«Одномерные массивы: решение задач на добавление и удаление элемента»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме

 

Конспект урока разработан для учащихся 10 классов изучающих язык программирования Pascal. В конспекте подробно на примерах объясняется, как можно добавить и удалить элементы в одномерном массиве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_massivam_na_udalenie_i_dobavlenie_elementov.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы: Одномерные  масивы 

 

 

Учитель информатики: Иванова И.А.

 

Тема урока:  «Одномерные массивы: решение задач на добавление и удаление элемента ».

 Цели урока:

 - содействовать развитию логического мышления, умений самостоятельно работать;

- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению новых понятий, необходимых для решения задач данного типа: размерность массива увеличивается при добавлении элементов в массив и уменьшается при его удалении,  способствовать выработки привычки к постоянной занятости каким-либо делом;

- содействовать  воспитанию  интереса  к предмету.

 Тип урока:  изучение новых  знаний.

Х О Д    У Р О К А

 

I.  Организационный момент.                                         2 мин.

   

II.  Актуализация опорных знаний.                               5 мин.

 

1.     Что такое массив? 

 

Ответ: Массивом называется упорядоченная последовательность величин одного типа, обозначаемая одним именем 

2.     Что такое размерность массива? 

 

Ответ: Количество элементов в массиве называется его размерностью.    

 

3.     Какими величинами характеризуется каждый элемент массива? 

 

Ответ: Каждый элемент массива имеет:

  1. имя
  2. индекс
  3. значение.

Например:

 на рис.1 массив А состоит из 9 элементов (т.е. размерность массива равна 9).

 

                   A[1]      A[2]     A[3]     A[4]     A[5]     A[6]    A[7]    A[8]    А[9]

5

2

9

5

7

8

2

14

6

 

                                           Рис. 1

  

Рассмотрите 1-ый элемент массива и дайте ему характеристику:

  1. имя                А
  2. индекс        1
  3. значение        5

4.     Где нужно разместить описание массива в программе? 

 

Ответ:  Описание массива в Паскале задается в разделе переменных var и

       включает в себя:

        1. Имя   массива.

        2. Ключевое слово   A R R A Y (т.е. массив).

        3. Диапазон  изменения индексов, определяемый граничной парой:

   

           1..40    1..N    5..20      

   

           где 1, 1 и 5    - наименьшее возможное значение индекса

               40, N и 20 - наибольшее возможное значение индекса

         

         4. Тип элементов массива.

 

          var  имя1, имя2: array [граничная пара] of тип элементов;

         

   Выбрать правильное описание массива:

а) Var А: array[1..78] of integer;

б)   var B1: array[1..5] ;

в) Var C= array[1..13] of integer;

 

5.     Как происходит обращение к элементам массива? 

 

Ответ:  Чтобы получить доступ к нужному элементу массива, нужно указать имя массива и его индекс (порядковый номер элемента в массиве), который записывается в квадратных скобках после имени массива.  

Как обратиться к 5 элементу массива с именем Е?

а)  5(Е);

б)   Е[1..5];

в)   Е[5]

 

  1. Как напечатать элементы массива "в столбик"? "В строчку"? 

Ответ:  а) в столбик -                                 б) в строчку -

For I:=1 to 5 do                                         For I:=1 to 5 do

Writeln ('B[', I, ']=', B[I]);                         Write (B[I]:6);

 

 


 

III.  Изучение нового материала                                              14 мин.

 

1. Изучение нового материала рассмотрим на решении  задачи №1и №5:

Добавление элемента в массив:

1) Задать случайным образом N элементов числового массива – числа от 0 до 20. Вставить в него число «-20» перед к-ым элементом.

Чтобы вставить в массив новый элемент на место К, нужно прежде всего предусмотреть для него место в массиве. Поэтому объявление массива будет выглядеть так: <имя>: array [1..n+1] of <тип>;

Обязательно ввести к – ый порядковый номер. В теле программы все элементы, начиная с к-ого и до N, следует передвинуть на 1 место к концу массива. После этого можно на к-ое место поставить значение, заданное по условию задачи:

For i := n downto к do

a[i+1] := a[i];

a[i] := <новое значение>;

Решение:

Program zad1;

Uses crt;

Var  I,N,K:byte; A:array[1..100] of integer;

Begin clrscr;

Writeln(‘Введи размерность массива’);

Readln (N);

Writeln(‘исходный массив’);

Randomize;

For i:=1 to N do begin

A[i]:=random(20)+1;

Write(A[i]:3);

End;

Writeln;

Writeln(‘Введи номер к-го элемента’);

Readln (K);

For i:=N downto K do

A[i+1]:=A[i];

A[i]:=-20;

Writeln(‘измененный массив’);

For i:=1 to N+1 do begin

Write(A[i]:3);

Readln;

End.


Удаление элементов из массива.

5) Задать случайным образом N элементов числового массива – числа 0 до 10. Удалить из него10-ый элемент.

Чтобы удалить из массива элемент № 10, нужно все элементы, начиная с (10+1)-ого, передвинуть на 1 место к началу массива. Тогда алгоритм удаления элемента запишется так:

For i := 10 to n-1 do

a[i] := a[i+1];

Решение:

Program zad2;

Uses crt;

Var  I,N:byte; A:array[1..100] of integer;

Begin clrscr;

Writeln(‘Введи размерность массива’);

Readln (N);

Writeln(‘исходный массив’);

Randomize;

For i:=1 to N do begin

A[i]:=random(10)+1;

Write(A[i]:3);

End;

Writeln;

For i:=10 to N-1 do

A[i]:=A[i+1];

Writeln(‘измененный массив’);

For i:=1 to N-1 do begin

Write(A[i]:3);

Readln;

End.


Самостоятельная работа в группах:

Задать случайным образом N элементов числового массива

2) вставить «10» перед первым положительным элементом;

 При решении данной задачи, обратить внимание учащихся на то, что необходимо сначала найти  первый положительный элемент и определить его порядковый номер.

Решение:

Program zad3;

Uses crt;

Var  I,N,x:byte; A:array[1..100] of integer;

Begin clrscr;

Writeln(‘Введи размерность массива’);

Readln (N);

Writeln(‘исходный массив’);

Randomize;

For i:=1 to N do begin

A[i]:=random(20)-10;

Write(A[i]:3);

End;

Writeln;

For i:=N downto 1 do begin

If A[i]>0 then x:=I;

End;

Writeln(‘порядковый номер первого положительного элемента =’,x);

For i:=N downto x do

A[i+1]:=A[i];

A[i]:=10;

Writeln(‘измененный массив’);

For i:=1 to N+1 do begin

Write(A[i]:3);

Readln;

End.

3) Ввести N элементов массива при помощи клавиатуры, учитывая, что максимальный элемент в массиве задан один раз. Вставить число «0» перед максимальным элементом;

При решении данной задачи, обратить внимание учащихся на то, что необходимо сначала найти  максимальный  элемент и определить его порядковый номер.

4) Задать случайным образом N элементов числового массива, вставить перед последним элементом >5, элемент равный среднему арифметическому элементов массива.

При решении данной задачи, обратить внимание учащихся на то, что сначала необходимо подсчитать сумму элементов массива, после чего найти среднее арифметическое элементов массива, а потом определить номер  последнего элемента > 5, после которого  вставляется   среднее арифметическое элементов массива.

 6) Ввести N элементов массива при помощи клавиатуры, учитывая, что минимальный элемент в массиве задан один раз. Удалить из массива минимальный элемент.

При решении данной задачи, обратить внимание учащихся на то, что необходимо сначала найти  минимальный  элемент и определить его порядковый номер.

  

IV. Заключение.                                                               2 мин.

 

Домашнее задание.

Задача №3, №6 

Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся.

 


Повторение пройденного материала

1.     Что такое массив? 

 

2.     Что такое размерность массива? 

 

 

3.     Какими величинами характеризуется каждый элемент массива? 

 

Например:

 на рис.1 массив А состоит из 9 элементов (т.е. размерность массива равна 9).

 

                   A[1]      A[2]     A[3]     A[4]     A[5]     A[6]    A[7]    A[8]    А[9]

5

2

9

5

7

8

2

14

6

 

                                           Рис. 1

  

Рассмотрите 1-ый элемент массива и дайте ему характеристику:

4.     Где нужно разместить описание массива в программе? 

 

   Выбрать правильное описание массива:

а) Var А: array[1..78] of integer;

б)   var B1: array[1..5];

в) Var C= array[1..13] of integer;

 

5.     Как происходит обращение к элементам массива? 

 

Как обратиться к 5 элементу массива с именем Е?

а)  5(Е);

б)   Е[1..5];

в)   Е[5]

 

  1. Как напечатать элементы массива "в столбик"? "В строчку"? 

Задачи:

1) Задать случайным образом N элементов числового массива – числа от 0 до 20. Вставить в него число «-20» перед к-ым элементом.

2) Задать случайным образом N элементов числового массива. Вставить число «10» перед первым положительным элементом;

3) Ввести N элементов массива при помощи клавиатуры, учитывая, что максимальный элемент в массиве задан один раз. Вставить число «0» перед максимальным элементом;

4) Задать случайным образом N элементов числового массива, вставить перед каждым элементом >5, число «100».

5) Задать случайным образом N элементов числового массива – числа 0 до 10. Удалить из него10-ый элемент.

 6) Ввести N элементов массива при помощи клавиатуры, учитывая, что минимальный элемент в массиве задан один раз. Удалить из массива минимальный элемент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач ЕГЭ на одномерные массивы

Данная разработка может быть использована пр подготовке учащихся к ЕГЭ и объяснении задания С2....

Одномерные массивы. Поиск элемента массива.

Расматриваются алгоритм линейного поиска и бинарного поиска в отсортированном массиве....

Одномерные массивы. Вставка, удаление элемента.

Расматриваются алгоритмы вставки и удаления элемента, в том числе и бинарная вставка в отсортированный массив....

Схема конспекта урока «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»

Предмет   «Информатика»    Класс   9  Тема урока  «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»Тип урока: комбинированныйОборудование: компью...

Решение задач как один из важнейших элементов обучения физике

В статье освещается вопрос о важности и необходимости обучения решению физических задач. Практика решения задач, по нашему мнению, способствует формированию УУД, таким образом, приближая учащихся к ст...

Одномерные массивы на языке Паскаль. Вычисление суммы элементов одномерного массива на языке Паскаль

Данная разработка может быть использована в виде опорного материала для работы на уроке по изучению  темы указанной ниже. Учебник: Информатика. Учебник для 9 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю....

Презентация по информатике «Решение задач на одномерные массивы», 8 класс

Линейный (одномерный) массив – массив, у которого в описании задан только один индекс; если два индекса, то это двумерный массив и т. д. Одномерные массивы часто называют векторами, т....