рабочая программа по информатике, 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме

    Предлагаемая концепция и программа обучения информатике, методически обеспеченная комплектом учебников, полностью отражает обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендуемый Министерством образования Российской Федерации, и определяется потребностями и задачами информационного общества.
    В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_11_klass.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Предлагаемая концепция и программа обучения информатике, методически обеспеченная комплектом учебников, полностью отражает обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендуемый Министерством образования Российской Федерации, и определяется потребностями и задачами информационного общества.
   В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика».        Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления является целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого обучающегося.
   Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно объект, система, информация, цель, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий. Следствием этого является расширение системы понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям относятся: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспечение (системное, прикладное, инструментарий программирования), файл и др.
   Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями цели при передаче знаний и умений: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой задачи, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислить еще множество различных аспектов цели, но важно одно — требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной.

    Учитывая все вышесказанное, в качестве основных целей информатики можно выделить следующие:
• формирование информационной культуры обучающегося, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;
• обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов.
• развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

    Третий уровень, определяющий предпрофессиональную подготовку школьника, ориентирован на 11-е классы общеобразовательных учреждений и является продолжением базового курса по информатике. Изучение информатики и ИКТ  в 11-ом классе рассчитано на 1 час в неделю, всего 34 часа в год.  Для более эффективной организации образовательного процесса в педагогической деятельности использую следующие технологии на уроке: личностно-ориентированная, проблемно-развивающая, информационная, компьютерная, проектную. Наиболее часто использую такие формы уроков как:  урок-исследование, урок-семинар, урок-практикум, общественный смотр знаний.

На этапе контроля и самоконтроля решаются следующие образовательные задачи:

  1. выявить качество усвоения обучающимися  знаний и способов действий;
  2. определить недостатки в знаниях и способах действия обучающихся;
  3. установить причины выявленных недостатков;
  4. обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Контроль осуществляется посредством контрольных работ, срезов, тестирований.

Рекомендуется в программе обучения для 11-го класса выделить некоторый объем времени для освоения клавиатуры десятипальцевым методом. Может быть использована любая доступная методика, включая компьютерный тренажер.

    Программное обеспечение всех тем непрерывного курса информатики является стандартным для образовательных учреждений и ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft:  для базового курса — операционная система Windows 98 (95, 2000), текстовый процессор Word 97 (2000, Works 4.0), табличный процессор Excel 97 (2000, Works 4.0), система управления базами данных Access97 (2000, Works 4.0), для предпрофессиональной подготовки — операционная система Windows98 (95, 2000), текстовый процессор Word 97 (2000), , система управления базами данных Access 97(2000), программа презентаций PowerPoint 2003. С учетом уровня знаний учащихся и выделенного объема часов по выбору преподавателя изучаются современные программные продукты обработки графических изображений, звука, видеофрагментов.

«Утверждено»

Директор школы__________Ю.П.Ермаков

(приложение 1)

Календарно-тематическое планирование

«Информатика и ИКТ. 11 класс»,

уч-к: Информатика и ИКТ под редакцией Н.В.Макаровой, базовый уровень,

изд.: Питер, 2010 год.

1  час в неделю, 34 часа в год  

Тема урока

Количество часов

Вид, форма контроля

Дата проведения

Примечания

по расписанию

по факту

                           1 четверть

            Глава 1. Основы социальной информатики (4 часа)

1.

Инструктаж по технике безопасности. Роль и значение информационных революций. Хар-ка информационного общества.

1

2.

Информационная культура современного человека.

1

3.

Информационные ресурсы.

1

ФО

4.

Этические  правовые нормы информационной деятельности. Информационная безопасность.

1

Глава 2. Информационные системы и технологии (2 часа)

5.

Информационные системы.

1

6.

Информационные технологии.

1

Глава3. Информационная технология автоматизированной обработки текста (7 часов)

7.

Практикум. Инструменты автоматизации редактирования документа.

1

ПР

8.

Практикум. Инструменты автоматизации форматирования документа.

1

ПР

9.

Практикум. Стилевое форматирование.

1

ПР

2 четверть

10.

Практикум. Стилевое форматирование.

1

ПР

11.

Практикум. Перекрёстные ссылки.

1

ПР

12.

Практикум. Сортировка

1

ПР

13.

Обобщение по теме «Информационная технология автоматизированной обработки текста»

1

зачёт

Глава 4. Информационная технология хранения данных (13 часов)

14.

Представление о базах данных.

1

15.

Виды моделей данных.

1

16.

Система управления базами данных Access.

1

17.

Инструменты СУБД для управления видом представления данных.

1

3 четверть

18.

Этапы разработки БД.

1

19.

Практикум. Теоретические этапы разработки БД.

1

ПР

20.

Практикум. Создание файла базы данных.

1

ПР

21.

Практикум. Создание таблиц.

1

ПР

22.

Практикум. Связь между таблицами и ввод данных в связанные таблицы.

1

ПР

23.

Практикум. Управление базой данных в СУБД Access. Формы.

1

ПР

24.

Практикум. Сортировка и отбор данных.

1

ПР

25.

Практикум. Создание запросов.

1

ПР

26.

Практикум. Создание отчётов.

1

ПР

Глава 5. Информационные технологии в обществе (8 часов)

27.

Практикум. Оценка скорости передачи

и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.

1

ПР

4 четверть

28.

Практикум. Защита информации от компьютерных вирусов.

1

ПР

29.

Практикум. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

1

ПР

30.

Практикум. Архивация данных.

1

ПР

31.

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов. 

1

ПР

32.

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов. 

1

ПР

33.

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов. 

1

ПР

34.

Обобщающее повторение.

1

Учебно-тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

Глава 1. Основы социальной информатики.

4 часа

Глава 2. Информационные системы и технологии.

2 часа

Глава3. Информационная технология автоматизированной обработки текста.

Практических работ

7 часов

6

Глава 4. Информационная технология хранения данных.

Практических работ

13часов

8

Глава 5. Информационные технологии в обществе 

Практических работ

8 часов

7

Литература

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень / Под редакцией проф. Н.В.Макаровой.-СПб.: Питер, 2006.- 224с.: ил.
  2. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2007. – 352с.
  3. Информатика: методическая копилка преподавателя/ О.Б.Воронкова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс,2008. – 313, [1]с.
  4. Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы /  авт.-сост. Т.К. Смыковская. – 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2009. – 224с. – (Образовательный стандарт)
  5. Цифровые образовательные ресурсы.
  6. Основы информатики: Курс лекций/ Р.С.Гиляревский – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320 с.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Выпускники 11 класса должны знать/понимать:

  1. основные технологии создания, редактирования, оформле ния, сохранения, передачи информационных объектов раз личного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  2. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  3. назначение и функции операционных систем.

Выпускники 11 класса должны уметь:

  1. оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  2. распознавать и описывать информационные процессы в соци альных, биологических и технических системах;
  3. использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  4. оценивать достоверность информации, сопоставляя различ ные источники;
  5. иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  6. создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  7. просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по за просу пользователя;
  8. наглядно представлять числовые показатели я динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  9. соблюдать правила техники безопасности и гигиенические ре комендации при использовании средств информационно-ком муникационных технологий (ИКТ).
  10. уметь использовать приобре тенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
  11. для эффективного применения информационных образователь ных ресурсов в учебной деятельности, в том числе при само образовании;
  12. для ориентации в информационном пространстве, работы с рас пространенными автоматизированными информационными си стемами;
  13. для автоматизации коммуникационной деятельности;
  14. для соблюдения этических и правовых норм при работе с ин формацией;
  15. для эффективной организации индивидуального информаци онного пространства.

Содержание образования.

11–ый класс.

Глава 1.  Основы социальной информатики. (4 часа)

     О роли и значении информационных революций. Характеристика индустриального общества. Характеристика информационного общества. Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в информационное.  Информационная культура современного человека. Информационные ресурсы. Представление об информационных ресурсах. Информационные услуги и продукты. Этические нормы. Контрольные вопросы и задания. Знать этические и правовые нормы информационной деятельности людей, правовое регулирование, понятие информационной безопасности.  Основные цели и задачи информационной безопасности. Информационные угрозы. Информационная безопасность для различных пользователей  компьютерных систем.

Глава 2. Информационные системы и технологии. (2 часа)

     Информационные системы. Представление об информационной системе. Понятие разомкнутой и замкнутой информационной системы. Классификации информационных систем.  Типовые обеспечивающие подсистемы информационной системы. Знать информационные технологии. Уметь сопоставлять материальную и информационную технологии, использовать     инструментарий информационной технологии.  Информационные технологии и информационные системы. История развития информационной технологии.

Глава3. Информационная технология автоматизированной обработки текста. (7 часов)

        Инструменты автоматизации редактирования. Редактирование и форматирование документа.    Проверка орфографии в документе. Использование инструментов Автозамена и Автотекст. Поиск и замена специальных символов.  Обработка сканированного текста. Инструменты автоматизации форматирования.  Автоперенос.  Расстановка переносов в документе.  Вставка номеров страниц.  Отключение нумерации на отдельных страницах.  Стилевое форматирование. Применение стандартных стилей.   Изменение стандартных стилей. Знать/уметь: создание нового стиля, создание стиля на основе выделенного фрагмента, определение стилей в документах, форматирование первого абзаца после заголовка,  стили заголовков с нумерацией, создание оглавления. Нумерация таблиц и рисунков.  Создание автоматической нумерации рисунков и таблиц.  Перекрестные ссылки.  Перекрестные ссылки в колонтитулах.  Перекрестные ссылки на список литературы.  Обновление автоматически созданных полей.  Сортировка списка источников. Сортировка в таблице.

Глава 4. Информационная технология хранения данных. (13 часов)

     Представление о базах данных.  Роль информационной системы.  Основные понятия базы данных. Представление о модели данных.  Иерархическая модель данных.  Сетевая модель данных. Реляционная модель данных. Связи между таблицами реляционной модели данных. Графическое обозначение реляционной модели. Преобразование иерархической и сетевой моделей данных к реляционной.  Назначение систем управления базами данных.  Интерфейс СУБД Ассеss.  Инструменты СУБД для создания таблиц. Знать технологию описания структуры таблицы. Уметь использовать инструменты СУБД для управления видом  представления данных. Инструменты СУБД для обработки данных. Инструменты для вывода данных. Этапы разработки базы данных.  Управление базой данных в СУБД. Создание файла базы данных.  Создание файла новой базы данных. Изменение свойств таблицы.    Вставка рисунков в таблицу. Редактирование структуры таблицы. Связи между таблицами и ввод данных

в связанные таблицы.  Создание связей между таблицами.  Удаление и восстановление связей.  Ввод данных в таблицы.  Использование Мастера подстановок. Управление базой данных в СУБД Ассеss.  Создание составной формы. Редактирование составной формы.  Ввод данных с помощью форм. Изменение вида подчиненной формы.  Составная форма на основе трех таблиц. Сортировка данных в таблице.  Фильтр по выделенному.  Бланк расширенного фильтра.  Создание запроса на выборку.  Условия отбора и сортировка в запросах. Запрос с параметрами.

Глава 5. Информационные технологии в обществе. (8 часов)

     Технология архивации данных.  Лицензионное, пиратское  и свободно распространяемое программное обеспечение. Скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.  Знать основы сайтостроения.  Уметь создавать и обрабатывать комплексы информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...