Методическая разработка урока истории в 8 классе по теме "Самодержавная Фелица- журналист".
методическая разработка по истории (8 класс)

Ленская Нина Борисовна

Педагогическая технология «Технология личностно - ориентированного обучения».

Тип урока- открытие новых знаний.

Раздел программы- Российская империя при Екатерине II (урок29),   также материал урока можно использовать для самостоятельной работы и проектной деятельности в разделе "Общественная мысль, публицистика, пресса"    Практическая значимость-материал полезен учителям истории , а также при организации проектной деятельности учащихся.

Предлагаемый к изучению материал не входит в содержание исторического образования на базовом уровне. Материал урока подобран так, чтобы показать многогранную  публицистическую деятельность Екатерины. При изучении данной темы использовались групповые формы работы, в ходе которых учащиеся работали с текстами статей, вышедшими из- под пера императрицы. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся  направлена на  критический анализ информации источников, что способствует развитию читательской грамотности учащихся.

В связи с утверждением в 2022 году ФГОС основного общего образования и в 2014 году Историко-культурного стандарта, вводящих принципы изучения Отечественной истории, требуется обновление  и регионального содержания по истории. В соответствии с рекомендациями Резолюций, принятых в рамках Всемирного конгресса учителей истории и IV Съезда Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории ,с целью обеспечения единого методического подхода к изучению региональной истории формируется перечень дидактических единиц по региональному компоненту по предмету «История» Предлагаемые дидактические единицы должны быть синхронизированы с изучаемым материалов по истории России и соотносится с определенной темой. (Тема " Внутренняя политика Екатерины II- личность императрицы , идеи просвещения, "Просвещённый абсолютизм"- соответствующая дидактическая единица регионального компонента "1764г.- образование Иркутской губернии, А. Н. Радищев").  В ходе урока  будет   представлен процесс синхронизации  содержания учебной темы с региональным компонентом содержания исторического образования.  Илимская ссылка А. Н. Радищева и память о ней в памятниках культуры города Усть-Илимска, позволяет мотивировать учащихся к изучению истории родного края. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение «Центр развития образования»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Краеведческий музей»

Научно-практическая конференция

«Патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения»

Методическая разработка урока

«САМОДЕРЖАВНАЯ ФЕЛИЦА - ЖУРНАЛИСТ»

Автор: Ленская Нина Борисовна,

учитель истории, обществознания

МБОУ «СОШ №1»

Усть-Илимск, 2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 4

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9

ПРИЛОЖЕНИЯ 10


ВВЕДЕНИЕ

Патриотическое воспитание на уроках истории – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности. Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родины. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа. Новые ФГОС для основного общего образования содержат значительно больше патриотических установок, особенно в контексте формировании у детей представлений о значимом международном положении России.

Очевиден факт, что изучение региональной и локальной истории - необходимая часть исторического образования. В связи с утверждением в 2022 году ФГОС основного общего образования и в 2014 году Историко-культурного стандарта, вводящих принципы изучения Отечественной истории, требуется обновление и регионального содержания по истории.

В концептуальных основах ИКС указано, что «изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины».[2]

В соответствии с рекомендациями Резолюций, принятых в рамках Всемирного конгресса учителей истории и IV Съезда Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории ,с целью обеспечения единого методического подхода к изучению региональной истории формируется перечень дидактических единиц по региональному компоненту по предмету «История» Предлагаемые дидактические единицы должны быть синхронизированы с изучаемым материалов по истории России и соотносится с определенной темой. (Тема " Внутренняя политика Екатерины II- личность императрицы , идеи просвещения, "Просвещённый абсолютизм"- соответствующая дидактическая единица регионального компонента "1764г.- образование Иркутской губернии, А. Н. Радищев").

Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России, осмыслить страницы далекого прошлого; оценить деятельность императрицы по развитию публицистической мысли.

Задачи урока:

- начать знакомство с основными достижениями публицистической мысли и литературного языка во второй половине XVIII века;

-развивать умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

- содействовать воспитанию уважения к истории России.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Известно, что по анализу исследований международной системы качества образования (PISA) российские школьники показывают низкие результаты.

Национальный проект «Образования» определил стратегию приоритетного развития образования, направленную на достижение двух ключевых задач. Первая– обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты. Функциональная грамотность в PISA– это набор определённых компетентностей. Одним из новых направлений в исследовании системы качества образования PISA станет читательская грамотность. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Вопрос: Как учить? (вопрос технологии). Подразумевается ответ: через организацию деятельности. В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

При этом перед учителем встают новые задачи:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

-стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

·-создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работам;

·- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

·-использование проблемных творческих заданий;

·-оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;

-поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

·-создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика;

·-использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

·-при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания, домашние задания – разноуровневые;

·-обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Класс: 8

Педагогическая технология «Технология личностно - ориентированного обучения».

Тема урока "Самодержавная Фелица- журналист".

Тип урока- открытие новых знаний.

Предлагаемый к изучению материал не входит в содержание исторического образования на базовом уровне. Материал урока подобран так, чтобы показать многогранную публицистическую деятельность Екатерины. При изучении данной темы использовались групповые формы работы, в ходе которых учащиеся работали с текстами статей, вышедшими из- под пера императрицы. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся направлена на критический анализ информации источников.

В ходе урока представлен процесс синхронизации содержания учебной темы с региональным компонентом содержания исторического образования. Илимская ссылка А. Н. Радищева и память о ней в памятниках культуры города Усть-Илимска, позволяет мотивировать учащихся к изучению истории родного края.

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

В. Г. Белинский

#1054;рганизационный момент (3 мин.)

На экране слайд "Памятник Екатерине II"

В сооружении памятника приняли участие художник М. О. Микешин, скульптурные работы выполнили М. А. Чижов, изваявший статую Екатерины, и А. М. Опекушин, создавший фигуры, окружающие пьедестал. Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Д. И. Гримм, который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора В. А. Шрётера[6]

Вопрос учителя. О какой исторической личности пойдёт речь сегодня на уроке?

Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств. Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная императрица с лукавой улыбкой и скипетром-эталоном в царственных руках.

Гавриил Державин- русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник, автор оды "К Фелице" (Имя Фелица в переводе с греческого означает "счастливая")

Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды!

Которой мудрость несравненна

Открыла верные следы Царевичу младому Хлору

Взойти на ту высоку гору,

Где роза без шипов растет,

Где добродетель обитает,-

Она мой дух и ум пленяет,

Подай найти ее совет.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Вопрос. Что нам придётся выяснить чтобы определить значение деятельности Екатерины II в этом направлении?

Учащиеся определяют задачи урока

II. Актуализация знаний (3 мин.)

Беседа по теме «Внутренняя и внешняя политика в царствование Екатерины Великой»

На слайде термины. Жалованная грамота дворянству, ассигнации, фаворит, восстание Е. И. Пугачёва, Новороссия, Григорий Потёмкин, основание городов Севастополь, Николаев, Одесса, Херсон, Мариуполь, Просвещённый абсолютизм.

Задание. Выделите термины , которые относятся ко времени правления ЕкатериныII.

Вывод. Правление Екатерины оказало большое влияние на Российскую империю, на последующие события, а особенно на интеллектуальную и культурную сторону страны. Реформы, проведенные Екатериной II имели большое влияние и значение в развитии России, так же сильная внешняя политика, военные походы укрепили Российскую империю на всех фронтах.

III. Изучение нового материала (20мин.)

Работа в группах .Задание. Прочитайте отрывок из работы известного русского историка В.О. Ключевского. Что было характерно для общения ЕкатериныII со своим окружением?

"Курс русской истории" В. О. Ключевский. (ПриложениеI).

Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на себя со стороны, как говориться, объективно, как на любопытного прохожего. Она подмечала в себе слабости и недостатки каким-то самодовольством, не приукрашивая их, называя настоящими именами, без малейшего угрызения совести, без всякого позыва к сожалению или раскаянию.

Ей пишут оды, её прославляя.

Будучи просвещённой монархиней и «северной Семирамидой», как обращался к императрице весь свет Европы, Екатерина способствовала развитию различных видов литературного творчества, в том числе и журналистики. В этот период появляются журналы в современном и привычном для нас виде. Чтобы направить журналистику в нужное ей русло, императрица с 1792г. лично начала участвовать в редакционном процессе. На её счету два издания: сатирический журналы «Всякая всячина» и «Собеседник любителей российского слова».

Работа в группах. Задание. Прочитать текст статьи Екатерины «Поздравление с Новым годом» из журнала «Всякая всячина».Приложение II.

Вопросы.. Какова основная мысль этой статьи? Какие цели преследовала ЕкатеринаII издавая текст этой статьи?

Вывод. «Всякая всячина» осуждала властолюбие, корысть, суеверие, страсть к слухам, зависть, невоспитанность, слепое следование моде, дурные привычки и призывала исправлять пороки, руководствуясь человеколюбием и снисходительностью.

В ряде екатерининских статей во «Всякой всячине» раскрывается её политическая позиция, её взгляды на причины неурядиц в стране, проповедуется теория социального равновесия.

Учитель. Известная полемика между императрицей Екатериной II и Д. И. Фонвизиным, возникшая на страницах журнала "Собеседник любителей российского слова" в 1783 году, неоднократно становилась объектом пристального внимания исследователей. “Собеседник” издавался княгиней Е. Р. Дашковой при участии Екатерины II. Казалось бы, обстоятельства этого спора давно прояснены: венценосная писательница и соиздательница дала резкую отповедь "сатиры смелой властелину", дерзнувшему в своих двадцати "Вопросах" выступить с критикой.

Работа в группах. Задание. Прочитать текст статьи и ответить на вопрос: «В чём обвиняла Екатерина Фонвизина?» (Приложение III).

Общим выводом исследователей (в первую очередь советского времени) стал тезис о том, что смелый писатель Денис Фонвизин был грубо одернут скатывающейся к репрессиям императрицей.

IV. Первичное осмысление и закрепление (7минут).

Задание. Назовите опорные слова, словосочетания, предложения характеризующие публицистическую деятельность Екатерины II.

Интеграция содержания учебной темы с региональным компонентом содержания исторического образования.

Слайд. Памятный знак А. Н. Радищеву (Кандалы) в г. Усть- Илимске. Архитекторы Кучинская Ольга Ивановна и Кочмина Татьяна Николаевна. (Приложение IV).

За свое главное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» он был осужден и приговорен к смертной казни, которую заменили на 10 летнюю ссылку в Сибирь, в Илимский острог.

V. Итоги урока. Рефлексия (5 мин).

Возвращаемся к эпиграфу урока. Вопрос. Как вы понимаете слова В. Г. Белинского в контексте нашего урока.

С данным высказыванием невозможно не согласиться. Прошлое, настоящее, будущее – неразрывно связанные между собой временные компоненты.... Таким образом, отдельный человек и общество в целом, обращаясь к собственному прошлому или прошлому предков, осознают себя в настоящем и понимают, к чему им стремиться в будущем.

"Будущее способен предвидеть тот, кто понял прошедшее". Г. Плеханов.

#1044;омашнее задание:

#1055;осетить памятный знак "Кандалы", рассмотреть боковые поверхности, барельефы и именные вензеля Екатерины и Павла. Прочитать указы императоров. Рассмотреть изображения на барельефах.

#1058;ворческое задание (по желанию) подготовить сообщение на тему "Илимская ссылка А. Н. Радищева".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1. Вяземский Е.Е. Национально-региональный компонент исторического образования.
  2. Историко- Культурный стандарт. Концептуальные основы историко - культурного стандарта.
  3. Манюхин Игорь Семенович Историко- культурный стандарт: анализ содержания. Адрес статьи:
  4. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016 г.).
  5. Газета «История» №5, 2006г., рубрика «Забытый сюжет», статья «Самодержавная Фелица - журналист» издательская и публицистическая деятельность императрицы Екатерины II, автор М. Вепренцева.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

"Курс русской истории" В. О. Ключевский

Усвоенная ею манера обхождения с людьми сослужила ей неоценимую службу в правительственной деятельности. Она обладала в высокой степени искусством, которое принято называть даром внушения, умела не приказывать, а подсказывать свои желания, которые во внушаемом уме незаметно перерождались в её собственные идеи и тем усерднее исполнялись… Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени. Только под старость она стала слабеть, капризничать и прикрикивать, впрочем, всегда извиняясь перед обиженными с признанием. что становится нетерпеливой… Необходимость жить с людьми не по выбору заставила её с помощью философского анализа пополнить это правило, чтобы спасти хоть тень нравственной независимости: «Среди чужих и противных людей жить по-ихнему, но думать по-своему…».

Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на себя со стороны, как говориться, объективно, как на любопытного прохожего. Она подмечала в себе слабости и недостатки каким-то самодовольством, не приукрашивая их, называя настоящими именами, без малейшего угрызения совести, без всякого позыва к сожалению или раскаянию…»


Приложение II

«Всякая всячина» (нулевой выпуск)

Сим листом бью челом, а следующие впредь изволь покупать.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ С НОВЫМ ГОДОМ

Тысяча семьсот шестьдесят девятый год отменно счастливо начинаем (если бы не предстояла война: но на начинающего вить Бог). Всякая всячина всегда с нами пребывала: но ни который год не мог похвалиться иметь оную напечатанную. До сих пор она была в действиях, во словах, в мыслях, но ныне она положена на бумагу и увидит свет. О сколь сей год отличен от прошедших! Происхождения были во свете все те же, нового ничего нет, но ныне оные можно будет читать. День, гонимый днем, уже с собою в вечное забытье не вовлечет здесь записанных достопамятных происшествий. Достойны быть поздравлены все те, кои дожили до сего отличного дня, в который они, может статься, увидят себя не только снаружи в зеркале, но еще и внутренние свои достоинства, начертанные пером.

О год, которому прошедшие и будущие будут завидовать, если чувства имеют! Мой дух восхищен: я вижу будущее. Я вижу бесконечное племя Всякой Всячины. Я вижу, что за нею последуют законные и незаконные дети, будут и уроды со временем ее место заступать. Вижу добрый вкус и здравое рассуждение, кои одною рукою прогоняют дурачества и вздоры, а другою доброе поколение Всякой Всячины за руку ведут, я сам себя поздравляю, что мне судьбина определила говорить с вами, любезные сограждане, целый год. <...> журнал печатался в течение 1769 и 1770 годов. Появление первого сатирического журнала предзнаменовало появление еще семи сатирических литературных частных журналов. Произошел своеобразный бум в развитии русской журнальной периодики. Тем более что еще 1759 г. в русской журналистике уже был прецедент - первое формально независимое от властей издание – журнал А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела». Среди новых издателей были представители не только дворянской, но и разночинной интеллигенции, издания которых были рассчитаны именно на эту часть населения. Таким образом, аудитория средств массовой информации заметно расширяется. Следовательно, возрастает и влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения.

Екатерина Великая, которая считала себя преемницей Петра Великого, была прекрасно знакома с его государственными свершениями, и, будучи умной и образованной женщиной, не могла не заметить столь важного пункта в списке заслуг Петра. Екатерина инициирует выпуск своего собственного журнала «Всякая всячина», который стал первым сатирическим журналом в истории русской журналистики. Журнал был ориентирован на формирование общественного мнения и исправление нравов. В просветительской культуре уже были прецеденты обращения к сатире с целью исправления нравов. В начале ХVIIIв. в Англии при помощи сатиры уже пытались исправить нравы знаменитые издатели и публицисты Джозеф Аддиссон и Ричард Стиль. Считается, что журнал Екатерины был создан по образцу изданий именно этих деятелей. Это была «так называемая улыбательная сатира» [1,297]. Исследователи журналисткой деятельности Екатерины едины во мнении, что появление журнала связано с неудачами работы Уложенной Комиссии, когда императрица поняла, что новые гуманные идеи просветителей Европы чужды русскому обществу. Эти идеи «оказались невозможными провести в законодательство, вследствие неподготовленности почвы, вследствие недостатка у депутатов необходимых познаний и умственного развития»[3,360]. Поэтому журнал в «улыбательной» дружеской манере начал говорить о необходимости исправления нравов и в иносказательной форме разъяснять некоторые аспекты политики Императрицы.

«Всякая всячина» осуждала властолюбие, корысть, суеверие, страсть к слухам, зависть, невоспитанность, слепое следование моде, дурные привычки и призывала исправлять пороки, руководствуясь человеколюбием и снисходительностью.

Приложение III

"Собеседник любителей российского слова"

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ,
МОГУЩИХ ВОЗБУДИТЬ В УМНЫХ
И ЧЕСТНЫХ ЛЮДЯХ
ОСОБЛИВОЕ ВНИМАНИЕ
1

Вопросы:

Ответы:

1. Отчего у нас спорят сильно в таких истинах, кои нигде уже не встречают ни малейшего сумнения?

На 1. У нас, как и везде, всякий спорит о том, что ему не нравится или непонятно.

2. Отчего многих добрых людей видим в отставке?

На 2. Многие добрые люди вышли из службы, вероятно, для того, что нашли выгоду быть в отставке.

3. Отчего все в долгах?

На 3. Оттого в долгах, что проживают более, нежели дохода имеют.

4. Если дворянством награждаются заслуги, а к заслугам отверсто поле для всякого гражданина, отчего же никогда не достигают дворянства купцы, а всегда или заводчики, или откупщики?

На 4. Одни, быв богатее других, имеют случай оказать какую ни на есть такую заслугу, по которой получают отличие.

5. Отчего у нас тяжущиеся не печатают тяжеб своих и решений правительства?

На 5. Для того, что вольных типографий до 1782 года не было.

6. Отчего не только в Петербурге, но и в самой Москве перевелися общества между благородными?

На 6. От размножившихся клобов.

7. Отчего главное старание большой части дворян состоит не в том, чтоб поскорей сделать детей своих людьми, а в том, чтоб поскорее сделать их не служа гвардии унтер-офицерами?

На 7. Одно легче другого.

8. Отчего в наших беседах слушать нечего?

На 8. Оттого, что говорят небылицу.

9. Отчего известные и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми?

На 9. Оттого, что на суде не изобличены.

10. Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?

На 10. Оттого, что сие не есть дело всякого.

11. Отчего знаки почестей, долженствующие свидетельствовать истинные отечеству заслуги, не производят по большой части к носящим их ни малейшего душевного почтения?

На 11. Оттого, что всякий любит и почитает лишь себе подобного, а не общественные и особенные добродетели.

12. Отчего у нас не стыдно не делать ничего?

На 12. Сие неясно: стыдно делать дурно, а в обществе жить не есть не делать ничего.

13. Чем можно возвысить упадшие души дворянства? Каким образом выгнать из сердец нечувственность к достоинству благородного звания? Как сделать, чтоб почтенное титло дворянина было несумненным доказательством душевного благородства?

На 13. Сравнение прежних времен с нынешними покажет несумненно, колико души ободрены либо упали; самая наружность, походка и проч. то уже оказывает.

14. Имея монархиню честного человека, что бы мешало взять всеобщим правилом: удостоиваться ее милостей одними честными делами, а не отваживаться проискивать их обманом и коварством?

На 14. Для того, что везде, по всякой земле и во всякое время род человеческий совершенным не родится.

14. Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?

На 14. Предки наши не все грамоте умели. NB. Сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели; буде же бы имели, то начли бы на нынешнего одного десять прежде бывших.

15. Отчего многие приезжие из чужих краев, почитавшиеся тамо умными людьми, у нас почитаются дураками; и наоборот: отчего здешние умницы в чужих краях часто дураки?

На 15. Оттого, что вкусы разные и что всякий народ имеет свой смысл.

16. Гордость большой части бояр где обитает: в душе или в голове?

На 16. Тамо же, где нерешимость.

17. Отчего в Европе весьма ограниченный человек в состоянии написать письмо вразумительное и отчего у нас часто преострые люди пишут так бестолково?

На 17. Оттого, что тамо, учась слогу, одинако пишут; у нас же всяк мысли свои не учась на бумагу кладет.

18. Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются?

На 18. По той же причине, по которой человек стареется.

19. Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудки: первый, будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; вторый, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо?

На 19. Временем и знанием.

20. В чем состоит наш национальный характер?

На 20. В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку данных.

ПриложениеIV

Памятный знак "Кандалы"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения » САМОДЕРЖАВНАЯ ФЕЛИЦА- ЖУРНАЛИСТ Ленская Нина Борисовна, учитель истории, обществознания МБОУ «СОШ№1» г.Усть-Илимск

Слайд 6

. Жалованная грамота дворянству, ассигнации, фаворит, восстание Е. И. Пугачёва, Новороссия, Григорий Потёмкин, основание городов Севастополь, Николаев, Одесса, Херсон, Мариуполь, просвещённый абсолютизм.

Слайд 7

" Курс русской истории" В. О. Ключевский . Усвоенная ею манера обхождения с людьми сослужила ей неоценимую службу в правительственной деятельности. Она обладала в высокой степени искусством, которое принято называть даром внушения, умела не приказывать, а подсказывать свои желания, которые во внушаемом уме незаметно перерождались в её собственные идеи и тем усерднее исполнялись… Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени. Только под старость она стала слабеть, капризничать и прикрикивать, впрочем, всегда извиняясь перед обиженными с признанием. что становится нетерпеливой… Необходимость жить с людьми не по выбору заставила её с помощью философского анализа пополнить это правило, чтобы спасти хоть тень нравственной независимости: «Среди чужих и противных людей жить по-ихнему, но думать по-своему…». Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на себя со стороны, как говориться, объективно, как на любопытного прохожего. Она подмечала в себе слабости и недостатки каким-то самодовольством, не приукрашивая их, называя настоящими именами, без малейшего угрызения совести, без всякого позыва к сожалению или раскаянию…»

Слайд 8

" Курс русской истории" В. О. Ключевский . Усвоенная ею манера обхождения с людьми сослужила ей неоценимую службу в правительственной деятельности. Она обладала в высокой степени искусством , которое принято называть даром внушения, умела не приказывать, а подсказывать свои желания , которые во внушаемом уме незаметно перерождались в её собственные идеи и тем усерднее исполнялись… Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени. Только под старость она стала слабеть, капризничать и прикрикивать, впрочем, всегда извиняясь перед обиженными с признанием. что становится нетерпеливой … Необходимость жить с людьми не по выбору заставила её с помощью философского анализа пополнить это правило, чтобы спасти хоть тень нравственной независимости: «Среди чужих и противных людей жить по-ихнему, но думать по-своему…». Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на себя со стороны, как говориться, объективно, как на любопытного прохожего. Она подмечала в себе слабости и недостатки каким-то самодовольством, не приукрашивая их, называя настоящими именами, без малейшего угрызения совести, без всякого позыва к сожалению или раскаянию…»

Слайд 9

Усвоенная ею манера обхождения с людьми сослужила ей неоценимую службу в правительственной деятельности. Она обладала в высокой степени искусством , которое принято называть даром внушения, умела не приказывать, а подсказывать свои желания , которые во внушаемом уме незаметно перерождались в её собственные идеи и тем усерднее исполнялись… Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени. Только под старость она стала слабеть, капризничать и прикрикивать, впрочем, всегда извиняясь перед обиженными с признанием. что становится нетерпеливой … Необходимость жить с людьми не по выбору заставила её с помощью философского анализа пополнить это правило, чтобы спасти хоть тень нравственной независимости: «Среди чужих и противных людей жить по-ихнему, но думать по-своему…». Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на себя со стороны, как говориться, объективно, как на любопытного прохожего. Она подмечала в себе слабости и недостатки каким-то самодовольством, не приукрашивая их, называя настоящими именами, без малейшего угрызения совести, без всякого позыва к сожалению или раскаянию…»

Слайд 10

« Всякая всячина » (нулевой выпуск) Сим листом бью челом, а следующие впредь изволь покупать. ПОЗДРАВЛЕНИЕ С НОВЫМ ГОДОМ

Слайд 15

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Посетить памятный знак "Кандалы", рассмотреть боковые поверхности, барельефы и именные вензеля Екатерины и Павла. Прочитать указы императоров. Рассмотреть изображения на барельефах. 2.Творческое задание (по желанию) подготовить сообщение на тему "Илимская ссылка А. Н. Радищева".

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....