Рабочая программа по информатике в 8-9 классах по Семакину
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Основное содержание курса (8-9 классы) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 2 года обучения рассчитано на 105 часов, из них в 8 классе – 35 часов (1 ч. в неделю) и в 9 классе – 70 часов (2 ч. в неделю). В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели в 9-ых классах, то на программу в 9 классе вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_8-9.doc | 416 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Адав-Тулумбаевская средняя общеобразовательная школа
Буинского района Республики Татарстан»
Согласовано: «Утверждаю»
Зам. директора Директор школы
по учебной работе
___________/Г.М.Тазиева/ __________/Ф.В. Заббаров/
«___» 2011г. «___» ___________2011г.
Рабочая программа по информатике
в 8-9 классах
на 2011-2012 учебный год
Учитель: Хусниева Ильгиза Илфрузовна
Учебник: Информатика и ИКТ
Класс 8-9
Авторы учебника: Семакин И. Г. и др.
Программа рассмотрена на заседании районного методического
объединения, протокол №__
от «__ » ________________ 2011 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Основное содержание курса (8-9 классы) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 2 года обучения рассчитано на 105 часов, из них в 8 классе – 35 часов (1 ч. в неделю) и в 9 классе – 70 часов (2 ч. в неделю). В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели в 9-ых классах, то на программу в 9 классе вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом школы в виде рейтингового контроля знаний учащихся. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Программой предусмотрено проведение контрольных работ, контрольного тестирования, практических работ и практикумов, в том числе
8 класс: практических работ - 22, практикумов – 4, контрольных работ – 4;
9 класс: практических работ - 33, практикумов – 6, контрольных работ – 5; контрольное тестирование - 2
Практические работы, направлены на отработку отдельных технологических приемов. Контрольные работы проводятся после каждого раздела. Практикум предполагает использование актуального содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Учебники являются основными элементами учебно-методического комплекса, включающего в себя:
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса.
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.
- Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. 8-9 классы. В помощь школьному учителю Москва,2008.
- Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе в объеме 35 часов, в 9 классе – в объеме 68 учебных часов. На это количество учебного времени рассчитаны объемы учебников для 8 и 9 классов.
При построении содержания учебников (как и всего УМК) авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты,
а также сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления.
1. Цели и задачи курса.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помо щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре зультаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо собностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор мации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи курса:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча щихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными табли цами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
2. Содержание программы.
Основное содержание (103 ч)
Информация и информационные процессы (4 ч).
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количе ства информации.
Практические работы:
1. Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и уст ройств звукозаписи.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч).
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вы вода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации ком пьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структу ра. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательс кий интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, вклю чение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характери стиках компьютера, выключение компьютера.
3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графичес кой форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной си стемы).
4. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в со ответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Обработка текстовой информации (14 ч).
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена сим волов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры стра ницы, величина полей. Колонтитулы.
Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, док лад, реферат).
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» деся типальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клави атурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа;
форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
8. Вставка в документ формул.
9. Создание и форматирование списков.
10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
11. Создание гипертекстового документа.
12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Практикум: работа I.
Обработка графической информации (4 ч).
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практические работы:
14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора, Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
15. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выде ление, объединение. Геометрические преобразования.
16. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
17. Сканирование графических изображений.
Практикум: работа II.
Мультимедийные технологии (8 ч).
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
18. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстратив ного материала, создание текста слайда.
19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
20. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
21. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
22. Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Практикум: работа III, работа IV.
Обработка числовой информации (6 ч).
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Практические работы:
23. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
24. Создание и обработка таблиц.
25. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
26. Построение диаграмм и графиков.
Практикум: работа V.
Представление информации (6 ч).
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять),
Кодирование звуковой информации.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Практические работы:
27. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
28. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и пе рекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
29. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графи ческом редакторе.
30. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным каче ством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Алгоритмы и исполнители (19 ч).
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возмож ность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Ком пьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цик ла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
31. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
32. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.
33. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.
34. Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.
35. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
36. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Практикум: работа VI.
Формализация и моделирование (8 ч).
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объек тов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаг раммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы:
37. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
38. Построение генеалогического дерева семьи.
39. Создание схемы и чертежа и системе автоматизированного проектирования.
40. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результа тов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
41. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результа тов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
42. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Практикум: работа VII.
Хранение информации (4 ч).
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления база ми данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы:
43. Поиск записей в готовой базе данных.
44. Сортировка записей в готовой базе данных.
Практикум: работа VIII.
Коммуникационные технологии (12 ч).
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодиро вание и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информа ции. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, фай ловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в ком пьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпью терные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
45. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
46. Путешествие по Всемирной паутине.
47. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
49. Загрузка файла из файлового архива.
50. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
51. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из гло бальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
52. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включа ющей графические объекты с использованием шаблонов.
Практикум: работа IX.
Информационные технологии в обществе (4 ч).
Организация информации в среде коллективного использования информационных ре сурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы:
53. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости ин формационных продуктов и услуг связи.
54. Зашита информации от компьютерных вирусов.
55. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой про граммы.
Практикум: работа X.
Резерв свободного учебного времени (9 ч)
Практикум
1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публи кации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления.
Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная сис тема школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дис ках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете.
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование цитат и ссылок (гипертекста).
Использование систем перевода текста и словарей.
Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
II. Создание графического объекта.
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).
Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
III. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда.
Создание презентации; вставка изображений.
Настройка анимации.
Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
IV. Запись и обработка видеофильма.
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фото аппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, фи лология, обществознание.
V. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому пред ставлению информации (построение диаграмм).
Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьше го значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вы числение по ним, представление формульной зависимости на графике.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
VI. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.
Разборка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла.
Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке данного массива.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
VII. Работа с моделями.
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.
Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
VIII. Работа с учебной базой данных.
Поиск необходимой информации.
Ввод информации.
Обработка запросов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.
IX. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб –страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.
Планирование веб-страницы (веб-сайта).
Поиск необходимой информации.
Ввод текста, формирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование ссылок (гипертекста).
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
X. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
Планирование работы.
Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.
Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.
Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.
Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразно реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации:
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в про цессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседнев ной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллек ций информационных объектов:
9 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», её основные виды:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера:
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
4. Календарно-тематическое планирование.
VIII класс
Номер урока | Тема урока | Часы | Дата План факт | Практика | Научные термины, понятия (предметная терминология) | Содержание, методические приемы | Вид контроля, измерители | Примечание (информационные технологии, ЦОР) | |||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||||
I четверть (8 часов) | |||||||||||||
Информация и информационные процессы (4 часа) | |||||||||||||
1 | Информация в природе, обществе и технике. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1 | 0 | 2-6/09 | Информация. Информационные объекты различных видов. Техника безопасности и организация рабочего места. | Урок-лекция | Экспресс-опрос (тестирование) | Презентация «Информация» | ||||
2 | Информационные процессы. | 1 | 2/3 | 1/3 | 8-13/09 | Практическая работа №1. Фиксация аудио и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровой камеры. | Основные информационные процессы: хранение, передача, обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами Роль информации в жизни людей. | Комбинированный | Тестирование | Презентация «Информационные процессы» Компьютерный интерактивный тест | |||
3 | Измерение информации. | 1 | 2/3 | 1/3 | 15-20/09 | Решение задач на единицы измерения количества информации. | Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. | Урок ознакомления с новым материалом | Тестирование. Уплотненный фронтальный опрос | Компьютерный интерактивный тест | |||
4 | Измерение информации. Контрольная работа по теории №1 по теме: «Информация и информационные процессы» | 1 | 2/3 | 1/3 | 22-27/09 | Информационные объекты различных видов. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Понятие количества информации. Единицы измерения информации. | Урок проверки знаний и умений. | Контрольная работа №1 по теории | Презентация «Единицы измерения» | ||||
Компьютер, как универсальное устройство обработки информации (4 часа) | |||||||||||||
5 | Начальные сведения об архитектуре компьютера. | 1 | 2/3 | 1/3 | 29-4/10 | Практическая работа №2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера | Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройство ввода-вывода, оперативная и долговременная память) Гигиенические энергономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | Урок ознакомления с новым материалом | Экспресс-контроль | Презентация «Устройство компьютера» | |||
6 | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение. Пользовательский интерфейс. | 1 | 2/3 | 1/3 | 6-11/10 | Практическая работа №3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической ОС). | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы их функции. Загрузка компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню) | Комбини-рованный урок | Тестирование. | Компьютерный интерактивный тест | |||
7 | Файлы. Файловые структуры. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. | 1 | 2/3 | 1/3 | 14-19/10 | Практическая работа №4. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях | Данные и программы. Файлы и файловая система. | Комбиниро-ванный урок | Уплотнен-ный фронтальный опрос. | Презентации «Файловая структура», «Вирусы» | |||
8 | Пользовательский интерфейс. Контрольная работа по теории №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» | 1 | 2/3 | 1/3 | 20-25/10 | Гигиенические энергономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройство ввода-вывода, оперативная и долговременная память) Программное обеспечение, его структура. Графический пользовательский интерфейс. | Комбинированный урок | Контрольная работа по теории №2 | |||||
II четверть (8 часов) | |||||||||||||
Обработка текстовой информации (14 часов) | |||||||||||||
9. | Текстовый редактор. | 1 | 2/3 | 1/3 | 3-8/11 | Практическая работа №5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма. «Слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения | Понятие текстового редактора. Среда текстового редактора. | Урок ознакомления с новым материалом | Экспресс-контроль | Презентация «Текстовый редактор» | |||
10. | Текстовый редактор. Создание и простейшее редактирование документов | 1 | 2/3 | 1/3 | 10-5/11 | Создание и простейшее редактирование текстовых документов в текстовом редакторе. | Урок ознакомления с новым материалом | Уплотнен-ный фронтальный опрос | |||||
11. | Работа с текстовым редактором | 1 | 2/3 | 1/3 | 17-7/11 | Практическая работа №6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. | Создание и простейшее редактирование текстового документа (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текста) | Комбинированный урок | Выборочный контроль (с/р.) | ||||
12. | Работа с текстовым редактором. Форматирование текстов. | 1 | 2/3 | 1/3 | 24-29/11 | Форматирование текста. Параметры шрифта, параметры абзаца. | Урок ознакомления с новым материалом | Выбороч-ный опрос | Презентация «Форматирование текста» | ||||
13. | Работа с текстовым редактором. Форматирование документа. | 1 | 2/3 | 1/3 | 1-6/12 | Практическая работа №7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц) | Форматирование документа. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. | Урок закрепление изученного. | Тестирова-ние. | Компьютерный интерактивный тест | |||
14. | Использование мастеров и шаб-лонов текстового редактора | 1 | 2/3 | 1/3 | 8-13/12 | Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат) | Урок ознакомления с новым материалом | Экспресс-контроль | |||||
15. | Дополнительные возможности текстового редак-тора. Включение в документ формул. | 1 | 2/3 | 1/3 | 1520/12 | Практическая работа №8. Вставка в документ формул. | Включение в текстовый документ формул. | Урок ознакомления с новым материалом | Уплотнен-ный фронталь-ный опрос | ||||
16. | Дополнительные возможности текстового редактора. Включение в документ списков и таблиц. | 1 | 2/3 | 1/3 | 2-27/12 | Практическая работа №9. Создание и форматирование списков. Практическая работа №10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | Включение в текстовый документ списков, таблиц. | Комбинированный урок | Выбороч-ный контроль | Презентация «Таблицы» | |||
III четверть (11 часов) | |||||||||||||
17. | Дополнительные возможности текстового редактора. Включение в документ диаграмм и графических объектов. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 2/3 | 1/3 | 12-17/01 | Включение в текстовый документ диаграмм и графических объектов. | Лабораторно-практическая работа | Тестирование. | Компьютерный интерактивный тест | ||||
18. | Редактирование документа. Проверка Орфо-графии. Запись и изменение выделений. | 1 | 2/3 | 1/3 | 19-24/01 | Проверка правописания в текстовом документе. Запись и выделение изменений. | Урок ознакомления с новым материалом | Тестирова-ние. | Компьютерный интерактивный тест | ||||
19. | Дополнительные возможности текстового редак-тора. Создание закладок и ссылок. Разработка и испо-льзование стиля. | 1 | 2/3 | 1/3 | 26-31/01 | Практическая работа №11. Создание гипертекстового документа | Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Разработка и использование стиля: абзацы и заголовки. | Урок ознакомления с новым материалом | Экспресс-контроль | ||||
20. | Системы перевода и распознания текстов. | 1 | 2/3 | 1/3 | 2-7/02 | Практическая работа №12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода Практическая работа №13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа | Распознавание текста. Компьютерные словари и системы переводов текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документов. | Комбинированный урок | Выборочный контроль | ||||
21. | Контрольная работа по теории №3 по теме: «Обработка текстовой информации» | 1 | 2/3 | 1/3 | 9-14/02 | Комбинированный урок | Контрольная работа по теории №3 | ||||||
22. | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета) | 1 | 2/3 | 1/3 | 16-21/02 | Практикум I/ | Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных нецифровых носителей. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат, ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использование сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимися записанной устной речи. | Урок – практикум. | Проверка выполнения работы | ||||
Обработка графической информации (4 часа) | |||||||||||||
23. | Компьютерная графика: растровая и векторная. | 1 | 2/3 | 1/3 | 23-28/02 | Практическая работа №14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования. | Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. | Урок ознакомления с новым материалом. | Тестирование | Презентация «Компьютерная графика» | |||
24. | Работа с графическими редакторами. | 1 | 2/3 | 1/3 | 2-7/03 | Практическая работа №15 Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования. | Интерфейс графических редакторов. | Комбинированный урок. | Тестирова-ние. | Компьютерный интерактивный тест | |||
25. | Форматы графических файлов. | 1 | 2/3 | 1/3 | 9-14/03 | Практическая работа №16. Ввод изображения с помощью сканера, использование готовых графических объектов. Практическая работа №17. Сканирование готовых изображений. | Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. | Лабораторно-практи-еская работа | Уплотнен-ный фронталь-ный опрос | Презентация «Графические форматы» | |||
26. | Контрольная работа по теории №4 по теме: «Обработка графической информации» | 1 | 0 | 1 | 16-21/03 | Практикум II. | Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создание изображений с помощью инструментов графического редактора. Создание изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Контрольная работа по теории №4 | ||||
Мультимедийные технологии (8 часов) | |||||||||||||
27. | Понятие и области применения мультимедиа Технические средства мультимедиа. | 1 | 2/3 | 1/3 | 23-28/03 | Понятие мультимедиа. Области применения. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | Презентация «Мультимедиа технологии» | ||||
IV четверть (8 часов) | |||||||||||||
28. | Компьютерные презентации. | 1 | 2/3 | 1/3 | 7-12/04 | Практическая работа №18. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. | Компьютерные презентации. Слайд. Дизайн презентации и макеты слайдов. | Комбинированный урок | Тестирование. | Компьютерный интерактивный тест | |||
29. | Создание компьютерных презентации. | 1 | 2/3 | 1/3 | 13-18/04 | Практическая работа №19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора. | Дизайн презентации и макеты слайдов. | Урок применения знаний и умений. | Экспресс-контроль | ||||
30. | Технические приемы записи видеоинформации. | 1 | 2/3 | 1/3 | 6-11/04 | Практическая работа №20. Запись изображения и звука с использованием различных устройств (цифрового фотоаппарата, сканера, магнитофона). | Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Мультимедиа, области применения мультимедиа. Компьютерная презентация. Виды компьютерных презентаций. Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. | Урок ознакомления с новым материалом Лабораторно-практическая работа. | Экспресс-контроль | ||||
31. | Технические приемы записи звуковой информации. | 1 | 2/3 | 1/3 | 27-2/05 | Практическая работа №21. Запись музыки. Практическая работа №22. Обработка материала, монтаж информационного объекта. | Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране. | Урок - практикум | Фронтальный опрос | ||||
32. | .Монтаж проекта. | 1 | 2/3 | 1/3 | 4-9/05 | Компьютерный проект | Монтаж. | Урок - практикум | Самост. работа | ||||
33. | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации. | 1 | 2/3 | 1/3 | 11-16/05 | Компьютерный проект | Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. | Урок - практикум | Самост. работа | ||||
34. | Представление презентации – проекта. | 1 | 2/3 | 1/3 | 18-23/05 | Компьютерный проект | Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране | Урок проверки знаний и умений | Защита проекта | ||||
35. | Резерв. | 1 | 1 | 0 | 24-29/05 | ||||||||
Итого: | 35 | 24 | 11 |
IХ класс
Номер урока | Тема урока | Часы | Дата План факт | Практика | Научные термины, понятия (предметная терминология) | Содержание, методические приемы | Вид контроля, измерители | Примечание (информационные технологии, ЦОР) | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||||
I четверть (16 часов) | ||||||||||||
1 | Введение: структура курса. Правила поведения и инструкция по технике безопасности в компьютерном классе. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1 | 0 | 2-6/09 | Структура курса. Правила поведения и инструкции по технике безопасности на рабочем месте, в компьютерном классе. | Беседа | Фронталь-ный опрос | Презентация | |||
Обработка числовой информации (6 часов) | ||||||||||||
2 | Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. | 1 | 2/3 | 1/3 | 2-6/09 | Практическая работа № 23. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Практическая работа № 24. Создание и обработка таблиц | Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Ввод и редактирование данных в готовой таблице. Создание, оформление и обработка таблиц. | Лекция Практическая работа | Фронталь-ный опрос | Презентация | ||
3 | Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. | 1 | 2/3 | 1/3 | 8-13/09 | Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции | Лекция | Проверка выполнения работы. Индивиду-альное тестирование | Готовые файлы Компьютерный интерактивный тестирование | |||
4 | Ввод математических формул. Построение диаграмм и графиков. | 1 | 2/3 | 1/3 | 8-13/09 | Практическая работа № 25. Ввод математических формул и вычисление по ним. Практическая работа № 26. Построение диаграмм и графиков. | Ввод математических формул и вычисление по ним в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков. | Практическая работа | Проверка выполнения самостоятельной практи-ческой работы | |||
5 | Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. | 1 | 2/3 | 1/3 | 15-20/09 | Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов. | Практикум. | Групповая работа над проблемной задачей | Готовые файлы | |||
6 | Обработка числовой информации в ПК. Табличный процессор MS Excel | 1 | 2/3 | 1/3 | 15-20/09 | Решение задач на обработку числовой информации средствами табличного процессора MS Excel. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). | Урок обобщения и систематизации знаний | Устный опрос | Готовые файлы | |||
7 | Контрольная работа №1 по теме: «Обработка числовой информации» | 1 | 2/3 | 1/3 | 22-27/09 | Контрольная работа | ||||||
Представление информации (6 часов) | ||||||||||||
8 | Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. | 1 | 1/3 | 2/3 | 22-27/09 | Практическая работа № 27. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе. | Естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. | Лекция | Тестиро-вание с помощью компью-терной программы Проверка выполнения работы | Презентация Компьютерный интерактивный тестирование | ||
9 | Системы счисления. Арифметические действия. | 29-4/10 | Практическая работа № 28. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора. | Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе | Практическая работа. | Проверка выполнения работы | Презентация | |||||
10 | Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). | 29-4/10 | Практическая работа № 29. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. | Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. | Комбинированный | Тестирование. Работа по карточкам | Компьютерный интерактивный тестирование | |||||
11 | Кодирование звуковой информации. | 6-11/10 | Практическая работа № 30. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). | Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). | Комбинированный | Письмен-ный опрос | Презентация | |||||
12 | Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. | 6-11/10 | Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. | Комбинированный | Уплотнен-ный опрос у доски | Презентация | ||||||
13 | Контрольная работа №2 по теме «Представление информации» | 14-19/10 | Представление информации | Проверка выполнения работы | Презентация | |||||||
Алгоритмы и исполнители (19 часов) | ||||||||||||
14 | Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. | 14-19/10 | Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. | Лекция | Идивиду-альный опрос | Презентация | ||||||
15 | Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). | 20-25/10 | Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). | Лекция | Массовый контроль | Презентация | ||||||
16 | Алгоритмические конструкции: следование. | 20-25/10 | Практическая работа № 31. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. | Алгоритмические конструкции: следование. | Комбинированный | Письменный опрос | Презентация | |||||
II четверть (8 часов) | ||||||||||||
17 | Алгоритмические конструкции: ветвление. | 1 | 2/3 | 1/3 | 3-8/11 | Практическая работа № 32. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления. | Алгоритмические конструкции: ветвление. | Комбинированный | Экспресс-опрос по карточкам | Презентация | ||
18 | Алгоритмические конструкции: повторение. | 1 | 2/3 | 1/3 | 3-8/11 | Практическая работа № 33. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла. | Алгоритмические конструкции: повторение. | Комбинированный | Экспресс-опрос по карточкам | Презентация | ||
19 | Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. | 1 | 2/3 | 1/3 | 10-15/11 | Способы разбиения задачи на подзадачи, понятие и использование вспомогательного алгоритма. | Комбинированный | Самостоя-тельная работа | Готовые файлы | |||
20 | Алгоритмы работы с величинами: типы данных. | 1 | 2/3 | 1/3 | 10-15/11 | Понятие типы данных величин и их способы описания | Лекция | Выборочный опрос | Презентация | |||
21 | Алгоритмы работы с величинами: ввод и вывод данных. | 1 | 2/3 | 1/3 | 17-27/11 | Алгоритмы ввода и вывода данных величин. | Лекция | Тестирова-ние | Компьютерный интерактивный тестирование | |||
22 | Языки программирования. Классификация языков программирования. | 1 | 2/3 | 1/3 | 17-27/11 | История развития языков программирования, их классификация. | Лекция | Выборочный опрос | Презентация | |||
23 | Среда программирования Turbo Pascal. Знакомство с языком Pascal. | 1 | 2/3 | 1/3 | 24-29/11 | Практическая работа Запуск и завершение работы в интегрированной среде программирования TP, знакомство с меню и их функциями. | Среда программирования Turbo Pascal. Запуск и завершение работы в интегрированной среде программирования TP. Основные меню и их функции. Знакомство с языком Pascal. Правила записи программы. Правила представления данных в компьютере средствами Turbo Pascal. | Комбинированный | Фронталь-ный опрос Проверка выполнения работы | Презентация | ||
24 | Подпрограмма. | 1 | 2/3 | 1/3 | 24-29/11 | Практическая работа № 34. Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму. | Алгоритм (программа), содержащий подпрограмму. | Комбиниро-ванный урок | Фронталь-ный опрос Проверка выполнения работы | Готовые файлы | ||
25 | Одномерные массивы. | 1 | 2/3 | 1/3 | 1-6/12 | Практическая работа № 35. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива. Практическая работа № 36. Разработка алгоритма (программы), требующего для решений поставленной задачи использования логических операций.. | Алгоритм (программа) обработки одномерного массива. Использования логических операций в алгоритмах. | Комбиниро-ванный урок | Проверка выполнения работы | Готовые файлы | ||
26 | Двумерные массивы. | 1 | 2/3 | 1/3 | 1-6/12 | Алгоритм (программа) обработки двумерного массива. Использования логических операций в алгоритмах. | Комбиниро-ванный урок | Фронталь-ный опрос | Презентация | |||
27 | Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. | 1 | 2/3 | 1/3 | 8-13/12 | Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. | Лекция | Фронталь-ный опрос Взаимопро-верка (работа по карточкам в парах) | Презентация | |||
28 | Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. | 1 | 2/3 | 1/3 | 8-13/12 | Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. | Комбиниро-ванный урок | Взаимопро-верка (работа по карточкам в парах) | Презентация | |||
29 | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. | 1 | 2/3 | 1/3 | 15-20/12 | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. | Комбиниро-ванный урок | Самостоятельная работа | Готовые файлы | |||
30 | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | 1 | 2/3 | 1/3 | 15-20/12 | Практикум VI | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу. | Урок практикум | Проверка выполнения работы | Готовые файлы | ||
31 | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу. | 1 | 2/3 | 1/3 | 2-27/12 | Практикум VI | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу. | Урок практикум | Фронталь-ный опрос Проверка выполнения работы | Готовые файлы | ||
32 | Контрольная работа № 3 по теме: «Алгоритмы и исполнители». | 1 | 2/3 | 1/3 | 2-27/12 | Алгоритмы и исполнители. | Урок проверки знаний и умений | Контрольная работа | ||||
III четверть (11 часов) | ||||||||||||
Формализация и моделирование (8 часов) | ||||||||||||
.33 | Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 2/3 | 1/3 | 12-17/01 | Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. | Лекция | Экспресс-опрос (тестирова-ние) | Презентация | |||
34 | Модели, управляемые компьютером. | 1 | 2/3 | 1/3 | 12-17/01 | Практическая работа № 37. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. Практическая работа № 38. Построение генеалогического дерева семьи. | Модели, управляемые компьютером. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. Построение генеалогического дерева семьи. | Лекция Практическая работа | Тестирование. Проверка выполнения работы | Презентация | ||
35 | Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная графика. Диаграммы, планы, карты. | 1 | 2/3 | 1/3 | 19-24/01 | Практическая работа № 39. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования. | Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная графика. Диаграммы, планы, карты. | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | Презентация | ||
36 | Компьютерные модели. | 1 | 2/3 | 1/3 | 19-24/01 | Практическая работа № 40. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. Практическая работа № 41. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. | Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. | Практическая работа | Проверка выполнения работы | |||
37 | Таблица как средство моделирования. | 1 | 2/3 | 1/3 | 26-31/01 | Практическая работа № 42. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе. | Основные этапы и средства компьютерного моделирования Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе | Лекция Практическая работа | Разработка заданий (практичес-кая задача) Проверка проекта, созданного средствами Excel | Презентация | ||
38 | Работа с учебной базой данных. | 1 | 2/3 | 1/3 | 26-31/01 | Компьютерный проект | Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей САП для создания чертежей, схем, диаграмм. | Урок - практикум | Проверка выполнения работы | |||
39 | Формализация и моделирование | 1 | 2/3 | 1/3 | 2-7/02 | Формализация и моделирование | Урок - семинар | Фронтальный опрос | Презентация | |||
40 | Контрольная работа № 3. по теме: «Формализация и моделирование». | 1 | 2/3 | 1/3 | 2-7/02 | Формализация и моделирование. | Урок проверки знаний и умений | Контрольная работа | ||||
41 | Табличные базы данных. Ввод и редактирование записей. | 1 | 2/3 | 1/3 | 9-14/02 | БД, типы данных, СУБД и принцип работы с ними. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные БД. | Урок - лекция | Само-стоятельная работа | Презентация | |||
42 | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных. | 1 | 2/3 | 1/3 | 9-14/02 | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД. | Урок – лекция | Информа-ционный диктант | Компьютерное тестирование | |||
43 | 1 | 2/3 | 1/3 | 16-21/02 | Практическая работа № 43. Поиск записей в готовой базе данных. Практическая работа № 44. Сортировка записей в готовой базе данных. | Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных. | Проверка выполнения работы | |||||
44 | Работа с учебной базой данных. | 1 | 2/3 | 1/3 | 16-21/02 | Компьютерный проект | Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов. | Урок - практикум Урок обобщения и систематизации знаний. | Проверка выполнения работы Контрольное тестирование | |||
Информационные технологии в обществе(4 часа) | ||||||||||||
45 | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. | 1 | 2/3 | 1/3 | 23-28/02 | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. | Урок – лекция | Экспресс-опрос (тестирование | Презентация | |||
46 | Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. | 1 | 2/3 | 1/3 | 23-28/02 | Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. | Урок – лекция | Самостоятельная работа | Презентация | |||
47 | Защита информации. | 1 | 2/3 | 1/3 | 2-7/03 | Практическая работа № 53. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. Практическая работа № 54. Защита информации от компьютерных вирусов. Практическая работа № 55. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы. | Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы. | Урок - практикум | Проверка выполнения работы | Готовые файлы | ||
48 | Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи. | 1 | 2/3 | 1/3 | 2-7/03 | Практикум Х. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи. | Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов. | Урок - практикум | Проверка выполнения работы | |||
Коммуникационные технологии (12 часов) | ||||||||||||
49 | Процесс передачи информации. | 1 | 2/3 | 1/3 | 9-14/03 | Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование информации. Скорость передачи информации. | Урок – лекция | Выборочный опрос | Презентация «Передача информации» | |||
50 | Локальные и глобальные компьютерные сети. | 1 | 2/3 | 1/3 | 9-14/03 | Локальные и глобальные компьютерные сети. | Урок – лекция | Тестирова-ние | Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети», компьютерное тестирование | |||
51 | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Безопасность работы в Интернете | 1 | 2/3 | 1/3 | 16-21/03 | Информационные ресурсы и сервисы компь4ч5ютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. | Урок – лекция | Информа-ционный диктант | Презентация «Услуги Интернета» | |||
52 | Электронная почта как средство связи. | 1 | 2/3 | 1/3 | 16-21/03 | Практическая работа № 45. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. | Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. | Комбинированный урок | Самостоятельная работа Проверка выполнения работы | Презентация «Электронная почта» | ||
53 | Сервисы интернета. | 1 | 2/3 | 1/3 | 23-28/03 | Практическая работа № 46. Путешествие по Всемирной паутине. Практическая работа № 47. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. | Путешествие по Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. | Урок - практикум | Проверка выполнения работы | Презентация | ||
54 | Поиск информации в сети Интернет. | 1 | 2/3 | 1/3 | 23-28/03 | Поиск информации в Интернет. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. | Урок - лекция | Информа-ционный диктант | Презентация «Язык запросов» | |||
IV четверть (8 часов) | ||||||||||||
55 | Архивирование и разархивирование. | 1 | 2/3 | 1/3 | 6-11/04 | Практическая работа № 48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Практическая работа № 49. Загрузка файла из файлового архива. | Архивирование и разархивирование Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Загрузка файла из файлового архива.. | Урок - лекция | Выбороч-ный опрос Проверка выполнения работы | Готовые файлы | ||
56 | Расширенный поиск и сохранение страниц. | 1 | 2/3 | 1/3 | 6-11/04 | Практическая работа № 50. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Практическая работа № 51. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. | Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. | Урок - практикум | Проверка выполнения работы | Презентация | ||
57 | СозданиеWeb-страниц по шаблону. | 1 | 2/3 | 1/3 | 13-18/04 | Практическая работа № 52. Создание комплексного информационного объекта в виде Web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов. | Создание комплексного информационного объекта в виде Web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов. | Урок - практикум | Проверка выполнения работы | Готовые файлы | ||
58 | Планирование Web– сайта. | 1 | 2/3 | 1/3 | 13-18/04 | Практикум IX. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде WEB-страницы (WEB- сайта) с использованием шаблонов. | Планирование Web-страницы сайта. Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков изображений. Использование ссылок (гипертекста). | Урок - практикум | Проверка проекта, созданного в виде Web-сайта. | Презентация | ||
59 | Хранение информации, обработка информации и коммуникационные технологии. | 1 | 2/3 | 1/3 | 20-25/04 | Хранение информации, обработка информации и коммуникационные технологии. | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Тестирова-ние | Компьютерное тестирование | |||
60 | Итоговая контрольная работа по теме: «Обработка информации и коммуникационные технологии» | 1 | 2/3 | 1/3 | 20-25/04 | Обработка информации и коммуникационные технологии. | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Контрольная работа. | Презентация | |||
61 | Повторение по теме: «Информация и информационные процессы» | 1 | 2/3 | 1/3 | 27-2/05 | Основные информационные процессы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами Количество информации. Единицы измерения количества информации. | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Презентация | ||||
62 | Повторение по теме: «Обработка числовой, текстовой, графической информации» | 1 | 2/3 | 1/3 | 27-2/05 | Практикум по созданию комплексного документа. | Комплексный документ. Работа по созданию комплексного документа. | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Проверка выполнения работы | Презентация | ||
63 | Повторение по теме: «Представление информации» | 1 | 2/3 | 1/3 | 4-9/05 | Кодирование текстовой, звуковой, графической и числовой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Арифметические действия. | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Презентация | ||||
64 | Повторение по теме: «Алгоритмы и исполнители» | 1 | 2/3 | 1/3 | 4-9/05 | Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические структуры. Язык программирования Паскаль. | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Презентация | ||||
65 | Повторение по теме: «Формализация и моделирование» | 1 | 2/3 | 1/3 | 11-16/05 | Формализация и моделирование. Виды моделирования. Компьютерное моделирование. | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Презентация | ||||
66 | Повторение по теме: «Хранение информации» | 1 | 2/3 | 1/3 | 11-16/05 | Практикум в СУБД. | Системы управления базами данных. Создание, редактирование, поиск информации. | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Проверка выполнения работы | Презентация | ||
67 | Повторение по теме: «Информационные технологии в обществе» | 1 | 2/3 | 1/3 | 18-23/05 | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Презентация | ||||
68 | Повторение по теме: «Коммуникацион-ные технологии» | 1 | 2/3 | 1/3 | 18-23/05 | Практикум по поиску информации в сети Интернет. | Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Поиск информации в сети Интернет. | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Проверка выполнения работы | Презентация | ||
Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
рабочая программа по информатике, 9 класс (по учебнику Семакина)
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), программы базового курс...
рабочая программа по информатике, 10 класс (по учебнику Семакина)
Настоящая программа составлена на основе "Обязательного минимального содержания обучения информатике", рекомендованного Минобразованием РФ. Содержание программы полностью соответствует требованиям к р...
рабочая программа по информатике, 11 класс (по учебнику Семакина)
Настоящая программа составлена на основе "Обязательного минимального содержания обучения информатике", рекомендованного Минобразованием РФ. Содержание программы полностью соответствует требованиям к р...
Рабочая программа по "Информатике и ИКТ" к учебнику Семакина, 9 класс
Рабочая программа для общеобразовательных школ базовый уровень. Содержит календарно-тематический план с планируемым домашним заданием. Представлены темы практических работ в соответствии с Примерной...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс Семакин
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс Семакин...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, И.Г. Семакин , ФГОС ,8 класс
Рабочая программа по информатике по учебнику И.Г. Семакина ФГОС 8 класс . Поясниткльная записка, календарно-тематическое планирование...