Истинность высказываний со словами "И", "ИЛИ","НЕ"
план-конспект по информатике и икт по теме
Истинность высказываний со словами "не", "и", "или"
Цели урока:
· закрепить понятие “высказывание”;
· развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
· развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
· установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;
· развивать информационную культуру;
· воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
· воспитание основ информационной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istinnost_vyskazyvanii_so_slovami.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Истинность высказываний со словами «И, «ИЛИ», «НЕ».
Автор: Харисова Елена Анатольевна
Предмет преподавания: Информатика
Электронный адрес: kharisovalena@yandex.ru
Истинность высказываний со словами "не", "и", "или"
Цели урока:
- закрепить понятие “высказывание”;
- развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
- развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
- установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;
- развивать информационную культуру;
- воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
- воспитание основ информационной культуры.
Тип урока: совершенствование ЗУН.
Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, компьютер, мультимедийный экран, рабочая тетрадь (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)
Этапы урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация опорных знаний учащихся (15 мин).
- Самостоятельная работа учащихся (10 мин)
- Физкультминутка (3 мин).
- Самостоятельная работа учащихся (10 мин)
- Рефлексия (4 мин).
- Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).
Методы и приемы работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый (эвристический);
- самостоятельная работа.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс разделен на две группы.
Учитель: Что изучали на прошлом уроке?
Ученики: Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работать на уроке с множествами.
2. Актуализация опорных знаний(множества, пересечение, объединение, логические связки И, ИЛИ, НЕ)
Кто больше?
Учитель: Задания будем выполнять по группам. Первая группа на листе бумаги должна записать как можно больше элементов множества “Животных”, а вторая – “Деревьев”, (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)
Проверяем правильность, меняемся работами, теперь мы с вами заполним данные множества (закрепили понятие множества и привели примеры).
Правильные числа
Учитель: На парте лежат карточки, вам нужно их заполнить, для вашего удобства данные множества приведены из раздела математики, будьте внимательны с арифметическими выражениями, необходимо разместить все числа по своим элементам множества.
Пример карточек
Учитель: Что необычного заметили?
Ученик: Некоторые числа попали, в оба множества и в квадрат и в прямоугольник. Это называется пересечение множеств.
Учитель: Молодцы, а что такое пересечение?
Ученик: В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками.
Учитель: Все ли числа нашли свое место?
Ученик: Нет, остались лишние числа.
Учитель: В какое множество можно объединить эти числа?
Ученик: Это двузначные числа, не делящиеся на 4 и 5.
Учитель: Молодцы. Назовите мне, пожалуйста, числа, делящиеся на 4 или 5
Ученик: 15,16, 20, 24, 25,28, 30, 40,60 мы видим объединение множеств
Учитель: Что же называется объединением?
Ученик: В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком
Учитель: Все ли вам понятно? Открываем рабочую тетрадь на странице 6, делаем упражнение № 8. Здесь вам придется вспомнить раздел русского языка фонетика, это изучение букв и звуков речи.
Ученик: Все сделали.
Учитель: Проверяем. Сколько слов состоит в списке? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 6 слов, обозначены квадратом.
Учитель: Сколько слов состоит из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 2слова, обозначены кругом.
Учитель: Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 3 слова, обозначены трапецией.
Распределение слов в схеме.
Учитель: Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ?
Ученик: Все слова находятся за пределами круга.
Учитель: Заштрихуйте. Если в названии множества встретится слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры; если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур; если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.
Учитель: А теперь скажите, какие бывают высказывания?
Ученик: Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда.
Самостоятельная работа учащихся
Учитель: А теперь мы с вами закрепим все за работой на компьютерах. Для выполнения этого задания вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о множествах живой природы.
Ученики выполняют работу за компьютерами, переставляя и заполняя множества, затем нажимают кнопку «Готово», как выйдет слово «Молодец», работа выполнена правильно. Первый пример показывается на экране.
Примеры заданий
Учитель: Молодцы, все справились.
Физкультминутка.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встанем прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих, вздохнули дружно,
Наш урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели,
На меня все посмотрели!
Самостоятельная работа учащихся
Учитель: Для удобства выполнения следующего задание мы с вами вспомним природоведение.. Нам с вами нужно закрасить часть каждой схемы так, чтобы высказывание было истинным, и придумаем свой пример высказывания. Задание выполняем на карточках, используя цветные карандаши.
Давайте подробно разберем первый пример:
Учитель: Высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки, и хищный, и полосатый одновременно ,например, тигр; второе высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно, не хищные и не полосатые, т.е. нам нужно закрасить не хищных и не полосатых, например, кошка; третье высказывание: хищные и не полосатые, т.е. нам нужно показать хищного зверя, но он должен быть не полосатым.
Учитель: Всем понятно, тогда приступаем.
Примеры карточек
Ученик: Мы сделали.
Учитель: Проверяю, делаю анализ ошибок, если имеются.
Сегодня мы с вами закрепили понятие множества, высказывания со словами «И», «ИЛИ», «НЕ», все это мы разобрали их на примерах математики, русского языка и природоведения.
6. Рефлексия
– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие трудности вы испытали на уроке?
– Над чем нам еще нужно поработать?
7. Домашнее задание № 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8). Дополнительное задание на карточках по желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Истинные и ложные высказывания"
Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление и контроль усвоения следующих основных понятий: логика, понятие, суждение (высказывание), значение истинности суждений, частные и общие суждения....
Презентация урока по информатике на тему "Истинность и ложность высказываний". 3 класс
Презентация урока информатики в 3-м классе. Урок из авторского курса С. Н. Тур и Т. П.Бокучава "Первые шаги в мире информатики"....
Практическая работа «Построение таблиц истинности сложных высказываний»
Простым называется высказывание, которое не содержит в себе других высказываний. Если несколько простых высказываний объединены в одно с помощью логических операций, то такое высказывание называется с...
Построение таблиц истинности сложных высказываний
В презентации представлен алгоритм постороения таблиц истинности сложного высказывания.В презентации предложено задание на построение таблицы истинности сложного высказывания....
Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций
Класс: 9-11 классТема: Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операцийТип урока: урок изучения нового материалаПродолжительность занятия: 45 минут...
Технологическая карта урока информатики по теме "Истинность высказываний. Логические операции" 8 класс.
На уроке информатики у учащихся формируется представление об алгебре высказываний. Рассматриваются основные логические операции и формируются первичные навыки их применения. Урок изучения новых знаний...
Истинность высказываний. Логические операции
Тема: Истинность высказываний. Логические операцииПредмет: ИнформатикаКласс: 8Тип урока: комбинированныйАвтор урока: Сухорукова Елена ВладимировнаОбразовательная организация: ГБОУ школа №212 г. ...