Конспект урока по теме "Форматирование текстового документа. Списки".
план-конспект по информатике и икт по теме
К конспекту прилагается презентация, содержащая гиперссылки на текстовые документы. Прежде чем начать работу с презентацией, проверьте, пожалуйста, выполнение гиперссылок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 488 КБ |
urok-prezentaciya.ppt | 689.5 КБ |
skazka.doc | 27.5 КБ |
skazka_1.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Форматирование текстовых документов».
Цели урока:
- дать учащимся представление о текстовых редакторах, познакомить их с программой Microsoft Word, научить основным операциям работы в текстовом редакторе Word;
- формирование информационной культуры учащихся, воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности и усидчивости;
- развивать познавательный интерес учащихся, навыки работы на компьютере, умения конспектировать.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, оценочные карты, практическая работа.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- Объяснение нового материала. Теоретическая часть.
- Закрепление нового материала. Практическая часть. Физкультминутка.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих. Объясняет ход урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь (Слайд 1). Учитель раздаёт оценочные карты.
- Проверка домашнего задания.
Итак, вспомним основные определения, которые мы изучили на прошлом уроке.
Вопрос для учащихся: Что такое текстовый редактор?
Ожидаемый ответ: Текстовый редактор – это программа для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати документов.
Вопрос для учащихся: Перечислите известные вам возможности текстового редактора Word.
Ожидаемый ответ: Ввод и редактирование текста, проверка орфографии, форматирование документа, работа с графикой и таблицами, создание фигурного текста, гипертекста, колонтитулов, просмотр документа перед печатью и так далее.
Вопрос для учащихся: Какие объекты текстовой информации вам известны.
Ожидаемый ответ: Символ, слово, абзац и строка.
Посмотрите, пожалуйста, на доску и решите данный тест на соответствие.
Ответ запишите на оценочных листах, которые лежат у вас на парте (Слайд 2).
1. Абзац | А. это набор символов, ограниченный пробелами или знаками препинания. |
2. Символ | Б. это произвольная последовательность символов внутри абзаца. |
3. Строка | В. это произвольная последовательность символов, которая всегда начинается с новой строки и заканчивается нажатием клавиши Enter. |
4. Слово | Г. это наименьшая единица текстовой информации. |
Правильный ответ: 1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А.
- Актуализация знаний.
Профессионалы, давно работающие в программе Word, умеют выполнять работу с минимальным количеством манипуляций. Их действия не просто умелые, а эффективные, особенно при выполнении повторяющихся задач. Овладев несколькими способами выделения, замены, удаления текста, вы сможете ускорить свою подготовку документов.
- Теоретическая часть. Объяснение нового материала.
Когда речь идёт об оформлении текстовых документов в первую очередь подразумевается применение различных шрифтов.
Запишите в своих тетрадях следующее определение (Слайд 3). Форматирование – это изменение внешнего вида документа.
Рассмотрим, что относится к форматированию.
- Разметка страницы (Слайд 3).
Обычно выполняется перед созданием нового документа. Необходимо выполнить двойной щелчок мышью по линейке. В появившемся окне Параметры страницы установить нужные размеры полей в графе Поле. Далее выбираем нужную нам ориентацию листа (книжную или альбомную).
- Нумерация страниц (Слайд 3).
В пункте меню Вставка выбираем Номера страниц. Затем указываем, где должны располагаться номера – вверху или внизу страницы.
3. Вставка колонтитулов (Слайд 3).
Что же такое колонтитул? Это информация пользователя, такая как номера страниц, название документа, текущая дата или время, рисунок и прочее, которая печатается внизу или вверху страницы документа.
Рассмотрим, как происходит вставка колонтитулов. В пункте меню Вставка выбираем Верхний колонтитул или Нижний колонтитул. Затем оформляем колонтитулы по своему усмотрению, используя кнопки на панели Колонтитулы. Выход из колонтитула – двойной щелчок мышью в свободном месте рабочего поля или нажатие на кнопку
Колонтитулы отображаются только в режиме разметки страницы, на экране выделяются серым цветом (для отделения от основного документа). К колонтитулам применяются такие же элементы форматирования, как и к тексту.
Для редактирования колонтитулов, т.е. изменения их содержимого, необходимо выполнить двойной щелчок мыши. Для удаления колонтитулов выбираем пункт меню Конструктор → Верхний (Нижний) колонтитул → Удалить Верхний (Нижний) колонтитул.
4. Разрыв страницы (Слайд 3).
Если фрагмент текста обязательно должен начинаться с новой страницы, то необходимо установить курсор в начало фрагмента, а затем нажать сочетание клавиш Ctrl + Enter или в пункте меню Вставка выбрать Разрыв страницы.
Запишите в тетради: К форматированию относят: разметку, нумерацию, разрыв страницы; колонтитул.
Давайте узнаем, что относится к форматированию абзацев (Слайд 4). Прежде всего, это выравнивание абзацев. Его можно выполнить по левому краю по правому краю, по центру и по ширине (двустороннее выравнивание) с помощью специальных клавиш.
Задание абзацных отступов (Слайд 4) осуществляется с помощью кнопок или с помощью горизонтальной линейки, либо в пункте меню Главная выбрать Абзац и ввести отступы в полях Слева, Справа, Первая строка. В поле На: задать точную величину для красной строки.
Интервал между строчками также относится к форматированию абзацев (Слайд 4). Настройка интервала осуществляется через пункт меню Главная → Абзац → Отступы и Интервалы. В поле Междустрочный указывается нужный интервал (одинарный, полуторный, двойной и т.д.). Если выбран интервал точно – необходимо указать значение в «пунктах». В поле Интервалы перед и после нужно указать значения в «пунктах» между абзацами.
Положение на странице также выбирается через пункт меню Главная (Слайд 4). В данном пункте меню выбираем Абзац → Положение на странице.
С новой страницы – если абзац обязательно должен начинаться с новой страницы.
Не отрывать от следующего – если данный абзац должен располагаться на одной странице со следующим абзацем.
Не разрывать абзац – если абзац целиком должен располагаться на одной странице.
Рассмотрим, как создаются списки (Слайд 4). На панели инструментов необходимо воспользоваться кнопками . Маркированный служит для обозначения элементов списка любыми символами (точками, квадратиками, стрелками, пиктограммами …). Нумерованный список служит для обозначения элементов числами, латинскими буквами, словами т.п.
Вопрос для учащихся: Скажите, кому-нибудь известно, что такое буквица.
Учащиеся, как правило, не знают ответа на этот вопрос.
Буквица – это видоизменённый первый символ абзаца (Слайд 4). Для того, чтобы установить буквицу, необходимо выделить тот абзац, который будет начинаться с заглавной буквы и в пункте меню Вставка выбрать команду Буквица. Далее указать параметр В тексте или На поле и другие необходимые параметры.
И последнее, что относится к форматированию абзацев – это Обрамление и заливка. Выделяем фрагмент текста или абзаца, которые должны быть затенены, заключены в рамку, подчёркнуты и т.д., а затем в меню Разметка страницы → Границы страниц выбираем нужные параметры или используем кнопку Внешние границы.
Ребята, запишите в своих тетрадях следующее: К форматированию абзацев относят: выравнивание; задание отступов; интервал между строками; положение на странице; список; буквицу; обрамление и заливку.
Когда речь идёт об оформлении текстовых документов в первую очередь подразумевается применение различных шрифтов (Слайд 5). Шрифт – это набор символов определённого начертания. Рассмотри основные характеристики шрифтов.
- Название (Arial, Times New Roman, Symbol…).
- Тип рисунка (универсальный, готический, декоративный, «под рукопись», старославянский …).
Times New Roman Cyr – шрифт с засечками на концах символов.
Шрифт Wingdings содержит набор из 223пиктограмм-картинок для украшения текста, например, .
3. Стиль (обычный, полужирный, курсив, подчёркнутый) (Слайд 6).
4. Размер (кегль) – средняя высота символа, измеряется в пунктах (пт).
1 пт = 1/72 дюйма = 0,367 мм.
5. Эффекты – дополнительные признаки шрифта (верхний и нижний индексы, перечёркивание и т.д.).
Подведём итоги (Слайд 7). Форматирование символов включает: изменение шрифта, его размера, стиля; изменение цвета символов; добавление верхних и нижних индексов; задание межсимвольных интервалов и т.д.
Запомните ребята! Форматирование символов можно выполнять, выбрав в меню Главная → Шрифт или использовать копки форматирования символов.
Ребята, перепишите содержимое данного слайда к себе в тетради: Шрифт – это набор символов определённого начертания. Форматирование символов включает: изменение характеристик шрифта; верхние и нижние индексы; задание межсимвольных интервалов и т.д. Осуществляется через пункт меню Главная → Шрифт.
5. Закрепление нового материала. Практическая часть.
Ребята рассаживаются за компьютеры и приступают к выполнению практической работы на тему «Форматирование документов. Списки» (Приложение 1).
Учитель следит за работой учащихся. Помогает учащимся, если у них возникли вопросы (Слайд 8).
После 10 минут работы за компьютером выполняется физкультминутка. Учитель просит ребят отвлечься от работы, повернуться спиной к компьютеру и выполнить следующие действия: 1. Расслабление. Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. 2. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против. 3. Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза. 4. Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться глубокого черного цвета. 5. Сведите глаза к носу. Для выполнения этого упражнения к переносице поставьте кончик указательного пальца и посмотрите на него - тогда глаза легко "соединятся".
После физкультминутки учащиеся продолжают работу за компьютером.
По истечению времени, отведённого на выполнение практической работы, учитель просит ребят оставить работу за компьютером и присесть за парты.
Если учащиеся выполнили работу досрочно, то учитель предлагает им выполнить практическую работу №2 на тему «Форматирование» (см. Приложение 1).
6. Домашнее задание.
Ребята, откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание (Слайд 9).
Записи в дневниках: п. 3.5.1. – п. 3.5.3 и записи в тетради прочитать.
7. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы узнали, что такое форматирование документа. Выяснили, какие операции относятся к форматированию. Научились форматировать текстовый документ в программе Word. Учитель просит заполнить оценочные карты. После заполнения карты сдаются учителю.
Приложение 1.
Практическая работа на тему:
«Форматирование документов. Списки».
1. На рабочем столе откройте папку Word.
2. Скопируйте файл Сказка.doc на Рабочий стол.
3. Откройте скопированный вами файл и выполните в нём следующие действия:
3.1. Установите размеры верхнего, нижнего, правого и левого полей по 2 см; ориентация листа – альбомная (Разметка страницы → Параметры страницы).
3.2. Для всего текста установите следующие параметры: отступ – 1,25 см; интервал между строками – полуторный (Главная → Абзац).
3.3. В 1-ом абзаце установите Буквицу (Вставка → Буквица →В тексте). Цвет буквицы – красный.
3.4. Для абзацев с 1-го по 3-ий установите: шрифт – Georgia; размер шрифта – 10; стиль – подчёркнутый; выравнивание – по правому краю; цвет шрифта – оранжевый; эффекты – все прописные (Главная → Шрифт).
3.5. Для абзацев с 4-го по 6-ой установите: шрифт – Comic Sans MS; размер шрифта – 14; стиль – полужирный; выравнивание – по центру; цвет шрифта – коричневый; эффекты – двойное зачёркивание, приподнятый; границы и заливка – все границы (с помощью кнопки ).
3.6. Для 7, 8 и 9-го абзацев установите: шрифт – Monotype Corsiva; размер шрифта – 13; стиль – полужирный и курсив; выравнивание – по левому краю; цвет шрифта – зелёный; межсимвольный интервал – разрежённый (Главная → Шрифт → Интервал).
3.7. Для 10, 11 и 12-го абзацев установите: шрифт – Times New Roman; размер шрифта – 36; выравнивание – по ширине; цвет шрифта – красный; межсимвольный интервал – уплотнённый; эффекты – контур.
3.8. Для 13, 14 и 15-го абзацев установите: шрифт – Arial; размер шрифта – 15; выравнивание – по правому краю; цвет шрифта – синий.
4. Для 3-го абзаца установите Положение на странице – С новой страницы (Вставка → Разрыв страницы).
5. Для 11-го и 12-го абзацев установите Положение на странице – Не отрывать от следующего (Главная → Абзац → Положение на странице).
6. Для 10-го абзаца установите Положение на странице – Не разрывать абзац.
7. Для абзацев с 13-го по 15-ый установите маркированный список в виде галочки (Главная → ).
8. Установите нумерацию страниц в правом верхнем углу (Вставка → Номер страницы).
9. Вставьте Нижний колонтитул, который будет содержать следующую информацию: фамилия и имя; класс; дата и время (Вставка → Нижний колонтитул). Текст в колонтитуле оформите по своему усмотрению.
10. Закройте данный файл, сохранив изменения.
Приложение 2.
Текст документа Сказка.
В старопрежние годы в краснý весну, в теплое лето сделалась такая срамота, в мире тягота – стали появляться комары да мошки, людей кусать, горячую кровь пускать.
Появился паук-мизгирь, удалой добрый молодец. Стал он ножками трясти да мерéжки плести, ставить на пути, на дорожке, куда летают комары да мошки.
Муха пролетала да к мизгирю в сеть попала. Тут ее мизгирь стал бить да губить, за горло давить. Муха мизгирю взмолилась:
– Батюшко мизгирь, не бей ты меня, не губи ты меня: у меня много останется детей-сирот – по дворам ходить и собак дразнить.
Тут ее мизгирь и отпустил.
Она полетела, всем комарам да мошкам весть посылала:
– Ой вы еси, комары да мошки, убирайтесь под осиновое корище! Появился мизгирь-борец, стал ножками трясти, мережки плести, на дорожке, куда летают комары да мошки.
Они и полетели, забились под осиновое корище, лежат мертвы...
Мизгирь пошел, нашел сверчка, таракана и лесного клопа.
– Ты, сверчок, сядь на кочок – курить табачок; а ты, таракан, ударь в барабан; а ты, клоп-блинник, поди под осиновое корище – проложи про меня, мизгиря-борца, добра молодца, такую славу, что меня вживе нет: в Казань отослали, в Казани голову отсекли на плахе и плаху раскололи.
Сверчок сел на кочок курить табачок, а таракан ударил в барабан; клоп-блинник пошел под осиновое корище и говорит:
– Что запали, лежите мертвы? Ведь мизгиря-борца, добра молодца, вживе нет: его в Казань отослали, в Казани голову отсекли на плахе и плаху раскололи.
Комары да мошки возрадовались и возвеселились, в разные стороны залетали, да к мизгирю в сеть и попали.
Он и говорит:
– Так-то почаще бы ко мне в гости бывали!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Абзац А. это набор символов, ограниченный пробелами или знаками препинания. 2. Символ Б. это произвольная последовательность символов внутри абзаца. 3. Строка В. это произвольная последовательность символов, которая всегда начинается с новой строки и заканчивается нажатием клавиши Enter . 4. Слово Г. это наименьшая единица текстовой информации. Правильный ответ: 1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А.
Форматирование – это изменение внешнего вида документа. К форматированию относят: Разметка страницы. Нумерация страниц. Вставка колонтитулов. Колонтитул - это информация пользователя (номера страниц, текущая дата или время, название документа и пр.), которая печатается внизу или вверху страницы документа. Разрыв страницы.
Форматирование абзацев Выравнивание абзацев. Задание абзацных отступов. Интервал между строчками. Положение на странице. Список. Буквица – видоизменённый первый символ абзаца. Обрамление и заливка.
Шрифт – это набор символов определённого начертания. Рассмотри основные характеристики шрифтов. Название (Arial, Times New Roman, Symbol…). Тип рисунка (универсальный, готический, декоративный, «под рукопись», старославянский …). Times New Roman Cyr – шрифт с засечками на концах символов. Шрифт Wingdings содержит набор из 223 пиктограмм-картинок для украшения текста, например, .
Стиль (обычный, полужирный , курсив , подчёркнутый ). Размер (кегль) – средняя высота символа, измеряется в пунктах (пт). 1 пт = 1 / 72 дюйма = 0,367 мм. Эффекты – дополнительные признаки шрифта (верхний и нижний индексы, перечёркивание и т.д.).
Форматирование символов включает: изменение шрифта, его размера, стиля; изменение цвета символов; добавление верхних и нижних индексов; задание межсимвольных интервалов и т.д. Запомните ребята! Форматирование символов можно выполнять, выбрав в меню Формат → Шрифт или использовать копки форматирования символов.
Номер абзаца Слова, с которых начинается абзац. 1 В старопрежние годы в краснý … 2 Появился паук-мизгирь, … 3 Муха пролетала да к мизгирю … 4 – Батюшко мизгирь, не бей ты … 5 Тут её мизгирь … 6 Она полетела, всем … 7 – Ой вы еси, комары … 8 Они и полетели, … 9 Мизгирь пошел, нашел … 10 – Ты, сверчок, сядь … 11 Сверчок сел на кочок … 12 – Что запали, лежите … 13 Комары да мошки … 14 Он и … 15 – Так-то почаще …
Домашнее задание: п. 3.5.1 – 3.5.3; записи в тетради прочитать.
Предварительный просмотр:
В старопрежние годы в краснý весну, в теплое лето сделалась такая срамота, в мире тягота – стали появляться комары да мошки, людей кусать, горячую кровь пускать.
Появился паук-мизгирь, удалой добрый молодец. Стал он ножками трясти да мерéжки плести, ставить на пути, на дорожке, куда летают комары да мошки.
Муха пролетала да к мизгирю в сеть попала. Тут ее мизгирь стал бить да губить, за горло давить. Муха мизгирю взмолилась:
– Батюшко мизгирь, не бей ты меня, не губи ты меня: у меня много останется детей-сирот – по дворам ходить и собак дразнить.
Тут ее мизгирь и отпустил.
Она полетела, всем комарам да мошкам весть посылала:
– Ой вы еси, комары да мошки, убирайтесь под осиновое корище! Появился мизгирь-борец, стал ножками трясти, мережки плести, на дорожке, куда летают комары да мошки.
Они и полетели, забились под осиновое корище, лежат мертвы...
Мизгирь пошел, нашел сверчка, таракана и лесного клопа.
– Ты, сверчок, сядь на кочок – курить табачок; а ты, таракан, ударь в барабан; а ты, клоп-блинник, поди под осиновое корище – проложи про меня, мизгиря-борца, добра молодца, такую славу, что меня вживе нет: в Казань отослали, в Казани голову отсекли на плахе и плаху раскололи.
Сверчок сел на кочок курить табачок, а таракан ударил в барабан; клоп-блинник пошел под осиновое корище и говорит:
– Что запали, лежите мертвы? Ведь мизгиря-борца, добра молодца, вживе нет: его в Казань отослали, в Казани голову отсекли на плахе и плаху раскололи.
Комары да мошки возрадовались и возвеселились, в разные стороны залетали, да к мизгирю в сеть и попали.
Он и говорит:
– Так-то почаще бы ко мне в гости бывали!
Предварительный просмотр:
В старопрежние годы в краснý весну, в теплое лето сделалась такая срамота, в мире тягота – стали появляться комары да мошки, людей кусать, горячую кровь пускать.
Появился паук-мизгирь, удалой добрый молодец. Стал он ножками трясти да мерéжки плести, ставить на пути, на дорожке, куда летают комары да мошки.
Муха пролетала да к мизгирю в сеть попала. Тут ее мизгирь стал бить да губить, за горло давить. Муха мизгирю взмолилась:
– Батюшко мизгирь, не бей ты меня, не губи ты меня: у меня много останется детей-сирот – по дворам ходить и собак дразнить.
Тут ее мизгирь и отпустил.
Она полетела, всем комарам да мошкам весть посылала:
– Ой вы еси, комары да мошки, убирайтесь под осиновое корище! Появился мизгирь-борец, стал ножками трясти, мережки плести, на дорожке, куда летают комары да мошки.
Они и полетели, забились под осиновое корище, лежат мертвы...
Мизгирь пошел, нашел сверчка, таракана и лесного клопа.
– Ты, сверчок, сядь на кочок – курить табачок; а ты, таракан, ударь в барабан; а ты, клоп-блинник, поди под осиновое корище – проложи про меня, мизгиря-борца, добра молодца, такую славу, что меня вживе нет: в Казань отослали, в Казани голову отсекли на плахе и плаху раскололи.
Сверчок сел на кочок курить табачок, а таракан ударил в барабан; клоп-блинник пошел под осиновое корище и говорит:
– Что запали, лежите мертвы? Ведь мизгиря-борца, добра молодца, вживе нет: его в Казань отослали, в Казани голову отсекли на плахе и плаху раскололи.
Комары да мошки возрадовались и возвеселились, в разные стороны залетали, да к мизгирю в сеть и попали.
Он и говорит:
– Так-то почаще бы ко мне в гости бывали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока информатики «Обработка текстовой и графической информации» 5 класс
Конспект урока информатики Тема: «Обработка текстовой и графической информации» Класс: 5 класс Учитель: Муксинова О.Н. Цели урока: Образовательные: • формирование представления о комбиниров...
Конспект урока "Ввод и редактирование документа"
Познакомить учащихся с режимом ввода-редактирования текста, обучить основным приемам работы с текстовым редактором....
Технологическая карта урока "Основные объекты текстового документа. Ввод текста." 5 класс
Методическая разработка урока по теме:"Основные объекты текстового документа. Ввод текста." для учащихся 5 класса к учебнику Л.Л Босова "Информатика" 5 класс ФГОС.В разработке использованы материалы и...
Конспект урока "СОЗДАНИЕ ДЕЛОВЫХ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ в Word 2010"
Конспект урока "СОЗДАНИЕ ДЕЛОВЫХ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ в Word 2010" поможет учащимся получить представление о создании деловых текстовых документов в офисном пакете Microsoft Office в Word. Научи...
Конспект урока "Прикладная среда текстового процессора. Создание и редактирование текстового документа"
Целью данного урока является познакомить учащихся с прикладной программой текстовым процессором свободного программного обеспечения Open Office. Org Writer, как альтернативного программного обеспечени...
Открытый урок на тему: "Текстовые документы и технологии их создания"
Тип урока: изучение нового материала.Цели урока: сформировать представление о текстовых документах и технологии их создания.Планируемые результаты: Личностные: способность связать учебное содерж...
презентация к уроку Основные объекты текстового документа. Ввод текста"Вводим текст"
Презентация к уроку №11 Основные объекты текстового документа. Ввод текста"Вводим текст"...