Доклад
методическая разработка по информатике и икт по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Игровые приемы обучения письменной речи на начальном этапе»
Игровые приемы обучения письменной речи на начальном этапе
Проблемы обучения письменной коммуникации вызывают все больший интерес среди методистов и учителей практиков. «Письмо» всегда было дискриминируемо в учебном процессе как вспомогательный вид речевой деятельности. Без сомнения, значимость умений написания Эссе и личного письма в данном контексте наиболее очевидна на старшем этапе обучения иностранному языку. Однако формирование данных умений следует начинать с самого начального периода овладения иностранным языком. Анализ методических статей, посвященный этой проблеме, показывает, что пока ей уделяется незначительное внимание.
Первичные результаты ЕГЭ убедительно свидетельствуют о том, что письму должно уделяться больше внимания в методике преподавания иностранного языка.
Учитывая тот факт, что игровая деятельность является основной формой обучения для учеников начальной школы, то и обучение лексике и грамматике в игровой письменной форме также будет происходить, по моему мнению, более успешно.
Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Чтобы достичь этой цели, требуется достаточно продолжительный срок, в течение которого учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средством языка (говорение), читать, т.е. научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий и уметь письменно излагать свои мысли.
Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в нее и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями.
В свете модернизации системы образования и новых требований в образовательных стандартах выпускники начальной школы должны уметь «списывать текст на иностранном языке, выписывать из него или вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей; писать короткое поздравления (с днем рождения, с Новым годом и т.д.) и личное письмо с опорой на образец. В начале обучения ученики с удовольствием выполняют письменные упражнения, но через некоторое время, как показывают наблюдения, мотивация выполнения такой работы заметно снижается. Не только дети, но и учителя не очень любят письменные задания. Ученики считают, что эти задания скучные и неинтересные. Учителя понимают, что у детей нет еще достаточного объема знаний, навыков и умений, а также личного опыта для выполнения этих заданий. Кроме того, выполнение письменных упражнений требует много времени, что может себе позволить не каждый учитель.
Закономерным поэтому является вопрос: «Как и с чего правильнее начинать, чтобы достигнуть желаемых результатов?»
Обучение письму начинается с первого урока, с первой буквы английского алфавита, и в течение первого года обучения ведется активная работа по овладению каллиграфией английского языка, а также орфографией в пределах изучения лексики. Для запоминания правил передачи звучащих слов на письме дети пользуются цветовой сигнализацией (гласные обозначаются одним цветом, согласные – другим, или выделяются разными цветами буквы, соответствующие разным звукам, и т.д.) Но что же может сделать учитель, чтобы эффективнее развивать навыки и умения письма и письменной речи в начальной школе?
Во-первых, несмотря на ограниченное время урока, необходимо включать упражнения на развитие письменных навыков и умений в каждый урок. Во-вторых, учитель не должен забывать, что игровая деятельность является мощнейшим мотивирующим фактором, способствующим прочности запоминания материала и формирования навыка. Учитывая это, мы стараемся использовать в своей деятельности как можно больше игр для развития письменной речи. Ниже представлены обучающие игры, нацеленные на формирование орфографических навыков:
Алфавитный суп
Буквы алфавита (пластиковые или карточки с буквами) складываются в «волшебный сосуд» (миска, красивая кастрюля). Дети по очереди подходят к «сосуду», достают любую букву, записывают ее на доске (прописную и строчную). Можно попросить других детей назвать ее вслух.
Алфавитные гонки
Класс делится на команды. Учитель называет какую-нибудь букву. Представители команд по очереди выходят к доске и пишут на ней названную букву. Выигрывает та команда, которая правильно написала все буквы. Игру можно усложнить, называя учащимся буквосочетания и слова. Такая игра способствует правильному написанию слов и служит для развития зрительной памяти.
Silent Dictation
«Немой диктант» может проводиться двумя способами:
1. Учитель показывает картинки, слова обозначающие их названия уже известны детям. Каждая картинка предъявляется 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают слова в тетради.
2. (Этот способ целесообразнее использовать, когда дети уже хорошо знают графический образ слов и умеют их читать) Детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем карточки убирают, а дети записывают эти слова по памяти.
Memory dictation
«Диктант на память» также можно проводить двумя способами:
1. На доске записываются слова (не более пяти), которые произносятся детьми хором, дается 30 секунд для запоминания, затем слова стираются с доски, а дети записывают их по памяти.
2. Каждый ребенок получает индивидуальную карточку со словами (не более 7), ему дается время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются , а дети пишут слова по памяти.
Оба вида диктантов хороши тем, что снимают напряжение у ребенка, превращая диктант в увлекательную игру, создавая тем самым «ситуацию успеха», ведь даже слабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошо справиться с диктантом.
Spelling star
Учитель пишет на доске какое-нибудь слово, например “cat”. Любой желающий ученик пишет слово на любую из букв, составляющих это слово, причем буквы располагаются как лучи звезды. Второй вариант этой игры: по классу пускается лист с написанным словом. Каждый ребенок пишет свое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.
Bingo
Дети чертят у себя в тетради квадрат из девяти клеточек (клетки должны быть такого размера, чтобы в них умещалось слова средней длины). За одну минуту дети должны заполнить квадрат с лексикой на заданную учителем тему. Затем учитель называет слова по буквам («спеллинг»). Те дети, у которых слово записано правильно, вычеркивают его. Выигрывает тот ребенок, кто быстрее всех вычеркнет все слова и крикнет: “BINGO”
Аукцион
По команде учителя дети записывают слова по заданной теме. Выигрывает тот ученик, который написал больше слов за определенный промежуток времени.
Уже в первом полугодии, когда происходит знакомство ребят с буквами и буквосочетаниями английского алфавита, предусматриваются обязательные письменные упражнения, часть которых выполняется в классе.
В зарубежной методике существует очень распространенный прием для обучения письму, который называется “shape writing”.
Shape writing
Дети всегда любят что-то необычное. Как правило, записи в тетрадях делаются в одну линию. Можно предложить учащимся написать слова или предложения в том порядке, в каком им вздумается. Записи могут быть в форме какого-либо животного или предмета. На первых порах можно раздать им заготовки, которые они должны заполнить, например, это может быть листочек, вырезанный в форме животного или пунктирный рисунок на листе бумаги или любая другая форма. Главное – нужно использовать фантазию детей.
Для отработки написания целых слов можно предложить следующие дидактические игры “captain” или “detectives”.
Captain
Класс делится на команды. Каждая команды выбирает своего капитана. Они подходят к учителю и выбирают листочек, на котором написано название темы (фрукты, числа, цвета, животные и т.д.). капитаны возвращаются к своей команде и сообщают ее тему. По знаку учителя капитаны идут к доске и пишут первое слово по своей теме, подсказанное командой, затем они снова возвращаются к своей команде за следующим словом и т.д. выигрывает та команда, которая напишет правильно большее количество слов по предложенной теме.
Дополни предложение
Учитель пишет на листке короткое предложение, а ученики по очереди дополняют его. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут расширить предложение. Выигрывает тот, кто последним закончил предложение. Он же пишет и новое предложение. Например: She swims. She swims in the river и т.д.
Виды письменных заданий можно классифицировать в зависимости от уровня развернутости письменной речи:
- На уровне слова: подписи к картинкам, списки покупок, словарики и т.д. (Цель таких заданий – закрепление новой лексики, работа над формированием навыка письма и орфографии).
- На уровне предложения: дневники, фразы в комиксах, краткие описания, различные таблицы и опросники и т.д. (Цель таких заданий – закрепление новых грамматических структур и разговорных фраз через их использование в письменной коммуникации).
- На уровне текста: подписи к упаковкам семян, продуктов и т.д., реклама, поздравительные открытки, приглашения, билеты и даже мини-книжки. (Цель подобных заданий – формирование навыков планирования, написания, редактирования и понимания структуры письма).
II класс
- рассели буквы и звуки по своим домикам и запиши их
- напиши соответствующие буквы: маленькие к большим и наоборот
- впиши недостающую/ие букву/буквы
- составь из букв слова и запиши их
- распредели слова по колонкам (смысловые группы) и запиши их
- реши кроссворд и запиши слова
- составь из слов предложение и запиши его
- составь из фраз мини-рассказ и запиши его
- напиши предложения по образцу, подставляя соответствующие слова
- напиши рассказ по образцу, подставляя соответствующие слова
- составь из предложений связный рассказ и запиши его
- составь кроссворд по теме и запиши его
- напиши соответствующий ответ к каждому вопросу
- напиши фразы для героев комиксов
- прочитай ответ и напиши вопрос к нему
- раскрась и опиши картинку
- запиши слова в таблицу
- составь как можно больше слов из одного слова и запиши их
III класс
- составь из предложений рассказ/диалог/стихотворение
- сочини диалог/стихотворение на основе данной опоры
- прочитай начало предложения, придумай конец и запиши его, расставь предложения в логическом порядке
- составь вопросы для интервью на заданную тему и запиши их
- составь анкету для выяснения заданной информации и запиши ее
- составь меню и запиши его
- опиши картинку, используя ключевые слова
- ответь на вопросы
- заполни пропуски словами
- переставь слова правильно и запиши предложения
- напиши рассказ по образцу
- напиши инструкцию
IV класс
- дополни предложения
- составь и запиши список покупок
- напиши рецепт своего любимого блюда
- напиши приглашение на праздник
- составь и запиши загадку
- составь и запиши инструкцию
- составь из предложений рассказ по картинке, дополни его и запиши
- заполни анкету
- напиши поздравление другу с опорой на образец
- ответь другу на письмо
- опиши картинку
- составь и напиши рекламу
- напиши дневник погоды, настроения и т.д.
Все приведенные выше игры и задания помогут обогатить и целенаправленно конструировать уроки по формированию письменной компетенции учащихся и повысить мотивацию изучения иностранного языка
Обучение письменной речи на начальном этапе может быть увлекательным и очень эффективным процессом – все зависит от фантазии и желания учителя научить как можно лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....