Кружок "Компьютер для начинающих"
материал по информатике и икт по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Компьютер для начинающих".doc | 290 КБ |
Методическое обеспечение программы | 46.5 КБ |
Положение о детском объединении "Компьютер для начинающих" | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Люди самых разных профессий применяют компьютер в своей работе. Это — исследователи в различных научных и приклад ных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Компьютер для начинающих» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы приблизить обучение к реалиям современной жизни.
Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Программой предусмотрено индивидуальное творчество воспитанников в наиболее интересном для них направлении.
В настоящее время всё большее распространение получает компьютерная техника. Знания в этой области необходимы практически каждому. Знание основных принципов работы на ЭВМ не только повышает интеллектуальный уровень учащихся, но и стимулирует их к дальнейшему самостоятельному изучению не только информатики, но и физико-математических дисциплин.
Новизна и актуальность.
Актуальность программы состоит в том, что она готовит школьников к программно-технической деятельности и позволяет более уверенно чувствовать себя в современном информационном обществе. Данная программа актуальна для каждого, кто не имеет базовых навыков работы на ЭВМ.
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Курс рассчитан на 288 учебных часов. Срок реализации программы – 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. В каждой группе занимается по 10 человек (это обусловлено наличием 10 компьютерных рабочих мест в кружке).
Цель программы: способствовать формированию у школьников информационной компетентности, алгоритмического мышления; помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Задачи обучения.
Обучающие:
- познакомить с основными базовыми понятиями и терминами
информатики; - сформировать знания об основных принципах работы компьютера;
- сформировать понятие о способах передачи информации, о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
- сформировать умение моделирования и применения его в разных предметных областях;
- формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Развивающие:
- развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, творческой инициативы;
- создать условия для саморазвития и самореализации детей.
- дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и вычислительной техники в научных исследованиях;
- подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Воспитательные:
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать волю, чувство самоконтроля;
- формировать доброжелательные отношения друг к другу.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Основные принципы
Программа построена на принципах:
- Принцип научности и доступности излагаемого материала. Учащиеся знакомятся с основными понятиями информатики согласно научным данным и современным разработкам.
Учебный материал подаётся в доступной для детей форме (использование научной терминологии и данных там, где это целесообразно, дополнительные сведения – заинтересовавшимся данной темой). При изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время. - Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
- Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
- Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций. Получаемые знания, умения и навыки направлены не только на знакомство с работой на компьютере, но и на бережное отношение к информационному пространству, ответственности за свои поступки и действия.
Основные условия реализации программы.
Наличие:
- кабинета, отвечающего нормам техники безопасности, санитарным и гигиеническим требованиям;
- методической литературы;
- раздаточного материала;
- программного обеспечения;
- детей, желающих получать дополнительное образование по информатике.
Возраст, продолжительность обучения и особенности обучающихся.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 13 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития. Работу за компьютером организована с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований.
Краткое содержание курса.
Первый год обучения. |
Вводное занятие. |
Раздел 1. Обучение работе на компьютере |
Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала |
Второй год обучения. |
Вводное занятие. |
Раздел 1. Представление об алгоритме |
Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала |
Организация образовательного процесса и формы обучения.
Технологии и формы обучения и воспитания:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- свободное творчество.
Формы и методы отслеживания промежуточного результата:
- самостоятельные работы;
- контрольные работы;
- тестирование.
При проведении занятий используются три формы работы:
- демонстрационная, когда ученики слушают объяснения учителя и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда ученики синхронно работают под управлением учителя;
- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Развитие интереса достигается путем использования элементов игры, выполнением творческих работ, чередованием теоретической и практической части, использования интерактивных форм обучения т. д.
Предполагаемые результаты усвоения программы.
Первый год обучения.
Учащиеся должны знать:
• назначение основных устройств компьютера;
• правила работы за компьютером;
• назначение Рабочего стола;
• понятие графического интерфейса;
• назначение компьютерного меню и Главного меню;
• роль окна при работе в системной среде Windows;
• назначение служебных клавиш на клавиатуре;
• основные правила набора текста;
• назначение основного меню;
• основные операции редактирования;
• назначение буфера обмена;
• исторические примеры приспособлений, ис пользуемых для расчетов;
• назначение программы Калькулятор;
• технологию работы с программой Калькулятор;
• назначение и возможности графического редактора;
• назначение объектов интерфейса графического редактора;
• понятие фрагмента рисунка;
• понятие файла;
• точные способы построения геометрических фигур;
• понятие пикселя;
• понятие пиктограммы.
Учащиеся должны уметь:
• работать мышью;
• выбирать пункты меню;
• запускать программу и завершать работу с ней;
• изменить размеры и расположение окна.
• вводить и редактировать текст;
• копировать, перемещать, удалять фрагмент текста;
• выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор;
• располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать;
• создавать составной документ;
• настраивать панель Инструменты;
• создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
• выделять и перемещать фрагмент рисунка;
• создавать графический объект из типовых фрагментов;
• сохранять рисунок в файле и открывать файл;
• использовать при построении геометрических фигур кла вишу Shift;
• редактировать графический объект по пикселям;
• рисовать пиктограммы.
Второй год обучения.
Учащиеся должны знать:
• понятие алгоритма;
• понятие линейного алгоритма;
• понятие циклического алгоритма;
• понятие конструирования;
• назначение среды ЛогоМиры;
• основные объекты графического интерфейса среды Лого-Миры;
• понятие команды и входных параметров.
• назначение и возможности Поля форм;
• технологию создания декорации микромира;
• назначение Личной карточки Черепашки;
• технологию организации движения Черепашки;
• что такое программа;
• правила оформления программы;
• технологию создания мультипликационного сюжета;
• назначение и виды датчиков;
• что такое датчик случайных чисел.
Учащиеся должны уметь:
• разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним созда вать графический объект;
• использовать при создании графического объекта цик лический алгоритм;
• создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);
• разрабатывать алгоритм конструирования из меню гото вых форм;
• конструировать разнообразные графические объекты;
• управлять движением Черепашки;
• рисовать простейшие фигуры;
• переодевать Черепашку в разные формы;
• польститься инструментами Поля форм при создании микромиров;
• создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане;
• моделировать прямолинейное движение с разными ско ростями;
• моделировать движение по сложной траектории;
• моделировать движение с повторяющимися фрагмента ми (создавать анимацию);
• разрабатывать программы;
• использовать в программах команды организации цикла;
• составлять программы рисования графических объектов;
• составлять программы для мультипликационного сюжета.
Диагностика.
Контроль знаний и умений. Входной контроль проводится в форме собеседования. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. В течение изучения курса предполагается написание нескольких практических работ. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.
Учёт знаний учащихся проводится как с использованием тестовых и разноуровневых заданий, так и нетрадиционных форм контроля (викторины, конкурсы, творческие работы).
Критерии диагностики
Диагностика | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Вводная | Учащиеся имеют слабое представление об основных устройствах компьютера. Не имеют практических навыков по информационным технологиям. | Учащиеся имеют общее представление об основных устройствах компьютера. Имеют некоторые практические навыки работы на компьютере. | Учащиеся имеют общее представление о способах обработки информации. Знакомы с некоторыми видами алгоритмов. Имеют основные практические навыки работы на компьютере. |
Текущая | Учащиеся слабо ориентируются в содержании изученного материала. Не применяют полученные знания на практике. Качество выполняемых практических работ не соответствует требованиям. | Учащиеся разбираются в содержании изученного материала. Могут применять полученные знания на практике. Качество выполняемых практических работ соответствует требованиям. | Учащиеся свободно ориентируются в содержании изученного материала. Могут грамотно применять полученные знания на практике. Владеют специальной терминологией. Качество выполняемых практических работ соответствует требованиям. |
Итоговая | Учащиеся слабо освоили содержание некоторых разделов программы. Почти не обладают умением применения полученных знаний на практике. Качество выполняемых практических работ не соответствует требованиям. Обладают некоторыми навыками работы на компьютере. | Учащиеся хорошо усвоили содержание всех разделов программы. Умеют применять полученные знания на практике. Имеют представление о предъявляемых требованиях к творческим работам. | Учащиеся свободно ориентируются в содержании всех разделов программы. Умеют применять полученные знания на практике. Владеют специальной терминологией. Участвуют в выполнении творческих работ. |
Содержание программы.
Первый год обучения.
Раздел 1. Обучение работе на компьютере
Назначение основных устройств компьютера. Правила ра боты за компьютером.
Сопоставление роли и назначения компьютерного и реаль ного рабочего стола.
Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Освоение приемов работы с мышью.
Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии ра боты с меню.
Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и заверше ния работы программы.
Представление об окне как объекте графического интер фейса. Технология работы с окном.
Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.
Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды основного меню тек стового редактора.
Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычис лений с помощью программы Калькулятор.
Работа с несколькими окнами. Создание составного доку мента с использованием двух программ.
Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основ ные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. На стройка инструментов рисования. Создание рисунков с по мощью инструментов.
Использование команды Отменить. Использование инстру мента Ластик.
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и пере мещения фрагмента рисунка. Примеры создания графическо го объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Практи кум по созданию и редактированию графических объектов.
Построение геометрических фигур. Использование клави ши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Понятие пиксела. Редактирование графического объекта по пикселам. Понятие пиктограммы. Создание и редактирова ние пиктограммы по пикселам.
Второй год обучения.
Раздел 1. Представление об алгоритме
Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.
Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Пред ставление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма.
Построение графических объектов с помощью метода после довательного укрупнения копируемого фрагмента.
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструиро вания. Меню готовых форм — плоских и объемных. Кон струирование с помощью меню готовых форм.
Раздел 2. Программирование как средство развития
алгоритмического и логического мышления
Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Че репашка.
Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Ри сование фигур с помощью Черепашки.
Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.
Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор.
Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение.
Моделирование прямолинейного движения объектов с раз ными скоростями. Управление курсом движения Черепаш ки. Моделирование движения по сложной траектории.
Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Модели рование движения со сменой форм. Моделирование траек тории движения с повторяющимся фрагментом.
Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обяза тельных частей программы: заголовка, тела программы, при знака завершения. Правила оформления программ. Состав ление программ рисования графических объектов.
Команда организации конечного цикла. Тело цикла в про грамме.
Этапы создания мультипликационного сюжета.
Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т. д.
Датчики для изменения состояния Черепашки.
Инструмент управления состоянием Черепашки — бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состоя ния Черепашки.
Датчик случайных чисел. Использование в программах дат чика случайных чисел.
Тематический план первого года обучения. (5 класс)
Объединение «Программирование»
№ Раз дела | № Заня тия | Наименование раздела / темы | Учебные часы | Ре зерв | Все го |
Вводное занятие | 2 | 2 | |||
Раздел 1. Обучение работе на компьютере | 52 | 6 | 58 | ||
Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала | 56 | 4 | 60 | ||
Досуговая деятельность | 12 | ||||
Компьютерные игры | 8 | ||||
Компьютерные конкурсы | 4 | ||||
Итого | 144 |
Тематический план второго года обучения. (6 класс)
Объединение «Программирование»
№ Раз дела | № Заня тия | Наименование раздела / темы | Учебные часы | Ре зерв | Все го |
Вводное занятие | 2 | 2 | |||
Раздел 1. Представление об алгоритме | 54 | 4 | 58 | ||
Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала | 64 | 4 | 68 | ||
Досуговая деятельность | 12 | ||||
Компьютерные игры | 8 | ||||
Компьютерные конкурсы | 4 | ||||
Итого | 144 |
Учебно – тематический план первого года обучения. (5 класс)
Объединение «Программирование»
№ Раз дела | № Заня тия | Наименование раздела / темы | Учебные часы | Контроль- ные часы | Резерв | Всего | |
ПЗ | ТЗ | ||||||
1 | Вводное занятие | 2 | |||||
Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | |||||
2 | Раздел 1. Обучение работе на компьютере | 4 | 6 | 58 | |||
Основные устройства компьютера | 2 | 2 | |||||
Работа с мышью | 2 | 2 | |||||
Окно как объект графического интерфейса | 2 | 2 | |||||
Вычисления на компьютере с помощью калькулятора | 2 | 2 | |||||
Текстовый редактор | 2 | 2 | |||||
Простейшая технология работы с текстом | 6 | 2 | |||||
Представление о составном документе | 2 | 2 | |||||
Редактирование текста | 6 | 2 | |||||
Форматирование текста | 6 | 2 | |||||
3 | Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала | 4 | 4 | 60 | |||
| 2 | 2 | |||||
| 2 | 2 | |||||
| 4 | ||||||
Палитра. Работа с цветом. | 2 | ||||||
Фрагмент рисунка. Действия с фрагментом рисунка. | 4 | 2 | |||||
Творческая работа «Дизайн рисунка ткани» | 4 | ||||||
Свободное рисование. | 4 | ||||||
Рисование стандартных фигур. Создание изображения. | 2 | 2 | |||||
Творческая работа «Открытка» | 4 | 2 | |||||
Надписи. | 2 | 2 | |||||
Изменение свойств изображения. | 2 | 2 | |||||
Творческий отчет | 6 | ||||||
4 | 121-132 | Досуговая деятельность | 12 | ||||
5 | 133-140 | Компьютерные игры | 8 | ||||
6 | 141-144 | Компьютерные конкурсы | 4 | ||||
Итого | 69 | 33 | 8 | 10 | 144 |
Учебно – тематический план второго года обучения. (6 класс)
Объединение «Программирование»
№ Раз дела | № Заня тия | Наименование раздела / темы | Учебные часы | Контроль ные часы | Резерв | Всего | |
ПЗ | ТЗ | ||||||
1 | Вводное занятие | 2 | |||||
1-2 | Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | ||||
2 | Раздел 1. Представление об алгоритме | 2 | 4 | 54 | |||
Представление об алгоритме | 2 | 4 | |||||
Конструирование из мозаики | 6 | 2 | |||||
Моделирование в среде графического редактора | 4 | 4 | |||||
Алгоритмы создания графических объектов | 6 | 2 | |||||
Повторяющиеся действия | 6 | 4 | |||||
Алгоритмы в нашей жизни. Защита проектов. | 8 | ||||||
3 | Раздел 2. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления | 2 | 4 | 64 | |||
Управление простейшим исполнителем | 6 | 4 | |||||
Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней | 6 | 4 | |||||
Создание микромира и его обитателей | 6 | 2 | |||||
Программирование движения4 | 4 | 4 | |||||
Программирование анимации | 6 | 2 | |||||
Составление программ | 4 | 6 | |||||
Роль датчиков в ЛогоМирах | 2 | 2 | |||||
4 | 121-132 | Досуговая деятельность | 12 | ||||
5 | 133-140 | Компьютерные игры | 8 | ||||
6 | 141-144 | Компьютерные конкурсы | 4 | ||||
Итого | 67 | 41 | 4 | 8 | 144 |
Литература для обучающихся.
- Информатика. Начальный курс: Учебник под.ред. Н.В. Макаровой. – СПб.; Питер, 2005.
- Залогова Л.А., Плаксин М.А., Русаков С.В. и др. Инфрматика. Задачник-практикум. Том 1.
- Залогова Л.А., Плаксин М.А., Русаков С.В. и др. Инфрматика. Задачник-практикум. Том 2.
- Левин А. Самоучитель работы на компьютере. – М.: Нолидж, 1998.
- Макаричева О.Н., Пестерева Г.А., Ермакова В.М. Тема "Графический редактор" Информатика и образование, №8, 1998.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М.:ЛБЗ, 1998.
Литература для педагога.
- Информатика. Начальный курс: Учебник под.ред. Н.В. Макаровой. – СПб.; Питер, 2005.
- Залогова Л.А., Плаксин М.А., Русаков С.В. и др. Инфрматика. Задачник-практикум. Том 1.
- Информатика. Приложение к газете «первое сентября», №13, 2006.
- Залогова Л.А., Плаксин М.А., Русаков С.В. и др. Инфрматика. Задачник-практикум. Том 2.
- Ефимова О., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи: Методическое пособие. – М.: ABF, 1997.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика в школе. Информатика и образование, №5, 1998.
- Левин А. Самоучитель работы на компьютере. – М.: Нолидж, 1998.
- Макаричева О.Н., Пестерева Г.А., Ермакова В.М. Тема "Графический редактор" Информатика и образование, №8, 1998.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М.:ЛБЗ, 1998.
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы «Компьютер для начинающих»
1 год обучения
Раздел программы | Формы занятия | Приёмы и методы | Дидактический и наглядный материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов (диагностика) |
Вводное занятие | Лекция | Беседа, демонстрация | Презентация Инструкция по ТБ. Приложение 1. | Компьютер | Компьютерный тест |
Обучение работе на компьютере | Лекция, практикум. | Беседа, демонстрация, практические и самостоятельные работы | Обучающая программа. Приложение 3. Задачник-практикум, учебник. Приложение 7, 5. | Компьютер, проектор. | Самостоятельные работы, тесты. |
Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала | Лекция, практикум, творческие работы | Беседа, демонстрация, практические и самостоятельные работы | Презентация. Приложение 8. Учебник. Приложение 5 | Компьютер, проектор, доска. | Самостоятельные работы, творческие работы. |
Досуговая деятельность | Лекция, экскурсия. | Беседа, демонстрация. | Компьютерная обучающая программа. Приложение 4. | Компьютер, проектор, доска. | Самостоятельные работы, творческие проекты |
Компьютерные игры | Свободное творчество | Самостоятельная работа | Игровые программы. Приложение 15. | Компьютер. | Творческие проекты |
Компьютерные конкурсы | Свободное творчество | Самостоятельная работа | Практическая работа. Приложение 9,10. | Компьютер. | Творческие проекты |
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы «Компьютер для начинающих»
2 год обучения
Раздел программы | Формы занятия | Приёмы и методы | Дидактический и наглядный материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов (диагностика) |
Вводное занятие | Лекция | Беседа, демонстрация | Презентация. Приложение 1. | Компьютер | Компьютерный тест |
Представление об алгоритме | Лекция, практикум, творческие работы. | Беседа, демонстрация, практические и самостоятельные работы | Презентация. Приложение 2, 11, 12. Компьютерная обучающая программа. Приложение 3. | Компьютер, проектор | Самостоятельные работы, творческие проекты. |
Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления. | Лекция, практикум, творческие работы. | Беседа, демонстрация, практические и самостоятельные работы | Презентация. Приложение 2. Учебник. Приложение 5. Компьютерная обучающая программа. Приложение13. | Компьютер, проектор, доска | Самостоятельные работы, творческие проекты. |
Досуговая деятельность | Лекция, экскурсия. | Беседа, демонстрация. | Презентация. Приложение 6. Компьютерная обучающая программа. Приложение 4. | Компьютер, проектор, доска. | Творческие проекты |
Компьютерные конкурсы | Свободное творчество | Самостоятельная работа | Практическая работа. Приложение 9,10. | Компьютер, проектор. | Творческие проекты |
Компьютерные игры | Игровой | Игровые программы. Приложение 14. | Компьютер |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского технического творчества №1
Утверждаю:
Директор ЦДТТ№1
_________________Киреева Л.Б.
_______________________2011г
Положение
о детском образовательном объединении
«Компьютер для начинающих»
Разработал:
Педагог ДО Ермилова Е.В.
Ульяновск, 20011
Положение
об объединении обучающихся «Компьютер для начинающих»
1. Общие положения.
1.1. Объединение обучающихся - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в областях информационно-коммуникационных технологий, основ алгоритмизации и программирования, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Объединение руководствуется в своей деятельности законодательством РФ. Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании», Уставом Центра детского технического творчества №1 и данным Положением.
- Назначение объединения научить ребенка применять компьютер и компьютерные технологии в своих учебных целях, познакомить их с возможностями компьютера, заинтересовать информационно-коммуникационными технологиями.
- Цель деятельности: способствовать формированию у школьников информационной компетентности, алгоритмического мышления; помочь детям узнать основные возможности компьютера и научить пользоваться ими в повседневной жизни.
- Задачи деятельности:
Обучающие:
- познакомить с основными базовыми понятиями и терминами
информатики; - сформировать знания об основных принципах работы компьютера;
- сформировать понятие о способах передачи информации, о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
- сформировать умение моделирования и применения его в разных предметных областях;
- формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Развивающие:
- развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, творческой инициативы;
- создать условия для саморазвития и самореализации детей.
- дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и вычислительной техники в научных исследованиях;
- подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Воспитательные:
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать волю, чувство самоконтроля;
- формировать доброжелательные отношения друг к другу.
2. Организационные основы деятельности детского объединения.
2.1. Правила приема в детское объединение.
Прием детей в объединение осуществляется руководителем на основании:
- письменного заявления родителей (законных представителей);
- медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка с указанием возможности заниматься по избранному профилю.
Прием заявлений родителей производится, как правило, до 15 сентября на первом году обучения и до 7 сентября на втором году обучения.. Группа формируется до 15 сентября.
2.2. Сроки и этапы обучения,
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей в возрасте от 10 до 13 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития. В зависимости от начальной подготовки, по итогам среза входных данных, ребенок может быть зачислен в группу 2-ого года обучения, минуя программу 1-ого года. Уровень начальной подготовки определяется на собеседовании.
2.3. Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 минут) с переменой 15 мин. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями непрерывная продолжительность компьютерных занятий не более 20 минут.
2.4. Требования к одежде воспитанников на учебных занятиях.
Ребенок должен выглядеть опрятно. Руки должны быть чистыми и сухими. Это одно из требований техники безопасности в компьютерном кабинете. Приветствуется деловой стиль, допускается спортивный стиль одежды.
2.5 Требования к индивидуальному оснащению ребенка на занятии. Обучающийся должен иметь тетрадь для записи основных понятий.
2.6. Права и обязанности воспитанников детского объединения.
2.6. 1. Воспитанники имеют право:
- использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения;
- получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей;
- участвовать в конкурсах, проводимых МОУ ДОД ЦДТТ №1.
2.6.2. К обязанностям воспитанников относятся:
- выполнение программы объединения в соответствии с требованиями, утвержденными в образовательном учреждении;
- соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения, а также вспомогательных учреждений (библиотек, архивов, музеев и т.п.);
- выполнение всех правил и инструкций по ТБ и ОТ.
За активную деятельность в объединении и выполнение конкурсных работ обучающиеся награждаются специальными дипломами, грамотами, призами.
2.7. Правила для родителей воспитанников.
Родители должны:
- предоставить медицинское заключение о состоянии здоровья ребёнка и допуск к занятиям;
- обеспечить посещение ребёнком занятий согласно расписанию;
- показать своему ребенку наиболее безопасный путь следования от дома до места проведения занятий, обратить его внимание на самые опасные участки этого маршрута;
- проявлять интерес к учебной и творческой деятельности своего ребенка: быть в курсе его успехов.
2.8. Вопросы материального (финансового) обеспечения деятельности детского объединения.
2.8.1. Обучение в объединении осуществляется на бесплатной основе.
3. Организация учебно-воспитательного процесса детского объединения.
3.1. Учебная деятельность.
Содержание учебной работы
Первый год обучения.
Раздел 1. Обучение работе на компьютере
Назначение основных устройств компьютера. Правила ра боты за компьютером. Сопоставление роли и назначения компьютерного и реаль ного рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Освоение приемов работы с мышью. Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии ра боты с меню. Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и заверше ния работы программы. Представление об окне как объекте графического интер фейса. Технология работы с окном. Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш. Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды основного меню тек стового редактора. Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение. Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычис лений с помощью программы Калькулятор. Работа с несколькими окнами. Создание составного доку мента с использованием двух программ.
Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основ ные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. На стройка инструментов рисования. Создание рисунков с по мощью инструментов. Использование команды Отменить. Использование инстру мента Ластик.Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и пере мещения фрагмента рисунка. Примеры создания графическо го объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практи кум по созданию и редактированию графических объектов. Построение геометрических фигур. Использование клави ши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Понятие пиксела. Редактирование графического объекта по пикселам. Понятие пиктограммы. Создание и редактирова ние пиктограммы по пикселам.
Второй год обучения.
Раздел 1. Представление об алгоритме
Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни. Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Пред ставление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма. Построение графических объектов с помощью метода после довательного укрупнения копируемого фрагмента. Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструиро вания. Меню готовых форм — плоских и объемных. Кон струирование с помощью меню готовых форм.
Раздел 2. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.
Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Че репашка. Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Ри сование фигур с помощью Черепашки. Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм. Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор. Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение. Моделирование прямолинейного движения объектов с раз ными скоростями. Управление курсом движения Черепаш ки. Моделирование движения по сложной траектории. Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Модели рование движения со сменой форм. Моделирование траек тории движения с повторяющимся фрагментом. Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обяза тельных частей программы: заголовка, тела программы, при знака завершения. Правила оформления программ. Состав ление программ рисования графических объектов. Команда организации конечного цикла. Тело цикла в про грамме. Этапы создания мультипликационного сюжета. Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т. д. Датчики для изменения состояния Черепашки. Инструмент управления состоянием Черепашки — бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состоя ния Черепашки. Датчик случайных чисел. Использование в программах дат чика случайных чисел.
Предполагаемые результаты усвоения программы.
Первый год обучения.
Учащиеся должны знать назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером; назначение Рабочего стола; понятие графического интерфейса; назначение компьютерного меню и Главного меню; роль окна при работе в системной среде Windows; основные правила набора текста; назначение основного меню; основные операции редактирования; назначение буфера обмена; исторические примеры приспособлений, ис пользуемых для расчетов; назначение программы Калькулятор; технологию работы с программой Калькулятор; назначение и возможности графического редактора; понятие фрагмента рисунка; понятие файла; точные способы построения геометрических фигур; понятие пикселя; понятие пиктограммы.
Учащиеся должны уметь работать мышью; выбирать пункты меню; запускать программу и завершать работу с ней; изменить размеры и расположение окна; вводить и редактировать текст; копировать, перемещать, удалять фрагмент текста; выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор; располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать; создавать составной документ; настраивать панель Инструменты; создавать простейшие рисунки с помощью инструментов; выделять и перемещать фрагмент рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов; сохранять рисунок в файле и открывать файл; использовать при построении геометрических фигур кла вишу Shift; редактировать графический объект по пикселям; рисовать пиктограммы.
Второй год обучения.
Учащиеся должны знать понятие алгоритма; понятие линейного алгоритма; понятие циклического алгоритма; понятие конструирования; назначение среды ЛогоМиры; основные объекты графического интерфейса среды Лого-Миры; понятие команды и входных параметров; назначение и возможности Поля форм; технологию создания декорации микромира; назначение Личной карточки Черепашки; технологию организации движения Черепашки; что такое программа; правила оформления программы; технологию создания мультипликационного сюжета; назначение и виды датчиков; что такое датчик случайных чисел.
Учащиеся должны уметь разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним созда вать графический объект; использовать при создании графического объекта цик лический алгоритм; создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм); разрабатывать алгоритм конструирования из меню гото вых форм; конструировать разнообразные графические объекты; управлять движением Черепашки; рисовать простейшие фигуры; переодевать Черепашку в разные формы; польститься инструментами Поля форм при создании микромиров; создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане; моделировать прямолинейное движение с разными ско ростями; моделировать движение по сложной траектории; моделировать движение с повторяющимися фрагмента ми (создавать анимацию); разрабатывать программы; использовать в программах команды организации цикла; составлять программы рисования графических объектов; составлять программы для мультипликационного сюжета.
Основные формы обучения.
Технологии и формы обучения и воспитания:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- свободное творчество.
Формы и методы отслеживания промежуточного результата:
- самостоятельные работы;
- контрольные работы;
- тестирование.
При проведении занятий используются три формы работы:
- демонстрационная, когда ученики слушают объяснения учителя и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда ученики синхронно работают под управлением учителя;
- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Развитие интереса достигается путем использования элементов игры, выполнением творческих работ, чередованием теоретической и практической части, использования интерактивных форм обучения т. д.
Формы и сроки итоговых занятий.
Аттестация обучающихся проводится 2 раза в год: промежуточная — в конце первого полугодия, и итоговая — в конце учебного года.
Формы промежуточной аттестации — тесты, контрольные, творческие работы по основным темам, презентации детских работ.
3.2. Воспитывающая деятельность.
Основные подходы к содержанию:
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать волю, чувство самоконтроля;
- формировать доброжелательные отношения друг к другу.
- развивать социальные компетенции;
- воспитывать гражданственность;
Основные формы массовых воспитательно-развивающих мероприятий:
- разработка проектов и тем исследований;
- участие в олимпиадах, конкурсах, выставках;
- проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
- выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
- встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
- подготовка творческих работ.
4. Материальная база объединения.
Материальная база объединения формируется из собственных средств МОУ ДОД ЦДТТ №1 и школы. Под базой подразумеваются кабинеты, библиотека, оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
QBASIC для начинающих
Учебник и задачник по программированию...
TurboPascal для начинающих
Учебник по программированию для начинающих...
Школа для начинающих портних
Направленность программы «Школа для начинающих портних» по содержанию является художественной (прикладное творчество); по функциональному предназначению - общеразвивающей; по форме организ...
Музыкально- творческие задания для начинающих.
Данная работа - плод совместного творчества с преподавателем теоретических дисциплин Кисленко И.Н. Основана на детских стихотворениях про нотки, придуманных нами и с успехом используемых в работ...
1 Курс компьютерное моделирование для начинающих 2006
Элективный курс "Моделирование для начинающих"...
Презентация к уроку технологии: Квиллинг для начинающих
Дидактический материал к урокам технологии....
Дистанционный курс для 5-6 классов "Английский для начинающих"
Обучение иностранным языкам рассматривается, как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Основной стратегией обучения на данном этапе исторического развития страны п...