 5-7 классов Приложение 4. Познавательный интерес. Как его формировать? Приложение 5. Педагогические технологии, направленные на развитие познавательного интереса Приложение 6. Словарь по теме проекта. Приложение 7. Педагогико-эргономические требования к мультимедийным средствам обучения (далее МСО) Приложение 8. Связь мультимедийных средств обучения (далее МСО) с современными педагогическими технологиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме"Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках естественного - математического цикла

В своём докладе мне хочется осветить применение" Круглого стола" на уроках математики при подготовке учащихся 9 классов к экзаменам ГИА....

доклад на тему "Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках биологии."

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален  вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и с...

Методические рекомендации по использованию презентаций в учебной деятельности . Разработки уроков с использованием ИКТ

Информационные технологии способствуют развитию и распространению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. ЭОР легко копируются на различные электронные носители: л...

Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе

Статья "Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе"...

Использование компьютера в исследовательской деятельности учащихся

В презентации представлены компьютерные технологии, которые мы используем в своей исследовательской деятельности....

Формы и методы использования ИКТ в учебной деятельности

Презентация Формы и методы использования ИКТ в учебной деятельности...

Возможности использования ИКТ в учебной деятельности на уроках математики

В настоящее время применение компьютерных средств и технологий в учебном процессе является неотъемлемой частью школьного обучения.  Проведение уроков с использованием информационных-коммуникацион...