доклад на тему "Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках биологии."
материал по биологии на тему
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках биологии.
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили.
Народная мудрость гласит « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками- писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Поэтому задача учителя – не давать обучающимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти, знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи. Все мы прекрасно знаем, что не все учащиеся читают текст учебника дома, а при ответах используют то, что услышали от учителя на уроке. Школьники, работая с учебником, изучают текст и получают оценки. Задания при работе с учебником могут носить различный характер: репродуктивный – поисковый, сравнительно- аналитический и творческий. Это позволяет в рамках обычного урока рационально использовать учебное время и осуществлять дифференцированный подход в обучении, значительно облегчает выполнение домашнего задания. Например: следующие способы контроля знаний и умений: Для того чтобы сделать повторение и опрос более эффективным, на большинстве уроков целесообразно использовать карточки для письменных ответов учащихся, карточки для работы у доски, . Письменная работа с карточками и анализ, сделанный учителем, позволяют систематически готовить учащихся к данной форме сдачи экзаменов. Наиболее рационально для письменных ответов вызывать 4 учеников. Они выходят с листочками и ручками, берут карточку-задание и в течение 10 — 15 минут отвечают на поставленные вопросы Один ученик вызывается к доске, ему предлагается карточка-задание, в которой обычно 10 вопросов, ответы на которые можно дать одним — двумя словами. Ученик на доске записывает номера вопросов, против них краткие ответы. Такая работа исключает подсказку с места, учащиеся видят только номер вопроса и ответ. Записав ответы на вопросы, учащийся садится на место. В конце опроса он вызывается к доске, читает вопросы и свои ответы к ним. Таким образом, учитель получает возможность с помощью всего класса проверить правильность ответов на наиболее важные вопросы темы. Пока идет работа у доски, на местах школьники работают с учебником: 3-е отвечают на вопросы в конце параграфа; 2-е составляют план параграфа; 3-е дают определение терминам; работа в парах- составление собственных вопросов к параграфу; заполнение таблиц в тетради / по материалу, приведённому в учебнике/. Задание : Создание клеточной теории.
Заполните таблицу:
Ученые | Вклад в теорию |
Роберт Гук, 1665 год Антони ван Левенгук К.Бэр, 1827 год Р.Броун, 1831 год М.Шлейден, Т.Шванн, 1838 год Р.Вирхов, 1855 год |
2.
Работа с иллюстрацией учебника
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
- Какие виды транспорта обозначены цифрами 1 — 4?
- Какой вид транспорта требует затраты энергии?
- Как жирорастворимые вещества попадают в клетку?
- Как ионы Na+ попадают в цитоплазму клетки? Выводятся из клетки?
3.
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Желтые мыши всегда гетерозиготны. При скрещивании желтых мышей всегда две третьих потомства желтые, одна треть — черные.
- Составьте генетическую схему скрещивания и укажите генотипы родителей и потомства.
- Чем можно объяснить расщепление в соотно шении 2:1?
4. Создание синквейна по разделу новай темы.
Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах-важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Например: Вирус, опасный, коварный
пугает, заражает, уничтожает
необъяснимая загадка природы враг.
Подготовка к ГИА: составление тестов по тексту параграфа или решение Укажите правильные варианты ответов:
Тест 1. Чем представлена оболочка растительной клетки?
- Плазматической мембраной.
- Клеточной стенкой.
- Плазматической мембраной и наружным слоем.
- Наружным слоем, образованным из целлюлозы.
Тест 2. Каково строение плазматической мембраны?
- Образована бимолекулярным слоем липидов.
- Ближе к цитоплазме бимолекулярный слой липидов, снаружи белковые молекулы.
- Ближе к цитоплазме бимолекулярный слой липидов, снаружи углеводные молекулы.
- Бимолекулярный слой липидов, белки пронизывают всю её толщу и располагаются на ее внешней и внутренней поверхности.
Тест 3. Какие вещества образуют основу клеточной мембраны?
- Гликолипиды.
- Фосфолипиды.
- Жиры.
- Белки.
Б 1. Установите соответствие между направлениями эволюции и их признаками.
Признаки | Направления эволюции |
| А. Биологический прогресс |
| Б. Биологический регресс |
| |
| |
| |
|
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
. Появилось время для хорошего закрепления изученного материала. Закрепление в презентациях проводится в различных формах:
1. «Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:». Обычно к рисунку предлагается 4 – 5 вопросов, с помощью которых заостряется внимание на наиболее важных моментах.
2. «Продолжите предложения:». Эти задания позволяют проверить понимание основных вопросов темы.
3. «Какие суждения верны:» позволяют давать ошибочные утверждения и сделать закрепление интересным для учащихся с разными способностями.
4. Задания «Ответьте на вопросы:» предполагают ответы на конкретные вопросы.
5. Наиболее сложные задания – «Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности)».
Включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает: эмоциональную увлеченность в развитии познавательного интереса и рационально использовать учебное время. Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что для учащихся важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Отсюда простой вывод: поощряйте даже небольшой успех ученика при движении к цели, отмечайте / хотя бы добрым словом/ его личные, достижения, формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....