Истинность высказываний со словами "И", "ИЛИ","НЕ"
план-конспект по информатике и икт по теме

Истинность высказываний со словами "не", "и", "или"

 

Цели урока:

 

·       закрепить понятие “высказывание”;

·       развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;

·       развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;

·       установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;

·       развивать информационную культуру;

·       воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;

·       воспитание основ информационной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istinnost_vyskazyvanii_so_slovami.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Истинность высказываний со словами «И, «ИЛИ», «НЕ».

Автор: Харисова Елена Анатольевна

Предмет преподавания: Информатика

Электронный адрес: kharisovalena@yandex.ru


Истинность высказываний со словами "не", "и", "или"

Цели урока: 

  1. закрепить понятие “высказывание”;
  2. развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
  3. развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
  4. установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;
  5. развивать информационную культуру;
  6. воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
  7. воспитание основ информационной культуры.

Тип урока: совершенствование ЗУН.

Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, компьютер, мультимедийный экран, рабочая тетрадь (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)

Этапы урока: 

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация опорных знаний учащихся (15 мин).
  3. Самостоятельная работа учащихся (10 мин)
  4. Физкультминутка (3 мин).
  5. Самостоятельная работа учащихся (10 мин)
  6. Рефлексия (4 мин).
  7. Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).

Методы и приемы работы:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. частично-поисковый (эвристический);
  4. самостоятельная работа.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент

Класс разделен на две группы.

Учитель: Что изучали на прошлом уроке?

Ученики: Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работать на уроке с множествами.

2. Актуализация опорных знаний(множества, пересечение, объединение, логические связки И, ИЛИ, НЕ)

Кто больше?

Учитель: Задания будем выполнять по группам. Первая группа на листе бумаги должна записать как можно больше элементов множества “Животных”, а вторая – “Деревьев”, (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)

Проверяем правильность, меняемся работами, теперь мы с вами заполним данные множества (закрепили понятие множества и привели примеры).

Правильные числа

Учитель: На парте лежат карточки, вам нужно их заполнить, для вашего удобства данные множества приведены из раздела математики, будьте внимательны с арифметическими выражениями, необходимо разместить все числа по своим элементам множества.

Пример карточек

Учитель: Что необычного заметили?

Ученик: Некоторые числа попали, в оба множества и в квадрат и в прямоугольник. Это называется пересечение множеств.

Учитель: Молодцы, а что такое пересечение?

Ученик: В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками.

Учитель: Все ли числа нашли свое место?

Ученик: Нет, остались лишние числа.

Учитель: В какое множество можно объединить эти числа?

Ученик:  Это двузначные числа, не делящиеся на 4 и 5.

Учитель: Молодцы. Назовите мне, пожалуйста, числа, делящиеся на 4 или 5

Ученик: 15,16, 20, 24, 25,28, 30, 40,60 мы видим объединение множеств

Учитель: Что же называется объединением?

Ученик: В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком

Учитель: Все ли вам понятно? Открываем рабочую тетрадь на странице 6, делаем упражнение № 8. Здесь вам придется вспомнить раздел русского языка фонетика, это изучение букв и звуков речи.

Ученик: Все сделали.

Учитель: Проверяем. Сколько слов состоит в списке? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 6 слов, обозначены квадратом.

Учитель: Сколько слов состоит из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 2слова, обозначены кругом.

Учитель: Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 3 слова, обозначены трапецией.

Распределение слов в схеме.

Учитель: Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ?

Ученик: Все слова находятся за пределами круга.

Учитель: Заштрихуйте. Если в названии множества встретится слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры; если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур; если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.

Учитель: А теперь скажите, какие бывают высказывания?

Ученик: Истинные, если в них говорится правда,  и ложные, если в них говорится неправда.

Самостоятельная работа учащихся

Учитель: А теперь мы с вами закрепим все за работой на компьютерах. Для выполнения этого задания вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о множествах живой природы.

Ученики выполняют работу за компьютерами, переставляя и заполняя множества, затем нажимают кнопку «Готово», как выйдет слово «Молодец», работа выполнена правильно. Первый пример показывается на экране.

Примеры заданий

Учитель: Молодцы, все справились.

Физкультминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встанем прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто дует ветер южный.

Ветер стих, вздохнули дружно,

Наш урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели,

На меня все посмотрели!

Самостоятельная работа учащихся

Учитель: Для удобства выполнения следующего задание мы с вами вспомним природоведение.. Нам с вами нужно закрасить часть каждой схемы так, чтобы высказывание было истинным, и придумаем свой пример высказывания. Задание выполняем на карточках, используя цветные карандаши.

Давайте подробно разберем первый пример:

Учитель:  Высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки, и хищный, и полосатый одновременно ,например, тигр; второе высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно, не хищные и не полосатые, т.е. нам нужно закрасить не хищных и не полосатых, например, кошка; третье высказывание: хищные и не полосатые, т.е. нам нужно показать хищного зверя, но он должен быть не полосатым.

Учитель: Всем понятно, тогда приступаем.

Примеры карточек

Ученик: Мы сделали.

Учитель: Проверяю, делаю анализ ошибок, если имеются.

Сегодня мы с вами закрепили понятие множества, высказывания со словами «И», «ИЛИ», «НЕ», все это мы разобрали их на примерах математики, русского языка и природоведения.

6. Рефлексия

– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие трудности вы испытали на уроке?

– Над чем нам еще нужно поработать?

7. Домашнее задание № 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8). Дополнительное задание на карточках по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Истинные и ложные высказывания"

Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление и контроль усвоения следующих основных понятий: логика, понятие, суждение (высказывание), значение истинности суждений, частные и общие суждения....

Презентация урока по информатике на тему "Истинность и ложность высказываний". 3 класс

Презентация урока информатики в 3-м классе. Урок из авторского курса С. Н. Тур и Т. П.Бокучава "Первые шаги в мире информатики"....

Практическая работа «Построение таблиц истинности сложных высказываний»

Простым называется высказывание, которое не содержит в себе других высказываний. Если несколько простых высказываний объединены в одно с помощью логических операций, то такое высказывание называется с...

Построение таблиц истинности сложных высказываний

В презентации представлен алгоритм постороения таблиц истинности сложного высказывания.В презентации предложено задание на построение таблицы истинности сложного высказывания....

Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций

Класс: 9-11 классТема: Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операцийТип урока: урок изучения нового материалаПродолжительность занятия: 45 минут...

Технологическая карта урока информатики по теме "Истинность высказываний. Логические операции" 8 класс.

На уроке информатики у учащихся формируется представление об алгебре высказываний. Рассматриваются основные логические операции и формируются первичные навыки их применения. Урок изучения новых знаний...

Истинность высказываний. Логические операции

Тема: Истинность высказываний. Логические операцииПредмет: ИнформатикаКласс: 8Тип урока: комбинированныйАвтор урока:  Сухорукова Елена ВладимировнаОбразовательная организация: ГБОУ школа №212 г. ...